Скачать 0.87 Mb.
|
Муниципальное образовательное учреждение лицей «РИТМ» РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ЧЕРЕЗ ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ «РОСТ» (Развитие, Образование, Становление, Творчество) Автор: Герасименко Виктория Владимировна учитель начальных классов г. Хабаровск 2011 Предлагаю воспитательную систему по разработанной мною программе, которую назвала «РОСТ». (Развитие, Образование, Становление, Творчество). Система работы представлена в следующей схеме – рисунке: Для успешного решения вопросов воспитания, обучения и развития личности ребенка, я опираюсь на концепцию духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования целью которой является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования: 1.1. В области формирования личностной культуры: • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»; • укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести; • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; • формирование нравственного смысла учения; • формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма; • принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций; • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; • формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам; • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты; • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата. 1.2.В области формирования социальной культуры: • формирование основ российской гражданской идентичности; • пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество; • воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре; • формирование патриотизма и гражданской солидарности; • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; • укрепление доверия к другим людям; • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им; • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям; • формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России. 1.3.В области формирования семейной культуры: • формирование отношения к семье как основе российского общества; • формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; • формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним; • знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи. Образовательное учреждение может конкретизировать общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся для более полного достижения национального воспитательного идеала с учётом национальных и региональных условий и особенностей организации образовательного процесса, потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей). В воспитательной работе строю отношения на основе взаимопонимания, взаимодоверия, взаимоуважения. Главным в работе считаю: Создание условий для развития самоактуализирующейся личности школьника в условиях личностно - ориентированной коллективно - творческой деятельности. Актуальность: Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Но современные родители все больше уделяют времени обустройству быта и повышению благосостояния семьи, а воспитание детей переложили на плечи педагогов и образовательных учреждений. Все начинается с семьи. В школьный коллектив ребенок приходит уже сформировавшейся личностью. И с семи лет школа начинает вносить свой вклад в дальнейшее формирование ребенка как личности. Она помогает дальнейшему росту или коррекции внутреннего «Я» каждого ученика. Поэтому основу моей программы заложены следующие приоритетные сферы жизнедеятельности, обеспечивающие развитие личности: Творчество включает в себя совместные коллективные творческие дела, а также духовно – эстетическую сферу. Становление включает в себя духовно – нравственную сферу, она охватывает деятельность сознания и эмоции человека и является общечеловеческой ценностью, а также в патриотическое и семейное становление. Образование включает в себя понятие ответственного отношения за учебный труд, а также расширения круга знаний с точки зрения экологии и краеведения. Развитие – в физической сфере и саморазвития. Воспитательную работу в классе строю по следующим направлениям:
Для реализации цели ставлю следующие задачи: Задачи воспитательного процесса
Правила технологии воспитательного процесса представляю в следующем:
Средства достижения цели и задач: Конкурсы викторины праздники Классные часы акции Встречи с интересными людьми экскурсии Ожидаемые результаты: Как классный руководитель я развиваю такие качеств личности в каждом ученике, которые помогут им состояться как личность в дальнейшей жизни:
КОНЦЕПЦИЯ ВОПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ «РОСТ». Разрабатывая концепцию воспитательной системы, я учитывала:
Общечеловеческие ценности фундаментальны, ориентация на них, по моим предположениям, должна рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности и поступки. Я согласна с концепцией лицея, что для этого необходимо: - исключить методы давления; -всемерно поощрять и развивать практику включения учащихся с раннего возраста в ситуацию выбора, самостоятельного принятия решения; -культивировать милосердие, доброту, способность к сопереживанию; -воспитание понимания ценности, неприкосновенности человеческой жизни; -учить жить в мире и согласии; -проявлять терпимость, доброжелательность к людям; -развивать духовные потребности в познании и самопознании, рефлексии, красоте, общении, творчестве, автономию своего внутреннего мира; -учить творчеству во всех сферах жизнедеятельности -воспитывать потребность в преобразующей деятельности, в получении достаточно большого объема знаний. Для того чтобы обеспечить каждому ребенку полноценное, личностное, интеллектуальное развитие в нашем лицее актуализируются следующие идеи гуманистического воспитания. 1. Личностный подход - признание личности ребенка высшей социальной ценностью, принятие его таким, каким он есть, умение влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном человека в частности. Личностный подход очень трудно осуществить без основательной дифференциации образовательного процесса. Дифференциация воспитания предполагает отбор содержания, форм и методов воспитания, учет специфических позиций детей и взрослых в воспитательном процессе. 2. Деятельностный подход в воспитании: ребенок не готовится в школе к будущей жизни - он уже живет реальной сегодняшней жизнью. И ему нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность: игровая, трудовая, благотворительная, творческая, досуговая. 3. Средовый подход - школа не может оградить детей от негативных влияний среды, но в состоянии включить в деятельность детей заботы и проблемы социума, ближайшего окружения. В этом смысле семья занимает особое место и требует особого внимания. 4. Комплексный подход - предполагает воспитание и развитие актуальных качеств личности ребенка параллельно, а не по очереди. Нужно так организовать деятельность учащегося, чтобы человек в ней раскрывался с разных сторон и развивал все свои личностные качества. Комплексный подход в лицее предполагает сочетание общего и дополнительного образования, единство воспитания и обучения. 5. Гуманизация межличностных отношений предполагает уважительное отношение к ребенку, к его мнению, доброту и понимание. В лицее должно быть как можно меньше страха, чувства незаслуженной вины, которые тормозят развитие. Опора на чувства ребенка, а не только на его сознание и поведение. Порой благодаря чувствам жизненные ценности, нравственные нормы могут стать собственными. Я. Корчак утверждал, что развитие ребенка стимулирует эмоциональная стабильность его жизни, которая создается доброжелательным отношением, умением прощать, признания прав ребенка: право на ошибку, на тайну, на собственность, на игру. Перечисленные выше подходы к воспитанию составляют основу системы воспитательной работы в лицее. Процесс ее развития - это движение от разрозненных воздействий к целостному, саморегулирующему, воспитывающему, социальному организму. Все подходы к воспитанию реализуются через связь внеурочной деятельности с учебным процессом. Специфика воспитательной работы состоит в том, что часто внеурочные, внеклассные, внешкольные дела, праздники, вечера аккумулируют (вбирают) в себе все самое лучшее и интересное, что достигают учащиеся на уроках, но в более широком, глубоком аспекте. В основе программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и организуемого в соответствии с ней уклада школьной жизни лежат следующие принципы. Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения, обеспечивают возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации. Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Любое содержание обучения, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определённой ценности. Педагогическая организация нравственного уклада школьной жизни начинается с определения той системы ценностей, которая лежит в основе воспитательного процесса, раскрывается в его содержании и сознательное усвоение которой обучающимися осуществляется в процессе их духовно-нравственного развития. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя. Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Каждая из ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Что есть Отечество? семья? милосердие? закон? честь? Понимание — это ответ на вопрос. Оно достигается через вопрошание общественного значения ценностей и открытие их личностного смысла. Мною был разработан план воспитательной работы на весь период обучения младшего школьника. По охвату содержания план работы можно охарактеризовать как совокупность взаимосвязи пяти компонентов (по М. Когану): - познавательное; - нравственное; - эстетическое; - физическое; - коммуникативное. По длительности планируемого периода – долгосрочный. В зависимости от субъекта планирования – коллективный. По масштабу планирования – планы первичных коллективов. Семейное воспитание – целенаправленная и систематическая работа классного руководителя с родителями. На протяжении 4-х лет работаю в тесном контакте с коллективом родителей, систематически провожу родительские собрания, на которых читаю лекции по родительскому всеобучу. Родительский комитет класса – активный помощник в проведении родительских собраний и совместных коллективных творческих дел. Основные задачи сотрудничества с родителями вижу в информировании о современных тенденция в образовании, в вовлечении родителей в жизнь класса и лицея. |
I. История вопроса стр. 4 | |||
Опыт интеграции внеурочной деятельности в воспитательную систему моу прогимназия №48 в условиях введения фгос ноо | Едено в соответствии с законом, все ранее использовавшиеся значения «Электроно», «Почтой» и «Телеграфом» теперь соответствуют пустому... | ||
Едено в соответствии с законом, все ранее использовавшиеся значения «Электроно», «Почтой» и «Телеграфом» теперь соответствуют пустому... | Снижение же налогов с граждан стимулирует рост доходов населения, увеличение потребления, рост производства товаров и услуг и, как... | ||
Основной разработчик Программы: Виссарова Лариса Валериевна, учитель начальных классов моу «Нижнекумашкинская нш – дс» | Рф от 09. 03. 2004г. №1312. Данный учебный предмет имеет своей целью развитие коммуникативной компетенции на английском языке в совокупности... | ||
... | ... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |