Министерство образования и науки Российской Федерации
Департамент профессионального образования
АНКЕТА 1
(Рекомендуется, чтобы на вопросы анкеты ответил проректор по учебной работе вуза)
Уважаемый коллега!
В соответствии с решением Коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 января 2011 года и в связи с подготовкой аналитических материалов для Правительства Российской Федерации Департамент профессионального образования проводит мониторинг реализации учреждениями профессионального образования основных образовательных программ на основе федеральных государственных образовательных стандартов с целью анализа эффективности внедрения ФГОС и выявления возникающих нормативно-правовых, организационно-методических и ресурсных проблем.
Просим Вас ответить на вопросы о внедрении в Вашем вузе основных образовательных программ, реализующих ФГОС ВПО.
Заполненный файл необходимо сохранить, указав в названии файла сокращенное название вуза и номер анкеты (например: «КБГУ_Анкета 1). Анкета заполняется в электронной форме в предложенном формате, т.е. её не надо копировать или распечатывать. Для заполнения анкеты достаточно текстового редактора Word любой версии (начиная с 2000 года). В вопросах, требующих при ответе выбора из предложенных вариантов, необходимо на квадратике с серым фоном, соответствующем выбранному варианту ответа, произвести «клик мышкой» (знак выбора - х- будет поставлен автоматически). Ответы на открытые вопросы анкеты необходимо вписывать в этом же файле, набирая текст в соответствующих полях с серым фоном. Желтым цветом выделены примечания, с которыми необходимо ознакомиться отвечающему (в каждом вопросе указано число ответов, которое допустимо выбрать одновременно; перед каждой таблицей указан порядок её заполнения). Для удобства ориентации в вопросах анкеты синим фоном выделены переходы к вопросам, следующим не по порядку. Сохранять файл можно несколько раз в течение работы над анкетой. Для того, чтобы перейти на 2, 3 и последующие страницы анкеты воспользуйтесь полосой прокрутки ScrollBar, расположенной справа.
Название субъекта РФ:
Название города:
Полное название высшего учебного заведения (вуза):
Занимаемая должность:
ФИО респондента:
Адрес электронной почты респондента:
Имеет ли ваш вуз утвержденную программу перехода на уровневую систему ВПО в соответствии с системой ФГОС или самостоятельно устанавливаемых стандартов? (Отметьте нужное – выберите один ответ):
Да.
Нет. Переход к вопросу № 10
Если да, то когда она была утверждена? (Отметьте нужное – выберите один ответ):
В 2010 году.
В 2011 году.
Размещена ли эта программа на сайте вуза? (Отметьте нужное – выберите один ответ):
Да. (Укажите соответствующую ссылку )
Нет.
В какой степени обновлена внутривузовская нормативно-правовая и организационно-методическая база для обеспечения реализации ФГОС ВПО? (Отметьте нужное – выберите один ответ):
полностью обновлена с учетом особенностей реализации ФГОС;
вуз частично пользуется нормативно-правовой и организационно-методической базой, действовавшей до введения ФГОС;
вуз не будет обновлять внутривузовскую нормативно-правовую и организационно-методическую базу до момента утверждения всех нормативных и методических документов федерального уровня;
другое (укажите) .
Размещена ли на сайте вуза утвержденная внутривузовская нормативно-правовая и организационно-методическая документация? (Отметьте нужное – выберите один ответ):
Да. (Укажите соответствующую ссылку )
Нет.
Ведется ли специализированное повышение квалификации учебно-методических работников и профессорско-преподавательского состава вуза по проблематике, связанной с переходом на реализацию ФГОС ВПО? (Отметьте нужное – выберите один ответ):
Да, в соответствии с комплексным планом повышения квалификации;
Да, но без комплексного плана (в инициативном порядке работников вуза);
Нет.
Размещены ли на сайте вуза аннотации программ повышения квалификации, реализуемых в вузе? (Отметьте нужное – выберите один ответ):
Да. (Укажите соответствующую ссылку )
Нет.
Укажите количество единиц профессорско-преподавательского состава (ППС) и долю численности ППС в процентном отношении от всего штатного ППС вуза, прошедших повышение квалификации в течение 2009/10 и 2010/11 учебных годов внутри вуза и в других организациях по следующей проблематике: (В каждой ячейке укажите число людей или соответствующие проценты)
№
| Проблематика (необходимо оценить все проблематики: дать ответ по каждой строке таблицы)
| Внутривузовские программы
| Внешние программы
| количество единиц ППС
| % от всего штатного ППС
| количество единиц ППС
| % от всего штатного ППС
|
| Проектирование и реализация основных образовательных программ на основе ФГОС ВПО
|
|
|
|
|
| Использование системы зачетных единиц при проектировании и реализации ООП
|
|
|
|
|
| Кредитно - модульная организация образовательного процесса
|
|
|
|
|
| Образовательные технологии, позволяющие формировать и оценивать компетенции в образовательном процессе
|
|
|
|
|
| Организация самостоятельной работы студентов
|
|
|
|
|
| Другое (пожалуйста, впишите)
|
|
|
|
| Каким образом вуз осуществляет работу по оснащению учебно-лабораторным оборудованием, современными программными продуктами в соответствии с требованиями ФГОС ВПО? (Отметьте нужное – возможен выбор нескольких позиций):
закупает, используя средства госбюджета; Переход к вопросу № 17
закупает, используя внебюджетные средства; Переход к вопросу № 17
получает, используя ресурсы от научно-исследовательской деятельности и грантов; Переход к вопросу № 17
закупает на средства спонсорской поддержки; Переход к вопросу № 17
другое (укажите) ; Переход к вопросу № 17
такая работа не ведется.
Если такая работа не ведётся, то укажите причины: (Отметьте нужное – выберите один ответ):
имеющаяся материально-техническая база в основном соответствует требованиям ФГОС ВПО
модернизация материально-технической базы требуется, но в настоящий момент нет достаточных средств
другое (укажите)
В какой мере вуз обеспечил индивидуальный неограниченный доступ каждого обучающегося к электронно-библиотечной системе (ЭБС) в соответствии с требованиями ФГОС ВПО? (Отметьте нужное – выберите один ответ):
на 100%; Переход к вопросу № 19
более чем на 50%;
менее чем на 50%.
Если вуз не достиг 100%-го показателя обеспеченности доступа обучающихся к ЭБС в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, то планирует достичь его (Отметьте нужное – выберите один ответ):
до конца 2011-2012 учебного года;
до середины 2012-2013 учебного года;
до конца 2012-2013 учебного года;
позже.
Какие организационные средства использует вуз для создания учебно–методического обеспечения образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ВПО? (Отметьте нужное – возможен выбор нескольких позиций)
объявляет внутривузовские конкурсы (гранты) на создание учебного и информационно-методического обеспечения образовательного процесса;
использует систему стимулирования преподавателей для создания учебного и учебно-методического обеспечения образовательного процесса;
закупает учебно-методическое обеспечение в других вузах;
пока не осуществляет обновление учебного и информационно-методического обеспечения образовательного процесса;
другое (укажите) .
Каким образом вуз обеспечивает поддержку и развитие инновационных образовательных технологий, ориентированных на подготовку конкурентоспособных специалистов и гармонично развитой личности? (Отметьте нужное – возможен выбор нескольких позиций)
объявляет внутривузовские конкурсы (гранты) на разработку методического обеспечения инновационных образовательных технологий;
использует систему стимулирование преподавателей для внедрения новых образовательных технологий;
направляет преподавателей на обучение (стажировки) в другие вузы, в том числе зарубежные;
приглашает ведущих специалистов из других вузов (в том числе зарубежных) для проведения тренингов, мастер-классов;
проводит внутривузовские методические семинары (педагогические чтения) для обмена опытом преподавателей;
пока не обеспечивает поддержку и развитие инновационных образовательных технологий;
другое (укажите) .
В какой форме вуз обеспечивает гарантию качества подготовки по ООП, реализуемым на основе ФГОС ВПО? (Отметьте нужное – возможен выбор нескольких позиций)
разработана и утверждена стратегия по обеспечению качества подготовки по образовательным программам, в том числе по программам, реализуемым на основе ФГОС ВПО;
проводится мониторинг работы подразделений вуза по реализации ФГОС ВПО;
проводится регулярное самообследование вуза (подразделений вуза) для установления соответствия качества реализуемых образовательных программ требованиям ФГОС ВПО;
проводятся опросы студентов о качестве образовательного процесса и о работе преподавателей;
информация о результатах мониторинга качества реализации образовательных программ и(или) самообследования вуза является открытой и размещается на сайте вуза;
другое (укажите) В каких формах в вузе ведется мониторинг работы подразделений вуза по реализации ФГОС ВПО? (Отметьте нужное – возможен выбор нескольких позиций)
силами учебно-методических служб ректората и подразделений вуза проводится экспертиза соответствия разработанных рабочих программ дисциплин (модулей) и практик требованиям ФГОС ВПО;
осуществляется сбор информации от структурных подразделений о работе над учебниками, учебными пособиями, методическими рекомендациями, ориентированными на реализацию ФГОС ВПО;
проводятся систематические опросы преподавателей и студентов с целью оценивания эффективности введения в образовательный процесс новых форм учебной работы, направленной на формирование компетенций обучающихся;
силами методических служб ректората проводится систематический анализ сайтов факультетов и кафедр;
другое (укажите) .
Как изменилась политика вуза в отношении академической мобильности преподавателей при внедрении ФГОС ВПО? (Отметьте нужное – выберите один ответ):
изменилась в сторону усиления академической мобильности преподавателей;
не предусматривает мероприятий по развитию академической мобильности преподавателей
Как изменилась политика вуза в отношении академической мобильности студентов при внедрении ФГОС ВПО? (Отметьте нужное – выберите один ответ):
изменилась в сторону усиления академической мобильности студентов;
не предусматривает мероприятий по развитию академической мобильности студентов.
Выдается ли в вузе приложение к диплому европейского образца (в соответствии с письмом Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 23 марта 2006 г. № 03-336 «О выдаче общеевропейского приложения к диплому») студентам, освоившим ООП на основе ГОС ВПО? (Отметьте нужное – выберите один ответ):
да, всем выпускникам;
да, только по запросу выпускников;
нет.
Какие материалы вуз разместил на своем сайте для выполнения требования об открытости образовательного процесса? (Отметьте нужное – возможен выбор нескольких позиций)
(Укажите соответствующие ссылки )
раздел, где размещена основная информация для абитуриентов, студентов, преподавателей, разъясняющая особенности перехода на уровневую систему подготовки и систему ФГОС ВПО;
раздел, где размещены нормативно-правовые и методические документы вуза по реализации ФГОС ВПО;
раздел о системе обеспечения качества образовательного процесса;
раздел о реализации вузом совместных образовательных программ с другими вузами (в том числе зарубежными);
портал по трудоустройству выпускников и взаимодействию с работодателями;
все основные образовательные программы, реализуемые вузом на основе ФГОС ВПО;
только часть основных образовательных программ, реализуемых вузом на основе ФГОС ВПО;
другое (укажите) .
Что именно размещено на сайте вуза (или его структурных подразделений) из учебно-методических документов, составляющих основные образовательные программы? (Отметьте нужное – возможен выбор нескольких позиций)
(Укажите соответствующие ссылки )
цели ООП;
компетенции выпускника ООП, сформулированные вузом дополнительно к имеющимся во ФГОС (в соответствии с целями ООП, профилем/специализацией образовательной программы);
учебные планы и календарные графики учебного процесса;
рабочие программы дисциплин и практик для всего периода обучения;
рабочие программы дисциплин и практик первых двух лет обучения;
только аннотированные программы дисциплин и практик;
другое (укажите) .
Какие аспекты образовательного процесса при переходе на ФГОС нуждаются в нормативно-правовом регулировании и на каком уровне? (Если регулирование необходимо – поставьте крестик в первом столбце и укажите, на каком уровне оно необходимо: на федеральном или на уровне вуза)
№
| Аспект образовательного процесса (необходимо оценить каждый аспект: дать ответ по каждой строке таблицы)
| Нормативно-правовое регулирование необходимо
| если да, то на каком уровне
| федеральный
| уровень вуза
|
| Сотрудничество с работодателями при проектировании и реализации основных образовательных программ (ООП)
|
|
|
|
| Использование системы зачетных единиц при проектировании и реализации ООП
|
|
|
|
| Организация самостоятельной работы студентов
|
|
|
|
| Организация учебных и производственных практик как базовых элементов комптентностноориентированных образовательных программ
|
|
|
|
| Организация научно-исследовательской работы студентов
|
|
|
|
| Организация текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов при усилении роли самостоятельной работы студентов в образовательном процессе
|
|
|
|
| Использование балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов
|
|
|
|
| Организация подготовки и защиты выпускных квалификационных работ (ВКР) для компетентностно-ориентированных программ ВПО
|
|
|
|
| Нормирование труда ППС, учет нагрузки и оплата труда ППС при усилении роли самостоятельной работы студентов в образовательном процессе
|
|
|
|
| Использование модульной системы организации учебного процесса
|
|
|
|
| Реализация вузами совместных образовательных программ (в том числе с зарубежными вузами), включая программы двойных дипломов
|
|
|
|
| Механизмы и процедуры зачета и аттестации периодов обучения, освоенных студентами в других вузах, в том числе зарубежных
|
|
|
|
| Структурное и содержательное сопряжение программ магистратуры, реализуемых на основе ФГОС и программ послевузовского профессионального образования (аспирантуры), реализуемых на основе Федеральных государственных требований (ФГТ)
|
|
|
|
| Другое, пожалуйста, впишите
|
|
|
| На каком уровне необходимо ведение следующих реестров образовательных программ? (Отметьте нужное – выберите один ответ в каждой строке)
№
| РЕЕСТРЫ
(необходимо оценить каждый реестр: дать ответ по каждой строке таблицы)
| Уровень ведения Реестра
| Федеральный
| Вузовский
| 1.
| Профилей в рамках направления подготовки бакалавра
|
|
| 2.
| Магистерских программ в рамках направления подготовки магистра
|
|
| 3.
| Специализаций в рамках специальности подготовки специалиста
|
|
| Какими структурами должна быть осуществлена разработка учебно-методического обеспечения для реализации профилей в рамках направления подготовки бакалавра (специализаций в рамках специальности подготовки специалиста)? (Отметьте нужное – возможен выбор нескольких позиций)
разработчиками ФГОС;
учебно-методическими объединениями вузов;
вузами с особым статусом;
вашим вузом.
|