Смоленского района алтайского края рассмотрено


НазваниеСмоленского района алтайского края рассмотрено
страница1/36
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СЫЧЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

СМОЛЕНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ


РАССМОТРЕНО

на заседании

педагогического совета

протокол №5 от 26.03.2018г.


СОГЛАСОВАНО

Совет школы

протокол № 1 от 27.03.18г.


УТВЕРЖДЕНО

Приказ № _62__ от 01.09.2017

Директор школы

__________И.В. Никонова

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

(интеллектуальными нарушениями)

1-9--х КЛАССОВ

2018 год

Содержание

1.Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка………………………………………………………………….....3

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимисяадаптированной образовательной программы ………………………………………………………………………….…………..8

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной образовательной программы………………………………………………………………….52

2.Содержательный раздел

2.1.Программа отдельных учебных предметов, курсов на уровне общего образования…….........................................................................................................................65

2.2 Программа коррекционной работы……………………………………………………...209

3.Организационный раздел

3.1. Учебный план…………………………………………………… …………………….. ..230

3.2. Календарный учебный график…………………………………………………………..236

3.3 Система условий реализации адаптированной образовательной программы………..237

3.4.Контроль за реализацией адаптированной образовательной программы…………….247

Лист внесения изменений…………………………………………………………………… 249

ПРИЛОЖЕНИЯ

  1. Учебный план обучающихся с умственной отсталостью на текущий

учебныйгод ……………………………………………………………………

2. Учебно-методическое и контрольно-оценочное обеспечение на текущий

учебный год

3.

  1. Рабочие программы по предметам


1.Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Основное общее образование, с одной стороны, является логическим продолжением обучения, начатого в начальной школе, а с другой стороны, базой для подготовки его завершения на уровне среднего общего образования.

Адаптированная образовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учитывает особенности познавательной деятельности детей с нарушениями интеллектуального развития.

Адаптированная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — это общеобразовательная программа, адаптированная для этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

АОП ООО обучающихся с умственной отсталостью направлена на обучение и воспитание обучающихся с умственной отсталостью, коррекцию отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологическую реабилитацию для последующей интеграции в общество.

Адаптированная образовательная программа основного общего образования для детей 5-9 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями:

- Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации»

- Приказа Министерства образования РФ от 10 апреля 2002г. №29/2065-н «Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида»

Программа является содержательной и критериальной основой для разработки учебного плана, рабочих программ педагогов по учебным предметам.

Программа определяет:

- приоритеты, качество содержания и реализации основного общего образования в школе, его организационные и методические аспекты на уровне основного образования;

- коррекцию отклонений в развитии средствами образования и трудовой подготовки детей с умственной отсталостью, их социально-психологическую реабилитацию для последующей интеграции в общество;

- цели, задачи и направления развития образовательного процесса;

- регламентацию всех видов образовательной деятельности участников образовательного процесса, в том числе систему оценки результатов еѐ освоения учащимися.

Участники образовательного процесса: ученики, родители, учителя.

Общая характеристика АОП

АОП ООО обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана с учетом их особых образовательных потребностей. Одним из важнейших условий обучения ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в среде других обучающихся является готовность к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с ними.

Сроки реализации АОП ООО для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):1 этап обучения 4 года (1-4кл), 2 этап обучения составляет 5 лет (5-9кл)

АОП ООО может быть реализована в разных формах: совместно с другими обучающимися, в отдельных классах, индивидуально на дому по решению ВК.

В основу разработки АОП ООО для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Дифференцированный подход к построению АОП ООО для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования.

Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Основным средством реализации деятельностного подхода является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.

Реализация деятельностного подхода обеспечивает:

- придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

- прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их продвижения в изучаемых предметных областях;

- существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;

- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешноеусвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

В основу АОП НОО, ООО обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) положены следующие принципы:

— принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);

— принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

— принцип практической направленности, предполагающий установление тесных связей между изучаемым материалом и практической деятельностью обучающихся; формирование знаний и умений, имеющих первостепенное значение для решения практико-ориентированных задач;

— принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся нравственных представлений (правильно/неправильно; хорошо/плохо и т. д.) и понятий, адекватных способов поведения в разных социальных средах;

— принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста;

— принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав;

— принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий содержание предметных областей и результаты личностных достижений;

— принцип учета особенностей психического развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

— принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

— принцип переноса усвоенных знаний, умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;

— принцип сотрудничества с семьей.

Цель реализации АОП НОО,ООО обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

Задачи:

— овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;

— формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;

— достижение планируемых результатов освоения АОП НОО, ОООобучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;

— выявление и развитие возможностей и способностей, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно-оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков.

Особенности учащихся с умственной отсталостью

Умственная отсталость связана с нарушениями интеллектуального развития, которыевозникают вследствие органического поражения головного мозга на ранних этапахонтогенеза (от момента внутриутробного развития до трех лет). Общим признаком у всех обучающихся с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации.

Категория обучающихся с умственной отсталостью представляет собой неоднородную группу. В соответствии с международной классификацией умственной отсталости (МКБ 10) выделяют четыре степени умственной отсталости: легкую, умеренную, тяжелую, глубокую.

Своеобразие развития детей с легкой умственной отсталостью обусловлено особенностями их высшей нервной деятельности, которые выражаются в разбалансированности процессов возбуждения и торможения, нарушении взаимодействия первой и второй сигнальных систем.

В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является процесс мышления, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению вследствие чего знания детей с умственной отсталостью об окружающем мире являются неполными и, возможно, искаженными, а их жизненный опыт крайне беден. В свою очередь, это оказывает негативное влияние на овладение чтением, письмом и счетом в процессе школьного обучения.

Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной отсталостью отличается качественным своеобразием, при этом нарушенной оказывается уже первая ступень познания. Неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки детей с умственной отсталостью в окружающей среде. В процессе освоения отдельных учебных предметов это проявляется в замедленном темпе узнавания и понимания учебного материала, в частности смешении графически сходных букв, цифр, отдельных звуков или слов.

Вместе с тем, несмотря на имеющиеся недостатки, восприятие умственно отсталых обучающихся оказывается значительно более сохранным, чем процесс, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Названные логические операции у этой категории детей обладают целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в трудностях установления отношений между частями предмета, выделении его существенных признаков и дифференциации их от несущественных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и отличия и т.д.

У этой категории обучающихся из всех видов мышления (наглядно действенное, наглядно образное и словесно логическое) в большей степени нарушено логическое мышление, что выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта. Особые сложности возникают у обучающихся при понимании переносного смысла отдельных фраз или целых текстов. В целом мышление ребенка с умственной отсталостью характеризуется конкретностью, некритичностью, ригидностью (плохой переключаемостью с одного вида деятельности на другой). Обучающимся с легкойумственной отсталостью присуща сниженная активность мыслительных процессов и слаба регулирующая роль мышления: как правило, они начинают выполнять работу, не дослушавинструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия.

Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с их особенностями. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации обучающимися с умственной отсталостью также обладает целым рядом специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на более высоком уровне. Недостатки памяти обучающихся с умственной отсталостью проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения: вследствие трудностей установления логических отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с большим количество искажений; при этом наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала.

Особенности нервной системы школьников с умственной отсталостью проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, которое связано с волевым напряжением, направленным на преодоление трудностей, что выражается в его нестойкости и быстрой истощаемости. Однако, если задание посильно и интересно для обучающегося, то его внимание может определенное время поддерживаться на должном уровне. Также в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо одном объекте или виде деятельности. Под влиянием обучения и воспитания объем внимания и его устойчивость несколько улучшаются, но при этом не достигают возрастной нормы.

Представлениям детей с умственной отсталостью свойственна недифференцированоость, фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебного материала. Воображение как один из наиболее сложных процессов отличается значительной несформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности. У школьников с умственной отсталостью отмечаются недостатки в развитии, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Трудности звукобуквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи обусловливают различные виды нарушений письменной речи. Снижение потребности в речевом общении приводит к тому, что слово не используется в полной мере как средство общения; активный словарь не только ограничен, но и наполнен штампами; фразы однотипны по структуре и бедны по содержанию. Недостатки речевой деятельности этой категорииобучающихся напрямую связаны с нарушением абстрактно логического мышления. Следует отметить, что речь школьников с умственной отсталостью в должной мере не выполняет своей регулирующей функции, поскольку зачастую словесная инструкция оказывается непонятой, что приводит к неверному осмысливанию и выполнению задания. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений.

Психологические особенности умственно отсталых школьников проявляются и в нарушении эмоциональной сферы. При легкой умственной отсталости эмоции в целом сохранны, однако ониотличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью.Отсутствуют или очень слабо выражены переживания, определяющие интерес и побуждение к познавательной деятельности, а также с большими затруднениями осуществляется воспитание высших психических чувств: нравственных и эстетических сфера учащихся с умственной отсталостью характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. Такие школьники предпочитают выбирать путь, не требующий волевых усилий, а вследствие непосильности предъявляемых требований у некоторых из нихразвиваются такие отрицательные черты личности, как негативизм и упрямство. Своеобразие протекания психических процессов и особенности волевой сферы школьников с умственной отсталостью оказывают отрицательное влияние на характер их памяти, особенно произвольной, что выражается в недоразвитии мотивационной сферы, слабости побуждений, недостаточности инициативы. Эти недостатки особенно ярко проявляются в учебной деятельности, поскольку учащиеся приступают к ее выполнению без необходимой предшествующей ориентировки в задании и, не сопоставляя ход ее выполнения, с конечной целью. В процессе выполнения учебного задания они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, «соскальзывают» на действия, произведенные ранее, причем переносят их в прежнем виде, не учитывая изменения условий. Вместе с тем, при проведении длительной, систематической и специально организованной работы, направленной на обучение этой группы школьников целеполаганию, планированию и контролю, им оказываются доступны разные виды деятельности: изобразительная и конструктивная деятельность, игра, в том числе дидактическая, ручной труд, а в старшем школьном возрасте и некоторые виды профильного труда. Следует отметить независимость и самостоятельность этой категории школьников в уходе за собой, благодаря овладению необходимыми социально бытовыми навыками.

Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально волевой сферы обусловливают проявление некоторых специфических особенностей личности обучающихся с умственной отсталостью, проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36

Похожие:

Смоленского района алтайского края рассмотрено iconАлтайского края государственная инспекция алтайского края прика з
Об утверждении Административного регламента исполнения Государственной инспекцией Алтайского края государственной функции по осуществлению...

Смоленского района алтайского края рассмотрено iconАдминистрация калманского района алтайского края
В целях упорядочения работы по распределению среди выпускников школ Калманского района целевых направлений для поступления в высшие...

Смоленского района алтайского края рассмотрено iconАлтайский край закон о государственных должностях алтайского края
Алтайского края Избирательной комиссии Алтайского края, Счетной палаты Алтайского края, Уполномоченного по правам человека в Алтайском...

Смоленского района алтайского края рассмотрено iconИзбирательная комиссия муниципального образования клепечихинский...
О регистрации Лель Владимира Робертовича кандидатом в депутаты сельского Совета депутатов Клепечихинского сельсовета Поспелихинского...

Смоленского района алтайского края рассмотрено iconПриродных ресурсов и экологии алтайского края
«О системе органов исполнительной власти Алтайского края», указами Губернатора Алтайского края от 17. 08. 2016 №92 «О структуре органов...

Смоленского района алтайского края рассмотрено icon«Российские Студенческие Отряды» при поддержке управления спорта...
Партнерами акции «Снежный десант» являются Автономная некоммерческая организация «Юристы-населению», Главное управление Алтайского...

Смоленского района алтайского края рассмотрено iconСобрание депутатов алтайского края решение
Российской Федерации», законом Алтайского края «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского...

Смоленского района алтайского края рассмотрено iconАдминистративный регламент по предоставлению архивным отделом Администрации...
ФЗ, статьями 45, 46 Устава муниципального образования Залесовский район Алтайского края и в целях повышения качества информационного...

Смоленского района алтайского края рассмотрено iconАдминистративный регламент по предоставлению архивным отделом Администрации...
ФЗ, статьями 45, 46 Устава муниципального образования Залесовский район Алтайского края и в целях повышения качества информационного...

Смоленского района алтайского края рассмотрено iconАкт о результатах проведения плановой выездной проверки управления...
Барнаула», «Центр занятости населения Бурлинского района», «Центр занятости населения Кулундинского района», «Центр занятости населения...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск