Скачать 97.85 Kb.
|
Аннотация В статье рассмотрены налоговые льготы и преференции, их общие и отличительные признаки, проанализировано действующее законодательство о налогах и сборах в части предоставления налоговых льгот и преференций на примере федеральных налогов. Ключевые слова: налоговые льготы, налоговые преференции, налоговая политика, федеральные налоги. Abstrasct The article discusses the tax benefits and preferences, their common and defining characteristics, analyzed the existing legislation on taxes and duties in the provision of tax preferences using the example of federal taxes. Key words: tax benefits, tax preferences, tax policy, federal taxes. НАЛОГОВАЯ ЛЬГОТА ИЛИ НАЛОГОВАЯ ПРЕФЕРЕНЦИЯ? Афанасьева Е. В. Научный руководитель, к.э.н., доц. Савина О.Н. На современном этапе развития налоговой системы одной из приоритетных задач государства в рамках реализации основных направлений налоговой политики на 2013 и плановые периоды 2014 и 2015 гг. является оценка эффективности используемых и сокращение наименее результативных налоговых льгот и прочих освобождений. Под «прочими освобождениями», как правило, подразумеваются налоговые преференции. Термин «налоговые преференции» возник сравнительно недавно (менее 5 лет), и до сих пор специалисты, исследующие проблемы предоставления и применения налоговых льгот и преференций не пришли к единому мнению о трактовании этих терминов. Часто данные понятия подменяются. Так, в октябре 2013 г. глава Счетной палаты РФ Т. Голикова, отметила, что «в настоящее время действуют 128 налоговых преференций, при этом по 117-ти из них оценка их эффективности не проводится. Некоторые льготы оказались не востребованы бизнесом…» [9]. Аналитики Счетной палаты указывают, что Министерство финансов Российской Федерации считает налоговые льготы расходами бюджета, Министерство экономического развития Российской Федерации – компенсацией потерь предпринимательского сообщества, возникающих в связи с институциональными недостатками. Определений налоговых преференций не содержится ни в одном документе. В связи с этим, актуальными являются вопросы рассмотрения понятий «налоговые льготы» и «налоговые преференции», механизма их воздействия на экономику. В большинстве случаев данные термины употребляются как синонимы, но законодательное закрепление имеет лишь термин «налоговые льготы». В соответствии со ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налоги или уплачивать их в меньшем размере [1]. В п. 1 указанной статьи Кодекса нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуальный характер. Согласно же п. 2 этой статьи налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. По нашему мнению, данное определение является нечетким. Так, в частности, дискуссионным является вопрос об отнесении к налоговым льготам «налоговых вычетов» или «освобождений от уплаты налогов». Для идентификации терминов «льготы» и «преференции» нами изучены многочисленные источники, среди которых исследования и труды отечественных ученых и специалистов, занимающихся вопросам в данной области. Так, С. А. Балаев, российский исследователь в области налогообложения, рассматривает налоговые льготы «как важнейший инструмент для реализации функции налогообложения в России». Понятие «налоговая преференция» он считает более емким, подразумевая, что оно уже включает в себя налоговые льготы. [2]. Пансков В. Г., российский государственный деятель, финансист, предлагает ликвидировать в российской налоговой системе само понятие "налоговая льгота", введя в бюджетное законодательство другое, которое можно было бы определить как "налоговая субсидия". При этом, поскольку налоговые субсидии должны отражаться в расходах соответствующего бюджета при его утверждении и в отчете о его исполнении, вопрос о необходимости и экономической целесообразности контроля за эффективностью использования налогоплательщиками налоговых льгот сам по себе отпадает[5]. В кратком словаре экономических терминов Слагода В. Г. дано следующее определение: «налоговые льготы - полное или частичное освобождение определенной категории физических и юридических лиц от уплаты налогов»[4]. Что касается преференций, в переводе с латинского слово «преференции» («praeferentis – предпочтения»), так же как и «налоговые льготы», означает преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков для поддержки определенных видов деятельности. [3] Автор разделяет мнение специалистов: Тютюрюкова Н. Н., Тернопольской Г. Б., Тютюрюкова В. Н.[8], которые полагают, что налоговая преференция - это предоставление государством преимуществ отдельным категориям налогоплательщиков в виде снижения сумм налоговых обязательств различными способами: снижением налоговых ставок, исключением объектов налогообложения, изменением сроков уплаты налогов (сборов), введением понижающих коэффициентов при расчете налогов (сборов), которые налогоплательщик обязан безусловно исполнять. В отличие от налоговых преференций под налоговыми льготами подразумеваются преимущества в возможности неуплаты всей или части суммы налога, предоставляемые на небольшой отрезок времени и имеющие сравнительно неустойчивый характер. Приведем сравнительную характеристику этих понятий (табл. 1). Таблица 1. Сравнительные характеристики налоговых льгот и преференций
Основной целью введения налоговых льгот и преференций, является снижение налоговой нагрузки для налогоплательщиков в целях стимулирования осуществления их деятельности. Однако, механизм предоставления налоговых льгот и преференций разный. Налоговые льготы подлежат большему контролю и администрированию со стороны налоговых органов, так как они отдельно декларируются в налоговой отчетности налогоплательщиков, что позволяет отслеживать изъятия конкретных сумм. Более того, налоговые льготы выделяются в статистической налоговой отчетности по специальным формам (Форма N 5-НИО1, форма N 5-ТН2). Преференции же не имеют документального отражения в подобных отчетах. Процесс подтверждения возможности использования налоговой льготы достаточно трудоемкий, поскольку связан с необходимостью соблюдения ряда условий, позволяющих применять налоговые льготы. К примеру, в ст. 284.1 НК РФ определены условия, необходимые для применения нулевой ставки по налогу на прибыль организациями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность, а именно: наличие лицензии на осуществление указанной деятельности, определенная в Законе доля доходов от этой деятельности, численность штатных сотрудников, которая не может быть менее 15 человек, отсутствие операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок и прочие. Пункт 6 ст. 259 НК РФ закрепляет условия, необходимые для учета затрат на приобретение электронно-вычислительной техники в составе материальных расходов в полном объеме: наличие документа о государственной аккредитации организации, установленная доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных и т.д., определенная численность работников (не менее 50 человек). Необходимо отметить, что такой вид налоговой льготы как инвестиционный налоговый кредит (ст. 67 НК РФ) предоставляется в соответствии с условиями договора, заключаемого с уполномоченным органом по согласованию с финансовыми органами. Главными условиями его предоставления являются следующие: выполнение внедренческой, инновационной деятельности либо НИОКР, предоставление обеспечения и соблюдение ограничений в части распоряжения имуществом, приобретение которого являлось условием предоставления кредита. Еще одним главным отличием льгот от преференций является добровольность их применения. Налоговыми льготами должны признаваться только те преимущества, с помощью которых налогоплательщик может самостоятельно уменьшать свои налоговые обязательства, в то время как налоговые преференции такой возможности не предусматривают. «Разведем» данные понятия на примере трех федеральных налогов: налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц (табл. 2). В данном случае автор исходит из положений Налогового кодекса, а именно: льготы устанавливаются применительно к отдельным категориям налогоплательщиков, а не отдельным лицам. Так, под категорией налогоплательщиков понимается совокупность налогоплательщиков, которым присущи некие общие характеристики, которые являются неизменными в течение налогового периода. Таблица 2. Налоговые льготы и преференции Налоговые льготы и преференции требуют тщательного изучения и четкой регламентации на законодательном уровне, поскольку имеют специфические признаки и являются эффективным рычагом воздействия государства на развитие экономики в стране. Литература
1 Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на имущество организаций 2 Отчет о структуре начислений по транспортному налогу |
См. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 147-фз "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" | Статья Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах,... | ||
Статья Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах,... | |||
См. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 147-фз "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" | Российской Федерации о налогах и сборах на территории Московской области устанавливаются налоговые льготы по налогу на прибыль организаций... | ||
Статья Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах,... | Статья Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах,... | ||
Статья Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах,... | Статья Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах,... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |