Комплект учебно-методических материалов
к модульной программе подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих и педагогических работников по обеспечению эффективного отдыха и оздоровления детей
Учебно-методический комплект (УМК) – это совокупность учебно-методических материалов и программно-технических средств, способствующих эффективному освоению слушателями учебного материала, входящего в содержание модульной программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих и педагогических работников по обеспечению эффективного отдыха и оздоровления детей (далее – модульная программа).
УМК состоит из основного компонента, дополнительных информационных ресурсов, вспомогательных информационных ресурсов по различным модулям.
Основные компоненты УМК: учебные программы, учебная и методическая литература и материалы, дидактические материалы, электронное сопровождение, контрольно-диагностические материалы и др.
Дополнительные информационные ресурсы: научно-популярная литература, развивающие и дидактические игры, интернет-ресурсы, видео-фото материалы.
Вспомогательные информационные ресурсы: справочники, учебно-наглядные пособия, пособия к итоговой аттестации.
Компоненты УМК:
1. Модульная программа подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих и педагогических работников по обеспечению эффективного отдыха и оздоровления детей;
2. Календарно-тематический план;
3. Методические рекомендации по реализации модульной программы;
4. Нормативные правовые документы по обеспечению отдыха и оздоровления детей;
5. Учебные пособия (материалы), содержащие основной теоретический материал лекций;
6. Методические и дидактические материалы (деловые ситуации - кейсы), игры, практикумы, тренинги и др.;
7. Контрольно-измерительные материалы;
8. Электронные презентации;
9. Программные продукты учебного назначения, которые преподаватели отдельных модулей могут рекомендовать для использования слушателям на их рабочих местах;
10. Интернет-ресурсы;
11. Электронный учебно-методический комплекс. Краткое описание состава и содержания
базового комплекта учебно-методических материалов к модульной программе подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих и педагогических работников по обеспечению эффективного отдыха и оздоровления детей
1. Модульная программа подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих и педагогических работников по обеспечению эффективного отдыха и оздоровления детей.
Модульная программа состоит из 11 относительно самостоятельных модулей, каждый из которых направлен на решение конкретной задачи. Структура модуля программы способствует раскрытию и пониманию слушателями содержания модуля, путей и результатов освоения этого содержания.
Модуль включает:
- цель освоения программы – развитие профессиональной компетентности и освоение задач модуля;
- результаты освоения модуля, выраженные в понятиях компетентности;
- организацию индивидуальной и коллективной деятельности для достижения намеченных результатов;
- контрольно-измерительные материалы;
- выбор средств, разработка содержания заданий для слушателей, которые соответствуют ряду требований (соответствие заданий возможностям и потребностям слушателей; образовательная и социальная значимость; практикоориентированность; учет временного ресурса для их выполнения). 2. Календарно-тематический план
Дата
| Время
| Наименование модуля
| Наименование темы
| 03 октября
| 12.10 – 15.20
| Психолого-педагогические аспекты управленческой деятельности в учреждениях отдыха и оздоровления детей и подростков
| Вопросы программирования деятельности учреждений отдыха и оздоровления детей и подростков.
Социально-педагогические и психологические аспекты воспитательной работы в лагере с дневным пребыванием детей.
Организационно-деятельностная игра.
Особенности проживания и организации досуга в учреждениях отдыха и оздоровления детей и подростков.
| 04 октября
| 12.10 – 17.00
| Нормативная правовая база организации детского отдыха и оздоровления
| Финансирование учреждений отдыха и оздоровления детей и подростков.
Требования к содержанию и питанию детей в учреждениях отдыха и оздоровления.
Формирование штатов учреждений отдыха и оздоровления.
Ответственность должностных лиц учреждений отдыха и оздоровления.
| 05 октября
| 10.10 – 13.40
| Психолого-педагогические аспекты управленческой деятельности в учреждениях отдыха и оздоровления детей и подростков
| Основы организационной работы педагогического коллектива.
Социально-педагогическая реабилитация детей в условиях учреждений отдыха и оздоровления детей и подростков.
Организация работы психолого-педагогических и методических служб в учреждениях отдыха и оздоровления детей и подростков.
Особенности проведения профильных смен в учреждениях отдыха и оздоровления детей и подростков.
| 06 октября
| 12.10 – 13.40
| Основы безопасности жизни и здоровья детей, полноценное сбалансированное питание, соблюдение санитарно-эпидемиологических норм и правил, правил пожарной безопасности
| Нормативные правовые акты, регулирующие обеспечение безопасности детей в период их пребывания в учреждениях отдыха и оздоровления детей и подростков.
| 13.50 – 17.00
| Организация и проведение массовых мероприятий различных уровней
| Современный подход к реализации программ дополнительного образования детей и досуговых программ в условиях учреждения отдыха и оздоровления детей и подростков.
| 07 октября
| 12.10 – 13.40
| Обеспечение эффективной реализации программ по организации отдыха и оздоровления
| Оздоровительная работа.
Работа по сплочению коллектива воспитанников.
Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни и здоровья детей в летний период.
| 13.50 – 18.40
| Практика. Деловые игры для различных категорий детей
| Особенности возрастного развития детей.
Характеристика психологических особенностей различных категорий детей.
Особенности организации воспитательной работы с различными категориями детей.
| 08 октября
| 8.30 – 13.10
| Организация отдыха детей в загородных стационарных лагерях, в лагерях с дневным пребыванием
| Основные понятия.
Компетенция и ответственность учреждения отдыха и оздоровления детей и подростков; контроль деятельности лагерей с дневным пребыванием детей и других учреждений отдыха и оздоровления детей и подростков.
Обязанности и ответственность руководителей учреждений отдыха и оздоровления детей и подростков.
Комплектование загородного стационарного лагеря, лагеря с дневным пребыванием детей.
Основные цели и задачи работы педагогического коллектива при проведении смены.
Порядок организации отдыха и оздоровления детей и подростков в регионе в каникулярное время за счёт субсидий, перечисляемых из бюджета.
| 13.20 – 14.50
| Обеспечение эффективной реализации программ по организации отдыха и оздоровления
| Работа по развитию творческих способностей детей.
Работа по духовно-нравственному, гражданско-патриотическому воспитанию детей и подростков, воспитанию толерантности в детском многонациональном коллективе, формированию уважительного отношения к культурам других стран и народов.
| 10 октября
| 13.50 – 18.40
| Создание методического портфеля в помощь педагогическим работникам организаций отдыха и оздоровления детей и подростков
| Мини-азбука форм работы с детьми. Игровая деятельность. Коллективные творческие дела.
| 11 октября
| 12.10 – 15.20
| Основы безопасности жизни и здоровья детей, полноценное сбалансированное питание, соблюдение санитарно-эпидемиологических норм и правил, правил пожарной безопасности
| Гигиенические требования к устройству и содержанию организаций отдыха и оздоровления для детей и подростков.
Организация безопасного отдыха и сохранение здоровья детей и подростков в учреждениях отдыха и оздоровления всех типов (загородных лагерях, лагерях с дневным пребыванием детей, палаточных лагерях).
| 15.30 – 17.00
| Организация и проведение массовых мероприятий различных уровней
| Методика организации и режиссура массовых мероприятий.
| 17.10 – 18.40
| Практика. Деловые игры для различных категорий детей
| Содержание целостного педагогического процесса в оздоровительном лагере. Формы и методы воспитательной работы с детьми разного возраста.
| 18.50 – 20.20
| Организационно-управленческая деятельность учреждений отдыха и оздоровления детей и подростков
| Финансово-хозяйственная деятельность, компетенция и ответственность учреждений отдыха и оздоровления всех типов (загородные лагеря, лагеря с дневным пребыванием детей, палаточные лагеря).
Номенклатура документации смены лагеря.
| 12 октября
| 8.30 – 11.40
| Обеспечение эффективной реализации программ по организации отдыха и оздоровления
| Работа по привитию навыков самоуправления.
Работа с отрядами.
Основные этапы и виды деятельности организационного и основного периодов работы.
| 12.10 – 15.20
| Организационно-управленческая деятельность учреждений отдыха и оздоровления детей и подростков
| Управление персоналом.
Основы менеджмента в управленческой деятельности.
Анализ и прогноз развития деятельности учреждения отдыха и оздоровления детей и подростков.
| 13 октября
| 13.50 – 18.40
| Особенности воспитательной системы учреждений отдыха и оздоровления детей и подростков (на примере всероссийских детских центров). Методика эффективной комплексной организации лагерной смены
| Организационно-управленческая деятельность.
Основы здоровьесберегающей деятельности.
Культурно-познавательная деятельность.
Особенности воспитательной системы всероссийских детских центров.
| 14 октября
| 13.50 – 18.40
| Психолого-педагогический практикум по подготовке вожатого к работе в учреждении отдыха и оздоровления детей и подростков
| Психолого-педагогические особенности воспитания в учреждениях отдыха и оздоровления детей и подростков.
Проблемы социально-психологической адаптации ребенка в лагере.
Педагогический стиль вожатого и педагогическая этика в условиях учреждений отдыха и оздоровления детей и подростков.
|
3. Методические рекомендации по реализации модульной программы.
В методических рекомендациях отражены цели и задачи организации и проведения курсов повышения квалификации; обозначены отличительные особенности программы, методические подходы и психолого-педагогические условия эффективной реализации программы, определено учебно-методическое обеспечение программы повышения квалификации, предложены виды занятий и порядок их проведения, а также критерии для проведения аттестации слушателей. 4. Нормативные правовые документы по обеспечению отдыха и оздоровления детей:
Нормативные правовые документы, обеспечивающие организацию отдыха и оздоровления детей в период летних каникул;
Документы, необходимые для получения санитарно-эпидемиологического заключения (Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19 июля 2007 г. № 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок»);
Виды услуг детям в организациях отдыха и оздоровления, их состав, формы, порядок и условия предоставления в соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52887-2007 «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления» (утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. № 565-ст);
Типовое положение о детском оздоровительном лагере (Письмо Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. № 18-2/10/1-2188);
Нормативные правовые документы, регламентирующие безопасный отдых и сохранение здоровья детей и подростков в учреждениях отдыха и оздоровления всех типов (загородных лагерях, лагерях с дневным пребыванием, палаточных лагерях) ;
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1204 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей»;
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2842-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы лагерей труда и отдыха для подростков»;
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул»;
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.2605-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы детских туристических лагерей палаточного типа в период летних каникул»;
Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания в учреждениях отдыха и оздоровления детей и подростков;
Условия и требования для организации и осуществления безопасных перевозок детей автомобильным и железнодорожным транспортом (Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. № 112; Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров (в том числе детей) автобусами, утвержденное приказом Минтранса России от 8 января 1997 г. № 2; санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных детских коллективов. СП 2.5.1277-03», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 апреля 2003 г. № 31 и др.);
Сопровождение организованных групп детей, следующих автомобильным транспортом к местам отдыха и оздоровления и обратно (Положение о сопровождении транспортных средств автомобилями Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России и военной автомобильной инспекции, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2007 г. № 20).
|