Скачать 0.55 Mb.
|
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Историко-архивный институт Кафедра источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин Научная библиотека Научно-практический центр “Эвристика” Оформление письменных работ: Методические указания Составитель Р.Б. Казаков 2-е издание, исправленное Москва 2005
ББК 72 Составитель Р.Б. Казаков Работа выполнена в рамках проекта "Студент в мире информации" Научный руководитель – Ю.Н. Афанасьев Методические указания утверждены на заседании кафедры источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин Заведующий кафедрой - канд. ист. наук, доц. М.Ф. Румянцева Р.Б. Казаков, 2005 Российский государственный гуманитарный университет, 2005 Содержание
Предисловие Методические указания предназначены для студентов РГГУ, которым предстоит в процессе учебы в университете выполнить ряд письменных учебно-научных работ и завершить свое обучение подготовкой, написанием и защитой дипломной работы. Студенческие работы не случайно названы учебно-научными. Начиная с первого курса студенты осваивают приемы и методы научных исследований, в ходе которых получается новое научное знание, а также приемы оформления результатов проведенных исследований в письменном виде. Социальные и гуманитарные науки, как и любая наука вообще, реализуют себя через постановку научных проблем и их решение. Результаты проведенных научных исследований представляются научному сообществу, которое подвергает эти результаты проверке, признает или отвергает их. Выработаны и строгие критерии научности полученного знания, которые действуют в рамках данного научного сообщества. Такая научная работа должна давать новое знание, систематизированное и проверенное, градуированное по степени точности. Студенты составляют часть научного сообщества, а представителями его, на которых возложена обязанность проверки результатов научного исследования, их верификации, являются сначала преподаватель данной дисциплины, а в дальнейшем, при подготовке и защите дипломной работы, - научный руководитель, профессорско-преподавательский состав кафедры (на которой готовится дипломная работа) и члены Государственной аттестационной комиссии, в присутствии которых проходит защита дипломной работы. В ходе проведения научной работы должны выполняться такие требования, как следование действующей в данном научном сообществе логике научного исследования, овладение языком науки и специальной терминологией, корректное (выполненное по правилам, принятым в данном научном сообществе) оформление результатов исследования. В Историко-архивном институте РГГУ за десятилетия его работы сложился цикл курсов, которые призваны сформировать у студентов умение вести научную работу. Так, кафедра источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин еще в 50-е гг. ХХ в. разработала курс "Историческая библиография", который ориентировал студентов в корпусе справочных и информационных изданий по социальным и гуманитарным наукам, формировал навыки письменного оформления полученного нового знания в виде научных работ. С развитием ИАИ, а затем с появлением РГГУ усложнялись и задачи этого курса. Существенно переработанный и расширенный в рамках проекта "Студент в мире информации" этот курс, получивший название "Информационная эвристика" (научный руководитель – Ю.Н. Афанасьев, авторы курса и первого издания программы: А.О. Астапович, В.И. Гульчинский, Р.Б. Казаков, Л.Н. Простоволосова; авторы второго издания программы - Р.Б. Казаков, Л.Н. Простоволосова), читается теперь студентам первого курса всех факультетов РГГУ. Курс "Вспомогательные исторические дисциплины" знакомит с системой приемов и методов, которыми пользуется профессиональный историк в каждодневной исследовательской работе. На втором курсе на лекциях и семинарских занятиях курса "Источниковедение" студенты получают систематические знания о материальных объектах, дающих информацию о человеке и обществе в ходе исследования в области социальных и гуманитарных наук, – исторических источниках. Этот курс формирует системное знание об основных понятиях источниковедения (исторический источник, классификация исторических источников, источниковедческий анализ и синтез), которые рассматриваются как в логическом, так и в историческом аспектах. На старших курсах в лекциях и семинарских занятиях по теории и методологии истории рассматривается система методов исторического познания и раскрывается соотношение теории исторического знания и теорий исторического процесса. Основные проблемы методологии истории освещаются в сравнительно-историческом освещении, что позволяет показать развитие методологии истории в новое и новейшее время, современные ее идеи. Данный цикл курсов складывался в расчете прежде всего на студентов гуманитарных специальностей, но исследовательская работа в любой отрасли знания должна отвечать критериям научности, разрабатывая систему доказательности, формируя способы репрезентации нового научного знания с применением целого комплекса приемов научного исследовательского труда. Исходя из этого, составитель предлагает данные методические указания студентам широкого круга специальностей. В соответствии с вышесказанным цель данного пособия состоит в том, чтобы ознакомить учащихся с требованиями к представлению результатов исследований, действующими в научном сообществе, прежде всего к оформлению письменных работ в вузе, и дать необходимые пояснения по их выполнению. Данные методические указания содержат основные требования, предъявляемые к оформлению письменных работ в вузе. Следует учитывать, что при реализации современной образовательной модели, принятой в РГГУ, студент выполняет по каждой дисциплине значительное количество письменных работ различных видов. Они могут быть разного объема (очень небольшого, если речь идет о блиц-контрольной, значительного, если речь идет о курсовой работе, и т. п.), отличаться по своему характеру (контрольная работа предполагает выполнение ряда определенных преподавателем заданий, а семинарский доклад – обстоятельное изложение хода самостоятельных исследований и его результатов по теме, избранной самим студентом, и т. п.), представлять собой самостоятельное исследование научной проблемы (доклад, курсовая работа) или результат аналитической переработки научной информации, уже функционирующей в научном сообществе (рецензия, аннотация, реферат). Работы небольшого объема (блиц-контрольные, проверочные) часто выполняются во время занятий по упрощенным правилам оформления. Текст семинарского доклада в письменном виде, курсовая работа и – как завершающее исследование – дипломная работа требуют значительного времени для подготовки и строгого соблюдения правил оформления письменного текста и научно-справочного аппарата к нему. Важно подчеркнуть, что семинарский доклад, курсовая работа, представляющие результат самостоятельного исследования конкретной научной проблемы, – это именно те виды письменных работ, в которых происходит освоение навыков последовательного и аргументированного изложения результатов научной работы, логики изложения, оформления научно-справочного аппарата исследования. Практические приемы и навыки, получаемые здесь, в дальнейшем используются при подготовке дипломной работы. Методические указания знакомят с примерной структурой доклада и курсовой работы, основными требованиями к составу и оформлению научно-справочного аппарата письменной работы, требованиями к оформлению письменного текста работы в соответствии с действующими государственными стандартами в области библиографии, издательского дела, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В начале 2004 г. данные методические указания были опубликованы (Оформление письменных работ: Метод. указания / Сост. Р.Б. Казаков; Рос. гос. гуманит. ун-т. Ист.-архив. ин-т. Каф. источниковед. и вспомогат. ист. дисциплин, Науч. б-ка. Науч.-практ. центр "Эвристика". М., 2003. 48 с.). В январе 2005 г. в методические указания внесены исправления в соответствии с требованиями новых государственных стандартов. Примерная структура письменной работы Доклад и курсовая работа (с учетом всех особенностей и специфики поставленных целей и задач) имеют типовую структуру, которая может включать следующие элементы. Введение, в котором обосновывается актуальность избранной темы, анализируются историография проблемы, определяются объект, предмет и хронологические рамки исследования, характеризуется корпус источников по теме, ставятся цель и задачи работы и оговариваются ее структура, а также особенности исследовательской методики автора и построения текста работы. Главы работы, которые должны иметь названия; в них излагаются ход и результаты исследования, делаются выводы по результатам решения научных проблем (как правило, 2-3 главы). Заключение, где подводятся итоги проведенного исследования и дается решение поставленной во Введении проблемы, формулируются рекомендации по использованию полученных результатов, а также направления дальнейших исследований проблемы. Список использованных источников и литературы, содержащий библиографическую информацию об использованных при подготовке письменной работы неопубликованных документах, публикациях источников, литературы и справочных и информационных изданиях, которые были процитированы в тексте или изучены и использованы, но без ссылок на них. В зависимости от поставленных целей работа может открываться не Введением, а Вступлением, и делиться на разделы, а не на главы. В этом случае за титульным листом следует Содержание. В случае необходимости письменная работа может включать вспомогательные указатели (чаще всего – именной, географических и этнических названий и др.) и приложения. Научно-справочный аппарат письменной работы В состав научно-справочного аппарата письменной работы входят следующие элементы: Титульный лист Оглавление Подстрочные примечания Список сокращений Список использованных источников и литературы Вспомогательные указатели Доклад и курсовая работа чаще всего не содержат Список сокращений и Вспомогательные указатели. Примеры оформления элементов научно-справочного аппарата письменной работы приведены в Приложении. Оформление титульного листа письменной работы В верхней части листа начиная от верхнего поля прописными буквами пишутся надзаголовочные данные (наименование федерального агентства, университета, института – полностью, без сокращений и точки в конце строки). Ниже в правой половине листа полностью указываются наименования факультета и кафедры, на которой выполняется письменная работа. В средней части листа посередине проставляются фамилия, имя и отчество автора работы полностью в именительном падеже. Ниже прописными буквами приводится тема письменной работы, при этом само слово “тема” не пишется, а формулировка темы не имеет кавычек. Формулировка темы дается прописными буквами. Ниже следует подзаголовок (строчными буквами), обозначающий вид работы, далее указываются курс и отделение, на которых учится студент (если речь идет о докладе и курсовой работе, то приводится еще и номер группы), наименование дисциплины, по которой выполнена работа. Далее в правой части листа строчными буквами указываются ученая степень, ученое звание, инициалы и фамилия научного руководителя. В дипломной работе в левой части листа приводится резолюция заведующего кафедрой о допуске к защите дипломной работы на ГАК (Государственной аттестационной комиссии), указываются его ученая степень и звание, определяется строка для его подписи, а также для простановки даты. По нижнему полю листа приводятся строчными буквами место (полностью, без сокращений) и год создания работы без каких-либо знаков препинания. Оформление оглавления работы Оглавление следует за титульным листом на второй странице работы. Слово "Оглавление" пишется прописными буквами по верхнему полю листа в центре. В оглавление выносятся номера и названия структурных частей работы вместе с имеющимися подразделами. В правой части листа проставляется номер страницы, с которой начинается соответствующая структурная часть работы, без слова "страница". Страница окончания структурной части работы не проставляется. Общие требования к оформлению подстрочных примечаний и списка использованных источников и литературы Подстрочные примечания (ссылки) приводятся во всех случаях, когда в письменной работе используются и цитируются источники и литература. Обязательно подтверждаются подстрочными ссылками факты, цифры и другие конкретные данные, приводимые в тексте и заимствованные из источников и литературы, а также сведения, полученные при анализе (подсчете, группировке в таблицы и т. п.) данных, приведенных в изученных источниках и литературе. Подстрочные примечания должны содержать точное указание страницы (страниц) издания или документа (листов – если это неопубликованный документ), если в тексте работы дается цитата, если мнение либо утверждение автора издания или документа излагается своими словами. Если в тексте работы имеется в виду издание или документ целиком (например, в историографическом обзоре при характеристике какой-либо монографии), то подстрочное примечание должно содержать общий объем издания (книги, статьи и пр.) и, по возможности, неопубликованных документов. Объем для части документа (статья, отдельная глава, параграф и т. п.) дается с указанием страниц "от" и "до": С. 17-41. Ссылка на неопубликованные документы дается с указанием места хранения документа (аббревиатурой – название хранилища), номера фонда и его названия (название фонда приводится только в первой ссылке на документы данного фонда), номера описи, номера дела, номеров листов. Заимствование фактического материала, выводов, цифровых данных и т. д. без ссылки на автора и источник заимствования не допускается. В случаях, когда процитировать документ или издание невозможно по первоисточнику, подстрочное примечание оформляется с употреблением слов “Цит. по”: |
Мурманский государственный гуманитарный университет: научно-исследовательская работа в 2014 году : библиографический указатель /... | Кроме того, потенциальные работодатели – специалисты-практики должны проводить занятия в рамках образовательной программы | ||
Кроме того, потенциальные работодатели – специалисты-практики должны проводить занятия в рамках образовательной программы | Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. №71, Уставом Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования... | ||
Методические указания предназначены для студентов рггу, которым предстоит в процессе учебы в университете выполнить ряд письменных... | Российский гуманитарный научный фонд (ргнф) объявляет конкурсы научных проектов 2006 г по следующим областям знаний гуманитарных... | ||
Как и всякое другое направление деятельности, работа кадровика обязательно документируется. При проверке работы любой организации,... | ... | ||
... | Российский гуманитарный научный фонд (ргнф) объявляет конкурс проектов участия российских ученых в научных мероприятиях за рубежом... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |