Геополитические и экономические аспекты


НазваниеГеополитические и экономические аспекты
страница1/6
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6


КАСПИЙСКАЯ ПРОБЛЕМА:

ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Каспий за последнее десятилетие превратился в один из узловых регионов глобальной политики, в котором пересекаются геополитические, экономические, геостратегические интересы многих ведущих государств мира, региональных государств, транснациональных компаний, различных национальных, политических и религиозных движений. Здесь наглядно проявляются черты, характерные для набирающего темпы процесса глобализации.

Для России на современном, переломном этапе ее развития детальный анализ процессов, происходящих в Каспийском регионе, является особенно актуальным. И дело не только в оценке возможных угроз национальной безопасности и выработке действенных мер по их нейтрализации и стабилизации обстановки в регионе. Не менее важными являются объективная оценка складывающейся в регионе экономической конъюнктуры и перспектив ее развития, возможных экономических и других рисков и определение на этой основе главных направлений деловой кооперации, сфер вложения капиталов и т.п.
I. ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ВОЗРАСТАНИЯ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО ВЕСА И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ КАСПИЙСКОГО РЕГИОНА
I.1. Выход Каспийского региона на первый план мировой политики обусловлен рядом причин. Основные из них:

1). Курс на укрепление самостоятельности и независимости, интеграцию в мировое сообщество и освобождение от российского влияния, взятый новыми независимыми государствами региона и основанный на использовании своих природных ресурсов и коммуникационных возможностей. (Собственно, у этих стран, по сути, брошенных на произвол судьбы после подписания лидерами трех союзных республик Беловежского соглашения и оказавшихся в чрезвычайно сложном экономическом положении, выбор был небольшой.) Это сразу повысило интерес и Запада, и Востока, и Юга к этим странам и к региону в целом как к важному связующему звену, "перекрестку" мировых энергетических и товарных коммуникаций Европа-Азия и Север-Юг. Сами страны региона стали не без оснований рассматривать нефть и газ Прикаспия как эффективное орудие создания долгосрочных гарантий их независимости и будущего процветания. Это их убеждение активно подпитывается Западом.

2). Политическое, экономическое и военное ослабление России, ее фактический исход из региона. Реально это проявилось не только в окончательном освобождении от единых для всех республик бывшего СССР идеологических догм и не оправдавшей себя политической системы, но и, самое главное, в разрыве экономических связей, разрушении единого народно-хозяйственного комплекса, подрыве целостной общесоюзной социальной сферы, общего оборонного пространства и ликвидации военного присутствия России в регионе. Во всех этих сферах - политической, экономической, военной и др. - образовался своего рода вакуум. За наполнение этого вакуума и усиление своего влияния в регионе началась конкурентная борьба между глобальными и региональными центрами силы.

3). Экономическая привлекательность региона и, прежде всего, его энергетическая ценность как источника энергоресурсов мирового уровня. Помимо углеводородного сырья Каспийский регион богат запасами цветных, редких и драгоценных металлов. В частности, в Казахстане находятся месторождения урана, серебра, хромовой руды, а также залежи фосфоритов мирового уровня (по запасам этих минеральных ресурсов республика занимает 2-е место в мире). Здесь же имеются значительные месторождения меди, свинца, никеля, вольфрама, бывшие в свое время важнейшим (а по ряду элементов единственным) источником для промышленной базы СССР. Запасы калийных солей мирового уровня, а также многих других полезных ископаемых имеет Туркменистан.

Между тем в наиболее развитых странах Западной Европы минерально-сырьевая база в значительной мере истощена. Лишены ее Япония, быстро развивающиеся страны Юго-Восточной Азии. Крайне неравномерное размещение месторождений полезных ископаемых по странам, резко различающимся по уровню потребления сырья и энергии, научно-техническому и социально-экономическому развитию, уже сейчас оказывает, а в будущем еще в большей степени будет оказывать влияние на мировую политическую и экономическую обстановку. Именно с этим связано стремление иностранных компаний Запада (в частности, американских), четко проявившееся сразу же после распада СССР, утвердить свое влияние в области минерально-сырьевой политики в Каспийском регионе, во всех бывших союзных республиках, обладающих богатыми природными ресурсами. И эта экономическая экспансия национальных и транснациональных компаний активно поддерживается политическим руководством западных стран.

Значительную роль в экономической привлекательности Каспийского региона играют и биоресурсы. В Каспийском море находится до 90% мировых запасов осетровых рыб, а возможные доходы от их реализации, по оценкам экспертов, могли бы быть сопоставимы с "нефтяными" доходами.

4). Открыто объявленный США после распада СССР и активно проводимый ими курс на мировое лидерство.

З.Бжезинский в своей книге "Великая шахматная доска" утверждает, что в истории человечества "никогда ни одна держава не господствовала над планетой так, как сейчас США. В их руках экономическая, военная, технологическая и культурная власть над миром". А для сохранения и укрепления своего господства Соединенным Штатам надо уделять особое внимание ряду ключевых районов мира. Среди них З.Бжезинский называет Центральную Азию и Кавказ (то есть Каспийский регион с прилегающими к нему областями). По его мнению, ни в коем случае нельзя допустить, чтобы Иран или Турция, а тем более Россия занимали здесь лидирующее положение.

В полном соответствии со стратегией американского лидерства Каспийский регион был объявлен зоной жизненно важных интересов США и взят под их патронаж. Особое внимание уделяется ключевым странам региона, играющим основную роль в нефтедобыче и транспортировке сырья и занимающим важное геополитическое положение в Прикаспии и Южном Кавказе - Грузии и Азербайджану, которые объявлены стратегическими партнерами США в регионе.

Такой повышенный интерес США к Каспийскому региону объясняется не только необходимостью защиты интересов американских нефтяных и других компаний, принимающих основное участие в разработке углеводородных ресурсов Каспия и развитии его трубопроводных и иных коммуникаций. Более веским основанием является установление контроля над природными ресурсами региона и его транспортными коммуникациями, имеющими глобальное значение. Кроме того, США, укрепившись здесь в политическом, экономическом и военном отношении, смогут оказывать сильное направляющее воздействие на страны этого геополитически важного региона и даже диктовать свои условия "неудобным", стремящимся проводить независимую политику государствам - Ирану, Ираку и в первую очередь - России. Вашингтон не без основания рассматривает Каспийский регион и Кавказ как одну из основных "опорных точек", с помощью которых Россия может вновь возродиться как великая держава. А это противоречит долгосрочным интересам США, и Вашингтон принимает все меры, чтобы ослабить влияние и подорвать экономические позиции России в регионе, направить Баку и другие прикаспийские столицы на проамериканский и прозападный внешнеполитический курс и в конечном счете оторвать страны региона от России "всерьез и надолго".

Так, посол США в Азербайджане Р.Уилсон, выступая в конце июня 2000 г. на слушаниях в американском сенате, среди основных факторов значимости Азербайджана для США назвал азербайджанскую нефть, но при этом признал, что интересы Вашингтона имеют в большей степени политическую, чем экономическую мотивацию. Другим важным фактором он назвал геополитическое положение Азербайджана как транзитного государства для стран, "ищущих опасные вооружения и технологии".

Нет оснований полагать, что новая администрация Дж. Буша-младшего откажется от планов утвердить политическую и экономическую гегемонию США в Прикаспии. Уже первые шаги новой администрации США, выступления ее представителей показали, что США не только не намерены отказываться от роли ведущей державы в Прикаспии, но и собираются усилить здесь свое влияние. России предлагается в этом раскладе роль в лучшем случае второстепенного участника, ничем не выделяющегося среди других государств региона. Но при этом делается совершенно ясный намек, что в случае проявления Россией "строптивости" вполне можно обойтись и без ее участия.

А ситуация для реализации таких планов США все последние годы складывалась в Каспийском регионе исключительно благоприятной. По признанию некоторых американских политических деятелей и аналитиков, она предоставила Соединенным Штатам редкий стратегический шанс - без войны, без серьезных политических усилий, без обременительных финансовых затрат и даже без особого противодействия со стороны кремлевского руководства вытеснить Россию из этого важнейшего геополитического региона, взять под свой контроль его богатые природные ресурсы и коммуникации трансконтинентального масштаба.

В целом можно с достаточной уверенностью утверждать, что в каспийской политике США главенствующую роль играют политические имперские интересы, а экономика часто выступает как инструмент для достижения политических целей.

5). Усиливающаяся активность региональных государств, прежде всего Турции, Ирана.

Турция, провозгласившая лозунг создания "тюркского мира от Балкан до Китая", основные усилия по его реализации сосредоточила именно на странах Каспийского региона - бывших республиках СССР. Турция за последние годы стала здесь одним из влиятельных региональных лидеров. Однако в последнее время темпы роста ее влияния в регионе заметно затормозились. Своей главной цели - полностью заполнить геополитический вакуум, образовавшийся в регионе после распада СССР, Турция достичь не сумела. Отчасти это вызвано ее ограниченными экономическими возможностями, что породило разочарование среди стран Центральной Азии и Южного Кавказа, ожидавших от Турции существенной экономической и финансовой помощи. Другая, не менее весомая причина, - усиление активности других региональных центров силы.

Сильную конкуренцию встречает и другой амбициозный стратегический проект Турции - стать главным "энергетическим мостом" между Европой и Азией. И это несмотря на значительную поддержку таких планов со стороны ее главного стратегического союзника - Соединенных Штатов, которые, в частности, усиленно лоббировали выгодные для Турции маршруты транспортировки энергоносителей Каспийского региона на Запад. В последнее время Турция, не сумев подавить конкурентов в экономической сфере, усилила деятельность в сфере обеспечения региональной безопасности, где она также намеревается занять лидирующее положение. Среди таких инициатив можно назвать "Пакт стабильности для Кавказского региона", тройственный военно-политический союз Турция – Азербайджан - Грузия.

Иран заметно активизировал свою политику как в Каспийском регионе, так и в нефтегазовой сфере в целом. Он, например, в последнее время активно инициирует создание некоего газового содружества по типу объединения стран-экспортеров нефти ОПЕК, в который могли бы войти и страны Центральной Азии, что дало бы Ирану возможность усилить реальные рычаги защиты собственных интересов, влиять на уровень мировых цен на газ и в целом укрепить свои позиции на мировом энергетическом рынке. В частности, с такой инициативой иранцы выступили на конференции Организации экономического сотрудничества, объединяющей страны Центральной Азии, Иран, Пакистан, Турцию, Азербайджан и Афганистан.

Эта активность дает основание некоторым аналитикам говорить о "многовекторном плане регионального наступления", который реализуется Тегераном и имеет целью защиту собственных геополитических и экономических интересов, прежде всего в Каспийском регионе. При этом главным, хотя и не единственным своим конкурентом Иран рассматривает Турцию, которая стремится утвердиться в качестве основного регионального центра силы.

Что касается давнего врага Тегерана - Соединенных Штатов, то после победы реформаторов на парламентских выборах в Иране наметились определенные сдвиги в смягчении взаимоотношений, в чем, хотя и по разным причинам, заинтересованы обе стороны.

В этом отношении показательно недавнее заявление МИД Ирана, в котором говорится, что Тегеран в принципе не возражает против участия внерегиональных сил (имеются в виду США и Евросоюз) в различных проектах, реализуемых в Каспийском регионе (прежде всего проектов, касающихся обеспечения мира и безопасности). Со своей стороны, американские эксперты, близкие к госдепартаменту, утверждают, что администрация США готова поддержать региональные усилия Ирана, рассчитывая, что они будут способствовать главной стратегической задаче США - не допустить усиления здесь влияния России.

Иран предпринимает усилия по восстановлению политических и деловых отношений и со странами Западной Европы. Одним из важных шагов в этом направлении явился визит президента Ирана М.Хатами в Германию в июле 2000 г.
Таковы основные причины, обусловившие возрастание геополитического веса и геополитической привлекательности Каспийского региона.
I.2. О политике России в отношении Каспийского региона. Среди стран-конкурентов, активизирующих свою деятельность в Каспийском регионе, России принадлежит особое место. Район Каспия жизненно важен для нее по совокупности всех факторов - экономических, политических, военно-стратегических, социальных и др. По своим долгосрочным последствиям ситуация в Каспийском регионе является для страны более важной, чем, например, балканская проблема или даже расширение НАТО на Восток. Пренебрежение ею или ошибочная государственная стратегия в отношении Каспия и всего Каспийско-Черноморского региона могут привести к необратимым негативным последствиям:

в геополитическом плане - к утрате важнейших коммуникаций, полному вытеснению России из Каспийско-Черноморского и Центрально-азиатского регионов, превращению ее в заурядное "северное" государство, сырьевой придаток развитых стран и к окончательному лишению статуса мировой державы. Более того, при неблагоприятном для России развитии ситуации именно Каспийский регион может явиться тем катализатором, который инициирует распад Российской Федерации;

в политическом отношении - к потере многовековых надежных союзников в лице государств Закавказья и Центральной Азии, более того, к их возможной политической переориентации в недружественные России режимы;

в экономическом отношении - к частичной или даже полной потере традиционных рынков Каспийского региона и Кавказа, утрате доходов от транспортировки нефти и газа (а с реализацией идеи восстановления "Великого шелкового пути" - и от других сырьевых и товарных потоков), к огромным экономическим и финансовым потерям.

Не менее опасны и возможные негативные для России последствия в социальной и экологической областях.

Вероятность такого развития событий усиливается тем, что Россия как традиционный, исторически сложившийся центр силы в Прикаспии является основным объектом политического и экономического давления со стороны "новых глобалистов" - США и их западных союзников.

Тем не менее, невзирая на очевидные неблагоприятные и даже катастрофические для России последствия, политика российского руководства в отношении Каспийского региона все последнее десятилетие была пассивной, непоследовательной, противоречивой во многих своих аспектах, слабо учитывающей складывающиеся реалии.

С приходом к президентской власти В.Путина положение, похоже, начинает меняться. В этой связи показательна обеспокоенность, которую сразу же стали выражать официальные лица США. Так, посол США в Азербайджане Р.Уилсон считает, что США начали сдавать свои позиции в Каспийском регионе и проигрывать России.

Проблемой Каспия вплотную занялся Совет Безопасности России и сам Президент, что сразу же дало свои плоды (в частности, в продвижении исключительно важного для России проекта "Голубой поток" по экспорту газа в Турцию). В частности, была введена должность полномочного представителя Президента Российской Федерации по Каспийскому региону. 26 мая 2000 года указом Президента на эту должность (в ранге заместителя министра иностранных дел России) назначен бывший глава Минтопэнерго России В.Калюжный.

Введение такой должности (как и другие меры, принятые по Каспию, - в частности, разработка целостной концепции российской политики в отношении этого региона, меры по повышению региональной безопасности, по защите российских экономических интересов), безусловно, правильный шаг. Это поможет проводить единую государственную политику в Каспийском регионе, координировать разрозненную до сих пор деятельность различных федеральных органов и субъектов Российской Федерации, проводившуюся зачастую исходя из ведомственных, местнических или даже личных интересов их руководителей.

Важной вехой в каспийской политике России, как и в двусторонних отношениях, стал российско-азербайджанский саммит в Баку 9-10 января 2001 г. Это был первый за постсоветский период визит российского Президента в Азербайджан. В ходе его были подписаны ряд принципиальных документов, в том числе "Бакинская декларация", содержащая тезис о готовности России и Азербайджана вывести двусторонние отношения на "новый, более высокий уровень стратегического партнерства", а также совместное заявление о принципах сотрудничества на Каспийском море.

Не менее значимым явился и визит в Москву 11-14 марта 2001 г. президента Ирана М.Хатами, обозначивший взаимное стремление сторон к активизации взаимовыгодного политического и экономического российско-иранского сотрудничества.

Хотя в последнее время каспийская политика России заметно активизировалась, деловые связи российских компаний с нефтегазодобывающими странами Каспийского региона остаются не слишком объемными. Так, среди 34 компаний из 15 государств мира, участвующих в нефтегазовых проектах Азербайджана, только две российские: "ЛУКойл" и его дочерняя российско-итальянская компания "ЛукАджип". На этот рынок пытается внедриться и российско-белорусская компания "Славнефть". Ее президент М.Гуцериев в ходе встречи с президентом Азербайджана Г.Алиевым заявил, что компания готова инвестировать в разведку и разработку нефтяных месторождений Азербайджана до 100 млн. долларов. (Для сравнения: по оценкам Минэкономики Азербайджана, объем инвестиций в эту страну в 2000 г. достиг 2 млрд. долларов, а к 2010 г., как ожидается, он превысит 20 млрд. долларов). Компании предложено три возможных проекта: два морских (один - разведка, другой - реабилитация и разработка) и сухопутный (реабилитация и разработка). При этом Азербайджан стремится получить от "Славнефти" новые технологии. По заявлению М.Гуцериева, у "Славнефти" разработана технология ноу-хау, позволяющая извлекать до 60% нефти. (Для Азербайджана нынешний коэффициент нефтеотдачи, т.е. извлекаемости нефти, сравнительно низок и составляет в среднем 15%).


  1. ОБ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМАХ КАСПИЙСКОГО РЕГИОНА


Проблемы Каспийского региона многосложны и не ограничиваются нефтью и газом. Среди них - определение правового статуса Каспийского моря, региональная безопасность, добыча и использование запасов полезных ископаемых, экология, продолжающийся подъем уровня Каспийского моря, биоресурсы, судоходство. Однако среди всех этих проблем определяющими, по преобладающему мнению, являются запасы углеводородного сырья, их правильная оценка и в целом складывающаяся конъюнктура каспийского нефтяного и газового рынка как неотъемлемой части мирового рынка энергоресурсов, а также потенциальные возможности региона как трансконтинентального узла коммуникаций, через который могут направляться основные энергетические и товарные потоки между Европой и Азией.
II.1. Оценка запасов нефти и газа в Каспийском регионе и конъюнктуры нефтяного и газового рынка.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Геополитические и экономические аспекты iconЛитература 72 25.«Азербайджан: перенастройка внешней политики или тактические корректировки?»
Геополитические отношения в треугольнике «Азербайджан – Турция – Грузия»: геополитические интересы и геополитика акторов 18

Геополитические и экономические аспекты iconФинансово-экономические аспекты развития фирмы
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Геополитические и экономические аспекты iconЛелюк Инна Юрьевна 8 (495) 625-46-08 Минтруд России в-84986
Современное положение семей с детьми в Российской Федерации обусловлено произошедшими за последние годы изменениями, затронувшими...

Геополитические и экономические аспекты iconКурс лекций по пд. 03 Экономика для студентов гпоу спт, обучающихся...
Лекция Потребности. Свободные и экономические блага. Основные экономические проблемы. Ограниченность ресурсов

Геополитические и экономические аспекты icon1. 4 Экономические споры
Экономические споры — это неурегулированные разногласия между субъектами экономических (хозяйственных) отношений по поводу их прав...

Геополитические и экономические аспекты iconСовременное мировое хозяйство и международные экономические отношения
«Внешнеэкономическая деятельность» составляет современное мировое хозяйство (мировая экономика), развивающиеся в его рамках международные...

Геополитические и экономические аспекты iconКогнитивный и психолингвистический аспекты материалы
Языковое бытие человека и этноса: психолингвистический и когнитивный аспекты. Материалы Международной школы-семинара (V березинские...

Геополитические и экономические аспекты iconСовременные аспекты реабилитации в медицине
Приглашаем Вас принять участие в работе VIII международной конференции “современные аспекты реабилитации в медицине”, которая состоится...

Геополитические и экономические аспекты icon«Несчастные случаи с обучающимися: правовые аспекты»
Предлагаемое библиодосье к «круглому столу» на тему «Несчастные случаи с обучающимися: правовые аспекты» подготовлено по запросу...

Геополитические и экономические аспекты iconStep это аббревиатура четырех английских слов: р political-legal...
Р — Political-legal — политико-правовые, е — Есоnomic — экономические, 3 — Social cultural — социокультурные, т — Тесhnological forces...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск