Налоговая нагрузка и налоговые условия ведения предпринимательской деятельности в российской экономике и зарубежных странах


Скачать 375.69 Kb.
НазваниеНалоговая нагрузка и налоговые условия ведения предпринимательской деятельности в российской экономике и зарубежных странах
страница1/5
ТипАнализ
filling-form.ru > Туризм > Анализ
  1   2   3   4   5


  1. Налоговая нагрузка и налоговые условия ведения предпринимательской деятельности в российской экономике и зарубежных странах


Анализ уровня налоговой нагрузки показывает, что налоговые доходы бюджетной системы (рассчитываемые как сумма поступлений всех налогов и сборов, таможенных пошлин, страховых взносов на обязательное государственное социальное страхование и прочих налоговых платежей) в доле ВВП снизились по сравнению с 2009 годом, однако на протяжении последних 4 лет оставались примерно на одном уровне (изменяясь в диапазоне 31% - 32% ВВП). При этом показатели уровня налоговой нагрузки с 2011 года были обновлены в связи с изменением Росстатом методологии оценки ВВП (Таблица 1).

Данные результаты достигнуты, в том числе за счет реализации мер по совершенствованию законодательства о налогах и сборах в последние годы.
Таблица 1

Доходы бюджета расширенного правительства Российской Федерации

в 2009 – 2015 гг. (% к ВВП)

 

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Доходы всего

35,04

34,62

37,26

35,02

34,42

34,34

33,32

Налоговые доходы и платежи

30,88

31,12

34,50

32,49

31,80

31,90

30,17

в том числе

 

 

 

 

 

 

 

Налог на прибыль организаций

3,26

3,83

4,06

3,52

2,92

3,05

3,22

Налог на доходы физических лиц

4,29

3,87

3,57

3,38

3,52

3,47

3,47

Налог на добавленную стоимость

5,28

5,40

5,81

5,30

4,98

5,06

5,24

Акцизы

0,89

1,02

1,16

1,25

1,43

1,38

1,32

Таможенные пошлины

6,52

6,74

8,25

7,62

7,00

7,09

4,16

Налог на добычу полезных ископаемых

2,72

3,04

3,65

3,67

3,63

3,73

3,99

Единый социальный налог и страховые взносы

5,93

5,35

6,30

6,13

6,61

6,46

6,98

Прочие налоги и сборы*

1,99

1,88

1,71

1,62

1,71

1,67

1,78

* - налоги на совокупный доход, налоги на имущество, налоги и платежи, связанные с добычей полезных ископаемых (кроме НДПИ) и без учета государственной пошлины

Источники данных: ВВП – Росстат (данные по состоянию на 04.04.2016), доходы бюджета расширенного правительства – Федеральное казначейство

При анализе уровня налоговой нагрузки по отдельным видам налогов в Российской Федерации традиционно выделяют нефтегазовые доходы – НДПИ и вывозные таможенные пошлины (на нефть, газ и нефтепродукты), поскольку в Российской Федерации по-прежнему существенную долю доходов бюджета составляют доходы, получаемые из этих источников (Таблица 2).
Таблица 2

Доходы бюджета расширенного правительства от налогообложения добычи нефти и экспорта нефти и нефтепродуктов

в 2009 – 2015 гг. (% к ВВП)


 

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Налоговые доходы и платежи

30,88

31,12

34,50

32,49

31,80

31,90

30,17

Доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов

8,19

8,64

10,75

10,37

9,94

10,18

7,63

из них:






















НДПИ на нефть

2,41

2,74

3,30

3,19

3,08

3,16

3,35

НДПИ на газ

0,21

0,20

0,25

0,40

0,46

0,48

0,53

Акцизы на нефтепродукты

0,38

0,37

0,51

0,55

0,59

0,50

0,37

Вывозные таможенные пошлины на нефть

3,10

3,61

4,17

3,72

3,29

3,36

1,77

Вывозные таможенные пошлины на газ

1,12

0,42

0,69

0,65

0,67

0,63

0,68

Вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты

0,98

1,30

1,67

1,69

1,70

1,91

0,93

Таможенная пошлина (при вывозе из РБ за пределы ТС нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти)

0,00

0,00

0,16

0,18

0,15

0,14

0,00

Доходы от налогов и прочих платежей, не связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов

22,69

22,48

23,75

22,12

21,86

21,72

22,54

Источники данных: ВВП – Росстат (данные по состоянию на 04.04.2016), доходы бюджета расширенного правительства – Федеральное казначейство
Средний уровень прочих сборов, таких как государственная пошлина, и неналоговых платежей, уплачиваемых организациями и предпринимателями в бюджеты бюджетной системы страны, составляет менее 1 % к ВВП. В 2015 году совокупный уровень указанных доходов составил 0,61% к ВВП, и, таким образом, фискальная нагрузка на экономику суммарно составила 30,77% к ВВП (таблица 3).
Таблица 3

Фискальная нагрузка (налоги и платежи, поступающие в бюджетную систему Российской Федерации) на экономику Российской Федерации в 2009 – 2015 гг. (% к ВВП)

 

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Доходы всего

35,04

34,62

37,26

35,02

34,42

34,34

33,32

в том числе

 

 

 

 

 

 

 

Фискальная нагрузка

31,50

31,79

35,15

33,08

32,57

32,57

30,77

Налоговые доходы и платежи

30,88

31,12

34,50

32,49

31,80

31,90

30,17

Нефтегазовые доходы

8,19

8,64

10,75

10,37

9,94

10,18

7,63

Доходы, не относящиеся к нефтегазовым

22,69

22,48

23,75

22,12

21,86

21,72

22,54

Доходы от прочих сборов и неналоговых платежей

0,62

0,67

0,65

0,59

0,77

0,68

0,61



Расчетный уровень налоговой нагрузки на экономику в Российской Федерации сопоставим с аналогичными расчетами по странам-членам Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) (Таблица 4). При этом указанная величина фискальной нагрузки не включает в себя различного рода неналоговые платежи, которые хотя и установлены законодательством, но не являются предметом регулирования законодательства о налогах и сборах, таможенных платежах или страховых взносах на обязательное государственное социальное страхование.

Таблица 4

Налоговая нагрузка на экономику в странах ОЭСР (% ВВП)

Страна

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Австралия

25,78

25,57

26,26

27,34

27,50

н.д.

Австрия

40,97

40,83

41,02

41,68

42,49

43,00

Бельгия

42,15

42,42

42,96

43,99

44,66

44,66

Великобритания

32,32

32,80

33,58

33,05

32,93

32,57

Венгрия

39,02

37,31

36,55

38,59

38,37

38,48

Германия

36,09

34,98

35,70

36,38

36,53

36,13

Голландия

35,44

36,16

35,86

36,06

36,68

н.д.

Греция

30,81

32,04

33,54

34,55

34,43

35,90

Дания

45,17

45,32

45,38

46,39

47,60

50,88

Израиль

29,66

30,40

30,84

29,68

30,57

31,12

Ирландия

27,63

27,45

27,38

27,92

29,03

29,90

Исландия

32,01

33,33

34,40

35,19

35,95

38,67

Испания

29,83

29,90

31,31

32,15

32,71

33,20

Италия

42,06

41,84

41,88

43,88

43,88

43,64

Канада

31,36

30,44

30,24

30,72

30,54

30,82

Люксембург

39,01

38,06

37,87

38,76

38,43

37,79

Мексика

17,16

18,53

19,48

19,54

19,69

19,50

Новая Зеландия

30,45

30,58

30,89

32,38

31,37

32,37

Норвегия

41,17

41,91

42,05

41,52

40,50

39,07

Польша

31,54

31,41

32,00

32,27

31,93

н.д.

Португалия

30,05

30,59

32,50

31,99

34,51

34,44

Словакия

28,87

28,14

28,73

28,45

30,37

31,01

Словения

36,21

36,93

36,50

36,84

36,79

36,55

США

22,97

23,18

23,56

24,05

25,41

26,00

Турция

24,64

26,20

27,83

27,64

29,27

28,72

Финляндия

40,93

40,79

42,03

42,68

43,74

43,85

Франция

41,32

41,58

42,86

44,13

45,03

45,22

Чехия

32,35

32,55

33,35

33,83

34,26

33,47

Чили

17,21

19,53

21,24

21,48

19,98

19,82

Швейцария

27,13

26,50

27,02

26,90

26,86

26,65

Швеция

44,08

43,22

42,51

42,56

42,85

42,70

Эстония

34,91

33,20

31,91

32,09

31,84

32,87

Южная Корея

23,76

23,39

24,16

24,78

24,30

24,61

Япония

26,96

27,57

28,61

29,41

30,31

н.д.

Средняя по ОЭСР

32,68

32,78

33,29

33,79

34,15

34,44

Россия

30,88

31,12

34,50

32,49

31,80

31,89

Россия (без учета нефтегазовых доходов)

22,69

22,48

23,75

22,12

21,86

21,72

Источники данных: данные по ОЭСР – Revenue Statistics 1965-2014
Российским союзом промышленников и предпринимателей (далее - РСПП) предложено оценивать уровень фискальной нагрузки как соотношение суммы налоговых платежей (за вычетом налога на доходы физических лиц) в консолидированный бюджет Российской Федерации, взносов во внебюджетные фонды Российской Федерации и страховых премий на обязательное страхование ответственности владельцев опасных производственных объектов в разрезе видов экономической деятельности к валовой добавленной стоимости за вычетом амортизации (Таблица 5).

Отличием данного подхода является то, что такой подход оценивает долю налоговых платежей в доходах организаций по видам экономической деятельности. Тем самым оценивается, на какую отрасль больше или меньше остальных приходится уплаченных налогов и страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации.
Таблица 5

Налоговая нагрузка на организации

в российской экономике в 2008 – 2014 гг., %


Вид экономической деятельности

2008

2009

2010

2011*

2012

2013

2014

Всего

25,3

21,4

21,7

24,9

25,8

25,3

26,2

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

3,5

3,2

4,0

4,2

4,1

4,7

5,2

Рыболовство, рыбоводство

15,8

12,3

11,1

12,8

12,2

16,4

11,8

Добыча полезных ископаемых

76,8

59,5

58,1

62,9

63,6

66,8

73,6

Обрабатывающие производства

24,4

24,1

26,8

28,9

32,2

32,2

30,9

Производство и распределение энергии, газа и воды

30,1

22,9

25,7

26,1

26,3

28,8

31,4

Строительство

21,7

21,1

18,1

18,6

18,7

18,8

19,6

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

11,6

11,8

10,9

13,9

16,6

15,1

16,3

Гостиницы и рестораны

16,4

15

15,8

19,2

18

18

17,8

Транспорт и связь

22

23,6

23,2

26,4

25,5

22

23,5

Финансовая деятельность

22

17,3

20,5

25,4

25,1

23,5

22,9

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

23,9

17,5

18,9

23,8

20,8

20,8

21,4

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование

8,4

7,8

7,6

9,3

8,6

8,3

8,5

Образование

19,2

19,1

19,9

24,4

26,4

27,1

28,7

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

13,1

13,1

13,6

16,4

20,5

17,7

17,6

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

21,1

20,9

18,5

22,5

20,1

24,6

24,1

Источник данных: РСПП

* без учёта взносов на ОМС (данные за 2011 г. не собирались)
Согласно расчетам, подготовленным в соответствии с методикой РСПП, налоговая нагрузка в 2014 году выросла в целом по экономике по сравнению с уровнем 2008–2009 годов. Несмотря на это, в разрезе видов экономической деятельности движение было разнонаправленным. Так, налоговая нагрузка снизилась в рыболовстве и рыбоводстве, обрабатывающих производствах, гостиницах и ресторанах, финансовой деятельности, здравоохранении и предоставлении прочих коммунальных, социальных и персональных услуг.

Вместе с тем результаты по Российской Федерации, полученные на основе подхода, используемого РСПП, не позволяют сопоставить их с показателями других стран и международными организациями, к примеру со странами ОЭСР, Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) и т.д.


  1. Основные меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2017 году и плановом периоде 2018 и 2019 годов

В настоящем разделе приведены основные меры в области налоговой политики, которые Правительство Российской Федерации будет предлагать реализовать в плановом периоде, а также приведены предлагаемые параметры налоговой системы, необходимые для составления бюджетных прогнозов.

Основополагающими целями при разработке основных направлений налоговой политики являлись обеспечение стабильного развития российской экономики, а также неухудшение финансового положения граждан России.

Предполагается, что, как и декларировалось ранее, в плановом периоде общие контуры сформированной к настоящему моменту налоговой системы останутся без изменений, однако с учетом складывающей экономической ситуации и состояния бюджетной системы налоговые инициативы, намеченные к реализации в 2017 – 2019 годах, равно как и иные параметры налоговой системы (включая страховые взносы на обязательное государственное социальное страхования), могут быть скорректированы в 2018 году при определении налоговой политики на 2019 и последующие годы.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Налоговая нагрузка и налоговые условия ведения предпринимательской деятельности в российской экономике и зарубежных странах iconТекущее состояние инвестиционного климата и бизнес-среды в России
Согласно исследованию Doing Business 2012, составляемому ежегодно Всемирным банком, и оценивающим условия ведения бизнеса в 183 странах,...

Налоговая нагрузка и налоговые условия ведения предпринимательской деятельности в российской экономике и зарубежных странах icon7 Конституционно-правовоые формы непосредственнной демократии в зарубежных странах
Основные положения и категории конституционного (государственного) права зарубежных стран

Налоговая нагрузка и налоговые условия ведения предпринимательской деятельности в российской экономике и зарубежных странах iconФинансовое право и управление публичными финансами в зарубежных странах...
Финансовое право и управление публичными финансами в зарубежных странах (А. Н. Козырин)

Налоговая нагрузка и налоговые условия ведения предпринимательской деятельности в российской экономике и зарубежных странах iconНормативно-правовые, разрешительные документы и обязательные требования...
Карта контролирующих, надзорных органов и разрешительных документов для ведения предпринимательской деятельности

Налоговая нагрузка и налоговые условия ведения предпринимательской деятельности в российской экономике и зарубежных странах iconВ дипломной работе мной были поставлены такие задачи как
Исторические этапы становления туроператорской деятельности в России и зарубежных странах

Налоговая нагрузка и налоговые условия ведения предпринимательской деятельности в российской экономике и зарубежных странах icon«Основы предпринимательской деятельности»
Также для всех желающих открыть свое дело и уже состоявшихся предпринимателей на конференции была организована работа консультационных...

Налоговая нагрузка и налоговые условия ведения предпринимательской деятельности в российской экономике и зарубежных странах iconКурсовая работа на тему Договорные отношения в бизнес-авиации
Особенности регулирования деятельности деловой авиации и авиации общего назначения в зарубежных странах

Налоговая нагрузка и налоговые условия ведения предпринимательской деятельности в российской экономике и зарубежных странах iconВ статье рассмотрены налоговые льготы и преференции, их общие и отличительные...
Ключевые слова: налоговые льготы, налоговые преференции, налоговая политика, федеральные налоги

Налоговая нагрузка и налоговые условия ведения предпринимательской деятельности в российской экономике и зарубежных странах iconН. В. Голубева советник налоговой службы РФ III ранга, Управление...
Налогоплательщики, использующие земельные участки в предпринимательской деятельности, должны не позднее 31 июля представить в налоговые...

Налоговая нагрузка и налоговые условия ведения предпринимательской деятельности в российской экономике и зарубежных странах iconСоздание системы ведения реестров саморегулируемых организаций и...
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск