Методические рекомендации для студентов и преподавателей по написанию и оформлению исследовательских работ 2014


Скачать 312.43 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для студентов и преподавателей по написанию и оформлению исследовательских работ 2014
страница1/2
ТипМетодические рекомендации
  1   2
краевое государственное бюджетное

профессиональноеобразовательное учреждение

«Красноярский медицинский техникум»


Методические рекомендации для студентов и преподавателей по написанию и оформлению

исследовательских работ

2014
ББК 74я7

Л87


Рекомендован для преподавателей редакционным советом Красноярского медицинского техникума.



Л87

Методические рекомендации для студентов и преподавателей по написанию и оформлению курсовых и дипломных работ/ Под ред. Д.В.Лушниковой; Красноярский медицинский техникум – Красноярск, 2014. – с.



Методические рекомендации к выполнению исследовательских (курсовых и дипломных) работ являются элементом учебно-методического комплекса по дисциплине, МДК, ПМ. Содержит перечень ключевых слов, основные требования к написанию, оформлениюданных работы. Предназначены для студентов специальностей 060102 Акушерское дело и 060501Сестринское дело всех форм обучения.

ББК 74я7

КГБОУ СПО «Красноярский медицинский техникум», 2014
СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Структура курсовой и дипломной работ

1.1 Введение

1.2 Теоретическая (основная) часть научно-исследовательской работы

1.3 Практическая часть исследовательской работы

1.4 Заключение

1.6 Приложения

1.5 Список используемой литературы

2. Основныетребования к текстовой части исследовательской работы

2.1 Общие требования

2.2 Оформление таблицы

2.3 Правила составления библиографического описания

2.4 Правила оформления иллюстрации

2.5 Правила оформления библиографических ссылок
Приложение 1 Пример оформления титульного листа курсовой работы

Приложение 2 Пример оформления титульного листа дипломной работы

Приложение 3 Пример оформления оглавления


Введение

Исследовательская работа – самостоятельная научная работа студента, содержащая систематизированные сведения по определенной теме дисциплины, МДК, ПМ. Данный вид деятельностинаправлена на закрепление, углубление и обобщение знаний, профессиональной подготовки, овладение методами научных исследований, формирование навыков решений творческих задач в ходе научного исследования по определенной теме.

Методические рекомендации к выполнению курсовых и дипломных работ помимо основных требований к их написанию, оформлению и защите содержат библиографические списки учебной и научной литературы, перечень ключевых слов. И потому призваны помочь выполнить этот самостоятельный и весьма сложный вид работы более эффективно и качественно.

1. Структура курсовой и дипломной работ

1.1 Введение

Введение - вступительная часть научно-исследовательской работы, которая содержит обоснование актуальности и проблематики выбранной темы, определение объекта и предмета, указывая, в чем новизна, теоретическая и практическая значимость полученных результатов. В этой же части излагаются цель, гипотеза, задачи, методика и методы исследования (перечисляются применяемые методики с указанием литературных источников, из которых они берутся).

1. Актуальность исследованияопределяется следующими факторами:

  • степенью востребованности, необходимостью решения определенной проблемы;

  • потребностью в новых данных;

  • потребностью в новых методах;

  • потребностью практики;

  • уровнем готовности здравоохранения к разрешению возникших проблем.

Обоснование актуальности включает выделение сути проблемной ситуации и направления ее решения.

Проблема исследованияпоявляется в том случае, если в теоретическом знании не содержатся соответствующие объяснения и решения, т.е. появляется потребность в «знании о незнании», предположении о возможном открытии неизвестного закона, принципа, подхода, способа деятельности. Проблема должна обозначать, что необходимо найти и гдеследует искать.

Обосновать актуальность — значит показать суть проблемной ситуации и направления ее решения.

2. Цель исследования- это желаемый, конечный результат исследования. Наиболее типичны следующие цели:

  • определение характеристики явлений, не изученных ранее, малоизученных;

  • изучение динамики явлений;

  • выявление факторов развития, благоприятствующих условий;

  • разработка технологий, способов управления;

  • сохранение здоровья, успешное обучение;

  • обобщение, выявление общих закономерностей;

  • создание методики;

  • адаптация методик.

Например:

  • Цель исследования - коррекция кифотической деформации позвоночника у лиц зрелого возраста средствами оздоровительной физической культуры.

  • Цель – определение структуры острых отравлений у детей.

  • Цель – изучение влияния аборта на психоэмоциоанльное состояние женщин.

  • Целью работы служит исследование аффективных состояний среднего медицинского персонала в условиях повышенной моральной ответственности.

3. Объект исследования - это процесс, система или явление, порождающее проблемную ситуацию, или это крупная относительно самостоятельная часть объектной области, в которой находится предмет исследования.

4. Предмет исследования - это то, что находится в границах объекта: определенные свойства объекта, их соотношения, зависимость объекта и свойств от каких-либо условий, факторы, условия которые предполагается изучить. Предмет исследования должен вытекать из темы и проблемы, не дублируя их, а раскрывая исследуемые связи, ожидания, механизмы.

Например:

  • Объект исследования - средства оздоровительной гимнастики для коррекции кифотических нарушений позвоночника у лиц зрелого возраста. Предмет исследования - методика применения корригирующих упражнений у лиц зрелого возраста с кифотическими нарушениями позвоночника.

  • Объектом исследования: психоэмоциональная сфера женщин.Предмет:психоэмоциональная сфера женщин, готовность прервать беременность медицинским абортом.

  • Объектом исследования: аффективная сфера среднего медицинского персонала.Предмет: особенности аффективной сферы среднего медицинского персонала.

  • Объект исследования: психологические особенности личности пациента. Предмет исследования: взаимосвязь между защитными механизмами личности и копинг-стратегиями с тактикой общения в системе «медицинская сестра-онкобольной».

5.Гипотеза (от греч. hypothesis- основа, предположение) - предположение о путях, способах, условиях решения поставленных задач и возможных результатах; предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений. Поэтому существует рабочая гипотеза - временное предположение для систематизации имеющегося фактического материала; инаучная (реальная) гипотеза - создается, когда накоплен значительный фактический материал и появляется возможность сформировать положение, котороес определенными уточнениями молено превратить в научную теорию.

Гипотеза чаще всего имеет структуру: «если... (что-то ввести, изменить подход, создать условия, активизировать какие-то факторы), то...» (будет достигнут такой-то результат), или предположение о том, за счет чего, с помощью каких механизмов будет получен положительный результат: «так как...» или «потому что...».

Например:

  • В нашем исследовании мы предположили, что у онкобольных в отличие от здоровых, наблюдается более выраженное механизмы психологической защиты как отрицание, и не выражены – замещение и регрессия.

  • В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что у большей части среднего медицинского персонала наблюдаются высокий уровень личностной тревожности, признаки умеренной депрессии и высокий уровень стресса.

  • Гипотеза исследования.Эмоциональная сфера беременных женщин, оформляющихся на медицинский аборт, характеризуется эмоциональной неустойчивостью и повышенной тревожностью.

  • Гипотеза исследования. Использование статических и статодинамических упражнений в методике оздоровительной гимнастики у лиц зрелого возраста будет способствовать коррекции грудного кифоза, а также улучшит показатели силовой выносливости и гибкости.

6. Задача исследования - это выбор путей и средств для достижения цели. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели.

Можно выделить четыре группы задач:

1. Диагностическая - связана с изучением и анализом ситуации, истории вопроса, опыта решения обсуждаемых проблем. Средствами реализации задач этой группы служит изучение литературы и других источников, наблюдение, беседа, опрос, экспертная оценка, тестирование.

2. Теоретико-моделирующая - связана с выявлением структуры исследуемого процесса, факторов, принципов и методов преобразований. Реализуется на основе теоретического анализа и синтеза, моделирования и прогнозирования.

3. Опытно-экспериментальная - заключается в конструировании и реализации исследования. Определяются конкретные способы организации опытно-поисковой и экспериментальной работы и интерпретации ее результатов.

4. Прикладная - определение условий, способов реализации, разработки методик и технологий практического использования результатов исследования.

Формулировка задач обычно отражает название глав.

Они должны быть точными и краткими, формулируются в глагольной форме (изучить..., исследовать..., проанализировать..., оценить..., охарактеризовать..., определить..., обосновать..., сформировать..., разработать...).

Пример 1:

  • Провести анализ историй болезней с острыми отравлениями по половой, возрастной принадлежности.

  • Выявить причину отравлений у детей.

  • Выявить клинические симптомы при отравлениях у детей.

  • Разработать профилактические мероприятия по предупреждению отравлений у детей.

Пример 2:

  • Провести анализ проблемы аффективной сферы среднего медицинского персонала.

  • Подобрать методическое обеспечение для исследования аффективной сферы.

  • Провести эмпирическое исследование аффективной сферы среднего медицинского персонала на предмет выявления симптомов нервного истощения.

  • Разработать и внедрить комплекс мероприятий по психологической реабилитации лиц, связанных с повышенной моральной ответственностью.

Пример 3:

  • Определить основные причины возникновения кифотическихдеформаций позвоночника у лиц зрелого возраста.

  • Выявить средства оздоровительной гимнастики для лиц зрелого возраста с кифотическими деформациями позвоночника.

  • Разработать и экспериментально обосновать методику применения оздоровительной гимнастики для лиц зрелого возраста с кифотической деформацией позвоночника.

7. Процедура проведения эмпирического исследования. Указываются последовательность и условия проведения используемых методик, предлагаемые инструкции и др.

8.Методы исследования – это способы сбора и обработки информации. Выбор методов определяется объектом и целями научного исследования (наблюдения, опрос, беседа, анкетирование, тестирование, статистическийметод)

9. Выборка. Дается общая характеристика испытуемых. Указываются их количество, пол, возраст, профессиональная принадлежность, а также те их характеристики, которые представляют интерес для исследователя.
1.2 Теоретическая (основная) часть

научно-исследовательской работы

В теоретической части работы студент излагает собственное понимание и осмысление вопроса на основе изучения литературы, оценки тех или других аспектов теории и концепций со ссылкой на их авторов, анализ существующей практики, приводит доказательства каких-либо положений.

В каждую главу рекомендуется включать не более 2-3 параграфа, так как увеличение их числа приводит к распыленности материала, препятствующей концентрации внимания на главном.

Главы должны последовательно вытекать и дополнять друг друга, способствуя развитию высказываемых мыслей и укреплению логики проводимого исследования.

Особое внимание следует уделить формулировке названий глав и параграфов. Не следует включать в их названия слова, отражающие общие понятия или не вносящие ясность в смысл заголовка; являющиеся терминами узкоспециального или местного характера; представляющие собой аббревиатуры или сокращения.

Таким образом, названия должны быть по возможности краткими, состоящими из ключевых слов, несущих основную смысловую нагрузку. В то же время следует избегать однословных заголовков, так как, чем короче заголовок, тем шире и расплывчатее его смысловое содержание. Традиционно считается, что в научно-исследовательских работах названия глав и параграфов должны включать от 2 до 14 слов (не более 2-х строк).

Основная часть может включать:

  • историко-современный аспект изучаемой проблемы;

  • обзор литературы по теме дипломной работы (анализ, обобщение и критически проанализированные сведения об истории, современном состоянии, тенденциях и перспективах развития предмета обзора, обоснование выбора направления);

  • сущностные характеристики исследуемого понятия, его трактовку различными авторами, собственное отношение к позициям различных авторов.

К тексту обзора литературы предъявляются следующие основные требования:

  • полнота и достоверность информации;

  • наличие критической оценки использованной информации;

  • логичность структуры;

  • композиционная целостность;

  • аргументированность выводов;

  • ясность, четкость и лаконичность изложения.

При ссылке на авторские высказывания и выражении своего к ним отношения можно использовать следующие глаголы и словосочетания.

Пример: автор (или ФИО ученого, деятеля, исследователя, профессора и т.п.) анализирует, возражает, высказывает мнение, добавляет, доказывает, допускает, задает вопрос, вскрывает проблему, излагает, констатирует, надеется, находит, начинает, не разделяет точку зрения, не соглашается, обнаруживает, обсуждает, объясняет, одобряет, отвечает, отстаивает, определяет, отмечает, пересказывает, пишет, повторяет, поднимает проблему, поддерживает, подтверждает, позволяет, полагает, понимает, предлагает, предполагает, представляет, признает, принимает точку зрения, приходит квыводу, рассматривает вопрос, разделяет позицию, размышляет, разрешает, разъясняет, рекомендует, решает проблему, следует, соглашается, сомневается, сообщает, спрашивает, ссылается, считает, указывает, упоминает, утверждает, уточняет, фиксирует.

Практикой выработан ряд основных правил построения устойчивых речевых, грамматических и стилистических оборотов в работах научно- исследовательского характера. Соблюдение ниже приведенных рекомендаций, позволит обеспечить соответствующий требованиям уровень изложения материала. Важнейшими из них являются:

1. использование специальных функционально-синтаксических средств связи, указывающих на:

- последовательность развития мысли (прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, в последствии и др.),

- противоречивые отношения (однако, тем не менее, несмотря на..., в то время как... и др.),

- причинно-следственные отношения (благодаря чему, следовательно, поэтому, по причине того, что, вследствие чего и др.),

- переход от одной мысли к другой (необходимо оценить, перейдем к...., следует остановиться на...),

- итог или вывод (таким образом, следует отметить, итак, в итоге, в заключение следует сказать... и др.),

- объект или предмет (данный, этот, следующий, указанный, названный, отмеченный и др.);

2. использование характерных для научной речи оборотов, характеризующих свойства предметов или явлений, а также степень развития процессов.

Как правило, при характеристике свойств предметов или явлений для образования превосходной степени используются слова «наиболее», «наименее», «максимально» в сочетании с прилагательными (наиболее высокий, максимально результативный), а для характеристики развития процессов - причастия, образованные от прилагательных с помощью суффиксов «-ущ-» , «-ющ-» (растущий, доминирующий).

Не следует употреблять сравнительные прилагательные или наречия, образованные с помощью приставки «по» (повыше, помедленнее и др.), суффиксов «-еньк-»,- «-иные-», «-айш-», «- ейш-» (маленький, огромнейший, высочайший).

3. использование указательных местоимений (этот, тот, такой), не конкретизирующих предмет, а выражающих связи между частями высказывания (например: «на основании анализа значений этих показателей можно дать оценку...»). В то же время неопределенные местоимения (что- то, кое-что и др.) в научной речи использовать не принято;

4. использование специальных вводных слов или словосочетаний (по сообщению..., согласно мнению..., по данным...), указывающих на источник данных и обеспечивающих объективность изложения материала;

5. избежание экспрессивных языковых элементов, придающих эмоциональную окраску излагаемому материалу;

6. использование специальных терминов, позволяющих в краткой форме давать развернутые характеристики установленных фактов, понятий, явлений и процессов;

7. использование местоимения «мы», формально подчеркивающего, что излагаемая точка зрения отражает мнение группы людей, принадлежащих к определенному научному течению (научной школе). В то же время в исследовательских работах практически не используется личное местоимения «я».

8. не следует при составлении предложений:

- злоупотреблять причастными и деепричастными оборотами;

- употреблять очень длинные предложения;

- допускать различное толкование;

- применять для одного и того же понятия различные термины (синонимы);

- употреблять без цифр вместо слов математические символы, например: > (больше), < (меньше), а также знаки № (номер), % (процент).

Разрешается часто повторяемые термины писать их аббревиатурой. В этом случае при первом употреблении этого термина он воспроизводится полностью, а в скобках — его аббревиатура. Пример: ишемическая болезнь сердца ( далее - ИБС).

Соблюдение этих правил позволяет избежать ряда ошибок при изложении материала наиболее часто совершаемых исследователем при написании работ.

При выполнении исследовательских работ необходимо широко использовать дополнительную литературу, которую студент подбирает самостоятельно в библиотеке. В первую очередь необходимо подобрать литературу изданных за последние 3 – 5 лет. Использование в работе только старой литературы ведёт к снижению качества, содержания её, отрывает рассматриваемую тему от сегодняшней практики.

Подобрав соответствующую литературу, необходимо изучить её: сначала учебники, монографии, затем дополнительную литературу. При этом важно делать выписки со ссылками по тому материалу, который относится к избранной теме, продумывать прочитанное. В дальнейшем этотматериал послужит основой для составления плана, написания текста и оформления курсовой работы.

В заключении главы следует сформулировать теоретические выводы, из которых автор будет исходить в изложении содержания второй части работы.
1.3 Практическая часть исследовательской работы

Данный этап работы включает в себя:

  • методическое обеспечение и организация исследования;

  • результаты исследования;

  • анализ результатов исследования.

Пример: 2. 1 Методическое обеспечение и организация исследования

Экспериментальная часть исследования выполнена в …. (общеобразовательной гимназии № 4 г. Красноярска, в 2005- 2006 гг.)

В процессе эксперимента было обследовано 60 подростков: 30 с нормативным поведением и 30 с девиантным поведением. Испытуемые – учащиеся 7 – 8 классов, в возрасте 13 - 14 лет.

Критерии девиантности следующие: бродяжничество, нарушение дисциплины, пропуски уроков, мелкое хулиганство.

В нашем исследовании мы предположили, что у девиантных подростков в отличие от сверстников с нормативным поведением, наблюдается более выраженное стремление к высокому социальному статусу, стремление к успеху, к общественной активности и свойственен страх отвержения.

Для проверки гипотезы были использованы следующие методики:

1. Методика «Мотивационный профиль личности» В. В. Мильмана (Приложение №1).

2. Тест опросник для измерения мотивации достижения М. Ш. Магомед - Эминова (модификация теста – опросника А. Мехрабиана) (Приложение №2)

и т.д.

В главе «Результаты исследования» излагаются полученные данные. Их целесообразно представить в виде таблиц, графиков, диаграмм, схем.

  1   2

Похожие:

Методические рекомендации для студентов и преподавателей по написанию и оформлению исследовательских работ 2014 iconМетодические рекомендации содержат основные сведения о правилах и...

Методические рекомендации для студентов и преподавателей по написанию и оформлению исследовательских работ 2014 iconМетодические указания по написанию, оформлению и защите письменных работ
Методические рекомендации предназначены для студентов специальностей «Право и организация социального обеспечения», «Таможенное дело»,...

Методические рекомендации для студентов и преподавателей по написанию и оформлению исследовательских работ 2014 iconМетодические рекомендации по написанию и оформлению письменных экзаменационных работ
Методические рекомендации по выполнению письменной экзаменационной работы предназначены для обучающихся и преподавателей с целью...

Методические рекомендации для студентов и преподавателей по написанию и оформлению исследовательских работ 2014 iconМетодические рекомендации для преподавателей и студентов по оформлению...
Методические рекомендации предназначены для преподавателей и студентов специальности 060301 Фармация. Рекомендации содержат пояснительную...

Методические рекомендации для студентов и преподавателей по написанию и оформлению исследовательских работ 2014 iconМетодические рекомендации для преподавателей и студентов по оформлению...
Методические рекомендации предназначены для преподавателей и студентов специальности 060301 Фармация. Рекомендации содержат пояснительную...

Методические рекомендации для студентов и преподавателей по написанию и оформлению исследовательских работ 2014 iconМетодические рекомендации по написанию, оформлению и защите
Методические рекомендации по дипломному проектированию и выполнению выпускных квалификационных работ для студентов всех форм обучения...

Методические рекомендации для студентов и преподавателей по написанию и оформлению исследовательских работ 2014 iconМетодические рекомендации и практические советы по написанию и оформлению...
Настоящие методические указания по подготовке дипломных работ предна­значены для студентов выпускников, обучающихся по специальности...

Методические рекомендации для студентов и преподавателей по написанию и оформлению исследовательских работ 2014 iconМетодические рекомендации по оформлению письменных работ и подготовке...
Методические указания предназначены в помощь студентам для системного овладения ими навыками самостоятельной научной работы и содержат...

Методические рекомендации для студентов и преподавателей по написанию и оформлению исследовательских работ 2014 iconМетодические рекомендации по оформлению курсовых работ и дипломных...
Методические рекомендации по оформлению курсовых работ и дипломных проектов. Чернушка: гбоу спо «кпк», 2014. – 65 с., тираж 20

Методические рекомендации для студентов и преподавателей по написанию и оформлению исследовательских работ 2014 iconМетодические рекомендации по подготовке и написанию Иваново 2012
Методические рекомендации предназначены для студентов и преподавателей Ивановского фармацевтического колледжа

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск