Краевое методическое объединение учителей-логопедов


Скачать 53.47 Kb.
НазваниеКраевое методическое объединение учителей-логопедов
ТипДокументы


Краевое методическое объединение учителей-логопедов

г.Комсомольск-на-Амуре

27 марта 2013года

Подготовили учителя-логопеды КГКСКОУ СКОШ № 3

О.А.Качка, И.А.Бабенко
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КАРТЫ

ПО МЕТОДИКЕ Т.А.ФОТЕКОВОЙ

В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ 8 ВИДА.
По данным О.Е.Грибовой речевое обследование состоит из 4 этапов:

- ориентировочный;

- диагностический;

- аналитический;

- прогностический.
Задачи ориентировочного этапа:

  • сбор анамнестических данных;

  • выяснение запроса родителей;

  • выявление предварительных данных об индивидуально-типологических особенностях ребенка.


Диагностический этап представляет собой собственно процедуру обследования речи ребенка. При этом взаимодействие логопеда и ребенка направлено на выяснение следующих моментов:

  • какие языковые средства сформированы к моменту обследования;

  • какие языковые средства не сформированы к моменту обследования;

  • характер несформированности языковых средств.


Задачей аналитического этапа является интерпретация полученных данных и заполнение речевой карты.

В речевой карте представлены следующие разделы:

  • паспортная часть;

  • анамнестические данные;

  • данные о физическом и психическом здоровье ребенка;

  • раздел, посвященный общей характеристике речи, связной речи, словарному запасу, грамматическому строю, звукопроизношению и фонематическому восприятию, слоговой структуре слова, чтению и письму;

  • специальное место для записи логопедического заключения.


Содержание прогностического этапа включает:

  • определение прогноза дальнейшего развития ребенка на основании имеющихся фактов,

  • выяснение основных направлений коррекционной работы с ним,

  • решение вопроса о его индивидуальном образовательно-коррекционном маршруте.


В своей работе при обследовании мы используем методику Татьяны Анатольевны Фотековой, которая предназначена для выявления речевого развития детей младшего школьного возраста и включает качественную и количественную оценку нарушения, получение и анализ структуры речевого дефекта. В методике использованы речевые пробы, предложенные Т.В.Ахутиной, Р.И.Лалаевой, Е.В.Мальцевой, А.Р.Лурия, Л.С.Цветковой.

Методика апробировалась на учащихся младших классов общеобразовательной школы, учащихся речевой школы, учащихся с ЗПР и на умственно отсталых учащихся с системной речевой патологией. (график успешности выполнения речевых проб детьми разных групп)

Предлагается балльная система для оценки выполнения заданий методики. Полный вариант методики дает возможность тщательного и глубокого исследования основных компонентов речи, однако такое обследование требует много времени и не всегда необходимо.

Методика предполагает два варианта: экспресс-диагностика и углубленное исследование.

Речевая карта в данной форме была составлена творческой группой учителей-логопедов г.Комсомольска-на-Амуре. (1- образец карты)

Мы в работе с у\о школьниками применяем только углубленное исследование, т.к. речевой дефект носит равномерный грубый характер и страдают все компоненты речевой системы.

Предлагаемый раздел исследования письменной речи не показывает истинную картину её состояния у у\о школьников, поэтому мы взяли на себя смелость изменить критерии оценки выполнения заданий серии по исследованию навыка чтения.

СЕРИЯ Vll. Исследование навыка чтения

В коррекционной школе -85 б.


Критерий способа чтения:

35 б.- беглое чтение;

30 б.- чтение словами;

25 б.- слог+слово;

20 б.- слоговое чтение;

15 б.- буква+слог;

10 б.- буквенное чтение;

5 б.-знает буквы;

0 б. – отсутствие навыка чтения.

Критерий скорости чтения:

15 б.- высокая скорость чтения – выше нормы;

10б.- средняя скорость чтения - норма;

5 б.- низкая скорость чтения – ниже нормы.


Критерий правильности чтения:

20 б.- безошибочное чтение;

15б.- чтение с самокоррекцией;

10 б.- наличие до 6 ошибок;

5 б.- более 6 ошибок;

0 б.-множество ошибок.


Критерий понимания смысла прочитанного:

15 б.- полное понимание;

10 б. – конкретное понимание прочитанного;

5 б. – фрагментарность или незначительные изменения смысла;

0 б. – отсутствие понимания, грубое искажение смысла.


В общеобразовательной школе- 60 б.

Критерий способа чтения:

15б. – чтение целыми словами, самокоррекция;

10 б.- послоговое чтение

5б.- побуквенное чтение;

0 б. – отсутствие навыка чтения.

Критерий скорости чтения:

15 б.- высокая скорость чтения 60 (90) слов;

10б.- средняя скорость чтения 45-59 (70-89) слов;

5 б.- низкая скорость чтения 29 (49) слов.


Критерий правильности чтения:

15б.- не более 3 ошибок с самокоррекцией;

10 б.- не более 6 ошибок на уровне слова с самокоррекцией;

5 б.- до 6 ошибок на уровне слова, слога;

0 б.-множество ошибок.


Критерий понимания смысла прочитанного:

15 б.- полное понимание;

10 б. – не полное понимание;

5 б. – фрагментарность или незначительные изменения смысла;

0 б. – отсутствие понимания, грубое искажение смысла.



Состояние навыка письма мы отслеживаем по факту наличиядисграфий.

Речевая карта удобна для:

-диагностики;

-уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи;

-построения системы индивидуальной коррекционной работы;

-комплектования групп на основе общности структуры нарушений речи;

- отслеживания динамики речевого развития ребенка и оценки эффективности коррекционного воздействия.

К данной карте подобран диагностический материал и оформлен в альбом. (показ альбома)

Реализацию коррекционно-развивающей работы мы представляем на примере обследования одного учащегося.

Итак, мы провели обследование ребенка и заполнили речевую карту.

На основе данных обследования составляем речевой профиль ребенка, который наглядно показывает структуру речевого дефекта и дает возможность оценить степень выраженности речевого дефекта.При повторной диагностике данные исследования по методике Фотековой дают возможность отследить динамику речевого развития ребенка.

Речевой профиль помогает составить индивидуальный план (2)и дать рекомендации педагогам по коррекционной работе.(3)

Кроме того, речевой профиль помогает нам составить логопедическое представление (4) на ПМПк, который занимает ведущее место в работе специальной (коррекционной) школы.

На основе данных нами и другими специалистами рекомендаций, учитель составляет индивидуальный план коррекционной работы с ребенком (5).

Таким образом, при согласованном взаимодействии специалистов реализуется коррекционно-развивающая работа с учащимися и оценка её эффективности.

Похожие:

Краевое методическое объединение учителей-логопедов iconПрограмма работы по преодолению
Мазанова Е. В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы : методическое пособие для учителей-логопедов....

Краевое методическое объединение учителей-логопедов iconРайонное методическое объединение учителей естественного цикла Система...
Если выпускник из первой группы, то моя работа направлена на развитие умений выделять главное, устанавливать причинно-следственные...

Краевое методическое объединение учителей-логопедов iconФедеральное учебно-методическое объединение

Краевое методическое объединение учителей-логопедов iconМетодическое объединение педагогов-психологов дошкольных образовательных...
Методическое объединение педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций по Южному округу г. Оренбурга

Краевое методическое объединение учителей-логопедов icon"Класс Паукообразные"
Методическое пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений

Краевое методическое объединение учителей-логопедов iconПрограммы 5-9 классы Пособие для учителей общеобразовательных учреждений
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса 200

Краевое методическое объединение учителей-логопедов iconСовета Ассоциации «Национальное объединение строителей»
Ассоциации «Общероссийская негосударственная некоммерческая организация – общероссийское отраслевое объединение работодателей «Национальное...

Краевое методическое объединение учителей-логопедов iconСовета Ассоциации «Национальное объединение строителей»
При ассоциации «общероссийская негосударственная некоммерческая организация – общероссийское отраслевое объединение работодателей...

Краевое методическое объединение учителей-логопедов iconУчебно-методическое пособие Сургут, 2017 удк 004. 1082 ббк 32. 973. 202
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов бакалавров. В данном учебном пособии «Софт для учителей» у студентов развивается...

Краевое методическое объединение учителей-логопедов icon«сахалинское кинодосуговое объединение» гаук «кинодосуговое объединение»
Положение разработано в соответствии с трудовыми и иными нормами действующего законодательства РФ и предусматривает порядок и условия...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск