.
СОДЕРЖАНИЕ
№
| Название главы
| Стр
|
| Содержание
| 2
| 1
| ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
| 3
| 1.1.
| Пояснительная записка
| 3
| 1.2.
| Планируемые результаты освоения обучающимися ООП (модель выпускника)
| 6
| 1.3.
| Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП.
| 7
| 1.3.1.
| Общие положения
| 7
| 1.3.2.
| Требования к уровню подготовки выпускников основного общего образования
| 9
| 2.
| СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
| 26
| 2.1
| Обязательный минимум содержания образования
| 26
| 2.2
| Перечень учебных программ отдельных учебных предметов, курсов.
| 73
| 3.
| ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
| 88
| 3.1.
| Учебный план основного общего образования (на основе ФКГОС-2004)
| 88
| 3.2.
| Годовой календарный учебный график
| 90
| 3.2.
| Система условий реализации основной образовательной программы
| 96
|
| Приложения
|
|
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Основная образовательная программа основного общего образования МОБУ гимназии №1 (ООП ФКГОС ООО) для классов, реализующих федеральный компонент государственного образовательного стандарта на основе БУП 2004, разработана на основе ст.2, 66 Федерального Закона «Об образовании», п.10 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам, а также в соответствии с образовательными запросами учащихся.
ООП конкретизирует основные общеобразовательные программы с учетом особенностей гимназии.
МОБУ гимназия №1 несет ответственность за выполнение своей образовательной программы перед родителями учащихся, учредителем, и обязана ежегодно публиковать отчет о выполнении образовательной программы гимназии.
Программа разработана коллективом педагогов, родителей МОБУ гимназии №1, согласована на управляющем совете МОБУ гимназии №1 (протокол № 1 от 30 августа 2016 года), принята решением педагогического совета (протокол № 1 от 30 августа 2016 года).
Целью реализации основной образовательной программы основного и среднего общего образования в соответствии с ФКГОС является дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания основного общего образования, подготовка обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору по продолжению образования.
Для достижения поставленных целей при разработке и реализации основной образовательной программы основного общего образования МОБУ гимназия №1 предусматривает решение следующих основных задач:
обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;
взаимодействие образовательной организации при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами (как внутри системы образования, так и в рамках межведомственного взаимодействия);
выявление и развитие способностей обучающихся, их профессиональных склонностей, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных организаций дополнительного образования детей, взаимодействия с социальными партнерами;
участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутригимназической социальной среды;
включение обучающихся в процессы познания и преобразования внегимназической социальной среды (округа, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
Образовательная программа является одним из средств управления качеством образования, цели образовательной программы станут гарантом
получения качественного образования.
Образовательная программа гимназии принимается сроком на 5 лет – на период работы по ФКГОС. Гимназия оставляет за собой право корректировать отдельные разделы программы по мере необходимости.
Основной целью гимназии № 1 является формирование образовательной среды для полноценного развития учащихся, раскрытия их творческого потенциала, развития универсальных и социокультурных компетенций.
На предметном уровне происходит усиление русского языка и английского языка. Среди общекультурных умений уделяется внимание освоению французского языка как второго иностранного языка.
Достижение указанных целей обеспечивается решением соответствующих задач по уровням образования.
На уровне основного общего образования:
- сохранение физического и психического здоровья;
- формирование опыта самопознания, самореализации, индивидуального и коллективного действия;
- формирование познавательной мотивации, определяющей установку на продолжение образования;
- формирование общих приемов и способов интеллектуальной и практической деятельности (компетентностей), в том числе специфических для предметных областей;
- формирование устойчивости к асоциальным влияниям, к возникновению вредных привычек и неадекватных способов поведения;
- включение в образовательный процесс современных информационных технологий;
- включение в образовательный процесс гимназии возможностей дополнительного образования (кружки, секции, студии - различные виды развивающей деятельности);
- создание условий для осознанного выбора каждым учащимся своей образовательной траектории.
Основные принципы реализации образовательной программы:
уважение к личности каждого участника образовательного процесса – ученика, учителя, родителя;
соответствие образовательного процесса возрастным, а также индивидуальным- психологическим и физиологическим особенностям учащихся 7-9 классов;
обеспечение преемственности начального общего, основного общего и среднего общего образования;
охрана здоровья и обеспечение безопасности учащихся;
содержательная интеграция разных предметных областей основного общего образования.
Содержание образовательной программы основного общего образования для 7-9 классов гимназии №1 отражает требования ФКГОС и группируется в три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
Характеристика учащихся, которым адресована основная образовательная программа
Образовательная программа адресована учащимся 7-9 классов и предполагает удовлетворение познавательных запросов учащихся и потребностей родителей в получении их детьми качественного образования на повышенном уровне сложности филологической направленности.
Образовательная программа ориентирована на учащихся, достигших 12 – 16 лет и старше, имеющих первую или вторую группу здоровья. Наличие третьей и четвертой группы здоровья не исключает возможности обучения в гимназии №1, но определяет содержание индивидуального сопровождения.
При зачислении соблюдается порядок приема учащихся, гарантирующий их право на образование в соответствии с Федеральным Законом ФЗ-273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», Уставом гимназии №1. Отличительные особенности содержания
образования гимназии № 1
Приоритетным направлением является воспитание социально грамотной личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях.
Для этого необходимо научить ребенка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, то есть формировать у него универсальные компетентности:
Коммуникативная компетентность включает овладение всеми видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
Языковая компетентность предполагает овладение языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими, синтаксическими).
Социокультурная компетентность включает приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям родного языка.
Социальная компетентность – обогащение социальным опытом, накопленным человечеством, привитие норм жизни в обществе, умение отстаивать свою позицию и выслушивать мнение других.
Учебно-познавательная компетентность – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения родного языка, литературы и культуры, в том числе с использованием информационных технологий.
Для создания условий для освоения учащимися теоретического и практического материала о русском языке и английском языке перед педагогами гимназии ставятся следующие задачи:
обеспечить развитие у учащихся умения ставить цель и планировать свою деятельность в монологической и диалогической речи;
создать содержательные и организационные условия для подготовки будущих выпускников к успешному функционированию в социуме, для развития у учащихся умений анализировать информацию и использовать ее для общественно-полезной деятельности;
содействовать развитию умений использовать научные методы познания: наблюдения, эксперимент, доказательность;
содействовать развитию таких качеств личности, как собранность, уважительность, любовь к родному языку, культуре и литературе;
помочь учащимся осознать социальную, практическую и личную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности.
В гимназии проводятся мероприятия, направленные на развитие внутреннего потенциала личности ребенка, на создание благоприятных условий для его развития. Для осуществления поставленных задач проводится работа в разных направлениях:
Проведение предметных недель.
Организация и проведение недели «Театр и дети».
Участие в различных социальных проектах мирового масштаба, таких как Игры Юных Соотечественников, Всемирные Хоровые Игры и других.
Научно-исследовательская деятельность: проведение научно-практической конференции учащихся с целью формирования у гимназистов умений и навыков научных исследований.
Планируемые результаты освоения обучающимися ООП
Учащиеся, завершившие обучение по общеобразовательным программам основного общего образования, должны достичь следующих результатов:
сохранение физического и психического здоровья;
сформированность опыта самопознания, самореализации, индивидуального и коллективного действия;
сформированность познавательной мотивации, определяющей установку на продолжение образования;
сформированность общих приемов и способов интеллектуальной и практической деятельности (компетентностей), в том числе специфических для предметных областей;
сформированность устойчивости к асоциальным влияниям, к возникновению вредных привычек и неадекватных способов поведения;
овладение современными информационными технологиями;
индивидуальное развитие на базе возможностей дополнительного образования (кружки, секции, студии);
сформированность осознанного выбора каждым учащимся дальнейшей образовательной траектории;
освоение образовательной программы основного общего образования на уровне требований федерального компонента образовательного стандарта основного общего образования;
готовность к продолжению обучения.
Образовательная программа гимназии № 1 направлена на достижение следующих целей:
1) обеспечение освоения учащимися общеобразовательной программы основного общего образования на уровне, превышающем требования обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по русскому языку и английскому языку;
2) создание педагогических условий, направленных на всестороннее развитие учащихся гимназии, формирование готовности к самореализации в условиях динамичных социальных изменений;
3) обеспечение норм СанПИНов, использование образовательных технологий, учитывающих необходимость сохранения физического и психического здоровья учащихся.
Задачи образовательного процесса гимназии № 1:
развить у учащихся ключевые компетентности, востребованные в условиях постиндустриального общества;
обеспечить полное усвоение учащимися обязательного минимума содержания общего образования в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, а в рамках гуманитарных дисциплин – превышающее уровень этих требований;
обеспечить реализацию субъектной позиции учащихся в образовательном процессе гимназии;
обеспечить преемственность образовательного процесса гимназии при переходе от одного уровня обучения к другому;
выявить и создать педагогические условия развития способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики;
организовать креативную обучающую среду для развития научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности учащихся;
включить обучающихся в процессы познания и преобразования внегимназической социальной среды для приобретения опыта реального управления и действия;
сформировать у выпускника гимназии готовность к продолжению обучения по образовательным программам среднего общего и профессионального образования.
|