Скачать 92.14 Kb.
|
Сизикова Светлана Дмитриевна учитель начальных классов школа при Посольстве РФ в Республике Куба Читательский дневник Заканчивается учебный год и все школьники получат списки произведений для летнего чтения. Как правило, вручая списки произведений, учитель требует, чтобы все прочитанное летом было записано в Читательский дневник. И это требование вести Читательский дневник часто вызывает возмущение родителей, а, следовательно, и ребёнок начинает негативно относиться к этому и не выполняет требования учителя. Конечно, ни к чему хорошему это не приведёт. Давайте же разберёмся, зачем и кому нужен Читательский дневник? Некоторые родители с возмущением говорят: «Я против читательских дневников. Это тупое выписывание главных героев, сюжетных линий — я вообще иногда не помню, как кого зовут и на имя автора мне параллельно. Понравилось – прочитала – забыла». Исходя из этого комментария, получается, что читаем для того, чтобы забыть?! Дети читают произведения не для того, чтобы забыть, а для того, чтобы вынести из любого произведения какую-то мысль, узнать что-то новое для себя. Кроме этого, очень часто в школе проводятся различные конкурсы, викторины, интеллектуальные марафоны, в которых необходимо вспомнить все, что когда-то читал. Если ребёнок прочитал и забыл, то, конечно, он ничего и не вспомнит. Т.е. книга была прочитана впустую, в голове ничего не осталось. «Моей дочке это не надо, и делает из-под палки. Любви к чтению у неё это не прибавляет» Конечно, если ребёнок делает из-под палки, то положительных эмоций это не вызовет. Да и Читательский дневник не предназначен для развития любви к чтению. У него совершенно другая цель – научить ребёнка делать выводы из прочитанного, помочь ему лучше запомнить и понять произведение. Среди родителей немало есть и сторонников ведения Читательского дневника. «В начальной школе ЧД — это хорошо. Это дисциплинирует. Это позволяет самому расставить точки над i в прочитанном произведении, сделать выводы, хотя бы в два-три предложения. В конце концов, это помогает формулировать свои мысли письменно». Совершенно верно подмечено, что ведение Читательского дневника дисциплинирует и учит делать выводы о прочитанном. Эту же мысль продолжает другая мама: «Нет, у нас он точно не отбил ни желания читать, ни умения это делать. А вот новые навыки, можно сказать, появились. Чётко было видно, как во 2 классе с анализом текста было вообще плохо, еле написали дневник. А в 3 — было уже просто». Зачем нужен читательский дневник? В начальной школе ученикам очень трудно сформулировать свою мысль не то, что письменно, но и даже устно. Попросите ребёнка сказать, о чём он прочитал. В лучшем случае, он начнёт очень подробно пересказывать текст и это затянется на долгое время. А сказать одним предложением, о чём написано в этой сказке, чему учит этот рассказ или главную мысль текста выразить ученики 1- 2 и часто даже и 3-4 классов не смогут. Они просто это не умеют делать. При ведении Читательского дневника ученику надо записать главную мысль в отдельной графе и выразить в 1-2 предложениях. Значит, он учится делать вывод и выразить его очень короткой фразой. Делая анализ произведения, формулируя вывод, ребёнок лучше запоминает смысл произведения и при необходимости он легко вспомнит это произведение. Записывая автора произведения, главных героев, запоминает эти данные. Если это произведение будет читаться на внеклассном чтении, при проведении конкурсов, викторин, ребёнок, пролистав свой читательский дневник, легко вспомнит и героев произведения, и сюжет. Читая различные произведения и записывая общее содержание в читательский дневник, тренирует не только навыки письма, но и учится анализировать произведение, выделять основную мысль автора, понять, что же своим произведением автор хотел донести до читателя. Ребёнок развивает читательские навыки, культуру читателя. Родители, контролируя ведение читательского дневника, могут легко отследить интересы своих детей, понять какой жанр или направление больше их интересуют и при необходимости, подкорректировать направление чтения, предложить книги другого жанра. Ведение читательского дневника - не цель, а средство! Чтобы полученные при чтении книг знания не потерялись, и нужен читательский дневник. Записи в дневнике помогут вспомнить книгу через некоторое время. В нём будет довольно просто найти нужную информацию о прочитанных произведениях: кто её герои, что с ними произошло, чем она понравилась, о чём заставила задуматься. Дневник поможет обращать внимание, как на авторов книг, так и на художников-иллюстраторов – Вы сможете легче ориентироваться в "книжном море". Как оформить читательский дневник? За основу читательского дневника лучше взять тетрадь в клетку. На обложке сделать надпись «Читательский дневник», указать имя и фамилию владельца. Оформить обложку (например, рисунками к книгам) можно по своему усмотрению. В начале дневника можно записать или вклеить Список книг для чтения и различные Памятки – подсказки "Учись читать правильно", "Учимся понимать текст" и т.д. (Примеры памяток приведены после списка литературы.) Заполнять дневник лучше сразу после того как вы прочитаете книгу или же на следующий день. В этом случае воспоминания будут свежи, а при необходимости вы сможете обратиться к книге. Время от времени нужно обязательно просматривать дневник – тогда знания содержания и впечатления о книге закрепятся в памяти. Как делать записи в дневнике? Для Читательского дневника мы берём самую обычную тетрадь, лучше не очень тонкую, чтобы хватило на весь год, а не только на лето. Можно взять и общую тетрадь, чтобы хватило на все 4 года обучения. Расчерчиваем на несколько колонок.
Здесь ребёнок с помощью родителей записывает в 1-2 предложения основную мысль текста. При регулярном заполнении это не занимает много времени, но хорошо закрепляет в памяти детей произведение. А затем, когда в учебном году, мы проводим викторины, внеклассное чтение, дети обращаются к своему Читательскому дневнику и вспоминают, какие рассказы они читали, какие герои есть в сказках, авторов произведений и другие данные. Причём, если произведение большое, а ребёнок читает медленно, то можно записывать не только главы, но и номера страниц, если глава очень большая и читается не один день. Некоторые дети очень любят читать Энциклопедии. В таком случае, они записывают название энциклопедии, название статьи и, конечно, о чём ребёнок узнал. Потому что чтение энциклопедии – это тоже чтение. Для тех, кто только учится самостоятельно читать, подойдёт самый простой способ - делать записи в таблице:
Если книга понравилась:
Если книга очень понравилась:
Более опытные читатели могут вести записи в дневнике, отвечая на следующие вопросы: 1. Кто автор книги? Он пишет под своим именем или это псевдоним (вымышленное имя)? Из какой он страны? 2. Жанр произведения (сказка, рассказ, повесть, стихи, басня, былина…) 3. Расскажи о главном герое книги:
4. Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чём он? Почему он оставил тебя неравнодушным?
5. Понравилась ли тебе книга? Чем? Напиши свое впечатление или мнение о прочитанном. 6. Что ты расскажешь об этой книге своему другу, чтоб он непременно захотел её прочитать? Важно! Данные пункты можно использовать не все, частично! Можно переставить пункты так, как удобно владельцу читательского дневника. Можно придумать свои странички, добавить свои пункты. Главное! Научите своего ребёнка вести Читательский дневник с первого класса, помогите ему во втором, а дальше он будет это делать сам. Затрачивая совсем немного времени на заполнение Читательского дневника, Вы научите анализировать прочитанное, лучше понимать и запоминать книги, сформируете культуру читателя. Главное, чтобы читательский дневник стал помощником и собеседником его владельца. Список литературы: Как может выглядеть Читательский дневник, посмотрите здесь. Фотографии читательских дневников учащихся из личного архива Сизиковой С.Д. Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса. М.: «Просвещение», 2014. Сайт Радуга-класс. Сайт Читалочка. Сайт Педсовет.ру читательский дневник 1, дневник 2, дневник 3, дневник 4. Памятка “УЧИСЬ ЧИТАТЬ ПРАВИЛЬНО”
Памятка “УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ТЕКСТ”
Памятка “УЧИМСЯ ЧИТАТЬ БЕЗ ОШИБОК”
Памятка “УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО СТАВИТЬ УДАРЕНИЕ”
Памятка “УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО”
Памятка “УЧИМСЯ ПРИДУМЫВАТЬ РАССКАЗЫ”
|
Необходимо завести тетрадь (минимум 18 листов) в клетку. Первый лист титульный. Оформить так «Читательский дневник ученика (-цы)... | Необходимо завести общую тетрадь (минимум 18 листов) в клетку. Первый лист титульный. Оформить так «Читательский дневник ученика... | ||
По ссылке ниже Дневник по преддипломной практике, есть Пример заполнения дневника – можно ознакомиться с примером заполнения | По ссылке ниже Дневник по преддипломной практике, есть Пример заполнения дневника – можно ознакомиться с примером заполнения | ||
Дневник проверяются регулярно, однако, если на день проверки дневников ученика не было в школе, дневник остаётся не проверенным | Запись в дневнике является основой педагогической характеристики обучающегося (воспитанника) | ||
До отъезда на практику уточнить место и время прохождения практики, наименование, адрес и путь следования до предприятия (организации,... | Трансцендентный дневник. / Пер с англ. М. Айрапетян. — М.: Изд-во «Философская Книга», 1999. — 560с | ||
Дневник предназначен для студентов 3 курса педагогического колледжа, обучающихся по специальности 050141 Физическая культура. В дневник... | Дневник является основным документом, подтверждающим прохождение производственной практики |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |