Скачать 0.8 Mb.
|
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Набережные Челны «Гимназия №77» УТВЕРЖДЕНО Протоколом педагогического совета от «28» августа 2015г. № 1 Введено приказом от «28» августа 2015г. № 193 Директор гимназии: __________________ А.А. Фатихова РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету Основы религиозных культур и светской этики для 4 классов (количество часов в неделю - 1, в год 34) Составитель: Тодорова Юлия Рафаэлевна, учитель истории и обществознания первой квалификационной категории Согласовано Заместитель директора_______________/Никульшина Л.В./ «_____»_______________2015г. РАССМОТРЕНО На заседании МО, протокол от «27» августа 2015г. №1 Руководитель МО _______________/Юрченко А.Н../ «___»_______________2015г. 2015 г. Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса ОРКиСЭ модуль «Основы светской этики» составлена на основании ФГОС НОО (1-4 классы), Примерной программы НОО по ОРКиСЭ, программы «Основы светской этики» Студеникина М.Т. (М.: «Русское слово», 2012), Основной образовательной программы НОО гимназии, в соответствии с учебным планом МАОУ «Гимназия №77» на 2015/2016 учебный год. Рабочая программа соответствует содержанию Федерального государственного стандарта начального общего образования. Модуль «Светская этика» выбран с учётом социального заказа родителей. Рабочая программа по ОРКиСЭ направлена на реализацию содержания предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»: целью программы является воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России. Рабочая программа ориентирована на учебник: Студеникин М.Т. «Основы светской этики. 4 класс». - М.: «Русское слово», 2012 г. Целью изучения курса является воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни. Основные задачи
Программа учебного предмета «ОРКСЭ» будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, родителей, учителей) в национальную мировую культуру. Общая характеристика учебного предмета Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса. Курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования высоконравственного, творческого и компетентностного гражданина России. Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира. Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
МАОУ «Гимназия №77» на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей родителей (законных представителей) обучающихся, а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса, предлагаемых для изучения. Предмет по месту в учебном плане, и по содержанию служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный предмет дополняет обществоведческие, нравственные аспекты предметов «Окружающий мир», «Литературное чтение», с которым знакомятся учащиеся начальной школы. С другой — этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предметов «История», «Литература». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего. Учебный курс - просветительский и информационный, и главный педагогический подход в обучении – светский, неконфессиональный. Место учебного предмета в учебном плане Рабочая программа модуля «Основы светской этики» разработана на 34 часов, 1 час в неделю. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России и основано на определённой системе базовых национальных ценностей. Ценностные ориентиры содержания предмета «Основы светской этики» реализуются по направлениям.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.
Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве. Все направления дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения модуля «Основы светской этики» К результатам освоения программы следует отнести: Личностные результаты: - формирование основ российский гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; - формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; - развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; - развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Предметные результаты: - знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России; - знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; - понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; - формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; - общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального и многоконфессионального народа России; - осознание ценности человеческой жизни. Метапредметные результаты - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; - адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; - умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; - овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; - овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; - готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества; - определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. К концу обучения по данному курсу выпускник должен: - приобрести социальные знания (об общественных нормах, об устройстве общества, осоциально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичноепонимание социальной реальности и повседневной жизни; - получить опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества; - получить опыт самостоятельного общественного действия. -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение; Содержание учебного курса
Россия – наша Родина. Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Нормы морали. Этикет. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Календарно-тематическое планирование.
|
Курс «Основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами... | «Основы религиозных культур и светской этики», главной целью которого является духовно-нравственное воспитание школьника с учётом... | ||
«Нормативно-правовое регулирование курса «Основы религиозных культур и светской этики» | В 4 классе в школьную программу включён комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», главной целью которого... | ||
В 4 классе в школьную программу включён комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», главной целью которого... | В 4 классе в школьную программу включён комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», главной целью которого... | ||
В 4 классе в школьную программу включён комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», главной целью которого... | «Основы религиозных культур и светской этики» в образовательных учреждениях Тюменской области | ||
А. Н., Мишина И. А., Казакова Е. И., Новикова Т. Г., Новиков А. Е., Петрова Е. Н., Руднева О. С., Шимутина Е. Н, Чиндилова О. В.... | Президента РФ д. А. Медведева от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 и др.) в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации введено... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |