ТЕМА УРОКА: СОСЕДИ СОЛНЦА
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок-путешествие.
Цель: сформировать понятие о Солнечной системе, познакомить с планетами Солнечной системы, сформировать представления о планетах земной группы.
Задачи через планируемые результаты: углубить знания о Солнечной системе и планетах земной группы, развитие познавательных интересов, умение работать в группе, с учебником, дополнительной информацией.
1.Личностные УУД: формирование способности к самоопределению, осознание ценностей географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
2.ПредметныеУУД: углубить знания о Солнечной системе и планетах земной группы.
3.МетапредметныеУУД:
Познавательные УУД: формирование умений работать с дополнительной информацией, текстом учебника, умение выполнять логические операции, формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.
Коммуникативные УУД: формирование речевой деятельности, навыков сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать свое предположение, взаимоконтроль, взаимопомощь.
Регулятивные УУД: формирование умения формулировать тему и цели урока, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу.
Оборудование: ПК, мультимедиапроектор, мультимедийная презентация к уроку
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Формируемые УУД
| 1.
Организационный момент
| Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок мне хотелось бы начать со слов великого ученого А.Эйнштейна.
Этот большой мир существует независимо от нас, людей, и стоит перед нами как огромная вечная загадка, доступная, однако, нашему восприятию и нашему разуму».
А.Эйнштейн
| Приветствуют учителя, настраиваются на урок
| Создание благоприятного для обучения климата (к)
| 2.Мотивационный этап
| Дети, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Как вы думаете, что нам понадобится в этом путешествии?
| «знания, полученные ранее»
| Формирование познавательного интереса (л),
Формирование умений принимать учебную задачу( р)
| 3. Этап целеполагания
| Чтобы совершить путешествие, нам надо отгадать загадки.
1.Эта желтая звезда
Согревает нас всегда,
Все планеты освещает,
От других звезд защищает.
2.Бегают вкруг огонечка
Шесть сыночков и две дочки,
Промелькнут года и дни,
Но не встретятся они.
Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке???
Вопрос: Дети, а что вам известно о планетах???
А может этих знаний достаточно???
(детям предлагается выполнить задание- сопоставить фотографии планет, их названия и характеристики)
| Дети отгадывают загадки
Солнце
Планеты
Дети формулируют тему урока, записывают ее в тетрадь
Дети отвечают
Дети говорят каких знаний им недостает
Дети формулируют цель урока
| Умение проявлять познавательную инициативу(р)
Ориентируются в своей системе знаний(л)
Формирование способности к самоопределению(л)
Целеполагание (р)
Формулировка цели урока(р)
| 4. Изучение нового
| - Ребята, кто-то из вас хотел бы быть космонавтом? А чем эта профессия интересна? Да, нам хотелось бы побывать на других планетах и, возможно, встретиться с инопланетянами. Ученые до сих пор предполагают их существование. А вы как считаете? Существует ли жизнь на других планетах, кроме планеты Земля? Мы можем сейчас ответить на этот вопрос? Сегодня нам предстоит разрешить эту загадку.
- Как называется планета, на которой мы живем? (Земля).
- А можно Землю назвать соседкой Солнца? Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим на рисунок, демонстрирующий планеты Солнечной системы (Да)
- Назовите планеты, являющиеся ближайшими соседями Солнца. (Меркурий, Венера, Земля, Марс).
Работа в группах
Вернемся к нашей проблеме. Чтобы узнать, есть ли жизнь на других планетах, что нам нужно знать? (Характеристику планет)
Как вы считаете, планета Земля обладает всеми условиями для жизни? Какими?
- Знаем ли мы, есть ли что-то из перечисленных характеристик планеты Земля на других планетах? (Мы не знаем)
- Значит мы об этом сейчас узнаем. Приступаем к групповой работе.
- Начинаем знакомство с планетами Солнечной системы и отправляемся в виртуальное космическое путешествие сейчас.
Итак, в путь!
- Ребята, кто из вас знает способ запоминания цветов радуги? (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.)
Хотите использовать, для запоминания планет такой же способ? Медвежонок Ветчину Закусил Малиной – (Меркурий, Венера, Земля, Марс). Стоп! Планет 8, а мы запоминаем 4. Почему? (Потому, что именно они ближайшие соседи Солнца, а это тема нашего урока. Суперфизминутка (Слайд-мультфильм)
Заполнение таблицы (по опорным словам) (см. приложение.)
| Дети отвечают на вопросы пользуясь рисунками в учебнике
Дети работают в группах
| Формирование умений поиска новой информации(п)
Сопоставление и отбор информации(п)
Установление причинно-следственных связей
Смысловое чтение
Извлечение нужной информации(п)
Формирование умений работать с текстом учебника(п)
Формирование навыков сотрудничества(к)
Умение учитывать разные мнения и находить общее решение(к)
| 4. Закрепление
| Тест
1.Сколько планет входит в Солнечную Систему?
А)4
В)6
С)8
2.Сколько спутников имеет Марс?
А)1
В)2
С)3
3.Планета, самая близкая к Солнцу?
А) Меркурий
В) Венера
С) Земля
4.Планета Солнечной Системы, на которой есть жизнь?
А) Меркурий
В) Земля
С) Марс
5.На какой планете средняя температура -70 С?
А) Меркурий
В) Земля
С) Марс
| Дети отвечают на вопросы теста
| Формирование умений находить правильный ответ (п)
Ориентация в своей системе знаний(л)
Контроль и оценка результатов деятельности(л)
Взаимоконтроль(к)
| 5. Рефлексия
| Лист самооценки
Фамилия и имя
№
| Критерии оценивания
|
|
|
| На уроке чувствовал себя
| хорошо
| плохо
|
| На уроке я
| устал
| не устал
|
| Урок
| понравился
| не понравился
|
| На уроке я узнал
|
|
| Свою работу я оцениваю на «5», «4», «3», «2»
|
|
| Дети отвечают
| Контроль и оценка учебного процесса(л)
Эмоционально-ценностное отношение к изучаемой теме(л)
Умение осуществлять самоанализ своей деятельности(л)
| 6. Домашнее задание
| §10,
Проверьте знания, подумайте, сделайте вывод ,напишите сочинение: «Планета, которая меня заинтересовала». Не надо давать характеристику планеты. Надо рассказать о том, почему вас планета заинтересовала.
| Записывают домашнее задание в дневник
|
| Характеристика планет Солнечной системы
Планеты
| Удаленность от Солнца
| Диаметр и масса
| Особенности поверхности и температура планет
| Атмосфера
| Спутники
| Мир живой и неживой природы
| Юпитер
(образец)
| 778,3 млн.км.
| 143000 км
| Облака с различными полосами,
t-130С
| Не имеет мезосферы
| 28 спутников. Самый большой Ганимед
| Нет
| Меркурий
| 58 млн.км
| 4880 км и по массе схожа с Луной
| Кратеры, горы, до
+ 400С из-за близости к Солнцу
| Практически лишена атмосферы
| Нет
| Нет
| Венера
| 108 мл .км
| 12 100 км
| Холмистые равнины, есть горные равнины. Возвышается гигантский вулкан высотой 12 км. t – до +500C
| Плотная облачная атмосфера, которая состоит в основном из углекислого газа
| Нет
| Нет
| Земля
| Около 150 млн.км
| Самая большая из планет земной группы – 12 742 км
| Более 70% поверхности покрыто водой
| Образованная азотом, кислородом и небольшим количеством углекислого газа
| Луна-единственный естественный спутник Земли. Расстояние от Земли до Луны около 400 тыс.км.
| Есть
| Марс
| 228 млн.км.
В два раза меньше Земли
| 6790 км, в 10 раз меньше по массе Земли
| Пустыни, кратеры, горы. Грунт богат железом. У полюсов планеты видны белые полярные шапки из замершей смеси воды и углекислого газа
| Тонкая, разреженная атмосфера, образована углекислым газом
| Два спутника – Деймос и Фобос, что означает «страх» и «ужас» во много раз меньше Луны
| Заметна смена времен года. Размеры полярных шапок уменьшаются летом и увеличиваются зимой
| Приложение:
Задания для группы№1
1 Дайте характеристику планеты Меркурий по опорным словам (стр.53)
Меркурий – это самая……..
Эта планета названа в честь….
Она намного меньше…………, но ……………………………………….схожа с Луной.
Поверхность Меркурия………………
Меркурий лишен…………………..
Спутников ……………………..
2 Заполните в таблице строку про Меркурий (стр. 55)
Характеристика планет земной группы
Название планеты
| Удаленность от Солнца
| Температура на планете
| Продолжительность года
| Спутники
| Меркурий
|
|
|
|
| Венера
|
|
|
|
| Земля
|
|
|
|
| Марс
|
|
|
|
| Задания для группы№2
1 Дайте характеристику планеты Венера по опорным словам (стр. 53)
Венера названа……..
Большую поверхность….
Спутников……………
Венера имеет………………………….., поэтому температура……………….
2 Заполните в таблице строку про Венеру (стр. 55)
Характеристика планет земной группы
Название планеты
| Удаленность от Солнца
| Температура на планете
| Продолжительность года
| Спутники
| Меркурий
|
|
|
|
| Венера
|
|
|
|
| Земля
|
|
|
|
| Марс
|
|
|
|
| Задания для группы№3
1 Дайте характеристику планеты Земля по опорным словам (стр. 53)
Земля – самая ……..
Она имеет……………
Более 70 %...................
Главное отличие Земли от ………………
Земля имеет…………………..
2 Заполните в таблице строку про планету Земля (стр.56)
Характеристика планет земной группы
Название планеты
| Удаленность от Солнца
| Температура на планете
| Продолжительность года
| Спутники
| Меркурий
|
|
|
|
| Венера
|
|
|
|
| Земля
|
|
|
|
| Марс
|
|
|
|
| Задания для группы№4
1 Дайте характеристику планеты Марс по опорным словам (стр. 54)
Марс - ………….…………..планета, названа в честь……………..
Марс в 2 раза меньше…………………
Поверхность Марса..………………
Вулкан Олимп достигает…………………..
У Марса тонкая……………………..
Средняя температура Марса…………..
Марс имеет ……………………….
2 Заполните в таблице строку про Марс (стр.56)
Характеристика планет земной группы
Название планеты
| Удаленность от Солнца
| Температура на планете
| Продолжительность года
| Спутники
| Меркурий
|
|
|
|
| Венера
|
|
|
|
| Земля
|
|
|
|
| Марс
|
|
|
|
| |