№
| Месяц
| Тема
| Программное содержание
| Материал
|
1.
| Сентябрь
| Знакомство с работой кружка «Родничок».
| Познакомить детей с особенностями работы кружка «Родничок». Учить организовывать свое рабочее место. Закреплять навыки работы с разнообразными художественными материалами. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами различных видов изобразительного искусства.
|
|
2.
| Сентябрь
| Путешествие по народным промыслам.
| Расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Продолжать учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных промыслов. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства.
|
|
3.
| Сентябрь
| «Дымковская роспись»
| Закрепить знания детей о дымковской игрушке, о истории возникновения этого промысла, этапами изготовления игрушки и особенностями её строения. Обратить внимание детей на элементы росписи, колорит, композиции узоров. Воспитывать интерес и любовь к народным промыслам.
| Дымковские игрушки, изготовленные руками мастеров, иллюстрации, подбор стихов о дымковской игрушке.
|
4.
| Сентябрь
| «Узор в полосе. Шарфик».
| Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Учить рассматривать глиняные игрушки, узнавать материал, из которого они сделаны, выделять украшения. Учить составлять узор в полосе, украшая его кругами одного цвета; рисовать круги безотрывными движениями руки всем ворсом кисти, выбирать цвет. Развивать самостоятельность, аккуратность.
| Дымковские игрушки. Бумага 15x20 см, гуашь ярких цветов, кисти.
|
5.
| Октябрь
| «Дымковская ткань. Платочек для дымковской барыни».
| Учить детей рассматривать узор на дымковских игрушках, называть виды узора: колечки, круги, точки, линии. Учить украшать квадрат дымковским узором; закреплять умение рисовать кольца одним круговым движением, рисовать каждый элемент узора своим цветом. Развивать чувство ритма, цвета. Закреплять интерес к русской народной игрушке.
| Дымковские игрушки. Бумага 20x20 см, гуашь, кисти.
|
6.
| Октябрь
| «Узор для юбки дымковской барыни»
| Учить рассматривать дымковских барынь, выделять узор на одежде: чередование вертикальных и горизонтальных полос, кругов, колец, точек. Закреплять умение рисовать красками прямые линии в разных направлениях, а в образовавшихся прямоугольниках — круги и точки. Развивать чувство цвета, ритма в узоре; воспитывать интерес к народному прикладному искусству.
| Дымковские барыни. Альбомные листы, вырезанные в форме юбок, гуашь, кисти.
|
7.
| Октябрь
| «Роспись платья дымковской барыни»
| Продолжать учить детей рассматривать дымковские игрушки, выделять элементы украшения из полос, кругов, овалов и их чередование. Учить рисовать полосы — прямые широкие, волнистые тонкие. Закреплять умение рисовать каждый элемент узора определенным цветом, выбирать яркие, сочные, красиво сочетающиеся между собой цвета. Учить заполнять орнаментом весь лист. Развивать цветовое восприятие
| Дымковские игрушки, образцы лучших работ ребят на эту тему. Трафарет дымковского платья, альбомные листы, гуашь, кисти.
|
8.
| Октябрь
| «Дымковский конь»
| Приобщать детей к истокам русской народной культуры. Продолжать знакомство с дымковской игрушкой, ее формой, элементами украшения. Учить рисовать коня из отдельных полос широкой кистью, а мелкие детали (хвост, копытца, гриву) и элементы украшения — кистью маленького размера. Развивать творческую активность, умение радоваться красивому, яркому рисунку.
| Дымковский конь. Бумага зеленого цвета, гуашь, кисти.
|
9-11.
| Ноябрь
| Конструирование + рисование
«Барышни-франтихи».
| Учить расписывать более сложные по форме дымковские изделия, сочетая гладкоокрашенные части с узором; учить шахматному расположению элементов в узоре, сочетанию в узоре крупных элементов с мелкими, нанесению мелких элементов поверх крупных; учить самостоятельно, подбирать цвета для росписи куклы, цвет головного убора и жакета повторять в отдельных элементах узора на юбке; формировать умение делать полуобъёмную игрушку из двух частей (двойная верхняя часть куклы наклеивается на юбку-конус).
|
|
12-14.
| Ноябрь - декабрь
| Рисование + аппликация «Весёлая ярмарка» (коллективная работа).
| Продолжить знакомство детей с дымковскими сюжетными изделиями, их содержанием и художественными особенностями. Учить замечать, какими художественными средствами в сюжетной лепке передается связь между фигурками; упражнять в составлении сюжетных композиций, в подборе для них соответствующих дымковских игрушек, ранее расписанных детьми; продолжать формирование навыков коллективной работы (умения договариваться, распределять работу, оказывать друг другу помощь).
|
|
15.
| Декабрь
| «Игрушки не простые – глиняные, расписные».
| Познакомить детей с одним из видов народного искусства – филимоновской игрушкой, с историей возникновения этого промысла, этапами изготовления игрушки и особенностями её строения.Обратить внимание детей на элементы росписи, колорит, композиции узоров. Воспитывать интерес и любовь к народным промыслам.
| Филимоновские игрушки изготовленные руками мастеров, иллюстрации, подбор стихов о филимоновской игрушке.
|
16.
| Декабрь
| «Филимоновские дорожки».
| Вспомнить с детьми основные цвета росписи и основной элемент полоску. Учить рисовать дорожки всем ворсом кисточки, ритмично располагать на полоске бумаги чередуя цвета, контролировать положение руки при ведении кисточки слева на право. Продолжать развивать эстетическое восприятие и интерес к филимоновской игрушке.
| ½ полоска альбомного листа затонированного в жёлтый цвет на каждого ребёнка, гуашь красная и зелёная, банки с водой, кисточки№2, салфетки, клеёнки.
|
17.
| Январь
| «Филимоновский коврик».
| Вспомнить с детьми основные цвета росписи. Закрепить умение детей рисовать полоски в двух направлениях с лева на право и сверху вниз, объединяя их в один узор. Развивать умение детей чередовать полоски по цвету и ритмично располагать их на бумаге. Воспитывать любовь и интерес к народной игрушке.
| Образец работы, ½ полоска альбомного листа затонированного в жёлтый цвет на каждого ребёнка, гуашь красная и зелёная, банки с водой, кисточки№2, салфетки, клеёнки.
|
18.
| Январь
| «Филимоновский козлик».
| Учить расписывать силуэт филимоновского козлика, используя в работе знакомые узоры росписи (заборчик, дорожки), развивать чувство ритма и цвета. Обратить внимание детей на положение руки при ведении вертикальных и горизонтальных полосок, развивать зрительно-двигательные координации. Учить внимательно, слушать педагога и выполнять работу поэтапно. Развивать умение видеть красоту собственной работа и товарища.
| Поэтапное изображение росписи козлика, силуэты козлика с жёлтой тонировкой отдельных его частей на каждого ребёнка, гуашь красная и зелёная, кисточки №2, банки с водой, салфетки, клеёнки.
|
19.
| Февраль
| «Филимоновская ёлочка».
| Познакомить детей с новым элементом росписи – «ёлочка». Учить детей правильно держать кисть тремя пальцами за край железки, рисовать наклонные линии, выходящие из одной точки, ритмично располагать полоски.
| Иллюстрации с филимоновскими узорами. Образец работы, ½ полоска альбомного листа затонированного в жёлтый цвет на каждого ребёнка, гуашь красная и зелёная, банки с водой, кисточки№2, салфетки, клеёнки.
|
20.
| Февраль
| «Филимоновский петушок».
| Учить детей расписывать силуэт петушка, используя в работе знакомые узоры (заборчик, дорожки, ёлочка) состоящие из полосок. Развивать технические навыки и умения владения кистью, учить рисовать всем ворсом кисточки и её кончиком. Учить детей при выполнении этапов работы сопровождать речью свои действия (хоровые и индивидуальные ответы). Развивать художественно-эстетическое восприятие народной игрушки через художественное слово.
| Поэтапное изображение росписи петушка, силуэты петушка с жёлтой и красной тонировкой отдельных его частей на каждого ребёнка, гуашь красная и зелёная, кисточки №2, банки с водой, салфетки, клеёнки
|
21.
| Февраль
| «Филимоновские цветы».
| Познакомить детей с традиционным филимоновским узором – «цветок», состоящим из различных элементов росписи (пересекающихся линий, примакивание – листики, точки-горошины, ёлочки и т.д.) продолжать развивать технические навыки и умения владения кистью и тычком, закрепить основные цвета росписи, развивать чувство ритма и цвета. Учить, внимательно слушать педагога и выполнять роспись цветов поэтапно.
.
| Иллюстрации филимоновских игрушек. Образцы филимоновских цветов и поэтапного выполнения их росписи, ½ полоски альбомного листа с тремя затонированными кругами жёлтого цвета, гуашь красного и зелёного цвета, кисти№2 и №1, тычок, салфетки, клеёнки, банки с водой.
|
22.
| Февраль
| «Филимоновский котик». Котик»
| Учить детей расписывать силуэт котика знакомыми элементами росписи и объединять их в один узор. Продолжать развивать технические навыки рисования тычком, всем ворсом и кончиком кисти, умение выбирать для росписи силуэта котика свой узор, прислушиваться к рекомендациям педагога. Развивать у детей желание расписывать силуэт животного народными узорами. Воспитывать любовь к народной игрушке через малые формы фольклора.
| Игрушка БИ-БА-БО котика, несколько образцов росписи кота, поэтапное изображение росписи филимоновских цветов силуэты котика с жёлтой тонировкой отдельных частей на каждого ребёнка, гуашь красная и зелёная, кисточки №2,тычок, банки с водой, салфетки, клеёнки.
|
23.
| Март
| . «Рисование бутона»
| Познакомить детей с историей городецкого промысла. Рассказать о разнообразии изделий, элементах узоров (цветы, листья, птицы, кони) и сочетаниях цветов. Учить рисовать голубой бутон «купавку», смешивая гуашь с белилами, синим и белым цветом оживляя цветок и листья. Развивать художественный вкус и прививать любовь к народному творчеству.
| Изделия городецких мастеров. Квадратные листы бумаги 1 5х 1 5 см, тонированные под дерево, гуашь синего, белого и зеленого цветов, кисти, квачи.
|
24.
| Март
| «Узор в полосе по мотивам городецкой росписи»
| Продолжать знакомить детей с городецкой росписью. Закреплять умение рисовать «купавку», познакомить с новым элементом — «ромашкой», учить оживлять узор квачами и белой краской. Учить рисовать узор в полосе, чередуя «купавки» и «ромашки», выбирать цвета, составлять оттенки, оживлять цветы и листья.
| Городецкие изделия, образцы узоров и последовательности рисования «ромашки» и «купавки». Альбомные листы, тонированные под дерево (15x21 см), гуашь красного, синего, зеленого, белого и черного цветов, квачи, кисти.
|
25.
| Март
| «Роспись доски городецким узором»
| Продолжать знакомство с росписью Городца, закреплять знания детей об основных элементах, колорите, закономерностях построения узора. Познакомить с новым цветком — «розаном» и способом его рисования. Учить создавать свою композицию при украшении доски, красиво располагая узор в форме. Развивать эстетические чувства, совершенствовать технические навыки. Прививать уважение к народным промыслам.
| Изделия городецких мастеров, образцы узоров. Листы тонированной под светлое дерево бумаги, вырезанные в форме кухонных досок, гуашь, кисти, квачи.
|
26.
| Март
| «Роспись городецким узором овала, сложной формы (на выбор)»
| Закреплять знания детей о городецкой росписи, ее цветовой гамме, способах выполнения элементов «ромашка», «купавка», «розан». Учить выполнять сложный узор по этапам: замалевок (круги, листья), прорисовка (лепестки цветов, бутоны, прожилки листьев), оживка (белые точки, дуги). Совершенствовать умение самостоятельно составлять узор в выбранной форме. Развивать творческую активность, эстетические чувства.
| Изделия городецких мастеров, образцы росписи. Листы тонированной под светлое дерево бумаги, вырезанные в форме овалов, кругов, кухонных досок, гуашь, квачи, кисти.
|
27.
| Апрель
| Роспись панно «Городецкая птица»
| Закреплять знания детей о городецкой росписи, умение составлять узор, состоящий из цветов, бутонов, листьев. Показать детям изображения сказочных городецких птиц. Учить рисовать птиц, похожих на городецких, и украшать рисунок цветами; рисовать по этапам (замалевок, прорисовка, оживка). Совершенствовать умение составлять узор в форме. Развивать творческую активность, интерес к народно-прикладному искусству.
|
Городецкие изделия с изображениями птиц. Листы бумаги овальной формы, тонированные под светлое дерево, кисти, гуашь. |
28.
| Апрель
| Рисование в полосе «Осочки, травинки, капельки»
| . Познакомить детей с изделиями хохломских мастеров. Учить видеть красоту растительно-травного орнамента, необычность, сказочность золотого фона. Учить рисовать легкими формообразующими движениями основные элементы «травки» — осочки, травинки, капельки.
| Хохломская посуда, образцы выполнения элементов «травки». Бумага желтого цвета 15x20 см, гуашь, кисти.
|
29.
| Апрель
| Панно «Золотая рыбка».
| Продолжать знакомить детей с изделиями мастеров Хохломы, их цветовой гаммой, основными элементами росписи («травка», завейки) и способами их выполнения. Учить рисовать легкими, округлыми движениями, с разной степенью нажима на кисть. Вспомнить с детьми отрывок из сказки А.С. Пушкина и предложить нарисовать золотую рыбку в манере хохломских мастеров. Развивать интерес к народным промыслам.
| Изделия хохломских мастеров, сказка А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Альбомные листы, тонированные черной краской, гуашь желтого (охра), зеленого и красного цветов, кисти.
|
30.
| Апрель
| Узор «Хохломская веточка»
| Продолжать знакомить детей с росписью Хохломы; учить при рассматривании миски выделять основные элементы «травки»; закреплять приемы рисования, красиво располагая их на веточке — стебле - «криуле». Учить детей ритмично располагать элементы красного или черного цвета. Развивать эстетические чувства.
| Изделия хохломских мастеров, слайды. Бумага, тонированная желтой краской (15x21 см), гуашь красного, черного и зеленого цветов, кисти.
|
31.
| Май
| «Роспись салфетницы (вазы)»
| Продолжать знакомить детей с хохломской росписью; закреплять умение рисовать растительно-травный орнамент легкими круговыми движениями руки. Предложить детям придумать и нарисовать узор по мотивам хохломского, чередуя знакомые элементы с новыми — цветами и листьями. Развивать самостоятельность и творческую активность.
| Изделия хохломских мастеров, образцы выполнения основных элементов хохломской росписи. Листы бумаги, тонированные желтым цветом, вырезанные в форме салфетниц и ваз, гуашь, кисти.
|
32.
| Май
| «Роспись тарелки по мотивам Хохломы»
| Продолжать знакомство с хохломской росписью, ее колоритом, растительно-травным орнаментом. Учить рисовать красивую веточку с ягодами и листьями и украшать ее знакомыми элементами «травки», выбирать цвета красок для рисования узора в соответствии с фоном. Развивать творческую активность.
| Декоративные тарелки с хохломским узором. Листы бумаги круглой формы желтого, красного и черного цветов, гуашь, кисти.
|
33.
| Май
| . «Хохломской букет»
| На основе знаний о хохломском промысле закреплять умение создавать самостоятельную композицию, передавая растительный характер орнамента, праздничность, торжественность колорита Золотой Хохломы. Развивать в детях стремление к творчеству.
| Изделия хохломских мастеров, слайды, образцы росписи (лучшие работы детей). Альбомные листы красного, желтого и черного цветов, вырезанные в форме различных ваз, ковшей; гуашь, кисти.
|
34.
| Май
| По замыслу.
| Закрепить знания, умения, навыки по декоративно-прикладному искусству. Умение выполнять узор на силуэте. Развивать творческие способности детей.
| Силуэты разных животных, листы разной формы и цвета, гуашь, кисти
|