«Коррупция в органах государственной власти и ее предупреждение»


Скачать 224.17 Kb.
Название«Коррупция в органах государственной власти и ее предупреждение»
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
Коррупция в органах государственной власти и ее предупреждение - опрос слушателей РАНХиГС при Президенте РФ

Аналитическая записка о результатах опроса слушателей Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ по теме «Коррупция в органах государственной власти и ее предупреждение»

(к.ю.н. Т.Л. Козлов, к.ю.н., доцент С.К. Илий, В.А. Непомнящий)
Отделом проблем прокурорского надзора и укрепления законности в сфере государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сентябре-ноябре 2011 г. проведен опрос (анкетирование) слушателей Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации по теме «Коррупция в органах государственной власти и ее предупреждение». Всего было обработано 526 материалов анкетирования.

В проведенном исследовании приняли участие федеральные государственные служащие органов государственной власти различных уровней, проходившие повышение квалификации по программе: «Функции подразделений кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений».

По роду своей деятельности большинство опрошенных работают в кадровых подразделениях федеральных органов власти, меньшая часть в подразделениях собственной безопасности, в правовых службах или являются представителями правоохранительных органов, непосредственно участвующих в противодействии коррупции. В основной своей массе опрашиваемые эксперты хорошо знают антикоррупционное законодательство и ведомственную нормативную правовую базу в сфере противодействия коррупции, непосредственно участвуют в деятельности по предупреждению коррупции в представляемых ими органах государственной власти. Таким образом, степень осведомленности респондентов о проблемах организации предупреждения коррупции в федеральных органах государственной власти можно оценить как достаточно высокую.

В научном исследовании проблем противодействия коррупции в сфере государственной службы приняли участие представители, по меньшей мере, 46 ведомств России (23,8 % из общего числа опрошенных не указали свою ведомственную принадлежность), в том числе эксперты, представлявшие следующие органы государственной власти Российской Федерации:

• Администрация Президента,

• Аппарат Совета Безопасности,

• Государственная Дума Федерального Собрания,

• Конституционный Суд,

• Высший Арбитражный Суд,

• Судебный департамент при Верховном Суде,

• Счетная палата,

• Генеральная прокуратура,

• Следственный комитет,

• Министерство иностранных дел,

• Министерство обороны,

• Министерство юстиции,

• Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий,

• Министерство спорта, туризма и молодежной политики,

• Министерство сельского хозяйства,

• Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации,

• Государственная фельдъегерская служба,

• Федеральная антимонопольная служба,

• Федеральная налоговая служба,

• Федеральное казначейство,

• Федеральная служба безопасности,

• Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии,

• Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору,

• Федеральная служба по интеллектуальной собственности,

• Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека,

• Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития,

• Федеральная служба по надзору в сфере связи,

информационных технологий и массовых коммуникаций,

• Федеральная служба по надзору в сфере транспорта,

• Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка,

• Федеральная служба по техническому и экспертному контролю,

• Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору,

• Федеральная служба судебных приставов,

• Федеральная таможенная служба,

• Федеральное агентство воздушного транспорта,

• Федеральное агентство железнодорожного транспорта,

• Федеральное агентство лесного хозяйства,

• Федеральное агентство морского и речного транспорта,

• Федеральное агентство по недропользованию,

• Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств,

• Федеральное агентство по рыболовству,

• Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии,

• Федеральное агентство по туризму,

• Федеральное агентство по управлению государственным имуществом,

• Федеральное архивное агентство,

• Федеральное космическое агентство,

• Федеральное медико-биологическое агентство.
Оценивая насколько исполняются в федеральных органах государственной власти Федеральный закон «О противодействии коррупции» и иные антикоррупционные нормативные правовые акты, 40 % экспертов заявили, что в основном исполняются; 50,2 % полагают, что частично исполняются отдельные нормы; 8,2 % считают, что данные нормы в основном не исполняются. Иного мнения придерживается 1,1 % респондентов: антикоррупционное законодательство вообще не соблюдается; антикоррупционные правовые нормы формально исполняются (исполняются лишь на бумаге).

По мнению опрошенных экспертов, запреты и ограничения, связанные с прохождением гражданской службы, государственными служащими соблюдаются в большинстве случаев – 60,3 % ответов; треть респондентов (33 %) считает, что иногда не соблюдаются; 4,2 % опрошенных полагает, что запреты и ограничения чаще всего не соблюдаются; а 1,1 % ответили, что они не соблюдаются вообще.

В числе наиболее часто встречающихся видов нарушений запретов и ограничений были названы:

— неуведомление об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений – 28,2 % ответов;

— непередача в доверительное управление имеющихся акций – 25,6 %;

— замещение должности государственной службы в случае близкого родства или свойства – 24 %;

— конфликт личных и государственных интересов – 21,4 %;

— нецелевое использование материально-технических средств, имущества – 13,5 %;

— участие в управлении коммерческими организациями – 9,9 %;

— осуществление предпринимательской деятельности – 8,8 %;

— непредставление (представление недостоверных) сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера – 4,2 %;

— выезд за границу за счет средств физических и юридических лиц – 1,5 %;

— иное – 1,3 % (нарушения при приеме на госслужбу и др.).
Вопрос о степени распространения коррупция среди должностных лиц вызвал затруднения у 32,6 % респондентов. Остальные ответы распределились следующим образом: практически все должностные лица совершают коррупционные деяния – 2,7 %; большинство должностных лиц совершают коррупционные деяния – 16,6 %; примерно половина должностных лиц совершают коррупционные деяния – 14,7 %; меньшинство должностных лиц совершают коррупционные деяния – 18,7 %; крайне незначительное число должностных лиц совершают коррупционные деяния – 12,2 %.

Вместе с тем непосредственно в органе государственной власти, представляемом экспертами, с их точки зрения, распространенность коррупционных правонарушений гораздо ниже. Так, 34,9 % респондентов уверены, что в их ведомстве коррупционные правонарушения не совершаются; 26,9 % полагают, что совершаются редко; лишь 3,9 % ответили, что коррупционные правонарушения совершаются регулярно. Затруднились с ответом 32,8 %.

В качестве примеров коррупционных правонарушений, наиболее часто встречающихся в органах государственной власти, в большинстве случаев приводились: использование служебного положения в личных целях; «телефонное право»; предоставление недостоверных или неполных сведений о доходах; получение взятки; превышения и злоупотребления должностными полномочиями; незаконное выполнение иной оплачиваемой работы; протекционизм, землячество, работа в одном органе близких родственников; нарушения при проведении закупок, откаты; сдача в аренду госимущества, из корыстных соображений; лоббирование интересов коммерческих структур; неправомерное получение подарков, льгот, скидок; умышленное затягивание с исполнением госфункций; создание коммерческих организаций на подставных лиц и предоставление им преимуществ; покупка должностей; нецелевое расходование бюджетных средств; использование инсайдерской информации; конфликт интересов; использование должности, служебного удостоверения в личных целях.

Большинство опрошенных (62,8 %) не располагают информацией о случаях привлечения к ответственности лиц, совершивших коррупционные правонарушения в органе государственной власти, представляемом респондентами. Остальные ответы распределились следующим образом: знают о случаях привлечения к уголовной ответственности коллег по службе – 20,8 % экспертов; к дисциплинарной ответственности – 14,6 %; к административной ответственности – 2,4 %; к гражданско-правовой ответственности – 0,2 %.

В сравнении с аналогичным исследованием, проведенным в 2010 г., либо уровень информированности респондентов стал выше либо государственные служащие стали более активно привлекаться к ответственности за совершение коррупционных правонарушений. Так, в 2010 г. 70,7% опрошенных не обладали информацией о случаях привлечения к ответственности за совершение коррупционных деяний в их ведомстве (на 7,9 % больше чем в 2011 г.). В то же время о фактах привлечения к уголовной ответственности сообщили 12,2 % (на 8,6 % меньше чем в 2011 г.); к административной – 2,6 % (на 0,2 % меньше); к дисциплинарной – 8,5 % (на 6,1 % меньше чем в 2011 г.).

Одним из требований, предъявляемых в отношении государственных служащих в целях предупреждения коррупции, является требование об уведомлении представителя нанимателя о склонении государственных служащих к совершению коррупционных правонарушений. Однако, как показывает проведенное исследование, до настоящего времени случаи подобных уведомлений отмечаются достаточно редко. Если в 2010 году лишь 4,2 % экспертов заявили, что в органе государственной власти, представляемом ими, имелись факты подобных уведомлений, то и в 2011 году таких случаев стало не намного больше (на 0,3 %): только 4,5 % респондентов сообщили о них. Однако случаи подобных уведомлений, по словам экспертов, единичны (за исключением Министерства обороны РФ, где зарегистрировано 236 уведомлений, 11 взяткодателей привлечены к уголовной ответственности). В 2011 г. 81,2 % респондентов ответили, что случаев уведомлений не было; 9,6 % затруднились ответить.

Учитывая, что, как отмечалось выше, по мнению 28,2 % экспертов неуведомление работодателя об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений является одним из наиболее распространенных видов коррупционных правонарушений, крайне редкие случаи зарегистрированных уведомлений (4,5 %) свидетельствуют о высокой степени латентности данного коррупционного дисциплинарного проступка.

По мнению большинства экспертов, обязанность государственных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не является эффективной мерой профилактики коррупции – 55,7 % ответов; считают данную меру эффективной – 31,5 %; затруднились ответить – 11,4 %.

Среди основных проблем, возникающих при проведении проверок сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных служащих, их супругов и несовершеннолетних детей, были названы следующие:

трудности при сборе сведений о доходах (отсутствие методических материалов по заполнению справок; многие госслужащие, потеряли или забыли где их акции; отказы супруга дать сведения о своих доходах и др.);

противоречия в законах и подзаконных нормативных правовых актах в сфере противодействия коррупции;

отсутствие достаточных оснований для проведения проверки по Указу Президента РФ от 21.09.2009 № 1065 (фактический запрет на проведении проверок по инициативе кадрового подразделения или по инициативе руководителя);

в запросах надо указывать много необязательной информации (ФИО руководителя органа, в который направляется запрос, подробные данные о проверяемых сотрудниках правоохранительных органов и др.);

непредставление ответов из органов на направляемые запросы, формальное представление, отказ в предоставлении сведений;

острая нехватка кадрового состава, большой объем проверяемой информации;

отсутствие единых баз данных, куда можно обращаться с запросами (многие органы предоставляют сведения об имуществе госслужащего только в конкретном субъекте);

отсутствие механизма мониторинга сведений о доходах на протяжении нескольких лет (не сравниваются данные за прошлые годы);

проверки позволяют привлечь к ответственности лишь тех, кто ошибся в заполнении справки, а не реальных коррупционеров;

формализм (проводятся проверки по фактам неуказанных в справках копеек).

Схожие проблемы назывались экспертами и в ходе исследования, проведенного годом ранее, что позволяет сделать вывод о недостаточно активной корректировке пробелов и противоречий в действующем антикоррупционном законодательстве.

В соответствии с пп. «г» и «е» п. 3 Указа Президента РФ от 21.09.2009 № 1065 на подразделения кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений федеральных государственных органов возложено оказание государственным служащим консультативной помощи по вопросам противодействия коррупции и правового просвещения.

Оценивая состояние работы по антикоррупционному просвещению, 48,7 % респондентов ответили, что данная работа в представляемом ими органе государственной власти организована. В большинстве случаев правовое просвещение осуществляется в виде: индивидуальных консультаций; ознакомления под роспись с нормативными правовыми актами; проведения совещаний; размещения информации на ведомственном сайте. Реже правовое просвещение организовано в форме: проведения обучающих занятий (семинаров, тренингов, «круглых столов»); приглашения лекторов; подготовки раздаточных материалов (памяток, методических рекомендаций, типовых форм документов); тестирования; подготовки информационных писем; размещения информации на стендах; создания «телефона доверия»; публикаций в СМИ; обучения вновь принятых на работу. Некоторые респонденты ответили, что работа по правовому просвещению ведется формально: в виде пункта в плане по противодействию коррупции; ведется только на бумаге.

О том, что работа по правовому просвещению не ведется в их органе государственной власти сообщили только 7,6 % опрошенных, что значительно лучше, чем в 2010 г., когда 16 % экспертов отметили отсутствие работы по антикоррупционному просвещению государственных служащих в представляемом ими ведомстве. Затруднились ответить на данный вопрос 16,5 % респондентов.
В соответствии с Указом Президента РФ от 01.07.2010 № 821 во всех федеральных органах власти должны быть образованы Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов. Как свидетельствуют опрошенные эксперты, такие комиссии на настоящий момент образованы фактически во всех (94,7 % ответов) органах государственной власти различных уровней (в 2010 г. утвердительно ответило на 3,7 % меньше респондентов – 91 %). Отрицательные ответы отсутствуют (в 2010 г. – 2 % опрошенных сообщили об отсутствии в представляемом ими органе государственной власти комиссий). Затруднились ответить о наличии подобных комиссий 2,8 % опрошенных.

Вместе с тем, опрос показал, что зачастую комиссии существуют формально, реальной работы не проводится. Так, заседания вышеназванных комиссий проводятся только в 62 % органов государственной власти. В 26,5 % ведомств пока не проводятся заседания комиссий. Затруднились ответить на данный вопрос 9,4 % респондентов.

Тем не менее, работа комиссий ведется более активно, нежели в 2010 г., когда лишь 40,4 % респондентов подтвердили факт проведения заседаний комиссии по конфликту интересов в представляемых ими органах, в то время как 48,4 % заявили, что заседания комиссии не проводились.

На проводимых заседаниях комиссий по урегулированию конфликта интересов, предметом рассмотрения служили следующие вопросы:

представление недостоверных или неполных сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера – 31 %;

несоблюдение требований к служебному поведению – 30,4 %;

урегулирование конфликта интересов – 22,4 %;

дача согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации – 22 %;

иным вопросам было посвящено – 2,5 % таких заседаний. Чаще всего это организационные заседания: ознакомление с ведомственными нормативными правовыми актами в сфере противодействия коррупции; планирование работы; подведение итогов и обсуждение отчета; ежеквартальные заседания в целях контроля хода выполнения плана противодействия коррупции. Кроме того заседания комиссий проводятся по следующим вопросам: рассмотрение конфликтных ситуаций между госслужащими; рассмотрение вопросов о невозможности представить сведения о доходах и имуществе супруга или несовершеннолетних детей; рассмотрение информации правоохранительного органа о коррупционном деянии государственного служащего; допустимость работы близких родственников в одной организации при отсутствии прямой подчиненности.
Эффективность профилактики коррупции в органах государственной власти зачастую обусловлена хорошо налаженным взаимодействием с правоохранительными органами. Без взаимодействия с правоохранительными органами невозможна проверка сведений о доходах и имуществе, а также проверка соблюдения требований, ограничений и запретов государственными служащими. При выявлении коррупционных преступлений, совершенных государственными служащими, их расследование также осуществляется в непосредственном взаимодействии органов государственной власти и правоохранительных органов.

Однако, как показывает проведенное исследование, половина респондентов (50,6 %), работающих в специализированных кадровых подразделениях, не осуществляют взаимодействие с правоохранительными органами в целях противодействия коррупции. Остальные имеют опыт взаимодействия с:

— с органами прокуратуры 29,1 %;

— с органами внутренних дел 22,4 %;

— с органами Федеральной службы безопасности 13 %;

— с органами следствия 11,6 %;

— с иными правоохранительными органами 1 % (ФСИН и ФССП России).

Инициатором подобного взаимодействия в целях противодействия коррупции являются в равной мере, как органы государственной власти, представляемые респондентами (31,2 %), так и правоохранительные органы (32 %). По инициативе иных органов отмеченное выше взаимодействие осуществлялось в 2,5 % случаев.

Взаимодействие органов государственной власти с правоохранительными органами в целях противодействия коррупции, как указывают эксперты, осуществляется при следующих обстоятельствах:

проверка сведений о доходах и имуществе государственных служащих и членов их семей – 21,4 %;

проведение проверки в органе государственной власти – 17,7 %;

проведение совместных мероприятий (совещаний, подготовка планов и т.п.) – 15,3 %;

расследование преступления – 12,8 %;

получение информации из правоохранительного органа – 11,8 %;

направление информации в правоохранительный орган о совершенном коррупционном правонарушении – 9 %;

проведение оперативно-розыскных мероприятий – 8 %;

проверка соблюдения государственным служащим требований, ограничений и запретов – 7,6 %;

иные вопросы – 1,5 %.
В соответствии с Федеральным законом о противодействии коррупции и указами Президента Российской Федерации антикоррупционной направленности в органах государственной власти должна быть сформирована ведомственная нормативно правовая база в сфере предупреждения коррупции.

Как показывает проведенный опрос, в большинстве органов государственной власти приняты нормативные акты, предписанные антикоррупционным законодательством. Так, по словам экспертов, в представляемых ими органах государственной власти приняты следующие ведомственные акты:

— Об образовании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликтов интересов – 87,4% ответов;

— О перечне должностей, при замещении которых представляются сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также регламентирующих порядок представления государственными и муниципальными служащими этих сведений – 78,4%;

— О порядке уведомления о случаях обращения к государственным служащим каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений – 75,3%;

— О перечне должностей, при увольнении с которых на бывшего государственного служащего в течение 2-х лет накладывается ограничение по занятию должностей в коммерческих и некоммерческих организациях – 31,5%;

— О порядке проведения антикоррупционной экспертизы – 28,6%;

— О порядке реализации иных функций, связанных с профилактикой коррупционных правонарушений – 2%.

Также опрашиваемые государственные служащие сообщили, что в их органе помимо вышеперечисленных приняты следующие ведомственные нормативные правовые акты: о порядке уведомления представителя нанимателя об иной оплачиваемой работе; о телефоне доверия; о порядке получения подарков; о проверке лиц, претендующих на работу на государственно службе; о порядке рассмотрения сообщений граждан о коррупционных правонарушениях; о порядке уведомления представителя нанимателя об иной оплачиваемой деятельности госслужащего; о порядке ознакомлении под роспись с нормативными правовыми актами антикоррупционной направленности; о конфликте интересов; планы по противодействию коррупции; Кодекс этики; указание об обязанности предоставлять сведения при приобретении имущества стоимостью свыше 500 тыс. рублей.
Необходимо отметить, что опрашиваемые эксперты в целом довольно ответственно подошли к заполнению анкет, не оставляя без внимания и открытые вопросы. Также от них поступило достаточно большое количество предложений по совершенствованию профилактики и противодействия коррупционным правонарушениям в государственных и муниципальных органах власти. Свои предложения сформулировали 293 эксперта (55,6 % опрошенных), во многом они повторяются, но это говорит, в первую очередь, о насущности проблемы.

В качестве мер, направленных на совершенствование профилактики коррупции в государственных и муниципальных органах власти, по мнению экспертов необходимо, в первую очередь, повышение уровня материального обеспечения государственных служащих (в том числе бывших).

Вместе с тем, необходимо и ужесточение ответственности за коррупционные правонарушения, а также обеспечение ее неотвратимости. В качестве конкретных мер предлагается: оставить в УК РФ за коррупционные преступления только санкцию в виде лишения свободы; отменить возможность условного лишения свободы для коррупционеров; ввести полную конфискацию имущества; ратифицировать статью 20 Конвенции ООН о противодействии коррупции (криминализация незаконного обогащения).

Также достаточно большое количество экспертов высказались о необходимости совершенствования антикоррупционного законодательства; уточнения формулировок, устранения противоречий и пробелов в нормативных правовых актах; создания действенного механизма практической реализации антикоррупционных нормативных правовых актов.

В качестве одного из наиболее актуальных направлений совершенствования законодательства, с точки зрения респондентов, видится разработка конкретного (действенного) механизма проведения проверок, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065, в том числе уточнение перечня оснований для проведения проверки.

На настоящий момент кадровые подразделения органов государственной или муниципальной власти, ежегодно организуют сбор и хранение справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных и муниципальных служащих (их супругов и несовершеннолетних детей), но проверять их достоверность и полноту, до тех пор, пока не поступит достаточная информация о том, что какие-то справки не достоверны, кадровые подразделения не имеют права. В этой связи ряд экспертов предлагает дать право кадровым службам проводить проверки по своей инициативе (либо предоставить такое право руководителю органа государственной власти); разработать механизм обязывающий давать ответы на запросы кадровых служб в ходе проверок; создать единую базу данных, куда можно обращаться при проведении проверок.

Предлагается также внесение изменений в законодательство, направленных на установление обязанности и механизма предоставления информации о доходах совершеннолетних детей, родителей, братьев и сестер, а также сожителей (по действующему законодательству государственные и муниципальные служащие сдают справки о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя лично, своего супруга и своих несовершеннолетних детей).

Вместе с тем помимо проверок справок о доходах многие эксперты считают необходимым осуществлять жесткий контроль и за расходами государственных служащих.

Экспертами отмечена насущность научно-методического обеспечения предупреждения коррупции в органах государственной власти: разработка методических рекомендаций по применению антикоррупционного законодательства (памяток, типовых образцов); проведение видеоконференций; дистанционное консультирование через интернет кадровых работников, отвечающих за борьбу с коррупцией, и их регулярное антикоррупционное обучение; обязательное повышение квалификации по антикоррупционным программам всех членов комиссий по конфликту интересов и всех работников специализированных кадровых подразделений по профилактике коррупции.

Для повышения эффективности деятельности комиссий по конфликту интересов эксперты считают необходимыми гласность в деятельности комиссий по конфликту интересов (размещение информации в СМИ и на ведомственном сайте); расширение их полномочий; а также обязательность решений комиссий по конфликту интересов (на данный момент они носят рекомендательный характер для руководителя органа государственной власти).

Исходя из того, что сотрудники подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных правонарушений перегружены работой, для повышения эффективности их деятельности экспертами предлагается: дебюрократизировать борьбу с коррупцией (сократить отчетность и бумажную работу); перейти от формальной работе для показателей к реальной деятельности; собирать справки о доходах государственных служащих один раз в два года; освободить работников кадров, отвечающих за предупреждение коррупции, от выполнения других обязанностей.

Помимо этого респонденты полагают необходимым наделить большими полномочиями подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных правонарушений: дать им полномочия проводить оперативно-розыскные мероприятия; создать во всех федеральных органах исполнительной власти службы собственной безопасности; отменить обязательные справки о доходах и перейти к контролю за расходами. А также предоставить этим подразделениям большую самостоятельность: функции по профилактике коррупционных правонарушений должны осуществлять лица, неподконтрольные руководителю органа государственной власти; сделать кадровую службу автономной от руководителя федерального органа исполнительной власти; выделить работников, отвечающих за предупреждение коррупции в органе государственной власти, в самостоятельные подразделения, (не кадровые); увеличить численность работников специализированных кадровых подразделений.

Ряд опрошенных считает более эффективным кадровое усиление и расширение полномочий правоохранительных органов, осуществляющих противодействие коррупции (в частности, дать право прокурорам возбуждать уголовные дела по фактам коррупции). При этом некоторые отмечают целесообразность создания единого федерального органа, отвечающего за антикоррупционную политику государства; федерального органа по управлению государственной службой и борьбе с коррупцией; специальных структур, независимыми от ведомств, которые будут выполнять функции, возложенные ныне на кадровые подразделения.

Достаточно большое количество предложений направлено совершенствование деятельности органов государственной власти, в частности предлагаются: оптимизация работы государственных служащих (автоматизация, способствующая прозрачности деятельности); развитие «электронного правительства»; сокращение руководящего аппарата; обеспечение реальных возможностей карьерного роста для государственных служащих; организация тщательного отбора кадров; обязательная проверка на полиграфе всех претендентов на руководящие должности; создание единого реестра уличенных коррупционеров; определить нормальный порядок передачи акций в доверительное управление; установить ответственность бывших государственных служащих за непредставление сведений о своем новом месте работы (в настоящее время существует лишь административная ответственность для работодателя за привлечение бывшего государственного или муниципального служащего к трудовой деятельности с нарушением Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» – ст. 19.29 КоАП РФ).

Многие эксперты высказываются за морально-нравственное воспитание населения страны; антикоррупционное правовое просвещение государственных служащих и граждан; а также антикоррупционное воспитание, начиная со школьников.

Однако население надо не только воспитывать и просвещать, но и активно привлекать к борьбе с коррупцией; а также увеличить гражданский контроль за деятельностью государственных и муниципальных органов власти.

Определенная часть экспертов считает, что для совершенствования профилактики коррупции в государственных и муниципальных органах власти необходима политическая воля руководства страны; надо бороться с коррупцией реально, а не декларативно; прекратить бумажную волокиту и начать реально бороться; начать борьбу с коррупцией с себя.

Некоторые респонденты считают, что в преодолении коррупции помогут лишь крайние меры: диктаторские меры со стороны Президента и Правительства страны; изменение госсстроя, госполитики и госидеологии.

Часть опрошенных полагает, что необходимо активнее противодействовать коррупции высокопоставленных государственных служащих: рыба гниет с головы; начать борьбу с коррупцией сверху; выявлять коррупцию среди высших должностных лиц; нужна более активная борьба с коррупцией руководства ведомств; проводить обязательную проверку сведений о доходах лиц, замещающих государственные должности, начиная с Президента РФ; прежде чем распространять действие антикоррупционных актов на всю Россию, надо опробовать их эффективность на федеральном уровне.

Экспертами также предлагается активно внедрять международный опыт. В качестве примера стран, чей опыт борьбы с коррупцией может быть использован Россией, приводятся: КНР, США, Сингапур, Италия.

Выводы:

Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы о состоянии коррупции в органах государственной власти и деятельности по ее предупреждению:

? Федеральный закон «О противодействии коррупции» и иные антикоррупционные нормативные правовые акты в федеральных органах государственной власти в целом исполняются; а запреты и ограничения, связанные с прохождением гражданской службы, государственными служащими соблюдаются в большинстве случаев; коррупционные правонарушения совершаются редко;

? на государственной службе наиболее распространенными являются такие нарушения запретов и ограничений, как: неуведомление об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений; непередача в доверительное управление имеющихся акций; замещение должности государственной службы в случае близкого родства или свойства; конфликт личных и государственных интересов;

? несмотря на значительную распространенность фактов склонения государственных служащих к совершению коррупционных правонарушений, уведомления представителя нанимателя о них крайне редки;

? обязанность государственных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не является достаточно эффективной мерой профилактики коррупции;

? при проведении проверок сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных служащих, их супругов и несовершеннолетних детей, возникает большое количество проблем, в том числе: отсутствие достаточных оснований для проведения проверки по Указу Президента РФ от 21.09.2009 № 1065 (фактический запрет на проведении проверок по инициативе кадрового подразделения или по инициативе руководителя); непредставление ответов из органов на направляемые запросы, формальное представление, отказ в предоставлении сведений; острая нехватка кадрового состава, большой объем проверяемой информации; проверки позволяют привлечь к ответственности лишь тех, кто ошибся в заполнении справки, а не реальных коррупционеров;

? отмечается положительная динамика в работе кадровых подразделений по антикоррупционному просвещению государственных служащих и обеспечению деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, однако достаточно часто эта работа осуществляется формально;

? в органах государственной власти в целом сформирована ведомственная нормативно правовая база в сфере предупреждения коррупции, предусмотренная федеральными законами и указами Президента Российской Федерации антикоррупционной направленности;

? остается слабым взаимодействие органов государственной власти с правоохранительными органами, в тех случаях, когда оно налажено, чаще всего это взаимодействие с органами прокуратуры и органов внутренних дел, причем инициаторами взаимодействие выступают в равной степени, как органы государственной власти, так и правоохранительные органы;

? экспертами высказано достаточно большое количество предложений по совершенствованию профилактики коррупционных правонарушений в государственных и муниципальных органах власти, в их числе предложения:

о повышении уровня материального обеспечения государственных служащих (в том числе бывших), при одновременном ужесточении ответственности за коррупционные правонарушения и обеспечении ее неотвратимости;

об отмене возможности условного лишения свободы для коррупционеров и полной конфискации имущества;

о необходимости контроля за расходами государственных служащих и ратификации статьи 20 Конвенции ООН о противодействии коррупции (криминализация незаконного обогащения);

о разработке конкретного (действенного) механизма проведения проверок, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065, в том числе уточнение перечня оснований для проведения проверки (дать право кадровым службам (руководителю органа государственной власти) проводить проверки по своей инициативе; разработать механизм обязывающий давать ответы на запросы кадровых служб в ходе проверок; создать единую базу данных, куда можно обращаться при проведении проверок);

об улучшении научно-методического обеспечения предупреждения коррупции в органах государственной власти (разработка методических рекомендаций, памяток по применению антикоррупционного законодательства; проведение видеоконференций; дистанционное консультирование через интернет; обязательное повышение квалификации по антикоррупционным программам всех членов комиссий по конфликту интересов и всех работников специализированных кадровых подразделений по профилактике коррупции);

о повышении эффективности деятельности комиссий по конфликту интересов (гласность в их деятельности, размещение информации в СМИ и на ведомственном сайте, расширение их полномочий, а также обязательность решений комиссий по конфликту интересов (на данный момент они носят рекомендательный характер для руководителя органа государственной власти);

о необходимости дебюрократизировать борьбу с коррупцией (сократить отчетность и бумажную работу), освободить работников кадров, отвечающих за предупреждение коррупции, от других обязанностей, сделать независимыми от руководителя органа государственной власти.

о целесообразности создания единого федерального органа, отвечающего за антикоррупционную политику государства.

Похожие:

«Коррупция в органах государственной власти и ее предупреждение» iconПостановление от 30 января 2014 г. N 32 об утверждении правил делопроизводства...
Правительства Российской Федерации от 15. 06. 2009 n 477 "Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной...

«Коррупция в органах государственной власти и ее предупреждение» iconПостановление от 30 января 2014 г. N 32 об утверждении правил делопроизводства...
Правительства Российской Федерации от 15. 06. 2009 n 477 "Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной...

«Коррупция в органах государственной власти и ее предупреждение» iconМетодические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству...
«Об утверждении Правил делопроизводства в исполнительных органах государственной власти Республики Бурятия» в целях оптимизации процедуры...

«Коррупция в органах государственной власти и ее предупреждение» iconНазвание документа
Выписка из Инструкции по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан рф, пребывающих в запасе Вооруженных сил рф,...

«Коррупция в органах государственной власти и ее предупреждение» iconПостановлени е
Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих...

«Коррупция в органах государственной власти и ее предупреждение» iconМетодические рекомендации по внедрению проектного управления в органах...
Российской Федерации по достижению их целей и решению поставленных задач утвердить прилагаемые Методические рекомендации по внедрению...

«Коррупция в органах государственной власти и ее предупреждение» iconНаименование федерального органа исполнительной власти / Субъекта...
Опросный лист использования проектного управления в органах государственной власти и организациях

«Коррупция в органах государственной власти и ее предупреждение» iconМетодические рекомендации по организации приема и анализа сведений...
Чукотского автономного округа, органах местного самоуправления и подведомственных им учреждениях

«Коррупция в органах государственной власти и ее предупреждение» iconI. Общие положения
Утвердить прилагаемые правила организации хранения, комплектования, учёта и использования документов Архивного фонда Российской Федерации...

«Коррупция в органах государственной власти и ее предупреждение» iconДоверенность
Общества во всех органах государственной власти России, субъектов России, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск