Пояснительная записка в настоящее время содержание курса географии больше, чем каких-либо других школьных предметов, претерпевает серьезные изменения, связанные с геополитическими преобразованиями в нашей стране и в мире


НазваниеПояснительная записка в настоящее время содержание курса географии больше, чем каких-либо других школьных предметов, претерпевает серьезные изменения, связанные с геополитическими преобразованиями в нашей стране и в мире
страница1/6
ТипПояснительная записка
filling-form.ru > Туризм > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время содержание курса географии больше, чем каких-либо других школьных предметов, претерпевает серьезные изменения, связанные с геополитическими преобразованиями в нашей стране и в мире.

В данном сборнике предлагается новая программа по географии, отличная от первого издания. Она разработана с учетом изменений, происходящих в современном обществе и новых данных географической науки.

География как учебный предмет в специальной коррекционной школе имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей об окружающем мире, позволяет увидеть природные и социально-экономические явления и процессы во взаимосвязи.

Основные задачи современного школьного курса географии — дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе.

География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.

Программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.

Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много смежных тем с естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительной деятельностью, черчением, социально-бытовой ориентировкой и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные в курсах «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» и «Природоведение».

Учитывая общие и специальные задачи коррекционной школы, программа и методика преподавания географии предусматривают повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний умственно отсталыми учащимися.

Обучение географии рассчитано на четыре года с 6 по 9 классы по 2 урока в неделю (в школах-восьмилетках соответственно с 5 по 8 классы).

Учебный материал расположен по годам обучения следующим

образом: 6 класс — «Начальный курс физической географии» (66 часов),

7 класс «География России» (66 часов),

8 класс «География материков и океанов»—( 66 часов)

9 класс — «Государства Евразии» - 52 часа, «Наш край» (14 часов).

В программе выделены практические работы, указаны межпредметные связи, а также по годам обучения сформулированы основные требования к знаниям и умениям школьников.

В 6 классе («Начальный курс физической географии») учащиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с физической картой России, ее географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоемами. Этот раздел предполагает проведение экскурсий с целью формирования более точных географических представлений о формах земной поверхности и водоемах своей местности. В новый вариант программы 6 класса введены темы «Явления природы» (дождь, ветер, ураган, шторм, землетрясение, извержение вулканов), «Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне», «Планеты», «Освоение космоса», изучавшиеся ранее в 9 классе. Такой перенос позволит своевременно начать формирование элементарных географических знаний в тесной связи с физическими и астрономическими, что создает наиболее полное представление о планете Земля и ее оболочках.

Проведению практических работ в 6 и 7 классах помогут изданные рабочие тетради, которые способствуют внедрению в учебный процесс современных методических приемов. Часть заданий из тетради может быть выполнена на доске на этапе закрепления географического материала. Некоторые из них даются в качестве домашнего задания. Для осуществления индивидуального и дифференцированного подхода к умственно отсталым учащимся задания разной степени трудности могут быть использованы на этапе проверки знаний.

7 класс полностью посвящен ознакомлению с природой и хозяйством России. Изучение вопросов физической, элементов экономической и социальной географии своей страны должно рассматриваться в тесной взаимосвязи, а природа изучаться как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства. Много внимания должно быть уделено экологическим проблемам. Необходимо вскрыть причины обострения экологических ситуаций в районах южных морей, Волго-Касгiийского бассейна, Прибайкалья и Забайкалья, районов Севера.

При изучении географии нашей страны учитель должен пользоваться современными географическими картами (физической, политико-административной и картой природных зон России).

На изучение «Географии России» в данной программе отведен весь 7 класс, в содержании учебного материала выделены два основных блока:

1. Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика) — 11 часов.

II. Природные зоны России — 55 часов.

Учителю необходимо подумать о рациональном распределении времени на изучение общих и зональных вопросов. Целесообразно уже при изучении 1 блока иллюстрировать общие положения конкретными примерами, подготавливая, таким образом, учащихся к изучению отдельных природных зон.

Требуют внимания учителя вопросы изменения геополитического и экономико-географического положения России после распада СССР. Педагог должен дать разъяснения направлениям экономической реформы в России, ее целям и приоритетам.

При изучении географии России необходимо констатировать новые национально-территориальные образования, подчеркивая культурные и этнографические особенности населения.

Учитель должен учитывать принятое в настоящее время новое административное деление России на семь федеральных округов:

Центральный федеральный округ (центр — Москва), Северо-Западный федеральный округ (центр Санкт-Петербург), Северо-Кавказский федеральный округ (центр — Ростов-на-Дону), Приволжский федеральный округ (центр — Нижний Новгород), Уральский федеральный округ (центр — Екатеринбург), Сибирский федеральный округ (центр — Новосибирск), Дальневосточный федеральный округ (центр — Хабаровск).

Желательно, чтобы до появления нового учебника по географии России основные положения и выводы урока (при изучении тем «Хозяйство», «Занятия населения», «Экологические проблемы») учитель отпечатал, ксерокопировал и раздал учащимся для закрепления изученного. Педагог в качестве ориентира и уточнения факто- логического материала может пользоваться учебниками «География России» для средней общеобразовательной школы. При изучении природных зон России учитель вправе уделить больше времени и внимания той природной зоне, в которой расположена школа.

Курс «Географии материков и океанов» рассчитан на 2 года обучения. Три четверти 8 класса отводится на изучение Мирового океана, Африки, Австралии, Антарктиды, Северной и Южной Америк. Учитель должен познакомить учащихся не только с природой различных континентов, но ис населением, особенностями хозяйственной деятельности, бытом, культурой людей, отдельными государствами. В четвертой четверти 8 класса дается общий обзор природных условий материка, на котором мы живем.

Такое расположение материала позволило больше времени (три четверти 9 класса) выделить на изучение стран Евразии. Деидеологизирована тематика этого раздела: изучаемые страны сгруппированы не по принадлежности к той или иной общественной системе, а по типу географической смежности. Такой подход усиливает географические аспекты в преподавании, устраняет излишнюю политизацию содержания. Названия государств даются в скобках. При объяснении материала учителю целесообразно несколько сместить акценты, перенеся внимание со специальных знаний на страноведческие и общекультурные.

Бывшие союзные республики изучаются во второй четверти 9 класса в разделах «Восточная Европа», «Центральная и Юго-Западная Азия». Компактное изучение этих стран дает учителю возможность рассказать о распаде монополизированного государства, на доступном материале проанализировать последствия, повлиявшие на углубление экономического кризиса и на усугубление национальных проблем. Следует обратить внимание учащихся на налаживающиеся экономические и культурные контакты с некоторыми из этих суверенных государств.

В процессе изучения стран Евразии предусматривается просмотр кино- и видеофильмов о природе достопримечательностях изучаемой страны, культуре и быте ее народа.

Примерный план изучения стран Евразии (географическое положение, государственный строй, символика, климат, рельеф, флора и фауна хозяйство, население, столица, крупные города, достопримечательности) уточняется и конкретизируется учителем в зависимости от особенностей данного государства.

Интеграционные процессы, происходящие в Европе (отмена виз, введение единой валюты), падение «железного занавеса» приблизили Россию к мировому сообществу, поэтому целесообразно завершить курс «Материки и океаны» темами, посвященными России как крупнейшему государству Евразии. На этих уроках учитель обобщает знания учащихся о своей стране (государстве), полученные в 6 и 7 классах, и подготавливает их к знакомству со своим краем (областью, районом).

Заканчивается курс географии региональным обзором. В предлагаемой программе изучению своей местности отводится четвертая четверть 9 класса. Территорию для изучения (республика, край, область, район, город, село) определяет сам учитель. На этих уроках учащиеся не только систематизируют свои знания о природе края, но и знакомятся с местными экономическими проблемами, узнают о профессиях, на которые имеется спрос в данном регионе.

Выпускники специальных коррекционных школ должны уметь ориентироваться в своей местности, знать основные достопримечательности своего края.

На уроках можно усилить изучение социальных, экологических

и культурологических аспектов. Рассмотрение вопросов истории,

этнографии, национальных и региональных культурных традиций будет способствовать воспитанию у учащихся патриотических чувств

и в значительной степени повысит интерес к изучаемому предмету.

Данная программа — основа, с помощью которой можно создать индивидуальную учебную программу по географии, отражающую особенности конкретной школы и одновременно обеспечивающую необходимый общеобразовательный географический минимум знаний.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
6 класс

Начальный курс физической географии

(66 часов)

1четверть (18 часов)

Введение (4 часа)

1. География — наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности.

2—3. Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Компоненты погоды: осадки, ветер, облачность, температура. Признаки времен года. Явления природы. Меры предосторожности.

4. Географические сведения о своей местности и труде населения. Экскурсия для выяснения запаса элементарных географических представлений, проверки знаний, умений и навыков, полученных в 1—5 классах

Межпредметные связи

Сезонные изменения в природе, высота солнца и продолжительность дня в разное время года («Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности», 1 - 4 классы, «Природоведение»5 класс).

Практические работы

Чтение и обобщение календарей природы и труда за 1—5 классы. Знакомство с новым учебником.

Ориентирование на местности (5 часов)

5. Горизонт. Линия горизонта.

6. Стороны горизонта.

7. Компас и правила пользования им.

8. Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, компасу, местным признакам и природным объектам.

9. Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и основных направлениях.

Межпредметные связи

Горизонтальное и вертикальное положение (математика).

Рисунок компаса и линия горизонта (изобразительная деятельность).

Изготовление звездочки ориентирования (ручной труд).

Практические работы

Зарисовка линии, сторон горизонта.

Схематическая зарисовка компаса.

Упражнения в определении сторон горизонта по солнцу и компасу.

Упражнения в определении сторон горизонта по местным признакам (на экскурсии или в уголке ориентирования).

План и карта (9 часов)

10. Рисунок и план предмета.

11. Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане но масштабу. Использование плана в практической деятельности человека.

12. План класса.

13. План школьного участка.

14. Условные знаки плана местности.

15. План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты.

16. Условные цвета физической карты.

17. Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т.д.).

18. Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.

Межпредметные связи

Меры длины, измерение отрезка, масштаб (математика).

Вид сверху, сбоку, масштаб (трудовое обучение).

Различие цвета и оттенков (изобразительная деятельность).

Практические работы

Упражнения в определения направлений на местности, плане и карте.

Упражнения в умении обозначать направления на плане и контурной карте.

Упражнения в измерении расстояний на местности и изображение их на плане (чертеже) в масштабе.

Вычерчивание простейших планов (нескольких предметов, класса).

Изготовление в столярной мастерской во внеклассное время съемного плана-макета школьного участка.

Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана, условных знаков и цветов физической карты.

Чтение простейших планов но условным знакам (школьного участка, местности).

Прикрепление на магнитной карте к цвету или знаку соответствующих иллюстраций.

Изготовление топографического лото.

II четверть (14 часов)

Формы поверхности Земли (4 часа)

19. Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности.

20. Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы.

21. Овраги, их образование.

22. Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов.

Межпредметные связи

Сравнение объектов (холмы, горы) по высоте (математика).

Поверхность нашей местности (развитие устной речи 5 класс).

Работа с глиной, пластилином, природным материалом (ручной труд).

Предметы и явления неживой природы (естествознание).

Практические работы

Моделирование из сырого песка, глины или пластилина равнины, холма, горы, оврага, вулкана.

Зарисовки различных форм земной поверхности, схема вулкана в разрезе..

Показ на физической карте России форм поверхности (не давая точных названий равнин, гор и т.п.)

Вода на Земле (10 часов)

23. Вода на Земле.

24. Родник, его образование.

25. Колодец. Водопровод.

26. Река, ее части. Горные и равнинные реки.

27. Как люди используют реки.

28. Озера, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц.

29. Болота, их осушение.

30. Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы.

31. Острова и полуострова.

32. Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.

Межпредметные связи

Вода в природе (природоведение).

Соленая и пресная вода в природе; использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве, охрана воды от загрязнения (естествознание).

Работа с глиной, пластилином и природным материалом Ручной труд).

Цвета и оттенки при изображении водоемов на карте (изобразительная деятельность).

Практические работы

Моделирование из пластилина и воды реки, озера, острова, полуострова или изготовление макетов.

Зарисовки схем реки, озера, колодца, острова, полуострова. Проведение опытов, показывающих:

а) растворение морской соли в воде и сравнение ее но вкусу с пресной водой;

б) очистка воды фильтрованием.

Упражнения в определении направления течения реки, различение берегов и других ее частей.

Показ на физической карте России различных водоемов (не требуются знания конкретных названий рек, озер и т.п.)

III четверть (20 часов)

Земной шар (14 часов)

33. Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне.

34. Планеты.

35. Земля планета. Доказательство шарообразности Земли. Освоение космоса.

36. Глобус модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения и суши и воды на глобусе.

37. Физическая карта полушарий.

38. Распределение воды и суши на Земле.

39. Океаны на глобусе на карте полушарий.

40. Материки на глобусе в карте полушарий. Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.

41. Первые кругосветные путешествия.

42. Значение Солнца для жизни па Земле. Различие в освещения и нагревания солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи).

43. Понятие о климате, его отличия от погоды. Основные типы климата.

44. Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их па глобусе и карте полушарий.

45. Природа тропического пояса.

46. Природа умеренных и полярных поясов.

Межпредметные связи

Точка, линия, круг, окружность, шар, полушарие; положения:

горизонтальное, вертикальное, наклонное (математика). Причины смены дня и ночи, времен года (природоведение). Эпоха географических открытий (история). Рисунок земного шара и глобуса (изобразительная деятельность).

Работа с глиной и пластилином, с картонными (линолеумными) контурами материков.

Практические работы

Изготовление из пластилина или глины модели земного шара с обозначением экватора и полюсов.

Показ с помощью теллурия смены дня в ночи.

Оформление таблицы названий океанов ни материков.

Обозначение на контурной карте материков и океанов; первых кругосветных путешествий.

Вычерчивание в тетради схемы расположение поясов освещенности на земном шаре.

«Опоясывание» глобуса лентами красного, зеленого и белого цветов. Прикрепление контуров растений и животных к соответствующим поясам освещенности.

Оформление альбома с иллюстрациями картин природы в жизни людей в различных климатических поясах земного шара.

Знакомство с последними публикациями об освоении космоса в периодической печати.
Карта России (20 часов)

47. Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица России — Москва.

48. Границы России: Сухопутные границы на западе и юге.

49. Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана.

50. Моря Тихого и Атлантического океанов.

51. Острова и полуострова России.

52. Работа с контурными картами.

4 четверть (14 часов)

53. Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности,

плоскогорья.

54. Работа с контурными картами.

55. Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны.

56. Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа).

57. Работа с контурными картами.

58. Реки: Волга с Окой и Камой. Водохранилища, каналы, ГЭС.

59. Реки: Дон, Днепр, Урал. Водохранилища, каналы, ГЭС.

60. Реки Сибири: Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, ГЭС.

61. Реки Лена, Амур.

62. Озера Ладожское, Онежское, Байкал.

63. Работа с контурными картами.

64. Наш край на карте России.

65. Повторение начального курса физической географии.

66. Контрольная работа.

Межпредметные связи

Наша страна. Москва — столица нашей Родины. Города. Наша местность (природоведение).

Вода, полезные ископаемые (естествознание). Различение цвета и его оттенков (изобразительная деятельность).

Практические работы

Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий изученных географических объектов на контурную карту России.

Изготовление условных знаков полезных ископаемых и при- крепление их к магнитной карте.

Изготовление планшетов: условный знак полезного ископаемого — образец из коллекции — его название - основные месторождения.

Путешествия (на карте) по нашей стране.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

что изучает география; горизонт, линию и стороны горизонта; основные формы земной поерхности; виды водоемов, их различия; меры по охране воды от загрязнения; правила поведения в природе;

отличие плана от рисунка и географической карты; масштаб, его обозначение;

основные направления на плане, географической карте; условные цвета и знаки географической карты; распределение суши и воды на Земле; материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий;

Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле;

кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли;

значение запусков в космос искусственных спутников Земли и полетов людей в космос, имена первых космонавтов;

различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем; расположение поясов освещенности на глобусе и карте полушарий:

основные типы климатов;

географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий.

Учащиеся должны уметь:

определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природе;

выявлять на местности особенности рельефа, водоемов; делать схематические зарисовки, простейшие модели и макеты

изучаемых форм земной поверхности;

читать планы местности (для начальных классов массовой школы); ориентироваться по плану, на географической карте, глобусе; читать географическую карту;

составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;

показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте;

выполнять задания в Рабочей тетради по начальному курсу физической географии» для б класса специальной коррекционной школы УIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учетом индивидуальных возможностей учащихся).

7 класс

География России

(66 часов)

1четверть (18 часов)

Особенности природы и хозяйства России

(общая характеристика)

1. Географическое положение России на карте Мира. Морские и сухопутные границы.

2. Европейская и Азиатская части России.

3. Административное деление России: Центральный федеральный округ (центр — Москва), Северо-Западный федеральный округ (центр — Санкт-Петербург), Северо-Кавказский федеральный округ (центр — Ростов-на-Дону), Приволжский федеральный округ (центр — Нижний Новгород), Уральский федеральный округ (центр — Екатеринбург), Сибирский федеральный округ (центр — Новосибирск), дальневосточный федеральный округ (центр — Хабаровск).

4. Разнообразие рельефа. Острова и полуострова России.

5. Полезные ископаемые, их основные месторождения. Пути рационального использования.

6. Типы климата. Сравнительная характеристика климатических условий, жизнедеятельности людей в разных частях России,

7. Водные (гидроэнергетические) ресурсы России, их использование. Экологические проблемы.

8. Численность населения России. Размещение по территории России. Различия по плотности населения. Народы России.

9. Промышленность — основа хозяйства, ее отрасли.

10. Особенности развития сельского хозяйства и транспорта. Экологические проблемы.

11. Уровни экономического развития Европейской и Азиатской частей России. Пути решения экологических проблем.

Природные зоны России (55 часов)

12. Природные зоны России. Значение зональных различий для специализации сельского хозяйства и жизни людей.

13. Карта природных зон России.

Зона арктических пустынь (5 часов)

14. Положение на карте. Моря и острова.

15. Климат. Особенности природы.

16. Растительный и животный мир. Охрана природы.

17. Население и его основные занятия.

18. Северный морской путь.

II четверть (14 часов)

Зона тундры (8 часов)

19. Положение на карте. Острова и полуострова. Поверхность. Полезные ископаемые.

20. Климат. Водоемы тундры.

21. Особенности природы. Растительный мир.

22. Животные тундры.

23. Хозяйство. Население и его основные занятия.

24—25. Города: Мурманск, Архангельск, Нарьян-Мар, Норильск, Анадырь.

26. Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры.

Лесная зона (18 часов)

27. Положение на карте. Поверхность, полезные ископаемые. Экологические проблемы.

28. Климат. Особенности природы.

29. Реки, озера, каналы. Экологические проблемы водных ресурсов.

30. Природные богатства лесной зоны. Растительный мир. Хвойные леса.

31. Смешанные леса.

32. Лиственные леса.

III четверть (20 часов)

33. Животный мир лесной зоны.

34. Пушные звери.

35. Какую пользу приносит лес. Лесной промысел, охота.

36. Промышленность и сельское хозяйство Центральной России.

37. Города Центральной России.

38. Особенности развития хозяйства Северо-Западной России.

39. Города: Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Калининград.

40. Западная Сибирь.

41. Восточная Сибирь.

42. дальний Восток.

43. Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса. Правила поведения в лесу.

44. Обобщающий урок по лесной зоне.

Степи ( 8 часов)

45. Положение на карте. Поверхность и полезные ископаемые. Климат. Реки. Проблема водоснабжения.

46. Растения зоны степей.

47. Животный мир степей.

48—49. Хозяйство. Население и его основные занятия.

50—51. Города степной зоны: Волгоград, Саратов, Ростов-на-дону, Краснодар, Ставрополь, Самара, Оренбург и др.

52. Охрана природы зоны степей.

IУ четверть (14 часов)

Полупустыни и пустыни (6 часов)

53. Положение на карте. Поверхность. Полезные ископаемые.

54. Климат. Реки. Охрана природы.

55. Растительный мир и его охрана.

56. Животный мир. Охрана животных.

57. Хозяйство. Основные занятия населения.

58. Города зоны полупустынь и пустынь (Астрахань, Элиста).

Субтропики ( 2 часа)

59. Положение на карте. Поверхность. Климат. Растительный и животный мир влiжных субтропиков. Охрана природы.

60. Курортное хозяйство. Население, занятия населения. Города-курорты: Анапа, Геленджик, Туапсе, Сочи.

Высотная поясность в горах (6часов)

61. Положение на карте (Северный Кавказ, Урал, Алтай, Саяны). Поверхность. Полезные ископаемые. Климат.

62. Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа. Города: Минеральные Воды, Нальчик, Грозный и др.

63. Хозяйство, города, экологические проблемы Урала (Екатеринбург, Челябинск и др.)

64. Алтайские горы. Население. Хозяйство. Кузнецкий угольный бассейн. Города: Барнаул, Кемерово, Горно-Алтайск и др.

65. Восточная Сибирь. Хозяйство Восточной Сибири. Население. Города. Охрана природы.

66. Обобщающий урок по географии России.

Межпредметные связи

Почвы, полезные ископаемые, использование воды в промышленности и сельском хозяйстве, охрана вод, разнообразие растительного мира, охрана растений (естествознание).

Города нашей родины (природоведение).

Работа с глиной, пластилином, природным материалом при изготовлении несложных макетов по природным зонам (ручной труд).

Свойства древесины — лесная зона (столярное дело).

Свойства металлов — полезные ископаемые (слесарное дело). Различение цвета и оттенков (изобразительная деятельность).

Практические работы

Работа с физической картой и картой природных зон России. Нанесение на контурные карты изученных объектов и надписывание их названий.

Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных.

Изготовление из картона условных знаков полезных ископаемых для работы с магнитной картой (природных зон России).

Вычерчивание схемы смены природных зон в горах и других схем, помогающих понять причинно-следственные зависимости.

Изготовление несложных макетов по различным природным зонам.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе;

пояса освещенности, в которых расположена наша страна; природные зоны России, зависимость их размещения от климатических условий и высоты над уровнем моря;

природные условия и богатства России, возможности использования их человеком;

типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне;

хозяйство, основное население и его занятия и крупные города в каждой природной зоне,

экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России.

правила поведения в природе:

расположение географических объектов на территории России, указанных в программе.

Учащиеся должны уметь:

показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте и природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картами;

показывать по картам (физической и природных зон России) географические объекты, указанные в программе, наносить их названия на контурную карту;

устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения;

выполнять задания в Рабочей тетради по ‘Начальному курсу физической географии» для 7 класса Специальной коррекционной школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учетом индивидуальных возможностей учащихся);

делать несложные макеты изучаемых природных зон; принимать простейшие меры по охране окружающей среды; правильно вести себя в природе.

8 класс

География материков м океанов

(66 часов)

1 четверть (18 часов)

Введение ( 2 часа)

1—2. Что изучает география материков и океанов. Материки и части света на глобусе и физической карте полушарий. Мировой океан.

Океаны (5 часов)

3. Атлантический океан. Хозяйственное значение. Судоходство.

4. Северный Ледовитый океан. Хозяйственное значение. Судоходство.

5. Тихий океан. Хозяйственное значение. Судоходство.

6. Индийский океан. Хозяйственное значение. Судоходство.

7. Современное изучение Мирового океана.

Межпредметные связи

Сравнение размеров океанов (математика).

Вода. Водоросли. Обитатели морей (естествознание).

Практические работы

Обозначение океанов на контурной карте полушарий.

Составление схемы хозяйственного использования океанов.

Материки и части света

Африка (11 часов)

8. Географическое положение, очертания берегов, острова и полуострова.

9. Разнообразие рельефа, климата и природных условий.

10. Растения тропических лесов.

11. Животные тропических лесов.

12. Растительный мир саванн.

13. Животный мир саванн.

14. Растительный и животный мир пустынь.

15. Население. Жизнь и быт народов.

16—17. Государства, их столицы (Египет, Эфиопия, ЮАР — или другие по выбору учителя).

18. Обобщающий урок.

Практические работы

1. Обозначение на контурной карте острова Мадагаскар, полуострова Сомали, пустыни Сахара, крупнейших рек (Пил, Нигер, Заир), гор (Атласские), Суэцкого канала, изученных государств.

2. Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к магнитной карте).

2 четверть (14 часов)

Австралия ( 8 часов)

19. Географическое положение, очертания берегов, острова.

20. Природные условия, поверхность, климат. Реки и озера.

21. Остров Новая Гвинея. Путешествие в Австралию Н. Н. Миклухо-Маклая.

22. Растительный мир.

23. Животный мир. Охрана природы.

24. Население (коренное и пришлое).

25. Государство Австралийский Союз. Города Канберра, Сидней и Мельбурн.

26. Обобщающий урок.

Практические работы

Обозначение на контурной карте островов Новая Гвинея и Тасмания, реки Муррей, городов Канберра, Сидней и Мельбурн.

Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к магнитной карте).

Антарктида (6 часов)

27. Географическое положение, очертание берегов. Южный полюс.

28. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями.

29. Особенности природы , ее поверхность и климат.

30. Растительный и животный мир. Охрана природы.

31. Изучение Антарктиды учеными разных стран. Современные исследования Антарктидьи.

32. Обобщающий урок.

Практические работы

Обозначение на контурной карте изучаемого материка.

Составление альбома иллюстраций по теме: «Антарктида»

З четверть (20 часов)

Америка (20 часов)

33. Открытие Америки.

Северная Америка (9 часов)

34. Географическое положение, очертания берегов. Острова и полуострова.

35. Природные условия, рельеф, климат.

36. Реки и озера.

37. Растительный и животный мир.

38. Население и государства.

39-40. США.

41. Канада.

42. Мексика. Куба.

Практические работы

Обозначение на контурной карте Карибского моря, Гудзонова и Мексиканского заливов, островов Гренландия и Куба, полуостровов Аляска, Флорида, Калифорния, гор Кордильеры, рек Миссисипи и Миссури, Великих озер. Нанесение изученных государств и их столиц.

Южная Америка (10 часов)

43. Географическое положение, очертания берегов.

44. Природные условия, рельеф, климат.

45. Рёки и озера.

46. Растительный мир тропических лесов.

47. Растительный мир пустынь, саванн и горных районов.

48—49. Животный мир.

50. Население (коренное и пришлое).

51. Крупные государства (Бразилия, Аргентина, Перу или другие по выбору учителя), их столицы.

52. Обобщающий урок Часть света — Америка. Практические работы

Обозначение на контурной карте: остров Огненная Земля, Панамский канал, Амазонская равнина, горы Анды, река Амазонка, озеро Титикака, Магелланов пролив. Нанесение изученных государств и их столиц.

Запись названий и зарисовки в тетрадях типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к магнитной карте).

IУ четверть (14 часов)

Евразия (14 часов)

53. Евразия — величайший материк земного шара. Географическое положение. Части света: Европа и Азия. Условная граница между ними.

54—55. Очертания берегов Евразии. Крупнейшие острова и полуострова.

56. Поверхность, природные условия и полезные ископаемые Европы.

57. Разнообразие рельефа, природных условий и полезные ископаемые Азии.

58. Типы климата Евразии.

59. Водные ресурсы Европы, их использование. Экологические проблемы.

60. Реки и озера Азии. Их использование. Экологические проблемы.

61—62. Растительный и животный мир Евразии. Международное сотрудничество в охране природы.

63. Население Евразии. Различия по плотности населения. Народы Евразии.

64. Культура и быт народов Европы и Азии.

65. Обобщающий урок.

66. Контрольная работа.

Межпредметные связи

Рациональное использование почв, полезных ископаемых, охрана водоемов; растения и животные, занесенные в Красную книгу; культурные растения и сельскохозяйственные животные (естествознание).

Охрана природы — всемирная проблема. Международные законы об охране природы (история).

Практические работы

Обозначение на контурной карте Евразии морей (Норвежское, Северное, Балтийское, Средиземное, Красное, Аравийское, Южно-Китайское, Восточно-Китайское, Желтое, Японское, Черное, Каспийское), заливов (Финский, Бенгальский, Персидский), островов (Великобритания, Шри-Ланка, Индонезия, Японские), полуостровов (Скандинавский, Пиренейский, Апеннинский, Балканский, Малая Азия, Аравийский, Индостан, Индокитай, Корея, Крымский), гор (Альпы, Пиренеи, Апеннины, Гималаи, Тянь-Шань, Кавказ), рек (Висла, Дунай, Эльба, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг, Днепр, Дон, Сырдарья, Амударья), озера Балхаш, пустынь (Гоби, Каракум, Кызылкум). Проведение на контурной карте условной границы между Европой и Азией.

Запись в тетради названий типичных представителей растительного и животного мира.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский океаны. Географическое положение и их хозяйственное значение;

особенности географического положения, очертания берегов и природные условия каждого материка, население и особенности размещения.

Учащиеся должны уметь:

показывать на географической карте океаны, давать им характеристику;

определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов каждого материка, давать элементарное описание их природных условий.

9 класс

(66 часов)

Государства Евразии

(52 часа)

1четверть (18 часов)

1. Политическая карта Евразии. Государства Евразии (обзор). Западная Европа

2—3. Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии).

4—5. Франция (Французская Республика).

6. Германия (Федеративная Республика Германия).

7. Австрия (Австрийская Республика). Швейцария (Швейцар- ская Конфедерация).

Южная Европа

8. Испания. Португалия (Португальская Республика).

9—10. Италия (Итальянская Республика).

11. Греция (Греческая Республика).

Северная Европа

12. Норвегия (Королевство Норвегия).

13. Швеция (Королевство Швеция).

14. Финляндия (Финляндская Республика).

Восточная Европа

15. Польша (Республика Польша). Чехия (Чешская Республика). Словакия (Словацкая Республика).

16. Венгрия (Венгерская Республика).

17: Румыния (Республика Румыния). Болгария (Республика Болгария).

18. Югославия. Албания (Республика Албания).

II четверть (14 часов)

19. Эстония (Эстонская Республика).

20. Латвия (Латвийская Республика).

21. Литва (Литовская Республика).

22. Белоруссия (Республика Беларусь).

23. Украина.

24. Молдавия (Республика Молдова).

Центральная Азия

25. Казахстан (Республика Казахстан).

26. Узбекистан (Республика Узбекистан).

1 Варианты объединения уроков могут быть разными. Количество часов для изучения каждого государства внутри раздела учитель определяет самостоятельно.

27. Туркмения (Туркменистан).

28. Киргизия (Кыргызстан).

29. Таджикистан (Республика Таджикистан).

Юго-Западная Азия

30. Грузия (Республика Грузия).

31. Азербайджан (Азербайджанская Республика).

32. Армения (Республика Армения).

III четверть (20 часов)

33. Турция (Республика Турция).

34. Ирак (Республика Ирак).

35. Иран (Исламская Республика Иран).

36. Афганистан (Исламское Государство Афганистан).

Южная Азия

37—38. Индия (Республика Индия).

Восточная Азия

39—40. Китай (Китайская Народная Республика).

41. Монголия (Монгольская Народная Республика).

42. Корея (Корейская народно-Демократическая Республика и Республика Корея).

43—44. Япония.

Юго-Восточная Азия

45—46. Вьетнам (Социалистическая Республика Вьетнам). Лаос (Лаосская Народно-Демократическая Республика). Таиланд (Королевство Таиланд) или другие страны по выбору учителя.

Россия

47. Россия (Российская Федерация) — крупнейшее государство Евразии.

48. Сухопутные и морские границы России (повторение).

49. Административное деление России (повторение).

50. Столица, крупные города России.

51. Обобщающий урок.

52. Контрольная работа.

Межпредметные связи

Образование Российской империи. Образование и распад СССР. Суверенная Россия (история).

Практические работы

Обозначение на контурной карте государств Евразии, их столиц и изученных городов.

Нанесение границы Европы и Азии.

Составление альбома «По странам и континентам».

IV четверть (14 часов)

Свой край (14 часов)

1. История возникновения нашего края.

2. Положение на карте области, края. Границы. Поверхность.

3. Климат. Предсказание погоды по местным признакам. Народные приметы.

4. Полезные ископаемые и почвы нашей местности.

5. Реки, пруды, озера, каналы нашей местности. Водоснабжение нашего края питьевой водой. Охрана водоемов.

6. Растительный мир нашего края (деревья, кустарники, травы, цветочно-декоративные растения, грибы, орехи, ягоды, лекарственные растения). Красная книга. Охрана растительного мира.

7. Животный мир нашей местности. (Хищные и травоядные, дикие и сельскохозяйственные животные, птицы, рыбы, земноводные, насекомые). Вред природе, наносимый браконьерами. Красная книга. Охрана животных. Помощь зимующим птицам. Заповедники, заказники.

8. Население нашего края (области). Его состав. Национальные обычаи, традиции, костюмы, фольклорньте песни и танцы, национальная кухня.

9. Промышленность нашей местности. Ближайшее промышленное предприятие, где могут работать выпускники школы.

10. Специализация сельского хозяйства (растениеводство, животноводство, бахчеводство и т.п.).

11. Транспорт нашего края (наземный, железнодорожный, авиационный, речной).

12. Архитектурно-исторические и культурные памятники наше-

го края.

13. Наш город (поселок, деревня).

14. Обобщающий урок «Моя малая Родина».

Практические работы

На карте своей области обозначить условными знаками, вырезанными из картона, месторождения полезных ископаемых, цветными кружками — областной и районные центры.

Обозначить на контурной карте России свою область. К карте своей области прикрепить контуры наиболее распространенных растений и животных, отметить заповедные места.

Зарисовать и подписать растения и животных, занесенных в Красную книгу области. Записать в тетрадь названия местных водоемов, форм земной поверхности, фамилии известных людей края.

Вычертить простейшую схему структуры народного хозяйства области.

Регулярно читать местную периодическую печать.

Выполнить рисунки и написать сочинение на тему «Прошлое, настоящее и будущее нашего края».

Межпредметные связи

Сезонные изменения в природе (природоведение).

История нашего края (история).

Почвы, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительный и животный мир, экологические проблемы (естествознание).

Фольклор (музыка).

Сфера быта, национальные блюда (СВО).

Архитектурные памятники (изобразительная деятельность).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

Географическое положение, столицы и характерные особенности изучаемых государств Евразии;

Границы, государственный строй и символику России;

Особенности географического положения своей местности, типичных представителей растительного и животного мира, основные мероприятия по охране природы в своей области, правила поведения в природе, меры безопасности при стихийных бедствиях;

медицинские учреждения и отделы социальной защиты своей местности.

Учащиеся должны уметь:

находить на политической карте Евразии изучаемые государства и их столицы;

по иллюстрациям характерных достопримечательностей узнавать отдельные города Евразии;

показывать Россию на политических картах мира и Евразии; находить свою местность на карте России (политико-административной, физической и карте природных зон);

давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов своей местности, давать краткую историческую справку о прошлом своего края;

называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей области;

правильно вести себя в природе.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Кол-во часов

Формы контроля

Раздел 1 Введение

4

Текущий контроль

Контрольный тест – 1

Раздел 2

Ориентирование на местности

5

Текущий контроль

Контрольный тест – 1

Раздел 3 План и карта

9

Текущий контроль

Контрольный тест – 1

Раздел 4 Формы поверхности Земли

5

Текущий контроль

Контрольный тест – 1

Раздел 5 Вода на Земле

10

Текущий контроль

Контрольный тест – 1

Раздел 6 Земной шар

15

Текущий контроль

Контрольный тест – 1

Раздел 7 Карта России

20

Текущий контроль

Контрольный тест – 2

Итого

68 ч



  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Пояснительная записка в настоящее время содержание курса географии больше, чем каких-либо других школьных предметов, претерпевает серьезные изменения, связанные с геополитическими преобразованиями в нашей стране и в мире iconПояснительная записка к рабочей программе по географии 10 класса
Рабочая программа по географии разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования...

Пояснительная записка в настоящее время содержание курса географии больше, чем каких-либо других школьных предметов, претерпевает серьезные изменения, связанные с геополитическими преобразованиями в нашей стране и в мире iconВ швеции на оплату услуг жкх уходит – 3,4%, в Польше – 9,9%, в Венгрии...
Новый вид «налога» мы осветили вопросы связанные с организацией проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных...

Пояснительная записка в настоящее время содержание курса географии больше, чем каких-либо других школьных предметов, претерпевает серьезные изменения, связанные с геополитическими преобразованиями в нашей стране и в мире iconПояснительная записка Программа курса географии 5-9 классов составлена...
Примерной программы основного общего образования по географии, разработанной Российской академией образования по заказу Министерства...

Пояснительная записка в настоящее время содержание курса географии больше, чем каких-либо других школьных предметов, претерпевает серьезные изменения, связанные с геополитическими преобразованиями в нашей стране и в мире iconПояснительная записка Планируемые результаты изучения предметов Содержание...
Пояснения к адаптированным программам для обучения школьников с задержкой психического развития

Пояснительная записка в настоящее время содержание курса географии больше, чем каких-либо других школьных предметов, претерпевает серьезные изменения, связанные с геополитическими преобразованиями в нашей стране и в мире iconКомпании
Любые существенные изменения после создания и во время разработки сайта невозможны (или требуют дополнительной оплаты)! Чем более...

Пояснительная записка в настоящее время содержание курса географии больше, чем каких-либо других школьных предметов, претерпевает серьезные изменения, связанные с геополитическими преобразованиями в нашей стране и в мире iconДоклад на тему: «Чековое обращение»
В настоящее время для развития чековой формы расчетов в России имеются все предпосылки. Ведь эта форма расчетов не является принципиально...

Пояснительная записка в настоящее время содержание курса географии больше, чем каких-либо других школьных предметов, претерпевает серьезные изменения, связанные с геополитическими преобразованиями в нашей стране и в мире iconПояснительная записка Pабочая программа реализуется в учебниках по...
Рабочая программа по географии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта...

Пояснительная записка в настоящее время содержание курса географии больше, чем каких-либо других школьных предметов, претерпевает серьезные изменения, связанные с геополитическими преобразованиями в нашей стране и в мире iconИск один из способов защиты прав, к которому граждане все больше...
Иск – один из способов защиты прав, к которому граждане все больше прибегают в последнее время. Доверие к судам со стороны граждан...

Пояснительная записка в настоящее время содержание курса географии больше, чем каких-либо других школьных предметов, претерпевает серьезные изменения, связанные с геополитическими преобразованиями в нашей стране и в мире iconРабочая программа по географии представляет собой целостный документ,...
Настоящая программа по географии для 7 класса создана на основе следующих документов

Пояснительная записка в настоящее время содержание курса географии больше, чем каких-либо других школьных предметов, претерпевает серьезные изменения, связанные с геополитическими преобразованиями в нашей стране и в мире iconТематическое планирование 5 класс
Бри-танских школах, -сравнить, что общего и в чем разница школьного обучения в нашей стране и в Англии

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск