насилия; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями.
Профилактика употребления психоактивных веществ - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих употребление алкогольной, наркотической, табачной продукции несовершеннолетними, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями.
Индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
Правонарушение - родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права, и представляет собой юридический факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. За правонарушение законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.
Административное правонарушение - противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Административным Кодексом Российской Федерации или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Нормативно-правовые основы организации профилактики употребления ПАВ, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
При организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений необходимо опираться на действующее международное законодательство, законы Российской Федерации, Республики Татарстан, нормативные документы Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района.
В образовательном учреждении должен быть сформирован пакет законодательных и нормативно-правовых документов, регламентирующих вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, употребления ими ПАВ, который должен включать следующие нормативно-правовые документы:
Международное законодательство (Конвенция ООН о правах ребенка);
Законы и постановления Российской Федерации:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 года;
Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 21 апреля 2006 года (в ред. федеральных законов от 29.06.2010 № 126-ФЗ, от 27.07.2010 № 227-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2012 № 19-П);
Закон «Об Образовании» 10 июля 1992 года N 3266-1;
Семейный кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон от 28 апреля 2009 года № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (12.05.2009 г.);
Федеральный закон № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года;
Федеральный закон № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 года;
Федеральный закон №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года;
Федеральный закон №3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" от 8 января 1998 г. (с изменениями и дополнениями).
Законы и постановления Республики Татарстан:
Закон Республики Татарстан № 107-ЗРТ «Об участии граждан в обеспечении общественного порядка в Республике Татарстан» от 01 ноября 2005 года;
Закон Республики Татарстан N 50-ЗРТ "О профилактике наркомании и токсикомании" от 29 октября 2009 года;
Закон Республики Татарстан № 71-РТ «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, и нравственному развитию в Республике Татарстан» от 14 октября 2012 года;
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан №924 «О развитии молодежного правоохранительного движения в Республике Татарстан» от 30 октября 2012 года;
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан № 1043 "Об утверждении Республиканской целевой программы по профилактике терроризма и экстремизма в Республике Татарстан на 2012 - 2014 годы" от 21 декабря 2011года;
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан № 90 "О Республиканской стратегии действий в интересах детей на 2013-2017 годы" от 11 февраля 2013 года;
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан №1043 «Об утверждении республиканской целевой программы по профилактике терроризма и экстремизма в Республике Татарстан» от 21 ноября 2011 года;
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан №289 "О внесении изменений в Долгосрочную целевую программу профилактики наркотизации населения в Республике Татарстан на 2011-2015 годы, утвержденную постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.10.2010 №865 "О Долгосрочной целевой программе профилактики наркотизации населения в Республике Татарстан на 2011-2015 годы" от 11 апреля 2012 года;
Комплексная программа профилактики правонарушений в Республике Татарстан на 2011-2014 годы. (Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан № 890 от 10 ноября 2010 года);
Долгосрочная целевая программа профилактики наркотизации населения в Республике Татарстан на 2011-2015 годы (Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан №866 от 29 октября 2010 года);
Протоколы заседания антинаркотической комиссии в Республике Татарстан;
Программа отдыха, оздоровления, занятости детей и молодежи Республики Татарстан.
Постановления и распоряжения Главы администрации и руководителя Исполнительного комитета НМР:
Комплексная программа профилактики правонарушений и усиления охраны общественного порядка в Нижнекамском муниципальном районе на 2013-2015 годы;
Решение Нижнекамского городского Совета № 28 от 3.09.2012 г. "О состоянии и мерах по профилактике и противодействию терроризму и экстремизму в городе Нижнекамске";
Комплексная программа по снижению распространения заболеваемости, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), «Анти-СПИД» на 2013-2016 годы;
Программа управления образования «Школа ответственного родительства»;
План мероприятий, направленных на обеспечение безопасности несовершеннолетних в Нижнекамском муниципальном районе;
План мероприятий в рамках стратегии в интересах детей на 2013-2017 годы в Нижнекамском муниципальном районе;
Протоколы заседания антинаркологической комиссии в Нижнекамском муниципальном районе.
Постановления Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
Приказы, распоряжения управления образования;
Инструктивные и методические письма управления образования;
Приказы руководителя образовательного учреждения;
Протоколы ведения заседаний педагогического совета;
Протоколы ведения заседаний попечительского совета образовательного учреждения;
Протоколы ведения заседаний родительского комитета образовательного учреждения;
Протоколы ведения заседаний Совета школы по профилактике правонарушений несовершеннолетних;
Методические рекомендации для педагогов:
Методические рекомендации МО и Н РТ в помощь педагогам и родителям по вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков;
Стандарты организации работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в образовательных учреждениях Республики Татарстан;
Методические материалы (рекомендации) МО и Н РТ "Разъяснение основ российского законодательства в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений";
О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков.
Систематически необходимо обновлять нормативную базу через различные информационные источники: Интернет, публикации в СМИ, официальные сайты органов государственной власти и Нижнекамского муниципального района, сборники нормативных документов и т.д.
Функции муниципальных общеобразовательных учреждений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, употребления мим ПАВ.
Основным законодательным актом, регламентирующим деятельность органов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, является Федеральный закон от 24.06.1999г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с дополнениями и изменениями).
Модель профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, употребления ими ПАВ
Организация психокоррекционной и воспитательно-профилактической работы с несовершеннолетними начинается с анализа источников, лежащих в основе развития отклоняющегося поведения. Его направленность определяют мотивы и потребности подростков. Причины разнообразных недостатков в нравственно-правовом развитии детей и подростков отличаются комплексным характером и, как правило, начинаются с недочетов в семейном воспитании. Вместе с тем источниками отклонений в поведении являются отрицательное отношение учащихся к учебе, неблагополучное положение в коллективе, влияние отрицательной микросреды, отсутствие возможности проявить себя в какой-либо деятельности. На характер мотивов и потребностей, а также выбор средств их реализации существенное влияние оказывают ценностные ориентации подростков. Они формируются в усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, убеждениях, интересах и других проявлениях личности.
Цель реализации модели профилактики - максимальное содействие психическому здоровью и личностному развитию подростков, формирование адаптивного поведения учащихся.
Задачи:
создать условия для осознания обучающимися своих проблем, а также научить вырабатывать собственную позицию и отношение к проблеме;
осуществлять раннее выявление причин способствующих отклонениям в поведении;
минимизировать факторы, препятствующие личностному развитию обучающихся, способствующие отклонениям в поведении;
обучить подростков способам конструктивного поведения, внутреннего самоконтроля, психологической защиты, навыкам эффективного общения в различных жизненных ситуациях;
разрешение личностных конфликтов;
направлять активность учащихся в социально-полезное русло, оказывать помощь в профессиональном и жизненном самоопределении;
формировать основы здорового образа жизни.
Схема профилактики Социально-психологический мониторинг
Профилактическая работа с учащимися, родителями
Индивидуальная диагностика учащихся группы «риска» и семей СОП
Развивающая и коррекционная работа по результатам диагностики
Диагностика эффективности работы с учащимися группы «риска» и из семей СОП Принципы работы:
Личностно ориентированная направленность.
Обеспечение условий для самореализации и осознания подростками своей индивидуальности.
Этапы работы образовательных учреждений
по профилактике правонарушений несовершеннолетних
:
Профилактический этап: осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних через:
организацию в рамках воспитательно-профилактической работы мероприятий по формированию правовой культуры, гражданской и уголовной ответственности у обучающихся;
включение в учебный план образовательного учреждения предметов, образовательных модулей, направленных на формирование законопослушного поведения обучающихся;
использование педагогами современных технологий правового обучения и воспитания – тренингов, деловых и ролевых игр, социального проектирования, компьютерного программирования, совместной продуктивной деятельности и т. д.;
организацию участия школьников в реализации социально значимых проектов, конкурсов, акций районного, республиканского уровня, направленных на формирование гражданско-правового сознания обучающихся;
организацию деятельности детских общественных объединений правовой направленности («SаMоSтоятельные дети», отряды профилактики правонарушений и др.);
привлечение ведомств, общественных организаций, учреждений культуры, спорта, здравоохранения, родительской общественности для проведения совместных проектов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
использование информационных материалов, сборников, публикаций, электронных журналов, плакатов, художественной литературы для организации выставок, проведения классных часов, внеклассных мероприятий по предметам, декад правовой культуры и др. по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
проведение опросов, анкетирования обучающихся и их родителей по основам правовых знаний, законопослушного поведения, уровню правовой культуры;
создание страницы на школьном сайте, размещение специальных информационных стендов, посвященных формированию законопослушного поведения, толерантного сознания, вопросам личной безопасности обучающихся.
Диагностический этап:
Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принятие мер по их воспитанию и получению ими общего образования. Работа в этом направлении предусматривает:
разработку системы ежедневного учета детей, отсутствующих на учебных занятиях с выяснением причин отсутствия и принятием оперативных мер по его возвращению;
направление в управление образования анкеты установленного образца (приложение № 1) на выявленного несовершеннолетнего, не посещающего образовательное учреждение;
направление (ежемесячно) информации о «трудных» учащихся, о проделанной работе в управление образования (отчет по установленной форме – приложение № 3);
совершенствование системы воспитательно-профилактической работы в образовательном учреждении;
обеспечение максимального охвата детей образовательными программами дополнительного образования;
разработку мер поддержки и контроля по каждому обучающемуся и его семье, находящимся в «группе риска»;
организацию деятельности классных руководителей по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся;
проведение мероприятий для родителей по профилактике семейного неблагополучия и предупреждению асоциального поведения обучающихся (в том числе «родительский всеобуч»).
|