Конференции, посвящённые вопросам сохранения


НазваниеКонференции, посвящённые вопросам сохранения
страница1/10
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ

«ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «КУЛЬТУРА»

КОНФЕРЕНЦИИ,

ПОСВЯЩЁННЫЕ ВОПРОСАМ СОХРАНЕНИЯ
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
РОССИЙСКОГО КАЗАЧЕСТВА


2013 год, 2015 – 2016 годов
сборник докладов и сообщений
картинки по запросу казаки югры


Ханты-Мансийск

2016 год
СОДЕРЖАНИЕ


Вступительная статья

Как клялись перед крестом,

Присягнув, не изменили

Перед Богом и Царём…
Из старинной казачьей песни

Из песни, как гласит пословица, слова не выкинешь. Да и народные песни – не просто фольклор, а отражение исторической правды, отношение к тому, о чём человек поёт. Если возможно в нескольких словах охарактеризовать облик Сибирского казачьего войска, то определение находится сразу: безотказное войско. В его истории нет ни Разиных, ни Мазеп – ничего, кроме тяжёлой и не всегда приметной работы слуг Белого Царя, стражей Великой империи.

В истории западноевропейских стран есть период, гордо именуемый Эпохой Великих географических открытий. Не умаляя заслуг мореплавателей Испании и Португалии, Англии и Нидерландов, открывавших в XV – XVII вв. новые земли, мы можем гордо сказать: в истории России тоже была эпоха Великих географических открытий: на протяжении XVII века, менее чем за сто лет огромное пространство от Урала до Тихого океана было присоединено к Русскому государству. И главная заслуга в присоединении новых земель принадлежит казакам.

Разные цели вели этих людей в Сибирь. Одних соблазняли сибирские пушные богатства, других влекла свободная жизнь без дворян и бояр. Третьим вообще негде было приклонить голову на родной Руси, где их ждала виселица. Ермак добился разрешения брать в свой отряд литовцев, поляков, немцев для которых через Сибирь шел путь на родину из русского плена. Ратными подвигами они надеялись заслужить право возвратиться в свое отечество. Постепенно сибирское казачество становится разноэтнической массой с безусловным преобладанием великорусского этноса.

Географические границы сибирского казачества были изменчивы. Дружина Ермака, сократившаяся после его смерти до 90 человек, была бы не в состоянии отстоять завоёванное, если бы последующее политическое продвижение государства не совпало с желанием служилых людей и русских поморов, более свободных, часто по-книжному грамотных и лучше приспособленных к сибирским природно-климатическим условиям – с продолжительной и суровой зимой, коротким, хотя и тёплым, летом, нежели крестьяне центральных регионов страны, получить новые возможности: в торговле и ремёслах, в промыслах и посевных площадях, коих здесь было много; населения на территории Сибири не хватало для полноценного освоения. Постепенно казаками становились служилые люди из различных городов центральной части страны; представители других сословий, повёрстанные в казаки; часть коренного и аборигенного населения, в том числе т.н. «новокрещены», «ермаковы казаки» и их потомки; вольные казаки с Дона, Днепра, Терека, Урала.

Через три столетия пронесли поколения казаков главный завет – служение России, вне зависимости от того – ратное это служение, или занятие иного рода. Дорожили честью казачьей потомки славных казаков. В Берёзове, Сургуте, Нягани, других больших и малых населённых пунктах Югры по сей день живут представители славных фамилий Шатовых, Оболтиных, Первовых, Ямзиных, Козловых, Старковых, Кушниковых, Лапотниковых… Крепкие хозяйственники, рыбопромышленники, торговцы – все они «не за страх, а за совесть» трудились каждый на своём поприще, преумножая славу своего рода.

В последние годы о казачестве написано и сказано много, но споры не утихают. Сложился целый пласт обывательской мифологии, опирающийся на некие «исторические источники», свидетельствующие о древности некоего особого «казачьего» народа (этноса), ничего не имеющего общего ни с русским, ни с украинским народами. И на фоне этого мифа о казачьей исключительности – декларация о казаках как о «верных слугах Царя и Отечества». История представляет собой многоэтапный процесс «огосударствления» казачества, перехода от «дикой вольницы» к сильной и организованной общности, стоящей на страже государственной безопасности России.

Триада «гражданин, хозяин, воин» имеет для определения менталитета российского казачества определяющее значение. Во-первых, казачество осознанно и добровольно принимало на себя обязательства по несению государственной службы. Это было современное для своего времени, хорошо обученное и образцово оснащённое подразделение вооружённых сил. В военное время казачество показывало пример героизма и доблести, а в мирное – способствовало укреплению оборонного потенциала нашей страны, стояло на страже границ и отдалённых рубежей Российского государства. Во-вторых, оно создало уникальную экономическую модель, являясь эффективным собственником и управленцем, мудрым и рачительным хозяином.

Гармоничное сочетание этих взаимосвязанных элементов стало стержнем развития казачества в России. С момента появления казака на свет он уже обладал имущественными правами и сословным статусом («Казаком нужно родиться» – гласила казачья пословица), являлся членом общества и обладал определенными обязанностями по отношению к нему и к государству, что накладывало определенный отпечаток на саму систему воспитания «Казаком нужно стать» – то есть осознать свой долг служения, впитать традиции предков, воспринять ценности православной культуры и этики).

И на войне, и в мирной жизни казачество сохраняло свой уклад, в основе которого был осознанный долг перед государством. Условия службы требовали от казачества постоянной боеготовности, это была жизнь, полная опасностей, которая вырабатывала сильный характер, неустрашимость и выносливость. Эти качества были возведены в ранг моральных добродетелей.

Российское казачество дало миру богатую самобытную культуру. По мере формирования казачества как неотъемлемой части российского народа его культура – музыкальный и прикладной фольклор, устное народное творчество, традиционный уклад быта, взаимоотношения в казачьей семье и общине – стала неотъемлемой частью общенациональной культуры, которую невозможно рассматривать вне контекста общекультурных процессов.

Проблема сохранения казачьих традиций и их использования в нравственном, гражданском, патриотическом воспитании относится к числу тех, что принято в науке называть вечными. Казачьи традиции обогатили многие страницы духовной жизни народов России. Среди казачества были не только русский и украинский этносы, но и огромное количество мордвы, татар, ногайцев, башкир, калмыков, народов Сибири и Дальнего Востока. Казачья культура постепенно стала межэтнической, «впитавшей» в себя многое от культуры тех народов, с которыми приходилось казакам соприкасаться.

Обращение к духовному наследию казачества возможно и должно осуществляться с учётом исторической достоверности своеобразного облика казаков, где патриархальность и семейственность казаков подкреплялась хозяйственной жилкой труженика, прочно стоящего на ногах.

Только такое наличие традиционных для казачества качеств: патриархальность, дисциплина, иерархия, семейственность и приверженность народной культуре – может послужить созданию, возрождению и поддержанию имиджа и авторитета современного казачества.

И поэтому любое казачье общество, воссозданное на исторически знаковом для казачества месте, как первооснову своей деятельности, берет традиционные устои, традиционную культуру казачества. Это опора для нравственного и духовного возрождения казачества.

Обращение к истокам традиционной культуры на современном этапе является закономерным шагом, поскольку возрастает значимость для общества национальной и гражданской составляющей личности, проблем ее этнической и гражданской идентичности, развития культуры межнациональных и межконфессиональных отношений. Казачество, опирающееся на традиционные смыслы понимания нравственных ценностей, гражданской позиции и созидательной любви к Отечеству, в современном мире является силой, способной обеспечить порядок и стабильность, стать звеном в системе противовесов в полиэтничных и многоконфессиональных регионах Российского государства.

В последние годы в Ханты-Мансийском автономном округе проводится большая работа по развитию и поддержке российского казачества. В рамках реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О государственной политике в сфере обеспечения межнационального согласия, гражданского единства, отдельных прав и законных интересов граждан, а также в вопросах обеспечения общественного порядка и профилактики экстремизма, незаконного оборота и потребления наркотических средств и психотропных веществ в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2014 – 2020 годах» (утверждена Постановлением Правительства автономного округа № 428-п от 09.10.2013 г.) проводятся многочисленные мероприятия, пропагандирующие историю и культуру сибирских казаков. Созданы более двух десятков творческих казачьих коллективов в разных населённых пунктах нашего округа, объединяющие представителей разных поколений. Ведётся планомерная кропотливая работа по выявлению, изучению и популяризации богатого культурно-исторического наследия казачества, активное участие в которой принимают представители учёного сообщества, работники культурных учреждений, энтузиасты-любители. Всестороннюю помощь им в этом трудном деле оказывают органы государственной и муниципальной власти автономного округа.

С целью обобщения накопленного опыта в изучении нематериального культурного наследия казачества в Югре проводятся конференции, в которых принимают участие специалисты в области традиционной казачьей культуры из муниципальных образований Югры, так и из других регионов России.

Начало проведения подобных конференций было положено в 2012 году, когда в рамках фестиваля «Сибирь казачья», проходившего в Нефтеюганске, впервые состоялось обсуждение проблем, связанных с сохранением нематериального наследия российского казачества.

С 2015 года местом проведения конференций стал Ханты-Мансийск.

Организатор – автономное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Творческое объединение «Культура» – каждый раз предлагает новую форму проведения, сочетая традиционные выступления с докладами с демонстрацией практических приёмов, направленных на популяризацию культуры казачества. В 2013 году это были шермиции – своеобразное казачье многоборье, в 2015 – презентация Окружного центра казачьей культуры при АУ «Творческое объединение «Культура», в 2016 – интерактивная площадка «Сибирь казачья».

Постепенно расширяется география участников: помимо специалистов в области историко-культурного наследия казачества, представляющих Югру, приглашаются специалисты из других регионов России.

Настоящий сборник содержит тексты докладов и сообщений по вопросам сохранения историко-культурного наследия российского казачества, представленных на конференциях в 2013, 2015 и 2016 годах. Несмотря на разнообразие тем, эти доклады затрагивают самый широкий спектр вопросов в области изучения традиционной культуры российского казачества и, несомненно, могут стать полезны всем интересующимся данным вопросом.
Дмитрий Филипчук,

руководитель Окружного

центра казачьей культуры

автономного учреждения

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Творческое объединение «Культура»
Конференция по вопросам культуры, исторических традиций
и обычаев российского казачества
в рамках V Фестиваля казачьей песни «Сибирь казачья»
(Нефтеюганск, 26 октября 2013 года)


Традиции и обычаи казаков
Гафт Александр Михайлович,

к.п.н. доцент кафедры хореографии

Ханты-мансийский филиал МГУКИ

(г. Ханты-Мансийск)
Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков.

Основу в формировании морально-нравственных устоев казачьих обществ составили 10 Христовых заповедей. Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители по народному их восприятию поучали: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдовиц, защищай от врагов Отечество.

Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи, несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы, поселка. Обычаев, традиций много: одни появляются, другие исчезают. Остаются те, что наиболее отражают бытовые и культурные особенности казаков, что сохраняются в памяти народа от далекой старины: уважительное отношение к старшим; безмерное почитание гостя; уважение к женщине.

Почитание родителей, крестного и крестной было не просто обычаем, а внутренней потребностью заботой о них сына и дочери. Сыновний и дочерний долг перед родителями считался исполненным после того, когда будут справлены поминки сорокового дня, после ухода их в мир иной.

Казаки ценили семейную жизнь и к женатым относились с большим уважением, и только постоянные военные походы заставляли их быть холостыми.

Казачьи семьи были большими, иметь 7–8 детей считалось вполне нормально. И рождение сына праздновалось как рождение воина. Его никогда не называли «мальчиком», а только казаком, казачонком. Казачонка в 3 года сажали на коня, в 5 доверяли ездить самостоятельно, с 7 лет учили стрелять, с 10 – владеть холодным оружием. С 14 (позже с 17) лет юноша считался «малолетком», то есть почти уже полноценным казаком, но младшего возраста, выполнял поручения станичного атамана, служебные обязанности внутри Войска. Женились рано, лет в 17, чтобы успеть произвести потомство, пока муж не уйдет на службу.

Рождение девочки не было таким торжеством, как рождение сына. Это событие было тихой домашней радостью. Но и девочка училась «стать» настоящей казачкой. У нее тоже вырабатывалось особое достоинство, гордость, хозяйственность. Она тоже проходила своеобразные обряды посвящения: ее в 12 лет обычно ставили на лавку, и она спрыгивала во «взрослую» одежду: юбку, сарафан или круг, сделанный из пояса. С малолетства дети получали трудовые навыки. Девочки учились стряпать, печь хлеб, шить, стирать, нянчить младших братьев и сестер.

Крестная мать помогала родителям готовить к будущей замужней жизни девочку-казачку, приучала ее к домашнему хозяйству, рукоделию, бережливости, труду.

На крестного отца возлагалась подготовка казачонка к службе, причем за военную подготовку казака спрос с крестного отца был большим, чем с родного отца.

Авторитет отца с матерью был не просто непререкаем, а настолько почитаем, что без благословения родителей не начинали никакую работу, не принимали решения по наиболее важным делам.

Непочитание отца с матерью считались за большой грех. Без согласия родителей и родни, как правило, не решались вопросы создания семьи: родители принимали самое непосредственное участие в ее создании. Развод у казаков в прошлом являлся редчайшим явлением.

В обращении с родителями и вообще со старшими соблюдались сдержанность, вежливость и уважительность, только на «Вы» – «Вы, мама», «Вы, тату».

Старшинство являлось жизненным укладом казачьей семьи и естественной необходимостью повседневного быта, что скрепляло семейные и родственные узы и помогало в формировании характера, которого требовали условия казачьей жизни.

Уважение старшего – одно из главных обычаев казаков.

Обычай уважения и почитания старшего по возрасту обязует младшего, прежде всего, проявлять заботу, сдержанность и готовность к оказанию помощи и требовать соблюдения некоторого этикета (при появлении старика все должны были встать – казаки при форме приложить руку к головному убору, а без формы - снять шапку и поклониться).

В присутствии старшего не разрешалось: сидеть, курить, разговаривать и тем более – непристойно выражаться.

Считалось непристойным обгонять старика, требовалось испросить разрешение пройти. При входе куда-либо первым пропускается старший.

Неприличным считалось младшему, в присутствии старшего, вступать в разговоры.

Старику (старшему) младший обязан уступить дорогу.

Младший должен проявлять терпение и выдержку, при любых случаях не прекословить.

Слова старшего являлись для младшего обязательными.

При принятии решений обязательно испрашивалось мнение старшего.

При конфликтных ситуациях, спорах, раздорах, драках слово старика (старшего) являлось решающим и требовалось немедленное его исполнение.

Уважение к старшему прививалось в семье с ранних лет. Дети знали, кто из них в отношении кого старше. Особенно почиталась старшая сестра, которую до седых волос младшие братья и сестры величали няней, нянькой, так как она заменяла им занятую домашней работой мать.

Безмерное уважение к гостю обуславливались тем, что гость считался посланцем Божьим. Самым дорогим и деланным гостем считался незнакомый - из дальних мест, нуждающийся в приюте, отдыхе и опеке. Заслуженно подвергался презрению тот, кто не оказывал уважения гостю. Независимо от возраста гостя, ему отводилась лучшее место за трапезой и на отдыхе. Считалось неприличным в течение 3-х суток спрашивать гостя, откуда он и какова цель его прибытия. Даже старик уступал место, хотя гость был моложе его. У казаков считалось за правило: куда бы он ни ехал по делам, в гости, никогда не брал еды ни для себя, ни для коня. В любом хуторе, станице, поселке у него обязательно был дальний или близкий родственник, кум, сват, деверь или просто сослуживец, а то и просто житель, который встретит его, как гостя, накормит и его, и коня, на постоялых дворах казаки останавливались в редких случаях при посещении ярмарок в городах.

Наравне с гостеприимством казаки отличались необыкновенной честностью. Как свидетельствует католический священник Китович, в Сечи можно было оставить на улице деньги, не опасаясь, что они могут быть похищены.

Накормить и угостить своим вином прохожего считалось священным долгом каждого казака.

Уважительное отношение к женщине – матери, жене, сестре обуславливало понятие чести казачки, честь дочери, сестры, жены – по чести и поведению женщины мерилось достоинство мужчины.

В семейном быту взаимоотношения между мужем и женой определялось согласно христианского учения. «Не муж для жены, а жена для мужа». «Да убоится жена мужа». При этом придерживались вековых устоев – мужчина не должен вмешиваться в женские дела, женщина – в мужские. Обязанности были строго регламентированы самой жизнью. Кто и что в семье должен делать – четко разделено. Считалось за позор, если мужчина занимался женскими делами. Строго придерживались правила: никто не имеет права вмешиваться в семейные дела.

Кто бы ни была женщина, к ней надо было относиться уважительно и защищать ее – ибо женщина – будущее твоего народа.

Обычай не допускал, чтобы женщина присутствовала на сборе (круге) даже для разрешения вопросов ее личного характера. За нее с ходатайством выступал или представлял прошение или жалобу отец, старший брат, крестный или атаман. Разговаривая с женщиной на кругу или сходе, казак обязан был встать, а если она пожилых лет – снять шапку.

Ведение домашнего хозяйства лежало на матери-казачке. Казак большую часть жизни проводил на службе, в боях, походах, на кордоне и пребывание его в семье, станице было кратковременным. Однако, главенствующая роль как в семье, так и в казачьем обществе принадлежало мужчине, на котором лежала главная обязанность материального обеспечения семьи и поддержания в семье строгого порядка казачьего быта.

Заботу о воспитании подрастающего поколения проявляли не только родители, но все взрослое население хутора, станицы. За непристойное поведение подростка взрослый не только мог сделать замечание, но и запросто «надрать уши», а то и «угостить» легкой оплеухой, сообщить о случившемся родителям, которые незамедлительно «добавят».

Родители удерживались от выяснения своих отношений в присутствии детей. Обращение жены к мужу, в знак почитания его родителей, было только по имени и отчеству, как отец и мать мужа для жены, так и мать и отец жены для мужа являлись Богоданными родителями.

Женщина-казачка к незнакомому казаку обращалась словом «мужчина». Слово «мужик» у казаков считалось оскорбительным.

Женщина-казачка считала для себя за великий грех и позор появиться на людях с непокрытой головой, носить мужской тип одежды и стричь волосы. На людях, между мужем и женой соблюдалась сдержанность с элементами отчужденности.

Казак к незнакомой женщине-казачке обращался, как правило, к старшей по возрасту «мамаша», а равной - «сестра», к младшей - «дочка» (внучка). К жене – индивидуально каждый усвоенному с молодых лет: «Надя, Дуся, Оксана» и т.д. к пожилым годам – нередко «мать», а то и по имени- отчеству. В качестве приветствия друг друга казаки слегка приподнимали головной убор и с рукопожатием справлялись о состоянии здоровья семьи, о положении дел. Казачки кланялись мужчине на его приветствие, а между собой обнимались с поцелуем и беседой.

При подходе к группе стоящих и сидящих, казак снимал шапку, кланялся и справлялся о здоровье .

При встрече, после долговременной разлуки, а также при прощании, казаки обнимались и прикладывались щеками. Целованием приветствовали друг друга в Великий праздник Воскресения Христова, на Пасху, причем целование допускалось только среди мужчин и отдельно – среди женщин.

Среди казачьей детворы, да и среди взрослых, было принято здороваться (приветствовать) даже незнакомого человека, появившегося в хуторе или станице.

Дети и младшие по возрасту казаки как к родным, знакомым и незнакомым обращались, называя «дядя», «тетя», «тетка», «дядька» и, если знали, называли имя. К пожилому казаку (казачке) обращались: «батя», «батько», «диду», «баба», «бабуня», «бабушка», добавляя, если знали, имя.

При входе в хату (курень) крестились на образа, мужчины предварительно снимали шапку, тоже делали и при выходе.

Характерной особенностью казачьей души была потребность проявить доброту и услугу вообще, а постороннему особенно подать оброненное, помочь поднять, поднести что-либо по пути, помочь при подъеме или выходе, уступить место для сидения, подать при общем застолье что-либо соседу или рядом сидящему. Прежде чем самому что-либо съесть или утолить жажду, должен был предложить рядом стоящему (сидящему).

За грех считали отказать в просьбе просящего и в подаянии – нищему. К жадному человеку остерегались обращаться с просьбой, а при проявлении жадности в момент исполнения просьбы отказывались от услуги, памятуя, что это не послужит добру.

Предпочитали казаки за правило обходиться тем, что есть, а не тем, чем бы хотелось, но не быть в долгу. За долг считали и проявленную к тебе доброту, бескорыстную помощь, уважение. За это казак должен был рассчитаться тем же.

Самым отвратительным пороком в человеке считали обман не только делом, но и словом. Казак, не выполнивший данного им слова или забывший о нем, лишал себя доверия.

Детям до совершеннолетия, не разрешалось быть за столом во время гуляния, приема гостей и вообще в присутствии посторонних. И не просто запрещалось сидеть за столом, но и находиться в комнате, где идет застолье или разговор старших.

Долго существовал обычай умыкания невесты, в случае несогласия родителей невесты на выдачу за неугодного им жениха. Умыкание, как правило, было по предварительному сговору молодых.

За опороченье девицы, если урегулирование конфликта не заканчивалось созданием семьи, виновника ожидала месть родных, двоюродных и троюродных братьев опороченной (нередко приводящая к кровопролитию).

Еще одна характерная деталь казачьего быта: одежду казак воспринимал, как вторую кожу тела, содержал ее в чистоте и опрятности и никогда не позволял себе носить чужую одежду. Каждый предмет формы, казачьего снаряжения имел свой смысл. Фуражка считалась знаком полноправия казака. Нестроевые носили ее без кокарды. А в доме вдовы фуражка висела под иконой, означая, что семья находится под защитой Бога и общины. Нагайка выполняла не только прямое назначение, подстегивать коня, но считалась как бы «мини-перначом», знаком хозяйской власти. В некоторых станицах ее носили только женатые.

В походе, перед боем особое внимание командир обращал на серьги, которые имел право носить только прошедшие полную выучку казаки. Серьга же в ухе мужчин-казаков указывала на роль и место казака в роду. В левом ухе носил серьгу единственный сын у одинокой матери, в правой – последний в роду, где не было наследников по мужской линии, единственный ребёнок у родителей носил две серьги.

Любили казаки застолье, общение, любили и выпить, но не напиться, а попеть песни, повеселиться, поплясать. За столом у казаков горилку не разливали, а подносили на разносе и, если кто уже перехватил «лишку», то его просто обносили, а то и отправляли проспаться.

Не принято было неволить: хочешь – пей. Не хочешь – не пей, но рюмку обязан поднять и пригубить, поговорка говорила «подавать можно, неволить нельзя».

Пьяниц как и в любом народе не переносили и презирали. Умершего от перепоя (алкоголя) хоронили на отдельном кладбище вместе с самоубийцами и вместо креста на могилу забивали осиновый кол.

В обиходе казачьей жизни было много и других особенностей быта, которые были порождены условиями их жизни. Нередко, можно было услышать: «Вот вы, казаки, как дикари, никогда под ручку с женой не появлялись на улице – она идет сзади или сбоку, вы даже ребенка на руках на улице не носили» и прочее.

Обуславливалось это заботой о женщине, чтоб не нанести ей лишний раз душевной травмы. Проводя жизнь в боях, казаки, естественно, несли потери и нередко значительные. И представьте казака, идущего в обнимку со своей любезной, а навстречу – другая молодая мать-казачка, потерявшая мужа – с одним ребенком на руках, а другой держится за подол.

По той же причине и с ребенком на руках казак не появлялся на людях.

На станичных праздниках казачка, пусть и замужняя, могла плясать с любым казаком. С любым могла чесать языки на улице, невинно пококетничать. Степень того, что может себе позволить казачка, зависела от ее семейного положения. Вольность в общении с мужчинами, откровенность разговоров, шуток, допустимый флирт были разными для девиц, замужних, вдов. Но и для казака было позором преступить дозволенное. И чтобы не ошибиться, существовала система «опознания» по женским кольцам. Серебряное на левой руке – девушка на выданье, на правой – уже просватана. Кольцо с бирюзой – жених служит. Золотое на правой руке – замужняя. На левой – разведенная или вдова.

Длительный период у казаков были в обычае мужские беседы (гуляние отдельно от женщин), так и женские без мужчин. А когда собирались вместе (свадьбы, крестины, именины), то женщины садились по одну сторону стола, а мужчины – по другую. Это вызывалось тем, что под воздействием хмельного казак по отношению к чужой жене мог допустить какие-то вольности, а казаки скорые на расправу, пускали в ход оружие.

В прошлом у казаков в свадебных торжествах могли участвовать только женатые и замужние. Для неженатой молодежи отдельно проводились вечеринки и в доме жениха, и в доме невесты до основной свадьбы – это было заботой о нравственности устоев молодежи – ибо на свадьбе в торжествах и пожеланиях допускались определенные вольности.

Очень был востребован культ подарков и гостинцев. Никогда казак не возвращался после долгой отлучки из дома без подарков, а при посещении гостей и в гости не ходили без гостинца.

Развратников холостые казаки в своей среде не терпели, наказывались развратники смертью. Рожденного младенца холостые казаки (принявшие обет безбрачия) нянчили все, и, когда у него появлялся первый зубок, все непременно приходили смотреть его.

Таковы далеко не все традиции и обычаи соблюдаемые в былые времена в среде казаков.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Конференции, посвящённые вопросам сохранения iconДайджест горячие страницы украинской печати
«Голос України», «Урядовий кур`єр», «Українська літературна газета», «Дзеркало тижня», «Вечерний Харьков», «Факти», «Запорізька правда»,...

Конференции, посвящённые вопросам сохранения iconТрезвость курс россии Материалы XVI международной научно-практической...
Гапоу со «Нижнетагильский государственный профессиональный колледж имени Н. А. Демидова»

Конференции, посвящённые вопросам сохранения iconПоложение о проведении научно-просветительской акции
...

Конференции, посвящённые вопросам сохранения iconФорма подготовлена с использованием правовых актов по состоянию на 04. 12. 2015
Форма разработана для Путеводителя по кадровым вопросам. "Отпуск без сохранения заработной платы (за свой счет)"

Конференции, посвящённые вопросам сохранения iconСохранения, преумножения и передачи подрастающему поколению духовно-нравственного...
Администрация города Серпухова Серпуховский Владычный монастырь Серпуховский Высоцкий монастырь Серпуховское благочиние

Конференции, посвящённые вопросам сохранения iconШесть вопросов об отпуске без сохранения зарплаты
В трудовом кодексе отпуску без сохранения заработной платы посвящена только одна статья – 128. Поэтому вопросов с предоставлением...

Конференции, посвящённые вопросам сохранения iconМинистерство российской федерации по делам гражданской
Мчс россии и коллегии по вопросам безопасности при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном...

Конференции, посвящённые вопросам сохранения iconМеждународная научно-практическая конференция Современная наука и...
По итогам работы Международной заочной конференции авторам направляются Сертификаты участников, Программы работы конференции с указанием...

Конференции, посвящённые вопросам сохранения iconПриказ от 27 мая 2003 г. N 285 об утверждении и введении в действие...
Мчс россии и коллегии по вопросам безопасности при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном...

Конференции, посвящённые вопросам сохранения iconОбразец заявления на отпуск без сохранения заработной платы
Прошу предоставить мне по семейным обстоятельствам отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью 4 календарных дня с...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск