Российской федерации


Скачать 328.25 Kb.
НазваниеРоссийской федерации
страница1/3
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт Биологии


УТВЕРЖДАЮ

Директор Института

__________________ /А. Д. Шалабодов/

______ ____________ 201_ г.

БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ОБЩЕБИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ. БОТАНИКА

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 06.03.01 Биология

очная форма обучения

профили биоэкология, генетика, зоология, физиология, ботаника, биохимия

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт Биологии

Кафедра ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры

Алексеева Н. А., Сальникова Л.И.


БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ОБЩЕБИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ. БОТАНИКА

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 06.03.01 Биология

очная форма обучения

профили биоэкология, генетика, зоология, физиология, ботаника, биохимия

Тюменский государственный университет

2015
Алексеева Н.А., Сальникова Л. И. Базовые учебные общебиологические практики. Ботаника. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 06.03.01 Биология, очная форма обучения, профили биоэкология, генетика, зоология, физиология, ботаника, биохимия. Тюмень, 2015. 16 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций и ПрООП ВО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Базовые учебные общебиологические практики. Ботаника [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3plus.utmn.ru., раздел «Образовательная деятельность», свободный.
Рекомендовано к изданию кафедрой ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры. Утверждено директором Института Биологии.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: д-р с.-х.н., профессор Н.А. Боме

© Тюменский государственный университет, 2015.

© Алексеева Н.А., Сальникова, Л.И. 2015.


  1. Указание вида практики, способа и формы (форм) ее проведения – базовая учебная общебиологическая практика по ботанике, форма проведения – полевая.

  2. Цели практики – закрепление теоретических знаний и практических навыков по дисциплинам «Систематика споровых растений и грибов», «Анатомия и морфология растений», «Почвоведение», освоение методик исследования флоры и растительности окрестностей биостанции «Озеро Кучак».

  3. Задачи практики:

  1. закрепить теоретические знания по ботанике;

  2. освоить методики сбора, гербаризации и определения растений различных систематических групп (водорослей, мохообразных, сосудистых растений);

  3. изучить основные принципы анализа флористических данных;

  4. освоить методику геоботанических описаний, выявить закономерности экологической приуроченности видов растений к определенным фитоценозам, выявить редкие виды и экосистемы;

  5. пополнить гербарий ТюмГУ местными видами дикорастущих растений.




  1. Место практики в структуре общеобразовательной программы: Б.2 - практики.

Учебная практика базируется на знаниях, умениях и навыках (работа с микроскопической техникой, гербарием, работа с источниками информации, подготовка докладов, презентаций и др.) студентов, приобретенных при изучении дисциплин «Систематика споровых растений и грибов», «Почвоведение», «Морфология и анатомия растений», «Общая биология» и др. Учебная практика способствует формированию компетенций, необходимых для дальнейших учебной, научно-исследовательской профессиональной деятельностей.

Прохождение практики необходимо для изучения дисциплин «Систематика семенных растений», «Физиология растений», «Экология и рациональное природопользование», «Региональная флора», которые читаются в последующих семестрах.
5. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения данной образовательной программы.

В результате освоения ОП выпускник должен обладать следующими комптеницями:

- ОПК-3 (часть компетенции): способность понимать базовые представления о разнообразии биологических объектов, значение биоразнообразия для устойчивости биосферы, способность использовать методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов;

- ОПК-6: способность применять современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой;

- ПК-2 (часть компетенции): способность применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований.
6. Перечень планируемых результатов обучения практике.

В результате прохождения практики обучающийся должен:

  • знать терминологию, отличительные особенности представителей основных таксонов споровых и семенных растений; строение фитоценозов; понимать роль биологического многообразия как ведущего фактора устойчивости живых систем и биосферы в целом; методы сбора, гербаризации, определения растений, выполнения геоботанических описаний и др.; правила работы с микроскопической техникой;

  • уметь применять полученные знания в практической и исследовательской деятельности; работать с микроскопами и бинокулярами, определителями, информационными источниками (каталогами, литературными данными, Красными книгами, флористическими сводками и др.), проводить исследование и представлять результаты, разрабатывать презентации;

  • владеть навыками (микроскопирование, зарисовка, работа с гербарием и др.) и методами флористических и фитоценотических (сравнительно-морфологический, наблюдение, описание растений и фитоценозов) исследований.


7. Место и период проведения практики.
Учебная полевая практика по ботанике предназначена для студентов 1 курса, обучающихся по направлению 06.03.01 Биология, профили биоэкология, генетика, зоология, физиология, ботаника, биохимия.

Учебная практика проводится во втором семестре в окрестностях базы практик «Озеро Кучак», расположенной в Нижнетавдинском районе Тюменской области. Время поведения практики - июнь-июль.
8. Структура и содержание практики.
Общая трудоемкость учебной практики составляет 4 зачетных единицы, 144 часа, из них 132 часа, выделенных на контактную работу с преподавателем.


п/п

Разделы (этапы) практики

Виды работы на практике, включая самостоятельную работу студентов

Трудо-емкость, в час.

Формы текущего контроля

Подготовительный период

1.

Инструктаж по технике безопасности

Знакомство с правилами техники безопасности при проведении полевых практик

2

Опрос

2.

Введение. Цели и задачи практики. Физико-географическая характеристика района практики

Изучение климата, гидрологии, рельефа, особенностей почвенного и растительного покрова района практики

4

Опрос, конспект

3.

Выбор темы учебно-исследовательской работы студента (УИРс), подбор литературы и других источников информации по теме исследования

Подготовка теоретического и методического разделов УИРс

12

Опрос, конспект




Всего:




18




Лабораторно-полевой период

4.

Методы сбора, определения, фиксации водорослей. Видовое разнообразие и экологические группы

Освоение методик сбора, определения, фиксации водорослей. Микрокопирование, работа с определителями, оформление альбома, УИРс

12

Опрос, конспект,

оформление альбома

5.

Методы сбора, определения и гербаризации лишайников

Освоение методик сбора, определения и гербаризации лишайников. Работа с бинокуля-рами, микроскопами, определителями, оформление альбома, коллекций лишайников. УИРс

12

Опрос, конспект, оформление альбома, гербария

6.

Методы сбора и определения высших споровых и семенных растений

Освоение методик сбора, гербаризации и определения высших споровых и семенных растений. Работа с бинокулярами, микроскопами, определителями, оформление альбома, гербария. УИРс

10

Опрос, конспект, оформление альбома, гербария

7.

Основные принципы анализа флористических данных

Составление списка видов. Основные принципы таксономического и типологического анализа данных. Работа с бинокулярами, микроскопами, определителями, оформление альбома. УИРс

10

Опрос, конспект, оформление альбома

8.

Методы исследования растительных сообществ

62




8.1

Методика геоботанических описаний

Изучение структуры фитоценозов, освоение методики геоботанических описаний

6

Опрос, конспект, оформление альбома

8.2

Мелколиственные, смешанные и сосновые леса

Изучение структуры, видового разнообразия, условий обитаний растений. Выполнение геоботанических описаний. Сбор, гербаризация о определение растений. Оформление альбома. УИРс

10

Опрос, конспект, оформление альбома, гербария

8.3

Пойменные и суходольные луга

10

8.4

Болота

10

8.5

Флора и растительность железнодорожных насыпей

10

8.6

Сукцессия растительных сообществ на примере зарастающего карьера

10

8.7

Редкие и исчезающие виды растений и экосистем

6

9.

Зачет. Защита УИРс

Подготовка к зачету по практике, защите УИРс

20

оформление альбома,

составление доклада и презентации по теме УИРс




Всего:




128







ИТОГО:




144





8. Формы промежуточной аттестации (по итогам практики), с указанием форм отчетности по практике.

Для получения зачёта по полевой практике студент I курса должен представить:

  • альбом с описаниями экскурсий, схем маршрутов, методов изучения растительного покрова, отличительных признаков ведущих семейств региональной флоры, результатов полученных исследований в виде таблиц и графиков и др., список видов растений, составленный по семействам (в алфавитном порядке в соответствии с латинскими названиями) с указанием редких растений местной флоры и категорий редкости;

  • оформленный гербарий лишайников, мохообразных, сосудистых растений;

  • УИРС по предложенной теме (с обязательным приложением соответствующих коллекций и иллюстративного материала (рисунки, фотографии, цифровые таблицы и др.).

знание методов полевых исследований растительного покрова;

При проведении зачета и зачетной экскурсии, студенты отвечают на теоретические вопросы по методам изучения флоры и растительности, перечисляют русские и латинские названия таксонов (п. 10).
9. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля).

9.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы (выдержка из матрицы компетенций).


ОПК-3 (часть компетенции): способность понимать базовые представления о разнообразии биологических объектов, значение биоразнообразия для устойчивости биосферы, способность использовать методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов

ОПК-6: способность применять современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой


ПК-2: (часть компетенции): способность применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований

Дисциплина

Сем.

Дисциплина

Сем.

Дисциплина

Сем.

Систематика споровых растений и грибов

1

Физиология растений

5-6

Науки о земле

2

Зоология беспозвоночных

1-2

Физиология человека и животных

5-6

Базовые учебные общебиологические практики

2,4

Природа Тюменской области и история ее изучения

1

Базовые учебные общебиологические практики

4

Морфология и анатомия растений

2-3

Базовые учебные общебиологические практики

2

Основы антропологии (экология и здоровье человека)

7

Зоология позвоночных

4

Морфология и анатомия растений

2-3

Практикум по профилю

7

Базовые учебные общебиологические практики

4

Зоология хордовых

3

Биотехнология растений

8

Систематика семенных растений

4

Зоология позвоночных

4

Болезни растений

8

Микробиология, вирусология

5

Систематика семенных растений

4

Основы ландшафтного дизайна

7

Профильная (производственная) практика

6

Базовые учебные общебиологические практики

4

Физиология устойчивости растений

7

Методы изучения популяций

6

Микробиология, вирусология

5

Межклеточные взаимодействия и рецепции

7

Экология растений с основами фитоценологии

7

Методы изучения популяций

6

Эволюционная генетика

8

Региональная флора

7

Общая гидробиология

6

Методы зооиндикации в экологическом мониторинге

8

Практикум по профилю

7

Экобиоморфология

7

Психофизиологические адаптации человека

7

Генетика эукариот

7

Симбиогенетика

7

Физиология кардиореспираторной системы

7

Функциональная биохимия клеточных структур

7

Региональная флора

7

Физиология физического и умственного труда

7

Зоогеография и история фаун

7

Растительный организм как биоиндикатор среды

7







Неспецифические механизмы защиты. Общая патология

7

Паразитология

7







Доминанты фитоценозов Тюменской области

8

Палеозоология

7







Онтогенез покрытосеменных растений

8

Изучение и охрана биоразнообразия животных

7







Биологический контроль окружающей среды

8

Энтомология

7







Орнитология

8

Этология

7







Биоиндикация и токсикология

8

Доминанты фитоценозов Тюменской области

8







Териология

8

Болезни растений

8







Специальный практикум

8

Генетика поведения

8







Основы экологического мониторинга

8

Герпетология и батрахология

8













География растений

8













Орнитология

8













Методы зооиндикации в экологическом мониторинге

8













Экологическая паразитология

8













Териология

8













  1   2   3

Похожие:

Российской федерации iconМетодические рекомендации по представлению к награждению государственными...
Й федерации», «Статутами орденов Российской Федерации, положениями о знаках отличия Российской Федерации, медалях Российской Федерации,...

Российской федерации iconОб утверждении правил регистрации и снятия граждан российской федерации
О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации...

Российской федерации iconО прокуратуре российской федерации
Прокуратура Российской Федерации единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации...

Российской федерации iconО прокуратуре российской федерации
Прокуратура Российской Федерации единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации...

Российской федерации icon"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской...
Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "о верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской...

Российской федерации iconПравительство российской федерации постановление
Указа Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской...

Российской федерации iconРоссийской федерации федеральная служба по надзору в сфере защиты
Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных...

Российской федерации iconМинистерство транспорта российской федерации приказ
Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и пунктом 53(52). 3 Положения о...

Российской федерации iconМинистерство транспорта российской федерации приказ
Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и пунктом 53(52). 3 Положения о...

Российской федерации iconОб утверждении положения
Указа Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск