Санкт-петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения


НазваниеСанкт-петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения
страница1/36
ТипЛекция
filling-form.ru > Туризм > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ

С. С. Бородин, С. С. Громыко

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

Курс лекций

Санкт-Петербург 2007

УДК 342.9 ББК 67.401 Б83

Рецензенты:

доктор юридических наук, профессор,

заслуженный юрист РФ В. М. Боер;

доктор юридических наук, профессор Санкт-Петербургского

университета МВД России, заслуженный юрист РФ Н. Н. Жильский

Утверждено редакционно-издательским советом университета в качестве курса лекций

Бородин С. С., Громыко С. С.

Административное право. Общая и Особенная часть: курс лекций/С. С. Бородин, С. С. Громыко; ГУАП. СПб., 2007. — 432 с.

ISBN 5-8088-0227-Х

В данной работе изложен материал общей и особенной частей курса «Административное право». Рассмотрены теоретические изыскания виднейших ученых, изучающих проблемы административного права, предложен собственный взгляд авторов на рассматриваемые проблемы. Содержание курса лекций опирается на действующее законодательство и другие нормативно-правовые акты по регулированию отношений в сфере государственного управления по состоянию на 1 ноября 2006 года.

Курс лекций предназначен для студентов юридического факультета, а также для практических работников, занимающихся вопросами деятельности органов исполнительной власти.

УДК 342.9 ББК 67.401

ISBN 5-8088-0227-Х © ГУАП, 2007

© С. С. Бородин, С. С. Громыко, 2007

Б83

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие ............................................................................... 5

Общая часть ............................................................................... 6

Л е к ц и я 1. Государственное управление и исполнительная власть .... 6

1. Государственное управление и его основные характеристики ..... 6

2. Понятие исполнительной власти и ее основные признаки .......... 9

3. Принципы государственного управления ................................ 14

Л е к ц и я 2. Механизм административно-правового регулирования общественных отношений ................................................................ 20

1. Механизм административно-правового регулирования: понятие

и его элементы ........................................................................ 20

2. Административно-правовые нормы: понятие, структура, виды и способы их реализации ................................................................. 21

3. Источники административного права ..................................... 26

4. Административно-правовые отношения: понятие, структура и виды 27 Л е к ц и я 3. Основы административно-правового статуса граждан в Российской Федерации ..................................................................... 30

1. Административно-правовой статус граждан Российской Федерации 30

2. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства ................................................. 40

Л е к ц и я 4. Административно-правовой статус политических партий

и общественных объединений ....................................................... 48

1. Понятие и виды общественных объединений ........................... 48

2. Основы административно-правового статуса общественных объединений ..................................................................................... 53

Л е к ц и я 5. Органы исполнительной власти ................................... 67

1. Понятие и виды органов исполнительной власти ...................... 67

2. Система, структура и полномочия органов исполнительной власти 69 Л е к ц и я 6. Государственная служба как институт административного права ......................................................................................... 87

1. Понятие государственной службы, ее виды и принципы ............ 87

2. Принципы государственной гражданской службы, классификация должностей и их административно-правовой статус ..................... 90

3. Прохождение государственной гражданской службы ................ 102

Л е к ц и я 7. Органы местного самоуправления как субъекты административного права ....................................................................... 113

1. Понятие и предметы ведения местного самоуправления ............ 113

2. Органы и должностные лица местного самоуправления ............. 119

3. Формы непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления ......................................................... 133

Л е к ц и я 8. Предприятия и учреждения как субъекты административного права ................................................................................... 145

1. Понятие и виды предприятий, учреждений и иных субъектов административного права ................................................................ 145

2. Основы административно-правового положения предприятий, учреждений и иных хозяйственных субъектов ...................................... 147

Л е к ц и я 9. Формы государственного управления .......................... 161

1. Понятие и классификация форм государственного управления ... 161

2. Понятие и классификация актов государственного управления ... 165 Л е к ц и я 10. Методы государственного управления ........................ 175

1. Понятие и классификация методов государственного управления 175

3

2. Понятие и виды убеждения в государственном управлении ....... 178

3. Понятие и виды мер государственного принуждения ................ 180

Л е к ц и я 11. Административная ответственность ........................... 198

1. Понятие и основные черты административной ответственности.... 198

2. Понятие, признаки и состав административного правонарушения 199

3. Понятие и виды административных наказаний ........................ 204

4. Назначение административного наказания .............................. 209

Л е к ц и я 12. Административный процесс ..................................... 214

1. Понятие и основные черты административного процесса ........... 214

2. Принципы и субъекты административного процесса ................ 218

3. Виды административных производств .................................... 223

4. Производство по делам об административных правонарушениях 229 Л е к ц и я 13. Обеспечение законности и дисциплины в государственном управлении .......................................................................... 247

1. Понятие законности и дисциплины в государственном управлении

и способы их обеспечения ......................................................... 247

2. Виды контроля в государственном управлении ......................... 249

3. Сущность и виды надзора в государственном управлении .......... 257

Особенная часть .......................................................................... 266

Л е к ц и я 14. Управление использованием и охраной природных ресурсов ........................................................................................ 266

1. Правовые основы управления использованием и охраной природных ресурсов ........................................................................... 266

2. Органы государственного управления природопользованием и охраной природных ресурсов ........................................................ 270

3. Государственный контроль (надзор) в области природопользования и охраны природных ресурсов ............................................. 275

Л е к ц и я 15. Управление образованием и наукой ........................... 291

1. Понятие и правовые основы организации системы образования ... 291

2. Органы управления образованием в Российской Федерации ....... 304

3. Управление наукой ............................................................... 308

Л е к ц и я 16. Управление обороной ............................................... 317

1. Понятие обороны Российской Федерации и основы ее организации 317

2. Воинская обязанность и комплектование Вооруженных сил Российской Федерации ................................................................. 344

Л е к ц и я 17. Управление государственной безопасностью ............... 365

1. Понятие государственной безопасности и организационно-правовая система управления ею ............................................................ 365

2. Защита и охрана Государственной границы Российской Федерации 378 Л е к ц и я 18. Управление внутренними делами ............................. 388

1. Система, задачи и полномочия Министерства внутренних дел Российской Федерации ................................................................. 388

2. Задачи, функции и структура главных управлений по федеральным округам и органов внутренних дел субъектов Российской Федерации ................................................................................. 395

3. Правовое положение отделов (управлений) внутренних дел районов, городов, районов в городах .................................................. 404

Л е к ц и я 19. Управление иностранными делами ........................... 410

1. Органы управления иностранными делами и их полномочия ..... 410

2. Административно-правовое регулирование выезда граждан Российской Федерации за границу ................................................. 422

Заключение ................................................................................ 430

4

ПРЕДИСЛОВИЕ

Административное право — одна из ведущих юридических дисциплин, изучаемых в высших образовательных учреждениях. Актуальность курса «Административное право» обусловлена специальностью 021100 «Правоведение», позволяющей выпускникам ГУАП после его окончания поступать на должности государственной и муниципальной службы в качестве профессиональных работников.

Проблемой изучения административного права является то, что его законодательные и другие нормативно-правовые акты подвержены постоянным изменениям. Кроме того, различные правовые акты весьма обширны, не кодифицированы, за исключением Кодекса РФ об административных правонарушениях, который введен в действие с 1 июля 2002 года и в который уже внесены многочисленные изменения.

Данное обстоятельство способствует тому, что учебники по административному праву очень быстро устаревают. К тому же авторы излагают материал безотносительно к программам курса конкретных образовательных учреждений, поэтому ни в названиях тем, ни в их содержании не просматривается единый подход.

Цель курса лекций — изложение материала в соответствии с программой, утвержденной ученым советом Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения; оказание помощи студентам в изучении действующих законодательных и других нормативно-правовых актов, регулирующих государственное управление.

Курс лекций состоит из общей и особенной частей.

В общей части авторы рассматривают темы, посвященные проблемным вопросам: понятие государственного управления и его основные характеристики, сущность и основные черты исполнительной власти, принципы государственного управления.

Особенная часть курса включает актуальные темы в области экономики, образования и науки, а также обеспечения обороны и государственной безопасности, специфики деятельности органов внутренних дел и управления иностранными делами.

«Административное право» изучается в течение одного семестра и предусматривает написание контрольных работ только для студентов заочной формы обучения и экстерната, а также сдачу семестрового экзамена для студентов всех форм обучения. Кроме того, студенты выбирают темы для подготовки квалификационных выпускных работ, а 40 тем по актуальным проблемам административного права преподаются студентам очной формы обучения и включены в перечень для сдачи комплексного государственного экзамена.

5

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

ЛЕКЦИЯ 1

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

1. Государственное управление и его основные характеристики

Система российского права состоит из отраслей, отличающихся друг от друга предметом (объектом) регулирования, под которым понимаются общественные отношения, складывающиеся в той или иной сфере жизни общества.

Предметом (объектом) регулирования норм административного права являются отношения в сфере государственного управления, организации и деятельности исполнительной власти. Следовательно, прежде чем рассматривать сущность административного права, необходимо обратиться к изучению предмета его регулирования — государственного управления как разновидности социального управления.

В теории административного права государственное управление рассматривается в двух аспектах: широком и узком. В широком аспекте в государственном управлении участвуют все ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная. Основными формами участия органов законодательной власти в государственном управлении является принятие соответственно федеральных законов (Государственной думой Федерального собрания) и законов субъектов Федерации (например, Законодательным собранием Санкт-Петербурга), регулирующих отношения в сфере государственного управления.

Роль судебной власти в государственном управлении проявляется в осуществлении конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, посредством которого суд принимает решения о соответствии или несоответствии федеральному закону нормативно-правовых актов; рассматривает заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органов исполнительной власти, разрешает другие дела, возникающие из публичных правоотношений.

6

Государственное управление в узком аспекте — это деятельность органов исполнительной власти по управлению в трех больших сферах: в экономике (промышленность, транспорт, связь и т. д.); социально-культурной сфере (образование, наука, культура, социальные вопросы); административно-политической сфере (оборона, безопасность, внутренние и внешние дела).

Место и роль государственного управления определяются следующими характеристиками (признаками):

1. Государственное управление — это исполнительно-распорядительная деятельность, направленная на исполнение федеральных законов, указов Президента РФ, Правительства РФ, законов и других нормативных актов субъектов Федерации.

Исполнительный характер этой деятельности заключается в том, что органы государственного управления обязаны исполнять различные правовые акты (законы и другие правовые акты), т. е. проводить их в жизнь, обеспечивая тем самым реализацию прав и свобод граждан на свободу их передвижения, социальную защиту, выезд за границу и другие права, установленные Конституцией РФ.

Распорядительный характер органов государственного управления заключается в том, что они дают от имени государства предписания (распоряжения), обязательные для граждан и юридических лиц (например, предписания о получении лицензии для индивидуальных предпринимателей, о регистрации по месту пребывания или месту жительства российских и иностранных граждан, об устранении нарушений, выявленных таможенными, налоговыми и другими контрольно-надзорными органами и т. д.).

2. Государственное управление — это подзаконная деятельность, осуществляемая «на основе и во исполнение закона», она вторична по отношению к законодательной деятельности. Вся деятельность органов государственного управления должна быть направлена на реализацию ст. 2 Конституции РФ, закрепляющей, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государственных органов.

3. Государственное управление — это правотворческая деятельность. Это значит, что органы исполнительной власти (федеральные — Правительство РФ и министерства; региональные — правительства субъектов Федерации) принимают значительное количество нормативно-правовых актов, направленных на исполнение законов. Ст. 15 Конституции РФ закрепляет важное положение о том, что принимаемые органами власти любые нормативные акты, затрагивающие

7

права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть опубликованы официально для всеобщего сведения. В противном случае такие акты не должны применяться.

4. Государственное управление — это подконтрольная деятельность со стороны Президента РФ и Федерального собрания РФ (на федеральном уровне) и со стороны законодательных (представительных) органов на уровне субъектов Федерации.

5. Государственное управление — это конкретный вид деятельности по осуществлению исполнительной ветви единой государственной власти, отличающий его от иных видов власти по своим функциям, формам и методам реализации государственной власти.1

6. Государственное управление является организующей деятельностью. Это означает, что для исполнения любого закона требуется слаженная работа многих государственных служащих, будь то организация дорожного движения, обеспечение продовольствием населения, оказание ему медицинской помощи; организация и проведение массовых мероприятий, подготовка молодых людей к военной службе и т. д.

Полемизируя с Ю. М. Козловым и А. П. Алехиным о понятии государственного управления и его соотношении с исполнительной властью, В. С. Рыжов отмечает три направления позиции разных ученых по этой проблеме: первое — конкретный вид деятельности по осуществлению исполнительной ветви единой государственной власти, отличающий его от иных видов власти по своим полномочиям и методам реализации государственной власти; второе — вытекает из анализа Водного и Лесного кодексов РФ о том, что в них закреплен термин «государственное управление» в области использования и охраны водных объектов, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов; третье — выражает точку зрения К. С. Бельского, который ограничивает государственное управление рамками «государственно-аппаратной среды», считая, что такое управление складывается во всех ветвях власти.2

Итак, государственное управление (в узком смысле слова) — это исполнительная деятельность по непосредственной практической организации общественных процессов в обществе (экономике, социально-культурной, административно-политической сферах). Испол-

1 См.: Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М., 1996. С. 8.

2 См.: Рыжов В. С. К судьбе государственного управления//Государ-ство и право. 1999. № 2. С. 14.

8

нительной деятельностью управление является потому, что направлено на исполнение, претворение в жизнь законов и других нормативных актов. В процессе осуществления исполнения его субъекты используют предоставленные распорядительные полномочия, права по принятию односторонних властных актов, которые обязательны к исполнению и охраняются мерами государственного принуждения.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36

Похожие:

Санкт-петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения iconПрограмма дисциплины «Правоведение» составлена в соответствии Федеральным...
«Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения»

Санкт-петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения iconДокументация об аукционе для проведения открытого аукциона
Ректор Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский...

Санкт-петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения icon1 Настоящие правила составлены на основании: Федерального закона...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный...

Санкт-петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения iconРегламент работ со стороны Росаккредитации и оценке компетентности сертифицированными экспертами
Межотраслевой центр повышения квалификации (мцпк) совместно с Государственным образовательным учреждением высшего профессионального...

Санкт-петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения iconРегламент работ со стороны Росаккредитации при оценке компетентности...
Межотраслевой центр повышения квалификации (мцпк) совместно с Государственным образовательным учреждением высшего профессионального...

Санкт-петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения iconСанкт петербургский государственный университет аэрокосмического...
Научный редактор д т н., проф зав кафедрой электронной коммерции и маркетинга гуап а. П. Ястребов

Санкт-петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения iconОрганизацией высшего образования (федеральным государственным бюджетным...
«Санкт-Петербургский государственный университет» (далее – Санкт-Петербургский государственный университет), или образца, установленного...

Санкт-петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения iconУста в
Санкт-Петербургский государственный университет (далее Санкт-Петербургский университет) учрежден указом Петра I от 22 января 1724...

Санкт-петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения iconПравительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. №1241
Санкт-Петербургский государственный университет (далее Санкт-Петербургский университет) учрежден указом Петра I от 22 января 1724...

Санкт-петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения iconГоу впо «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса...
О подготовке научно-педагогических и научных кадров в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск