ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СТАВРОПОЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ
И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ» Кафедра челюстно-лицевой хирургии и стоматологии детского возраста
Дневник
производственной практики
по циклу «Стоматология детского возраста»
Студента (ки) ____________группы_________ 5 курса
Фамилия______________________________________
Имя__________________________________________
Отчество______________________________________ Время прохождения практики С_________________ по_______________________
Город _____________________________
Название лечебного учреждения________
____________________________________
Руководитель практики СГМА ___________________________________
Заведующий отделением______________
Главный врач_______________________
М.П.
Непосредственный руководитель практикой обязан ежедневно проверять правильность заполнения и ведения дневника и подписывать его.
Программа
производственной практики студентов
5 курса 1. Общие положения
Производственная практика студентов 5 курса проводится после окончания осенней экзаменационной сессии, в январе-феврале (12 рабочих дней) в качестве помощника врача районных, городских и областных поликлиник.
Руководство практикой осуществляет кафедра челюстно-лицевой хирургии и стоматологии детского возраста СГМА.
Студенты работают по 6 часов в день. В отделении должен быть график работы студентов. Непосредственными руководителями практикой являются врачи стоматологи, к которым прикреплены студенты.
На производственной практике студенты должны закрепить материал, пройденный на протяжении обучения в вузе, приобрести практические навыки санитарно-просветительной работы.
В период прохождения практики студенты обязаны провести одну лекцию или беседу для детей или родителей на актуальную санитарно-просветительную тему (с применением средств изобразительной пропаганды). Определение тематики беседы и аудиторию проводит сотрудник базового учреждения, ответственный за санитарно-просветительную работу.
За время прохождения производственной практики студент должен помнить и выполнять основы деонтологии, а руководители практикой и все врачи медицинского учреждения должны уделить особое внимание этому разделу работы: а) показывать пример чуткого и внимательного отношения к ребенку и его родителям; б) строго выполнять принципы профессиональной этики, правильно строя свои взаимоотношения с персоналом медицинского учреждения; в) иметь представление о ведении медицинской документации (санационные, диспансерные карты, истории болезни и др.).
Кафедра проводит экзамен, без которого студент к практике не допускается. Перед практикой каждый студент получает примерный перечень практических навыков, которые он должен освоить за время производственной практики.
В течение практики студент заполняет дневник, в котором должны быть отражены основные результаты его практической деятельности согласно перечню практических навыков, приложенных в конце дневника. Руководитель практики ежедневно контролирует деятельность студента. По окончании практики студент получает характеристику от врача, заверенную главным врачом поликлиники.
Сдача экзамена (защита отчета) производится с оценкой по пятибалльной системе и вносится в зачетную книжку студента. ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТА ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ 1. Знать права и обязанности медицинского персонала, требования к внешнему виду и одежде;
2. Проявлять самостоятельность и инициативу, овладевать знаниями, умениями и практическими навыками, выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренные программой практики;
3. Соблюдать правила внутреннего распорядка, правила охраны труда, техники безопасности в местах прохождения практики;
4. Нести ответственность за выполняемую работу и её результаты наравне со штатными сотрудниками;
5. Ознакомиться с организацией работы медицинского персонала работе в поликлинике.
6. Приобрести практические навыки работы медицинской сестры стоматологического кабинета, навыки лечения стоматологических заболеваний, протезирования, хирургические навыки и особенности лечения детских стоматологических заболеваний.
7. Усвоить основы и соблюдать медицинскую этику и деонтологию: чутко и внимательно относиться к больному, сохранять врачебную тайну, строго выполнять принципы профессиональной этики, правильно строя свои взаимоотношения с персоналом медицинского учреждения;
8. Во время прохождения практики иметь при себе студенческий билет учебного заведения и бейдж клиники, ЛПУ;
9. Пройти практику и прибыть на аттестационную комиссию (экзамен по производственной практике) в установленные сроки.
Студент обязан вести дневник практики и ежедневно заверять его по месту практики. Дневник практики, заверенный администрацией ЛПУ по месту прохождения практики, является допуском к сдаче экзамена.
10. Студент обязан пройти ежегодный профилактический медицинский осмотр.
Образец заполнения дневника.
Дата
| №
| Ф.И.О.
| Год рождения
| 1-2
| Жалобы
| Объективные данные
| Диагноз
| Лечение
| Под-пись
| 1.02
| 1
| Иванов
Сергей
Ильич
| 5.3.
1999
| 1
| На боль от сладко-
го в │ V
| На жеват. пов-ти │ V
кариозная полость с пораж. средних слоёв дентина. Зондирование болезненно по эмалево-дентинной границе. Дно полости плотное, светлое. Реакция на холод кратковременная. Перкуссия │ V безболезненная; слизистая без патологических изменений, бледно-розовая.
ЭОД = 4 мкА.
| Средний кариес │ V
|
|
| Подпись врача. Перечень знаний и практических умений
Студент должен знать:
– значение подхода к детям;
– этико-деонтологические принципы работы и нормы поведения медицинского персонала, юридическую ответственность медицинского персонала;
– правила личной гигиены персонала;
– устройство, оборудование и лечебно-охранительный режим поликлиники, отделения;
– санитарный и противоэпидемический режим поликлиники, отделения;
– функциональные обязанности младшего, среднего и врачебного медицинского персонала;
– требования к организации рабочего места врача стоматолога, правила смены и передачи дежурств;
– перечень и ведение медицинской документации в поликлинике, отделении;
– порядок хранения и учета лекарств;
– способы и методы применения лекарственных средств;
– способы подготовки ребенка к рентгенологическому и другим дополнительным методам исследования;
– методы подхода к детям с патологией органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, кроветворения, мочевыделительной системы и кожи;
– методы оказания первой врачебной помощи при неотложных состояниях.
Студент должен уметь:
– своевременно и точно выполнять назначения врачей поликлиники, отделения, школ и детских садов;
установить психологический речевой контакт со здоровым и больным ребенком;
правильно строить взаимоотношения с родителями в процессе деятельности врача (врач - ребенок - родители);
записать зубную формулу ребенка и подростка с молочными зубами, в период смены зубов, с постоянными зубами;
выявить у ребенка кариесогенную ситуацию, окрасить твердые ткани зубов 2% раствором метиленового синего и клинически оценить полученные результаты;
определять индексы кп, КПУ, кпп, КПп;
проводить осмотр слизистой оболочки рта, десны, использовать методы выявления зубных отложений;
определить и записать индексы гигиены рта и РМА у детей;
осмотреть и пальпировать: кожные покровы и видимые слизистые оболочки рта, зева, полости носа, конъюнктивы;
формировать группы риска на основании индексов кариеса и индексов гигиены рта;
формировать диспансерные группы детей с заболеваниями зубов, челюстей и мягких тканей лица, с соматическими хроническими заболеваниями;
оценить эффективность профилактики заболеваний зубов и пародонта в процессе повторных эпидемиологических обследований детского населения;
определять индексы прироста интенсивности кариеса, редукции прироста;
исследовать состояние прикуса;
исследовать твердые ткани зуба;
исследовать краевой пародонт методом зондирования зубодесневого соединения;
оценить состояние краевого и верхушечного пародонта методом рентгенологического исследования;
проводить фторпрофилактику кариеса;
применять реминерализующие средства для первичной и вторичной профилактики кариеса;
удалять наддесневые и поддесневые зубные отложения;
проводить санитарное просвещение населения, провести беседы, лекции для детей, их родителей, воспитателей и педагогов детских коллективов;
проводить сбор жалоб и анамнеза (жизни, болезни);
исследовать регионарную лимфатическую систему;
исследовать размер и форму лицевых костей;
исследовать состояния функции височно-нижнечелюстного сустава;
исследовать краевой пародонт;
осматривать устья выводных протоков больших слюнных желез;
диагностировать и лечить заболевания пульпы молочного и постоянного зуба;
диагностировать и лечить заболевания периодонта в детском возрасте;
определить прикус методом осмотра, обозначение физиологического и патологического прикуса;
исследовать размер и форму челюстей;
исследовать верхушечный периодонт методом пальпации и перкуссии зуба;
анализировать рентгенограммы: а) обзорные челюстных костей, б) ортопантограммы;
диагностировать основные виды патологического прикуса;
принять решение о направлении ребенка на дальнейшее лечение к другим специалистам и взятии ребенка на диспансерное наблюдение и лечение;
устранять "зоны риска" в твердых тканях зуба методом "запечатывания фиссур";
обучать детей миогимнастике мимических и жевательных мышц как методу профилактики зубо-челюстных деформаций и аномалий;
выбирать метод обезболивания;
исследовать состояние пульпы зуба методом зондирования; термометрии зуба, проведением ЭОД;
исследовать верхушечный периодонт методом рентгенологического исследования;
зондировать выводные протоки больших слюнных желез;
зондировать свищи (кожные, десневые);
взять отпечатки, смывы, соскобы со слизистой оболочки рта для цитологического исследования;
взять биопсию со слизистой оболочки рта;
взять гной на определение флоры и ее чувствительность к лекарственным препаратам;
снять оттиск с зубов и зубных рядов и получить диагностические гипсовые модели челюстей;
провести биометрические исследования с диагностическими моделями челюстей;
расчитать телерентгенограмму;
анализировать томограмму височно-нижнечелюстного сустава, миограмму, артрограмму;
провести анализ жевательных проб;
провести диагностику и лечение заболеваний пародонта в детском возрасте;
диагностировать и лечить заболевания слизистой оболочки рта, губ, языка;
диагностировать и лечить одонтогенные воспалительные заболевания (периостит, остеомиелит челюстей, абсцесс, флегмоны);
диагностировать и лечить лимфаденит регионарных узлов;
диагностировать и лечить одонтогенные хронические воспалительные заболевания (периодонтит, актиномикоз, заболевания слюнных желез);
диагностировать и лечить заболевания височно-нижнечелюстного сустава;
диагностировать и лечить травму зуба и челюстных костей, травмы мягких тканей и органов рта, лица и шеи;
диагностировать и лечить доброкачественные опухоли тканей и органов рта (сосудистые, фиброма, папиллома, ретенционная киста слизистой железы);
доброкачественные опухоли органов и мягких тканей лица, злокачественные опухоли;
диагностировать и лечить врожденные расщелины верхней губы и неба, другие виды врожденной патологии лица и челюстей;
оказать экстренную хирургическую помощь (остановка кровотечений, оказание помощи при острых одонтогенных болях, острых гнойных процессах и травме);
отсасывать содержимое из верхних дыхательных путей (с использованием электроотсосов);
проводить искусственную вентиляцию легких методом дыхания "рот в рот", "рот в нос" и непрямой массаж сердца;
транспортировать тяжелобольных с острыми гнойными воспалительными процессами и обширной травмой лица;
обосновать необходимость лечения ребенка в стационаре, онкологическом центре, в центре для детей с врожденной патологией.
Дата
| №
| Ф.И.О.
| Год рождения
| 1-2
| Жалобы
| Объективные данные
| Диагноз
| Лечение
| Подпись
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подпись непосредственного руководителя
Отчет по практике "Стоматология детского возраста"
№ п/п
| Перечень вмешательств
| Кол-во
| задано
| сделано
|
| Принято всего больных
| 60
|
|
| первичных
|
|
|
| повторных
|
|
|
| Лечение кариеса всего
| 25
|
|
| в стадии пятна
| 1
|
|
| поверхностного
| 2
|
|
| среднего
| 18
|
|
| глубокого
| 4
|
|
| Лечение пульпита всего
| 14
|
|
| биологическим методом
| 1
|
|
| методом витальной ампутации
| 1
|
|
| с полным удалением пульпы под местным обезболиванием
| 1
|
|
| с некротизацией пульпы; удаление коронковой пульпы
| 8
|
|
| удаление всей пульпы
| 3
|
|
| Лечение периодонтита: в одно посещение
| 2
|
|
| в 2-3 посещения с применением
|
|
|
| а) резорцин-формалинового метода
| 5
|
|
| б) пломбированием канала пастами
| 5
|
|
| в) пломбированием канала цементом
| 1
|
|
| Лечение заболеваний пародонта:
|
|
|
| лечение гингивита а) катарального
| 1
|
|
| б) язвенного
| 1
|
|
| в) гипертрофического
| 1
|
|
| г) кюретаж патологических зубодесневых карманов
| 1
|
|
| д) наложение защитных и лечебных повязок
| 1
|
|
| Лечение заболеваний слизистой полости рта
(указать диагноз)
|
|
|
| 1.
|
|
|
| 2.
|
|
|
| 3.
|
|
|
| Лечение заболеваний некариозного происхождения:
|
|
|
| а) гипоплазия эмали
| 1
|
|
| б) флюороз
| 1
|
|
| в) острая травма зубов
| 1
|
|
| г) наследственные нарушения развития тканей зуба и др.
| 1
|
|
| Консультировано (указать заболевание)
| 1
|
|
| Санировано
| 30
|
|
| Взято на диспансерное наблюдение
| 2
|
|
Подпись врача
Санитарно-просветительная работа Дата
| Наименование лекции, беседы
| Количество присутствующих
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Главный врач
Ассистент-руководитель Характеристика
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпись непосредственного руководителя практикой Подпись ассистента-руководителя Примечание: при написании характеристики должны быть отражены следующие показатели: а) уровень теоретической подготовки; б) владение практическими навыками; в) выполнение основ деонтологии (авторитет студентов среди больных, взаимоотношения студента с детьми, родителями и сотрудниками). Вопросы к экзамену:
Психологический речевой контакт со здоровым и больным ребенком.
Диагностика и принципы лечения заболеваний твердых тканей зуба.
Непрямой массаж сердца.
Построение взаимоотношений с родителями в процессе деятельности врача (врач - ребенок - родители).
Диагностика и принципы лечения заболеваний пульпы молочного и постоянного зуба.
Первая помощь при анафилактическом шоке.
Запись зубной формулы ребенка и подростка с молочными зубами, в пе- риод смены зубов, с постоянными зубами. Обозначение здоровых, кариозных, пломбированных и отсутствующих зубов.
Диагностика и принципы лечения заболеваний периодонта в детском возрасте.
Транспортировка тяжелобольных с острыми гнойными воспалительными процессами и обширной травмой лица. Основные психологические приемы контакта врача с тяжелобольным ребенком и его родителями.
Методика выявления у ребенка кариесогенной ситуации. Методика окраски твердых тканей зубов 2% раствором метиленового синего и клиническая оценка полученных результатов.
Определение прикуса методом осмотра, обозначение физиологического и патологического прикуса.
Сравнительная оценка возможных путей лечения.
Определение индексов кп, КПУ, кпп, КПп, распространённости кариеса.
Исследование размеров и формы челюстей.
Построение индивидуальной схемы лечения.
Осмотр слизистой оболочки рта, десны, методы выявления зубных отложений.
Исследование верхушечного периодонта методом пальпации и перкуссии зуба.
Обоснование необходимости миогимнастики.
Определение и запись индексов гигиены рта и РМА у детей.
Анализ рентгенограмм:
а) обзорных рентгенограмм челюстных костей
б) ортопантограмм
Обоснование необходимости и выбор метода аппаратурного лечения
Методика осмотра и пальпации: исследование кожных покровов и видимых слизистых оболочек рта, зева, полости носа, конъюнктивы.
Диагностика основных видов патологического прикуса:
Обоснование необходимости хирургического лечения.
Формирование групп риска на основании индексов кариеса и индексов гигиены полости рта.
Принятие решения о направлении ребенка на дальнейшее лечение к другим специалистам.
Принятие решения об излечении и прекращении лечения.
Формирование диспансерных групп детей с заболеваниями зубов, челюстей и мягких тканей лица, с соматическими хроническими заболеваниями.
Принятие решения о взятии ребенка на диспансерное наблюдение и лечение.
Выбор метода местного обезболивания:
а) инфильтрационного
б) проводникового
в) аппликационного.
Методы оценки эффективности профилактики заболеваний зубов и пародонта в процессе повторных эпидемиологических обследований детского населения. Определение индексов прироста интенсивности кариеса, редукции прироста.
Устранение "зон риска" в твердых тканях зуба методом "запечатывания фиссур".
Исследование состояния пульпы зуба методом зондирования; термометрия зуба, проведение ЭОД.
Исследование состояния прикуса.
Обучение детей миогимнастике мимических и жевательных мышц как методу профилактики зубо-челюстных деформаций и аномалий.
Исследование верхушечного периодонта методом рентгенологического исследования.
Исследование твердых тканей зуба.
Психологическая подготовка ребенка.
Зондирование выводных протоков больших слюнных желез.
Исследование твердых тканей зуба методом зондирования.
Одонтогенные воспалительные заболевания:
Методика зондирования свищей (кожных, десневых).
Исследование краевого пародонта методом зондирования зубодесневого соединения.
Одонтогенные хронические воспалительные заболевания:
Взятие отпечатков, смывов, соскобов со слизистой оболочки рта для цитологического исследования.
Оценка состояния краевого и верхушечного пародонта методом рентгенологического исследования.
Диагностика травмы зуба.
Диагностическая пункция полостного новообразования.
Методика проведения фторпрофилактики кариеса.
Диагностика травм челюстных костей. Взятие биопсии со слизистой оболочки рта. Биопсия опухоли: а) аспирационная ; б) инцизионная.
Методика применения реминерализующих средств при первичной и вторичной профилактике кариеса.
Травма мягких тканей и органов рта, лица и шеи.
Взятие гноя на определение флоры и ее чувствительности к лекарственным препаратам.
Методы удаления наддесневых и поддесневых зубных отложений.
Дифференциальная диагностика доброкачественных опухолей тканей и органов рта (сосудистые, фиброма, папиллома, ретенционная киста слизистой железы).
Методика снятия оттисков с зубов и зубных рядов и получение диагностических гипсовых моделей челюстей.
Методы санитарного просвещения населения и медико-педагогического убеждения: проведение бесед, лекций для детей, их родителей, воспитателей и педагогов детских коллективов.
Диагностика доброкачественных опухолей органов и мягких тканей лица.
Манипуляция с диагностическими моделями челюстей. Графические, метрические методы.
Методика исследования состояния краевого пародонта.
Злокачественные опухоли. Диагностика. Тактика врача.
Методики расчета телерентгенограмм.
Методика сбора жалоб и анамнеза (жизни, болезни).
Врожденные расщелины верхней губы и неба. Классификация.
Анализ томограмм височно-нижнечелюстного сустава.
Исследование регионарной лимфатической системы.
Виды врожденной патологии лица и челюстей.
Анализ миограмм.
Исследование размеров и формы лицевых костей.
Оказание экстренной хирургической помощи (остановка кровотечений, оказание помощи при острых одонтогенных болях, острых гнойных процессах и травме).
Анализ артрограмм.
Методы исследования состояния функции височно-нижнечелюстного сустава.
Методы проведения реанимационных мероприятий.
Проведение и анализ жевательных проб.
Методы исследования краевого пародонта.
Методика отсасывания содержимого из верхних дыхательных путей (с использованием электроотсосов).
Диагностика и принципы лечения заболеваний пародонта в детском возрасте.
Осмотр устья выводных протоков больших слюнных желез.
Искусственная вентиляция легких методом дыхания "рот в рот", "рот в нос".
Диагностика и принципы лечения заболеваний слизистой оболочки рта, губ, языка.
|