Настольная книжка общественного инспектора


Скачать 14.72 Mb.
НазваниеНастольная книжка общественного инспектора
страница1/109
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   109
Комитет за гражданские права
А.В. Бабушкин, А.В. Маяков, А.Е. Махаев

Настольная книжка общественного инспектора
Москва, 2015 год
Настоящее пособие издано в рамках проекта «...» и предназначено для членов Общественных наблюдательных комиссий по наблюдением за соблюдением прав человека в местах принудительного задержания и содействия их деятельности (ОНК), членов общественных объединений, выдвинувших членов соответствующих комиссий, работников прокуратуры, полиции, уголовно – исполнительной системы, по роду своей деятельности взаимодействующих с членами ОНК.

Это пособие дополняет другие пособия для членов ОНК.
1. Из истории общественного контроля за правоохранительными органами в России.

Вопреки взглядам не специалистов, общественный контроль за тюремной системой и правоохранительными органами имели в России и в Советском Союзе давние традиции и почти 200- летний положительный опыт.

Первым успешным опытом общественного контроля можно считать создание по инициативе английского правозащитника Джона Веннинга и Министра просвещения Александра Николаевича Голицына с Высочайшего соизволения Императора Александра Первого Попечительского о тюрьмах Общества. Первым председателем Общества стал А.Н. Голицын. Общество имело 12 директоров и несколько десятков членов из числа видных деятелей культуры, науки, общественных деятелей, ранее никогда не работавших в тюремной системе. Кроме оказания тюремным учреждениям материальной помощи и попечения об освободившихся, помощи им в решении социальных вопросов, члены Общества имели право инспектировать тюрьмы. В первые же годы проведенные им инспектирования выявили такое количество недостатков и нарушений, что с работы были сняты десятки чиновников, не выполнявших своих обязанностей, резко увеличилось государственное и земское финансирование тюрем.

Так как Общество имело статус Санкт – Петербургского (хотя и действовало на всей территории России) в последующем были созданы соответствующие губернские общества, а в конце 19 века – Мужские и Дамские Благотворительные Комитеты, также осуществлявшие функции общественного контроля.

Результатом деятельности Попечительского о тюрьмах общества стали десятки важных изменений в тюремной системе. Именно по инициативе российской общественности создается централизованное тюремное ведомство – Главное тюремное управление, учреждаются отдельные учреждения для осужденных подростков (воспитательно – исправительные заведения, ВИЗ), в тюрьмах взрослые и дети начинают содержаться отдельно друг от друга, с 9 до 11 лет повышается возрастная планка уголовной ответственности, отменяются телесные наказания, часть пути этапирования в Сибирь начинает производиться на пароходе и по железной дороги (до этого этап в отдаленные регионы Сибири занимал почти год), в каждой тюрьме вводится должность штатного врача, смягчаются условия для каторжников.

Именно при содействии общественности тюремная система России становится в конце 19 века одной из лучших в мире.

Отбросив формы и методы общественного контроля за тюрьмой, сложившиеся в 19 веке, большевики и примкнувшие к ним силы, пришедшие к власти в результате событий 1917 года, создают свою систему общественного контроля.

В 1918 году в колониях создаются распределительные комиссии в составе начальника колонии, представителя профсоюза, молодежной организации, советов рабочих и крестьянских депутатов. Эти комиссии решали вопросы перевода из одного учреждения в другое, наложения взысканий, досрочного освобождения от наказания. Так как комиссии состояли из людей занятых, которые регулярно посещать колонию не могли, при распределительных комиссиях для контроля за выполнением их решений возникают наблюдательные комиссии, состоявшие из представителей общественности. В начале 1920-х годов все функции распределительных комиссий переходят к наблюдательным комиссиям, которые осуществляли регулярный и плотный контроль за соблюдением прав заключенных в учреждениях Главного управления мест заключения (ГУМЗ) и других ведомств, имевших места заключения.

Возникновение системы ГУЛАГа исключало возможность общественного контроля за советской пенитенциарной системой. В 1935 году наблюдательны комиссии были ликвидированы.

В 1950-е годы происходит восстановление наблюдательных комиссий, которые создаются при советах депутатов трудящихся. Однако по сравнению с комиссиями 1920-х годов эти комиссии имели существенно более скромные полномочия. Не произошло восстановления прежних полномочий и с принятием Положения о наблюдательных комиссиях 1974 года. Тем не менее комиссии давали согласование на применение к осужденным акта амнистии, условно – досрочного освобождения, перевода в штрафной изолятор или помещение камерного типа. Комиссии существовали при всех советах народных депутатов даже там, где не было колоний или СИЗО, так как одной из их функций была помощь освобожденным в получении жилья и трудоустройстве (согласно ст. 104 ИТК РСФСР освобожденный, прибыв к месту жительства, должен был быть трудоустроен в 10-дневный срок). Вместе с тем наблюдательные комиссии были не вправе работать с заключенными под стражу в СИЗО, содержащимися ИВС, вне их надзора находились и отделения милиции; они занимались только осужденными и освобожденными.

Элементы общественного контроля за деятельностью милиции в СССР содержала и работа комсомольских и партийных органов: так как все милицейские руководители были членами либо партии либо комсомола, нарушения прав граждан "отдельными несознательными милиционерами" были нередкой темой рассмотрения на райкомах партии и комсомола. Разумеется, такой общественный контроль, хотя и был эффективен, не являлся независимым.
После выборов 1990 года в ряде регионов России возникли эффективно работающие Наблюдательные Комиссии, которые возглавили вновь избранные народные депутаты.

Так, в Нижегородской области комиссию возглавил известный правозащитник Сергей Шимоволос, который не только организовал очень тщательный контроль за всеми, даже самыми отдаленными колониями, но и добился снижения наполняемости переполненного почти в 4 раза Нижегородского СИЗО, наказания некоторых злоупотреблявших своими правами сотрудников.

В г. Москве Наблюдательная комиссия была преобразована в Межведомственную комиссию по делам спецучреждений, реадаптации и профилактике правонарушений (председатель – А.В. Бабушкин), в состав которой вошло 4 депутата Моссовета, 2 депутата райсовета, пятеро представителей ведомств, двое ветеранов пенитенциарной системы и 6 представителей общественности. В течении 3 лет Комиссия демонстрировала успешный опыт смешанного депутатско- ведомственно – общественного контроля. С правом совещательного голоса на заседаниях Комиссии присутствовали начальники СИЗО г. Москвы. За время своего существования Комиссия рассмотрела более ста вопросов. Именно благодаря ее решениям были за счет городских доплат в 2 раза до 200 рублей увеличена зарплата сотрудникам СИЗО г. Москвы (вошедшая в историю, как «моссоветовская сотка»), выделены средства на создание в Москве СИЗО № 5, снижен перелимит в СИЗО за счет работы с судами. Комиссия активно работала с судьями. Например, кандидатов на должность судей водили в СИЗО, где они посещали камеры, общались с людьми, видели тюремную жизнь глазами самих сидельцев, начинали понимать настоящую цену судебной ошибки. По инициативе Комиссии Моссовета по благотворительности, деятельности и религиозных организаций (председатель - В.В. Борщев) в трудное для СИЗО время отсутствия финансирования благотворительные организации направили в СИЗО Москвы тысячи тонн гуманитарной помощи. В 1993 году с ликвидацией Советов народных депутатов в России были ликвидированы и Наблюдательные комиссии, а среди них и МВК Моссовета по делам спецучреждений.
В 1994 году на семинаре, который проводили Центр консервативной политики и Фонд «Гласность», А.В. Бабушкиным была высказана идея принятия нормативного акта об общественном контроле за СИЗО и исправительными учреждениями. По просьбе Григоряна С.И. я сделал наброски законопроекта, по которому назначалось 30 общественных инспекторов, контролирующих соблюдение прав человека в СИЗО. На основе этого текста общественная рабочая группа во главе с заслуженным юристом России Сергеем Пашиным создала уже настоящий законопроект. Через правозащитника Льва Левинсона этот законопроект поступил к депутату – яблочнику Валерию Борщеву, являвшемуся заместителем председателя Комитета Гос. Думы РФ по делам общественных и религиозных организаций. В.В. Борщев вместе с депутатами от Партии «ЯБЛОКО» и поддержавшими их коммунистами добивается включения законопроекта в план работы Гос. Думы. После долгих споров и многомесячных согласований законопроект удается так тщательно проработать, что его поддержали все заинтересованные ведомства и Правительство России. В 1997 году Федеральный Закон «Об общественном контроле» был принят Государственной Думой. За принятие Закона об общественном контроле во Второй Госдуме проголосовало 316 депутатов. Однако Совет Федерации под давлением Правительства РФ законопроект отклоняет. Главной причиной неудовольствия Совета Федерации, который тогда состоял из губернаторов и глав органов представительной власти, стало положение закона, в соответствие с которым общественные инспектора имели федеральные полномочия и, будучи назначенными Уполномоченным по правам человека в РФ, обретали право контроля за любым тюремным или милицейским учреждением на территории каждого субъекта РФ. Казалось бы, принятие закона откладывается на неопределенное будущее.

Депутат В. В. Борщев готовит новый вариант законопроекта, в соответствие с которым полномочия общественных инспекторов ограничиваются только их субъектом Федерации, а сами инспектора образуют коллегиальный орган - Общественные наблюдательные комиссии. Однако на этот раз отрицательный отзыв на законопроект был получен от Правительства РФ за подписью Христенко. В 2003 году инициатор принятия законопроекта - Партия «ЯБЛОКО» - не попадает в Думу. В Российской истории не было ни одного случая, чтобы закон, инициированный не попавшей в Парламент партией был бы в дальнейшем принят. В случае, если такой закон хоть как- то затрагивал интересы силовых ведомств, шансов у такого закона практически не оставалось.

Однако правозащитники во главе с депутатом В.В. Борщевым продолжали бороться за принятие закона. Помощь в их борьбе приходит со стороны Президента России В.В. Путина, который дважды во время встречи с членами Общественного Совета по вопросам развития гражданского общества при Президенте России, в которых участвовал В.В. Борщев, внимательно выслушал последнего и высказался в поддержку принятия закона.

Но Госдума сопротивлялась принятию законодательного акта об общественном контроле. Проходит несколько лет, прежде, чем в Думе услышали Президента России, и закон, принятый уже в первом чтении, был поставлен в план весенней сессии 2008 года. В последние месяцы своего президентства В.В. Путину удается выполнить обещание, данное правозащитникам: закон был принят Гос. Думой РФ и подписан новым Президентом России Д Медведевым.
Важную роль в подготовке правозащитных организаций к предстоящему принятию закона об общественном контроле сыграла созданная в 2004 году В.В. Борщевым и Л.В. Волковой «Школа общественного инспектора», занятия в которой прошло несколько сотен активистов правозащитных организаций, а также многие сотрудники ФСИН России. Определенную роль в подготовке кадров для будущих ОНК сыграл и семинар Комитета за гражданские права "Граждане и милиция".

Принятию закона способствовал и "московский эксперимент", когда с 2003 года группа правозащитников под руководством Андрея Бабушкина и Владимира Химаныча начала еженедельно без специального разрешения и полномочий проверять органы милиции г. Москвы. Данные действия правозащитников были поддержаны начальником ГУВД по г. Москве Прониным Владимиром Васильевичем, который не только распорядился пускать правозащитников к любой документации, не связанной с государственной тайной, но и приказал направлять им в помощь сотрудника инспекции по личному составу ГУВД по гю Москве. С 2005 года такие проверки стали проводиться по линии Общественного Совета при ГУВД г Москве, а наиболее активные участники проверки стали членами этого Общественного Совета.

Нельзя не помянуть добрым словом и начальников Управления исполнения наказания Московской области генерал - майора милиции Владимира Спиридоновича Лекомцева и полковника милиции Василия Ивановича Подпружникова, которые в 1994-2001 годах создали уникальные условия для осуществления общественного контроля за соблюдением прав человека в СИЗО и колониях Московской области. Особенностью этого контроля, который осуществлял Комитет за гражданские права (а до его создания - Общество попечителей пенитенциарных учреждений), являлось то, что социальная и гуманитарная помощь осужденным (а иногда и сотрудникам) шла рука об руку с осуществлением общественного контроля. Активно отстаивал помогал в организации общественного контроля за соблюдением прав воспитанников детских колоний начальник отдела ВК ГУИН МВД РФ полковник Александр Николаевич Долгих. Благодаря им в условиях отсутствия законодательства об общественном контроле за 7 лет было осуществлено более тысячи посещений социальной и правозащитной направленности! К сожалению, общественный контроль за учреждениями УИС 1990-х годов оказался завязан на личностные качества руководителей соответствующих управлений.

Среди предпосылок того, что государственная власть приняла идею общественного контроля за правоохранительными органами следует отметить и позицию министра МВД России Р.Г. Нургалиева, который в 2003 году в своем обращении к сотрудникам МВД РФ на необходимость общественного контроля за деятельностью милиции. Генерал армии Рашид Нургалиев стал первым министром в России признавшим необходимость общественного контроля.
В сентябре – ноябре 2008 года общественными объединениями были выдвинуты кандидаты в члены Общественных наблюдательных комиссий регионов страны. Не все общественные объединения оказались в курсе того, что они вправе выдвинуть по 2 члена ОНК. Документы о выдвижении кандидатов в члены ОНК были направлены в Общественную Палату РФ. В Палате материалы поступали в рабочую группу, активными участниками которой стали члены Палаты Олег Зыков и Мария Каннабих. В качестве экспертов Рабочей группы от правозащитного сообщества были приглашены Валерий Борщев, Валентин Гефтер и Андрей Бабушкин. Бывали случаи, когда недальновидные чиновники местных органов исполнительной власти (например, в Нижегородской и Волгоградской области, Краснодарском крае) стремились не допустить к участию в работе ОНК эффективно действующие правозащитные организации. Как правило, Рабочая группа выступала против такого вмешательства.

По состоянию на июль 2009 года ОНК были созданы в 61 субъекте Российской Федерации. В 2 субъектах Федерации – Москве и Нижегородской области комиссии были сформированы в составе по 20 человек. В некоторых же областях комиссии приступили к работе в составе 3 человек – округленных 2/3 от необходимой минимальной численности.

В декабре 2010 года Советом Общественной Палаты России был сформирован второй состав ОНК. Ряд активных и квалифицированных членов прежних комиссий (например, Сергей Шимоволос, Эрнест Мезак, Михаил Кригер) не попали в состав новых Комиссий. В ряде Комиссий обозначились противоречия между вошедшими в их состав правозащитниками и представителями ветеранских организаций, чаще всего не имевших опыт правозащитной деятельности. Впрочем, в большинстве случаев оказывалось, что члены ОНК от ветеранских организаций способны добросовестно защищать права человека в местах принудительного содержания.

В процессе работы ОНК были созданы 2 общероссийские организации членов ОНК: Совет Общественных наблюдательных комиссий, инициированный В.В. Каннабих, в который вошли представители большинства ОНК, и Ассоциация независимых наблюдателей (сопредседатели - Алексеева Л.М., Борщев В.В,, Бабушкин А.В., Гончаренко А.И., Пономарев Л.А.), в которой вошло более 100 членов ОНК. Наверное кто - то со мною не согласиться, но мне кажется, что эти организации успешно дополняют деятельность друг друга.

По состоянию на октябрь 2011 года в России действовало 78 ОНК. Еще в одном субъекте РФ - Карачаево - Черкессии - комиссия находилась в стадии формирования. Только в одном крупном субъекте России - Ставропольском крае - комиссия отсутствовала.

Трехлетний опыт работы ОНК показал, что основными проблемами работы комиссий стало:

- отсутствие средств на проезд членов ОНК к местам нахождения проверяемых учреждений (ФЗ № 76 действенный механизм финансирования ОНК не предусмотрел);

- недостаточная численность членов ОНК (так, в огромном по территории, а также мирному и тюремному населению Красноярском крае ОНК второго созыва была сформирована в составе всего лишь 4 человек);

- занятость членов ОНК, работающих на общественных началах, на основной работе;

- отсутствие у ОНК необходимого аппарата;

- создание препятствий для осуществления общественного контроля в отдельных учреждениях и регионах;

- недостаточное реагирование на рекомендации ОНК со стороны должностных лиц;

- трудности привлечения к проведению проверок экспертов (в ФЗ № 76 возможность участия эксперта в посещении места принудительного содержания прямо не указана, хотя и определенным образом вытекает из закона);

- конфликты внутри некоторых комиссий.

В то же время нельзя не отметить помощь в работе ОНК со стороны некоторых федеральных руководителей ведомств, в отношении которых осуществляется общественный контроль. Так, заместитель директора ФСИН России генерал В.В. Цатуров инициировал приглашение председателей ОНК на совещание региональных управлений ФСИН России по подведению итогов.

Нет никакого сомнения, что деятельность ОНК второго созыва станет решающим этапом в судьбах общественного контроля в России (а может быть и других стран мира) в 21 веке.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   109

Похожие:

Настольная книжка общественного инспектора iconПеречень вопросов, предлагаемых кандидатам в производственные охотничьи...

Настольная книжка общественного инспектора iconРогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие
Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. М.: Владос,1996. 529с

Настольная книжка общественного инспектора icon1. Общие положения
Трудовая книжка один из важнейших личных документов гражданина в нашей стране. С 15 января 1939 г до настоящего времени трудовая...

Настольная книжка общественного инспектора icon«альфа-400К» Руководство налогового инспектора содержание содержание з
Приложение 1 Образцы отчетов режима доступа к фп (режима налогового инспектора) 17

Настольная книжка общественного инспектора iconВ соответствии с Федеральным законом от 24. 07. 2009 №209-фз «Об...
Перечень вопросов, предлагаемых кандидатам в производственные охотничьи инспектора на проверке знания требований к кандидату в производственные...

Настольная книжка общественного инспектора iconКвалификационные требования по должности государственного налогового...
Инспекции Рогозиной Марины Вадимовны, действующей на основании Положения о Инспекции, утвержденного 26. 06. 2015, объявляет о приеме...

Настольная книжка общественного инспектора iconУтверждён комиссией по проверке знания требований к кандидату в производственные...
Перечень вопросов, предлагаемых кандидатам в производственные охотничьи инспектора на проверке знания требований

Настольная книжка общественного инспектора iconНастольная книга Председателя Совета мкд. Взаимодействие с управляющей...

Настольная книжка общественного инспектора iconОформление дубликата трудовой книжки
Трудовая книжка (ТК) – документ, подтверждающий стаж работника. Ее дубликат это единственный документ, который имеет такую же юридическую...

Настольная книжка общественного инспектора iconHow I raised myself from failure to succes in selling
Пер, с англ. Б. Алексеева, 1997. — М.: Агентство «фаир», Информпресс+, 1999. — (Настольная книга бизнесмена)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск