Министерства здравоохранения российской федерации


НазваниеМинистерства здравоохранения российской федерации
страница1/10
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НИЖЕГОРОДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

проф.____________ Цыбусов С.Н.

«_____» _______________2013г.

РАБОЧАЯ П Р О Г Р А М М А

СТОМАТОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА

Специальность: 060105 «СТОМАТОЛОГИЯ»
Квалификация выпускника: «специалист»
Факультет: стоматологический
Форма обучения: очная

2013г.

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО по специальности 060105 «Стоматология», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации гос. рег. № 16 от 14.01.2011 г.

Составитель программы: заведующий кафедрой, д.м.н., С.Ю. Косюга

Рабочая программа по стоматологии детского возраста рассмотрена и одобрена на заседании кафедры стоматологии детского возраста.

Протокол № 8 от « 11 » февраля 2013 г.

Заведующий кафедрой ___________________ / С.Ю. Косюга /

Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании цикловой методической комиссии по стоматологии.

Протокол № 3 от « 19 » февраля 2013 г.
СОГЛАСОВАНО

Председатель, д.м.н., профессор _________ ____________ / Л.Н. Казарина /


СОГЛАСОВАНО

Начальник УМУ, д.м.н., профессор ___________________ / Т.Е.Потемина /

«_____» _________________20 г.


1. Цель и задачи освоения дисциплины

Дисциплина стоматологии детского возраста является особенно сложной и многокомпонентной, где специалист действует как стоматолог, а мыслит как педиатр, поэтому подготовка такого врача требует приложения максимальных сил, времени и энергии. Детский воз­раст имеет много особенностей как в проявлении и течении пато­логических процессов челюстно-лицевой области, так и в методах лечения. От врача-стоматолога требу­ется знание возрастной анатомии и физиологии ребенка; умение разбираться в вопросах проявления патологии в различном возрасте; умение выбирать методы профилактики стоматологических заболеваний у детей и определять сроки консервативного или хирургического их лечения.

1.1. Цель дисциплины - подготовка врача-стоматолога для самостоятельной профессиональной деятельности в амбулаторной практике и выпол­нения лечебной, диагностической, профилактической, консультативной, организационной по­мощи детям с основными стоматологическими заболева­ниями и повреждениями челюстно-лицевой области с учетом индивидуальных и анатомо-физиологических особенностей детского организма с использованием современных достижений медицинской науки и практики.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у выпускника следующих общекультурных компетенций (ОК):

способностью и готовностью использовать на практике методы гуманитарных, социальных, экономических, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-I);

способностью к аргументации, ведению дискуссии, к социальному взаимодействию с обществом, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; к толерантности, уважению и принятию Другого; к социальной мобильности (ОК-8);

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у выпускника следующих профессиональных компетенций (ПК):

способностью и готовностью провести общеклиническое обследование больного и оформить историю болезни, интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов исследования (ПК-1);

способностью и готовностью применять медицинский инструментарий, медикаментозные средства в лабораторно-диагностических и лечебных целях, использовать технику антропометрии, термометрии, измерения АД, подсчета ЧСС и ЧДД, измерения суточного диуреза, использовать технику введения воздуховода, промывания желудка, газоотведения из толстой кишки, осуществлять уход за больными (ПК-3);

способностью и готовностью применять научные принципы и методы асептики и антисептики во избежание инфицирования при работе, с медицинским инструментарием, медикаментозными средствами в лабораторно-диагностических и профилактических целях (ПК-4);

способностью и готовностью удалить дренажи и тампоны, снять швы с раны, произвести перевязку ран (ПК-5);

профилактическая деятельность:

способностью и готовностью к организации проведения первичной профилактики в каждой возрастной группе (ПК-12);

способностью и готовностью к формированию мотивации отдельных лиц, семей и общества в целом по поддержанию стоматологического и общего здоровья (ПК-13);

способностью и готовностью к проведению стоматологических профессиональных профилактических процедур (ПК-15);

диагностическая деятельность:

способностью и готовностью к интерпретации лабораторных, аппаратных и прочих результатов проведенных исследований (ПК- 17);

способностью и готовностью к проведению стоматологических профессиональных процедур (ПК-18);

способностью и готовностью к проведению диагностики типичных стоматологических заболеваний твердых и мягких тканей полости рта, зубочелюстно-лицевых аномалий у пациентов всех возрастов, и в случае необходимости направить пациента к соответствующим специалистам (ПК-19);

способностью и готовностью проводить анализ результатов исследований клинико-анатомического, биопсийного, операционного и секционного стоматологического материала (ПК-23);

лечебная деятельность:

способностью и готовностью к проведению диагностики типичных стоматологических заболеваний твердых и мягких тканей полости рта, зубочелюстно-лицевых аномалий у пациентов всех возрастов (ПК-24);

способностью и готовностью к проведению инфильтрационной и проводниковой анестезии в полости рта, назначению медикаментозной терапии до, во время и после стоматологического вмешательства (ПК-26);

способностью и готовностью к лечению заболеваний твердых тканей зубов у пациентов различного возраста (ПК-30);

способностью и готовностью к проведению несложного эндодонтического лечения болезней пульпы и периодонта у пациентов различного возраста(ПК-31);

способностью и готовностью к лечению заболеваний пародонта, у пациентов различного возраста (ПК-32);

способностью и готовностью к проведению лечения типичных заболеваний слизистой оболочки рта у пациентов различного возраста (ПК-33);

способностью и готовностью провести первую офтальмологическую помощь при экстренных ситуациях, которые могут иметь место в стоматологической практике (ПК-34);

научно-исследовательская деятельность

способностью и готовностью к участию в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов научных исследований (ПК- 48);

психолого-педагогическая деятельность

способностью и готовностью к обучению пациентов правилам медицинского поведения; к общению и взаимодействию с обществом, коллективом, семьей, партнерами, пациентами и их родственниками, обучению пациентов гигиене полости рта (ПК- 49).

Теоретические знания и мануальные навыки, приобретенные на предклиническом курсе, позволяют более глубоко и полно освоить диагностику и лечение основных стоматологических заболеваний полости рта у детей, с учетом с анатомо-физиологическими особенностями детского организма и их влиянием на клиническое течение основных стоматологических заболеваний у детей и подростков.

Для лучшего усвоения теоретического материала и практических навыков учебный процесс максимально приближен к реальной обстановке работы на детском стоматологическом приеме как по терапевтическому, так и хирургическому разделам стоматологии детского возраста.

Практические занятия проводятся при непосредственной работе с детьми, имеющими основные стоматологические заболевания, а также с их родителями, что имеет большое значение при формировании компетенций в профилактической, диагностической, лечебной и психолого-педагогической деятельности будущего врача-стоматолога детского и позволяет приобрести студентам соответствующие мануальные навыки.

1.2. Задачи изучения дисциплины:

  • ознакомить студента с анатомо-физиологическими особенностями детского организма, их влиянием на клиническое течение основных стоматологических заболеваний у детей и подростков;

  • ознакомить с особенностями клинического течения, диагностики и лечения этих заболе­ваний, их исходами в зависимости от возраста ребенка, возможно­стями реабилитации после перенесенных заболеваний (медицинской и социальной) и путях её реализации;

- ознакомить студента с методами диагностики симптоматических проявлений соматических и инфекционных заболеваний в полости рта у пациентов детского и подросткового возраста;

-ознакомить студента с методами профилактики основных стоматологических заболеваний, врожденных и наследственных заболеваний;

  • ознакомить студента с методами диагностики при обследовании больных детей и подростков с воспалительными стоматологическими заболеваниями, повреждениями, дефектами и деформациями тканей челюстно-лицевой области;

  • научить студента выполнению отдельных врачебных манипуляций;

  • научить студентов навыкам общения с детьми и подростками разного возраста и их родственниками взаимодействия с коллективом и коллегами;

  • ознакомление студентов с организацией работы с медикаментозными средствами и соблюдением правил их хранения в детской стоматологической клинике

  • ознакомление студентов с делопроизводством в детской стоматологической клинике


В результате изучения дисциплины

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

  • этапы развития стоматологии детского возраста, роль ведущих ученых в развитии дисциплины, основы организации стоматологической помощи детям в Российской Федерации.

  • принципы оборудования стоматологического кабинета для детского стоматологического приема;

  • особенности анатомического строения зубов, мягких тканей лица, челюстных и лицевых костей в детском возрасте;

  • физиологические особенности отдельных органов и систем организма ребенка;

  • методы обследования, позволяющие поставить диагноз заболеваний зубов, слизистой оболочки рта и пародонта у детей различных возрастно-половых групп с учетом их анатомо-физиологических особенностей;

  • особенности клинического проявления основных стоматологических заболеваний зубов, слизистой оболочки рта и пародонта у детей и подростков;

  • обоснование тактики ведения больного, методов лечения и профилактики, определение прогноза заболеваний зубов, слизистой оболочки рта и пародонта у детей различных возрастно-половых групп с учетом их анатомо-физиологических особенностей;

  • основные методики терапевтического лечения при заболеваниях зубов, слизистой оболочки рта и пародонта у детей различных возрастно-половых групп с учетом их анатомо-физиологических особенностей;

  • возможные ошибки и осложнения, возникающие при лечении кариеса, его осложнений, заболеваний зубов некариозного происхождения, их устранение и лечение у детей;

  • особенности клинического проявления основных хирургических стоматологических заболеваний и повреждений челюстно-лицевой области у детей и подростков;

  • существующие методы диагностики и лечения, основных стоматологичес-ких заболеваний и повреждений челюстно-лицевой области у детей и подростков, методы их профилактики и пути реаби­литации ребенка в разных возрастных периодах;

  • принципы диспансеризации детей с заболеваниями и повреждениями челюстно-лицевой области в условиях детской стоматологической поликлиники.

  • основы планирования, внедрения, оценки эффективности программы профилактики стоматологических заболеваний среди детского населения.

  • влияние наследственных факторов и факторов внешней среды на
    возникновение основных стоматологических заболеваний у детей;

  • принципы диспансеризации, организационные формы проведения
    плановой санации полости рта у детей;

  • принципы диагностики, лечения и профилактики зубочелюстных
    аномалий в детском возрасте;


СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

  • проводить обследование детей разных возрастных групп;

  • устанавливать психологический и речевой контакт со здоровым и больным ребенком;

  • устанавливать эмоционально-психологический контакт с ребенком и его родителями;

  • оценивать нервно-психическое развитие ребенка, его физическое и интеллектуальное развитие;

  • оформлять медицинскую карту первичного больного;

  • провести исследования кожных покровов, видимых слизистых, слизистой рта, зева;

  • проводить запись зубной формулы постоянных и временных зубов в соответствии с международной системой обозначения;

  • определить гигиенического состояние полости рта с помощью индексов Федорова-Володкиной, Грин-Вермиллиону, РНР и др.;

  • определить интенсивность кариеса с помощью индексов КПУ, КП зубов и поверхностей;

  • определить состояние тканей пародонта с помощью индексов CPI, PMA и др.;

  • проводить диагностику и дифференциальную диагностику при заболеваниях зубов, слизистой оболочки рта и пародонта у детей;

  • препарировать кариозные полости I-V классов в зубах временного, смешанного и постоянного прикусов (на фантомах, моделях, у пациентов);

  • пломбировать кариозные полости всех классов на фантомах и моделях пломбировочными материалами различных групп временного, смешанного и постоянного прикусов;

  • проводить необходимые эндодонтические мероприятия в зубах временного, смешанного и постоянного прикусов (на фантомах, моделях, у пациентов, на удаленных зубах со сформированными и несформированными корнями);

  • проводить методики витального окрашивания очагов деминерализации эмали;

  • покрывать зубы фторидсодержащим гелем и лаком;

  • проводить герметизацию фиссур зубов;

  • проводить пломбирование всех видов кариозных полостей современными пломбировочными и реставрационными материалами;

  • проводить восстановление анатомической формы зуба различными пломбировочными материалами;

  • проводить наложение лечебных, изолирующих прокладок;

  • проводить биологический метод лечения пульпы в постоянных зубах;

  • проводить пульпотомию с медикаментозными средствами во временных зубах;

  • проводить витальную ампутацию пульпы в постоянных зубах;

  • проводить девитализацию пульпы некротизирующими и мумифицирующими пастами во временных зубах;

  • проводить экстирпацию пульпы;

  • определить «рабочую» длину корневого канала (клиническим, электронным и радиовизиографическим методом) во временных и постоянных зубах;

  • проводить удаление распада корневой и коронковой пульпы при периодонтитах в сформированных и несформированных зубах;

  • проводить апексификацию в постоянных зубах с прекратившимся формированием корня;

  • проводить инструментальную и антисептическую обработку корневого канала;

  • пломбировать корневые каналы зубов пастами, гуттаперчей, жесткими штифтами;

  • удалять над- и поддесневых минерализованных зубных отложений;

  • назначать и использовать лекарственные препараты в возрастной дозировке;

  • назначать витаминотерапию, иммуномодулирующую терапию и медикаментозные средства, стимулирующие неспецифическую защиту организма ребенка;

  • читать обзорные рентгенограммы челюстных костей, ортопантомограммы, панорамных и внутриротовые рентгенограммы, контрастные рентгенограммы;

  • выявлять детей с выраженными зубочелюстными аномалиями и деформациями и направлять их к врачу ортодонту для оказания специализированной помощи и принятия их на диспансерный учет;

  • проводить аппликационное обезболивание;

  • проводить реанимационные мероприятия;

  • оценивать результаты различных методов исследования пациентов с заболеваниями зубов, слизистой оболочки рта и пародонта у детей;

  • проводить гигиенические занятия с детьми и их родителями в амбулаторно-поликлинических условиях, в детских учреждениях и школах.

  • оформлять медицинскую карту первичного хирургического больного;

  • оценить нервно-психическое развитие ребенка, физическое и интеллектуальное развитие, его общее состояние;

  • объяснить специфику клинического течения различных воспалительных заболеваний и повреждений челюстно-лицевой области (ЧЛО), основываясь на анатомо-физиологических особенностях детского организма;

  • соблюдать санитарные нормы, правильно использовать средства индивидуальной защиты;

  • оценить состояние ребенка на основании данных осмотра и результатов дополнительных методов исследования с учетом поставленного диагноза;

  • выбрать метод обезболивания в зависимости от вида и объема хирургического вмешательства;

  • оказать неотложную помощь в экстремальных ситуациях;

  • расшифровать внутриротовые (прицельные) рентгенограммы и рентгенограммы костей лицевого скелета (в прямой и боковых проекциях, панорамные, ортопантомограммы);

  • провести операцию удаления временного и постоянного зуба у детей по различным показаниям;

  • провести дифференциальную диагностику различных воспалительных заболеваний между собой и с другими заболеваниями;

  • определить место лечения ребенка (поликлиника, стационар) и объем хирургической помощи;

  • провести дифференциальную диагностику воспалительных заболеваний слюнных желез между собой и со сходными по клиническому течению заболеваниями ЧЛО;

  • составить схему обследования, лечения и диспансеризации детей с хроническим неспецифическим паренхиматозным паротитом и слюннокаменной болезнью;

  • провести обследование больных с патологией височно-нижнечелюстного сустава (ВНЧС) по определенному алгоритму;

  • выбрать наиболее информативные методы дополнительного обследования детей с первично-костными и функциональными заболеваниями ВНЧС;

  • поставить предварительный диагноз и составить план обследования и лечения детей с первично-костными и функциональными заболеваниями ВНЧС;

  • оценить состояние ребенка на основании данных осмотра и результатов дополнительных методов исследования с учетом поставленного диагноза;

  • оказать неотложную догоспитальную помощь при различных видах травмы ЧЛО, определить сочетанную травму, показания к госпитализации;

  • провести дифференциальную диагностику различных опухолей и опухолеподобных образований мягких тканей и костей ЧЛО детей;

  • выбрать наиболее информативный для различных нозологических форм метод дополнительного исследования;

  • поставить предварительный клинический диагноз и направить ребенка в специализированное медицинское учреждение;

  • определить показания к операциям цистотомия и цистэктомия при одонтогенных воспалительных кистах верхней и нижней челюсти, определить место лечения ребенка (поликлиника, стационар);

  • поставить предварительный диагноз после клинического обследования детей с врожденной патологией ЧЛО;

  • составить схему лечения и диспансеризации конкретного больного с врожденной патологией с указанием специалистов, участвующих в медико-социальной реабилитации таких больных;

  • определить показания к проведению амбулаторных операций при врожденной патологии слизистой оболочки рта (логопедические, ортодонтические) в зависимости от возраста ребенка.




  • СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ВЛАДЕТЬ:

  • методами проведения обследования ребенка в условиях стоматологической поликлиники (внешний осмотр, пальпация регионарных лимфатических узлов, обследование височно-нижнечелюстного сустава, осмотр рта);

  • умением оформлять медицинскую документацию;

  • методиками проведения аппликационной, инфильтрационной анестезии на верхней челюсти; инфильтрационной и проводниковой анестезии на нижней челюсти у детей и подростков;

- методиками препарирования, механической и медикаментозной обработки и пломбирования кариозных полостей

- методиками механической и медикаментозной обработки корневых каналов

- методиками пломбирования корневых каналов

- методиками лечения кариеса, пульпита, апикального периодонтита у детей и подростков

- методиками лечения некариозных поражений твердых тканей зубов

- методиками лечения заболеваний пародонта

- методиками лечения заболеваний слизистой оболочки полости рта и губ

- методиками проведения профессиональной гигиены полости рта

- методиками ремотерапии

- методиками запечатывания фиссур

  • проводить операцию удаления временного и постоянного зуба у детей по различным показаниям;

  • оказывать экстренную помощь при неотложных состояниях (обморок, коллапс, шок) на детском хирургическом амбулаторном приеме;

  • проводить бимануальную пальпацию ВНЧС, клиническое исследование функции суставов (открывание рта, смещение нижней челюсти, звуковые симптомы нарушений и т.д.);

  • накладывать швы на коже и слизистой оболочке полости рта при ПХО (первичная хирургическая обработка);

  • изготавливать шины-каппы из быстротвердеющей пластмассы,

  • изготавливать проволочно-композитную шину;

  • проводить наружный осмотр ЧЛО, туловища, конечностей, пальпацию ЧЛО, осмотр рта (состояние слизистой оболочки, альвеолярных отростков, языка, мягкого и твердого неба, положение зубов, пальпаторное исследование мягких тканей, челюстных и лицевых костей на предмет выявления признаков опухолевого роста (наличие пигментных пятен на коже, сосудистого рисунка, симптомы сдавления, наливания и др.);

  • проводить наружный осмотр лица и шеи на предмет выявления врожденных пороков развития ЧЛО;

  • решить вопрос о госпитализации ребенка и оформить направление в специализированное учреждение.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Министерства здравоохранения российской федерации iconМетодичка по оформлению документов к награждению нагрудным знаком "Отличник здравоохранения"
Почетную грамоту Министерства здравоохранения Российской Федерации (Министерства здравоохранения и социального развития Российской...

Министерства здравоохранения российской федерации iconО введении медицинской документации, удостоверяющей случаи рождения и смерти
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26. 12. 2008 г. №782н и письма Министерства здравоохранения...

Министерства здравоохранения российской федерации icon1. Общие положения
Российской Федерации и Концепцией создания единой информационной системы в сфере здравоохранения, утвержденной приказом Министерства...

Министерства здравоохранения российской федерации icon1. Общие положения
Российской Федерации и Концепцией создания единой информационной системы в сфере здравоохранения, утвержденной приказом Министерства...

Министерства здравоохранения российской федерации iconПриказ от 27 февраля 2009 г. №30- л/с г. Саратов "О порядке проведения...
Российской Федерации", приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09. 08. 2001 n 314 "О порядке получения квалификационных...

Министерства здравоохранения российской федерации iconУчреждение высшего профессионального образования «ростовский государственный...
«ростовский государственный медицинский университет» министерства здравоохранения российской федерации

Министерства здравоохранения российской федерации iconПриказ Министерства здравоохранения Республики Татарстан №788 от 07. 05. 2014 года
Во исполнения приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 апреля 2013 года №240н «О порядке и сроках прохождения...

Министерства здравоохранения российской федерации iconПриказом директора Федерального государственного
Федерального государственного бюджетного учреждения санаторий «Горный воздух» Министерства здравоохранения Российской Федерации сверх...

Министерства здравоохранения российской федерации iconПриказ министерства здравоохранения и социального развития российской...
Фондом социального страхования Российской Федерации функций по оплате услуг медицинской помощи женщинам в период беременности и родов,...

Министерства здравоохранения российской федерации iconАдминистративный регламент Министерства здравоохранения Республики...
Российской Федерации в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 29. 12. 2006 №258-фз «О внесении изменений в отдельные законодательные...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск