Методические рекомендации по предотвращению чрезвычайных ситуаций в образовательных учреждениях и организации эвакуационных мероприятий 2013г


Скачать 409.66 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по предотвращению чрезвычайных ситуаций в образовательных учреждениях и организации эвакуационных мероприятий 2013г
страница1/3
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Бланки > Методические рекомендации
  1   2   3
ГОСДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

«СЛУЖБА СПАСЕНИЯ ИМЕНИ И.А. ПОЛИВАНОГО»



СОГЛАСОВАНО:

Руководитель

Агентства государственной противопожарной службы и гражданской защиты

Архангельской области
__________________ Уваров А.В.

«____» ______________ 2013 г.

УТВЕРЖДАЮ:

И.о. начальника

Государственного бюджетного учреждения Архангельской области

«Служба спасения

им. И.А. Поливаного»
____________________ В.П. Дробот

«_____» ______________ 2013 г.


Методические рекомендации

по предотвращению чрезвычайных ситуаций в образовательных учреждениях и организации эвакуационных мероприятий

2013г.

Аннотация.

Методические рекомендации призваны оказать помощь руководителям, преподавателям и лицам, ответственным за пожарную безопасность в образовательных учреждениях в профилактике пожарной безопасности и грамотной организации эвакуации людей в случае чрезвычайной ситуации.
Методические рекомендации содержат теоретическую часть.

Навыки по применению первичных средств пожаротушению рекомендовано осваивать на семинарах по пожарной безопасности. (см. Приложение 2).

Содержание:

1.

Термины и определения

Стр. 3

2.

Противопожарный режим в образовательном учреждении.

Ответственность.

4

3.

ЧС в образовательном учреждении. Распыление неизвестного вещества.

6

4.

Пожар в образовательном учреждении:

- причины пожаров;

- опасные факторы пожара;

- условия для возникновения и протекания пожара;

- классификация материалов по их возгораемости.

7

5.

Фазы пожара.

9

6.

Подготовка к эвакуации. Основные правила.

12

7.

Документальное оформление тренировочных мероприятий по эвакуации.

12

8.

Этапы тренировки. Алгоритм действий участков эвакуации.

13

9.

Ошибки при эвакуации.

15

10.

Помощь специалистов.

16

11.

Психофизиологические особенности поведения людей при пожаре.

17

12.

Приложение 1. Образцы бланков документов.

21

13.

Приложение 2. Описание семинара по пожарной безопасности.

28



Термины и определения.

Чрезвычайная ситуация – обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери.

Пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;

Опасные факторы пожара – факторы пожара, воздействие которых может привести к травме, отравлению или гибели человека и/или к материальному ущербу;

Очаг пожара – место первоначального возникновения пожара;

Первичные средства пожаротушения – переносные или передвижные средства пожаротушения, используемые для борьбы с пожаром в начальной стадии его развития;

Безопасная зона – зона, в которой люди защищены от воздействия опасных факторов пожара или в которой опасные факторы пожара отсутствуют;

Система противопожарной защиты – комплекс организационных мероприятий и технических средств, направленных на защиту людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и/или ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на объект защиты;

Эвакуация – процесс организованного самостоятельного движения людей непосредственно наружу или в безопасную зону из помещений, в которых имеется возможность воздействия на людей опасных факторов пожара;

Эвакуационный выход – выход, ведущий на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону;

Эвакуационный путь – путь движения и/или перемещения людей, ведущий непосредственно наружу или в безопасную зону, удовлетворяющий требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре;

Аварийный выход – дверь, люк или иной выход, которые ведут на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону, используются как дополнительный выход для спасания людей, но не учитываются при оценке соответствия необходимого количества и размеров эвакуационных путей и эвакуационных выходов и которые удовлетворяют требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре.

Эвакуационные пункты сбора – места построения эвакуируемых людей и складирования ценных документов и материальных ценностей, в зависимости от времени года и видов эвакуации.
Противопожарный режим в образовательном учреждении.

Основными нормативными документами, регламентирующими правила пожарной безопасности, являются:

  • Федеральный закон от 21.12.94 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в ред. от 30.11.11г.);

  • Постановление Правительства РФ от 25.04.2012г. №390 «О противопожарном режиме» (взамен ППБ 01-03);

  • приказ МЧС РФ от 12.12.07 № 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»;

  • Федеральный закон от 22.07.08 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Правила противопожарного режима регламентированы Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 и заменяют собой ранее действовавшие Правила пожарной безопасности в РФ, утвержденные Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)».

Правила разработаны для организации противопожарного режима на производственных объектах, в местах массового пребывания людей (в больницах, детских садах, школах, лагерях и т. п.), жилых домах, на транспорте и др.

В отношении образовательных учреждений, сохранены требования по проведению основных мероприятий по пожарной безопасности, в т.ч.:

  • разработка и внедрение общеобъектовой инструкции по пожарной безопасности;

  • обучение ответственных лиц и руководителей образовательного учреждения пожарно-техническому минимуму;

  • проведение инструктажей по пожарной безопасности;

  • разработка планов эвакуации и размещение информационных табличек в здании и на территории образовательного учреждения;

  • оснащение помещений специальным оборудованием и противопожарными средствами;

  • организация и проведение тренировочных мероприятий в части пожарной безопасности.

Также в Правилах (п.14) предусмотрено, что руководитель организации обеспечивает выполнение на объекте требований, установленных ст. 6 Федерального закона от 10.07.2001 N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака". Запрет курения табака на территории и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг и т.п. прописан и в Федеральном законе № 15 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

Другими словами, курение табака в зданиях и на территории школ и других учебных заведениях запрещено. Как запрещено и организовывать места для курения, позволять курить в туалетах, в учительских и в кабинете директора.

Ответственность за нарушение этого требования несет директор школы/дошкольного образовательного учреждения, как должностное лицо.

Государственный инспектор пожарного надзора за выявленные нарушения обязан привлечь виновного к административной ответственности по КоАП РФ ст.20.4 часть 1 Нарушение требований пожарной безопасности.

Административный штраф на должностных лиц составит – от 6000 до 15000 рублей; на юридических лиц (саму школу) – от 150000 до 200000 тысяч рублей.

Что касается наказания детей, то административная ответственность наступает с 14 лет.

К дисциплинарной ответственности привлекаются работники организаций в соответствии с действующим законодательством о труде, если данное нарушение содержит признаки дисциплинарного проступка, т. е. неисполнение или ненадлежащие исполнение работником таких обязанностей, как соблюдение требований по обеспечению безопасности труда или незамедлительное сообщение о ситуации, в т. ч. очаге пожара, представляющем угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества. За совершение дисциплинарного проступка работодатель может применить такие взыскания, как замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям, а по отношению к отдельным категориям работников — и др. взыскания в соответствии с действующим законодательством, уставами, положениями о дисциплине.

К уголовной ответственности в соответствии с УК РФ привлекаются лица, противоправное деяние которых содержит признаки преступления. В частности, за умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества путем поджога (взрыва) виновник наказывается лишением свободы на срок до 5 лет; за нарушение правил пожарной безопасности, если это повлекло причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, — штрафом до 200 МРОТ либо лишением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности (заниматься определенной деятельностью) до 3 лет; за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, — лишением свободы на срок до 10 лет, с лишением права занимать определенные должности (заниматься определенной деятельностью) на срок до 3 лет.

Далее, в обязанности руководителя организации входит обеспечение наличия на объекте с ночным пребыванием людей инструкции о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время, телефонной связи, электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения (п. 9 Правил).

Особое внимание уделено обеспечению пожарной безопасности при проведении массовых мероприятий (дискотек, представлений, торжеств и т. п.).

Так, помещение или помещения, где будут проходить мероприятия, подлежат предварительному визуальному осмотру, который проводит ответственное лицо. В ходе всего мероприятия за действием на сцене и в зальных помещениях наблюдают дежурные.

Запрещено:

  • размещать новогоднюю елку в непосредственной близости от стен (расстояние веток от стен и потока должно быть не менее 1 метра);

  • украшать елку марлей и ватой, не пропитанной огнезащитными составами;

  • применять пиротехнические изделия, дуговые прожекторы и свечи;

  • проводить перед началом или во время представлений огневые, покрасочные и другие пожароопасные и пожаровзрывоопасные работу;

  • уменьшать ширину проходов между рядами и устанавливать в проходах дополнительные кресла, стулья и др.

  • полностью гасить свет в помещении во время спектаклей или представлений;

  • допускать нарушения установленных норм заполнения помещений людьми.

В данном разделе лекции представлены лишь некоторые пункты Правил противопожарного режима. Руководителям и лицам ответственным за пожарную безопасность в образовательных учреждения рекомендовано изучить данный документ в рамках самостоятельной подготовки.
ЧС в образовательном учреждении. Распыление неизвестного вещества.

Чрезвычайные ситуации разнообразны, как по характеру, так и по масштабу происшествия. Наиболее распространенные ЧС в образовательных учреждениях – это сообщение о заложенном взрывном устройстве, распыление неизвестного вещества (в т.ч. перцового баллончика), задымление и пожары. При возникновении этих ситуаций, должна проводиться эвакуация всего ученического, преподавательского и технического составов.

Независимо от характера ЧС, алгоритм эвакуации должен быть единым.

Эвакуация – это процесс организованного самостоятельного движения людей непосредственно наружу или в безопасную зону из помещений, в которых имеется возможность воздействия на людей опасных факторов.

Однако бывают ситуации, когда преподавательский состав отказывается от эвакуации или проводит ее не в полном объеме. Например, при распылении неизвестного вещества, в том числе содержимого газового и перцового баллончика.

Примечание:

Воздействие на организм человека содержимого перцового баллончика может спровоцировать аллергическую реакцию. Как правило, это появление першения в носу и, как следствие, чихание и слезотечение. Не исключены и более серьезные последствия, когда в результате воздействия на слизистую оболочку человека содержимое баллончика провоцирует отек носоглотки и удушье. При таком развитии ситуации, состояние человека стремительно ухудшается. Возможна и потеря сознания. Реакция очевидцев, как и людей находящихся в опасной зоне (зоне распыления) может быть разной. Кто-то, трезво оценивая ситуацию, направится к окну и постарается организовать проветривание, а кто-то начнет паниковать. Состояние паники легко передается при большом скоплении людей. Не исключено возникновение хаоса и неправильной эвакуации.

Пострадавшего необходимо как можно скорее вынести на свежий воздух и передать медикам для оказания помощи. В ситуации, когда уже есть тяжелые пострадавшие - отказ от эвакуации может привести к губительным последствиям.

Также необходимо помнить, что только специально подготовленный работник аварийно-спасательной службы – пожарный или спасатель, может точно определить зону распространения неизвестного вещества, характер этого вещества, и уровень опасности. Каждая минута пребывания людей в зоне заражения может быть решающей.
Пожар в образовательном учреждении.

Причины пожаров условно можно разделить на две группы:

Электрического характера:

  • неисправность электрооборудования;

  • короткое замыкание электропроводки;

  • различные проявления статического и атмосферного электричества.

Неэлектрического характера:

  • небрежное обращение с огнем (курение при проведении огневых работ, курение в неустановленном месте);

  • поджоги;

  • нарушение правил эксплуатации систем отопления и вентиляции;

  • нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации бытовых электроприборов и проведении электрогазосварочных работ;

  • нарушение герметизации оборудования, выделяющего опасные в пожарном отношении пыли и газы;

  • взрывы, самовозгорание различных веществ и материалов;


Опасные факторы пожара.

Опасными факторами пожара являются:

  • пламя и искры;

  • тепловой поток;

  • повышенная температура окружающей среды;

  • повышенная концентрация токсичных продуктов горения и термического разложения;

  • пониженная концентрация кислорода;

  • снижение видимости в дыму.


Условия для возникновения и протекания пожара.

Для того чтобы произошло возгорание необходимо наличие трех условий:

  • горючие вещества и материалы;

  • источник зажигания – открытый огонь, химическая реакция, электрический ток;

  • наличие окислителя (кислород воздуха).

Эти условия необходимо, чтобы пожар возник. Для того, чтобы пожар начал движение необходимо еще одно условие – наличие путей распространения.

  1   2   3

Похожие:

Методические рекомендации по предотвращению чрезвычайных ситуаций в образовательных учреждениях и организации эвакуационных мероприятий 2013г iconМетодические рекомендации по организации и проведению эвакуационных...
Приказ руководителя объекта «Об организации эвакуационных мероприятий и подготовке эвакуационных органов»

Методические рекомендации по предотвращению чрезвычайных ситуаций в образовательных учреждениях и организации эвакуационных мероприятий 2013г iconМетодические рекомендации по планированию действий по предупреждению...
Методические рекомендации предназначены для глав администраций городов (районов), руководителей объектов, а также освобожденных (совместителей)...

Методические рекомендации по предотвращению чрезвычайных ситуаций в образовательных учреждениях и организации эвакуационных мероприятий 2013г iconМетодические рекомендации по планированию действий по предупреждению...
Методические рекомендации предназначены для глав администраций городов (районов), руководителей объектов, а также освобожденных (совместителей)...

Методические рекомендации по предотвращению чрезвычайных ситуаций в образовательных учреждениях и организации эвакуационных мероприятий 2013г iconМетодические рекомендации о порядке выделения бюджетных ассигнований...
По предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на оказание гражданам единовременной материальной помощи, единовременного пособия...

Методические рекомендации по предотвращению чрезвычайных ситуаций в образовательных учреждениях и организации эвакуационных мероприятий 2013г iconМетодические рекомендации по организации подготовки и проведения...
По организации подготовки и проведения объектовых тренировок по граждансой обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций

Методические рекомендации по предотвращению чрезвычайных ситуаций в образовательных учреждениях и организации эвакуационных мероприятий 2013г iconИнформационный вестник №17(302)май2012г
В министерстве сельского хозяйства прошло совещание о готовности к предотвращению чрезвычайных ситуаций инфекционного характера

Методические рекомендации по предотвращению чрезвычайных ситуаций в образовательных учреждениях и организации эвакуационных мероприятий 2013г iconМетодические рекомендации по обучению в области гражданской обороны,...
Обучение в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Методические рекомендации по предотвращению чрезвычайных ситуаций в образовательных учреждениях и организации эвакуационных мероприятий 2013г iconМетодические рекомендации по оформлению документов для экспертной...
Настоящие «Методические рекомендации по оформлению документов для экспертной оценки ущерба в отраслях агропромышленного комплекса...

Методические рекомендации по предотвращению чрезвычайных ситуаций в образовательных учреждениях и организации эвакуационных мероприятий 2013г iconМетодические рекомендации для специалистов образовательных организаций
Методические рекомендации предназначены специалистам общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций...

Методические рекомендации по предотвращению чрезвычайных ситуаций в образовательных учреждениях и организации эвакуационных мероприятий 2013г iconМетодические рекомендации по организации обучения работающего населения...
Фгбоу впо нгту на 2016—2020 годы. Пояснительная записка

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск