Коммуникативные тренинги как форма кураторских часов Методическое пособие


НазваниеКоммуникативные тренинги как форма кураторских часов Методическое пособие
страница1/4
ТипМетодическое пособие
filling-form.ru > Туризм > Методическое пособие
  1   2   3   4
В помощь куратору

О.Г. Мусич, Л.А. Раточка, О.В. Петухова, А.Г. Пешковская, Н.Б.Синдеева,

О.М. Солодовникова





Коммуникативные тренинги – как форма кураторских часов
Методическое пособие

Томск – 2012
УДК 378.213.1(075.8)

ББК Ч 481.42я73

К 93

Л.А. Раточка, О.В. Петухова, А. Пешковская, Н.Б. Синдеева, О.М. Солодовникова. Коммуникативные тренинги – как форма кураторских часов
Методическое пособие. – Томск: Изд-во ТПУ, 2012 – 27 с.
Методическое пособие посвящено проведению кураторских часов в одной из интерактивных форм – форме тренинга.

Не для кого не секрет, что человек усваивает информацию быстрее, если обучение идет интерактивно – когда он имеет возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы, тут же закреплять полученные знания и формировать навыки поведения. Особенно важно использование формы тренинга на кураторских часах в период адаптации студентов, когда за короткий срок необходимо познакомить первокурсников не только между собой, но и с нормами, правилами вуза, создать первичный коллектив учебной группе со своими нормами и правилами, научить управлять своим поведением.

В пособии представлены, как общее описание тренинговой формы, так и даны готовые планы – сценарии тренингов по темам «Знакомство» «Создание коллектива в студенческой группе», «Формирование учебной мотивации студентов», «Стрессменеджмент».
Методическое пособие представляет интерес для куратора учебной группы, преподавателей и всех интересующихся проблемами современного образования.
Рецензенты:

доктор философских наук, профессор кафедры социологии, психологии и права Томского политехнического университета

Л.И. Иванкина
доктор психологических наук, профессор каф. психологии и педагогики Томского государственного университета

Н.В. Козлова

© О.Г. Мусич, Л.А. Раточка, О.В. Петухова, А.Г. Пешковская, Н.Б. Синдеева,

О.М. Солодовникова


© Томский политехнический университет, 2012


Уважаемый куратор, психологическая служба в ТПУ представляет вашему вниманию разработку занятий – тренингов по темам «Знакомство» «Создание коллектива в студенческой группе», «Формирование учебной мотивации студентов», «Стрессменеджмент». Предложены несколько вариантов программ, которые можно использовать не только для проведения по ним занятий, но и создания своего варианта.
В настоящее время общество предъявляет требования к высшему образованию по формированию у выпускника не только профессиональных, но и личностный компетенций, ценностного отношения к себе, другим, профессии. Поэтому интерактивные методы в вузовском обучении становятся все более востребованными. Куратор, чаще других преподавателей работой с учебной группой вне рамок привычной учебной деятельности, в которой сложно использовать традиционные методы обучения, а использование только педагогической беседы – не приносит эффекта.

Поэтому мы предлагаем кураторам познакомиться с новой формой организации занятий со студентами – тренингом.




Методы работы с группой

Каждый куратор знает, что для эффективной работы с группой эффективнее применять групповые методы. Какие же из этих методов более удобно применять в кураторской деятельности и почему.

Лекция – наиболее быстрый способ предоставления необходимой информации, в которой студент остается пассивным поглотителем информации дает 5% усвоения знаний.

Чтение – Самостоятельное или в компании дает 10% усвоения знаний

Аудио-визуальные средства – просмотр учебных фильмов дает 20% усвоения

Использование наглядных пособий – Особенно тех, которые можно потрогать руками включает все каналы восприятия и дает 30% усвоения

Обсуждение в группах – позволяет участникам поделиться своимим мыслями, впечатлениями, ощущениями, знаниями в рамках определенной темы. Дискуссии, мозговые штурмы, дебаты и т.п. создают возможность для осмысления студентом полученных знаний и увеличивают усвояемость до 50%.

Обучение практикой действия – ролевые и имитационные игры, решение кейсов, практические занятия, самостоятельные исследования позволяют усвоить 70% информации.

Выступление в роли обучающего дает 90% усвоения (это знает каждый преподаватель «хочешь выучить – объясни другому»).
Тренинг включает в себя любые из вышеперчисленных форм подачи знаний, и поэтому он более эффективен.




Что такое тренинг?
Тренинг от английского слова «to train» - тренировать, обучать.

Тренинг – это эффективная форма усвоения новых знаний и отработки новых умений и навыков, это познание и изменение себя и окружающего мира.

В тренинге человек усваивает больше информации за счет интреактива, когда он сразу по ходу получения информации может задать вопросы, выразить свое мнение,

закрепить полученные знания на практике, отработать новый навык. Основой процесса познания в тренинге является активная позиция участника и приобретение им собственного опыта.

Общее представление о социально - психологическом тренинге

Социально-психологический тренинг является областью практической психологии, ориентированной на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении.

При работе со студентами принято использовать следующие модели тренинга

  • тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и

отработка умений и навыков эффективного поведения; (формирование коллектива, выработка норм и правил общения, самопрезентация)

  • тренинг как форма активного обучения, целью которого является, прежде всего,

передача неких знаний знаний, а также развитие некоторых умений и навыков; (тренинги для преподавателей по усвоению визуальной диагностики, законов развития группы, конфликтологии, ведения переговоров и др.)

  • тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и

самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем. (Коммуникативный тренинг – как первая ступень тренинга личностного роста)

В последнем тренинге степень манипулятивного воздействия ведущего (в нашем случае куратора) на участников тренинга является минимальной, а степень ответственности за себя и за изменения, происходящие в себе и в участниках, - максимальной.

В этой модели Ведущий не навязывает свою позицию и взгляды, он направляет свои усилия на то, чтобы участники поняли, что происходит с ними, вокруг и внутри них. Он помогает им понять, чего они хотят, к чему стремятся, что считают хорошим и полезным для себя и других. В результате совместной деятельности участники тренингов научаются прислушиваться к своей природе и внутреннему голосу, чувствовать свои потребности, становятся более восприимчивыми, чувствительными, менее агрессивными. Это мягкий, деликатный вариант тренинга




Области применения тренингов
Области применения тренингов общения очень широки. Рассмотрим частный случай применения тренинга общения.

Учебная деятельность носит коллективный характер, поэтому студент должен обладать определенными навыками общения со сверстниками, умением работать вместе. Большинство первокурсников быстро знакомятся, осваиваются в новом коллективе, работают вместе, и все-таки элемент соревновательности, конкурентности доминируют в совместной работе. Соревновательность может носить положительный характер, когда соревнующиеся принимают и уважают друг друга и отрицательный, когда в группе каждый сам за себя, и, зачастую, спасает свою репутацию за счет репутации другого, не значимого для него лица. Студенты в таких случаях начинают испытывать чувство страха, неуверенности в себе, что неизбежно снижает их уровень обучаемости.

В формировании, благоприятного психологического студенческой группы важную роль играет куратор, обладающий умением вести коммуникативный тренинг. Он может ближе познакомить ребят друг с другом, создать атмосферу общей работы, сотрудничества, взаимопонимания. Лучше всего этим требованиям отвечает активная форма учебного занятия, называемая тренингом.

В результате проведенного тренинга студент должен почувствовать положительные эмоции в общении со сверстниками. Это облегчит его адаптацию к вузу и поможет выбрать тип собственного поведения.



Как создать хороший тренинг
Успешный тренинг всегда основан на сознательности, гибкости и творческом подходе тренеров и организаторов учебных мероприятий (в нашем случае – куратора). Слепое следование каким-либо шаблонам, программам или организационным моделям, разработанным другими. Даже самую прекрасную программу необходимо преломить через призму собственного опыта, своего мировоззрения.

Основным критерием для оценки успеха тренинга являются изменения, которые произойдут в окружении тех, кто прошел это обучение. Если никаких изменений не произойдет, то тренинг мы склонны считать бесполезным, несмотря на то, что участники в конце курса были очень довольны.




Из каких частей состоит успешный тренинг


  1. Цели. Зачем вы проводите тренинг? Какие проблемы должны быть решены в

результате тренинга? Каковы потребности студентов? Если нет проблем, нет мотивации движения, нет силы, обеспечивающей необходимые усилия участников. Какой вид изменений должен произойти в качестве результата, эффекта от тренинга? Как вы узнаете, что группа достигла желаемого изменения?

Т. е. необходимо понимание ситуации в группе, с которой проводится тренинг.

  1. Ресурсы. Каковы временные ограничения? Какова длительность тренинга?

Время - наиболее критичный ресурс. Надо помнить, что у нас есть только одна пара часа куратора. Какие имеются материалы для проведения тренинга (анкеты, распечатки конкретных случаев, раздаточный материал)? Какие конкретные случаи или примеры вы будете использовать для того, чтобы в процессе курса тренируемый мог находить различные способы решения своих практических проблем?

3. Участники тренинга. Кто они - участники тренинга? Какие проблемы они имеют? Каким образом студенты мотивированны? Какие внутренние или внешние барьеры препятствуют им быть более успешными в своей деятельности? Каков их опыт? Чего они ожидают от тренинга?

4. Группа. Группа большая или маленькая? Оптимальная группа 12 – 18 человек, но коммуникативные тренинги возможно проводить и на группы 25 – 35 человек. Группа знает друг друга, или состав группы достаточно случайный? В какой пропорции юноши и девушки? Одинаков ли возраст студентов в группе, или в группе есть более старшие (отслужившие в армии), или младшие (вундеркинды), все ли студенты говорчят на одном языке, или есть те, для кого русский язык не является родным? Какие виды конфликтов могут возникнуть в такой комбинации, членов группы?

5. Содержание тренинга. Какая комбинация упражнений необходима для того, чтобы достичь целей обучения? Какие темы являются обязательными? Если участники владеют необходимыми навыками можно обойтись отдельными упражнениями, не рассматривая всю тему целиком.

6. Организация. Каким образом организован тренинг в смысле места, времени, сочетания с другими видами деятельности? Это одиночное занятие в рамках часа куратора, или серия занятий, объединенных одной темой с перерывом на несколько дней?

7. Условия. Помещение. Достаточно ли комнат для работы в группах? Тихие они или шумные, светлые или мрачные? Оборудование. Как они оборудованы, что в них находится? Пригодна ли мебель для проведения тренинга? Какие есть технические средства (видеокамера, телевизор, флип-чарты, проекторы и т. д.)? Ничто так не убеждает человека измениться, как наблюдение себя в видео записи.

8. Методы. Какие методы должны быть использованы в данном случае? Какой новый опыт должен быть приобретен в процессе тренинга? Как будет приобретаться этот опыт?

Необходимо помнить, что любое изменение в установках происходит только в результате получения обратной связи о том, каким образом мир и люди вокруг реагируют на определенный выбор поведения. Обратная связь, закрепляющая установки должна быть эмоционально положительная, размывающая – эмоционально отрицательная.

Процесс должен быть организован т. о., что это будет выглядеть для участников, как непрерывное интересное общение, обмен опытом, получение удовольствия от новых открытий. При этом тренер остается в тени, только организуя процесс. Возможны отдельные моменты тренинга, когда ведущий может стать «гуру», но увлекаться этим не стоит.

Обязательно должны быть оговорены правила «игры»: свобода выбора, мастерский произвол и т.п.

9. Инструменты. Какие инструменты тренер будет использовать в процессе тренинга? Крайне важно правильно провести мотивацию, «разогрев» участников, их «настройку» на работу, знакомство друг с другом и тренером. Как закончить тренинг, провести рефлексию, дать почувствовать каждому участнику его вклад в работу всей группы. Какие инструменты помогут передать содержание тренинга? "Мозговой штурм", дискуссии, изучение конкретного случая, вопросники, наглядные средства, раздаваемый материал, игры, демонстрация, симуляция, вопросы и ответы, планирование деятельности, юмор. Какие запасные игры и упражнения возможны в случае непредсказуемой групповой динамики?

10. Структура процесса. Каким образом все преподаваемые или изучаемые темы объединены в структуре тренинга? Каким образом участники вовлекаются в процесс обучения? Последовательность упражнений должна диктоваться траекторией следования к цели. Каким образом нужные выводы и заключения "придут в голову" тренируемых? Участники не могут быть всегда веселы и счастливы в процессе тренинга. В какой момент чувство неудовлетворенности и дискомфорта тренируемых может расти, каким образом и в какой момент это должно нейтрализоваться положительным опытом? Нормальный процесс тренинга для генерации изменений выглядит так: «неправильная» практика – разочарование (негативные эмоции), «успешная» практика – положительные эмоции (закрепление опыта) и изменение установок.

11. Проведение тренинга. Какой вид контроля использует тренер? Как участники вовлечены в процесс? Удерживается ли внимание тренируемых к тому, что происходит на протяжении всего времени? Проявляют ли они уважение и доверие к куратору? Способен ли он реагировать на запросы тренируемых соответствующими практическими примерами, ясными и понятными объяснениями?

12. Результаты тренинга. Каким образом участники изменились в процессе тренинга? Что они стали понимать иначе? В чем изменились их установки или отношение к чему-либо? Какие новые навыки они приобрели? Готовы ли они применять приобретенные навыки на практике? Что будет происходить по-другому в их рабочей обстановке? Есть ли у них желание участвовать в подобных тренингах в будущем?

Реальные продукты тренинга никогда не совпадают с планируемыми. Произойдет что-то из того, что предполагалось. А чего-то может и не произойти.

Компоненты тренинга взаимосвязаны таким образом, что они создают систему в классическом смысле слова. Любой компонент влияет на каждый другой и находится под влиянием всех остальных.



Какой он - ведущий тренинга?


  • Ведущий тренинга обладает такими качествами, как уравновешенность, рассудительность, психологическая зрелость, восприимчивость к новому и необычному, воображение, уверенность в себе, ум, энтузиазм, умение доминировать, толерантность, миролюбие, демократизм, желание помочь людям; такими способностями как коммуникативная, организаторская, способность к эмпатии, эмоциональная устойчивость.

  • Ведущий тренинга умеет действовать в теплой искренней и эмпатичной манере, создавать в группе позитивную обратную связь и проявлять способность быстро реагировать на нестандартные ситуации.

  • Положительные спонтанные эмоции ведущего по закону эмоционального «заражения» вызывают соответствующую эмоциональную реакцию у членов группы. Поэтому, при работе в группе ведущий умеет отбросить все негативное содержание человеческих отношений, не проявляет накопленные отрицательные переживания.

  • Ведущий тренинга умеет наблюдать как за каждым участником, так и за процессом работы группы в целом, быть комментатором и экспертом, помогающим участникам объективно оценивать свое поведение, объясняющим сложные поведенческие реакции.

  • Ведущий тренинга является образцом участника, демонстрируя

открытость, искренность, доверительность, высокий уровень межличностного функционирования.




Правила группы
В самом начале работы ведущий информирует участников тренинга о том, что они могут получить в результате обучения. После этого устанавливаются основные принципы – правила работы в группе. Назовем те, которые характерны для подавляющего большинства тренинговых групп.

  1. "Здесь и теперь"

Этот принцип ориентирует участников тренинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, происходящие в группе в данный момент, чувства, переживаемые в данный конкретный момент, мысли, появляющиеся в данный момент.

  1. Искренность и открытость

Самое главное в группе – не лицемерить и не лгать. Чем более откровенными будут рассказы о том, что действительно волнует и интересует, чем более искренним будет предъявление чувств, тем более успешной будет работа группы в целом. Искренность и открытость способствуют получению и предоставлению другим честной обратной связи, то есть той информации, которая так важна каждому участнику и которая запускает не только механизмы самосознания, но и механизмы межличностного взаимодействия в группе.

Следует заметить, что на первых этапах работы группы введение указанной нормы во многом носит декларативный характер. Однако уже через несколько часов занятий это правило, предложенное ведущим, начинает действовать, особенно если он сам выступает как образец эффективного участника группы.

  1. Принцип Я

Основное внимание участников должно быть сосредоточено на процессах самопознания, на самоанализе и рефлексии. Даже оценка поведения другого члена группы должна осуществляться от первого лица и говориться конкретному человеку, без использования третьего лица (например не «Ваня вел себя агрессивно», а «Ваня я увидел в твоем поведении агрессию») т.е через высказывание собственных возникающих чувств и переживаний. Запрещается использовать рассуждения типа: "мы считаем...", "у нас мнение другое..." и т. п., перекладывающие ответственность за чувства и мысли конкретного человека на аморфное "мы". Все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа: "я чувствую...", "мне кажется...". Это тем более важно, что напрямую связано с одной из задач тренинга – научиться брать ответственность на себя и принимать себя таким, какой есть.

  1. Активность

В группе отсутствует возможность пассивно "отсидеться". Поскольку тренинг относится к активным методам обучения и развития, такая норма, как активное участие всех в происходящем на тренинге, является обязательной.

  1. Конфиденциальность

Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы – естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия.
Правила группы, это законы по которым она живет во время всего тренинга. Правила принимаются всей группой вместе с тренером в самом начале работы. Они нужны для создания благоприятной обстановки, в которой каждый студент может открыто высказываться и выражать свои чувства и взгляды, не бояться стать объектом насмешек, быть уверенным в том, что все сказанное в группе не выйдет за пределы группы.
Этапы групповой динамики
Групповая динамика – это развитие отношений между участниками, совокупность всех процессов, происходящих по мере развития и изменений группы.

Групповая динамика строится на чувстве сплоченности и доверия между участниками.

  1. Начальная стадия

На этой стадии члены группы склонны испытывать тревогу (в том числе и тренер) по поводу собственной безопасности, психологической атмосферы группы, принятия – непринятия другими членами группы и т.п. Длится эта стадия от 1-2 часов до нескольких дней.

Задачи тренера:

  • познакомить участников с собой, друг другом, программой работы

  • обсудить правила групповой работы

  • объяснить методы групповой работы

  • поощрять все попытки участников открыто рассказать о себе и

поделиться чувствами

  • мягко пресекать попытки негативного воздействия отдельных

участников на группу или процесс в целом

  • на этой стадии применять работу в парах, тройках а не целой группой

  1. Переходная стадия

На этой стадии происходит момент взаимной оценки участниками друг друга, тренера и группы в целом, как места для себя безопасного. Происходит понимание и уточнение своих целей, способов достижения, своей жизненной позиции

Задачи тренера:

  • быть внимательным к проявлению любых чувств со стороны

участников

  • помочь участникам понять собственные цели и пути их достижения

  • предложить обучающие упражнения

  • дать возможность опробовать новые приемы, стратегии поведения,

переосмыслить свое отношение к себе, другим, миру в целом

  • принимать участников такими какие они есть

  1. Рабочая стадия

В этот период участники придерживаются правил совместной работы, могут попросить помощи у других членов группы, делятся опытом применения новых знаний на практике. Эта стадия может неоднократно чередоваться с предыдущей, так как участники могут подвергать сомнению и ваши слова и полученный другими участниками опыт. Н аэтой стадии чаще всего приходится сталкиваться с сопротивлением участников. Оно выражается по разному: отказ от деятельности, демонстративное неповиновение, провокации тренера на агрессию, молчание. Если возникает сопротивление, значит вы идете к цели, вы сумели «зацепить» не только студентов, мотивированных на деятельность, но и тех, кто изначально был против вас и работы в группе. С сопротивлением нужно работать.

Задачи тренера:

  • Не ведитесь на провокации

  • Не тратьте много времени на сопротивляющегося участника,

позвольте ему сбросить негативные эмоции, гнев и спокойно продолжайте свою работу

  • Если это не помогает, задайте ему вопрос «Зачем он так себя ведет? И

как такое поведение влияет на его успешность?»

  • Поощряйте попытки участников применить новые навыки

  • Способствуйте развитию доверительных отношений

  • Внимательно разбирайте все, что происходит в группе

  1. Завершение

На этой стадии происходит «сворачивание» полученного опыта в осмысленный модуль. Формируется и проговаривается собственное отношение к происшедшему к каждому участнику и тренингу в целом.

Задачи тренера:

  • Организовать получение участниками обратной связи друг от друга

  • Помочь участникам провести рефлексию своего поведения, своих

достижений

  • Отреагировать накопившиеся позитивные эмоции через контакт

участников группы между собой

  • Попросить участников оценить эффективность работы


Общие тренинговые методы


  • Групповая дискуссия

  • Игровые методы

  • Методы, направленные па развитие социальной перцепции

  • Методы телесно-ориентированной психотерапии

  • Медитативные техники

Групповая дискуссия в тренинге это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения. В тренинге групповая дискуссия может быть использована как в целях предоставления возможности участникам увидеть проблему с разных сторон (это уточняет взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации от ведущего и других членов группы), так и в качестве способа групповой рефлексии через анализ индивидуальных переживаний (это усиливает сплоченность группы и одновременно облегчает самораскрытие участников). Групповая дискуссия может быть структурированная в которой задается тема для обсуждения, а иногда и четко регламентируется порядок проведения дискуссии (формы, организованные по принципу "мозгового штурма"), и неструктурированная в которой тему выбирают сами участники

Дискуссионные методы применяются при разборе разнообразных ситуаций из практики работы или жизни участников, при анализе предлагаемых ведущим сложных ситуаций межличностного взаимодействия и в других случаях.

Игровые методы включают: ситуационно-ролевые, дидактические, творческие, организационно-деятельностные, имитационные, деловые игры. Игра эффективна в создании условий для самораскрытия, обнаружения творческих потенциалов человека, для проявления искренности и открытости. Игры полезны как способ преодоления скованности и напряженности участников, как условие безболезненного снятия "психологической защиты". Игры могут быть инструментом диагностики и самодиагностики, позволяющим мягко обнаружить наличие трудностей в общении и серьезных психологических проблем. Благодаря игре интенсифицируется процесс обучения, закрепляются новые поведенческие навыки, обретаются казавшиеся недоступными ранее способы оптимального взаимодействия с другими людьми, тренируются и закрепляются вербальные и невербальные коммуникативные умения.

Методы, направленные на развитие социальной перцепции. Участники группы развивают умения воспринимать, понимать и оценивать других людей, самих себя, свою группу. В ходе тренинговых занятий с помощью специально разработанных упражнении и обратной связи участники получают вербальную и невербальную информацию о том как их воспринимают другие люди, насколько точно их собственное самовосприятие. Они приобретают умения глубокой рефлексии, смысловой и оценочной интерпретации объекта восприятия.

Методы телесно-ориентированной психотерапии, как и медитативные техники требуют особой подготовки не только ведущих тренеров, но и аудитории, в которой проводятся тренинги, поэтому рассматриваться нами подробно не будут.

ГОТОВЫЕ СЦЕНАРИИ ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИНГОВ




Сценарий коммуникативного тренинга

«Создание коллектива в студенческой группе»
Тема рассчитана на 3 занятия, проводимые куратором в рамках кураторского часа.

Цель – создать первичный коллектив в студенческой группе. Создание коллектива в студенческой группе влияет на скорость адаптации студентов, закладывает основу успешной учебной и социальной деятельности, что в свою очередь опосредованно влияет на повышение психологического возраста студентов.

1 занятие. Знакомство.

1 часть. Представление. Мы предлагаем несколько вариантов (В1, В2) упражнений на представление студентов друг другу.

Куратор называет свое имя, озвучивает задачи своей деятельности, дает студентам свое расписание (свои координаты).

В. 1. Упражнение «Интервью». Реквизита нет

Куратор предлагает для знакомства студентов друг с другом объединиться в пары по принципу меньшей информированности о человеке. Инструкция студентам: «Объединитесь в пары с тем человеком, которого вы меньше всего знаете и сядьте рядом с ним». Если в группе нечетное число студентов, то куратор может сам сесть в пару к оставшемуся или предложить ему выбрать пару, к которой он сядет третьим. После того, как произошло разделение группы на пары, куратор дает новую инструкцию: «Каждый из вас побывает в роли интервьюера и интервьюируемого. Задача как можно больше узнать о человеке, сидящем с вами в паре. Он сам может о себе рассказывать, вы можете задавать вопросы. Потом вы меняетесь ролями. У вас на каждого человека будет по 3 минуты. В группах по 3 человека, всего две минуты на каждого. О времени смены ролей я вам сообщу». Куратор засекает время и говорит: - «Начали, время пошло».

Группы работают, куратор отслеживает время.

По окончанию времени интервью куратор предлагает каждой паре представить своего напарника всей группе.

Инструкция студентам. «Сейчас вы будет выходить вдвоем перед аудиторией и поочередно рассказывать о вашем собеседнике в течение 30 сек». (Более сложный, но эмоционально более интересный вариант – «Представление собеседника от его имени». Пара выходит перед аудиторией один садится, второй становится за его спиной, положив руки на плечи. Стоящий говорит о сидящем от первого лица и рассказывает в течении 30 сек ту информацию, которую он узнал о собеседнике. Группа имеет право трех вопросов, уточняя информации. На вопросы также отвечает стоящий. Переговариваться с сидящим запрещено).

По завершению упражнения Куратор задает группе вопросы: «Почему вы рассказывали о себе именно эту информацию? Почему ваш собеседник из 3 минутного разговора выделил именно то, что рассказал о вас за 30 сек? Что узнали нового об одногруппниках, о себе?»

И просит 2 – 3 человек ответить на эти вопросы.

В.2.Упражнение «Визитка» Необходимый реквизит – плотные листы А5 формата, цветные фломастеры, английские булавки (скрепки)

Куратор предлагает каждому студенту написать на листе А5 крупно свое имя (то, каким его будут называть в группе все 4 – 5 лет). И добавить информацию о себе, ту, что считает самой важной. Затем листы – визитки крепятся к одежде скрепками, булавками и студенты перемещаясь по аудитории читают эти визитки. После 7 – 10 минут такого чтения, куратор собирает визитки, студенты садятся на места. Куратор предлагает студентам проверить их память. Инструкция студентам: «Сейчас я буду зачитывать имя или информацию (часть информации), написанную на визитке, а вы будете называть соответственно информацию или имя того, чью визитку я держу в руках. Отвечать можно с места, желательно хором». Куратор, перемешав визитки зачитывает имя, информации, часть информации – студенты отвечают на его вопросы.

2 часть Упражнения на запоминание имен друг друга.

В.1. «Снежный ком»

Студенты стоят в кругу, куратор вместе с ними. Студент, стоящий справа от куратора называет свое имя, следующий за ним - называет имя предыдущего студента, потом свое, следующий – называет два предыдущих имени потом свое, итак пока не пройдет весь круг, куратор должен последним назвать все имена, а потом свое. Усложненный Снежный ком, когда помимо имени студенты называют черту характера, начинающуюся на 1 букву имени (Вова - великодушный), и остальные повторяют имя и качество (данное упражнение хорошо для небольшой группы – чел 15 - 20).

В.2. «Имя, качество, движение». Данное упражнение лучше проводить на большую группу.

Студенты стоят в кругу, куратор вместе с ними. Инструкция студентам: «Задача назвать свое имя, назвать качество своего характера, которым гордишься и подкрепить это качество движением. Движение должно подтверждать качество. Нельзя сказать «Я- Петр веселый с грустной мимикой». После того, как участник назвал имя, качество, совершил движение, группа хором все повторяет: имя, качество, движение. (Очень хорошо, если это действие начнет сам куратор). По окончанию упражнения, куратор спрашивает у группы кого больше запомнили и принимает несколько ответов.

В.3. «Построиться по…»

Студентам предлагается построиться по: начальным буквам имени, начальным буквам фамилии, месяцам дней рождений, по росту, размеру обуви. Можно сразу инструкцию озвучивать всей группе, а можно предложить выйти того, кто: …лучше запомнил имена, … умеет управлять другими, … считает себя лидером, и проч. После того как построение закончено, куратор проводит проверку, предлагая студентам назвать свои имена (фамилии, имена и дни рождения, имена и свой рост, и т.п.).

3 часть деловая игра «Моя жизнь в политехническом». Реквизит: доска, маркеры, Листы А4 для группы поэтов, 2 половины листа ватмана для группы художников.

Упражнение «Мозговой штурм»

Студентам предлагается ответить на вопрос: «Почему вы выбрали политехнический?». Все ответы заносятся на одну часть доски.

Затем дается второй вопрос «Какие вы знаете мифы о студенческой жизни?». Ответы заносятся на вторую половину доски.

Работа в подгруппах.

После этого студентам предлагается объединиться в две группы. Одной группе дается задание в стихотворной форме объяснить, почему они выбрали ТПУ (используя результаты мозгового штурма). Второй группе предлагается в рисунках описать студенческую жизнь, как она им видится (используя результаты мозгового штурма). Время на работу в подгруппе – 7 минут. Затем презентации от групп.

По окончанию чтения стихов первой группы – куратор добавляет ту информацию о политехническом, которая не нашла отражения в стихах и предлагает ребятам экскурсию в музей ТПУ, назначив время.

В процессе презентации второй группы или по ее окончанию, куратор рассматривает каждый миф отдельно, развенчивая его или подтверждая (тем самым превращая в реальность).

Рефлексия. Проводится после каждого занятия.

Рефлексия помогает студентам осознать свою ответственность за время, проведенное на занятиях и за свое участие в процессе занятия. Рефлексии студентов необходимо обучать. Инструкция студентам: «Рефлексия - это не оценка (понравилось - не понравилось), не анализ (делали то -то и то- то, получили то- то). Рефлексия – это ваше отношение к происшедшему. Проговорите то, что вы узнали-поняли-почувствовали на этом занятии, какие открытия - выводы о себе или о других сделали. Рефлексия озвучивается от 1 лица». Задача куратора принимать любую, даже неожиданную рефлексию (например «хорошо провел время»), благодарить участника и предоставлять слово следующему. Важно поправлять студентов, если они будут использовать слова «мы», «все», «всегда», «обычно», возвращая их в позицию первого лица в момент «здесь и сейчас».

2 занятие. Эмблема группы.

1 часть. Упражнения на то, чтобы вспомнить имена друг друга, снять напряжение. Несколько вариантов.

В.1. «Давайте говорить друг другу комплименты» (необходимый реквизит теннисный мяч). Студенты стоят в кругу, куратор с ними. Инструкция студентам: «Сейчас каждый из вас сможет приветствовать другого добрыми словами. Задача - бросить мяч кому либо из одногруппников, назвав его по имени и сказав ему что то приятное». В качестве примера куратор сам бросает мяч, обратившись к одному из студентов со словами «Маша, мне приятна твоя улыбка», и т.п. Затем Маша бросает мяч другому и так пока не пройдет весь круг.

В.2. «Поменяйтесь местами те, кто…» Студенты стоят в плотном кругу. Куратор внутри круга – водящий. Инструкция студентам: «Я сейчас буду просить поменяться местами тех, кто соответствует заданным параметрам. Задача водящего придумать такой параметр, который соответствовал и ему тоже. И в момент, когда участники меняются местами – занять место в кругу. Кто остался, тот становится водящим.»

Куратор начинает «поменяйтесь местами те, у кого имя начинается с буквы (называет первую букву своего имени)», могут быть варианты «те, кто любит рок», «те, кто живет в общежитии», «те, кто любит животных » и проч.

2 часть. Упражнение на создание эмблемы группы. Реквизит листы А4, разделенные на 4 части (кол-во по кол-ву студентов), Листы А5 – 5 – 6 шт, листы плотной бумаги А3. Цветные фломастеры, маркеры.

1 этап герб рода. Инструкция «У дворян, дети которых могли учиться в университетах, были родовые гербы, в которых была зашифрована определенная информация рода. Сейчас такой традиции нет. Но все вы – продолжение своих родителей, как они продолжение своих, те продолжение своих. Чем же Вы все связаны, что есть у вас общего? Что такого особого в вашем роду есть? О чем про вас могут сказать соседи и знакомые «У этих Ивановых ВСЕГДА так…, Что же вы хотите от Ивановых…, Конечно, чтобы у Ивановых и было ИНАЧЕ?… ». Что есть такого ценного в ваших семьях, что Вы несете на себе, что Вы передадите своим детям? Что ни в коем случае не можете потерять, иначе от Вас отвернутся близкие?

Обычных семей нет, каждая семья уникальна. Может быть ваша – очень трудолюбива и каждый мужчина вашей семьи сам строит свой дом; может быть вы все любите природу, туризм; может быть в вашей семье приоритеты высшего образования; а может несколько поколений вашей семьи учились в Томске или в ТПУ? Нарисуйте это в образах, символах, снабдите девизом». Если в группе есть студенты – сироты или из неблагополучных семей, то есть смысл сразу сказать об этом: «Конечно, не всем повезло родиться в благополучных семьях, и кому то из вас, возможно, не захочется вспоминать свою семью. Так станьте Родоначальниками. Создайте свой род на тех ценностях, которые вы хотите видеть в своей семье, в своих детях, внуках».

На работу дается 10 минут.

По прошествии 10 минут, снова встаем в круг. Инструкция «Прежде чем Вы покажете герб и расскажете нам он нем, вспомните Историю своего имени. Расскажите нам - почему вас так назвали, есть ли у вас домашнее имя, нравится ли вам ваше имя, какая его форма нравится и т.д. А затем представьте свой герб». Студенты представляют, рассказывают.

2 этап объединение.

Куратору важно поддержать каждого студента и помочь ему сформулировать позитивные черты его семьи, обратить внимание на схожесть гербов: «Посмотрите, насколько Вы похожи, кто-то больше, кто-то меньше. Найдите среди всей группы гербы похожие на ваши – символикой, девизом и объединитесь в группы по несколько человек». (необходимо, чтобы получилось от 2 до 4 групп).

Инструкция «Нарисуйте объединенные гербы. Условие: элемент герба каждого участника должен присутствовать на общем гербе группы. 5 минут.

Презентация групповых гербов (по минуте от группы).

3 Этап Рисуем Эмблему группы. «Чтобы чувствовать себя в другом месте, как дома, человек берет с собой какую либо вещь. Чтобы Вам было в вашей группе комфортно нарисуйте эмблему группы, опираясь на ваши объединенные гербы. Можно объединять по смыслам, главное, чтобы каждый из Вас мог сказать – Это про меня ». 10 – 15 минут.

3 часть Завершение. Упражнение «Броуновское движение»

Студентам предлагается походить в свободном пространстве аудитории, стараясь встретиться как можно с большим числом одногруппников. Встретившись, нужно посмотреть в глаза и своей мимикой, жестами, прикосновением выразить ему свою благодарность за время, проведенное на тренинге вместе. Упражнение выполняется молча.

Рефлексия по всему занятию.
3 занятие. Создание единого нормативного пространства в группе.

  1   2   3   4

Похожие:

Коммуникативные тренинги как форма кураторских часов Методическое пособие iconШаблон резюме выпускника
Дополнительное образование: курсы, тренинги, семинары (год, название курсов, кол-во часов)

Коммуникативные тренинги как форма кураторских часов Методическое пособие iconШаблон резюме выпускника
Дополнительное образование: курсы, тренинги, семинары (год, название курсов, кол-во часов)

Коммуникативные тренинги как форма кураторских часов Методическое пособие iconМетодическое пособие для предпринимателей г. Чебоксары 2006 г. Данное...
Предлагаем его предпринимательским структурам Чувашской Республики в качестве дополнения к Журналу учёта мероприятий по контролю...

Коммуникативные тренинги как форма кураторских часов Методическое пособие iconИгровые профориентационные упражнения
Опыт показал, что если они по времени от общего количества часов занимают примерно 25-30% то воспринимаются учащимися не как "развлечение",...

Коммуникативные тренинги как форма кураторских часов Методическое пособие iconН. Н. Тарасенко Разговорный английский
Учебно-методическое пособие предназначено для работы в группах студентов 2-3 курсов факультета прикладной информатики. Пособие включает...

Коммуникативные тренинги как форма кураторских часов Методическое пособие iconН. Н. Тарасенко Разговорный английский
Учебно-методическое пособие предназначено для работы в группах студентов 2-3 курсов факультета прикладной информатики. Пособие включает...

Коммуникативные тренинги как форма кураторских часов Методическое пособие iconУчебно-методическое пособие Для бакалавров первого и второго года...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, учащихся старших классов школ, лицеев, гимназий, изучающих английский язык...

Коммуникативные тренинги как форма кураторских часов Методическое пособие iconМетодическое пособие по выполнению практических работ
Методическое пособие предназначено для обучающихся по специальности 151901 Технология машиностроения

Коммуникативные тренинги как форма кураторских часов Методическое пособие iconМетодическое пособие 2011 г
Методическое пособие предназначено для представления слушателям возможностей программного продукта «1С: Бухгалтерия элеватора и комбикормового...

Коммуникативные тренинги как форма кураторских часов Методическое пособие iconМетодическое пособие посвящено проблемам организации профильного...
Пособие для организатора профильного обучения. Методическое пособие./ Сост. Лыба А. А., Казакова И. И., Колбас С. В. Томск: тоипкро,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск