Подготовка пациентов к эндоскопическим исследованиям


НазваниеПодготовка пациентов к эндоскопическим исследованиям
страница1/8
ТипМетодическая разработка
  1   2   3   4   5   6   7   8
Аннотация к УМК
На данном практическом занятии изучается материал, имеющий большое значение для обеспечения качественной подготовки пациента к эндоскопическим исследованиям, т. к. достоверность и информативность данного метода обследования в немалой степени зависит от качества подготовки пациентов.

Отбор и конструирование содержания создают условия для того, чтобы к концу занятия студенты владели не только суммой определенных знаний, но и овладели рядом умений, которые способствуют формированию необходимых общих и профессиональных компетенций.

В данной методической разработке использована технология коллективного взаимообучения, которая обеспечивает активное социальное взаимодействие и наиболее полное вовлечение студентов в процесс совместной учебной деятельности.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Братский медицинский колледж»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
специальность Сестринское дело
Очная форма обучения

по программе базовой подготовки
ПМ.04 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными
МДК.04.03 Технология оказания медицинских услуг
Вид занятия: практическое
Тема: Подготовка пациентов к эндоскопическим исследованиям

Братск, 2017 г.

Рассмотрено и одобрено

на заседании ЦМК №

Протокол заседания № 2

от «10» октября 2017 г.

Председатель А. Б. Белая

Разработчики:

Антонова Елена Альбертовна, преподаватель, высшая квалификационная категория ОГБПОУ «Братский медицинский колледж»

Голубкова Галина Ивановна, преподаватель, высшая квалификационная категория ОГБПОУ «Братский медицинский колледж»

Кузнецова Ольга Николаевна, преподаватель, первая квалификационная категория ОГБПОУ «Братский медицинский колледж»

Рецензент: Серебрянникова Н. К., заведующая эндоскопическим отделением ОГАУЗ «Братская городская больница № 1»
СОДЕРЖАНИЕ



  1. МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ преподавателя

  2. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

  3. ПРИЛОЖЕНИЕ А – Эндоскопические методы исследования, КОНТРОЛЬНЫЕ КАРТЫ

  4. ПРИЛОЖЕНИЕ Б – Листа врачебных назначений

  5. ПРИЛОЖЕНИЕ В – Направление на эндоскопическое исследование

  6. ПРИЛОЖЕНИЕ Г – Задачи

  7. ПРИЛОЖЕНИЕ Д – Кроссворды

  8. ПРИЛОЖЕНИЕ Е – Тест-контроль



МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Братский медицинский колледж»

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ

преподавателя
специальность Сестринское дело
Очная форма обучения

по программе базовой подготовки
ПМ.04 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными
МДК.04.03 Технология оказания медицинских услуг
Вид занятия: практическое
Тема: Подготовка пациентов к эндоскопическим исследованиям

Братск, 2017 г.

Рассмотрено и одобрено

на заседании ЦМК №

Протокол заседания № 2

от «10» октября 2017 г.

Председатель А. Б. Белая

Разработчики:

Антонова Елена Альбертовна, преподаватель, высшая квалификационная категория ОГБПОУ «Братский медицинский колледж»

Голубкова Галина Ивановна, преподаватель, высшая квалификационная категория ОГБПОУ «Братский медицинский колледж»

Кузнецова Ольга Николаевна, преподаватель, первая квалификационная категория ОГБПОУ «Братский медицинский колледж»

Рецензент: Серебрянникова Н. К., заведующая эндоскопическим отделением ОГАУЗ «Братская городская больница № 1»
Тема «Подготовка пациентов к эндоскопическим исследованиям»

Комбинированный урок с элементами технологии коллективного взаимообучения; форма организации учебного процесса: статическая пара.
Продолжительность занятия – 180 минут
Цель занятия:

Учебная:

а) сформировать знания о видах эндоскопических методов исследования; особенностях подготовки пациентов, показаниях и противопоказаниях к эндоскопическим методам исследования;

б) сформировать умения: осуществлять выборку назначений из истории болезни; объяснить пациенту сущность исследования и правила подготовки к эндоскопическим исследованиям; подготовить пациента к эндоскопическим методам исследования; оформлять направления на исследование.

Развивающая:

а) повысить устойчивый интерес к будущей профессии;

б) создать предпосылки для самостоятельной подготовки по теме;

в) способствовать развитию у обучающихся профессиональной наблюдательности, сознательности, логического и клинического мышления.

Воспитательная:

а) воспитать чувство гордости за профессию, тактичность, терпение;

б) научить осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

в) воспитывать у обучающихся доброжелательное и внимательное отношение к пациентам;

г) научить нести ответственность за результаты своей работы.
В результате изучения темы студент должен:

иметь практический опыт:

  • оказания медицинских услуг в пределах своих полномочий;

  • ведения медицинской документации;

  • соблюдения требований техники безопасности и противопожарной безопасности при уходе за пациентом во время проведения процедур и манипуляций.

уметь:

  • собирать информацию о состоянии здоровья пациента;

  • оказывать помощь медицинской сестре в подготовке пациента к лечебно-диагностическим мероприятиям;

  • обеспечить безопасную больничную среду для пациента, его окружения и персонала;

  • составлять памятки для пациента и его окружения по вопросам ухода и самоухода, инфекционной безопасности, физических нагрузок, употребления продуктов питания и т.д.;

знать:

  • технологии выполнения медицинских услуг;

  • факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала;

должен овладеть общими компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

должен владеть профессиональными компетенциями:

ПК 4.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.

ПК 4.2. Соблюдать принципы профессиональной этики.

ПК 4.5. Оформлять медицинскую документацию.

ПК 4.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

ПК 4.8. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.

ПК 4.11. Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.
Методическое оснащение занятия:

Материально-техническое оснащение: снимки бронхоскопии, ЭФГДС, ректороманоскопии, колоноскопии, цистоскопии, лапароскопии.
Раздаточный материал: методическая разработка для студентов, кроссворды, задачи, тесты.
Место проведения: кабинет доклинической практики.
Литература для подготовки:

  1. Практическое руководство к предмету "Основы сестринского дела" [Электронный ресурс] : учеб. пос. / Мухина С.А., Тарновская И.И. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. Глава 13. Подготовка к лабораторному и инструментальному исследованию.

  2. СП 3.1.3263-15 "Профилактика инфекционных заболеваний при эндоскопических вмешательствах"

  3. В ПОМОЩЬ ПРАКТИКУЮЩЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЕ № 5 (59) 2016. ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА Информированное согласие и подготовка к исследованиям.


План занятия
I. Вводная часть – 15 минут

    1. Организационный момент;

    2. Мотивация занятия;

    3. Контроль исходного уровня знаний.

II. Основная часть – 145 минут

  1. Работа студентов с дополнительным материалом

  2. Самостоятельная работа студентов

  3. Решение ситуационных задач

  4. Решение кроссвордов

III. Заключительная часть – 20 минут

  1. Итоговый тест

  2. Подведение итогов занятия

  3. Домашнее задание

Ход занятия
I. Вводная часть
Организационный момент

Приветствие преподавателя. Контроль формы одежды – халат, шапочка, сменная обувь. Отметка отсутствующих. Объявление темы и цели занятия.
Мотивация занятия

Обычно о предстоящем исследовании, его целях, особенностях проведения и возможных осложнениях больному рассказывает врач. Однако эти беседы длятся долго, и пациент не всегда успевает задать врачу все волнующие его вопросы. Далеко не все, сказанное врачом бывает понятно пациентам и потому многие предпочитают иметь дело с медсестрами, которые говорят простыми словами, реже употребляют медицинские термины, их речь понятна больным. Разговаривая с медсестрами, пациенты чувствуют себя спокойнее и увереннее. Разговор с больным о предстоящем исследовании обычно касается следующих вопросов:

  • в чем состоит суть исследования, где и кто его будет проводить;

  • с какой целью проводится исследование, какие болезни оно позволяет выявить;

  • существуют ли противопоказания к проведению назначенного исследования;

  • как следует готовиться к предстоящему исследованию;

  • как будет проходить назначенная процедура;

  • долго ли она длится, какие неприятные моменты ожидают пациента, будет ли ему больно или неудобно;

  • какими осложнениями грозит предстоящая процедура, на сколько они опасны;

  • как пациент будет чувствовать себя после исследования, на что в своем состоянии следует обратить особое внимание, о чем следует сказать медперсоналу;

  • есть ли альтернативные методы исследования, которые более информативны, безопасны, и легче переносятся;

  • когда будут известны результаты исследования и можно ли будет получить разъяснения об их значении для установления диагноза и назначения лечения.

У медсестры должно хватить знаний, чтобы ответить на большинство из перечисленных вопросов на доступном для больного языке. Нередко такие беседы предворяют оформление информированного согласия. В большинстве ЛПО имеются бланки со стандартной информацией о наиболее часто применяемых методах исследования больных.
Контроль исходного уровня знаний:

  1. Что такое эндоскопия? (метод визуального исследования полостей и каналов тела при помощи специальных оптических приборов (эндоскопов), снабженных волокнистой оптикой)

  2. Какие эдоскопические исследования Вы знаете? (бронхоскопия, лапароскопия, ЭФГДС, колоноскопия, ректороманоскопия, цистоскопия)

  3. Что такое прицельная биопсия? (взятие кусочка ткани органа во время проведения эндоскопического исследования)

  4. В чем заключается лечебная цель эндоскопических исследований? (используется для введения лекарственного препарата, процедур прижигания, обкалывания, позволяет удалять инородные тела, полипы)

  5. Как называется эндоскопическое исследование бронхиального дерева? (бронхоскопия)

  6. Как называется эндоскопическое исследование пищевода, желудка и луковицы двенадцатиперстной кишки? (эзофагогастродуоденоскопия)

  7. Что такое ректороманоскопия? (эндоскопическое исследование прямой и сигмовидной кишок)

  8. Что такое колоноскопия? (эндоскопическое исследование толстого кишечника)

  9. Как называется диета назначаемая при подготовке пациента к эндоскопическому исследованию кишечника? (бесшлаковая)

  10. Какие продукты должны исключаться из пищевого рациона пациента при подготовке к эндоскопическому исследованию кишечника? (продукты, содержащие грубую растительную клетчатку и способствующие возбуждению деятельности кишечника: овощи, свежие фрукты, ягоды, кондитерские изделия, пряности, молоко, черный хлеб, газированные напитки)

  11. Как называется эндоскопическое исследование мочевого пузыря? (цистоскопия)

  12. Как называется эндоскопическое исследование органов брюшной полости? (лапароскопия)


II. Основная часть
1. Работа студентов с дополнительным материалом и алгоритмами (ПРИЛОЖЕНИЕ А – Эндоскопические методы исследования, КОНТРОЛЬНЫЕ КАРТЫ) и обсуждение с преподавателем.
2. Самостоятельная работа студентов.
2.1 Студенты осуществляют выборку назначений на эндоскопические методы исследования из Листа врачебных назначений (ПРИЛОЖЕНИЕ Б).
2.2 Студенты оформляют Направление на эндоскопическое исследование (ПРИЛОЖЕНИЕ В).
2.3 Студенты по желанию разбиваются на пары, в которой поочередно меняются ролями «медсестра» – «пациент» и последовательно прорабатывают весь материал сначала в позиции «медсестра», затем в позиции «пациент», осуществляя взаимообучение по КОНТРОЛЬНЫМ КАРТАМ и оценивая друг друга.
3. Решение ситуационных задач (ПРИЛОЖЕНИЕ Г) для закрепления изученного материала.
4. Решение кроссвордов (ПРИЛОЖЕНИЕ Д). Преподаватель собирает у студентов листы с ответами и проверяет.

III. Заключительная часть
1. Проводится итоговый тест-контроль (ПРИЛОЖЕНИЕ Е). Студенты письменно отвечают на вопросы тест-контроля для выявления уровня знаний. Преподаватель собирает у студентов листы с ответами и проверяет тест.
2. Подведение итогов занятия

Дается оценка активности и знаний студентов на каждом этапе. Преподаватель оценивает работу каждого студента, учитывая оценки полученные во время взаимообучения. Оценки выставляются в журнал.
3. Домашнее задание

Преподаватель объявляет тему следующего занятия, для самостоятельной подготовки: «Признаки обструкции дыхательных путей. Признаки клинической и биологической смерти».

Вопросы для подготовки к следующему практическому занятию:

  • причины обструкции дыхательных путей;

  • частичная и полная обструкция дыхательных путей;

  • терминальное состояние, стадии терминального состояния;

  • признаки клинической и биологической смерти;

  • экстренная помощь пострадавшему при закупорке дыхательных путей инородным телом (прием Геймлиха);

  • приемы самопомощи при обструкции дыхательных путей.


Литература для подготовки:

  • Лекция № 17;

  • Практическое руководство к предмету "Основы сестринского дела" [Электронный ресурс] : учеб. пос. / Мухина С.А., Тарновская И.И. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. Глава 6. Простейшие физиотерапевтические процедуры. Гирудотерапия. Оксигенотерапия.


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Братский медицинский колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ
специальность Сестринское дело
Очная форма обучения

по программе базовой подготовки
ПМ.04 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными
МДК.04.03 Технология оказания медицинских услуг
Вид занятия: практическое
Тема: Подготовка пациентов к эндоскопическим исследованиям

Братск, 2017 г.

Рассмотрено и одобрено

на заседании ЦМК №

Протокол заседания № 2

от «10» октября 2017 г.

Председатель А. Б. Белая

Разработчики:

Антонова Елена Альбертовна, преподаватель, высшая квалификационная категория ОГБПОУ «Братский медицинский колледж»

Голубкова Галина Ивановна, преподаватель, высшая квалификационная категория ОГБПОУ «Братский медицинский колледж»

Кузнецова Ольга Николаевна, преподаватель, первая квалификационная категория ОГБПОУ «Братский медицинский колледж»

Рецензент: Серебрянникова Н. К., заведующая эндоскопическим отделением ОГАУЗ «Братская городская больница № 1»

  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Подготовка пациентов к эндоскопическим исследованиям iconРекомендации по подготовке пациентов к лабораторным исследованиям
Лечащий врач Вам назначил биохимическое исследование крови с целью объективной оценки Вашего состояния, уточнения диагноза

Подготовка пациентов к эндоскопическим исследованиям iconПодготовка к медицинским исследованиям Подготовка к контрастной рентгеноскопии желудка с барием
Если у больного имеется непроходимость пилорического отдела, то перед проведением рентгена с барием желудок промывают с помощью зонда....

Подготовка пациентов к эндоскопическим исследованиям iconПодготовка к медицинским исследованиям
Уважаемые пациенты, ниже представлены рекомендации для подготовки к отдельным видам исследований

Подготовка пациентов к эндоскопическим исследованиям iconПодготовка к диагностическим исследованиям
Для тестов на инфекции и экстренных исследований допустимо сдавать кровь через 4-6 часов после последнего приема пищи

Подготовка пациентов к эндоскопическим исследованиям iconА. В. Саверский Права пациентов на бумаге и в жизни
Прежде всего я благодарю тех врачей и организаторов здравоохранения, которые не прибавляют нам, членам «Лиги пациентов», работы по...

Подготовка пациентов к эндоскопическим исследованиям iconПравила внутреннего распорядка для пациентов правила внутреннего распорядка для пациентов
Настоящие Правила определяют внутренний распорядок в спб гбуз "Городская поликлиника №96", режим работы, порядок обращения пациентов,...

Подготовка пациентов к эндоскопическим исследованиям iconПравила подготовки к диагностическим исследованиям Правила подготовки...
Не менее 8 часов и не более 14 часов голода, вода — в обычном режиме, накануне избегать пищевых перегрузок, грудным детям не следует...

Подготовка пациентов к эндоскопическим исследованиям iconПравила подготовки к диагностическим исследованиям Правила подготовки...
Точность результатов зависит не только от используемых реактивов и аппаратуры, но и от времени и правильности сбора исследуемого...

Подготовка пациентов к эндоскопическим исследованиям iconПравила подготовки к диагностическим исследованиям Методика взятия...
Время взятия. Для общего анализа мочу собирают утром натощак сразу после сна, другие исследования могут требовать сбора мочи за сутки...

Подготовка пациентов к эндоскопическим исследованиям iconПравила внутреннего распорядка для пациентов Стоматологической клиники «Дентик-А»
Настоящие Правила регламентируют внутренний распорядок в стоматологической клинике «Дентик-А» режим работы, порядок обращения пациентов,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск