Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов (далее – Основные направления налоговой политики) подготовлены с целью составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. Материалы Основных направлений налоговой политики необходимо учитывать как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований. Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, однако этот документ представляет собой основание для подготовки федеральными органами исполнительной власти проектов изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах и внесения их в Правительство Российской Федерации.
Помимо решения задач в области бюджетного планирования, Основные направления налоговой политики позволяют экономическим агентам определить свои бизнес-ориентиры с учетом планируемых изменений в налоговой сфере на трехлетний период, что предопределяет стабильность и определенность условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации.
Приоритетом Правительства Российской Федерации в области налоговой политики в средне и долгосрочной перспективе является стабилизация налоговой системы с одновременным применением мер налогового стимулирования структурных преобразований, а также дальнейшее повышение эффективности налоговой системы.
При этом Правительство Российской Федерации не планирует повышения налоговой нагрузки на несырьевой сектор экономики в среднесрочной перспективе. Эта политика будет продолжена и по завершении планового периода, в 2019 году.
Налоговая политика Российской Федерации должна отвечать глобальным вызовам, связанным с возможностями международного структурирования бизнеса, направленного на размывание налоговой базы и вывода прибыли из-под налогообложения.
Основными целями налоговой политики являются, с одной стороны, сохранение бюджетной устойчивости, получение необходимого объема бюджетных доходов, в первую очередь за счет улучшения качества налогового администрирования, сокращения теневой экономики, а с другой стороны, поддержка предпринимательской и инвестиционной активности, обеспечивающей налоговую конкурентоспособность страны на мировой арене.
При этом любые нововведения, даже направленные на предотвращение уклонения от уплаты налогов, не должны приводить к нарушению конституционных прав граждан, ухудшать сложившийся к настоящему времени баланс прав налогоплательщиков и налоговых органов, негативно влиять на конкурентоспособность российской налоговой системы.
I. Налоговая нагрузка и налоговые условия ведения предпринимательской деятельности в российской экономике и зарубежных странах. Налоговая нагрузка. При выработке основных направлений налоговой политики необходимо определить уровень налоговой нагрузки в российской экономике, а также провести ее сравнительный анализ с аналогичными показателями зарубежных стран.
При анализе налоговой нагрузки в экономике необходимо учитывать, по меньшей мере, два обстоятельства, оказывающих влияние на характер и интерпретацию выводов из такого анализа.
Во-первых, для стран, налоговые доходы которых в большой степени зависят от внешнеторговой ценовой конъюнктуры, принято разделять налоговые доходы, обусловленные исключительно колебаниями такой конъюнктуры, и налоговые доходы, которые более устойчивы к ней. В этой связи принято разделять конъюнктурную и структурную составляющие налоговой нагрузки.
Конъюнктурная компонента налоговых доходов обусловлена лишь колебаниями конъюнктуры мировых рынков, на которых торгуются экспортируемые из страны товары. В свою очередь, структурная компонента налоговой нагрузки – это тот уровень нагрузки, который складывается при средней за несколько лет внешнеэкономической конъюнктуре и характеризует уровень нагрузки на реальный сектор экономики.
Во-вторых, сама по себе величина налоговых доходов бюджетной системы Российской Федерации и соотношение этой величины с иными показателями (величина выручки, добавленной стоимости, валового внутреннего продукта) не являются единственными характеристиками налоговой нагрузки, на основании сравнения которых с аналогичными показателями в других странах (в других отраслях) можно было бы делать выводы об уровне налоговых изъятий.
С учетом приведенных обстоятельств анализ уровня и динамики налоговых доходов бюджетной системы Российской Федерации является важным с точки зрения общей конструкции налоговой системы, поскольку позволяет показать, что с ее помощью следует сглаживать колебания доходов, обусловленные волатильностью внешнеторговой конъюнктуры, что, в свою очередь, требует настройки налоговой системы и различных подходов к налогообложению в различных секторах экономики.
В Таблице 1 приведено соотношение величины доходов бюджета расширенного правительства Российской Федерации (включая консолидированный бюджет Российской Федерации и внебюджетных фондов бюджетной системы Российской Федерации) в 2008 – 2014 годах (2014 год - предварительные данные) и валового внутреннего продукта (далее - ВВП).
Таблица 1
Доходы бюджета расширенного правительства Российской Федерации
в 2008 – 2014 гг. (% к ВВП)
| 2008
| 2009
| 2010
| 2011
| 2012
| 2013
| 2014
| Доходы всего
| 39,17
| 35,04
| 34,62
| 37,26
| 37,69
| 36,93
| 36,93
| Налоговые доходы и платежи
| 36,04
| 30,88
| 31,12
| 34,50
| 34,97
| 34,11
| 34,42
| в том числе
|
|
|
|
|
|
|
| Налог на прибыль организаций
| 6,09
| 3,26
| 3,83
| 4,06
| 3,79
| 3,13
| 3,33
| Налог на доходы физических лиц
| 4,04
| 4,29
| 3,87
| 3,57
| 3,64
| 3,78
| 3,78
| Налог на добавленную стоимость
| 5,17
| 5,28
| 5,40
| 5,81
| 5,70
| 5,35
| 5,52
| Акцизы
| 0,85
| 0,89
| 1,02
| 1,16
| 1,35
| 1,53
| 1,50
| Таможенные пошлины
| 8,51
| 6,52
| 6,74
| 8,25
| 8,20
| 7,51
| 7,74
| Налог на добычу полезных ископаемых
| 4,14
| 2,72
| 3,04
| 3,65
| 3,96
| 3,89
| 4,07
| Единый социальный налог и страховые взносы
| 5,52
| 5,93
| 5,35
| 6,30
| 6,60
| 7,09
| 6,66
| Прочие налоги и сборы*
| 1,73
| 1,99
| 1,88
| 1,71
| 1,74
| 1,84
| 1,82
| * - налоги на совокупные доходы, налоги на имущество, налог на добычу полезных ископаемых (кроме НДПИ) и без учета государственной пошлины
Источники данных: ВВП – Росстат (данные по состоянию на 02.04.2015), доходы консолидированного бюджета РФ - Казначейство России
Представленные данные показывают, что величина налоговых доходов (рассчитываемая как сумма поступлений всех налогов и сборов, таможенных пошлин, страховых взносов на обязательное государственное социальное страхование и прочих налоговых платежей), характеризуемая как доля валового внутреннего продукта, на протяжении последних семи лет снизилась на 1,62 процентных пункта: с 36,04 % к ВВП в 2008 году до 34,42 % к ВВП в 2014 году.
При анализе уровня налоговой нагрузки по отдельным видам налогов в России следует обратить внимание на налог на добычу полезных ископаемых и вывозные таможенные пошлины (на нефть, газ и нефтепродукты), поскольку в Российской Федерации по-прежнему существенную долю доходов бюджета продолжают составлять доходы, получаемые от этих видов налогов (Таблица 2).
Из представленной таблицы 2 видно, что доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов, составляют на данный момент чуть более трети от общей величины уровня налоговых изъятий в ВВП.
Таблица 2 Доходы бюджета расширенного правительства от налогообложения добычи нефти и экспорта нефти и нефтепродуктов в 2008 – 2014 гг. (% к ВВП)
| 2008
| 2009
| 2010
| 2011
| 2012
| 2013
| 2014
| Налоговые доходы и платежи
| 36,04
| 30,88
| 31,12
| 34,50
| 34,97
| 34,11
| 34,42
| Доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов
| 11,17
| 8,19
| 8,64
| 10,75
| 11,16
| 10,66
| 11,11
| из них:
|
|
|
|
|
|
|
| НДПИ на нефть
| 3,81
| 2,41
| 2,74
| 3,30
| 3,43
| 3,31
| 3,45
| НДПИ на газ
| 0,24
| 0,21
| 0,20
| 0,25
| 0,43
| 0,49
| 0,52
| Акцизы на нефтепродукты
| 0,34
| 0,38
| 0,37
| 0,51
| 0,59
| 0,63
| 0,54
| Вывозные таможенные пошлины на нефть
| 4,32
| 3,10
| 3,61
| 4,17
| 4,00
| 3,53
| 3,67
| Вывозные таможенные пошлины на газ
| 1,19
| 1,12
| 0,42
| 0,69
| 0,70
| 0,72
| 0,68
| Вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты
| 1,27
| 0,98
| 1,30
| 1,67
| 1,82
| 1,82
| 2,09
| Таможенная пошлина (при вывозе из РБ за пределы ТС нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти)
| 0
| 0,00
| 0,00
| 0,16
| 0,19
| 0,16
| 0,15
| Доходы от налогов и прочих платежей, не связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов
| 24,87
| 22,69
| 22,48
| 23,75
| 23,81
| 23,45
| 23,31
| Источники данных: ВВП – Росстат (данные по состоянию на 02.04.2015), доходы консолидированного бюджета РФ - Казначейство России Таким образом, налогообложение нефтегазового сектора стабильно обеспечивает около трети совокупных доходов (таблица 3). В 2014 году налоговые доходы от нефтегазового сектора составили 11,11 % ВВП, от других видов деятельности – 23,3% ВВП.
При этом уровень налоговых изъятий в нефтегазовом секторе в три раза выше, чем аналогичные показатели в остальных видах деятельности: в 2013 году – 81,5% и 26,6% соответственно.
Снижение налоговой нагрузки в 2009 году связано с внесением в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах изменений, касающихся стимулирования разработки новых месторождений, повышения эффективности добычи нефти на действующих месторождениях с высокой степенью выработанности.
Таблица 3
|