Скачать 375.69 Kb.
|
Анализ уровня налоговой нагрузки показывает, что налоговые доходы бюджетной системы (рассчитываемые как сумма поступлений всех налогов и сборов, таможенных пошлин, страховых взносов на обязательное государственное социальное страхование и прочих налоговых платежей) в доле ВВП снизились по сравнению с 2009 годом, однако на протяжении последних 4 лет оставались примерно на одном уровне (изменяясь в диапазоне 31% - 32% ВВП). При этом показатели уровня налоговой нагрузки с 2011 года были обновлены в связи с изменением Росстатом методологии оценки ВВП (Таблица 1). Данные результаты достигнуты, в том числе за счет реализации мер по совершенствованию законодательства о налогах и сборах в последние годы. Таблица 1 Доходы бюджета расширенного правительства Российской Федерации в 2009 – 2015 гг. (% к ВВП)
* - налоги на совокупный доход, налоги на имущество, налоги и платежи, связанные с добычей полезных ископаемых (кроме НДПИ) и без учета государственной пошлины Источники данных: ВВП – Росстат (данные по состоянию на 04.04.2016), доходы бюджета расширенного правительства – Федеральное казначейство При анализе уровня налоговой нагрузки по отдельным видам налогов в Российской Федерации традиционно выделяют нефтегазовые доходы – НДПИ и вывозные таможенные пошлины (на нефть, газ и нефтепродукты), поскольку в Российской Федерации по-прежнему существенную долю доходов бюджета составляют доходы, получаемые из этих источников (Таблица 2). Таблица 2 Доходы бюджета расширенного правительства от налогообложения добычи нефти и экспорта нефти и нефтепродуктов в 2009 – 2015 гг. (% к ВВП)
Источники данных: ВВП – Росстат (данные по состоянию на 04.04.2016), доходы бюджета расширенного правительства – Федеральное казначейство Средний уровень прочих сборов, таких как государственная пошлина, и неналоговых платежей, уплачиваемых организациями и предпринимателями в бюджеты бюджетной системы страны, составляет менее 1 % к ВВП. В 2015 году совокупный уровень указанных доходов составил 0,61% к ВВП, и, таким образом, фискальная нагрузка на экономику суммарно составила 30,77% к ВВП (таблица 3). Таблица 3 Фискальная нагрузка (налоги и платежи, поступающие в бюджетную систему Российской Федерации) на экономику Российской Федерации в 2009 – 2015 гг. (% к ВВП)
Расчетный уровень налоговой нагрузки на экономику в Российской Федерации сопоставим с аналогичными расчетами по странам-членам Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) (Таблица 4). При этом указанная величина фискальной нагрузки не включает в себя различного рода неналоговые платежи, которые хотя и установлены законодательством, но не являются предметом регулирования законодательства о налогах и сборах, таможенных платежах или страховых взносах на обязательное государственное социальное страхование. Таблица 4 Налоговая нагрузка на экономику в странах ОЭСР (% ВВП)
Источники данных: данные по ОЭСР – Revenue Statistics 1965-2014 Российским союзом промышленников и предпринимателей (далее - РСПП) предложено оценивать уровень фискальной нагрузки как соотношение суммы налоговых платежей (за вычетом налога на доходы физических лиц) в консолидированный бюджет Российской Федерации, взносов во внебюджетные фонды Российской Федерации и страховых премий на обязательное страхование ответственности владельцев опасных производственных объектов в разрезе видов экономической деятельности к валовой добавленной стоимости за вычетом амортизации (Таблица 5). Отличием данного подхода является то, что такой подход оценивает долю налоговых платежей в доходах организаций по видам экономической деятельности. Тем самым оценивается, на какую отрасль больше или меньше остальных приходится уплаченных налогов и страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации. Таблица 5 Налоговая нагрузка на организации в российской экономике в 2008 – 2014 гг., %
Источник данных: РСПП * без учёта взносов на ОМС (данные за 2011 г. не собирались) Согласно расчетам, подготовленным в соответствии с методикой РСПП, налоговая нагрузка в 2014 году выросла в целом по экономике по сравнению с уровнем 2008–2009 годов. Несмотря на это, в разрезе видов экономической деятельности движение было разнонаправленным. Так, налоговая нагрузка снизилась в рыболовстве и рыбоводстве, обрабатывающих производствах, гостиницах и ресторанах, финансовой деятельности, здравоохранении и предоставлении прочих коммунальных, социальных и персональных услуг. Вместе с тем результаты по Российской Федерации, полученные на основе подхода, используемого РСПП, не позволяют сопоставить их с показателями других стран и международными организациями, к примеру со странами ОЭСР, Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) и т.д.
В настоящем разделе приведены основные меры в области налоговой политики, которые Правительство Российской Федерации будет предлагать реализовать в плановом периоде, а также приведены предлагаемые параметры налоговой системы, необходимые для составления бюджетных прогнозов. Основополагающими целями при разработке основных направлений налоговой политики являлись обеспечение стабильного развития российской экономики, а также неухудшение финансового положения граждан России. Предполагается, что, как и декларировалось ранее, в плановом периоде общие контуры сформированной к настоящему моменту налоговой системы останутся без изменений, однако с учетом складывающей экономической ситуации и состояния бюджетной системы налоговые инициативы, намеченные к реализации в 2017 – 2019 годах, равно как и иные параметры налоговой системы (включая страховые взносы на обязательное государственное социальное страхования), могут быть скорректированы в 2018 году при определении налоговой политики на 2019 и последующие годы. |
Согласно исследованию Doing Business 2012, составляемому ежегодно Всемирным банком, и оценивающим условия ведения бизнеса в 183 странах,... | Основные положения и категории конституционного (государственного) права зарубежных стран | ||
Финансовое право и управление публичными финансами в зарубежных странах (А. Н. Козырин) | Карта контролирующих, надзорных органов и разрешительных документов для ведения предпринимательской деятельности | ||
Исторические этапы становления туроператорской деятельности в России и зарубежных странах | Также для всех желающих открыть свое дело и уже состоявшихся предпринимателей на конференции была организована работа консультационных... | ||
Особенности регулирования деятельности деловой авиации и авиации общего назначения в зарубежных странах | Ключевые слова: налоговые льготы, налоговые преференции, налоговая политика, федеральные налоги | ||
Налогоплательщики, использующие земельные участки в предпринимательской деятельности, должны не позднее 31 июля представить в налоговые... | ... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |