Роль и место курса в структуре учебного плана


НазваниеРоль и место курса в структуре учебного плана
страница1/25
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25












Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

Юридический институт

Кафедра «Таможенное дело»

КУРС ЛЕКЦИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ТОВАРОВЕДЕНИЕ, ЭКСПЕРТИЗА В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ (ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ И НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ)»

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 036401 – ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО


Составитель:

доцент кафедры «Таможенное дело»,

к.и.н. Петрова Ю.О.


Владимир 2013


УДК

ББК
Рецензент

Доктор экономических наук, профессор

Ю.А. Дмитриев


Курс лекций по дисциплине «Товароведение, экспертиза в таможенном деле (продовольственные и непродовольственные товары)» для специальности 036401 - «Таможенное дело» / Владим. гос. ун-т имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых; сост. Ю.О. Петрова. – Владимир, 2013. – 376 с.

Рассмотрены основные теоретические и практические вопросы дисциплины, представлены тестовые задания по каждой теме лекции и всему курсу лекционного материала. Предназначен для студентов дневной и заочной форм обучения.

Рекомендовано для формирования профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС 3-го поколения.

Ил. 3. Табл. 2. Библиогр.: 3 назв.

УДК

ББК
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность курса. Изучение дисциплины «Товароведение, экспертиза в таможенном деле (продовольственные и непродовольственные товары)» является основой для формирования теоретических знаний о товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, а также формирования практических навыков по классификации товаров в соответствии с ЕТН ВЭД.

Роль и место курса в структуре учебного плана.

Дисциплина «Товароведение, экспертиза в таможенном деле (продовольственные и непродовольственные товары)» относится к дисциплинам базовой части профессионального цикла.

Необходимыми условиями для освоения дисциплины являются:

  • знания теоретических основ экономической теории как науки и практической деятельности;

  • владение социально-педагогическими технологиями.

Для изучения дисциплины необходимо обладать знаниями, полученными при изучении дисциплины профессионального цикла «Основы таможенного дела» (базовая часть).

Учебная дисциплина «Товароведение, экспертиза в таможенном деле (продовольственные и непродовольственные товары)» является предшествующей для дисциплин профессионального цикла: «Товарная номенклатура ВЭД», «Организация таможенного контроля и транспортных средств» (базовая часть).

Соответствие содержания учебного курса требованиям ФГОС ВПО. Содержание учебного курса ««Товароведение, экспертиза в таможенном деле (продовольственные и непродовольственные товары)» соответствует ФГОС ВПО по специальности 036401 – Таможенное дело.

Целью освоения дисциплины «Товароведение, экспертиза в таможенном деле (продовольственные и непродовольственные товары)»» является формирование у студентов профессионального уровня специалиста в области таможенного дела, приобретение знаний и навыков в сфере внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций.

Задачами дисциплины являются:

  1. формирование знаний о целях и правилах классификации товаров в соответствии с ЕТН ВЭД ТС;

  2. овладение навыками классификации, порядке контроля и корректировки кода ЕТН ВЭД ТС;

  3. изучение порядка действий должностных лиц таможенных органов при контроле и корректировке кода ЕТН ВЭД ТС.

Характеристика междисциплинарных связей.

Для изучения дисциплины необходимо обладать знаниями, полученными при изучении дисциплины профессионального цикла «Основы таможенного дела» (базовая часть).

Учебная дисциплина «Товароведение, экспертиза в таможенном деле (продовольственные и непродовольственные товары)» является предшествующей для дисциплин профессионального цикла: «Товарная номенклатура ВЭД», «Организация таможенного контроля и транспортных средств» (базовая часть).

Особенности авторского подхода к изложению учебного материала. В основе авторского изложения учебного материала лежит ступенчатый метод, который подразумевает последовательное изложение одного вопроса за другим, а так же метод дедукции.

Роль самостоятельной работы студентов в изучении курса. Задания самостоятельной работы студентов (СРС) выполняются вне аудитории без участия преподавателя. Основная задача СРС подготовка к лабораторным занятиям и лекциям. Задания СРС должны выполняться до лекции. На лекциях же знания, полученные самостоятельно, должны углубляться и расширяться.

Однако объем вопросов, выносимых на лекционное занятие, не охватывает полное содержание темы. Поэтому необходима дальнейшая работа студента по углублению и расширению своих знаний, что осуществляется в процессе СРС. Поэтому на СРС выносятся дополнительные вопросы при помощи которых, полностью раскрывается содержание темы.

В лекционном курсе приводится учебно-методический материал, который будет полезен для самостоятельного изучения студентами очной и заочной форм обучения.
Лекция 1

Тема 1. Основные понятия товароведения. Роль товароведения в таможенном деле – 2 ч

План:

  1. Содержание товароведения как науки.

  2. Требования к товарам.

  3. Свойства товаров.

  4. Товароведная классификация товаров.

  5. Роль товароведения в таможенном деле


Любая продукция производится в результате какой-либо деятельности и предназначается для удовлетворения определенных потребностей.

Продукция может быть создана в результате материальной и нематериальной деятельности. Нематериальная продукция — это услуги, ценные бумаги и др. Материальная продукция, которая предназначена для купли-продажи, является товаром.

В таможенном деле под товаром понимают "любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства" (ст. 11 Таможенного кодекса РФ).

Товар — это продукт материальной деятельности, созданный для продажи и удовлетворяющий какие-либо потребности. Товар обладает определенными потребительскими свойствами, которые создают потребительскую стоимость в товаре.

Товароведение как наука и учебная дисциплина изучает потребительские свойства товаров. Термин «товароведение» состоит из двух слов: «товар» и «ведение», что означает «знания о товарах».

Товар как продукция, изготовленная для обмена или продажи, благодаря двойственному характеру труда, затраченного на его производство, характеризуется двумя сторонами: меновой стоимостью и потребительной стоимостью.

Меновая стоимость характеризует товар с точки зрения его обмена на другие вещи в соответствующих определенных пропорциях.

Потребительная стоимость товара – это полезность товара, его способность удовлетворять определенные человеческие потребности. Потребительная стоимость свойственна всем продуктам труда, но проявляется она только при потреблении или использовании, так как лишь при эксплуатации можно оценить их полезность.

Предметом товароведения является изучение потребительной стоимости продуктов труда.

Есть много определений товароведения. К примеру, К. Маркс считал, что «потребительские стоимости товаров составляют предмет особой дисциплины — товароведение».

На Международной теоретической конференции по вопросам общего товароведения в Лейпциге (сентябрь 1962 г.) преподавателями высшей школы было дано такое определение: «Товароведение представляет собой естественнонаучную дисциплину, предметом которой является потребительская стоимость товаров».

По еще одному определению «товароведение — это наука об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потребительские стоимости, и факторах обеспечения этих характеристик».

Товароведение возникло в 16 в. в связи с развитием внешнеторговых связей. Первая кафедра товароведения (растительных и животных фармацевтических материалов) была учреждена в 1549 в Падуанском университете (Италия). В России одним из первых пособий по товароведению была «Торговая книга» (1575). Как самостоятельная учебная дисциплина товароведение начало вводиться в коммерческих средних и высших учебных заведениях в конце 18 в. В некоторых странах (Великобритании, США) товароведение изучается в расширенных курсах технологии различных групп товаров. Основоположниками научного товароведения в России были М. Я. Киттары (1825—80), П. П. Петров (1850—1928), Я. Я. Никитинский (1854—1924). Под редакцией последних в 1906—08 вышел учебник по товароведению «Руководство по товароведению с необходимыми сведениями из технологии», в котором рассматривались строение, состав, свойства и технология переработки сырья и материалов, используемых в промышленном производстве.

В 20 в. содержание товароведения в разных странах дифференцировалось. В СССР наиболее широкое развитие получило товароведение товаров народного потребления. Оно непрерывно расширялось за счёт изучения новых групп товаров (швейных изделий, трикотажа, товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода). Изучение строения и свойств материалов выделилось в самостоятельную научную дисциплины — материаловедение (по отраслям промышленности). Центральной задачей товароведения стало качество товаров и все вопросы, связанные с ним.

Товароведение подразделяется на ряд учебных дисциплин в зависимости от профиля специальностей: товароведение материалов, машин, оборудования; товароведение промышленных товаров народного потребления, пищевых продуктов и т.д. Для определения показателей качества товаров в товароведении применяются инструментальные, органолептические, расчётные и др. методы. При изучении природы товаров, их строения, свойств, процессов, происходящих в них, товароведение использует достижения многих наук: физики, химии, биологии и т.д. При изучении процессов формирования ассортимента товаров товароведение учитывает закономерности развития общественного производства и распределения.

Цель товароведения — изучение потребительских свойств товаров, а также всех тех изменений, которые происходят в товаре на всех этапах товародвижения.

Товароведение как наука и учебная дисциплина должна решать следующие основные задачи:

- систематизация множества товаров путем применения классификации, кодирования;

- четкое определение основных характеристик, составляющих потребительскую стоимость товара;

- изучение ассортимента товаров и факторов, влияющих на его формирование;

- оценка качества товаров, выявление дефектов, причин их возникновения;

- составление товароведной характеристики конкретных товаров.

Товароведение включает общую часть и частное товароведение.

В общей части рассматриваются теоретические основы, очень важные для понимания частного товароведения. В частном товароведении изучаются товароведение непродовольственных товаров, состояние и перспективы развития определенных групп товаров, классификация, товароведная характеристика групп, видов и разновидностей товаров.

Все товары должны соответствовать определенным требованиям, под которыми понимают особенности товара, обусловливающие его использование по назначению при определенных условиях и в течение заданного времени.

Требования к товарам подразделяются на текущие и перспективные, общие и специфические.

Текущие – требования к серийно выпускаемой продукции, определяемые возможностями производства и характером спроса. Текущие требования регламентируются государственными стандартами и ТУ.

Перспективные – требования, разрабатываемые на основе прогнозов использования новых видов сырья и материалов, технологий и методов производства. Со временем перспективные требования переходят в текущие, появляются требования более высокого уровня.

Общие – требования к преобладающему большинству товаров. К ним относятся такие требования, как наиболее полное соответствие товара назначению и степень выполнения основной функции, а также удобство использования, безвредность, прочность и надежность, эстетические требования, возможность ремонта.

Специфические – требования к товарам определяются преимущественно условиями их эксплуатации (например, водоотталкивающие свойства плащевых тканей).

В соответствии с требованиями товары обладают свойствами, которые, в зависимости от роли товара в жизненном цикле, можно подразделить на свойства:

- функциональные – потребительские свойства товара, определяющие его соответствие как предмета потребления или эксплуатации целевому назначению;

- эргономические - потребительские свойства товара, обеспечивающие удобство и комфорт его потребления или эксплуатации на разных этапах функционального процесса "человек-товар-среда" (удобство пользования товаром, определяющее его способность функционировать с учетом особенностей строения и свойств организма каждого потребителя),

- гигиенические свойства – часть эргономических свойств, характеризующих условия жизнедеятельности и работоспособности человека при взаимодействие с товаром и окружающей средой;

- безопасности – обеспечивают безвредность потребления и использования товара человеком. Безопасность рассматривается в качестве потребительского свойства, обеспечивающего защиту жизни и здоровья человека и защиту среды его обитания от вредных и опасных воздействий товара при его потреблении или эксплуатации;

- надежности – свойства товаров, характеризующиеся сохранением основных параметров их функционирования во времени и в пределах, соответствующих определенным условиям потребления или эксплуатации. Показатели надежности:

- безотказность – способность товара непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени, оценивается средним временем работы на один отказ и длительностью работы без отказа,

- долговечность – способность товара сохранять работоспособность до наступления предельного состояния (разрушение или износ) при установленной системе техобслуживания и ремонта,

- ремонтопригодность – характеристика товара, определяющая его способность к устранению причин выхода из строя, обнаружению и предупреждению отказов в работе,

  • сохраняемость – способность товара постоянно сохранять свои потребительские свойства при хранении, транспортировке, реализации, потреблении или эксплуатации в условиях, установленных нормативной и технической документацией. Критерием сохраняемости является срок службы (годности) товара – срок, в течение которого товар пригоден для эффективного использования по назначению;

Иначе свойства товара можно подразделить на эстетические и естественные.

Эстетические свойства товара определяют его способность выражать в чувственно воспринимаемых признаках его общественную ценность и социально-культурную значимость.

Показатели эстетических свойств:

- товарный (внешний) вид;

- рациональность формы (отражение в форме товара выполняемой им функции, конструктивного решения, особенностей технологии и используемых материалов, а также особенностей работы с товаром);

- целостность композиции (организованность объемно-пространственной структуры товара, пластичность, графическая прорисованность элементов и формы в целом, цветовой колорит);

- качество (совершенство) производственного исполнения;

- соответствие стилю и моде;

- дизайн, цвет и рисунок;

- другие характеристики, связанные с удовлетворением духовных потребностей человека.

Потребительские свойства товаров основываются на ряде естественных свойств:

- химические – характеризуют устойчивость материалов к агрессивным средам (кислоты, щелочи, органические растворители), воздействию воды и климатических факторов. Находятся в зависимости от природы материала, его химического и физического строения и т.п.

- физические – играют основную роль при проектировании и производстве товаров, определяют условия и режимы их эксплуатации, длительность ресурса работы и надежность. Могут подразделяться на:

- прочностные и деформационные;

- массовые;

- плотности;

- электрические, оптические, акустические, термические и теплофизические;

- физико-химические – включают сорбционные показатели и характеристики, определяющие паро-, водо-, пылепроницаемость материалов и изготовленных на их основе товаров (важны с точки зрения обеспечения комфортности, функциональных свойств товаров (адсорбция – как основа моющего действия мыла и синтетических моющих средств));

  • биологические – свойства, которые характеризуют устойчивость материалов и произведенных из них изделий к повреждаемости насекомыми и грызунами, микроорганизмами.


В числе факторов, формирующих потребительские свойства товаров можно выделить три основные группы:

- непосредственно влияющие на формирование потребительских свойств – свойства исходного сырья и материалов, конструкция изделия, качество технологических процессов;

- стимулирующие потребительские свойства – целесообразность и эффективность производства, материальная заинтересованность работников, санкции, предъявляемые за выпуск продукции низкого качества;

- обеспечивающие сохранение потребительских свойств при доведении товаров от производства до потребителя – условия хранения и транспортирования, реализации и эксплуатации товаров.

Товароведная классификация товаров сложилась исторически и основана на потребностях торговли.

Существуют общегосударственная, торговая и внешнеторговая классификации. По Общероссийскому классификатору промышленной продукции (ОКП) товары делят на классы, подклассы, групы, виды,

В торговле применяется торговая классификация. В соответствии с назначением, исходным материалом и способом производства товары делятся на группы, подгруппы и более низкую ступень классификации.

В торговой классификации применяется понятие артикула. Артикул – условное обозначение, присваиваемое товару в целях отражения его особенностей и отличий от другого аналогичному по виду товара по несущественным признакам. Артикул позволяет заменить подробное описание товара особым обозначением, облегчающим ведение торговой документации, учета, составления заказов на поставку товаров.

Классификация представляет собой процесс распределения множества (понятий, свойств, предметов) на категории или ступени в зависимости от общих признаков.

Существует два основных метода классификации:

- иерархический метод, где для классификации товаров высшей ступенью является класс.

Класс товаров — это множество товаров, удовлетворяющих обобщенные группы потребностей.

Подкласс — множество товаров, удовлетворяющих группы потребностей, имеющих определенные различия.

Группа товаров — подмножество товаров, удовлетворяющих специфичные группы потребностей, что обусловлено особенностями сырья, материалов, конструкций.

Подгруппа — подмножество товаров, имеющих с группой основное назначение, но отличающихся от товаров других подгрупп только им присущими признаками.

Вид товара — совокупность товаров, отличающихся индивидуальным назначением и идентификационными признаками.

Разновидность товара — совокупность товаров одного вида, отличающихся рядом частных признаков.

- фасеточный метод, где разделение товаров на отдельные независимые друг от друга параллельные группы (фасеты) производится на основе какого-либо признака в каждой из групп (более гибкий метод, позволяющий в каждом отдельном случае ограничивать подразделение множества товаров только несколькими группами, представляющими интерес в каждом конкретном случае).

Торговая классификация подразделяет все товары на продовольственные и непродовольственные.

Ассортимент товаров — набор товаров, формируемый по определенным признакам и удовлетворяющий разнообразные потребности.

Промышленный (производственный) ассортимент — набор товаров, выпускаемый изготовителем исходя из его производственных возможностей.

Торговый ассортимент — набор товаров, формируемый организацией торговли с учетом ее специализации, потребительского спроса и материально-технической базы.

Простой ассортимент — набор товаров, представленный небольшим количеством групп, видов и наименований.

Сложный ассортимент — набор товаров, представленный значительным количеством групп, видов и наименований.

Групповой ассортимент — набор однородных товаров, объединенный общими признаками и удовлетворяющий аналогичные потребности.

Развернутый ассортимент — набор товаров, который включает значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований.

Марочный ассортимент — набор товаров одного вида марочных наименований. Такие товары могут удовлетворять как физиологические потребности, так и социальные, психологические. Это престижные марки автомобилей, одежды, обуви, духов.

Оптимальный ассортимент — набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя.

Рациональный ассортимент — набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности, которые зависят от уровня жизни населения, достижений науки и техники и других особенностей внешней среды.

Управление развитием ассортимента товаров предполагает формирование оптимальной структуры ассортимента, снятие с производства устаревших изделий, производство новых товаров. Осуществляется управление с помощью научного анализа сложившейся структуры ассортимента, путем формирования предпочтительного ассортимента.

Основными факторами, влияющими на формирование ассортимента являются спрос и рентабельность !!!

Специфические факторы – сырьевая и материальная база производства, достижения НТП и использование современных достижений науки в производстве товаров, социально-демографические и социально-психологические факторы.

Одной из основополагающих характеристик товара, которая оказывает решающее влияние на создание потребительских предпочтений и формирование конкурентоспособности является качество товаров.

Выбор номенклатуры потребительских свойств и показателей качества зависит от назначения товара и является необходимым условием установления качества товара.

В таможенном деле срок сохранения качества товаров учитывается с целью ограничения сроков хранения товаров на СВХ и таможенном складе, количество и качество принимаются во внимание для целей идентификации, установления условий выпуска и применения мер нетарифного регулирования. В устанавливаемых Правительством РФ случаях в отношении товаров определенного вида и качества, а также имеющих определенные характеристики могут устанавливаться запреты, а также количественные и стоимостные ограничения на ввоз, а также ограничения на их использование, помещение под конкретные таможенные режимы.

Товарное разнообразие, которое появилось при рыночной экономике, создало и определенные трудности. Потребителю стало сложно выбрать товар без достоверной и доступной информации.

Маркировка товара является одним из средств, доступных для понимания покупателя. Товар маркируют текстом, краткой аннотацией, условным обозначением, рисунком и др. Маркировка должна быть четкой, наглядной, достоверной и соответствовать требованиям стандартов1.
Тестовые задания


  1. Дать определение понятиям: товароведение, ассортимент, классификация, качество и кодирование.

  2. Предметом товароведения является:

а. способ исследования явления для достижения поставленной цели;

б. является изучение потребительной стоимости продуктов труда;

в. товар, под которым понимается любая вещь, обладающая для потребителя полезностью.

  1. Товар это:

а. нематериальная продукция (услуги, ценные бумаги);

б. не относится ни к каким видам деятельности, т.к. он самодостаточен;

в. продукт материальной деятельности (предназначен для купли-продажи);

  1. Главная цель создания НГС (Номенклатуры Гармонизированной Системы):

а. противостоять активной международной торговле;

б. унифицировать коммерческие и таможенные документы, их обработку;

в. по итогам внешней торговли выделять лишь те товары, которые имеют наиболее важное значение.

  1. Для товаров имеющих большой объем торгового оборота в НГС выделены специальные позиции:

а. степени обработки товаров;

б. по товарным позициям;

в. по функциям товара.
Лекция 2

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

Похожие:

Роль и место курса в структуре учебного плана iconРабочая программа учебной дисциплины «философия»
Роль и место учебной дисциплины в структуре учебного плана (междисциплинарные связи)

Роль и место курса в структуре учебного плана iconПриказ екатеринбург о введении в действие «Общих ' требований к структуре,...
С 10. 06. 2010 г ввести в действие «Общие требования к структуре, содержанию, оформлению индивидуального учебного плана магистранта»...

Роль и место курса в структуре учебного плана iconРабочая программа учебной дисциплины «криминалистика»
Место дисциплины в структуре ооп. Данный курс является дисциплиной базовой части профессионального цикла учебного плана по направлению...

Роль и место курса в структуре учебного плана iconРабочая программа учебной дисциплины «криминалистика»
Место дисциплины в структуре ооп. Данный курс является дисциплиной базовой части профессионального цикла учебного плана по направлению...

Роль и место курса в структуре учебного плана iconПрограмма курса Краткое содержание основных разделов курса Введение
Предмет, цели и задачи курса. Роль страхования в современных условиях. История развития страхования в России, СССР и Российской Федерации....

Роль и место курса в структуре учебного плана iconЛекция Введение Роль и место курса в системе подготовки экономистов по труду 2 часа

Роль и место курса в структуре учебного плана iconРабочая программа учебной дисциплины «процессуальная документация»...
Место дисциплины в структуре ооп. Курс «Процессуальная документация» является дисциплиной вариативной части профессионального цикла...

Роль и место курса в структуре учебного плана iconПояснительная записка 1 Место дисциплины в структуре ооп программа...
Директор Филиала ноу впо «Московский институт государственного управления и права»

Роль и место курса в структуре учебного плана iconМетодические рекомендации Образец заявления
Приложение №2 Приказы и распоряжения Правительства о введении курса оркисэ в федеральный компонент базисного учебного плана

Роль и место курса в структуре учебного плана iconРабочая программа курса орксэ модуль «Основы православной культуры»
«Основы религиозных культур и светской этики» (орксэ). Этот предмет станет частью федерального базисного учебного плана, обязательного...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск