Учебника, а на общую цель и тем самым демонстрируют свои предметные знания, коммуникативные навыки в гораздо шире, чем это предусмотрено программой. Итогом решения всех задач пособия является результат творческого поиска, исследования, проведённые детьми, оформленный в виде аннотации, паспорта, карт


Скачать 343.74 Kb.
НазваниеУчебника, а на общую цель и тем самым демонстрируют свои предметные знания, коммуникативные навыки в гораздо шире, чем это предусмотрено программой. Итогом решения всех задач пособия является результат творческого поиска, исследования, проведённые детьми, оформленный в виде аннотации, паспорта, карт
страница1/4
ТипУчебник
filling-form.ru > Туризм > Учебник
  1   2   3   4
Введение

Современное общество ставит перед образованием задачу подготовки знающего, мыслящего, умеющего получать и применять знания человека. Проектная деятельность этому способствует, развивая умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Прообразом проектной деятельности в начальной школе по мнению многих педагогов, младших школьников могут стать проектные задачи. И здесь главное-заинтересовать ребёнка, вовлечь в необычную деятельность, в ситуацию детективного расследования, что по форме и содержанию приближает школьника к реальным событиям. Окунувшись с головой в решение проблем, поставленных задаче, дети работают не на тему учебника, а на общую цель и тем самым демонстрируют свои предметные знания, коммуникативные навыки в гораздо шире, чем это предусмотрено программой. Итогом решения всех задач пособия является результат творческого поиска, исследования, проведённые детьми, оформленный в виде аннотации, паспорта, картины, модели, книги, иллюстрации, макета и т.д. Этот «продукт», созданный учащимися, может быть далее «оторван» от самой задачи и жить своей отдельной жизнью, как не большое и… по вопросам истории, экологии, этикета, изо, безопасности, здорового образа жизни. Пособие предназначено для работы с младшими школьниками на уроках изобразительного искусства, отведённых на повторение и закрепление изученного материала и во внеурочное время.

Глава 1. Особенности организации проектной деятельности по изобразительному искусству.

В организации проектной деятельности младшего школьника возникает другая картина в силу его возрастной особенности. Изобразительная деятельность младшего школьника носит произвольный характер, «учебные действия производится в соответствии внутреннего плана действий, способность выражать субъективное отношение к действительности и осознанно создавать, презентовать продукт творческой деятельности. Развивается преимущественно интеллектуально-познавательная сфера психики, а ведущая деятельность- учебно-познавательная» [5. с.77].В этом возрасте благоприятно развивать способность к эстетическому восприятию и переживанию, способность к творчеству и выработке ориентации личности к эстетическим ценностям современного общества, тем самым формируется эстетическая позиция ребёнка. Замечено, что эстетическая позиция школьника формируется в коммуникативной деятельности, т.е при организации и осуществлении совместной творческой деятельности. Тогда перед учителем ставится иная педагогическая цель, отличная от той, что стоит при организации проектной деятельности старшего школьника. Это создание условий формированию разных способов учебного сотрудничества.

Учебное сообщество — это группа детей, способная организоваться для совместного учебного труда, непосильного для каждого участника, общей работы. Задача учителя при формировании такого сообщества состоит в создании условий для того, чтобы совместная работа детей стала возможной, гдедети получают навыки делового партнерского общения в группе. Формируется ряд организаторских компетентностей (умение проектировать процесс (изделие); планировать деятельность, время и ресурсы; анализировать собственную деятельность). В такой работе активно формируются коммуникативные и презентационные компетентности. В период функционирования группы взрослый в ее работе не участвует, дети работают самостоятельно, относительно автономно. Взрослый включается в работу группы в том случае, если дети сами приглашают его к сотрудничеству. Взаимодействие «учитель — группа совместно действующих детей» является исходной формой учебного сотрудничества в классе.

Поэтому проектные задачи в 1-3 классах направленына формирование разных способов учебного сотрудничества. В 4, 5 классах проектные задачи направлены на достижение следующей цели: выявление у учащихся способности к переносу известных способов действий в новую для них модельную ситуацию. Способы учебного сотрудничества, приобретённые в первые три года обучения в школе, становятся средством доля эффективного решения проектной задачи.

Основной метод-встроенное наблюдение. У эксперта должна быть карта наблюдения, которая нужна для анализа. В роли экспертов могут привлекаться учителя, родители, старшеклассники. Эксперт наблюдает за деятельностью детей при выполнении ряд заданий проектной задачи и фиксирует проявления у них регулятивных и коммуникативных УУД. Все задания носят творческий характер и посильна всем учащимся (хорошо успевающий и слабоуспевающий ученик). Ответ на задания могут быть разными, поэтому в предложенных проектных задачах отсутствуют примеры решения задач. Обязательно должны присутствовать публичные выступления экспертов, в которых отмечаются как положительные, так и отрицательные примеры работ групп школьников над проектной задачей (см. приложение: Таблица 1, 2,3).

В практике составления проектной задачи в изобразительном искусстве имеются свои детальные проработки. Опираясь на значение предмета, где художественное развитие осуществляется в изобразительной, декоративной и конструктивной деятельностях. Если изобразительная деятельность младшего школьника носит произвольный характер. Очень важно в этом возрасте сохранить творческое самовыражение ребёнка и поддержать его в дальнейшем индивидуально-творческом развитии. Поэтому при проектировании предметной проектной задачи для младших школьников рекомендуется учесть, следующее:

  • Психологический тип классного коллектива (модальности, тип полушарий, тип личности и т.д.);

  • Продолжительность проведения проектной задачи - 90 минут, с паузами отдыха (или продолжить во внеурочное время на несколько дней);

  • Широкий выбор художественного материала для экспериментирования;

  • В идеи проектной задачи должна присутствовать «художественность», и социально-значимая функция в ракурсе современного искусства;

  • Произведения искусства, которые подбираются для заданий с элементом исследования, должны соответствовать визуальной эстетике и культуре;

  • Желательно, само описание проблемной ситуации быть негромоздкой и читаемой для младшего школьника, тогда и возрастает возможность нахождения им нескольких путей решения;

  • Динамика изобразительной деятельности должна быть соответствовать возрасту и их интересам;

  • При подборе заданий важно разнообразие видов деятельности: интеллектуальный, продуктивный, творческий;

  • В наборе заданий предложить эмоциональное восприятие произведений искусства, размышления о них, воплощение образного содержания в собственной художественно-творческой деятельности;

  • Подобрать «предмет» художественного творчества так, чтобы каждый ребёнок мог внести свой вклад в работу творческой группы;

  • Количество заданий не более 6-8;

  • К каждому заданию желательно предоставить разнообразный, качественный дополнительный материал.

Предлагается алгоритм разработки проектной задачи.


Алгоритм разработки проектной задачи для учителя


1. определить вид и место проектной задачи.


1) Стартовая, текущая или итоговая;

2) Монопредметная или тематическая задача — встраивается в тематическое планирование рабочей программы по выбранному предмету;

3) Межпредметная задача — найти точки пересечения областей знаний в
нескольких предметах, для проведения выделяются отдельные часы учебного плана данного класса;

4) Одновозрастная или межвозрастная— найти точки пересечения областей знаний в одном (монопредметная) или нескольких (межпредметная)
предметах с учетом принципа концентрического освоения предметного содержания.
2. Сформулировать (для себя) диагностическую цель проектной
задачи.


3.Сформулироватьпроблему (условиезадачи).

1) наличиеквазижизненнойситуации;

2) наличиеотвлекающих«шумов»(возможноотсутствие);

3) наличие сформулированного вопроса (возможно отсутствие).

4.Составитьсистемувзаимосвязанных сюжетом заданий (инструкцию).
1) Учесть, что двигаться от задания к заданию можно как последовательно, так и выборочно (в зависимости от подготовленности группы).
2) Запланировать отвлекающие маневры, создающие разные препятствия
длярешенияпоставленнойзадачи(возможноотсутствие).

3) Поставить заключительное ключевое задание так, чтобы оно являлось общей «сборкой», позволяющей собрать вместе то, что выполнила группа в отдельных заданиях (готовый к презентации продукт).

5.Продумать форму рефлексии (устно, письменно, в группе, перед классом…).

А ещё в целеполагании проектной задачи важносоздать мотивацию деятельности учащихся. А эффективность целеполагания определяется степенью соответствия результатов обучения поставленным целямпри этом используя знания возрастной психологии (соперничество в группе), заинтересовать учащихся.Цель должна быть для школьника понятна, осознанна, реальна, достижима (т.е. указывать на конкретный «образ» результата). Для выявления динамики формирования УУД достаточно использовать на один предмет минимум 4,5 проектных задач.

Алгоритм решения проектной задачи для ученика.

  1. определить роль каждого участника групповой работы.

  2. Ознакомитьсясусловиемзадачи.

  3. обсудить организацию работы в группе по решению проектной задачи.

  4. ознакомиться с инструкцией (содержанием заданий).

  5. выполнить задания, сформулированные в инструкции. в 1 классах
    (возможно) учитель читает задания совместно с детьми.

  6. Подготовиться к презентации решения проектной задачи.

  7. Предъявлениеготовогопродукта.

  8. рефлексия своей деятельности (с выходом на причины).

  9. оценивание своего продукта по форме (каждого, группы в целом, взаимооценка между группами).

Глава 2. Условия организации проектной деятельности младших школьников.
Как это организуется? Во-первых, урок как пространство организации проектной деятельности обучающихся; продолжается консультационная работа ребят во внеурочное время; завершается защитой результата на уроке.

1 этап - постановка проектной задачи

В целеполагании проектной задачи важно создать мотивацию деятельности учащихся. А эффективность целеполагания определяется степенью соответствия результатов обучения поставленным целям при этом используя знания возрастной психологии (соперничество в группе), особенности группы, в которой проводится проектная задача, личностные качества отдельных членов группы и т.д. заинтересовать учащихся. Цель должна быть для школьника понятна, осознанна, реальна, достижима (т.е. указывать на конкретный «образ» результата). Рассмотрим постановку учебной задачи в описании проектной задачи «Город будущего», где учащимся предполагается выполнение творческих заданий для достижения творческих целей. Пример.

Описание проектной задачи: Сегодня 6 ноября 3015 года. Новости местного голограммного центра. «Буквально в эти дни были найдены артефакты древнего города, который исчез по неизвестным причинам в ноябре, 2015 году. Подробности из мест событий в репортаже нашего корреспондента Натальи Беловой».

Репортаж Н. Беловой, город Голе, ноябрь, 3015 г.

«Действительно, город Голе окутана старой легендой о том, что тысяча лет назад здесь стоял великолепный город Тачи. На сегодняшний день существует единое мнение историков об исчезновении города Тачи. Это связано с истощением природных ресурсов, что плохо влияет на процесс ведения хозяйственной деятельности на пострадавшей территории. Недалеко были обнаружены диски с информацией о существовании города Тачи. Эти диски нашёл юный горожанин, восьмилетний Михайлов Алексей. Давайте послушаем его рассказ о необыкновенной находке».

«Я вчера после дождя пошел пускать кораблики по прудику, расположенному на лужайке перед нашим огородом. В северо-восточной части пруда оказался серьезно поврежден берег. Приглядевшись к обвалу, я увидел торчащие из земли обломки дерева и пластмассовые круглые предметы неизвестного мне вида. Трогать я ничего не стал, позвал родителей».

Интервью с профессором Информационно-технического центра Н. Листовым: «Мы раскрыли информацию. На найденном носителе любительская видеозапись маленькой девочки, которая подробно рассказывает о своём городе. Итак, посмотрите сами. (демонстрация видео).

Дешифровка текста: «Я хочу познакомить со своим городом. Мне знаком каждый уголок моего замечательного города. Это аэропорт, где работает мой папа. Это телецентр, откуда мы смотрим программы и телепередачи. Это музеи, жилые дома. Это кран, где работает мой брат. Вот автомобиль моего брата, а это метро где я каждый день езжу в школу. Это зоопарк, где мы каждое воскресенье отдыхаем с семьёй. Это самое любимое место друзей, одноклассников, где мы играем и общаемся. Это всеми любимый развлекательный центр «Планета детства». Мэр города расширяет парковую зону. Далее аэропорт, где работает мой дядя - главным диспетчером, который курирует перевозки».

Обращение мэра города Голе к архитекторам и инженерам.

«Уважаемые, архитекторы, инженеры и студенты архитектурно-строительных факультетов! Предлагаю вам создать новый город с современными архитектурными конструкциями, инженерными технологиями и механизмами. Ваши авторские объекты будут воплощены на улицах нового города Тачи».

Учителем создано формулирование проблемы с помощью «ситуации открытия». Текст описания проектной задачи представляется в формате СМИ, который начинается с репортажа с места находки, рассказ очевидца, интервью с профессором по дешифровке древних текстов, описание загадочного города и завершается обращением мэра к детям. Такие своеобразные сенсорные опоры (изображение, слово, речь) создают у детей «образ» предмета, что в процессе конструирования легко и свободно можно видоизменить, и преобразовать согласно воображаемой пространственной картины. Для достижения «образа» результата деятельности детей в наборе заданий лучше всего задавать с помощью глаголов: «прочитать», «объяснить» и т.д., например, задание:

Прочитайте внимательно статью руководителя центра «Экология Земли» Банникова Алексея Викторовича, кандидата исторических наук, установите, сколько ежегодно потребляется сырья городом и сколько совершается выбросов в атмосферу. Заполните таблицу (прилагается таблица для заполнения).

Следующее задание на умение читать, понимать текст, уметь извлечь информацию, в нём заложенную. Итак,

Задание 2.

Используя рассказ очевидца Михайлова и план-схему земельного участка семьи Михайловых в черте города Голе, определите местонахождение старого города Тачи. Отметьте на плане крестом.

Эти диски нашёл юный горожанин, восьмилетний Михайлов Алексей. Давайте послушаем его рассказ о необыкновенной находке».

«Я вчера после дождя пошел пускать кораблики по прудику, расположенному на лужайке перед нашим огородом. В северо-восточной части пруда оказался серьезно поврежден берег. Приглядевшись к обвалу, я увидел торчащие из земли обломки дерева и пластмассовые круглые предметы неизвестного мне вида. Трогать я ничего не стал, позвал родителей».

Данное задание будет выполнено успешно, если у детей отработаны действия нахождения главной мысли в тексте по такому алгоритму:

  • Подчёркиваем ключевые слова;

  • Находим главную мысль;

  • Создаём её образ.

Для творческого самовыражения детей в тексте задания нужно задать установку на конкретизацию «образа конечного продукта» через выбор вариантов, форм, способов и т.д.

Покажем это на примере текста задания.

2 этап: решение практической части проектной задачи (во внеурочное время)

Задание 3.

Из предложенной таблицы выберите инженерную технологию для своего конструирования. Создайте технический эскиз на бумаге и напишите его применение (для чего и как будет использоваться).

Здесь школьники работают с таблицей «Наименование современных инженерных технологий для жизнедеятельности людей», где даны технические характеристики, функции и другие возможности транспорта. Дети выделяют, уточняют, осмысливают и кодируют информацию в форме текста «описания» будущего транспортного объекта. А в ходе создания эскиза транспортного объекта, его «образ» корректируется, совершенствуется.
Задание 4.

Создайте модель в игровой программе «Майнкрафт», в клеше «творческий» или в программном обеспечении «Lego Digital Designer» или в макете из цветной бумаги.

Распределите между собой моделирование объектов.

Фамилия, имя

Объект

Назначение объекта















































Задание 5.

Представьте свою работу в формате «PowerPoint» (презентация). Напишите краткую аннотацию к проекту.

Комментарии: Образец для оформления «Краткой аннотации к проекту».

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

(два-три абзаца)

Краткое изложение проекта, повторяющее все части полной заявки (по 1-2 предложения на каждую часть). Отвечает на вопросы: кто будет выполнять проект, почему и кому нужен этот проект, каковы цели и задачи.
3 этап: презентация работы.


На заключительном уроке по данной теме представители групп озвучивают ход своей работы и предлагают классу свой макет.

Таким образом, работа над проектными задачами в начальной школе это первая ступень работы над проектами, которые являются неотъемлемой частью учебного процесса в основной школе. В основной школе формы и виды сотрудничества    детей многообразны и нередко выходят за рамки школы. Однако по- прежнему большие возможности представляет организация совместной деятельности школьников на уроках, поскольку она предполагает успешно ставить общие цели, определять способы совместного выполнения проектных заданий, учитывать позиции участников.

  1   2   3   4

Похожие:

Учебника, а на общую цель и тем самым демонстрируют свои предметные знания, коммуникативные навыки в гораздо шире, чем это предусмотрено программой. Итогом решения всех задач пособия является результат творческого поиска, исследования, проведённые детьми, оформленный в виде аннотации, паспорта, карт iconЛабораторная работа №4 Тема: Методы сетевого планирования Цель: Приобрести...
Цель: Приобрести навыки использования методов сетевого планирования для решения задач управления проектами

Учебника, а на общую цель и тем самым демонстрируют свои предметные знания, коммуникативные навыки в гораздо шире, чем это предусмотрено программой. Итогом решения всех задач пособия является результат творческого поиска, исследования, проведённые детьми, оформленный в виде аннотации, паспорта, карт icon21. 02. 04 «Землеустройство» Общеобразовательный цикл Аннотация учебной...
Формирование у обучающихся коммуникативной компетентности: коммуникативные способности, коммуникативные умения и навыки; систему...

Учебника, а на общую цель и тем самым демонстрируют свои предметные знания, коммуникативные навыки в гораздо шире, чем это предусмотрено программой. Итогом решения всех задач пособия является результат творческого поиска, исследования, проведённые детьми, оформленный в виде аннотации, паспорта, карт iconУчебно-методическое пособие для преподавателей
Целью данного пособия является направление учебно-познавательной деятельности суворовцев на результат, который получается при решении...

Учебника, а на общую цель и тем самым демонстрируют свои предметные знания, коммуникативные навыки в гораздо шире, чем это предусмотрено программой. Итогом решения всех задач пособия является результат творческого поиска, исследования, проведённые детьми, оформленный в виде аннотации, паспорта, карт icon1. Основы теории специальной педагогики. Основные понятия, объект,...
Евозможно. Спец пед-ка охватывает всю жизнь чел-ка с ограниченными возможностями. Так как она является составной частью педагогики,...

Учебника, а на общую цель и тем самым демонстрируют свои предметные знания, коммуникативные навыки в гораздо шире, чем это предусмотрено программой. Итогом решения всех задач пособия является результат творческого поиска, исследования, проведённые детьми, оформленный в виде аннотации, паспорта, карт icon«Арбитражный процесс (практикум)» основной образовательной программы...
Целью изучения является формирование навыков письменного теоретического анализа судебных актов по конкретным делам, решения задач,...

Учебника, а на общую цель и тем самым демонстрируют свои предметные знания, коммуникативные навыки в гораздо шире, чем это предусмотрено программой. Итогом решения всех задач пособия является результат творческого поиска, исследования, проведённые детьми, оформленный в виде аннотации, паспорта, карт iconЗащита прав потребителей: часто задаваемые вопросы, образцы документов...
Самый главный признак потребителя это отсутствие прибыли в его отношениях с другими лицами, той, которую нельзя положить в карман...

Учебника, а на общую цель и тем самым демонстрируют свои предметные знания, коммуникативные навыки в гораздо шире, чем это предусмотрено программой. Итогом решения всех задач пособия является результат творческого поиска, исследования, проведённые детьми, оформленный в виде аннотации, паспорта, карт iconПрактикум по закреплению лексического материала учебника
Целью пособия является закрепление лексики данного учебника и выработка навыков перевода текстов, содержащих экономическую и деловую...

Учебника, а на общую цель и тем самым демонстрируют свои предметные знания, коммуникативные навыки в гораздо шире, чем это предусмотрено программой. Итогом решения всех задач пособия является результат творческого поиска, исследования, проведённые детьми, оформленный в виде аннотации, паспорта, карт iconДипломы в электронном виде рассылаются участникам в течение месяца после подведения итогов
Приглашаем к участию в викторине всех обучающихся, желающих продемонстрировать свои знания, смекалку, кругозор в области Древнегреческой...

Учебника, а на общую цель и тем самым демонстрируют свои предметные знания, коммуникативные навыки в гораздо шире, чем это предусмотрено программой. Итогом решения всех задач пособия является результат творческого поиска, исследования, проведённые детьми, оформленный в виде аннотации, паспорта, карт icon«про­фес­сиональные навыки» является неотъемлемой частью любого резюме....

Учебника, а на общую цель и тем самым демонстрируют свои предметные знания, коммуникативные навыки в гораздо шире, чем это предусмотрено программой. Итогом решения всех задач пособия является результат творческого поиска, исследования, проведённые детьми, оформленный в виде аннотации, паспорта, карт iconТрудовые отношения
Это связано с тем, что отдельные работодатели в погоне за прибылью предпочитают не оформлять трудовые отношения, нарушая тем самым...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск