Скачать 91 Kb.
|
Заключительный урок для 7 класса по проекту Составила и провела: учитель истории Васильева О.В. г. Каменка Тема урока: «Славься, Россия, сынами своими!» Эпиграф. Славься ты, славься, Россия моя! Славься, великая наша земля! Славься и ты, российский народ, который судьбою Отчизны живёт. Цели урока. Познакомить учащихся с событиями освобождения Москвы от иностранной интервенции в начале XVII века. Выяснить роль К. Минина и Д. Пожарского в создании 2-го народного ополчения. Определить состав, цели 2-го ополчения, причины победы. Оценить значимость изучаемых событий для истории России и общества в целом. Продолжить формировать умения работы с исторической картой , документами и другой информацией, умение работать в группе. Формировать чувство национального самосознания. Оборудование урока: 1. Карта «Россия в Смутное время». 2. Презентация «События Смутного времени». 3. Раздаточный материал «Историческое лото. Смутное время» 4. Музыкальный отрывок из оперы «Иван Сусанин» 5. Музыкальная запись набата колокола. 6. Иллюстративный ряд: портреты А. Невского, Д. Донского, К. Минина, Д. Пожарского. 7. Средства ИКТ. Ход урока. 1. Вводное слово учителя: «История России полна драматичных событий. В момент этих событий проявляется героизм и патриотизм русского народа. В самые тяжёлые времена для страны народ начинает осознавать свою значимость для неё. Поэтому эпиграфом урока выбраны слова: (читается эпиграф). Один из таких непростых периодов в истории России, мы начали изучать на прошлых уроках. Это период Смуты - Смутного времени». 2. Повторение изученного материала. Учитель: Давайте вспомним, что повергло страну в тяжкие испытания в начале 17 века. Почему в России сложилась обстановка нестабильности и разрухи? Назовём причины, которые вытекают из внутреннего положения страны, затем те, что вытекают из внешнего положения страны. Выступление группы №1: Проводят игру «Историческое лото» по теме «Смутное время». Необходимо заполнить пропуски в карточке (см. примеры деятельности учащихся). 3. Изучение темы. 3.1. Состояние России накануне создания 2-го народного ополчения. Учитель: Сегодня на нашем уроке в центре внимания будет героический подвиг русского народа. Поэтому тема нашего урока: «Славься, Россия, сынами своими!» Выступление группы №2. Делают сообщения о состоянии России к 1611году. Краткое содержание сообщений: - Итак, мы увидели Россию в тот момент, когда польский король начал захватывать русские земли, а на севере, воспользовавшись моментом, бесчинствовали шведы (показ по карте направлений походов интервентов). (Звучит скорбная музыка) - В эти тяжкие годы русским людям казалось, что их государство находится на краю гибели и неоткуда ждать спасения. По выражению одного современника «осталась Русь, как вдова в доме, бездетная, безглавая, плачевная и беспомощная». Говоря словами историков Ключевского и Костомарова, Московское государство к концу 1611 года представляло зрелище видимого разрушения, как в хозяйстве, так и в управлении. В результате многолетних неурожаев и голода поля стояли заброшены. Центральная Россия беднела. По дорогам бесчинствовали разбойники. Страна оставалась без правительства. Боярская Дума упразднилась сама собой, когда поляки захватили Кремль. - Русские дворяне пытались спасти положение, организовав 1-е народное ополчение, которое распалось из-за разногласий. Его жалкие остатки действовали под Москвой. В сердце России пировали поляки. Их отряды ходили по русским селениям и мучили русский народ. У иных волосы были опалены, у других полосы со спины содраны, иные околевали от холода, после того как польские солдаты сжигали их деревни. Государство, потеряв свой центр, начало распадаться. - Какие чувства возникли бы у вас, будь вы жителями России того времени? Так и у русского народа, перед лицом опасности чужеземного порабощения, возникло сознания необходимости общенациональной защиты Родины. В конце 1611 года начинают пробуждаться религиозные и национальные силы, которые пошли на выручку гибнувшей земле. 3.2. Формирование 2-го народного ополчения. Роль Минина и Пожарского. Выступление группы №3: Давайте посмотрим презентацию и в конце попробуем ответить на вопрос: «Какова роль руководителей народного ополчения для России начала 17 века». Звучит набат колокола. - Во все времена на Руси набат колокола призывал собраться воедино перед лицом опасности. Так и в те далёкие времена начался созыв 2-го народного ополчения. Представляют презентацию. Беседуют по вопросам: - Почему нижегородцы откликнулись на призыв К. Минина? - Какими качествами отличался Минин? - Почему ополченцы избрали воеводой князя Д. Пожарского? За какие заслуги? - Какие личные качества объединяют Минина и Пожарского? Делают вывод о роли исторической личности в истории, об осознании народом необходимости защищать свою родину. 3.3. Цели, состав, деятельность 2-го народного ополчения. Выступление группы №4: Представляют анализ информации и документов («О приезде из городов ратным людям...» и т. п.) по вопросам, с показом по карте движения 2-го народного ополчения: Раскрывают вопросы: - Какие слои населения приняли участие в народном движении? Какова была их цель? План действий? Показывают по карте: - Изучив условные обозначения карты, определили, какие города участвовали в создании народного ополчения. - Определили, где находится наш край? Входил ли он в состав Российского государства на тот момент? - Народы Пензенского края, в том числе татары, чуваши, мордва приняли участие во втором народном ополчении. (Опираясь на карту, подтверждают это утверждение). Делают вывод. Таким образом, было сформировано многонациональное 2-е народное ополчение, которое в феврале 1612 года перешло из Нижнего Новгорода в Ярославль (показывают по карте). 3.4. Освобождение Москвы от интервентов. Учитель: Давайте послушаем и проследим по карте-схеме, как происходило освобождение Москвы из уст очевидцев. Выступает группа №5: Театрализованное представление: «Воспоминания поляка и русского о событиях освобождения Москвы» Ополченец: Я житель Среднего Поволжья, примкнул к ратным людям, дабы спасти родную землю от польского разбоя. В начале августа 1612 года из-под Москвы пришло тревожное известие, что на помощь к полякам идёт войско во главе с гетманом Хоткевичем. Стремясь опередить Хоткевича, наше ополчение спешно двинулось к Москве и опередило польское войско. Поляк: Как же мы обрадовались, узнав о приближении помощи из Польши гетмана Хоткевича с продовольствием и войском. Ведь мы давно из-за русских терпели жестокий голод и всякие лишения. Ополченец: (показывает по схеме) Войдя в Москву, мы расположились станом от Петровских ворот до Алексеевской башни на берегу реки Москвы. Центр ополчения находился у Арбатских ворот. Там были и наши предводители - Минин и Пожарский. Атаман Трубецкой с казаками занимали позицию в Замоскворечье. Поляк: Хоткевич двигался со стороны Девичьего поля. Чтобы облегчить ему задачу мы выступили из Кремля ему навстречу и попытались разбить русских. Ополченец: Мы оказались в затруднительном положении. Но конные воины и казаки не дали соединиться полякам и помогли нам отбить атаку польского гарнизона. Все понимали, что нужно быстрее освободить сердце России от захватчиков. Поляк: Тогда Хоткевич решил, во что бы то ни стало помочь нам. Он решил пробиваться в одиночку. Мы видели, как им удалось вытеснить русскую пехоту и проникнуть на Пятницкую улицу. Все радовались, видя на Ордынке родное знамя. Но нас опять ждало разочарование. Казаки вновь отбили атаку. Ополченец: Минин с 400-ми конными воинами внезапно ударил по полякам. Мы поддержали его, ударив из-за укрытий. Поляки побежали. Но нам не удалось выбить гарнизон из Кремля. Поляк: О, как нам горько было видеть, что гетман отходит, обрекая нас на муки голода. Ополченец: Воевода Пожарский предложил гарнизону, оставшемуся в Москве, сдаться на мягких условиях, но поляки отказались. Им не хотелось покидать Россию. Поляк: Мы переели лошадей, собак, кошек, мышей; грызли разваренную кожу с обуви, подпруг, поясов; ели землю. Всё труднее и труднее было держать оборону в Кремле. Ополченец: В октябре 1612 года мы штурмом взяли Китай-город. Жалкие остатки польского гарнизона всё-таки сдались. Москва была освобождена, мы торжественно вошли в разорённую столицу. Подводят итог: «26 октября 1612 года - день освобождения Москвы от интервентов». Делают вывод: «Почему именно второму ополчению удалось освободить Москву от поляков?» 3.5. Решение вопроса о власти. Учитель: Как продолжение общенационального дела был решён вопрос о царской власти. Выступление группы №6: (делают сообщения, используя иллюстративный материал) Краткий смысл сообщений: В 1613 году на Руси, впервые в её истории, состоялся совет всей земли, который в последствии стал называться Земским собором. На нём был избран царь из новой династии Романовых. В 1613 год царём стал Михаил Фёдорович Романов». Делают вывод: Таким образом, 2-е народное ополчение достигло своей цели, освободило Москву от интервентов, дало возможность избрания нового царя. 4.3акрепление. Учитель: Попытаемся оценить события, произошедшие в России в начале 17 века. Беседа по вопросам: - Вернёмся к заданию, которое было дано ранее. Какова роль руководителей 2-го народного ополчения в истории России начала 17 века? - Каково значение 2-го народного ополчения для России начала 17 века? - Подумайте, только ли русский народ перед лицом опасности вставал на защиту своего национального государства? Приведите примеры из истории других государства. Фотография памятника Минину и Пожарскому. - Для России подвиг Минина и Пожарского не остался забытым. Благодарная Россия чтит своих героев. - Давайте попробуем оценить значимость изученных событий для истории России с позиции современников. - Можно ли поставить подвиг Минина и Пожарского в один ряд с подвигами Невского, Донского? Почему? Чем они похожи? - Важны ли эти подвиги для России, для нас, её жителей? Что они нам дают? Какой пример для подражания заложен в этих подвигах? - Есть ли сейчас у жителей России чувство сопричастности к судьбе Родины? Вывод. В нашем народе всегда жило чувство признательности и благодарности своим предкам за то, что сберегли Родину от напастей. (Иллюстративный ряд: портреты Невского, Донского, Минина, Пожарского). Вглядитесь в лица этих людей. Запомните их имена. Это действительно достойные сыны России! Надеюсь, что для вас их отношение к Родине будет являться примером. Судьба России всегда была судьбою её народа! (Звучит отрывок из оперы «Иван Сусанин», тема «Славься»). 6.Домашнее задание. Творческое задание: «Найти в судьбе своих предков проявление чувства причастности к судьбе Родины и рассказать о нём или написать мини-сочинение». |
Фестиваль Ручной Работы «Новогодняя ярмарка» калейдоскоп всего интересного, нового, нестандартного, что по крупицам собрано в Звенигороде... | Возрождающаяся Россия обрела собственную историю — историю выхода из «переходного периода», причем именно эта история обнаружила,... | ||
Их неспроста называют сынами Отечества – «земли отцов». А «земля отцов», земля русская, собиралась в единое целое веками. И за целостность... | Поздравляю Вас от лица депутатов фракции Партии «единая россия» в Законодательном Собрании Камчатского края с победой на прошедших... | ||
Андрей Паршев. Почему Россия не Америка почему россия не америка ббк 63. 3 (2 рос) П18 | Союза «агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «ворлдскиллс россия» | ||
В соответствии с Федеральным законом от 27. 07. 2010 г. №210-фз «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»,... | Оао "оск", юридический адрес: 191119, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Марата, д. 90, почтовый адрес: 123242, Россия, г. Москва, ул.... | ||
Открытое акционерное общество «Акционерный Банк «россия», Генеральная лицензия Банка России №328, именуемое в дальнейшем «банк»,... | Э, раздел 6 Положения Об организации систематических наблюдений за эксплуатацией производственных зданий, сооружений и территорий... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |