Муниципальное образовательное учреждение
«Информационно-диагностический (методический) центр»
Преподавание
информатики в начальной школе
Из опыта работы
Рязань
2008
УДК 71
ББК 73
Информатика в начальной школе: опыт педагогов / Сост. О.Н. Гаврюшкина / Муниципальное образовательное учреждение «Информационно-диагностический (методический) центр» – Рязань, 2008 г. – 46 с.
Сборник включает в себя информационные, нормативные, методические материалы по преподаванию информатики в начальной школе, конспекты уроков информатики учителей города Рязани.
Адресован заместителям директоров, учителям начальных классов, учителям информатики.
Рецензент: Столярова Н.А., заместитель директора МОУ «СОШ № 38», учитель начальных классов высшей квалификационной категории, Заслуженный учитель РФ.
ИД(М)Ц
2008
Содержание Содержание 4
Введение 5
О преподавании информатики в начальных классах в г. Рязани 5
Нормативное обеспечение курса информатики в начальной школе 6
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2008/2009 учебный год 7
Особенности преподавания курса информатики 7
в начальной школе 7
Уроки информатики во 2 классе 14
Уроки информатики в 3 классе 29
Уроки информатики в 4 классе 35
Работа с прикладной программой «Базы данных». Программа "Базы данных". 43
Введение Мир эволюционирует очень быстро. Научные технологии, индустрия и общество прогрессируют с огромной скоростью, а знания развиваются еще быстрее. Неизвестно, в чем возникнет потребность у наших учеников в будущем, но уже точно понятно, что они должны быть способны воспринять, переработать и использовать колоссальный объем информации.
Использование средств ИКТ в обучении открывает возможности, недостижимые для других, традиционных средств, и даже развивающего обучения. Развитие новых методов образования становится настоятельной необходимостью. Применение современных информационных технологий не только повышает эффективность образовательного процесса, активизирует учебную деятельность, но и содействует их привлекательности в глазах учащихся. Учебная деятельность становится деятельностью по самосовершенствованию для ориентации в потоке информации.
В школах г. Рязани действует творческая группа учителей начальных классов, которая разрабатывает инструментарий для внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс. Основные направления работы:
1. Создание презентаций для сопровождения урока (программа PowerPoint)
2. Проектная деятельность учителя с использованием ИКТ
3. Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ
4. Создание дидактических материалов средствами Word, Excel, Publisher, PowerPoint
5. Эффективное использование интерактивной доски Smart Board на уроке и во внеурочное время
6. Использование средств Интернет для обучения и воспитания
7. Развитие креативности и интеллектуальных способностей учащихся
8. Тестирование в PowerPoint, Excel
9. Обучение информатике в начальной школе
10. Использование прикладных педагогических программных средств
11. Использование ИКТ во внеурочной деятельности
12. Создание и проведение уроков с использованием информационного интегрированного продукта «КМ-Школа»
О преподавании информатики в начальных классах в г. Рязани В октябре 2007 года был проведен сбор информации о преподавании информатики в начальной школе. В ходе первого этапа были собраны сведения о количестве часов в неделю информатики в начальной школе, УМК и электронных ресурсах, используемых в преподавании предмета.
Информатика в начальной школе ведется в следующих школах: №№ 1, гимназия 2, 3, лицей 4, 7, 9, 13, 20, 21, 31, 33, 35, 38, 42, 44, 47, 50, лицей 52, 53, 54, 57, 59, 62, 63, 64, 66, 67, 68, 69, 71, 72. Проводится факультатив или кружок по информатике в школах: гимназии №№2, 5, №№7, 8, 11, 20, 33, 37, 43, 44, 45, 46, 50, лицей 52, 54, 55, 60, 61, 62, 65, 70, 72.
В таблице представлены учебно-методические комплексы, электронные ресурсы и школы, которые по ним работают.
Школа
| УМК
| Электронные ресурсы (СD, DVD)
| 1
| А.Л. Семенов
|
| Гимназия 2, 3, лицей 4, 13, 33, 35, 38, 44, 50, лицей 52, 54, 57, 59, 63, 64, 66, 68, 71
| А.В. Горячев
| «Технология преподавания информатики в начальной школе»
Основы информатики
Создание тестов
Энциклопедия Кирилла и Мефодия
Радуга в компьютере
Страна «Фантазия»
Электронное приложение к курсу «Информатика и ИКТ» под ред. С.Н. Тур
Самоучитель для детей
Увлекательная программа-тренажер
Маркина М.А. «Информатика в играх и задачах»
Маркина М.А. «Компьютер на уроках информатики в начальной школе»
| 20, 34, 38, 53, 67
| С.Н. Тур
| Страна «Фантазия»
Мир информатики
| 9, 21, 47, 59, 69, 72
| Н.В. Матвеева
| Основы информатики
Создание тестов
Энциклопедия Кирилла и Мефодия
Электронное пособие для учителя и учащихся под ред. Н.В. Матвеевой
|
|