Аннотации к рабочим программам по профессии
Мастер по обработке цифровой информации
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01 ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Разработчик: Уварова Юлия Леонидовна, преподаватель
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС по профессии 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовки в области информационных технологий, для повышения квалификации, для курсовой подготовки взрослого населения.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
работать с графическими операционными системами персонального компьютера (ПК): включать, выключать, управлять сеансами и задачами, выполняемыми операционной системой персонального компьютера;
работать с файловыми системами, различными форматами файлов, программами управления файлами;
работать в прикладных программах: текстовых и табличных редакторах, редакторе презентаций, пользоваться сведениями из технической документации и файлов-справок;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные понятия: информация и информационные технологии;
технологии сбора, хранения, передачи, обработки и предоставления информации;
классификацию информационных технологий по сферам применения: обработка текстовой и числовой информации, гипертекстовые способы хранения и представления информации, языки разметки документов;
общие сведения о компьютерах и компьютерных сетях: понятие информационной системы, данных, баз данных, персонального компьютера, сервера;
назначение компьютера, логическое и физическое устройство компьютера, аппаратное и программное обеспечение;
процессор, ОЗУ, дисковая и видео подсистемы;
периферийные устройства: интерфейсы, кабели и разъемы;
операционную систему персонального компьютера (ПК), файловые системы, форматы файлов, программы управления файлами;
локальные сети: протоколы и стандарты локальных сетей;
топологию сетей, структурированные кабельные системы, сетевые адаптеры, концентраторы, коммутаторы, логическую структуризация сети;
поиск файлов, компьютеров и ресурсов сетей;
идентификацию и авторизацию пользователей и ресурсов сетей;
общие сведения о глобальных компьютерных сетях (Интернет), адресацию, доменные имена, протоколы передачи данных, гипертекстовое представление информации, сеть World Wide Web (WWW), электронную почту, серверное и клиентское программное обеспечение;
информационную безопасность: основные виды угроз, способы противодействия угрозам
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 48
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 32
| в том числе:
|
| Лабораторно-практические занятия
| 12
| контрольные работы
| 3
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
| 16
| Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
|
Результатом освоения программы учебной дисциплины является овладение студентами общими (ОК) компетенциями:
Код
| Наименование результата обучения
| ОК 1
| Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
| ОК 2
| Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
| ОК 3
| Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
| ОК 4
| Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
| ОК 5
| Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
| ОК 6
| Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
| ОК 7
| Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
|
2.2. Тематический план учебной дисциплины «Основы информационных технологий»
№ п/п
| Наименование разделов и тем
| Макс. учебная нагрузка учащегося, час
| Количество аудиторных часов
| Самостоятельная
работа
учащегося, час
| Всего
| Теория
| ЛПЗ
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 1
| Основные понятия
| 2
| 2
| 2
|
|
| 2
| Аппаратное обеспечение ПК
| 9
| 6
| 4
| 2
| 3
| 3
| Системное программное обеспечение
| 9
| 6
| 4
| 2
| 3
| 4
| Прикладное программное обеспечение
| 10
| 6
| 1
| 5
| 4
| 5
| Локальные сети
| 8
| 5
| 4
| 1
| 3
| 6
| Глобальные сети
| 7
| 4
| 3
| 1
| 3
| 7
| Информационная безопасность
| 2
| 2
| 1
| 1
|
|
| Дифференцированный зачет
| 1
| 1
|
|
|
|
| Всего за курс обучения
| 48
| 32
| 20
| 12
| 16
|
2.3. Содержание учебной дисциплины «Основы информационных технологий»
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа студентов
| Объем
часов
| Уровень освоения
| Тема 1. Основные понятия
| Содержание учебного материала
| 2
|
| Информационные технологии (ИТ)
|
| 2
| Классификация ИТ
|
| 2
| Логическое и физическое устройство компьютера
|
| 2
| Программное и аппаратное обеспечение
|
| 2
| Тема 2. Аппаратное обеспечение ПК
| Содержание учебного материала
| 6
|
| Структура ПК
|
| 2
| Архитектура ПК
|
| 2
| Периферийные устройства
|
| 2
| Лабораторные работы
| 1
|
| Подключение основных элементов ПК
|
|
| Практические занятия
| 1
|
| Выбор оптимального оборудования
|
|
| Контрольные работы
| 1
|
| Аппаратное обеспечение ПК
|
|
| Самостоятельная работа студентов
| 3
|
| Описание одного из узлов ПК (сообщение)
|
| 3
| Тема 3. Системное программное обеспечение
| Содержание учебного материала
| 6
|
| Операционная система ПК
|
| 2
| Файловые менеджеры
|
| 2
| Служебные программы
|
| 2
| Лабораторные работы
| 2
|
| Настройка операционной системы
|
|
| Работа со служебными программами
|
|
| Контрольные работы
| 1
|
| Системное программное обеспечение
|
|
| Самостоятельная работа студентов
| 3
|
| Выполнение тематического индивидуального задания:
Описание операционной системы
Описание структуры файловой системы
Описание назначения и применения файловых менеджеров. Их классификация
Реферат «Возможности служебных программ»
Алгоритм установки и настройки операционной системы
|
| 3
| Тема 4. Прикладное программное обеспечение
| Содержание учебного материала
| 6
|
| Стандартные программы
|
| 2
| Редакторы обработки информации
|
| 2
| Лабораторные работы
| 5
|
| Работа в стандартных программах ОС
|
|
| Создание и обработка информации при создании буклета
|
| 3
| Контрольные работы
| 1
|
| Прикладное программное обеспечение
|
|
| Самостоятельная работа студентов
| 4
|
| Выполнение индивидуального домашнего задания с использованием изученных программ:
Доклад «Отличия и возможности разных текстовых редакторов»
Реферат «Назначение табличного редактора»
Создание буклета
Создание рекламной листовки
Создание презентации продукта
Сообщение «Преимущества и недостатки анимации в презентации»
|
| 3
| Тема 5.
Локальные сети
| Содержание учебного материала
| 5
|
| Принципы организации локальных сетей
|
| 2
| Классификация сетей
|
| 2
| Аппаратное обеспечение
|
| 2
| Программное обеспечение
|
| 2
| Лабораторные работы
| 1
|
| Настройка работы локальной сети
|
|
| Самостоятельная работа студентов
| 3
|
| Выполнение тематического индивидуального задания:
Сообщение «Возможности локальных сетей»
Сообщение «Классификации сетей»
Реферат «Необходимое программное обеспечение для создания локальной сети»
Реферат «Необходимое аппаратное обеспечение для создания локальной сети»
Составление алгоритма по настройке локальной сети, с указанием возможных неисправностей и методов их устранения
|
| 3
| Тема 6.
Глобальные сети
| Содержание учебного материала
| 4
|
| Принципы организации глобальной сети
|
| 2
| Адресация в сети Интернет
|
| 2
| Аппаратное обеспечение
|
| 2
| Программное обеспечение
|
| 2
| Сервисы Интернет
|
| 2
| Лабораторные работы
| 1
|
| Настройка аппаратного и программного обеспечения сети
|
|
| Контрольные работы
| 1
|
| Локальные и глобальные сети
|
|
| Самостоятельная работа студентов
| 3
|
| Создание проектного продукта по темам курса с помощью информации глобальной сети (в виде презентации, сайта, буклета, проекта и т.п.)
|
| 3
| Тема 7.
Информационная безопасность
| Содержание учебного материала
| 2
|
| Возможные угрозы безопасности
|
| 2
| Меры защиты информации
|
| 2
| Лабораторные работы
| 1
|
| Применение программно-технических мер защиты информации (управление доступом к файлам и папкам, архивация, дефрагментация, восстановление файлов)
|
|
| Промежуточная аттестация - дифференцированный зачет
| 1
|
| Всего:
| 48
|
|
3. условия реализации программы дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета информационных технологий.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству студентов;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий по курсу;
образцы элементов аппаратного обеспечения ПК, локальных и глобальных сетей;
образцы полиграфической продукции, созданной в прикладных программах, изучаемых в курсе;
образцы электронной продукции, созданной в прикладных программах, изучаемых в курсе.
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением по количеству студентов;
мультимедиапроектор;
интерактивная доска;
локальная сеть с выходом в Интернет;
программное обеспечение (ОС Windows, пакет MS Office, сетевое программное обеспечение, браузеры, антивирусные программы).
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники:
Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности, ФГАУ «ФИРО», 2014
Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности, ФГАУ «ФИРО», 2014
Киселев С.В. Операционные системы. – ФГУ «ФИРО», 2013
Сидоров В.Д. Аппаратное обеспечение ЭВМ, ФГУ «ФИРО», 2012
Киселев С.В. Аппаратные средства ПК, ФГУ «ФИРО», 2013
Астафьева Н.Е. Информатика и ИКТ Практикум, ФГУ «ФИРО», 2013
Колмыкова Е.А. Информатика, ФМинобразования Р, 2014
Дополнительные источники:
http://ru.wikibooks.org/wiki/Информационные_технологии
http://www.intuit.ru/studies/courses/3481/723/info - Национальный открытый университет
http://presfiz.narod.ru/inf/ - методическое пособие
Проекты студентов
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
| Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
| Умения:
|
| работать с графическими операционными системами персонального компьютера (ПК): включать, выключать, управлять сеансами и задачами, выполняемыми операционной системой персонального компьютера;
| лабораторная работа, контрольная работа
| работать с файловыми системами, различными форматами файлов, программами управления файлами;
| лабораторная работа, контрольная работа
| работать в прикладных программах: текстовых и табличных редакторах, редакторе презентаций, пользоваться сведениями из технической документации и файлов-справок
| домашняя работа, контрольная работа
| Знания:
|
| основные понятия: информация и информационные технологии;
| контрольная работа
| технологии сбора, хранения, передачи, обработки и предоставления информации;
| контрольная работа, лабораторная работа
| классификацию информационных технологий по сферам применения: обработка текстовой и числовой информации, гипертекстовые способы хранения и представления информации, языки разметки документов;
| контрольная работа, домашняя работа
| общие сведения о компьютерах и компьютерных сетях: понятие информационной системы, данных, баз данных, персонального компьютера, сервера;
| контрольная работа,
| назначение компьютера, логическое и физическое устройство компьютера, аппаратное и программное обеспечение;
| контрольная работа, практические занятия
| процессор, ОЗУ, дисковая и видео подсистемы;
| контрольная работа, практические занятия
| периферийные устройства: интерфейсы, кабели и разъемы;
| контрольная работа, лабораторная работа
| операционную систему персонального компьютера (ПК), файловые системы, форматы файлов, программы управления файлами;
| контрольная работа, лабораторная работа
| локальные сети: протоколы и стандарты локальных сетей;
| контрольная работа, лабораторная работа
| топология сетей, структурированные кабельные системы, сетевые адаптеры, концентраторы, коммутаторы, логическая структуризация сети;
| контрольная работа, практические занятия
| поиск файлов, компьютеров и ресурсов сетей;
| контрольная работа, домашняя работа
| идентификацию и авторизацию пользователей и ресурсов сетей;
| контрольная работа, лабораторная работа
| общие сведения о глобальных компьютерных сетях (Интернет), адресацию, доменные имена, протоколы передачи данных, гипертекстовое представление информации, сеть World Wide Web (WWW), электронную почту, серверное и клиентское программное обеспечение;
| контрольная работа, домашняя работа
| информационную безопасность: основные виды угроз, способы противодействия угрозам
| контрольная работа, лабораторная работа
| |