Элективный курс «Английский язык в сфере туристского менеджмента» в системе профильно-ориентированного обучения иностранному языку для старшей школы


Скачать 113.98 Kb.
НазваниеЭлективный курс «Английский язык в сфере туристского менеджмента» в системе профильно-ориентированного обучения иностранному языку для старшей школы
ТипЭлективный курс
filling-form.ru > Туризм > Элективный курс
О.Н. Поддубская
Московский государственный гуманитарный

университет имени М.А. Шолохова, г. Москва
Элективный курс «Английский язык в сфере туристского менеджмента» в системе профильно-ориентированного обучения иностранному языку для старшей школы
Аннотация. Данная статья рассматривает элективные курсы - курсы по выбору учащихся, входящие в состав профильного образования на старшей ступени школы. Содержание элективных курсов расширяет знания учащихся, объединяет научные знания с обыденными и поднимает их личный жизненный опыт на научный уровень. Сказанное означает усиление личностной ориентации обучения в школе.

Ключевые слова: профильное обучение, элективный курс, структурные компоненты, модели элективных курсов
O. N. Poddubskaya
The Moscow state humanitarian

university named after M. A. Sholokhov, Moscow
The elective course "English in the Sphere of Tourist Management" in the system of the professionally focused training of a foreign language at high school
Abstract. This article considers the elective courses to be the part of professional education at high school. Contents of elective courses expand students' knowledge, integrate scientific knowledge with common one and raise their personal experience on scientific level. This means strengthening of the personal orientation of training at school.

Keywords: profile training, elective course, structural components, models of elective courses
Изменившиеся социально-политические и экономические отношения, складывающиеся в России, изменили цели и задачи всей системы обучения и воспитания, в том числе и профильного образования в средней школе. Президент РФ В.В. Путин отметил: «Модернизация экономики настойчиво требует структурных изменений в системе профессионального образования, причем профессионального в самом широком смысле слова. Сегодня эта система еще плохо ориентирована на рынок труда» [8].

В этой связи была принята Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы, которая вводит на старшей ступени обучения систему профильного обучения, что является одним из важнейших направлений процесса модернизации. Эта программа призвана адаптировать современную систему образования к изменяющимся экономическим, политическим и социокультурным тенденциям общества.

Структурные компоненты профильного обучения можно представить следующим образом:


Схема 1.

Структурные компоненты профильного обучения

Концепция профильного обучения предусматривает следующие формы: профильные классы, сетевая организация, индивидуальные образовательные траектории [4]. Выбор конкретной модели организации профильного обучения определяется ресурсами, которыми располагает школа. Общее для всех форм обучения — ориентация старшеклассников на развитие способностей к самостоятельному поиску знаний, их овладению и изучение определенных способов деятельности, характерных для профильных предметов [5].

Третьей составляющей частью учебного плана профильного обучения наряду с базовыми и профильными общеобразовательными предметами являются элективные дисциплины. Элективные курсы - это дисциплины по выбору, которые позволяют удовлетворить профессиональные интересы обучаемых, углубить их квалификацию в соответствии с личностными наклонностями [3].

Современные старшеклассники воспринимают иностранный язык как инструмент, обеспечивающий доступ к информации, получаемой при устном и письменном общении. Они понимают, что знание иностранного языка необходимо им как для продолжения обучения, так и для осуществления профессиональной деятельности. Таким образом, актуализируется функция иностранного языка как средства формирования интереса к будущей профессии и стремления получить знания по возможно большему количеству коммуникационных каналов, одним из которых в таком случае становится владение иностранным языком [1].

Рассмотрение вопроса профильно-ориентированного обучения иностранному языку в методике позволило выделить две модели элективных курсов, в которых:

1. иностранный язык выступает как средство обучения;

2. иностранный язык выступает как цель обучения и как средство изучения другой предметной области.

Мы ориентируемся на последний вид курсов, который служит способом реализации его прикладной направленности. Практической задачей подобного электива будет являться целенаправленное ознакомление учащихся, с основами предполагаемой профессиональной деятельности, в которой требуется использование иностранного языка в его прикладной функции.

Остановимся подробнее на характеристике элективного курса, где иностранный язык является целью и средством обучения (в нашем случае «Английский язык и в сфере туристского менеджмента»). Это курс иностранного языка, привлекающий дополнительные материалы из других специализированных профессионально-ориентированных дисциплин для ознакомления на их основе с определенной сферой профессиональной деятельности. Практической задачей подобного элективного курса будет являться более целенаправленное ознакомление учащегося с основами его предполагаемой профессиональной деятельности. Курс будет служить тому, чтобы «подстроить» учебный предмет к заданной профессии (например, менеджера в туризме), расширяя его обязательными для изучения основ этой профессии материалами и при необходимости привлекая другие учебные дисциплины, и создавая, таким образом, новый интегрированный учебный предмет, в котором иностранный язык выполняет прикладную функцию [6],

Именно за счет осуществления интеграции сфер профессиональной деятельности в самых элементарных формах и профильного курса иностранного языка элективный курс сможет реализовать прикладную направленность обучения в рамках конкретного профиля.

Рассматриваемый нами элективный курс «Английский язык и в сфере туристического менеджмента» может входить в различные профили на старшей ступени обучения, т.е. является межпредметным. Представим это в виде следующей схемы:


Профильное обучение




Английский язык в сфере туристиского менеджмента




Социально гуманитарный профиль



Социально – экономический профиль




Филологический профиль




Школы, где ИЯ изучается с 1 или 2 классов







Элективный курс как надстройка к базовому курсу экономики и рыночных отношений, входящих в курс Обществознания



Элективный курс как надстройка к профильному курсу экономики и рыночных отношений




Надстройка к профильному курсу английского языка




Надстройка к социально – гуманитарному или социально – экономическому профилю







Английский язык –

средство обучения




Английский язык – цель обучения




Английский язык – цель и средство обучения




Схема 2.

Элективный курс «Английский в сфере туристского

менеджмента» как компонент профильного обучения.

Элективный курс «Английский язык в сфере туристского менеджмента» является элективным в социально - гуманитарном профиле и служит средством углубления содержания курса экономики, входящей в образовательную область «Обществознание» средствами английского языка.

Содержание обучения иностранным языкам в рамках элективного курса включает в предметной области:

• предметное содержание речи (в нашем случае тематика сферы «Туризм»);

• знания и умения в предметной области;

• практические задачи в предметной области; в области иноязычной коммуникативной компетенции:

• речевые умения;

• языковые знания, умения и навыки;

• социокультурные знания и умения;

• учебно-познавательные умения;

• компенсаторные умения.

Остановимся подробнее на каждом компоненте содержания обучения. Так как в данном курсе английский язык является не только целью, но и средством обучения, то такой курс можно рассматривать как одну из активно разрабатываемых моделей обучения - модели «Язык для специальных целей». Термин «язык для специальных целей» применяется для обозначения той разновидности языка, которая используется для общения на ту или иную специальную тему и характеризуется рядом языковых свойств, ограничивающих и уточняющих нормы бытового общения.

Предметная сторона содержания обучения, т.е. о чем говорить, читать, писать, слушать отражает сферу туризма. В рамках нашего элективного курса «Английский язык в сфере туристского менеджмента» была отобрана тематика повседневного делового общения в сфере бизнеса и туризма, т.е. темы, при изучении которых учащиеся средствами иностранного языка получили бы представление об основах специализации «Туризм». Что касается профессионально-ориентированных текстов, то они отбирались нами на основе критериев, предложенных Г.И. Ворониной:

  1. Аутентичность. Тексты заимствованы непосредственно из повседневной коммуникативной практики носителей языка. Они содержат наиболее употребляемые языковые и речевые средства и способствуют развитию коммуникативной культуры и социокультурной образованности учащихся.

  2. Информативность. Тексты должны содержать новую, с точки зрения их будущей профессиональной деятельности, информацию.

  3. Познавательная ценность. Информация текстов расширяет общекультурный и социокультурный кругозор старших школьников, содействует развитию памяти и мышления, чувств, эмоций.

  4. Проблемность. Данный критерий предполагает наличие в тексте проблемной ситуации, к которой школьники должны найти решение и обоснование в ходе выполнения творческих заданий.

  5. Межкультурная направленность предполагает, что учащиеся познают особенности страны изучаемого языка и иные социальные образцы поведения.

  6. Прагматичность. Состоит в том, что содержащиеся в них языковые и речевые средства являются практически значимыми и употребляемыми в реальном общении на иностранном языке.

  7. Функциональность. Данный критерий позволяет отобрать лексические единицы для продуктивного и рецептивного усвоения в ходе решения коммуникативных задач в профессиональных ситуациях общения [2].

Знания и умения, которыми учащиеся должны овладеть в рамках изучения элективных курсов на иностранном языке должны соотноситься с требованиями к уровню знаний и умений старших школьников, заявленных по этим предметам в программах, или дополнять их.

Речевая компетенция, т.е. умение использовать иностранный язык как средство общения в различных сферах и ситуациях, представляет собой результат овладения языком на каждом конкретном отрезке и этапе обучения. Коммуникативное обучение иностранному языку "для специальных целей" протекает и как устное общение в самых различных его формах - от дружеской беседы до международного научного форума, и как «диалог текстов», т.е. постоянный обмен информацией. Навыки чтения иноязычной научной литературы должны формироваться у старших школьников в тесной связи с навыками ведения беседы: в обоих случаях определяющим является умение воспринимать иноязычное сообщение как стимул для актуализации собственных знаний.

Следующий компонент содержания обучения иностранному языку -

это лингвистическая компетенция. Развитие коммуникативных умений невозможно без знания языковых средств общения и навыков владения этими средствами при продуцировании и понимании высказывания в устной и письменной форме. Поэтому в содержание обучения иностранному языку в курсах для специальных целей включаются языковые средства в соответствии с темами и сферами общения, отобранными для выбранного элективного курса.

Разработка содержания курса должна предполагать составление глоссария к курсу, т.е. базового двуязычного словаря лексических единиц, которые учащиеся должны освоить в процессе изучения электива.

Содержание обучения иностранному языку в рамках элективного курса также имеет и социокультурную составляющую. Оно должно быть нацелено на приобщение учащихся не только к новому способу речевого общения, но и к культуре народа, говорящего на изучаемом языке, к национально-культурной специфике речевого поведения в странах изучаемого языка. Оно должно сформировать у школьника представление о различных сферах современной жизни другого общества, его истории и культуры. В этой связи актуальным становится изучение безэквивалентной лексики, поведенческого этикета, принятого в стране изучаемого языка в типичных ситуациях делового общения; социокультурные особенности страны изучаемого языка, основные сведения из истории страны изучаемого языка и умение сопоставлять их с достижениями своей культуры и т.д. Социокультурный компонент содержания обучения призван приобщить учащихся к фоновым знаниям их сверстников за рубежом, чтобы расширить общий, социальный, культурный кругозор учащихся.

В качестве важного компонента обучения иностранным языкам выделяются учебные умения (учебно-познавательная компетенция), учащегося для усвоения языка. К ним относятся:

1. умения, связанные с интеллектуальными процессами:

2. умения, связанные с организацией учебной деятельности и ее корреляцией:

3. компенсаторные (адаптивные) умения

Дидактические требования к содержанию элективных курсов должны включать мотивационно - целевой, содержательный, технологический, организационно-деятельностный, оценочно-результативный компоненты [7]:

  • мотивационно-целевой компонент призван: компенсировать «ограниченные» возможности базовых и профильных курсов; развивать интерес к профессии, осуществлять профориентационную работу; развивать интерес к продолжению непрерывного образования, усваивать и применять знания в незнакомой ситуации;

  • содержательный компонент представлен знаниями, умениями, навыками, видами деятельности, которые отличаются новизной, не содержатся в базовых и профильных предметах и состоит из модулей, углубляющих и расширяющих профильный курс;

  • технологический компонент призван обеспечить индивидуализацию обучения посредством применения интерактивных форм учебной деятельности, учебных практик, выполнения исследований, проведения деловых игр, творческих интеллектуальных и т.д;

  • организационно-деятельностный компонент предполагает использование технологий диагностирования образовательных потребностей обучающихся;

  • эмоционально-оценочный компонент содержания обучения иностранному языку играет важную роль в качественном усвоении учащимся всех других составляющих этого содержания;

  • оценочно-результативный компонент предполагает создание разнообразных образовательных продуктов - конспектов, тезисов, опытов, научных исследований; решений научной проблемы, доказательств теоремы, компьютерных программ и др.

Все указанные выше компоненты содержания обучения находятся в тесной взаимосвязи друг с другом, что следует учитывать при их отборе и организации.

Резюмируя сказанное, следует заметить, что проектирование элективных курсов для профильного обучения призвано упорядочить процесс создания образовательных программ, учебных пособий, способствовать повышению качества профильного обучения, а учителю - совершенствовать его педагогическое мастерство [9].

Литература

  1. Бесценная, В. В. Конструирование содержания элективных курсов в профильном обучении: Дис. ... канд. пед. наук / В. В. Бесценная - Омск, 2006. -203 с.

  2. Воронина, Г. И. Современное состояние преподавания иностранного языка в средней школе и основные направления деятельности по обновлению содержания обучения данному предмету / Г. И. Воронина // Иностранные языки в школе. – 1991.- № 3 - С. 7-8.

  3. Ермаков Д., Петрова Г. Элективные учебные курсы для профильного обучения/ Д. Ермаков, Г. Петрова // Народное образование. - 2004. - №2-С. 114-119.

  4. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Директор школы.- 2002.- №8.- С. 120-136.

  5. Кузнецов A.A. Профильное обучение и учебные планы старшей ступени школы / A.A. Кузнецов, Л.О. Филатова // Стандарты и мониторинг в образовании. -2003. - №3 - С.54-58.

  6. Литвинюк, О. И. И все-таки средство - иностранный язык / О. И. Литвинюк // Иностранные языки в школе. – 2001.- № 6- С. 8-13.

  7. Писарева, С.А. Проектирование образовательной среды профильного обучения: Методические рекомендации к курсу по выбору С.А. Писарева. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - 56 с.

  8. Путин, В.В. Заведомо невыполнимые обязательства государства — тяжелый недуг, от которого мы постепенно излечиваемся //Человек и труд. – 2002. - №1 - С.5.

  9. Чистякова, С. Н. Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в профильной подготовке школьников / С. Н. Чистякова.- М.: АПК и ПРО, 2003. - 102 с.

Похожие:

Элективный курс «Английский язык в сфере туристского менеджмента» в системе профильно-ориентированного обучения иностранному языку для старшей школы iconПояснительная записка рабочая программа по английскому языку предназначена...
Все это повышает статус предмета «иностранный язык» (в том числе английский язык) как общеобразовательной учебной дисциплины. Английский...

Элективный курс «Английский язык в сфере туристского менеджмента» в системе профильно-ориентированного обучения иностранному языку для старшей школы iconПрограмма по курсу «Английский язык»
Примерных программ по иностранному языку. В ней учтены наиболее существенные положения программы развития универсальных учебных действий...

Элективный курс «Английский язык в сфере туристского менеджмента» в системе профильно-ориентированного обучения иностранному языку для старшей школы iconРабочая программа по английскому языку 6 класс основное общее образование
Примерных программ по иностранному языку. В ней учтены наиболее существенные положения программы развития универсальных учебных действий...

Элективный курс «Английский язык в сфере туристского менеджмента» в системе профильно-ориентированного обучения иностранному языку для старшей школы iconРабочая программа по иностранному (английскому) языку Уровень образования
Фгос и примерной программы начального общего образования по иностранному языку, авторской программы общеобразовательных учреждений...

Элективный курс «Английский язык в сфере туристского менеджмента» в системе профильно-ориентированного обучения иностранному языку для старшей школы iconРабочая программа по иностранному языку (английский) представляет...
Рабочая программа обучения учащихся 5-9 классов по предмету «Иностранный язык (английский)» составлена в соответствии с

Элективный курс «Английский язык в сфере туристского менеджмента» в системе профильно-ориентированного обучения иностранному языку для старшей школы iconЧерез интегрированный элективный курс английский язык – география преподаватель
Сегодня, говоря о том, что целью обучения является общение на иностранном языке, мы подразумеваем не просто диалог на уровне индивидуумов,...

Элективный курс «Английский язык в сфере туристского менеджмента» в системе профильно-ориентированного обучения иностранному языку для старшей школы iconПояснительная записка Программа дополнительной образовательной деятельности...
«Английский язык для дошкольников» составлена на основе программы обучения английскому языку в дошкольном образовательном учреждении...

Элективный курс «Английский язык в сфере туристского менеджмента» в системе профильно-ориентированного обучения иностранному языку для старшей школы iconМетодические рекомендации для студентов по дисциплине дпп. 06. «Теория...
Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по специальности 050303 Иностранный язык. Пособие содержит материалы...

Элективный курс «Английский язык в сфере туристского менеджмента» в системе профильно-ориентированного обучения иностранному языку для старшей школы iconРабочая программа по английскому языку для 5-9 классов на 2016/2017учебный год
Программа предназначена для организации процесса обучения английскому языку в образовательных учреждениях основного общего образования...

Элективный курс «Английский язык в сфере туристского менеджмента» в системе профильно-ориентированного обучения иностранному языку для старшей школы iconРабочая программа по иностранному языку (английский) для 8-го класса...
«Английский язык» серии “Rainbow English” для 8 класса, авторов О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой, К. М. Барановой, допущенного Министерством...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск