Реферат «Личностные качества учителя в процессе воспитания школьников на примере учителей-фронтовиков школы №388»


Скачать 238.4 Kb.
НазваниеРеферат «Личностные качества учителя в процессе воспитания школьников на примере учителей-фронтовиков школы №388»
ТипРеферат
filling-form.ru > Туризм > Реферат
ГБОУ города Москвы Гимназия №1505

«Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»

Структурное подразделение «Пугачевская, 6а»

Реферат

«Личностные качества учителя в процессе воспитания школьников на примере учителей-фронтовиков школы №388»


ученицы 9 класса «А» Масаловой Екатерины Александровны

Научный руководитель: Полякова Светлана Петровна

Москва,2016

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

Глава I . Личностные качества учителя в процессе воспитания подрастающего поколения.

§1. Введение в теоретическую часть ………………………………………….4

§2. Личностные критерии успешности педагога……………………………...5

§3. Личностные качества учителя в гуманистической педагогике…………..7

§ 4. Виды педагогической деятельности учителя…………………………….8

Глава II. Личностные качества на примере учителей-фронтовиков школы№388.

§1. Наум Ефимович Сартан……………………………………………………10

§2.Леонард Иосифович Давнис………………………………………………..12

§3.Михаил Кириллович Годецкий…………………………………………….13

§4. Иван Андрианович Сашкин………………………………………………..14

§ 5. Абрам Григорьевич Липкинд……………………………………………..15

§6. Николай Андреевич Шиган………………………………………………..16

Глава III. Заключение………………………………………………………….17

Библиография…………………………………………………………………..18

Введение.


Тема нашей работы: «Личностные качества учителя в процессе воспитания на примере учителей-ветеранов школы №388».

Целью нашей работы является поиск в жизни воплощения теории о личности учителя.

Объектом нашей работы являются изучение специфических особенностей педагога, влияющих на успешность педагогической деятельности на примере работы учителей - фронтовиков школы №388, психологические особенности личности педагога.


Предметом нашей работы является личность педагога.


Актуальность данной работы имеет особую значимость, так как эта тема является вечной.


Метод работы - поисково-исследовательский.


Перед нами стоят следующие задачи:

  • Выявить личностные качества учителя в теории ученых и исследователей;

  • Рассмотреть личностные качества педагога на примере учителей-фронтовиков школы №388;

  • Выявить проявление теории ученых и исследователей в жизни;

  • Выявить основные личностные качества, необходимые учителю

____________________________________________________________

1Список источников и материал приложения будет приведён в конце работы.

Глава I. Личностные качества учителя в процессе воспитания подрастающего поколения.


§ 1. Введение в теоретическую часть.

Профессию «учитель» нельзя списать во времени. Испокон веков учителя востребованы в любом обществе, ведь именно они формируют социальную среду будущего и столетиями адаптируют к жизни целые поколения.
В психологическом исследовании учителя одной из первых возникает задача изучения качеств, характеристик, достоинств, которые определяют профессионально значимые особенности личности педагога, проявляющиеся в его деятельности.

Для начала мы считаем необходимым рассмотреть сами понятия «личность» и «учитель». Имеются различные подходы к пониманию термина «личность». Например, в психологии личность — это человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности, или устойчивая система значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества.

Не меньше различных подходов и к понимаю термина «учитель». Учитель - лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодежи и имеющее специальную подготовку в этой области. 
Любой человек нуждается в поиске знаний и, как следствие, испытывает потребность в наставнике и учителе: взрослом и мудром; человеке, который поможет разобраться в сложных жизненных обстоятельствах, в трудных вопросах жизни. О роли учителя в образовании и воспитании учащихся говорят многочисленные примеры из школьной практики и высказывания многих известных педагогов. Русский математик М.В.Остроградский писал: «Хороший учитель рождает хороших учеников». «Учитель, образ его мыслей, - вот что самое главное во всяком обучении и воспитании…», - говорил А.Дистервег.

Существует множество исследований, посвященных вопросу личностных качеств учителя, необходимых для выполнения им его профессиональных функций. Но практически все из них можно обобщить следующим образом: 
орудиями труда учителя являются не только его знания. Он должен уметь подать материал школьникам, пробудить их активность, помочь в его усвоении, заинтересовать, а самым важным фактором его успеха является коммуникативная деятельность, ведь от того, какие отношения сложатся у учителя с детьми, зависит результат его работы.

§ 2. Личностные критерии успешности педагога.

Что же мы понимаем под личностными критериями успешности педагога? Это профессионально важные качества личности педагога (индивидуальные качества субъекта деятельности, которые влияют на эффективность деятельности и успешность ее усвоения). Личностные особенности педагога – это, своего рода, «инструмент» его профессиональной деятельности.

В 1929 году С.М. Фридманом был разработан бланк оценки труда педагога, в который он включил: академическую и педагогическую подготовку, сведения по отдельным предметам, интерес к жизни учащихся, товарищество и верность, интерес к педагогике, подход к детям и прочее.

Конечно, на сегодняшний день используется большинство из перечисленных критериев, которые являются вполне объективными показателями. Над данной проблемой работали множество авторов, определяя новые личностные качества, необходимые учителю. Из многочисленных существующих методик мы выделили такие качества личности педагога, которые, на наш взгляд, оказывают наиболее существенное влияние на педагогическую деятельность. Более конкретно мы решили пояснить лишь некоторые из них:

Общительность.

- Эмоциональность.

В состав этого качества входит:

  • интенсивность и устойчивость эмоций, глубина чувств;

  • адекватность эмоционального состояния педагога на деятельность учащихся;

  • доброжелательность реакции педагога;

  • удовлетворенность от результата своего труда, уверенность в своих педагогических мыслях и действиях.

- Способность понимать учащихся и руководить ими (организаторские способности). Эмпатия1.

Организаторские способности необходимы как для обеспечения работы самого педагога, так и для создания хорошего коллектива.

 Эмпатия1 - осознанное сопереживание эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.

- Чувство юмора.

Дети любят разных педагогов, но более всего веселых – таких, кто за словом в карман не полезет и из всякого затруднения найдет выход. В. А. Сухомлинский утверждал: «Отсутствие у педагога чувства юмора воздвигает стену взаимного непонимания: педагог не понимает детей, дети не понимают педагога. Сознание того, что дети тебя не понимают, раздражает, и это раздражение – то состояние, из которого педагог часто не находит выхода».


Владение методами преподавания в совершенстве.

Любовь к детям.

Выразительность речи.

Это качество характеризует содержательность, яркость, образность и убедительность речи педагога. За счет этого можно решить целый ряд важных педагогических задач.

Социальная зрелость и творческое начало личности.

Профессия «учитель» сложна колоссальной работой, которую ежедневно проделывает педагог. Вроде бы просто: думать, писать, читать, заучивать, решать, делать самому, экспериментировать... Но если это выполнять без творческого подхода, без остроумия души, то не будет ни оригинальных суждений, ни замечательных занятий, ни остроумных шуток. Вследствие этого детям с педагогом становится неинтересно, скучно, нет желания общаться больше.

- Настойчивость, дисциплинированность.

Два этих качества характеризуют развитие силы воли педагога.

Под настойчивостью мы понимаем способность доводить принятые решения до конца и достигать поставленной цели.

Под дисциплинированностью мы понимаем сознательное подчинение своего поведения общепринятым правилам.

§ 3. Личностные качества учителя в гуманистической педагогике.


Одним из главных направлений педагогики является гуманистическая педагогика. Это направление, которое ориентируется на свободный выбор и учёт индивидуально-личностных интересов и возможностей учащихся в обучении, воспитании и образовании. 
Виталий Александрович Сластёнин (российский учёный в области педагогики, заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор, действительный член Российской Академии образования) делит личностные качества на два типа: человеческие и профессиональные. 
К числу человеческих качеств, характеризующих пригодность к педагогической деятельности, относятся:
человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, обязательность, щедрость, уважение к людям, нравственность, оптимизм, уравновешенность, интерес к воспитаннику, доброжелательность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм и душевная чуткость. 

К числу профессиональных качеств, которыми должен владеть каждый педагог-гуманист, относят любовь к детям, трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, умение ставить цель, организованность, настойчивость, справедливость, мастерство, педагогический такт, знание педагогической теории, знание детской психологии, владение методикой, передовыми технологиями, требовательность, справедливость и чувство юмора.

В гуманном педагогическом процессе существуют основные установки учителя. Одна из основных задач педагога–гуманиста – развить у учащегося стремления к развитию, взрослению и свободе.

Так, главными руководящими принципами учителя являются:

  • Принцип очеловечения среды вокруг ребенка;

  • Принцип уважения личности ребенка;

  • Принцип терпения в становлении ребенка.

В гуманистической педагогике значительную роль играют «заповеди» и законы учителя. Выделим следующие «заповеди», которым должен следовать каждый педагог-гуманист:

  • Верить в безграничность ребенка;

  • Верить в свои педагогические способности;

  • Верить в силу гуманного подхода к ребенку.

Законы (заповеди) учителя:

  • Любить ребенка;

  • Понимать ребенка;

  • Восполнять оптимизмом к ребенку.

§ 4. Виды педагогической деятельности учителя. 


Психологические исследования (Н.В.Кузьмина, В.А.Сластенин, А.И.Щербаков и др.) показывают, что в учебно-воспитательном процессе имеют место следующие взаимосвязанные виды педагогической деятельности учителя:


диагностическая деятельность. Это деятельность, которая связана с изучением учащихся и установлением уровня их воспитанности и развития.
ориентационно-прогностическая деятельность. Она выражается в умении учителя определять направление воспитательной деятельности, ее конкретные задачи и цели на каждом этапе воспитательной работы, прогнозировать ее результаты, то есть то, чего конкретно хочет достигнуть учитель, какие сдвиги в формировании и развитии личности учащегося он хочет получить.
организаторская деятельность, связанная с вовлечением учащихся в намеченную воспитательную работу и стимулированием их активности, стремлению к чему-либо.
информационно-объяснительная деятельность. Ее большое значение обусловливается тем, что все обучение и воспитание основано на информационных процессах.
коммуникативно-объяснительная деятельность. Это деятельность, связанная с тем большим влиянием учителя, которое оказывает на учеников его личное обаяние, умение устанавливать и поддерживать с ним доброжелательные отношения и побуждать их своим примером к активной учебно-познавательной, трудовой и художественно-эстетической деятельности, нравственная культура. Ведь ничто так отрицательно не сказывается на воспитании, как сухость и черствость учителя в отношениях с учащимися.
аналитико-оценочная деятельность. Сущность ее заключается в самом названии. Учитель, осуществляя педагогический процесс, анализирует ход обучения и воспитания, выявляет в них положительные стороны и недостатки, сравнивает достигаемые результаты с теми целями и задачами, которые намечались, а также сопоставляет свою работу с опытом коллег. 
исследовательско - творческая деятельность. Особенно важное значение имеют две ее стороны. Одна из них состоит в том, что применение педагогической теории по своему существу требует от учителя известного творчества. Вторая сторона этой деятельности связана с осмыслением и творческим развитием того нового, что выходит за рамки известной теории и в той или иной мере обогащает ее.

Быть учителем непросто. Фактически, учитель призван удовлетворять стремление учащегося к знанию, а также уметь максимально мотивировать его на этот путь. Лучшие учителя, как правило, следят за собой, контролируют свое отношение к детям, никого не выделяют для себя и стараются быть как можно более объективными. Они особенно пристально ищут хорошее в знаниях и поведении; то, за что можно похвалить ученика, и это является принципом их работы. В реальности же учителя не разделяют личностных качеств учителя на «общечеловеческие» и «профессионально-педагогические», как это делают многие исследователи. В практике обычно трудно отделить собственно педагогические качества от других свойств личности учителя, влияющих на успех его деятельности. Из этого следует, что каждая личность — это неповторимый набор свойств и качеств, который, своеобразно изменяя и изменяясь сам, в результате превращается в профессиональную личность.

Глава II. «Личностные качества на примере учителей-фронтовиков школы№388».

Наша гимназия - это уникальное место, история которого уходит корнями в начало 20 века. За эти годы здесь жили, работали, просвещали, обучали, сеяли вечное доброе люди, которые стали легендами и образцами для подражания. Они сыграли колоссальную роль в воспитании целых поколений и воспоминания, связанные с ними, являются очень ценными для выпускников и по сей день. В этой главе я бы хотела показать, как важно сочетание взглядов ученых –теоретиков с практикой преподавателей в воспитании учеников на примере учителей-фронтовиков школы №388. Эти люди сыграли одну из самых значимых ролей в нашей школе и внесли огромный вклад в ее дальнейшее формирование.

  1. Наум Ефимович Сартан

  2. Леонард Иосифович Давнис

  3. Михаил Кириллович Годецкий

  4. Иван Андрианович Сашкин

  5. Абрам Григорьевич Липкинд

  6. Николай Андреевич Шиган

§ 1. Наум-Хаим Ицкович Сартан.

В нашу гимназию, тогда еще школу №388, Наум Ефимович пришел в 1973 году. До 1987 года он работал директором и преподавал в старших классах литературу. Уйдя с должности директора, остался в школе и еще 10 лет работал учителем, был классным руководителем/куратором в нескольких выпусках.

Организаторские способности необходимы как для обеспечения работы самого педагога, так и для создания хорошего коллектива.

Наум Ефимович – человек, который обладал самыми значимыми личностными качествами, необходимыми педагогу. Его смело можно охарактеризовать как хорошего наставника, ведь неоспорим тот факт, что Наум Ефимович был наделен всеми организаторскими способностями2, которые необходимы для создания хорошего коллектива. Когда Наум Ефимович был директором школы, он собрал уникальный педагогический состав. Часть из этого потрясающего коллектива уже работала, некоторые пришли молодыми специалистами, сразу после студенческой скамьи или получив неудачный опыт в других школах. Так появились у нас Анатолий Георгиевич Каспржак, Михаил Владимирович Левит, Юрий Брониславович Пирятинский, Марина Николаевна Шалимова, Григорий Борисович Шандалов, Ольга Петровна Колчугина, Римма Моисеевна Нахлис и другие.

Так же следует отметить, что Наум Ефимович - социально зрелая личность2. К каждому делу он подходил основательно: Наум Ефимович всегда ставил перед собой цель и добивался ее. Но, как нам известно, ни одно дело не будет вызывать интерес у учащихся, если его выполнять без творческого подхода, оригинальных идей и т.д. В школе же всегда было интересно.  Именно в то время, когда школой руководил Сартан, был заложен фундамент гимназии, в которой мы учимся сегодня. В те годы были созданы педагогические классы, начала работать драматическая студия, сформировалась атмосфера, благодаря которой в школу, а теперь в гимназию, всегда с удовольствием приходят выпускники и приводят учиться сюда своих детей.

«Политика, которую вел Наум Ефимович, была гораздо удивительнее, чем обычная школьная практика. Наум Ефимович был удивительным человеком, который не боялся собирать сильных людей вокруг себя. И это показатель сильного лидера, сам я смог оценить это его качество уже в зрелом возрасте»- вспоминал Анатолий Георгиевич Каспржак.

Обратившись к методикам, над которыми работали и работают по сей день множество авторов, можно сделать вывод о том, что практически везде среди самых значимых качеств педагога фигурирует дисциплинированность2. Сам Наум Ефимович производил впечатление несколько замкнутого человека, очень строгого директора, у которого всегда идеальный порядок и все четко организовано. Многие отметят также его скромность, выдержку, порядочность и силу воли.

Но гораздо меньше людей знают его как очень творческого человека с исключительным вкусом и чувством меры, обладающего потрясающим чувством юмора, смелостью и умению рисковать. Основываясь на исследованиях Виталия Александровича Сластёнина с уверенность можно говорить о том, что Наум Ефимович был наделен теми человеческими качествами, которое необходимы при взаимодействии и воспитании учащихся и характеризуют пригодность к педагогике. . Именно эти качества стали визитной карточкой нашей школы. А его дипломатичность и педагогический талант позволили расцвести и уживаться друг с другом самым ярким, особенным и непохожим друг на друга учителям, благодаря которым школа стала именно такой, какую мы все любим, вспоминаем, чьими успехами гордимся.

Именно здесь будут уместны как раз противоречивые воспоминания:

Вроде, все боятся и ходят по другой стороне лестницы, и, в то же время учитель с учениками спускается по лестнице на «лодке» из частей шкафа и швабры мимо кабинета директора. Никто, заметьте, не был уволен, и даже ни на кого не накричали.

Или педантичная запись всех распоряжений, сводов и правил – самодельные записные книжки, контроль соблюдения целого ряда требований и, в то же время, спектакли, туризм, экспериментальные методики в обучении.

Замкнутый, строгий, педантичный, и в то же время играет на фортепиано и занимается живописью.

Его сын Марк Сартан вспоминает : 

«Учитель с самого рождения. У меня их было двое, и с самого рождения, и это было нелегко. Два учителя всегда рядом с тобой - это сильная история. Но, с другой стороны…

Мама-учитель. Чему она учит? Она всегда знала, как надо. Была настойчива и методично добивалась этого. Но чем старше я становлюсь, тем больше понимаю, что мама была права. 

А папа был более мягким. Он тоже знал, как надо, но далеко не всегда сообщал об этом по своей инициативе, а когда сообщал, то не настаивал на исполнении. С ним всегда было безопасно советоваться, и, даже выслушав, можно было поступить иначе. И так случалось не раз. При этом он никогда не напоминал: «Вот, а я же тебе говорил… ». Он оказал на меня в этом плане огромное влияние. Таких людей, как он, можно на пальцах одной руки пересчитать.»


Наум Ефимович – фронтовик и руководитель, поэтому он понимал людей и знал, кому какое задание поручить. Он был хорошим начальником и внимательным человеком. Наум Ефимович – легендарный человек: он никогда не проявлял никакой грубости, сухости и черствости по отношению к ученикам и коллегам. На основе воспоминаний и историй, связанных с этим человеком, можно смело сделать вывод о том, что быть учителем было его призванием! Он был настоящим преподавателем, наставником, директором и обладал легендарным набором свойств и качеств, которые сформировали его как личность и профессионала.

2- Глава 1. §2 Личностные критерии успешности педагога.

§ 2. Леонард Иосифович Давнис.

Леонард Иосифович - символ школы №388. Первый директор нашего учебного заведения с 1951-го по 1967-й год. Участник войны.

Дисциплинированность у Леонарда Иосифовича была превыше всего: каждое утро он стоял на пороге школы и встречал учеников. Несмотря на полный контроль, жизнь ребят в этот период была крайне интересной и насыщенной. Она проходила не только в рамках пионерской и комсомольской организаций, но и в «Союзе неравнодушных». В эту коммуну входили учителя и ученики разных классов. Девиз Союза был таким - «Человек человеку - друг, товарищ и брат, а слабость – грех!». На его заседаниях проводились откровенные разговоры по обсуждению качеств людей и их поступков). В то время это было настоящим вызовом общепринятым нормам и правилам. Это сравнимо с глотком свежего воздуха в то заформализованное и зарегламентированное время. И ответственность за все, происходящее в стенах школы, лежала на плечах Леонарда Иосифовича. Во всем чувствовались его негласное участие и недремлющее око, он все контролировал, но не запрещал. Так, по исследованиям Виталия Александровича Сластёнина, Леонард Иосифович обладал одним из главных руководящих принципов учителя: принципом уважения личности, а так же рядом профессиональных и человеческих качеств, таких как: справедливость, ответственность, честность, уважение к людям и сдержанность.

Это был новатор и реформатор своего времени. В школе впервые появились уроки эстетики. «Нам очень повезло, ведь после школы мы смело могли пойти работать экскурсоводами в музеи», - рассказывает Софья Михайловна Азовцева (Шор). Из всего этого следует, что Леонард Иосифович серьезно занимался коммуникативно-объяснительной и исследовательско-творческой деятельностями. Он оказывал очень большое влияние на учеников, поддерживал с ними доброжелательные отношения и побуждал их своим примером к активной учебно-познавательной, трудовой и художественно-эстетической деятельности.

Эта была очень мощная фигура, наделенная всеми личностными и профессиональными качествами, необходимыми для настоящего учителя и наставника. Идейная активность, социальная зрелость личности, дисциплинированность, организованность, порядочность, мастерство – все это характеризует Давниса Леонарда Иосифовича. Но, на мой взгляд, в памяти учеников он остался скорее не из-за этого. Он обладал безмерной любовью к детям, способностью к пониманию учащихся и добротой, терпеливостью, душевной чуткостью. Леонард Иосифович уважал мнение каждого учащегося. Его вклад в развитие школы бесценен, а роль уникальна.

§ 3. Михаил Кириллович Годецкий.

Учитель физики, необыкновенно скромный, внешне абсолютно ничем не выделявшийся. С 1956-го по 1980-й год работал в средних классах. Этот преподаватель имел необыкновенное свойство: когда он заходил в аудиторию, все ребята замолкали. Хотя и говорил он очень тихим голосом, устанавливалась гробовая тишина. Он не рассказывал о том, как он этого добивался - «У вас же наверняка есть свои секреты, а это мой секрет».

Он постоянно пропадал в своём кабинете-лаборатории и целыми днями находился в школе. Был замкнут, дружил с учителями, но не близко. Его организаторская деятельность была очень активной. Абсолютно каждого учащегося он вовлекал в учебный процесс, а после занятий он часто оставался в своём кабинете и занимался с неуспевающими учениками. Если Михаил Кириллович поставил себе цель, то он обязательно ее добивался, что характеризует его как очень настойчивого человека.

Михаил Кириллович был принципиальным человеком. «Я понимаю, что ты сделала очень многое, но «пятерку» по физике поставить не могу», - именно эти слова сказал он Софье Михайловне Азовцевой (Шор). Чувство справедливости – дух нашей гимназии! Он культивировал чувство справедливости, свободы, самостоятельности. Для него школа была всем! Его интересы замыкались на школе и находились в ее стенах. 

Это был очень хороший учитель. И ученики, и учителя – все относились к нему с большим уважением.

§ 4. Иван Андрианович Сашкин.

Иван Андрианович – участник войны: очень представительный и деликатный, добрый и спокойный человек. Выйдя в отставку, Иван Андрианович связал свою дальнейшую жизнь с молодёжью, став преподавателем начальной военной подготовки. Он проводил большую патриотическую работу и не раз выступал перед школьниками с рассказами о войне, об освобождении города-героя Новороссийска от немецко-фашистских оккупантов. Речь ветерана была очень выразительна: он никогда не повышал голоса и прививал детям любовь к Родине, готовил мальчишек к прохождению срочной воинской службы. Тогда, в восьмидесятые годы прошлого столетия, быть защитником Отечества считалось священным долгом и почётной обязанностью каждого мужчины.

Иван Андрианович был очень сильно погружен в диагностическую и организаторскую деятельность. На уроках Иван Андрианович рассказывал о видах оружия, о поведении в чрезвычайных обстоятельствах. Ребята разбирали и собирали автоматы на время (с открытыми и с закрытыми глазами). Ходили строевым шагом и учились стрелять из пневматической и мелкокалиберной винтовок. Все уроки проводились в духе соревнований. Он был очень мягкий человек, обходительный, внимательный, знающий свое дело. Выполнял все четко, был очень хорошим преподавателем и профессионалом своего дела.

От военрука И.А.Сашкина у школьников и учителей остались самые теплые воспоминания, как о человеке с большой буквы, хорошем собеседнике и человеке, приятном в общении.

§ 5. Абрам Григорьевич Липкинд.

«Это была настоящая легенда гимназии», - именно так отзываются о нем его воспитанники и коллеги.

БОМ — безнадежный оптимизм мудреца, бог отечественных музеев, бывшая общая молодость, бегство от мещанства, бродяжничество, одухотворенное музой... БОМ, он же Абрам Григорьевич Липкинд, учитель географии, обожаемый абсолютно всеми своими учениками, отличник народного просвещения, просто замечательный человек и бывалый турист.

Абрам Григорьевич Липкинд был учителем географии, астрономии, но самое важное он был учителем жизни для всех, он для каждого мог найти время и помочь.

Абрам Григорьевич обладал очень выразительной речью. Он прекрасно рассказывал. Мог рассказать все и обо всем. И если начинал рассказ, то долго не заканчивал. Если приезжали в какой – либо город, то проводил экскурсии сам и только сам. Все гиды и коренные жители города в знании истории и вообще города не могли сравниться с ним. Он очень любил путешествовать и буквально жил туризмом.

Дорогой Абрам Григорьевич!
Я пишу, дорогой, несмотря на то, что прошло много лет, очень много, изменилась я сама. Но я точно знаю, что Вы всегда были и останетесь дорогим человеком в моей жизни. Вы подарили мне удивительный мир городов, в которых, возможно, я не побывала бы никогда, и некоторые из которых я сейчас не вспомню. Но остались картинки, очень яркие и то мироощущение со стремлением познавать новое. Вы подарили мне друзей детства. Но самое главное, Вы подарили мне человека, самого любимого и единственного для меня на Земле — Андрея. Я всегда думала об этом, но никогда не говорила Вам. Таких, как Вы, людей очень мало. Самое главное качество, которое я ценю в Вас, преклоняюсь перед Вами —это любовь к жизни и любовь к людям в этой жизни. Все остальное: стремление путешествовать как можно больше, познавать новое, дарить себя другим, — вытекает из этой любви.


Ольга Лукашевич (Сберегаева), Июль 2001 г.

Матвей Геллер, выпускник 1985 г. школы № 388:
«За 31 год работы в стенах здания красной школы, а работал в нашей школе А.Г. Липкинд с 1973 по 2004 год, не одна сотня его учеников смогла прикоснуться к необъятному миру искусства. Архитектура, скульптура, живопись, поэзия вошли в жизнь многих ребят благодаря Учителю! Не только чувство прекрасного, но еще и ответственность, уважение к старшим, забота о младших — качества, необходимые в жизни любому порядочному человеку, — прививались детям в поездках и походах, на экскурсиях и занятиях кружка. В течение 55 лет ученики школ, в которых он работал, называли его по-разному: Премьер, БОМ, Центральный, АГ. По-разному, но всегда с огромным уважением и любовью».

Абрам Григорьевич - человек-легенда, всю свою жизнь посвятивший детям. Именно детям. Ребята были для него детьми, а не учениками. Мы считаем, что он обладал всеми человеческими и профессиональным качествами, необходимыми учителю. В его профессиональной карьере переплетались все виды педагогической деятельности, и это приносило ему огромный успех, а самое главное, безмерную любовь учеников и педагогов. Он видел, как прорастают вновь и вновь зерна прекрасного, доброго и благодаря ему вечного, вложенные им в открытые, юные души своих учеников.

§ 6. Николай Андреевич Шиган

Николай Андреевич Шиган пришел в школу после Великой Отечественной войны. На фронте он был ранен и контужен, наверное, поэтому иногда был нервозным, неожиданно замолкал на уроке и со слезами на глазах размышлял о чем-либо.

Очень добродушный, высокий, статный, хорошо сложенный. Дети его любили, несмотря на эти странности. Он никогда и никого не притеснял. Правая рука у него не работала, и девочки часто заполняли за него классный журнал.

Несмотря на свою принципиальность, он пошел на то, чтобы исправить оценку девочке, идущей на золотую медаль. Во время выпускных экзаменов он предложил Софье Азовцевой (Шор) самостоятельно исправить ошибку, сделанную ею в сочинении. Дети посчитали это плохим поступком, который не свойственен принципиальному человеку. Но как же тогда доброта и гуманизм по отношению к своим ученикам!? Многие его за это потом критиковали. Об этом рассказала нам сама Софья Михайловна Азовцева (Шор). До войны и после нее он так и не научился танцевать, поэтому иногда шутил, говоря девочкам: «Может быть, вы меня научите?».

Несмотря ни на что, дети очень любили и уважали своего преподавателя. Он был очень порядочен, щедр, обладал интересом к своим воспитанникам, был очень дружелюбен, а также душевно чуток.

Глава III. Заключение.

Профессия педагога в обществе обязывает обладать определённым набором профессиональных и морально-нравственных качеств, которые способствуют формированию личностных качеств учащихся. На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что важнейшими для педагога являются: способность связывать учебный предмет с жизнью; наблюдательность, любовь и интерес по отношению к детям; наличие организаторских способностей; педагогический такт и творческое начало личности. Взяв за пример учителей - фронтовиков я с уверенностью могу сказать, что эти люди обладали всеми необходимыми человеческими и профессиональными качествами для воспитания учащихся. Удивительно: сколько людей благодарят этих учителей за то, чему они научили. Это очень важно, что в наши дни эти люди ценны и навсегда остаются в памяти и сердцах выпускников.

На мой взгляд, настоящий учитель – это не только человек, дающий знания, но и наставник, опора и друг. Для учащихся очень важны как профессиональные, так и человеческие качества учителя. Общительность, чувство юмора, любовь к детям, способность понять и помочь учащемуся в сложной ситуации – вот те качества, которые особенно ценны для меня как ученицы.

Не смейте забывать учителей.
Они о нас тревожатся и помнят.
И в тишине задумавшихся комнат
Ждут наших возвращений и вестей.
Им не хватает этих встреч нечастых.
И, сколько бы ни миновало лет,
Случается учительское счастье
Из наших ученических побед.
А мы порой так равнодушны к ним:
Под Новый Год не шлём им поздравлений.
А в суете иль попросту из лени
Не пишем, не заходим, не звоним.
Они нас ждут. Они следят за нами
И радуются всякий раз за тех,
Кто снова где-то выдержал экзамен
На мужество, на честность, на успех.
Не смейте забывать учителей.
Пусть будет жизнь достойна их усилий.
Учителями славится Россия.
Ученики приносят славу ей.
Не смейте забывать учителей!

Библиография.

  1. Летопись гимназии в судьбах лицах. «Огненные» страницы истории школы №388.

  2. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л., 1967.

  3. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.

  4. Сластенин В.А. профессиональная культура учителя. М,1993

  5. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л., 1970.

  6. 3абрамная И.А. Педагогическая психология

  7. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М, 1965.

  8. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.

  9. http://studopedia.su/15_38415_II-pedagogicheskoe-ponimanie-v-strukture-professionalnoy-kompetentnosti-rukovoditelya-ovd.html

  10. http://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-suschnosti-ponyatiya-professionalno-znachimye-kachestva-buduschego-pedagoga

Похожие:

Реферат «Личностные качества учителя в процессе воспитания школьников на примере учителей-фронтовиков школы №388» iconКонцептуальные основания исследования проблемы воспитания интегративных...
Х учеников и воспитанников: ответственными, мотивированными, творческими, жизнерадостными… Также и каждый родитель мечтает вырастить...

Реферат «Личностные качества учителя в процессе воспитания школьников на примере учителей-фронтовиков школы №388» icon"фгос ключевой элемент системы качества образования"! Предлагаем...
Новые требования к результатам образования,: ожидания родителей и возможности школы; пчто сделать, чтобы соответствовать новым требованиям?...

Реферат «Личностные качества учителя в процессе воспитания школьников на примере учителей-фронтовиков школы №388» iconМетодические рекомендации по обучению школьников правилам дорожного движения
Общеобразовательные школы и учреждения дополнительного образования являются основными звеньями системы обучения и воспитания детей...

Реферат «Личностные качества учителя в процессе воспитания школьников на примере учителей-фронтовиков школы №388» iconПротокол №1 от «18»
Личностные результаты выпускников основной школы, формируемые при изучении иностранного языка

Реферат «Личностные качества учителя в процессе воспитания школьников на примере учителей-фронтовиков школы №388» iconО портфолио учителя (педагогического работника)
Настоящее Положение разработано в рамках реализации комплексного проекта модернизации образования в Алтайском крае, с целью повышения...

Реферат «Личностные качества учителя в процессе воспитания школьников на примере учителей-фронтовиков школы №388» iconУчебно-практическое пособие. Содержание предисловие 2 голос одно...
Педагогическое мастерство складывается из множества компонентов, среди которых весьма существенное место занимают культура и техника...

Реферат «Личностные качества учителя в процессе воспитания школьников на примере учителей-фронтовиков школы №388» iconРеферат реферат (гост 9, гост 32) размещается на отдельном листе...
Текстовые документы именуются соответственно «Пояснительная записка к выпускной квалификационной работе»

Реферат «Личностные качества учителя в процессе воспитания школьников на примере учителей-фронтовиков школы №388» iconПрограмма воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы»
...

Реферат «Личностные качества учителя в процессе воспитания школьников на примере учителей-фронтовиков школы №388» iconДоклад Итоги деятельности моу «сош №9»
В результате работы педагогических советов, организационно-деятельностной игры, круглых столов, занятий творческой группы учителей...

Реферат «Личностные качества учителя в процессе воспитания школьников на примере учителей-фронтовиков школы №388» iconОтчет о результатах самообследования моу многопрофильной гимназии №12
Объективный анализ содержания, уровня и качества обучения и воспитания обучающихся, подготовки выпускников школы требованиям государственных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск