СОГЛОСОВАНО
Директор департамента образования Администрации города Тюмени
_____________ А.Э. Степанов
«___» ____________2014 г.
| УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МАДОУ д/с № 25 г. Тюмени
_____________ Л.В. Сабанина
«______» ____________2014 г.
|
СОГЛОСОВАНО
Протокол заседания
Педагогического совета
МАДОУ детского сада № 25 г. Тюмени
«___» ____________2014 г. СОЛГАСОВАНО
Протокол родительского комитета
МАДОУ детского сада № 25 г. Тюмени
«___» ____________2014 г.
|
| Основная общеобразовательная программа дошкольного образования
муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения детского сада № 25 города Тюмени
Тюмень - 2014
Содержание
№ п/п
|
| страница
| 1.
| Обязательная часть Программы
|
| 1.
| Пояснительная записка
|
| 1.1.1.
| Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в ДОУ
| 4 стр.
| 1.1.2.
| Приоритетные направления деятельности ДОУ по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
| 5 стр.
| 1.1.3.
| Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
| 5 стр.
| 1.1.4.
| Особенности осуществления образовательного процесса
| 6. стр.
| 1.1.5.
| Принципы и подходы к формированию Программы
| 7 стр.
| 1.2
| Организация режима пребывания детей ДОУ
|
| 1.2.1
| Описание ежедневной организации жизни и деятельности детей
| 9 стр.
| 1.2.2
| Проектирование воспитательно-образовательного процесса
| 15стр.
| 1.3.
| Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области
|
| 1.3.1.
| Образовательная область «Физическая культура».
| 18 стр.
| 1.3.2.
| Образовательная область «Здоровье».
| 19 стр.
| 1.3.3.
| Образовательная область «Безопасность».
| 20 стр.
| 1.3.4.
| Образовательная область «Социализация».
| 21 стр.
| 1.3.5
| Образовательная область «Труд».
| 21 стр.
| 1.3.6
| Образовательная область «Познание».
| 22 стр.
| 1.3.7
| Образовательная область «Коммуникация».
| 23 стр.
| 1.3.8
| Образовательная область «Чтение художественной литературы».
| 24стр.
| 1.3.9
| Образовательная область «Художественное творчество».
| 24 стр.
| 1.3.10
| Образовательная область «Музыка».
| 25 стр.
| 1.4.
| Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования
| 26 стр.
| 1.5.
| Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы
| 29 стр.
| 2.
| Часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса МАДОУ детский сад № 25
|
| 2.1.
| Организация работы в группах кратковременного пребывания детей по муниципальному заданию
| 31 стр.
| 2.2.
| Организация работы в группах кратковременного пребывания детей с 1,5 до 3 лет
| 34 стр.
| 2.3.
| Взаимодействие с семьями детей по реализации Программы
| 40 стр.
|
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МАДОУ д/с № 25 города Тюмени (далее Программа) разработана на основании основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой (далее «От рождения до школы»), разработанной в соответствии с действующими федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (ФГОС, Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года).
Программа составлена в соответствии с современными требованиями к обновлению образования с целью повышения качества образования. Программа ориентирована на создание системы воспитания и образования в период раннего и дошкольного детства.
Программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1,5 до 7-ми лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – социально-коммуникативное развитие, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое. Программа обеспечивает готовность воспитанников к обучению в школе.
Задачи психилого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех направлений наряду с задачами приоритетного направления детского сада – познавательно-речевого развития детей.
1.1.1. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в ДОУ
Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении. В детском саду функционирует 7 групп дневного пребывания. Пребывание детей с 7.30 до 18.00 при пятидневной рабочей неделе, одна дежурная группа с 7.00 до 19.00.
Возрастные особенности воспитанников соответствуют возрастным особенностям, указанным в программе «От рождения до школы».
Согласно комплексной оценке состояния здоровья детский сад посещают дети со второй группой здоровья, нормосомическим видом физического развития, наблюдаются нарушения осанки, плоскостопия.
Поступающие в детский сад дети имеют неустойчивый уровень речевого развития в соответствии с возрастом.
Психолого-педагогическая работа в Программе представлена по возрастным группам, охватывает три возрастных периода физического и психического развития детей:
Ранний дошкольный возраст - от 1,5 до 3 лет (первая младшая группа).
Младший дошкольный возраст – от 3 до 4 лет (вторая младшая группа);
Средний дошкольный возраст – от 4 до 5 лет (средняя группа);
Старший дошкольный возраст – от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).
Основной контингент воспитанников ДОУ это дети из малообеспеченных и средних слоев населения, дети с недостатками речевого развития. Имеются воспитанники с нарушениями в эмоциональной сфере и поведения.
1.1.2. Приоритетные направления деятельности ДОУ по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25, наряду с детьми, имеющими полноценное развитие, посещают дети с ограниченными возможностями здоровья, состояние речи которых препятствует освоению ими некоторых разделов общеобразовательной программы дошкольного учреждения.
Учитывая особенности контингента детей, воспитывающихся в ДОУ, учреждение определяет приоритетное направление познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста.
1.1.3. Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Цели и задачи организации педагогического процесса для участников (детей, педагогов, родителей воспитанников) поставлены с учетом потребностей родителей, социума, в котором находится дошкольное учреждение и на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности.
Целью данной программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Для достижения цели решаются следующие задачи:
охрана жизни и укрепление здоровья детей, воспитание потребности в здоровом образе жизни, развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности и состояния здоровья каждого ребенка;
создание максимальных условий, обеспечивающих интеллектуальное, художественно-эстетическое и физическое развитие детей;
создание в группах атмосферы доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
уважительное отношение к результатам детского творчества;
гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления;
единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие предметного давления.
1.1.4.Особенности осуществления образовательного процесса
МАДОУ д/с № 25 города Тюмени ориентирован на всестороннее формирование личности ребенка с учетом особенностей его физического, психического развития, индивидуальных возможностей и способностей, обеспечение готовности к школьному обучению.
Образовательный процесс в учреждении осуществляется в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников и включает время, отведенное на:
- организованную образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
- самостоятельную деятельность детей;
- взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. 1.1.5. Принципы и подходы к формированию Программы
1. При организации образовательного процесса учитывается принцип интеграции образовательных областей:
основу организации образовательного процесса составляет комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей;
Использование проектного метода, как средство социального и интеллектуального творчества саморазвития всех субъектов образования.
2. Содержание образовательной программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования:
сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
ребенок самостоятельно добывает знания, рассуждает
использование образовательного материала, позволяющего развивать творчество (в том числе речевого) в соответствии с интересами каждого ребенка.
3. Обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
В процессе образования детей дошкольного возраста формируются знания, умения и навыки, которые способствуют непосредственному развитию личностных, интеллектуальных качеств каждого ребенка дошкольного возраста
4. Принцип решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
5. Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
6. Деятельностный подход в процессе организации разнообразных видов деятельности: игровой, продуктивной, учебной, двигательной и т.д.
1.2. Организация режима пребывания детей в ДОУ
1.2.1.Организация ежедневной жизни и деятельности детей
Режим дня – это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Режим дня в детском саду построен в соответствие с возрастными психофизическими особенностями детей.
В режиме пребывания ребенка в детском саду отведено время на:
организованную образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально - художественной, чтение), условно мы ее назвали «Я познаю мир»;
образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
самостоятельная деятельность детей;
взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Примерный режим дня в ДОУ составлен с расчетом 12 часов пребывания ребенка в детском саду. При осуществлении режимных моментов учитываются возрастные и индивидуальные особенности ребенка (длительность сна, темп деятельности, актуальная и ближайшая зона развития и т. д).
В режиме дня указана общая длительность организованной образовательной деятельности, самостоятельной и игровой деятельности детей. Педагог самостоятельно дозирует объем образовательной нагрузки, не превышая при этом максимально допустимого санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.
Гибкий режим деятельности в Программе составлен исходя из:
- приоритетного вида деятельности детей дошкольного возраста – игры;
- наличия специалистов: музыкального руководителя;
-проектного подхода к обучению и воспитанию дошкольников, к организации всех видов деятельности.
Режим дня разработан для каждой возрастной группы и представлен в табличном варианте: |