«Славься, Россия, сынами своими!»


Название«Славься, Россия, сынами своими!»
ТипУрок



Заключительный урок

для 7 класса

по проекту


Составила и провела: учитель истории

Васильева О.В.

г. Каменка

Тема урока: «Славься, Россия, сынами

своими!»


Эпиграф. Славься ты, славься, Россия моя!

Славься, великая наша земля!

Славься и ты, российский народ,

который судьбою Отчизны живёт.


Цели урока. Познакомить учащихся с событиями освобождения Москвы от иностранной интервенции в начале XVII века. Выяснить роль К. Минина и Д. Пожарского в создании 2-го народного ополчения. Определить состав, цели 2-го ополчения, причины победы. Оценить значимость изучаемых событий для истории России и общества в целом. Продолжить формировать умения работы с исторической картой , документами и другой информацией, умение работать в группе. Формировать чувство национального самосознания.

Оборудование урока:

1. Карта «Россия в Смутное время».

2. Презентация «События Смутного времени».

3. Раздаточный материал «Историческое лото. Смутное время»

4. Музыкальный отрывок из оперы «Иван Сусанин»

5. Музыкальная запись набата колокола.

6. Иллюстративный ряд: портреты А. Невского, Д. Донского, К. Минина, Д. Пожарского.

7. Средства ИКТ.

Ход урока.

1. Вводное слово учителя: «История России полна драматичных

событий. В момент этих событий проявляется героизм и патриотизм русского народа. В самые тяжёлые времена для страны народ начинает осознавать свою значимость для неё. Поэтому эпиграфом урока выбраны слова: (читается эпиграф). Один из таких непростых периодов в истории России, мы начали изучать на прошлых уроках. Это период Смуты - Смутного времени».

2. Повторение изученного материала.

Учитель: Давайте вспомним, что повергло страну в тяжкие испытания в начале 17 века. Почему в России сложилась обстановка нестабильности и разрухи? Назовём причины, которые вытекают из внутреннего положения страны, затем те, что вытекают из внешнего положения страны.

Выступление группы №1:

Проводят игру «Историческое лото» по теме «Смутное время».

Необходимо заполнить пропуски в карточке (см. примеры деятельности учащихся).

3. Изучение темы.

3.1. Состояние России накануне создания 2-го народного ополчения.

Учитель: Сегодня на нашем уроке в центре внимания будет героический подвиг русского народа. Поэтому тема нашего урока: «Славься, Россия, сынами своими!»

Выступление группы №2. Делают сообщения о состоянии России к 1611году.

Краткое содержание сообщений:

- Итак, мы увидели Россию в тот момент, когда польский король начал захватывать русские земли, а на севере, воспользовавшись моментом, бесчинствовали шведы (показ по карте направлений походов интервентов). (Звучит скорбная музыка)

- В эти тяжкие годы русским людям казалось, что их государство находится на краю гибели и неоткуда ждать спасения. По выражению одного современника «осталась Русь, как вдова в доме, бездетная, безглавая, плачевная и беспомощная». Говоря словами историков Ключевского и Костомарова, Московское государство к концу 1611 года представляло зрелище видимого разрушения, как в хозяйстве, так и в управлении.

В результате многолетних неурожаев и голода поля стояли заброшены. Центральная Россия беднела. По дорогам бесчинствовали разбойники. Страна оставалась без правительства. Боярская Дума упразднилась сама собой, когда поляки захватили Кремль.

- Русские дворяне пытались спасти положение, организовав 1-е народное ополчение, которое распалось из-за разногласий. Его жалкие остатки действовали под Москвой. В сердце России пировали поляки. Их отряды ходили по русским селениям и мучили русский народ. У иных волосы были опалены, у других полосы со спины содраны, иные околевали от холода, после того как польские солдаты сжигали их деревни. Государство, потеряв свой центр, начало распадаться.

- Какие чувства возникли бы у вас, будь вы жителями России того времени? Так и у русского народа, перед лицом опасности чужеземного порабощения, возникло сознания необходимости общенациональной защиты Родины. В конце 1611 года начинают пробуждаться религиозные и национальные силы, которые пошли на выручку гибнувшей земле.

3.2. Формирование 2-го народного ополчения. Роль Минина и Пожарского.

Выступление группы №3:

Давайте посмотрим презентацию и в конце попробуем ответить на вопрос: «Какова роль руководителей народного ополчения для России начала 17 века».

Звучит набат колокола.

- Во все времена на Руси набат колокола призывал собраться воедино перед лицом опасности. Так и в те далёкие времена начался созыв 2-го народного ополчения.

Представляют презентацию.

Беседуют по вопросам:

- Почему нижегородцы откликнулись на призыв К. Минина?

- Какими качествами отличался Минин?

- Почему ополченцы избрали воеводой князя Д. Пожарского? За какие заслуги?

- Какие личные качества объединяют Минина и Пожарского?

Делают вывод о роли исторической личности в истории, об осознании народом необходимости защищать свою родину.

3.3. Цели, состав, деятельность 2-го народного ополчения.

Выступление группы №4:

Представляют анализ информации и документов («О приезде из городов ратным людям...» и т. п.) по вопросам, с показом по карте движения 2-го народного ополчения:

Раскрывают вопросы:

- Какие слои населения приняли участие в народном движении? Какова была их цель? План действий?

Показывают по карте:

- Изучив условные обозначения карты, определили, какие города участвовали в создании народного ополчения.

- Определили, где находится наш край? Входил ли он в состав Российского государства на тот момент?

- Народы Пензенского края, в том числе татары, чуваши, мордва приняли участие во втором народном ополчении. (Опираясь на карту, подтверждают это утверждение).

Делают вывод. Таким образом, было сформировано многонациональное 2-е народное ополчение, которое в феврале 1612 года перешло из Нижнего Новгорода в Ярославль (показывают по карте).

3.4. Освобождение Москвы от интервентов.

Учитель: Давайте послушаем и проследим по карте-схеме, как происходило освобождение Москвы из уст очевидцев.

Выступает группа №5:

Театрализованное представление: «Воспоминания поляка и русского о событиях освобождения Москвы»

Ополченец: Я житель Среднего Поволжья, примкнул к ратным людям, дабы спасти родную землю от польского разбоя. В начале августа 1612 года из-под Москвы пришло тревожное известие, что на помощь к полякам идёт войско во главе с гетманом Хоткевичем. Стремясь опередить Хоткевича, наше ополчение спешно двинулось к Москве и опередило польское войско.

Поляк: Как же мы обрадовались, узнав о приближении помощи из Польши гетмана Хоткевича с продовольствием и войском. Ведь мы давно из-за русских терпели жестокий голод и всякие лишения.

Ополченец: (показывает по схеме) Войдя в Москву, мы расположились станом от Петровских ворот до Алексеевской башни на берегу реки Москвы. Центр ополчения находился у Арбатских ворот. Там были и наши предводители - Минин и Пожарский. Атаман Трубецкой с казаками занимали позицию в Замоскворечье.

Поляк: Хоткевич двигался со стороны Девичьего поля. Чтобы облегчить ему задачу мы выступили из Кремля ему навстречу и попытались разбить русских.

Ополченец: Мы оказались в затруднительном положении. Но конные воины и казаки не дали соединиться полякам и помогли нам отбить атаку польского гарнизона. Все понимали, что нужно быстрее освободить сердце России от захватчиков.

Поляк: Тогда Хоткевич решил, во что бы то ни стало помочь нам. Он решил пробиваться в одиночку. Мы видели, как им удалось вытеснить русскую пехоту и проникнуть на Пятницкую улицу. Все радовались, видя на Ордынке родное знамя. Но нас опять ждало разочарование. Казаки вновь отбили атаку.

Ополченец: Минин с 400-ми конными воинами внезапно ударил по полякам. Мы поддержали его, ударив из-за укрытий. Поляки побежали. Но нам не удалось выбить гарнизон из Кремля.

Поляк: О, как нам горько было видеть, что гетман отходит, обрекая нас на муки голода.

Ополченец: Воевода Пожарский предложил гарнизону, оставшемуся в Москве, сдаться на мягких условиях, но поляки отказались. Им не хотелось покидать Россию.

Поляк: Мы переели лошадей, собак, кошек, мышей; грызли разваренную кожу с обуви, подпруг, поясов; ели землю. Всё труднее и труднее было держать оборону в Кремле.

Ополченец: В октябре 1612 года мы штурмом взяли Китай-город. Жалкие остатки польского гарнизона всё-таки сдались. Москва была освобождена, мы торжественно вошли в разорённую столицу.

Подводят итог: «26 октября 1612 года - день освобождения Москвы от интервентов».

Делают вывод: «Почему именно второму ополчению удалось освободить Москву от поляков?»

3.5. Решение вопроса о власти.

Учитель: Как продолжение общенационального дела был решён вопрос о царской власти.

Выступление группы №6: (делают сообщения, используя иллюстративный материал)

Краткий смысл сообщений: В 1613 году на Руси, впервые в её истории, состоялся совет всей земли, который в последствии стал называться Земским собором. На нём был избран царь из новой династии Романовых. В 1613 год царём стал Михаил Фёдорович Романов».

Делают вывод: Таким образом, 2-е народное ополчение достигло своей цели, освободило Москву от интервентов, дало возможность избрания нового царя.

4.3акрепление.

Учитель: Попытаемся оценить события, произошедшие в России в начале 17 века.

Беседа по вопросам:

- Вернёмся к заданию, которое было дано ранее. Какова роль руководителей 2-го народного ополчения в истории России начала 17 века?

- Каково значение 2-го народного ополчения для России начала 17 века?

- Подумайте, только ли русский народ перед лицом опасности вставал на защиту своего национального государства? Приведите примеры из истории других государства.

Фотография памятника Минину и Пожарскому.

- Для России подвиг Минина и Пожарского не остался забытым. Благодарная Россия чтит своих героев.

- Давайте попробуем оценить значимость изученных событий для истории России с позиции современников.

- Можно ли поставить подвиг Минина и Пожарского в один ряд с подвигами Невского, Донского? Почему? Чем они похожи?

- Важны ли эти подвиги для России, для нас, её жителей? Что они нам дают? Какой пример для подражания заложен в этих подвигах?

- Есть ли сейчас у жителей России чувство сопричастности к судьбе Родины?

Вывод. В нашем народе всегда жило чувство признательности и благодарности своим предкам за то, что сберегли Родину от напастей. (Иллюстративный ряд: портреты Невского, Донского, Минина, Пожарского).

Вглядитесь в лица этих людей. Запомните их имена. Это действительно достойные сыны России! Надеюсь, что для вас их отношение к Родине будет являться примером. Судьба России всегда была судьбою её народа! (Звучит отрывок из оперы «Иван Сусанин», тема «Славься»).

6.Домашнее задание.

Творческое задание: «Найти в судьбе своих предков проявление чувства причастности к судьбе Родины и рассказать о нём или написать мини-сочинение».

Похожие:

«Славься, Россия, сынами своими!» iconСпортивный комплекс «Звезда», г. Звенигород Мы приглашаем всех, кто...
Фестиваль Ручной Работы «Новогодняя ярмарка» калейдоскоп всего интересного, нового, нестандартного, что по крупицам собрано в Звенигороде...

«Славься, Россия, сынами своими!» iconРоссия в начале XXI века: новая страна, новые проблемы, новые возможности...
Возрождающаяся Россия обрела собственную историю — историю выхода из «переходного периода», причем именно эта история обнаружила,...

«Славься, Россия, сынами своими!» iconУчастие Казанского края в Отечественной войне 1812 года
Их неспроста называют сынами Отечества – «земли отцов». А «земля отцов», земля русская, собиралась в единое целое веками. И за целостность...

«Славься, Россия, сынами своими!» iconФракция Партии «единая россия»
Поздравляю Вас от лица депутатов фракции Партии «единая россия» в Законодательном Собрании Камчатского края с победой на прошедших...

«Славься, Россия, сынами своими!» iconСерия "великое противостояние"
Андрей Паршев. Почему Россия не Америка почему россия не америка ббк 63. 3 (2 рос) П18

«Славься, Россия, сынами своими!» iconНа услуги по организации и проведению отборочного чемпионата в расширенный...
Союза «агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «ворлдскиллс россия»

«Славься, Россия, сынами своими!» iconРоссийская Федерация Республика Саха (Якутия) Мирнинский район Россия...
В соответствии с Федеральным законом от 27. 07. 2010 г. №210-фз «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»,...

«Славься, Россия, сынами своими!» iconРешением закупочной комиссии ОАО «оск»
Оао "оск", юридический адрес: 191119, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Марата, д. 90, почтовый адрес: 123242, Россия, г. Москва, ул....

«Славься, Россия, сынами своими!» iconДогово р банковского счета в валюте Российской Федерации
Открытое акционерное общество «Акционерный Банк «россия», Генеральная лицензия Банка России №328, именуемое в дальнейшем «банк»,...

«Славься, Россия, сынами своими!» iconПриложение к тз (Рекомендуемое) (образец заполнения) утверждаю
Э, раздел 6 Положения Об организации систематических наблюдений за эксплуатацией производственных зданий, сооружений и территорий...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск