Учебное пособие обобщает и анализирует опыт телевидения на переломном этапе его развития: приход в телекомпании новых сил, рождение новых структур телевидения,


НазваниеУчебное пособие обобщает и анализирует опыт телевидения на переломном этапе его развития: приход в телекомпании новых сил, рождение новых структур телевидения,
страница1/23
ТипУчебное пособие
filling-form.ru > Туризм > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23
ТЕЛЕВИДЕНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

(Москва, 1992)

Егоров В.В.,

доктор исторических наук, профессор,

лауреат Государственной премии СССР,

лауреат премии Союза журналистов СССР

Предисловие



Общество, может быть, медленно осознает, какую новую и влиятельную силу оно приобрело в лице телевидения. Телевидение несет информацию, расширяет кругозор, волнует, радует и огорчает человека; в любом случае оно делает его жизнь богаче и разнообразнее. Оно не может дать хлеба, но способно дать каждому зрелище.

Телевидение не знает ни политических, ни географических границ, преодолевает пространство и время. Оно делает человека соучастником событий, даже тех, которые совершаются без него.

Не надеясь более только на закон, инструкцию, указание сверху, общество и различные политические движения, партии и лидеры стремятся использовать телевидение в решающей сфере социальной жизни — формировании нужного им общественного мнения.

Вот почему так ответственна, престижна и перспективна деятельность журналиста, посвятившего свою жизнь телевидению.

В условиях развития свободы информации, всплесков плюрализма мнений, новых возможностей влияния тележурналистов на общественное мнение и настроение миллионов людей резко возрастает роль и социальная ответственность работников телевидения.

Что может и что должен работник отечественного телевидения, что велит ему долг и запрещает совесть, в чем проявляется истинный профессионализм его — все это глубоко заботит сегодня не только нас, но и наше общество.

Помочь понять природу и особенности телевидения, овладеть ремеслом и вдохновением создателя передач, адресованных миллионам людей, — главная задача, которую ставил перед собой автор предлагаемого учебного пособия «Телевидение: теория и практика».

Весь материал условно разделен на два раздела: в первом рассматриваются как бы внешние связи телевидения, его взаимодействие с другими видами информации и искусства, во втором — закономерности «внутреннего» развития телевидения.

Такое построение книги, на наш взгляд, поможет читателю понять своеобразие телевидения в информационном процессе, его прямые и обратные связи с другими областями духовной жизни, источники его развития, а затем и изучить основы функционирования собственно телевещания.

Учебное пособие обобщает и анализирует опыт телевидения на переломном этапе его развития: приход в телекомпании новых сил, рождение новых структур телевидения, основанных на разных формах собственности, обостряет проблему профессиональной подготовки и переподготовки кадров тележурналистов.

В основу учебного пособия положен двадцатипятилетний опыт практической и исследовательской работы автора в редакциях Центрального телевидения, на кафедре радиовещания и телевидения факультета журналистики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, в Институте повышения квалификации работников телевидения и радиовещания.

В книге анализируются природа и особенности функционирования телевидения в системе средств массовой информации, его взаимодействие с печатью, радиовещанием, кинематографом, а также с театром и литературой; рассматривается специфика работы тележурналиста, пути повышения эффективности телевизионного вещания как в центре, так и на местах.

Автор уверен, что книга будет полезна не только студентам и слушателям, но и всем любителям домашнего экрана, заинтересованным в постоянном совершенствовании и обновлении вещания.

Особую надежду автор возлагает на то, что эта книга поможет всем, кто активно станет использовать телевидение в борьбе за экологию, за чистоту отношений между людьми и природой, между людьми и обществом, между каждым человеком. Ибо нет задачи чище, благороднее, возвышеннее.
Автор
Раздел I
ГЛАВА I. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ТЕЛЕВИДЕНИЯ
§ 1. КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ
Научный подход к истории телевидения позволяет выделить несколько этапов его развития, каждый из которых характеризуется качественно новым содержанием: первый этап — от научных опытов, изобретений и открытий русских ученых в области передачи изображения и звука на расстояние до появления регулярного телевизионного вещания, т. е. хронологически от начала века до 30-х гг.; второй этап — от начала регулярного телевещания в 30-е гг. до создания системы Центрального, республиканского и местного телевидения и возникновения массового вещания в 60-е гг.; третий этап — с конца 60-х гг., когда массовое вещание стало общесоюзным и многопрограммным, до настоящего времени.

Таким образом, каждый этап в развитии отечественного телевидения охватывает 25—30 лет. Можно утверждать, что из всех средств массовой информации ни одно не имеет такой короткой, но столь насыщенно и скачкообразно развивающейся истории. В основе этого лежат достижения в науке, технике и технологии, обусловленные объективным характером процессов современной научно-технической революции.

Научно-техническая революция в XX в. с ее принципиальными открытиями в различных областях знания, с ускорением внедрения в производство новой техники, материалов и новых технологических процессов создала беспрецедентные предпосылки и в области производства духовных ценностей. Одним из ярких проявлений и далеко идущих последствий НТР является становление и развитие телевидения. Научно-технический прогресс в электронике, а затем и в космических средствах связи создал материальную базу и условия для бурного развития нового вида информации.

Появление телевидения в нашей стране тесно связано с развитием радиодела и идеологическими расчетами лидеров Советского государства. Совет Народных Комиссаров декретом от 2 декабря 1918 г. утвердил положение «О Радиолаборатории с мастерской Народного Комиссариата Почт и Телеграфов». В этом документе так определялись задачи радиолаборатории: «Она имеет целью производство научных изысканий в области радиотелеграфии и радиотелефонии и в смежных областях физических наук» (О партийной и советской печати, радиовещании и телевидении. Сборник документов и материалов. М., 1972. С. 501). 5 февраля 1920 г. В.И. Ленин пишет руководителю Нижегородской радиолаборатории М.А. Бонч-Бруевичу: «Пользуюсь случаем, чтобы выразить Вам глубокую благодарность и сочувствие по поводу большой работы радиоизобретений, которую Вы делаете. Газета без бумаги и «без расстояний», которую Вы создаете, будет великим делом. Всяческое и всемерное содействие обещаю Вам оказывать этой и подобным работам» (Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 51. С. 130).

В годы гражданской войны и военной интервенции большевистская партия стремилась создать максимально благоприятные условия для разработки нового средства пропаганды и агитации.

Работы по созданию технической базы передачи изображения на расстояние открывали новые возможности для использования наглядных средств в этих целях.

Еще в прошлом веке П.И. Бахметьев предсказал возможность слитного восприятия динамичного образа на основе быстрой смены статичных кадров и первым предложил проект телевизионной системы. А.Г. Столетов создал учение о фотоэффекте, являющемся основой телевидения. Русский ученый Б.Л. Розинг изобрел кинескоп и показал в 1911 г. первое изображение с помощью электронной системы телевидения.

На первых порах отечественное телевидение было немым. В своих немногочисленных проявлениях оно сводилось главным образом к функциям фототелеграфа. Однако это был начальный период.

Быстро «научившись говорить», телевидение сначала слепо следовало за радиовещанием, было чем-то вроде дополненного экраном и усовершенствованного радио. Недаром в 30-е гг. бытовал термин «радиовидение». «Радио плюс чудесная возможность заглянуть на студию в момент передачи», — так определяется состояние телевидения в тот период в одном из исследований (Саппак В. Телевидение и мы. М., 1972. С. 137). Изображение «выдавалось» звуку как своеобразное дополнение.

1 октября 1931 г. в нашей стране началось опытное телевизионное вещание на основе твердой программы, адресованное радиозрителям, как тогда называли тех, кто принимал телевизионные радиопередачи.

По современным понятиям техника телевидения начала 30-х гг. была достаточно скромной. Это была механическая система с малой четкостью, экран телевизора не превышал по размерам спичечного коробка, да и самих телевизоров было очень мало. Но именно в 1931 г. телевидение стало практической реальностью, и в этом неоценимая заслуга его первопроходцев. Первый в стране комплект телевизионного оборудования, посредством которого из аппаратной Московского радиовещательного узла шли в 1931 г. телевизионные передачи, был создан Героем Социалистического Труда, профессором П.В. Шмаковым.

В том же 1931 г. во Всесоюзном электротехническом институте С.И. Катаев создал рабочие образцы передающей телевизионной трубки и кинескопа. В Москве начал действовать первый в мире ультракоротковолновый радиопередатчик. В 1934 г. в Электрофизическом институте в Ленинграде уже испытывался макет электронной системы телевидения, а в 1938 и 1939 гг. в эфире появились передачи Ленинградского и Московского телевизионных центров.

24 марта 1938 г. газета «Правда» сообщала своим читателям: «Вскоре закончится сооружение Московского телевизионного центра. Некоторое время назад начались испытания телевизионной аппаратуры. Для проверки качества передач установлены телевизионные приемники в тридцати пунктах столицы и ее окрестностях. Регулярные опытные передачи начнутся в мае. К этому времени в клубах, домах культуры, красных уголках и других местах Москвы будет установлено около ста телевизоров».

Было намечено расширить радиозаводы и построить новые специализированные цехи по производству телевизионного оборудования.

Приведем интересный документ, характеризующий начало регулярного телевизионного вещания в нашей стране.
ПРИКАЗ № 106
По Всесоюзному Комитету по радиофикации и радиовещанию при СНК СССР (г. Москва) от 16 марта 1939 г.
§ 1
В связи с окончанием подготовительной работы Московскому Телевизионному Центру Всесоюзного Радиокомитета с 10 марта 1939 года начать регулярное телевизионное вещание через ультракоротковолновые передатчики.
§ 2
Не позднее 31 марта с. г. разработать план телевещания на 1939 год и представить… на утверждение.
§ 3
В целях эффективного использования средств, затрачиваемых на телевещание, вести регулярные трансляции через длинноволновые станции звуковой части программы Телевизионного Центра.
§ 4

Выделить Телевизионный Центр Всесоюзного Радиокомитета в самостоятельную единицу с правом юридического лица и самостоятельным законченным балансом.
§ 5
...Разработать и представить на утверждение 25 марта с. г. положение о Телевизионном Центре Всесоюзного Радиокомитета.
Председатель Всесоюзного Комитета по радиофикации

и радиовещанию при СНК СССР
В период второй мировой войны ни в СССР, ни в Европе телевизионного вещания не было.

Сразу же после окончания войны, в июне 1945 г., Московский телецентр провел свои первые передачи, а с декабря 1945 г. возобновилось регулярное телевизионное вещание.

В «Законе о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946—1950 годы», принятом в марте 1946 г. Верховным Советом СССР, сформулированы, в частности, и задачи дальнейшего развития телевидения. План предусматривал переоборудовать Московский телевизионный центр, построить новые телецентры в Ленинграде, Киеве и Свердловске (см.: 50 лет советского радиовещания. М., 1972. С. 95).

22 марта 1951 г. Совет Министров СССР принял постановление об образовании на технической базе Московского телецентра Центральной студии телевидения (ЦСТ). Структура ЦСТ предусматривала следующие подразделения: редакция литературно-драматического вещания, редакция музыкального вещания, редакция передач для детей и общественно-политическая редакция. Постановление обязывало руководителей театров и концертных организаций предоставлять для показа по телевидению лучшие спектакли и концертные программы.

Важным событием стало создание передвижных телевизионных станций (ПТС). С их помощью телевидение могло выходить за пределы студии — на площади, в парки, концертные залы, на стадионы. Появилась новая форма передач — внестудийная. Первая из них состоялась в Москве 29 июня 1949 г. Через передвижную телевизионную станцию, установленную на стадионе «Динамо», передавался репортаж о футбольном матче. В том же году состоялись первые трансляции из Большого и Малого театров, из Концертного зала им. П.И. Чайковского, из Колонного зала Дома Союзов.

Передачи велись не каждый день и были непродолжительными. 1 мая 1956 г. впервые передавался по Центральному телевидению репортаж о параде и демонстрации на Красной площади.

Телевидение развивалось быстро. Едва ли не каждый месяц рождались новые циклы передач. Большая их часть готовилась в расчете на телезрителей всей страны. Но было немало и таких, которые адресовались только жителям Москвы и Московской области. Так встал вопрос о создании самостоятельной московской программы, которая показывалась бы по отдельному каналу для жителей столицы и Подмосковья. Вторая программа Центрального телевидения вышла в эфир в 1956 г.

Программным документом, определившим направление, характер и задачи телевизионного вещания, стало постановление ЦК КПСС от 29 января 1960 г. «О дальнейшем развитии советского телевидения». В нем говорилось, что телевидение открывает новые большие возможности для повседневного политического, культурного и эстетического воспитания населения, что оно способно охватить все слои народа (см.: О партийной и советской печати, радиовещании и телевидении. Сборник документов и материалов. С. 537).

11 августа 1962 г. родилось советское космовидение: была проведена первая передача непосредственно с космических кораблей «Восток—3» и «Восток—4».

Накопленный телевидением опыт распространения общественно-политических и естественнонаучных знаний, наращивание технических средств позволили к 1965 г. сформировать самостоятельный раздел в телевизионном вещании в помощь средней и высшей школе, создать специальную учебную III программу Центрального телевидения.

В ноябре 1967 г. после ввода в строй Общесоюзного телевизионного технического центра в Останкино начала работу IV программа Центрального телевидения. В первые годы радиус действия III и IV программ был ограничен только Москвой и близлежащими областями.

Открытием III и IV программ Центрального телевидения, введением в строй наземных и космических средств связи системы «Орбита» был завершен важный этап развития советского телевидения.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1970 г. Комитет по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР был преобразован в союзно-республиканский Государственный комитет Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию. Перед советским телевидением встали новые крупные задачи:

— повышение роли телевидения в идеологической работе;

— централизация телевизионного вещания в масштабах страны;

— координация центрального и местного телевизионного вещания;

— улучшение подготовки кадров для телевидения, введение конкурсной системы для некоторых категорий творческих работников телевидения;

— осуществление единой технической политики в области телевидения.

В результате последовательного развития технической базы телевидение получило сеть кабельных и радиорелейных линий, систему космической связи «Орбита», которая обеспечила к концу 1974 г. охват телевидением наиболее отдаленных от центра районов Советского Союза.

В Основных направлениях развития народного хозяйства СССР на 1976—1980 годы были определены перспективы развития телевидения: ускорить внедрение цветного телевидения, предусмотреть более широкое использование искусственных спутников Земли, в первую очередь для обеспечения телевизионным вещанием районов Западной и Восточной Сибири, а также расширить зону уверенного высококачественного приема теле- и радиопередач, улучшить качество телевизионных и радиовещательных программ.

С самого начала развития телевещания и до 1967 г. население обеспечивалось телепрограммами только с помощью наземных средств — путем строительства мощных радиопередающих телевизионных станций, а также ретрансляторов средней и малой мощности.

На ранних этапах строительство наземной передающей сети было эффективным средством: станции строились в густонаселенных районах страны, и ввод каждой из них обеспечивал значительный прирост числа телезрителей.

Так, к 1961 г. в стране было построено 100 мощных и около 170 маломощных телевизионных передающих станций, которые обеспечивали телевидением примерно 35% населения. К 1966 г. объем наземных средств увеличился более чем в два раза, однако прирост количества телезрителей составил лишь 20%. Стало ясно, что решить поставленную задачу этим путем не представляется возможным.

К проблеме телевизионного вещания с использованием искусственных спутников Земли ученые многих стран мира уже давно проявляли повышенный интерес. Последний был вызван тем, что со спутника, находящегося на достаточно большой высоте — до 36—40 тыс. км, можно передавать сигналы, в том числе и телевизионные, на огромные территории — вплоть до ⅓ всей земной поверхности.

Но реальная возможность осуществления этой идеи появилась после запуска в 1957 г. первого советского искусственного спутника Земли (ИСЗ), а начало развитию отечественных систем спутниковой связи и спутникового телевизионного вещания положил запуск в 1965 г. ИСЗ «Молния-I».

В 1967 г. были введены в Действие первые 20 приемных станций спутниковой связи «Орбита» в районах Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии и Крайнего Севера.

С вводом первых станций «Орбита» и радиорелейных линий от них число телезрителей Центрального телевидения увеличилось более чем на 20 млн. человек. Однако строительство таких станций оправдывало себя лишь в крупных городах и населенных пунктах с количеством жителей не менее 50 тыс. человек.

Сооружение станций в малых населенных пунктах с населением в несколько тысяч человек привело к тому, что затраты на одного жителя составили тысячи рублей.

Необходимым параметрам отвечала система «Экран». Первый ИСЗ «Экран» был запущен в 1976 г. К этому сроку уже была создана опытная сеть из 60 приемных установок. Зона обслуживания системы, в которой возможен прием сигналов на приемные установки, охватывает площадь в 9 млн. кв. км, что составляет около 40% всей территории страны. Сюда вошли районы Сибири, Крайнего Севера, частично Дальнего Востока.

Система «Экран» успешно эксплуатируется, находя широкое применение в самых различных условиях: крупных населенных пунктах, мелких поселках и даже в отдельных геологоразведочных и поисковых партиях. В стране действует уже свыше 8 тыс. установок этой системы, что позволило обеспечить телевидением районы, практически недоступные для наземных средств подачи телевизионных программ. Сеть станций продолжает расширяться. Одновременно проводится совершенствование оборудования.

В 1979 г. была разработана и введена в действие система спутникового телевещания «Москва». Она стала дополнением к уже действующим системам «Орбита» и «Экран» и открыла возможности практически полного охвата территории страны первой программой Центрального телевидения.

Для создания системы «Москва» были использованы специальные стволы геостационарного искусственного спутника Земли из новой серии «Горизонт». Это позволило наземной приемной станции «Москва» применить антенну со сравнительно небольшим диаметром зеркала (2,5 м). Приемная станция сравнительно проста и невелика по объему, не требует возведения капитальных сооружений и может быть размещена в любых существующих зданиях или специальных контейнерах. Энергетические показатели линии связи в системе «Москва» дают возможность создать один канал телевидения с высоким качеством и два канала звукового сопровождения.

Однако еще не все население страны обеспечено телевизионным вещанием. До 5% населения проживает в местах, где пока невозможно получить прием телепрограмм высокого качества, и примерно столько же вообще не имеет возможности принимать передачи.

Задачи развития материально-технической базы заключаются в необходимости обеспечить дальнейшее развитие многопрограммного телевидения, повышение уровня автоматизации радиотехнического оборудования и повышение качества телевещания. Намечено было создать 67 новых телецентров в республиках, входивших в бывший Советский Союз.

Достижения телевизионной техники вызвали к жизни стремительное развитие телевизионной журналистики.

Раньше других рождаются жанры, основанные на уникальном свойстве телевизионной техники передавать изображение реально происходящих событий на расстояние — от телевизионной камеры к телевизионному приемнику. Так, первенцами тележурналистики стали документальные жанры: репортаж, трансляция событий политического, научного, художественного и спортивного характера.

И это естественно. Телевидение появилось сначала только как средство массовой информации, и только потом, обогащенное новым уровнем развития телевизионной техники, возможностями записи на видеопленку и ее монтажа, приобрело черты одного из видов искусства, способного создавать собственные оригинальные спектакли, концерты, фильмы и др. Но документальная основа сохранилась и в области художественного вещания. Более того, телевизионная документалистика оказала влияние на все разделы программ, да и не только в кругу своего ведомства. Это влияние распространилось на новые приемы в документальном и игровом кинематографе, в театре и т. п.

В чем же сказывается влияние теледокументалистики на художественное вещание? Прежде всего в том, что произведения искусства, созданные на телевидении или отобранные для него, должны быть актуальными, созвучными социальным ожиданиям аудитории, быть ближе к жизни.

Таким образом, на первом и втором этапах своего развития телевидение было только первично по отношению к жизненному материалу, черпало непосредственно из реальной жизни темы, проблемы и сюжеты для своих передач. На третьем этапе телевидение обнаруживает специфическую функцию — способность не только транслировать произведения смежных искусств, но и создавать свои оригинальные произведения. Другими словами, телевидение как вид искусства прошло тот же путь, что и литература, живопись, театр, — от отображения реальной жизни к осмыслению и обобщению в художественных образах. Но у телевидения появилось еще одно преимущество, сходное с кинематографом: оно использует произведения литературы, живописи, театра в качестве материала для создания собственных произведений. Оно экранизирует произведения литературы, популяризирует сочинения композиторов, художников, анализирует, критически осмысливает эти сочинения, так же как события и факты, взятые из жизни. Растет разнообразие художественных решений, жанров. Кроме репортажа и интервью появляются зарисовка, очерк — сначала описательный, затем и проблемный.

Очерк рождается уже на втором этапе развития телевидения. Доминирующим качеством очеркового жанра является самостоятельность проблематики, оригинальность замысла и драматургического построения. Очерковая передача близка к телефильму и разнится от последнего зачастую только техникой исполнения.

К концу 60-х гг. наибольшее признание получил жанр монографического очерка, иными словами, творческий портрет одного лица — рабочего, крестьянина, ученого, художника, писателя, музыканта. В подобных передачах авторы стремятся, с одной стороны, представить конкретный случай творческой деятельности на фоне широких социальных обобщений, с другой — раскрыть неповторимую индивидуальность личности героя очерка.

К форме монографического очерка можно отнести и некоторые публицистические передачи, построенные с использованием материалов смежных искусств. Такими передачами были «Камера смотрит в мир», «Театральная афиша», «Музыка для всех» и др. Произведение искусства в них рассматривалось как документ времени, объективно отражающий общественные взгляды. Это и определяет публицистическое звучание передачи.

Как один из принципов подхода к решению темы в публицистическом ключе следует отметить интересное использование хроники, которая предстает здесь во всеоружии строгой документальности. Отрывки из художественных фильмов и театральных спектаклей с конкретным анализом частного случая углубляют общее звучание мысли и переводят ее в конкретно-чувственную сферу эмоционального зрительского восприятия. Этот прием получил широкое применение в цикле видеофильмов «Наша биография», подготовленном на ЦТ в конце 70-х гг.

Одновременно с очерком к концу 60-х гг. получает развитие тематическая передача, которая предполагает наличие сценария с отчетливой концептуальностью, определяющей не только драматургический строй, но и выбор материала. Было бы неправильным сделать вывод, что окончательный экранный вариант тематической передачи есть точное воспроизведение сценарной записи. Это верно только для передач, построенных целиком на изобразительном, иконографическом и киноматериале с заранее написанным дикторским закадровым текстом. Но существует большое количество тематических передач, решенных в форме непринужденной живой беседы. Однако это не исключает необходимости предварительного сценарного решения. Элемент импровизации обнаруживает свои преимущества в том случае, когда подчинен художественной необходимости, логике развития образного строя передачи в целом.

Особенностью тематической передачи и ее отличием, например от формы журнального обозрения, является то, что в основу такой передачи положен однородный по тематическому, а зачастую и жанровому признаку материал. Журнальное обозрение объединяет несколько различных по тематике сюжетов. Так, завоевавшая популярность среди зрителей ежемесячная передача «Кинопанорама» включает 6—8 сюжетов, разнящихся между собой. Расцвет этой формы передачи приходится на начало 70-х гг.

В практике кинематографа существуют оригинальные произведения, в титрах которых значится: «создано по мотивам…». Аналогичные случаи наблюдались и на телевидении. В 60-х гг. это проявилось в создании передач, замысел которых возник в недрах смежных искусств, однако в воплощении его телевидение демонстрировало полную творческую самостоятельность. Это прежде всего относится к передачам-дискуссиям, передачам в форме клуба («Театральная гостиная», «От всей души», «Встречи в Концертной студии Останкино»). Жанровая специфика передач-дискуссий, передач-клубов обнаруживает их родство с такими ранее возникшими исконно телевизионными формами, как прямой репортаж с места действия.

Таким образом, развитие телевидения как средства информации и вида искусства показывает, что наиболее сложные формы телепередач как бы предваряют основные разновидности специфически телевизионных жанров. Очерки стоят на пороге телефильмов. Передачи-дискуссии, клубы примыкают к прямым телевизионным репортажам, форма литературного телетеатра находит свое продолжение в телеспектакле и т. д.

В 80-е годы получила развитие новая форма вещания — специализированные программы: «В з г л я д», «Д о б р ы й в е ч е р, М о с к в а!».

Дальнейшие поиски идут в направлении развития наиболее распространенных на телеэкранах жанров — информации, обозрения, очерка, репортажа, телемоста, телепостановки, передачи «круглый стол», встречи-дискуссии, — характеризующих сегодня телепублицистику и телевидение в целом.

За последние годы менялась и система государственного управления телевидением в стране. Децентрализация этой системы привела в 1990 г. к созданию Всесоюзной государственной телерадиокомпании, которая просуществовала около года.

В 1992 г. сформировались национальные республиканские и региональные государственные телерадиокомпании. Так, только на базе бывшего Гостелерадио СССР образовались 4 компании: «Останкино», Всероссийская государственная телерадиовещательная компания, Московская телерадиовещательная компания и компания в Санкт-Петербурге. Компании работают соответственно на I, II, III и V каналах телевидения. IV канал находится в совместном владении первых двух телеорганизаций.

Российская государственная телерадиокомпания «Останкино» создана в 1991 г. в результате разделения имущества и программ Государственного комитета по телевидению и радиовещанию СССР.

Компания «Останкино» вещает на I канале бывшего Центрального телевидения и владеет совместно с Всероссийской телерадиовещательной компанией IV каналом.

I канал телевидения охватывает республики бывшего СССР, формируя единое информационное пространство в странах СНГ. Компания «Останкино» становится акционерным обществом, созданным с участием государств, входящих в СНГ.

Компания состоит из творческих объединений, студий, редакций, технических служб. Она включает в себя редакции бывшего Всесоюзного радио и Иновещания.

Компании возглавляют председатели, которые организуют руководящие органы. Органом коллективного руководства компании является Совет директоров, решения которого оформляются приказом председателя.

Новая структура государственного телевидения и радио способствует развитию конкуренции между программами, более активной работе с телезрителями и радиослушателями, укреплению демократических начал в деятельности отечественного телевидения и радиовещания.

Объем телевизионного вещания — около 20 часов в сутки, радиовещания — 24 часа только по одной программе «Маяк». Иновещание работает на все региона миры, на 42 языках народов разных стран.

В 90-е гг. демонополизация, децентрализация управления, демократизация содержания вещания привели к плюрализму телеорганизаций: наряду с государственным общесоюзным телевидением возникли республиканские, региональные государственные телеорганизации, а также коммерческие телесети, кабельные и спутниково-кабельные системы.

Анализ истории советского телевидения показывает, что система телевидения в СССР складывалась стихийно, связи ее телецентров были во многом случайными.

В процессе разгосударствления отечественное телевидение будет развиваться на основе различных форм собственности — государственной (Российская государственная телерадиокомпания и республиканские компании), коллективной (акционерной), кооперативной и частной.

Телевидение может стать прибыльным сектором рыночной экономики за счет абонентной платы, рекламы, продажи программ на внутреннем и международном рынках, продажи прав и лицензий телекино и видеопрокату, издательской деятельности, фестивалей и т. д.

Концепция отечественного телевидения включает в себя следующие направления его развития, кроме государственного.

1. Коммерческое телевидение. Коммерческие телерадиокомпании могут стать альтернативными государственными каналами вещания. Коммерческое телевидение представляет собой ассоциацию независимых акционерных, кооперативных, частных фирм, студий, творческих объединений и существует исключительно на коммерческих началах.

2. Кабельное телевидение представляет собой ассоциацию независимых предпринимателей, акционерных и кооперативных студий и центров. Формирует множество узконаправленных программ (спортивных, музыкальных, кино- и видео, молодежных, по интересам и пр.). Осуществляет пакет услуг (компьютерная сеть, библиотечная и газетная информация, биржевые сводки и пр.). Пользуется услугами спутниковой связи и программами регионального и коммерческого телевидения.

3. Видеофильм. Существует как самостоятельная отрасль, объединяющая сеть видеосалонов, видеокафе и клубов, обслуживающих их и частных лиц крупных и мелких видеотек. Занимается производством видеофильмов разных жанров, тиражирует и распространяет продукцию государственного, коммерческого, кабельного телевидения, а также является поставщиком продукции для них.

4. Международная телевизионная биржа, возможности ее создания. Принципиально новая коммерческая и творческая организация, которая будет создана совместными усилиями государственного, коммерческого, кабельного телевидения и видеофильма. Она объединит в себе товарную и фондовую биржи телевидения, а также биржу труда (телевизионная техника, материалы, недвижимость; готовые телефильмы и видеопрограммы; съемочные группы и актеры; продажа телевизионного времени услуг).

Международная телебиржа может взять на себя функции бывшего Интервидения, международного агентства новостей, организатора совместных производств, международных телемостов, фестивалей, семинаров и конференций, объединить зарубежных корреспондентов.

5. Произошло изменение соотношения центральных и местных органов массовой информации, возросла роль регионального телевидения и радио по мере развития гласности вглубь и вширь. Это произошло по следующим причинам:

— местное телевидение и радиовещание могут активнее, чем в центре, использовать знакомые конкретной аудитории факты и явления из жизни республики, края, области, города. Это делает информацию более убедительной;

— передачи могут идти на родном языке, быть более доступными коренному населению;

— местные передачи могут носить более открытый и доверительный характер, чем программы из Москвы, когда многие авторы с мест не хотят «выносить сор из избы»;

— местные передачи способны более точно улавливать национальные, региональные, возрастные, исторические и иные особенности аудитории. Это также повышает эффективность местного вещания.

Развитие телевизионной сети в новых условиях идет от разрушения прежней централизованной единой государственной системы вещания к созданию макросистемы стран СНГ. Эта большая система вещания включает в себя не только государственное телевидение, но и коммерческие, акционерные и, возможно, частные телевизионные станции.

Прежняя единая советская система сыграла свою историческую роль в становлении отечественного телевидения и, несмотря на ряд недостатков, сумела создать жизнеспособный творческий и технический потенциал телевизионного вещания на территории бывшего СССР, тот самый потенциал, который может служить основой единого информационного пространства, столь необходимого для СНГ и его сторонников. Новые возможности включения нашего телевидения в мировую систему вещания, прекращение глушения зарубежных радиостанций, вещающих на страны бывшего СССР, возможности приема со спутников связи на нашей территории теле- и радиопередач иностранных телерадиокомпаний — все это создает реальные возможности для информации о международных законах и зарубежной юриспруденции, об общечеловеческих правах и др.

На смену управляющего союзно-республиканского государственного органа, каким было Гостелерадио СССР, пришла Межгосударственная компания. Пока это лишь начало перемен.

Главное, на наш взгляд, в дальнейшей работе этой компании заключается в следующем:

1) превращение I канала ТВ в международный по географии сюжетов, показу фильмов, телеспектаклей и т. п., канал межнационального общения;

2) переход от командно-административных методов руководства республиканскими телерадиоорганизациями к договорным отношениям с ними, к совместным проектам, программам, постановкам.

В этих целях государственная телерадиокомпания может стать инициатором создания рынка теле(радио)программ как межреспубликанского, так и международного масштаба. Для этого в составе Генеральной дирекции программ формируется структура, отвечающая за ежеквартальное (сначала ежемесячное) проведение коллективного просмотра, обмена, купли-продажи видеокассет с записями публицистических, художественных передач, спектаклей, фильмов с участием ответственных представителей центральных, республиканских, областных редакций, студий, объединений. Эти форумы позволят определить общие критерии при оценке передач в центре и на местах, создать состояние соревновательности, творческой состязательности, выявить тенденции в развитии телевидения как вида искусства.

Телерадиоредакции I и II каналов получили бы возможность морально и материально поощрять создателей тех передач, которые отобраны для показа по общенациональным программам, обогащая тем самым их содержание.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Похожие:

Учебное пособие обобщает и анализирует опыт телевидения на переломном этапе его развития: приход в телекомпании новых сил, рождение новых структур телевидения, iconЖурналистика
Рецензенты: кафедра печати, радиовещания и телевидения историко-филологического факультета Российского университета дружбы народов...

Учебное пособие обобщает и анализирует опыт телевидения на переломном этапе его развития: приход в телекомпании новых сил, рождение новых структур телевидения, iconЖурналистика
Рецензенты: кафедра печати, радиовещания и телевидения историко-филологического факультета Российского университета дружбы народов...

Учебное пособие обобщает и анализирует опыт телевидения на переломном этапе его развития: приход в телекомпании новых сил, рождение новых структур телевидения, iconУчебное пособие. Москва, Высшая школа, 2003 Учебное пособие известного...
Ссийского тв; об отдельных, самых известных в последние годы программах (как публицистических, подводящих еженедельные итоги политических...

Учебное пособие обобщает и анализирует опыт телевидения на переломном этапе его развития: приход в телекомпании новых сил, рождение новых структур телевидения, icon1 Термины и определения, используемые Сторонами в настоящем договоре...
Оказания услуг по монтажу и установке комплекта оборудования для приёма цифрового спутникового телевидения

Учебное пособие обобщает и анализирует опыт телевидения на переломном этапе его развития: приход в телекомпании новых сил, рождение новых структур телевидения, iconКраткий словарь новых профессий
Аквизитор 1 страховой работник, занимается заключением новых и возобновлением досрочно прекративших свое действие договоров добровольного...

Учебное пособие обобщает и анализирует опыт телевидения на переломном этапе его развития: приход в телекомпании новых сил, рождение новых структур телевидения, iconПояснительная записка На современном этапе развития России, когда...
Все это заставило наполнить новым содержанием цели обучения иностранному языку в стране и потребовало расширения его функций как...

Учебное пособие обобщает и анализирует опыт телевидения на переломном этапе его развития: приход в телекомпании новых сил, рождение новых структур телевидения, iconВ дирекцию абонентского обслуживания ОАО «нтв-плюс»
Телекомпании и состава услуг, о введении новых услуг и сервисов, анонсы телепрограмм (спортивные события, фильмы и т д.)

Учебное пособие обобщает и анализирует опыт телевидения на переломном этапе его развития: приход в телекомпании новых сил, рождение новых структур телевидения, iconОпыт и перспективы использования сети интернет в коммерческих целях учебное пособие
Учебное пособие предназначено для студентов и аспирантов экономических специальностей, а также для преподавателей-экономистов

Учебное пособие обобщает и анализирует опыт телевидения на переломном этапе его развития: приход в телекомпании новых сил, рождение новых структур телевидения, iconПрограмма Муромского городского телевидения «Диалог»

Учебное пособие обобщает и анализирует опыт телевидения на переломном этапе его развития: приход в телекомпании новых сил, рождение новых структур телевидения, iconКанцелярской техники, канцелярских принадлежностей, аппаратуры для радио, телевидения для нужд
Поставка канцелярской техники, канцелярских принадлежностей, аппаратуры для радио, телевидения для нужд ООО «Медсервис»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск