примерная ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОХРАНА ТРУДА
2012 г.
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 261103 Технология текстильных изделий (по видам).
Организация-разработчик: государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности» (ГБОУ СПО (ССУЗ) «ЧТТЛП») Разработчик:
Тимонина С. Н., преподаватель специальных дисциплин.
Программа рекомендована Советом Министерства образования и науки Челябинской области по примерным основным профессиональным образовательным программам начального профессионального и среднего профессионального образования Заключение Совета МОиН Челябинской области по примерным ОПОП №____________ от «____»__________20__ г.
Содержание
| стр.
| ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4
| СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5
| условия реализации примерной программы учебной дисциплины | 9
| Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 9
| 1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОХРАНА ТРУДА 1.1. Область применения программы
Примерная программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 261103 Технология текстильных изделий (по видам) по направлению подготовки 261100 Технология и проектирование текстильных изделий, входящих в укрупненную группу 260000 Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров.
Примерная программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) по направлению подготовки 261100 «Технологии и проектирование текстильных изделий» и родственным рабочим профессиям НПО 12968 Контролер качества, 15649 Оператор крутильного оборудования, 19143 Ткач на базе основного общего образования опыт работы не требуется. 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: профессиональный цикл. 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
выявлять опасные и вредные производственные факторы и соответствующие им риски, связанные с прошлыми, настоящими или планируемыми видами профессиональной деятельности;
использовать средства коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с характером выполняемой профессиональной деятельности;
проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда, в т.ч. оценку условий труда и травмобезопасности;
проводить вводный инструктаж подчиненных работников (персонала), инструктировать их по вопросам техники безопасности на рабочем месте с учетом специфики выполняемых работ;
разъяснять подчиненным работникам (персоналу) содержание установленных требований охраны труда;
вырабатывать и контролировать навыки, необходимые для достижения требуемого уровня безопасности труда;
вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки ее заполнения и условия хранения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
системы управления охраной труда в организации;
законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность организации;
обязанности работников в области охраны труда;
фактические и потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда;
возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом);
порядок и периодичность инструктирования подчиненных работников (персонала);
порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов. 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 48
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 32
| в том числе:
|
| лабораторные работы
| -
| практические занятия
| 12
| контрольные работы
| -
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
| 16
| в том числе:
|
| Подготовка сообщения по теме
| 8
| Выполнение работ к семинару
| 8
| Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
|
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Охрана труда
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
| Объем часов
| Уровень освоения
| 1
| 2
| 3
| 4
| Раздел 1. Правовые основы охраны труда в Российской Федерации
|
| 8
|
| Тема 1.1. Правовые нормативные и организационные основы охраны труда
| Содержание учебного материала
| 2
| 1
| Введение. Роль дисциплины в подготовки специалиста.
| 1
| 2
| Основные понятия терминологии охраны труда.
| 1
| 3
| Законы и иные нормативно правовые акты об охране труда.
| 2
| 4
| Охрана труда женщин и подростков.
| 2
| 5
| Обязанности и права работника в области охраны труда.
| 2
| Лабораторные работы
| -
|
| Практические занятия
| 4
| 1
| Изучение нормативно-правовых документов содержащих требования охраны труда.
| 2
| Изучение документации по охране труда.
| Контрольные работы
| -
| Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить сообщение по теме:
виды нарушений трудового законодательства на предприятии;
охрана труда женщин и подростков.
| 4
| Раздел 2. Системы управления охраной труда в организации
|
| 8
| Тема 2.1. Организация работ по охране труда
| Содержание учебного материала
| 4
| 1
| Служба охраны труда на предприятии. Контроль за состоянием охраны труда на предприятии.
| 1
| 2
| Аттестация рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией по охране труда.
| 1
| 3
| Техническая эстетика и её влияние на условия труда.
| 2
| Лабораторные работы
| -
|
| Практические занятия
| 2
| 1
| Проведение аттестации рабочего места по условиям труда.
| Самостоятельная работа обучающихся
| -
| Тема 2.2. Производственные травматизм
| Содержание учебного материала
| 4
| 1
| Производственные травмы, профессиональные заболевания, классификация несчастных случаев.
| 2
| 2
| Виды инструктажа по технике безопасности. Обучение безопасны методам работы.
| 2
| 3
| Причины травматизма на производстве. Расследование несчастных случаев на производстве.
| 2
| Лабораторные работы
| -
|
| Практическое занятие
| 2
| 1
| Выявление опасных и вредных производственных факторов и соответствующих им рисков.
| Самостоятельная работа обучающихся
Выполнить работы к семинару:
моделирование несчастного случая на производстве;
проведение вводного инструктажа на рабочем месте;
проведение инструктажа с учетом специфика рабочих мест;
анализ состояния производственных мастерских по вопросам технический эстетики.
| 8
| Раздел 3. Безопасность и экономичность технических систем
|
| 14
| Тема 3.1. Санитарная гигиена, требуемая к производственным помещениям и процессам
| Содержание учебного материала
| 4
| 1
| Метрологические параметры воздуха производственных помещений. Средства защиты. Производственные вентиляция и отопление.
| 1
| 2
| Производственный шум и вибрации средства индивидуальной и коллективной защиты.
| 2
| 3
| Освещение производственный помещений. Средства индивидуальной защиты органов зрения.
| 3
| Лабораторные работы
| -
|
| Практические занятия
| 2
| 1
| Изучение средств коллективной и индивидуальной защиты.
| Самостоятельная работа обучающихся
| -
| Тема 3.2. Опасные производственные факторы на предприятиях легкой промышленности. Методы и средства повышения безопасности технических систем и технологических процессов
| Содержание учебного материала
| 4
| 1
| Электробезопасность. Действия электротока на организм человека. Мероприятия, предупреждающие поражение электрического тока.
| 2
| 2
| Статическое электричество, его опасность и меры борьбы с ним.
| 2
| 3
| Требования безопасности к производственным процессам и оборудованию. Средства защиты работников.
| 2
| Лабораторные работы
| -
|
| Практические занятия
| 2
| 1
| Определение уровня освещения в производственном помещении.
| Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить сообщение по теме:
фактические и потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда;
возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом)
виды вентиляционных систем по принципу работы. Их сравнительная характеристика;
последствия поражения человека электрическим током в процессе трудовой деятельности.
| 4
| Зачет
| 2
| Всего
| 48
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Безопасности жизнедеятельности и охраны труда».
Оборудование учебного кабинета:
Наглядные пособия, плакаты, электронные презентации, видео материалы.
Технические средства обучения:
Компьютер с лицензионным программным обеспечением;
Мультимедиапроектор;
Экран или интерактивная доска.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Трудовой кодекс Российской Федерации. Официальный текст. – М. – 2005 г.
2. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений, под общей редакцией С.В.Белова. – М.: Высшая школа, НМЦ СПО, 2009 – 343 с.
Дополнительные источники:
1. Девисилов В.А. Охрана труда. – М.: изд. «Академия» – 2003, - 299 с.
2. Кузьмин В.И. Охрана труда и противопожарная защита. Учебник для средних специальных заведений – 2-е изд., переработанное и дополненное. – М.: Легпромбытиздат, 1991-224 с.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
| Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
| Умения:
|
| выявить опасные и вредные производственные факторы и соответствующие им риски, связанные с прошлыми, настоящими или планируемыми видами производственной деятельности;
| практические работы, обсуждения ситуационных задач на семинарских занятиях, дифференцированный зачет;
| использовать средства коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с характером выполняемой профессиональной деятельности;
| практические работы, наблюдение в ходе практических работ;
| проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда, в т.ч. оценку условий труда и травмобезопасности;
| практические работы, опросы, дифференцированный зачет;
| проводить вводный инструктаж подчиненных работников (персонала), инструктировать их по вопросам техники безопасности на рабочем месте с учетом специфики выполняемых работ;
| подготовка и защита сообщений, тестирование;
| разъяснять подчиненным работникам (персоналу) содержание установленных требований охраны труда;
| подготовка и защита сообщений, обсуждения ситуационных задач на семинарских занятиях;
| вырабатывать и контролировать навыки, необходимые для достижения, требуемого уровня безопасности труда;
| обсуждения ситуационных задач на семинарских занятиях, практические работы;
| вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки её заполнения и условия хранения.
| наблюдение в ходе практических работ, дифференцированный зачет.
| Знания:
|
| системы управления охраной труда в организации;
| опросы, подготовка и защита сообщений;
| законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность организации;
| опросы, тестирование, дифференцированный зачет;
| обязанности работников в области охраны труда;
| подготовка и защита сообщений, опросы, дифференцированный зачет;
| фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда;
| подготовка и защита сообщений, опросы, дифференцированный зачет;
| возможные последствия несоблюдения технических процессов и производственных инструкций подчиненными работниками. (персоналом);
| обсуждения ситуационных задач на семинарских занятиях, дифференцированный зачет;
| порядок и периодичность инструктирования подчиненных работников (персонала);
| подготовка и защита сообщений, опросы;
| порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты.
| практические работы, дифференцированный зачет.
| |