МариНет” Альманах подготовлен в рамках информационной кампании популяризации проектов МариНет Издательский дом «Медиацентр» Москва 2017


НазваниеМариНет” Альманах подготовлен в рамках информационной кампании популяризации проектов МариНет Издательский дом «Медиацентр» Москва 2017
страница1/16
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


АЛЬМАНАХ

МариНет”


Альманах подготовлен в рамках информационной кампании популяризации проектов МариНет

Издательский дом «Медиацентр»

Москва 2017




Оглавление


1. Рыженкова Юлия

Солнечные крылья России………………

3

2. Беспалова Татьяна

Мой друг – Вельзевул……………………

15

3. Волков Сергей

«До Фучжоу ещё далеко!»………………

28

4. Дивов Олег

К вопросу о навигационных авариях….

42

5. Евтушенко Алексей

Мусорщики……………………………….

57

6. Казаков Дмитрий

Медведь пришел…………………………

69

7. Калиниченко Николай

Русалка……………………………………

82

8. Кудрявцев Леонид

Запах моря…………………………………….

93

9. Лазарев Дмитрий

Капкан для «Гулливера»……………………..

106

10. Марков Александр

Спасение коровки…………………………….

118

11. Недозор Игорь

Капитан удача………………………………...

129

12. Рудазов Александр

Планета Океан………………………………..

142

13. Шумская Елизавета

Сирин-17-98…………………………………..

154

14.Об авторах

…………………………………………….

167


Юлия Рыженкова

Солнечные крылья России
Российская экономика сейчас переживает далеко не лучшие свои годы. То там скрипит, то тут отваливается, то вообще дефолт и сто рублей за доллар. Она будто застряла на переходе между двух эпох: попыталась уйти от индустриальной, но не смогла зайти в постиндустриальную эпоху - эпоху микроэлектроники и информационных технологий. Тем не менее, наши государственные мужи пытаются все же перетащить страну в новый, современный мир, в экономику инноваций, роботов и уникальных технологий.

Сфера квалифицированных услуг, производство программного обеспечения, производство технологий, продукции массовой культуры, финансы – именно это сегодня самые прибыльные сектора глобальной экономики. Резкий скачок в развитии средств связи и доступа к информации во второй половине 90-х годов XX века послужил катализатором становления постиндустриального экономического уклада.

Очевидно, если вы хотите получить какой-то иной результат, то вам нужно действовать как-то иначе, не так, как раньше. Увы, как именно – можно определить лишь путем проб и ошибок. Ясно одно: если Россия хочет «стать генеральшей», то есть одним из лидеров постиндустриальной экономики, то нужно «выходить замуж за лейтенанта», то есть, осваивать что-то новое, то, что еще никто не освоил, но за чем будущее. Бессмысленно пытаться изобрести второй Интернет или пытаться потеснить с рынка лидеров операционных компьютерных систем.

Именно такого подхода придерживались госчиновники, когда разрабатывали частно - государственную программу «Национальная технологическая инициатива» (НТИ), цель которой – поддержать те российские компании и научные центры, которые могут стать мировыми лидерами в наиболее прорывных перспективных отраслях.

Технологии в рамках НТИ должны создаваться для перспективных растущих рынков, то есть таких, которые будут наиболее активно развиваться в ближайшие десять - двадцать лет. Плюс, у российских разработчиков и производителей этих технологий должна быть база, задел, позволяющая «вытянуть» и саму технологию и гипотетическую ведущую роль на этом рынке. Ну и хотелось бы, чтобы на этих рынках еще не было принятых технологических стандартов – тогда наши предприниматели сами смогут бороться за их создание. Ну и еще один важный критерий – капитализация рынка к 2035 году должна достигать более 100 млрд. долларов.

Вообще, дальше 2035 года прогнозы и проекты НТИ не распространяются. «Дорожные карты» строятся на несколько лет вперед, а контроль предполагается каждые два года.

В рамках НТИ создано девять направлений, представляющих собой «рынки будущего»: энергетика (EnergyNet), морской (MariNet), воздушный (AeroNet) и автомобильный (AutoNet) транспорт, финансы (FinNet), безопасность (SafeNet), нейрокоммуникации (NeuroNet), медицина (HealthNet) и пища (FoodNet).

В рабочие группы по каждому направлению входят представители бизнеса, научных центров, университетов, общественных организаций, которые имеют отношение к данной тематике. Руководит каждой группой двое: представитель бизнеса и заместитель главы профильного министерства.

Чем они занимаются? Вот, например, этим летом объявили, что в рамках платформы SafeNet произойдет внедрение нейроинтерфейсов, квантовых вычислений, а также квантовой телепортации. Правда, тогда реакция общественности на это заявление была довольно резкой, так как многие СМИ поняли словосочетание «квантовая телепортация» как мгновенная телепортация человека в пространстве. На самом же деле речь шла о переносе поляризационного состояния фотонов в пространстве, которое используется при создании линий квантовой связи. Так что тут все серьезно.
Морская экономика
Мы живем в глобальном обществе, которое поддерживается мировой экономикой, и эта экономика просто не могла бы работать, если бы не было судов и судоходной отрасли. Судоходство является связующим звеном: без него интерконтинентальная торговля, грузовые перевозки сырых материалов и импорт и экспорт товаров просто были бы невозможны.

Мало кто из «сухопутных» жителей знает том, что около 90% мировой торговли осуществляется международной судоходной отраслью, и морская торговля продолжает расширяться за счет крайне низких затрат на перевозку. По морям и океанам ходит около 53 тыс. торговых судов, перевозящих все виды грузов. Мировой флот зарегистрирован в более чем 150 странах, обслуживается миллионом моряков практически всех национальностей.

Объем ключевых гражданских сегментов морской отрасли сегодня превышает 2,5 трлн долларов в год! Крупнейшие сферы отрасли – это морская добыча полезных ископаемых и морской транспорт.

При этом отрасль будет развиваться, несмотря ни на какие кризисы, если будет увеличиваться население Земли и, соответственно, расти потребление ресурсов. Если исходить из консервативного сценария, то есть роста глобального ВВП 3% в год и среднегодового роста морской торговли 6%, то к 2035 году число морских перевозок увеличится по сравнению с 2015 годом на 200%! И это означает рост не только тоннажа, но и численности судов морского коммерческого флота: с 50 тыс. до 80 тыс. судов.

Морская отрасль сегодня – это еще и более 30% добычи нефти, один из основных резервов в области добычи полезных ископаемых и производства продовольствия. Освоение океана идет с колоссальной скоростью. В это направление вкладываются большие деньги. В ближайшее время произойдут качественные изменения в добыче природных ископаемых, производстве аквакультур, оффшорной (ветряной) энергетике. А это повлечет за собой гигантскую потребность в новых технологиях: подводную автоматику, строительство морской инфраструктуры, новый тип судов и прочее.

Не удивительно, что MariNet был выделен в отдельное перспективное направление «рынка будущего», где мы можем занять лидирующее место.

То, что еще лет двадцать назад казалось фантастикой, например, автомобиль, которые едет сам, без водителя, сейчас уже готовится к внедрению в массовое производство. В Париже вон уже давно есть полностью автоматизированная ветка метро, без машиниста. По началу страшно сидеть в первом вагоне и смотреть на рельсы, убегающие под поезд, но потом привыкаешь и даже не думаешь об этом. Но если о таких вещах, как беспилотные автомобили или о мясе «из пробирки», то есть таком мясе, которое никогда не было частью живущего животного, пишут почти все мировые СМИ, то о не менее уникальных прорывных технологиях в морском транспорте – лишь небольшое число журналистов. Почему-то эта тема не кажется им столь интересной. А зря! Вот лишь навскидку несколько примеров того, что готовится к внедрению в ближайшем будущем:

Беспилотные грузовые суда. Они будут иметь такие же устройства, как и сегодняшние дроны: инфракрасные детекторы, HD-камеры и лазерные датчики для мониторинга среды. Первые дистанционно управляемые коммерческие суда выйдут в море уже через один - два года.

Автономный парусник Ada. Он должен был стать первым плавсредством, пересекшим Атлантику без экипажа, правда, через 400 миль после старта пропал с радара. Несмотря на

это, парусник установил несколько важных рекордов.

Массачусетский технологический институт и Институт городских решений Амстердама запустили совместный пятилетний проект по разработке и созданию автономных беспилотных лодок, которые будут способны перевозить людей и грузы, а также «собираться» в мосты и другие функциональные объекты. Первые прототипы Roboat уже появились.

Стартап Saildrone собрал 14 млн долларов частных инвестиций на развитие своего флота дронов. Эти небольшие лодки способны собирать данные о мировом океане, следить за морскими обитателями или обнаруживать разливы нефти. Благодаря частным инвестициям, число их возрастёт, а возможности станут ещё удивительнее.

Фантастика, правда? Та самая, о которой писал Жюль Верн, Александр Беляев и другие. А ведь российские компании умеют делать подобное! Да, понятно, что в сегменте массового судостроения доминируют Корея, Китай, Япония, и конкурировать с ними бессмысленно. На их долю сейчас приходится 75% всего тоннажа. Но ведь массовым судостроением все не ограничивается. Есть судостроение специализированное, и оно сейчас активно развивается. Это сложные, нетипичные суда, достаточно высокотехнологичные — как раз те, что мы умеем строить. Какие? Например, скоростной морской транспорт, специализированные офшорные суда, энергоэффективные суда, роботизированное оборудование на судах, в портах и так далее.

Но судами дело не ограничивается. Ведь морская отрасль – это весь комплекс, от управления и прогнозирования до исследования океанов. Так что наши ученые разрабатывают новые проекты и в сфере электронной навигации, и в сфере технологии освоения ресурсов океана, и в других. MariNet сейчас объединяет свыше 60 компаний, университетов и научных центров, а также представителей министерств и общественных организаций

Рабочая группа MariNet за время своего существования (с 2015 года) рассмотрела около 200 проектов, около 60 из них были одобрены. Пять больших проектов и более 30 НИОКР уже получили финансирование, их совокупный бюджет равен 3,8 млрд рублей.

Чем же именно они занимаются? Заместитель руководителя рабочей группы MariNet Александр Пинский перечислил названия конкретных проектов, и уже только названия впечатляют: «Система трехмерного обнаружения и картирования объектов морского дна», «Разработка экологически чистой импульсной невзрывной технологии поиска углеводородов», «Пилотная зона и технические средства е-Навигации», «Подводный Интернет вещей», «Прибрежный энергетический комплекс с функциями защиты береговой линии от штормового воздействия», «Судно на подводных крыльях нового поколения» и другие.
Е-Навигация
MariNet определил три направления, в которых в ближайшие десятилетия ожидаются радикальные перемены. Ключевой новый рынок отрасли - это е-Навигация (электронная навигация), самый быстрорастущий и капиталоемкий рынок – это технологии освоения океана, стратегически важный в долгосрочной перспективе рынок - это инновационное судостроение.

Очевидно, что в зависимости от специфики скорость реализации в каждом из них будет разная. В области е-Навигации речь идет в первую очередь о коммуникационных технологиях, поэтому коммерческие результаты там появятся быстрее всего. В инновационном судостроении довольно долгий цикл разработки и строительства судов, поэтому там результаты будут позже, но зато и прибыль больше.

Создатели MariNet ставят амбициозную задачу получить 10% мирового рынка е-Навигации и 5-7% мирового рынка инновационного судостроения и технологий освоения океана, а также экспорт высокотехнологичных продуктов и сервисов на уровне 12 млрд долларов в год.

Сегодня Мировой океан представляет собой основу глобальной транспортной системы с новыми перспективами развития скоростных морских путей, включая подводные. Руководитель рабочей группы MariNet Сергей Генералов уверен, что в ближайшее десятилетние важной частью мировой транспортной системы станет Морской шелковый путь, который соединит Китай со странами Персидского залива и Средиземного моря через Центральную Азию и Индийский океан. Соединив Азию, Африку и Европу он создаст для 4,4 млрд человек экономический коридор с объемом производства более 21 трлн долларов.

Именно е-Навигация позволит напрямую обмениваться данными и взаимодействовать компьютерным системам судов, портов, судоходных компаний, регуляторов, логистических компаний, систем мониторинга и связи. Генералов называет это революцией, которая уже началась, а завершится к 2030 году. Для отрасли это изменение можно сравнить с появлением Интернета в жизни человечества.

Вообще, в этой области у нас есть все шансы стать мировым лидером – главное, не упустить время. Ведь у России уникальное географическое расположение, влияние совместно со странами БРИКС на развивающиеся страны. Можно создать единое пространство е-Навигации от Арктики до Индийского океана, от южной Атлантики до Дальнего Востока. Кроме того, России нужно осваивать и акватории Арктики и Дальнего Востока – это уже вопрос не только коммерческого лидерства, но и национальной безопасности.

Е-Навигацию считает стратегической целью развития и Международная морская организация. Благодаря ей повысится безопасность судоходства и экологическая безопасность, поэтому в ближайшее время она станет обязательной для применения в мировой коммерческом флоте, на судах и в портах. А ее стандарты еще предстоит разработать и, как надеются в MariNet, это сделают именно российские компании.

Дело в том, что новое оборудование на море внедрялось, в основном, спонтанно. Доцент кафедры навигации Государственного университета морского и речного флота С.С.Губернаторов отмечает один из парадоксов современной морской техники: при жестких требованиях к механической прочности и устойчивости к воздействию окружающей среды самих приборов, надежность программного обеспечения практически не контролируется. И каждый раз обнаруживается, что программисты опять что-то упустили.

Производители оборудования тратят месяцы на то, чтобы ночью можно было без проблем считать данные с приборов, при этом есть еще много судов, где возможно, например, случайно включить общее освещение, просто прислонившись к переборке на мостике!

Нынешние подходы к разработке е-Навигации принципиально отличаются от всех предыдущих именно тем, что вначале тщательно исследуются потребности различных потенциальных потребителей, а также анализируются уже имеющиеся проблемы в технологии навигации, включая систему мониторинга движения судов.

Кроме безопасности есть и несколько экономических причин для разработки е-Навигации, и одна из главных – это уменьшение расходов на поддержание, печать и доставку навигационных карт и пособий при ограниченных бюджетах гидрографических служб. В течение последних 10-15 лет традиционные технологии производства карт ушли в прошлое, были вытеснены новыми, цифровыми. Стоимость корректуры, тиражирования и доставки потребителям электронных навигационных карт намного ниже стоимости печати, хранения, корректуры и доставки бумажных карт. И, конечно, гидрографические службы крайне заинтересованы в массовом переводе всего флота на цифровые карты.

В этих картах, очевидно, должен быть интуитивно понятный интерфейс, устойчивость к ошибкам ввода данных, автоматический отбор и предоставление информации и многое другое. При этом, такие карты должны быть качественными.

Сегодня электронные карты в большинстве своем – реплика бумажных родителей, часть которых создана на основе гидрографических съемок начала предыдущего века. В коллекции Британского Адмиралтейства более 500 карт, для которых невозможно определить датум – геодезическую систему координат. А навигационная информация по миру идет аж два месяца с момента, когда стала известна гидрографической службе.

Не только российские компании и MariNet озабочены созданием е-Навигации. Над аналогами работают в разных странах, во многих есть национальные программы. Например, в Австралии, Швеции, Норвегии, Канаде, Японии, Южной Корее это финансируется через структуры государственных органов, отвечающих за обеспечение безопасности мореплавания. В Европе на научно-исследовательские проекты в этой области выделяет гранты ЕС. Великобритания продвигает свою радионавигационную систему e-Loran.

В США национальная программа по созданию инфраструктуры е-Навигации принята на уровне президента. Программа называется e-Navigation Strategic Action Plan и включает в себя также развитие инфраструктуры информационных систем речного судоходства и ее интеграцию с инфраструктурой обеспечение морского судоходства.

Уже сейчас есть «единое окно», которое внедряют в Евросоюзе. Оно создано для уменьшения числа необходимых докладов различным береговым службам. В первую очередь - в акваториях с наиболее интенсивным судоходством, на подходах к портам – там, где нагрузка на судоводителя и так максимальная.

В Европе уже разработан проект MONALISA 2 (Motorways & Electronic Navigation by Intelligence at Sea), участниками которого стали 37 партнеров из стран Северной и Южной Европы (национальные Морские администрации, научные институты, индустрия). Проект сфокусирован на разработке концепции эффективности управления морским транспортом, безопасности, поисково-спасательных операциях. Сейчас, в его продолжение, разрабатывается проект STM Validation. В нем участвуют уже 43 партнера. Планируется, что он будет протестирован в Балтийском, Северном и Средиземном морях.

А что же уже сделано в России? И в состоянии ли мы догнать Европу? Александр Пинский уверен, что да. У нас уже существует развитая инфраструктура как основа для внедрения е-Навигации: функционирует 21 система управления движением судов, большая часть морских судов и судов смешанного (река-море) плавания РФ, уже оборудованы современным навигационным и связным оборудованием. В Росрыболовстве работает отраслевая система мониторинга, предназначенная для мониторинга всех рыбопромысловых судов РФ и иностранных судов, работающих в экономической зоне РФ. Таким образом, сегодня отслеживается около 2000 судов. Компания «Транзас» на мировом рынке электронных картографических навигационно-информационых систем уже сейчас занимает долю 35%, а на мировом рынке систем управления движением судов - 25%.

Что касается будущего, то начата работа по нескольким проектам в области е-Навигации. В рамках ФЦП Министерства транспорта «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012–2020 годы» создается физическая инфраструктура пилотной зоны е-Навигации в восточной части Финского залива. В 2018 году должно быть завершено компьютерное моделирование безэкипажного судовождения и запущен морской геоинформационный портал. В 2019 году планируется создать платформу международного мультиагентского взаимодействия, а в 2020 году - запустить пилотный проект оснащения робототизированного судна.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Похожие:

МариНет” Альманах подготовлен в рамках информационной кампании популяризации проектов МариНет Издательский дом «Медиацентр» Москва 2017 iconПрограмма типовых (рекомендуемых) вопросов для отражения в сми (в...
В первой половине информационной кампании упор должен быть сделан на информацию о направлении и получении налогового уведомления....

МариНет” Альманах подготовлен в рамках информационной кампании популяризации проектов МариНет Издательский дом «Медиацентр» Москва 2017 iconПрограмма «С любовью к детям» Конкурс проектов 2017 года положение
Конкурсе проектов некоммерческих организаций, проводимом в рамках благотворительной программы «С любовью к детям»

МариНет” Альманах подготовлен в рамках информационной кампании популяризации проектов МариНет Издательский дом «Медиацентр» Москва 2017 iconЦелевые программы поддержки Жилищный альманах №2 Районная Управа...
Кондоминиум и власть. Целевые программы поддержки. Жилищный альманах №2, 2001 г

МариНет” Альманах подготовлен в рамках информационной кампании популяризации проектов МариНет Издательский дом «Медиацентр» Москва 2017 iconСовременной россии
Философы современной России. Энциклопедический словарь. Издание 5-е. Сост., вступит ст., прил. М. В. Бахтина. М.: Издательский дом...

МариНет” Альманах подготовлен в рамках информационной кампании популяризации проектов МариНет Издательский дом «Медиацентр» Москва 2017 iconОао «Издательский дом «Грани» «16» июня 2014 г. Распоряжение Министерства
«Издательского дома «Грани» Министерства культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики...

МариНет” Альманах подготовлен в рамках информационной кампании популяризации проектов МариНет Издательский дом «Медиацентр» Москва 2017 iconИздательский Дом " бaxpax м"
Президент Санкт Петер­бургского отделения Российского психологического обще­ства, профессор В. М. Аллахвердов (г. Санкт Петербург);...

МариНет” Альманах подготовлен в рамках информационной кампании популяризации проектов МариНет Издательский дом «Медиацентр» Москва 2017 iconИздательский дом

МариНет” Альманах подготовлен в рамках информационной кампании популяризации проектов МариНет Издательский дом «Медиацентр» Москва 2017 iconИздательский дом

МариНет” Альманах подготовлен в рамках информационной кампании популяризации проектов МариНет Издательский дом «Медиацентр» Москва 2017 iconПрограмма (задача, мероприятие): Федеральная целевая программа развития...
Исполнитель (Поставщик): Закрытое акционерное общество «Издательский дом «Учительская газета»

МариНет” Альманах подготовлен в рамках информационной кампании популяризации проектов МариНет Издательский дом «Медиацентр» Москва 2017 iconМикрофинансирование мониторинг сми 30 ноября 2017
Вечерняя Москва. Вечерний выпуск, Москва, 29 ноября 2017 Аргументы и Факты (aif ru), Москва, 29 ноября 2017

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск