Реставрация предметов декоративно-прикладного искусства Квалификация: бакалавр реставрации


Скачать 405.47 Kb.
НазваниеРеставрация предметов декоративно-прикладного искусства Квалификация: бакалавр реставрации
страница1/3
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ИСКУССТВ

Код направления: 54.03.04

Профиль: Реставрация предметов декоративно-прикладного искусства

Квалификация: бакалавр реставрации


Лаврентьева София Сергеевна

«РЕСТАВРАЦИЯ МРАМОРНОЙ ВАЗЫ-СВЕТИЛЬНИКА С НАДГРОБИЯ АЛЕКСЕЯ БОГДАНОВИЧА ЧЕЛИЩЕВА

(1800-Е ГГ., НЕКРОПОЛЬ XVIII ВЕКА, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

МУЗЕЙ ГОРОДСКОЙ СКУЛЬПТУРЫ)»

Выпускная квалификационная работа

бакалавра реставрации
Научный руководитель: художник-реставратор 1-й категории

Службы по текущему уходу и содержанию памятников

СПбГБУК «Государственного музея городской скульптуры» -

Макеева Екатерина Игоревна
Рецензент: специалист Истории русского искусства,

Начальник отдела мемориальной скульптуры

СПб ГБУК "Государственный музей городской скульптуры"-

Залешина Дарья Игоревна
Санкт-Петербург, 2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Введение

  2. Основная часть.

    1. Глава 1. Историческая справка;

    2. Глава 2. Паспорт реставрации.

  3. Заключение.

  4. Список использованной литературы.

  5. Перечень иллюстраций.

  6. Приложения.

5.1 Лабораторные исследования.

5.2 Картограммы выполненных работ.

5.3 Фотофиксационные материалы до реставрации, в процессе и после окончания работ.

ВВЕДЕНИЕ
За время развития Российской Империи Петербург в течение двух столетий являлся столицей огромной и великой державы. В это время Петербург был средоточием не только политической или экономической, но еще и культурной жизни. В связи с этим быстро развивалось искусство, выводя Российскую Империю на один уровень с европейскими державами. Памятники монументальной скульптуры Петербурга широко известны и за пределами нашей страны. Изучение скульптуры невозможно без рассмотрения всех ее разделов. Особое значение в этой нише занимает художественная мемориальная скульптура, примеры которой помимо музейных экспозиций, в больших количествах располагаются в Петербургских некрополях.

Данный вид искусства также развивался в общем русле с другими видами прикладного искусства и архитектуры, но при этом сохранял ряд специфических черт. Прежде всего, это условия заказа памятника, в которых личные вкусы заказчика играли не меньшую роль, чем особенности художественного мышления эпохи и уровень мастерства исполнителя. Формы надгробий, как и обывательские вкусы, были весьма консервативны и могли не изменяться десятилетиями. Тем более интересно, что эволюция художественных стилей все же заставляла эволюционировать и этот вид искусства, как никакой другой, придерживающийся традиционных форм.1 Вклад в него привнесли многие известнейшие деятели искусства.

Петербургские некрополи – это летопись города, хранящая тысячи имен государственных деятелей, военных, ученых, артистов, писателей, художников, музыкантов. Это цвет духовной и политической жизни России.2

Мемориальная пластика – функциональный по своей природе вид искусства, который не может быть замкнут в чисто эстетических категориях. Художественная форма надгробного памятника обусловлена традицией, в отдельных элементах настолько глубокой, что они уже не могут быть восприняты во всей полноте и содержательности смысла. В особенности это касается рядовых надгробий простейших форм, воспроизводимых без изменений из поколения в поколение: могильный холм, плита, крест. Форма надгробной плиты, известная еще в XVI–XVII вв., остается ведущей в петербургском некрополе XVIII в.3

Одно из главных требований к камню – это его долговечность, которая определяется его механической прочностью и устойчивостью к выветриванию. В «Справочнике архитектора» (т. XIV . М., 1952) приводятся данные по долговечности камня: первые признаки разрушения гранитных изделий проявляются примерно в течение 500 лет, мраморных – в 150 лет, песчаниковых – в 100 лет.[ 4, С.132-133]

Разрушение камня в городской (антропогенной) среде протекает значительно быстрее, чем в естественных условиях. Причиной являются особенности городских экосистем, где влияние антропогенного фактора выходит на первый план. Таким образом, процессы разрушения природного камня в техногенных экосистемах принимают ускоренный характер и обусловлены комплексным воздействием на материал физических, химических и биологических факторов, которые тесно взаимосвязаны. 5

Цели и задачи работы

Целью выпускной квалификационной работы является проведение реставрации мраморной вазы-светильника (с плинтом) с надгробия Алексея Богдановича Челищева, находящегося в Некрополе XVIII века, Государственного музея городской скульптуры, на Петровской дорожке под номером 78.

Главной задачей работы является выведение вазы из аварийного состояния, путем восстановления утраченной конструктивной части в виде фрагмента ножки вазы, т.к. вазе грозит обрушение. Так же необходимо проведение мастиковок сквозных трещин ножки и плинта вазы. Важной задачей является проведение комплекса консервационных мероприятий по устранению атмосферных загрязнений и биологических деструкторов, проникших вглубь камня и изменивших его внешний облик, а также удаление черной гипсовой корки с поверхности тулова вазы.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Академик В. Н. Топоров писал: «Для города такого уникального культурно-исторического значения, как Ленинград, любое нарушение исторически сложившихся «культурных» объектов или чисто «природных» урочищ (кладбища сочетают в себе и то и другое) – от физического разрушения или своевольного изменения до переименования – преступление, которое не имеет оправданий»6

Мемориальная пластика интересна тем, что не только памятники мемориальной скульптуры, но и территории кладбища в целом имеют историческую значимость. Старые кладбища хранят в себе память о сменяющих друг друга поколениях, наглядно показывая нам развитие стилей, культурных ценностей и вкусов общества того или иного времени.В XIX веке Петербург был самым большим городом в стране, а также являлся одним из крупнейших городов Европы. Со временем, его границы расширялись, превращая пригородные кладбища в городские. Так возникали новые некрополи. В XIX веке уже были сформированы Благовещенская, Златоустовская, Лазоревская церкви-усыпальницы и Лазоревское Кладбище. Несколько позже к ним присоединились Духовская(1821), Исидорская (1891) церкви усыпальницы, Тихвинское (1823) и Никольское (1863) кладбища.

Формирование Некрополя Александро-Невской Лавры завершилось к XIXвеку, за время его существования, на территории было погребено свыше двенадцати тысяч человек. История Некрополя Александро-Невской Лаврыначинается еще соснования Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря в 1710 году по указу Петра I. Первое монастырское кладбище, каменная Лазаревская усыпальница (сейчас Некрополь XVIII века), было создано после освящения в 1713 г. первой в монастыре деревянной Благовещенской церкви. Недалеко от нее, для погребения сестры Петра I, царевны Натальи Алексеевны, была построена каменная часовня во имя воскрешения Святого Лазаря. Изначально кладбище служило местом погребения привилегированных особ, требовавшим личного разрешения Петра I. Во второй половине XVIII столетия здесь хоронили «знатнейших особ обоего пола персон» уже без «высочайшего соизволения». Самыми почетными, еще с петровского времени, считались места близ Лазаревской усыпальницы.7 Со временем, помимо захоронения лиц духовного звания, за огромные взносы были разрешены погребения знатных и состоятельных людей, в том числе крупного петербургского купечества. Формирование Некрополя Александро-Невской Лавры завершилось к XIX веку. За время его существования, на территории было погребено свыше двенадцати тысяч человек. Данная цифра значительно отличается от количества погребений на других крупных исторических кладбищах Петербурга, из-за стоимости участков для захоронений.

Решение «О превращении Лазаревского кладбища Александро-Невской лавры в кладбище-музей надгробных памятников» было принято на заседании президиума Ленсовета 28 июля 1932 г. В нем говорилось о «перенесении прахов известных общественных деятелей, писателей и художников» в музейный некрополь, где, в свою очередь, разрешалось ликвидировать «позднейшие, не представляющие собой художественного значения памятники».
   Ситуация складывалась трагическая. Надгробия, историческая и художественная ценность которых была несомненной, отправляли в музей-некрополь «с перенесением прахов» (а иногда и без оного). Если же ценность того или иного захоронения казалась недостаточной, могилу обрекали на уничтожение – в особенности, когда разрушение памятника сулило материальную выгоду.8

Экспозиции и хранилища скульптуры располагались в здании Благовещенской церкви, переданной вскоре после решения о создании музея городской скульптуры. Подлинные модели ленинградских монументов располагаются в залах верхнего этажа, на нижних этажах представлены объекты мемориальной пластики. Продолжением основной экспозиции являются некрополи (Некрополь XVIII века, Некрополь мастеров искусств, некрополь «Литераторские мостки» (последние основаны в 1935)), открывшиеся для посетителей в 1947-1948 годах, после восстановительных работ. Лазаревская усыпальница была открыта позже в 1952 году.

Особенности топографии Петербургских кладбищ, а именно их расположение и влажный климат не способствовали облагораживанию территорий. Но со временем стили, которые проникали в Россию из Европы, хоть и с опозданием, но начали влиять на формирование мемориальной пластики. В итоге деревянные кладбищенские кресты со временем эволюционировали в прекрасные художественные произведения И.П.Мартоса, М.И. Козловского, мастерских Трискорни, Кампиони, Пермагорова.С 1849- 1900 гг. Количество мастерских и монументальных лавок из двадцати двух переросло в пятьдесят четыре.

Разнообразие форм некрополь начинает приобретать на рубеже 1760-1770-х гг., с появлением в России классицизма, который в свою очередь стал развиваться с учетом национальной художественной культуры, лишь перенимая у запада характерно важные черты стиля. Так сочетание мотивов христианского мировоззрения и элементов античной символики выражается в искусстве мемориальной пластики Некрополя XVIII века.

На примере Некрополя XVIII века наиболее ранней формой можно считать надгробные плиты из камня, сохранявшиеся до 1760 -1770-х гг., или же плиты-эпитафии, отлитые из бронзы. Одним из первых архитектурных надгробий можно назвать памятник М.В. Ломоносову на Лазаревском кладбище. Первым скульптурным памятником является надгробие принцессы Гессен-Гомбургской в виде мраморной стелы с рельефом, созданное в 1759 г. На рубеже XVIII – XIX столетий возникают классические формы пирамид, саркофагов, пилонов, обелисков, стел, жертвенников. Надгробие в виде креста получает широкое распространение на рубеже XIX- XX века; в 1820-е появляется тип надгробия в виде плакальщицы у алтаря с крестом. Для памятников второй половины XIX- начала XX вв. характерно исполнение барельефных медальонов и бюстов, а в 1850-е гг. появилась предназначенная специально для них форма надгробия: портал в виде сени с задней глухой стенкой. Так же для этого времени характерны фигуры бронзовых или мраморных ангелов, сидящих или стоящих у надгробного камня. Многие формы не претерпевают изменений в течение десятилетий, некоторые же получают далекие от прообразов черты, совмещая в себе несколько образов.


Илл. 1. Надгробие А. И. Ганнибала. Неизвестный мастер. 1801. Мрамор. Лазаревская усыпальница Александро-Невской лавры.
Особенно важно развитие классических форм надгробий, их эволюция, сочетания античных черт, атрибуций, эмблем. Так памятник Челищеву А.Б. при детальном изучении может стать примером описания целой эпохи. В первую очередь, глядя на памятник, мы оцениваем его форму. В данном случае памятник Челищеву А.Б. представляет собой усеченную пирамиду на постаменте. Эта форма 1810-1830-е гг. была довольно популярна. В это время в России господствовала мода на Египет от покупки древностей до преобладания в архитектуре, но в России формы наравне с прямым использованием формы происходит ее искажение. Кладбища той эпохи полны пирамидальными обелисками и обелископодобными пирамидами на пьедесталах-жертвенниках, саркофагах, кубах и других архитектурных конструкциях. Пирамида – является символом монументальности, вечности, незыблемости. Крупные архитектурные массы определяют ее содержание и отличают египетскую пирамиду с ее крутым наклоном плоскостей и обширной устойчивой массой. Так же существует пристенная форма пирамидального обелиска. Так решено надгробие И. А. Ганнибала (Илл.1.). В композиции надгробия обелиск не имеет архитектурного значения и показан, как архитектурный фон. Пирамида на русской почве, также, как и обелиск, во многом потеряла свою величавую монументальность и приобрела новые черты.9 image045.jpg

В композиции надгробия Челищева Алексея пирамида является постаментом для вазы-светильника с пламенем. Так же помимо картуша с гербом, внесенным в «О́бщий гербо́вник дворя́нских родо́в Росси́йской Импе́рии» (Илл.2,3,4.) и рельефа плакальщицы (символа скорби) надгробие украшает распространенная в эпоху классицизма аллегорическая композиция в виде перевернутых факелов, символизирующих смерть и обряд погребения, с окончанием земной жизни такой, какой мы её знали и понимали. На боковых сторонах кубического основания располагаются надписи.

Надпись с восточной стороны:
Подъ симъ камнемъ/погребено тъло/князя/Михаила Даниловича/Барятинского/скончавшагося в 3 день апреля 1806 года/ жившаго отъ рожденiя 91 годъ.

С западной Стороны:

Подъ симъ камнемъ/погребено тъло/Дъств тайного советника сенатора и кавалера/святыя Анны/первой степени/Алексея Богдановича/Челищева/скончавшагося/въ 6 день апреля 1806 года/жившаго отъ рождешя 62 года.10
Аналогами данного памятника можно считать надгробие И. А. Ганнибала (Илл.1.), а так же надгробие Н.П. Цигоровой (Илл.5.).

Венчает памятник ваза-светильник, которая является одной из вариаций урн-ваз. Этот образ дошел до нас еще с античных времен и часто использовался в мемориальном искусстве, времен классицизма.img_5778.jpg


Илл. 5. Фото 2. Неизвестный мастер. Надгробие Цигоровой Натальи Петровны Мрамор. 1810-е. Некрополь XVIII века.
Под словом «урна» мы привыкли подразумевать всевозможные декоративные сосуды, в огромном количестве бытующие на монастырских и городских кладбищах в качестве неизменного спутника надгробия. Однако этот традиционный символ, которому старое русское кладбище столь обязано своим поэтическим обликом, далеко не всегда может быть соотнесен с классической формой урны. Среди разнообразнейших вариантов этого рода мы найдем очень небольшое количество собственно урн (символических вместилищ пепла), в какой-то степени приближенных к античному образцу. В основном варьируются типы иных ритуальных сосудов: амфор, лекифов, кратеров, употреблявшихся в Греции и Риме для поминальных трапез, возлияний и благовонных курений. Сосуды эти всегда устанавливались сверху надгробия, в то время как урну помещали в открытые нишы, склепы, колумбарии. Среди так называемых урн можно встретить вполне светские декоративные вазы стилизованных форм, типичные для убранства современных им ампирных особняков и парковых сооружений. В крупных мемориальных хранилищах встречаются редкие образцы и целые коллекции урн-ваз. Разнообразием их решений особенно славится собрание Александро-Невской лавры. Почти каждая из урн дополнительно снабжена декоративными мотивами, трактующими символический смысл надгробия. Чаще всего это покрывало, накинутое на урну или сплошь драпирующее ее красиво уложенными складками. Ингода покрывало наброшено лишь сзади, а вся лицевая сторона урны-вазы оставлена открытой. Излюбленный мотив декорации мемориальной вазы – цветы, цветочные и лиственные гирлянды, венки. На многих вазах мы видим ручки.11 Особенностью вазы с надгробия Челищева А.Б. является небольшое увенчивающее её пламя. Со временем оно почти утратило свое символическое значение и читается как завершение крышки мемориального сосуда. И хотя варианты скульптурного исполнения пламени немногочисленны, некоторые из них довольно необычны (Илл.6.).


Илл. 6. Надгробие Воронцову Илариону Ивановичу 1760-1790. Неизвестный мастер. Мрамор. Некрополь XVIII века.

Довольно крупная коллекция ваз находится в фонде «парковой скульптуры» Государственного музея-заповедника «Павловск». В соответствии с музейной программой по реставрации художественных произведений, находящихся в аварийном состоянии, первоочередные реставрационные работы в 2009 году были проведены с предметами из исторической коллекции музея, получивших значительные повреждения в 20-е и 40-е годы XX века. Таким образом, были отреставрированы – ваза из яшмы «Урна судьбы» из «Семейной рощи», мраморная ваза с придворцового участка парка «Большие круги», мраморная ваза в форме кратера из «Собственного садика» императрицы Марии Федоровны. Подписная ваза «Урна судьбы», цилиндрической формы со сферической крышкой из «устьянскойиспечренной яшмы №10». У вазы было утрачено основание ножки, от плинта и перехвата с жемчужником сохранилось только по одному фрагменту. Навершие, расколотое на несколько частей, так же имело значительные утраты. Сохранившиеся части потеряли первоначальную полировку, на поверхности камня видны были сколы, царапины щербины, трещины, расслоение, осыпание частиц каменного материала, загрязнения различного происхождения.12 173_voron_01.jpg


Илл.7. Ваза «Урна судьбы». 1787. Колыванский завод, Россия. Яшма. До реставрации.

Интересно, что ваза «Урна судьбы» (Илл.7.) имела некоторые схожие разрушения с вазой-светильником с надгробия Челищева А.Б. в виде деструкций в области ножки. И хотя вазы выполнены в разных материалах, имеют не схожую друг с другом форму, реставрация, проведенная по методике составленной С.Л. Петровой и Ю.А. Логиновой в реставрационной мастерской «Наследие», дала начальное представление о работах, необходимых для приведения вазы-светильника с надгробия Алексея Богдановича в экспозиционный вид. 02090901.jpg

p0568.jpg

Илл.8. Герб рода Челищевых. Архив РГИА.




p0569.jpg


Илл.9. Герб рода Челищевых. Архив РГИА.




p0090.jpg

Илл. 10. Общий Гербовник Дворянских родов Российской Империи.

Часть 2. Стр.33.




Год

Поступле-ния


Вид

Памятника
5

по книге поступления

инвентарный памятника

Н-18 №78


ПАСПОРТ

реставрации памятника истории и культуры

(движимого)


  1. Типологическая принадлежность памятника:

Вид памятников


Определение, характер п-ка

Памятники изобрази-тельного искусства

Памятники приклад-ного и изобр-го искусства

Археоло-гические памятники

Докумен-тальные памятники

Прочие памятники истории и культуры

Деталь с надгробия –

ваза-светильник с плинтом


1


2


3


4


5

Обвести кружком цифровое обозначение вида
  1   2   3

Похожие:

Реставрация предметов декоративно-прикладного искусства Квалификация: бакалавр реставрации iconПрограмма подготовки специалистов среднего звена (ппссз) по специальности...
Пм 01. Преподавание в области изобразительной деятельности и декоративно прикладного искусства

Реставрация предметов декоративно-прикладного искусства Квалификация: бакалавр реставрации iconПоложение о городском конкурсе декоративно прикладного и изобразительного...
Городской конкурс декоративно-прикладного и изобразительного творчества «Рождественская звезда» (далее: Конкурс) проводится ежегодно...

Реставрация предметов декоративно-прикладного искусства Квалификация: бакалавр реставрации iconФио педагога
Итоговый протокол о проведении областного этапа Всероссийского конкурса декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства...

Реставрация предметов декоративно-прикладного искусства Квалификация: бакалавр реставрации iconПоложение о проведении выставки декоративно-прикладного творчества «Творческое вдохновение»
Выставка декоративно-прикладного творчества «Творческое вдохновение» (далее – Выставка) проводится в рамках реализации дополнительных...

Реставрация предметов декоративно-прикладного искусства Квалификация: бакалавр реставрации iconПрограммы
Создание максимально благоприятных условий для получения дополнительного образования и творческого развития способностей каждого...

Реставрация предметов декоративно-прикладного искусства Квалификация: бакалавр реставрации iconА. Н. Жаров разработка учётных приложений в
Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов, обучающихся по направлениям: «Экономика»» (080100. 62) Квалификация...

Реставрация предметов декоративно-прикладного искусства Квалификация: бакалавр реставрации iconПояснительная записка Большие возможности для обучения и воспитания...
Детям становится понятна связь между действиями и получением хорошего результата. Формируется ценные навыки обращения с разными материалами...

Реставрация предметов декоративно-прикладного искусства Квалификация: бакалавр реставрации iconКонкурс проводится по следующим номинациям: «Где живет Новый год »
Развитие познавательной активности учащихся и совершенствование у них навыков декоративно-прикладного и технического творчества

Реставрация предметов декоративно-прикладного искусства Квалификация: бакалавр реставрации iconВестник ау «Центр мониторинга и развития образования» города Чебоксары ноябрь 2011
Открытый городской фестиваль декоративно-прикладного творчества «с новым годом, Чебоксары!»

Реставрация предметов декоративно-прикладного искусства Квалификация: бакалавр реставрации iconМетодические рекомендации по выполнению курсовой работы по направлению...
Методические рекомендации по выполнению курсовых работ по направлению 070600 «Дизайн». Степень (квалификация): бакалавр дизайна....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск