Скачать 369.17 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» Институт экономики и управления Кафедра маркетинга и управления персоналом МЯСНИКОВА С.В. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению контрольных работ для направления 38.03.03 - Управление персоналом заочной формы обучения Великий Новгород 2016 СОДЕРЖАНИЕ Введение
3.1 Упражнение-тест «Межкультурные различия» 3.2 Практическое упражнение «Организационная культура российских компаний» 3.3. Практическое упражнение «Культурный шок и культурная адаптация» 3.4. Тест для самопроверки 3.5 Задание « Типология организационной культуры». 3.6. Ситуация - «Уровень организационной культуры» 3.7. Задача - «Выявление преобладающего типа организационной культуры» 3.8 Национальное в управлении бизнесом 3.9 «Исследования Хофстеда»4. Вопросы к экзамену 5. Список литературы ВВЕДЕНИЕ Формирование и становление рыночных отношений в экономике России, требуют современных, научно обоснованных подходов к управлению персоналом организациями, для повышения их конкурентоспособности и эффективности. Контрольная работа является одной из форм самостоятельной работы студентов. Она свидетельствует об уровне знаний в соответствующей области, способствует развитию умений и овладению навыками обобщения и использования передового опыта в управлении поведением индивида и группы в соответствии с организационной культурой, соответствующей критериям эффективности деятельности организации, развитию мыслительной деятельности студентов, учит анализировать и делать выводы. Целью контрольной работы является углубление и закрепление теоретических знаний, получаемых студентами, развитие навыков самостоятельной, творческой и исследовательской деятельности по определенной тематике дисциплины «Организационная культура». Выполнение контрольной работы является одной из форм контроля знаний студентов, а ее подготовка – необходимый компонент изучения дисциплины «Организационная культура». Контрольная работа является формой допуска студента к экзамену с соответствующей аттестацией. Выполнение студентом контрольной работы по дисциплине проводится с целью:
В соответствии с основными требованиями по изучаемой дисциплине специалист должен знать:
Темы контрольных работ должны соответствовать рекомендуемой примерной тематике, представленной в рабочей программе преподавателя. Тема контрольной работы может быть предложена студентом при условии обоснования ее целесообразности. Настоящие методические указания разработаны в соответствии с Государственным обязательным стандартом высшего профессионального образования - «Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалиста» и предназначены для студентов заочной формы обучения экономических специальностей. 1 Общие положения В соответствии с учебным планом студенты заочной формы обучения должны выполнить одну контрольную работу по дисциплине «Организационная культура». Цель контрольной работы - закрепить теоретические знания, полученные в процессе изучения данной дисциплины, выработать навыки самостоятельной работы с различными источниками по данному курсу, применять на практике современные подходы в деятельности организации по месту работы студента. Контрольная работа по дисциплине «Организационная культура» для заочной формы обучения направления 38.03.03 Управление персоналом выполняется на примере организации места работы студента. В процессе изучения данного курса студенты должны усвоить комплекс знаний по теоретическим основам науки, а также приобрести практические навыки в области управления персоналом. Приобретенные знания и практические навыки должны обеспечить студентам умение самостоятельно и на достаточно высоком теоретическом уровне решать задачи, связанные с убеждениями, ценностями и моделями поведения сотрудников, выявлять причины недостаточной результативности организации, грамотно выстраивать межличностные отношения. Выполнение контрольной работы требует творческого подхода и предполагает освещение различных взглядов и мнений, с предложением обобщенного систематизированного вывода. Качество контрольной работы оценивается по тому, насколько правильно и самостоятельно даны ответы на поставленные вопросы и в какой степени использована рекомендованная литература. В ответах на вопросы контрольной работы необходимо показать умение анализировать, систематизировать и обобщать изученный материал. При выполнении контрольной работы рекомендуется использовать учебники, учебные пособия, специальную и периодическую литературу- специализированные журналы: «Управление персоналом», «Служба кадров», «Служба персонала», «Кадры», «Проблемы теории и практики управления», «Труд за рубежом», «Человек и труд», и др. Выполненная контрольная работа представляется на кафедру МУП в сроки, установленные графиком учебного процесса. Незачтенная работа возвращается для доработки и с дополнениями или переработанная представляется на кафедру для повторного рецензирования. Без контрольной работы или с незачтенной работой студент к сдаче зачета или экзамена не допускается. При затруднениях в выполнении контрольной работы необходимо обращаться за консультацией к преподавателю, ведущему дисциплину. Оценка знаний студента Знания студента аттестовываются по результатам выполненных заданий. Экзамен проводится согласно учебному плану. Содержание экзаменационного билета: два теоретических вопроса, либо тестовое задание, включающее 30 вопросов. 2 Требования к оформлению контрольной работы Оформление учебных документов: дипломных, курсовых проектов и работ – основывается на выполнении требований СТП 1.701-98, обязательного для всех подразделений университета. Текст должен быть выполнен:
Напечатанный текст должен иметь поля (верхнее, нижнее, левое, правое) размер которых равен 20 мм. Опечатки, описки и грамматические неточности допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением исправленного текста соответствующим основному способу. Титульный лист является первым листом контрольной работы. Текст должен быть кратким, точным, не допускающим различных толкований, логически последовательным, достаточным для понимания в соответствии с правилами русской орфографии. 3 Перечень тем заданий по контрольной работе 3.1 Упражнение-тест «Межкультурные различия» Цель. Отработать навыки выявления межкультурных различий и оценки их влияния на организационную культуру. Задание. 1. Заполните табл.1, обводя по каждому параметру ту цифру, которая наиболее соответствует характеристике страны, в которой вы хотели бы жить. Цифры 1 и 5 означают, что данная характеристика полностью соответствует вашим пожеланиям, а промежуточные цифры – что в вашем представлении о стране в разной степени сочетаются обе характеристики. Методические рекомендации. Перед тестированием необходимо повторить материал учебника, содержащий описание моделей межкультурных различий, обратив особое внимание на пять параметров модели Герта Хофстеде: дистанция власти, «мужественность—женственность», «индивидуализм–коллективизм», неприятие неопределенности, краткосрочная или долгосрочная ориентация. 2. Сложите оценки, полученные по группам характеристик 1–5, 6– 10, 11–15, 16-20, 21–25. Результаты умножьте на 5. Измерение характеристик культур проводится по шкале от 0 до 100. Группа характеристик 1–5 служит для измерения дистанции власти. Чем ближе полученный результат к 0, тем короче дистанция власти, чем ближе к 100, тем дистанция власти длиннее (жесткая иерархия). Группа характеристик 6-10 показывает степень мужественности/ женственности организационной культуры. Результат, близкий к 0, говорит о преобладании женской культуры, а близкий к 100 – о преобладании мужских начал в культуре. Группа характеристик 11–15 позволяет оценить соотношение индивидуализма и коллективизма в организационной культуре. Ближе к 0 располагается ярко выраженный коллективизм, а ближе к 100 – крайняя степень индивидуализма. Таблица 1 - «Наиболее комфортно я бы чувствовал(а) себя в стране, где…» Группа характеристик 16–20 служит для оценки степени избежания неопределенности. Результат, близкий к 0, показывает, что представители данной культуры спокойно относятся к состоянию неопределенности. Результат, близкий к 100, напротив, показывает, что представители такой культуры избегают состояния неопределенности и четко придерживаются заранее утвержденных планов. Группа характеристик 21–25 служит для измерения краткосрочной и долгосрочной ориентации. Чем ближе полученный результат к 0, тем больше ориентация на краткосрочный период, а чем ближе к 100, тем более долгосрочная ориентация характерна для организационной культуры. 3.2 Практическое упражнение «Организационная культура российских компаний» Цель. Выявить особенности организационной культуры российских компаний. Задание. Проведите сравнительный анализ организационной культуры американских, японских и российских компаний и оцените сходство по каждой характеристике, используя шкалу от 0 до 100 баллов. Степень сходства с американской культурой оценивается от 0 до 50 баллов, абсолютное сходство – 0. Степень сходства с японской культурой оценивается от 50 до 100 баллов, абсолютное сходство – 100. Равноудаленное сходство оценивается 50 баллами. Проставьте в графе 3 баллы, характеризующие, на ваш взгляд, степень близости организационной культуры российских компаний к американским или японским. Методические рекомендации. Упражнение выполняется индивидуально. Перед выполнением упражнения необходимо ознакомиться с разделом учебника, посвященным исследованию особенностей формирования организационной культуры российских компаний, а также национальной деловой культуры. Таблица 2 - Организационная культура компаний США, Японии и России 3.3. Практическое упражнение «Культурный шок и культурная адаптация» Цель. Выявить факторы, препятствующие культурной адаптации. Задание. В табл. 3 приведено несколько типичных причин возникновения культурного шока у работников международной компании, направленных на новое место в другую культурную среду. Дополните этот перечень, перечислив еще 10–15 причин, и предложите способы возможного преодоления культурного шока. Методические рекомендации. Упражнение выполняется индивидуально или в группах по 5–7 человек. Перед его выполнением необходимо проработать материал учебника по адаптации организаций в межкультурной среде. Таблица 3 - Причины и способы преодоления культурного шока 3.4. Тест для самопроверки таблица 3.5 Задание « Типология организационной культуры» Практическая значимость идентификации различных типов организационных культур имеет две стороны:
Используя данные таблицы 1, предложите тип организационной культуры наиболее подходящий: а) для вашего коллектива; б) в условиях российского бизнеса. Ответ обоснуйте. Таблица 1 Характеристика основных типов организационных культур
3.6. Ситуация - «Уровень организационной культуры»1 Описание ситуации В серии утверждений, сгруппированных по четырем признакам: работа, управление, мотивация и мораль, характеризуется организационная культура предприятия. При оценке используется 10-балльная шкала. Если утверждение полностью совпадает с вашим мнением, то поставьте 10 баллов, если противоречит вашим установкам — 0 баллов и т.д.
Постановка задачи 1. Подсчитайте общий балл. Для этого нужно сложить показатели всех ответов. 2. Подсчитайте средний балл по признакам: Работа- 1, 5,9, 13, 17,21,25; Коммуникации — 2, 6, 10, 14, 18, 22; Управление - 3, 7, 11, 15, 19, 23, 26, 28; Мотивация и мораль — 4, 8, 12, 16, 20, 24, 27, 29. Методические указания Индекс определяется по общей сумме полученных баллов. Наибольшее количество баллов — 290, наименьшее — 0. Показатели свидетельствуют о следующем уровне организационной культуры: 290—261 — очень высокий; 260—175 — высокий; 174—115 — средний; ниже 115 — имеющий тенденцию к деградации. Узкие места организационной культуры определяются по средним величинам в баллах по секциям. Показатели в баллах по признакам свидетельствуют о следующем состоянии в коллективе: 10—9 — великолепное; 8—6 — мажорное; 5—4 — заметное уныние; 3—1 —упадочное. Выводы
2. Второй шаг деятельности по принятию — это анализ и соответствующее реагирование на показатели по четырем признакам: работа, коммуникации, управление, мотивация и мораль. Целеустремленная деятельность в направлении повышения балльных показателей по признакам может способствовать поднятию индекса в целом. 3. Степень влияния оргкультуры на деятельность организации оценивается по трем факторам: направленности, широте охвата и силе влияния на персонал. Данные тестирования дают возможность оценить первый фактор в прямом виде: общий показатель свыше 175 баллов свидетельствует о положительной направленности организационной культуры; два других фактора можно оценить на основе показателей по признакам. 3.7. Задача - «Выявление преобладающего типа организационной культуры» 2 Исходные данные и постановка задачи Предложенные десять вопросов касаются разных сторон работы организации. По каждому вопросу подчеркните тот вариант ответа (А, Б, В или Г), который, по вашему мнению, лучше всего описывает вашу организацию. Вы должны делать свой выбор на основании реального положения дел в организации, а, не исходя из того, как должно быть или как хотелось бы вам. Если вам кажутся подходящими две формулировки, все равно выберите только одну, которая лучше описывает ситуацию в вашей организации. 1. Основное дело руководства — это ... А. Организация производства и поиск рынков сбыта Б. Направлять работу и повышать эффективность В. Делегирование ответственности и координация работы подразделений Г. Инновации, решение проблем и налаживание сотрудничества между людьми 2. Коммуникации в нашей организации в основном: А. Формальные и безличные Б. Редкие, в письменной форме В. Личные Г. Частные и неформальные 3. Контроль в основном основан на: А. Планах и формальных процедурах Б. Достижении целей, выработанных подчиненным вместе с руководителем В. Показателях сбыта продукции Г. Бухгалтерских системах, бюджетах и нормативах 4. Мотивация чаще основана на: А. Чувстве принадлежности к команде и командных ценностях Б. Надежде на повышение В. Личных оценках Г. Повышении статуса 5. Организационная структура в основном: А. Неформальная Б. Централизованная, функциональная В. Децентрализованная и линейно-штабная Г. Кроссфункциональная, ориентированная на проблему 6. Основные ценности: А. Доминирование и подавление сопротивления Б. Рациональность и поддержание порядка В. Защита интересов членов организации Г. Достижение целей подразделения 7. Люди работают в основном, чтобы: А. Соответствовать представлениям о «правильном» поведении Б. Получать удовлетворение от работы В. Решать проблемы и вносить вклад в общее дело Г. Сохранять имеющиеся привилегии и завоевывать новые 8. Отношения с другими организациями в основном строятся на: А. Взаимных интересах и общности Б. Сотрудничестве В. Конкуренции Г. Соглашениях и соблюдении буквы закона 9. Власть в основном основана на: А. Компетентности, опыте и знаниях Б. Способности поддерживать дисциплину и порядок В. Должностной позиции Г. Способности и желании помогать другим людям 10. Людей поощряют в основном за: А. Способность добиваться результата и побеждать Б. Следование правилам и процедурам В. Помощь другим людям Г. Вклад в достижение целей организации Решение При подведении итога для каждого вопроса обведите те буквы, которые вы отметили в опроснике. Затем по каждой колонке подсчитайте число баллов (обведенных букв).
Колонка, получившая наибольшее количество баллов, будет соответствовать той культуре, которая доминирует в вашей организации. 3.8. Национальное в управлении бизнесом Используя описания моделей национального в организационной культуре, студенты должны сформулировать 10 вопросов, в ответах на которые будет раскрываться влияние национальной культуры на управление бизнесом. При этом важно, чтобы эти 10 вопросов максимально охватывали все аспекты управления деловой организацией. Например, в случае с «мотивацией» вопрос может выглядеть следующим образом: ориентируетесь ли вы в работе больше на процесс или на результат? Известно, что европейская и азиатская культуры имеют в этом случае различные подходы. |
Уголовно-процессуальные акты [Текст]: методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения... | Уголовно-процессуальные акты [Текст]: методические указания по выполнению контрольных работ / Курск гос техн ун-т; сост. О. С. Пашутина.... | ||
Деловой иностранный язык. Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов 2 курса заочной формы обучения, обучающихся... | Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения по специальности | ||
Уголовно-процессуальные акты [Текст]: методические указания по выполнению контрольных работ для студентов дневной формы обучения... | Методические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине «Сервисная деятельность» для студентов заочной формы обучения... | ||
Геодезия: Методические указания по изучению дисциплины и выполнению курсовой работы студентами очной и заочной формы обучения направления... | Кандидат юридических наук, профессор, заведующий кафедрой «Уголовный процесс и криминалистика» Т. К. Рябинина | ||
Важной формой получения первичного реального опыта такой деятельности является проведение научных исследований в рамках выполнения... | Методические указания предназначены для студентов очной и заочной форм обучения специальности 080505 «Управление персоналом» |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |