Скачать 185.79 Kb.
|
Утверждено на заседании кафедры психотерапии и психологического консультирования от 23 октября 2009 г. протокол №1 Зав.кафедрой психотерапии и психологического консультирования к.пс.н. Фомичёва Н. С. ___________ Институт психоанализа Факультет психоанализа Кафедра психотерапии и психологического консультирования Учебно-методический комплекс по курсу «Когнитивно-бихевиоральная психотерапия» Автор: Плоткин Александр Авраамович, к. пс. н Москва 2009 Печатается по решению кафедры психотерапии и психологического консультирования НОУ ВПО «Институт психоанализа» Плоткин А. А. Когнитивно –бихевиоральная психотерапия. – М.: НОУ ВПО «Институт психоанализа», 11 с. © НОУ ВПО «Институт психоанализа» 2009 г. © Плоткин А. А. 2009 г.
1. Пояснительная записка Общая характеристика когнитивно-бихевиоральной терапии, её место в мировой психотерапевтической практике. Когнитивное направление в психотерапии появилось в шестидесятые годы двадцатого века. Основателями это направления были Арон Бек и Альберт Эллис, работавшие независимо друг от друга, но пришедшие к близким результатам. Бихевиоральное направление появилось раньше и складывалось под влиянием теоретиков бихевиоризма. Отчёты об отдельных случаях успешного применения бихевиоральной психотерапии, были опубликованы ещё в середине двадцатых годов прошлого века, но основателем этого направления заслуженно считается Джозеф Вольпе, который первым начал систематически разрабатывать и применять этот подход. Вольпе считал себя последователем И. П. Павлова, и в начале сороковых годов воспроизвёл Павловские эксперименты, чтобы глубже разобраться в его идеях. В дальнейшем когнитивное и бихевиоральное направления стали сближаться как в теоретическом, так и в практическом плане. А. Бек стал использовать не только когнитивные, но и бихевиоральные методы, а Дж. Вольпе считал, что использует когнитивные. Выяснилось, что между их взглядами нет принципиальных противоречий, и бихевиоральные и когнитивные методы дополняют друг друга. Их общей теоретической основой являются представления о связи между мышлением, эмоциями и поведением и возможностями терапевтического воздействия, основанного на этих связях. Постепенно сложилось единое когнитивно-бихевиоральное направление в психотерапии. Разные психотерапевты этого направления делают в своей работе акцент на бихевиоральных или на когнитивных методах, или на их сочетании. В отечественной литературе иногда встречается другой перевод того же названия - «Мыслительно-поведенческая терапия». Мы будем придерживаться термина «когнитивно-бихевиоральная терапия», указывающего на историческую связь с бихевиоризмом. Для краткости мы будем также использовать сокращение КБТ. Разные терапевты этого направления дают разработанным ими методам, по существу когнитивно-бихевиоральным, особые имена. Так Альберт Эллис называл свой метод «Рационально-эмоциональной поведенческой терапией». Арон Бек под термином «когнитивная терапия» подразумевал использование и когнитивных, и бихевиоральных методов. Собственные названия для своих систем предлагали Лазарус и Мейхенбаум, также крупные представители этого направления. Другими важными представителями когнитивно-бихевиоральной терапии являются Джудит Бек, Райан Мак Маллин и Роберт Лихи. По числу практикующих терапевтов и по практическому значению когнитивно-бихевиоральная терапия сопоставима с психоанализом. Эти два направления долгое время были конкурентами и непримиримыми оппонентами. С середины восьмидесятых годов двадцатого века в мировой психотерапии проявилась сильная тенденция к объединению идей различных направлений – так называемый интегративный подход, стало возможным сочетать в работе психотерапевта психоаналитические, когнитивные, бихевиоральные и другие методы. Здесь следует отметить, что А. Бек и А. Эллис были сначала сертифицированными психоаналитиками, и психоанализ сыграл свою роль в формировании их взглядов. Место курса в системе подготовки психолога - консультанта Когнитивно –бихевиоральная терапия относится к числу ведущих направлений мировой психотерапии. Терапевтическая ценность этого направления, его широкие возможности подтверждены обширной практикой и являются общепризнанными. КБТ богата теоретическими идеями, имеет значительный интегративный потенциал, может применяться для помощи в широком спектре расстройств, в том числе при острых расстройствах. Всё это делает курс по КБТ необходимым для подготовки психотерапевта и психолога-консультанта. Цели курса: – Теоретическая подготовка специалиста в области когнитивно – бихевиоральной терапии. - Отработка элементов практических навыков работы специалиста по когнитивной терапии. Задачи курса: 1. Дать слушателю профессиональные знания о теоретических концепциях и идеях когнитивной и бихевиоральной терапии. 2. Дать профессиональные знания об основных видах практических методов терапевтического воздействия, используемых в когнитивной и бихевиоральной терапии. 3. Дать слушателю возможность освоить методы профессионального мышления, разработанные в КБТ. 4. Дать слушателю представление о терапевтическом процессе в КБТ: о его фазах, общей тактике, специфических задачах каждого этапа. 5. На практических занятиях дать слушателю возможность получить личный опыт применения и прохождения когнитивной терапии. Особенности структуры курса и авторской концепции преподавания В настоящем курсе когнитивные методы излагаются с позиций А. Бека, а бихевиоральные берутся как у Дж. Вольпе, так и у других исследователей. В курсе сделан акцент на когнитивные методы. Они образуют его теоретический стержень. Бихевиоральным техникам и методам работы с детским опытом также уделяется серьёзное внимание. Основная особенность авторской концепции курса – наличие большого числа примеров взятых из практики. Каждая теоретическая концепция иллюстрируется конкретным примером – случаем из терапевтической практики. Применение каждого приёма также иллюстрируется конкретным случаем его применения. В заданиях для студентов также используются конкретные случаи – с методологической точки зрения задания состоят в применении полученных теоретических знаний для анализа конкретных случаев. 2.Содержание курса Раздел первый. История возникновения и основные положения когнитивной терапии Тема 1. Возникновение и основные теоретические положения КБТ. Основатели когнитивной терапии. Связь между эмоциями, мышлением и поведением с точки зрения КБТ. Эксперимент Шехтера и Зингера. Тема 2. Автоматические мысли и их роль в организации поведения и оценке ситуации. Автоматические мысли, их свойства, их воздействие и феноменология. Их отличие от других видов клиентского материала. Их влияние на эмоции и поведение. Раздел второй. Методы работы с автоматическими мыслями. Тема 3. Методы выявления автоматических мыслей. Затруднения при их выявлении и способы их преодолеть. Тема 4. Критическая оценка и модификация автоматических мыслей. Сократические вопросы. Когнитивные искажения. Адаптивный ответ на дисфункциональную автоматическую мысль. Раздел четыре. Когнитивная концептуализация. Тема 5.Когнитивная концептуализация как метод понимания клиентского случая в КБТ. Диаграмма клиентского случая, её основные компоненты. Тема 6. Базовые убеждения. Связь между автоматическими мыслями и базовыми убеждениями. Основные группы базовых убеждений. Тема 7. Промежуточные (компенсаторные) убеждения и компенсаторные стратегии поведения в теории А. Бека. Тема8. Методы выявления базовых и промежуточных убеждений. Тема 9. Терапевтическая работа с дисфункциональными убеждениями. Методы работы с базовыми и промежуточными убеждениями. Раздел пять. Процесс терапии в КБТ Тема10. Основные этапы работы с клиентом и связанные с ними проблемы. Концептуализация затруднений клиента и терапевта. Тема11. Дидактический компонент КБТ. Дневник автоматических мыслей. Домашние задания на разных этапах работы в КБТ. Раздел шесть. Релевантный (формирующий) опыт. Тема 12. Роль релевантного опыта в формировании дисфункциональных убеждений. Терапевтическая работа с релевантным (формирующим) опытом в КБТ. Разновидности ресинтеза. Роль когнитивной концептуализации случая в работе с релевантным формирующим опытом. Раздел семь. Бихевиоральная терапия Тема 13. Бихевиоральные методы в КБТ. Опыты И. П. Павлова и их историческая роль в формировании бихевиоральной (поведенческой) терапии. Основатели бихевиоризма и бихевиоральной терапии. Метод систематической десенсибилизации в бихевиоральной терапии. Его разновидности. Моделирование и метод управления подкреплением в бихевиоральной терапии. Раздел восемь. Работа с тревожными растройствами Тема 14. Основные виды тревожных расстройств и методы работы с ними в КБТ. Когнитивная модель панической атаки. Теоретическое понимание и методы лечения фобического расстройства в бихевиоральной терапии. Методы терапевтического воздействия в КБТ, их классификация по мишени воздействия. 3. План практических и семинарских занятий по курсу (практикум) Тема3. Выявление автоматических мыслей. Задание1. Семинар - практикум. Работа в парах. Перейти от клиентской формы подачи материала к конкретной ситуации. Выявить эмоцию, автоматическую мысль и поведение. Срок выполнения – 4 часа. Выявить не менее трёх поблемных ситуаций последнего времени. Отчётность – сдача работы преподавателю. Тема 4. Терапевтическая работа с автоматическими мыслями. Задание2. Семинар - практикум. Работа в парах. Выявить значимую ситуацию, произвести критический разбор автоматической мысли сократическим методом. Построить адаптивный ответ. Срок выполнения - 4 часа . Отчётность - сдача работы преподавателю. Тема 5. Когнитивная концептуализация. Задание3. Самостоятельная работа. Провести когнитивную концептуализацию клиентского случая на основе данных, собранных при выполнении заданий 1 и 2.. Срок исполнения – 6 часов. Отчётность – сдача работы преподавателю - 4 часа. Всего -10 часов. Литература -. Дж. Бек. Когнитивная терапия. Полное руководство. Изд-во «Вильямс», 2006. Тема 11. Дидактический компонент КБТ Задание4. Самостоятельная работа. Вести дневник автоматических мыслей. Провести их критический разбор. Срок исполнения – 6 часов . Отчётность - сдача преподавателю - 4 часа. Всего -10 часов. Литература - 4. Дж. Бек. Когнитивная терапия. Полное руководство. Изд-во «Вильямс», 2006. Тема12. Работа с релевантным опытом. Задание5. Самостоятельная работа (10 часов) и семинарское занятие (2 часа). Задание для студентов - предварительно самостоятельно ознакомиться по литературе с конкретными случаями применения различных техник ресинтеза. На семинарском занятии – сообщения, обсуждение. Основная тема для обсуждения – использование когнитивной концептуализации при работе с релевантным опытом. Литература - Мак.Маллин Р. Практикум по когнитивной терапии. Изд-во «Речь», 2001 Список литературы Основная литература. 1. Барлоу Д., ред. Клиническое руководство по психическим расстройствам. Изд-во «Питер», 2008.
Дополнительная литература. 4. Дж. Бек. Когнитивная терапия. Полное руководство. Изд-во «Вильямс», 2006. 5. Мак Маллин Р. Практикум по когнитивной терапии. Изд-во «Речь», 2001 Дополнительная литература 6. Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология. Изд-во «Питер», 2004. 7. Кассинов Г.,Тафрейт Р. Ч. Психотерапия гнева. Изд-во «Сова», 2006. 8. Паттерсон С., Уоткинс Э. Теории психотерапии. Изд-во «Питер», 2003. 9. Эллис А. и Макларен К. Рационально-эмоциональная поведенческая терапия. Изд-во «Феникс», 2008.
Автоматическая мысль – непроизвольное, возможно, бессознательное субъективное истолкование ситуации, определяющее эмоции и поведение человека. Практически проходит незамеченной, и некритически воспринимается как объективная истина и единственно возможное понимание ситуации. А. М. может в силу этого играть дисфункциональную роль в поведении. Базовое убеждение - глубинное убеждение, определяющее основные отношения человека к себе к жизни, к другим людям. Проявляется через автоматические мысли в конкретных ситуациях. Выявление автоматических мыслей, базовых и компенсаторных убеждений – совокупность терапевтических методов, позволяющих человеку, обратившемуся за помощью осознать способы своего мышления, и понять связь дисфуционального мышления с расстройством. Для терапевта выявление этих компонентов базовой схемы мышления даёт возможность понять клиентский случай и вести систематическую работу на основе этого понимания. Когнитивная концептуализация – метод понимания клиентского случая в когнитивной терапии. Включает в себя базовые и компенсаторные убеждения, а также набор значимых ситуаций с автоматическими мыслями, эмоциями и соответствующим поведением. Эти ситуации демонстрируют, как базовые и компенсаторные убеждения определяют эмоции и поведение клиента. Когнитивная концептуализация включает также ситуации из прошлого, которые важны для формирования компенсаторных и базовых убеждений. В целом, когнитивная концептуализация показывает, как дисфункциональное мышление связано с расстройством. Компенсаторное убеждение – глубинное убеждение, дополняющее базовое. Формирует поведенческую стратегию, основанную на предположении, что базовое убеждение истинно. При дисфункцональности базового убеждения, компенсаторное убеждение жёстко ограничивает жизнь и возможности человека. Критический разбор автоматических мыслей, базовых и компенсаторных убеждений - совокупность терапевтических методов, позволяющих человеку обратившемуся за помощью, осознать дисфункциональность своего мышления, увидеть как оно проявляется в его жизни, к каким последствиям приводит и как сформировалось. Вместе с другими терапевтическими методами это позволяет сделать мышление и поведение клиента более функциональным, повлиять на его эмоции и расширить его жизненные возможности. Релевантный детский опыт – набор ситуаций, имевших место в детстве, и способствовавших формированию у клиента дисфункциональных базовых и компенсаторных убеждений, которые продолжают проявляться в текущих жизненных ситуациях взрослого человека. Ресинтез и другие методы работы с релевантным детским опытом – совокупность терапевтических методов, нацеленных на видоизменение мышления через глубокое эмоциональное переживание травмирующих элементов детского опыта. Систематическая десенсуализация – один из методов бихевиоральной психотерапии. Разработан Дж. Вольпе на основе идей И. П. Павлова о формировании и снятии экспериментального невроза. Позволяет модифицировать нежелательную поведенческую реакцию. Предполагает предъявление клиенту сначала более легко переносимых ситуаций, а затем постепенное усиление травмирующего воздействия, так что на каждом шаге клиент оказывается способным к адекватной реакции. Сократический метод - терапевтический метод беседы с клиентом, предполагающий стимулирование его активности, не подсказывающий ему готовых ответов и решений. II. Распределение часов курса по темам и видам работ
Организация самостоятельной работы студентов. .
1. Когнитивная концептуализация как метод понимания клиентского случая в КБТ. 2.Теоретическое понимание и методы лечения фобического расстройства в бихевиоральной терапии. 3. Процесс работы с материалом клиента в КБТ. Основные этапы и связанные с ними проблемы. 4. Моделирование и метод управления подкреплением в бихевиоральной терапии. 5.Методы терапевтического воздействия в КБТ. Классификация по мишени воздействия. 6. Основные виды тревожных расстройств. 7.Связь между эмоциями, мышлением и поведением с точки зрения КБТ. Основатели когнитивной терапии. 8. Метод систематической десенсибилизации в бихевиоральной терапии. Его разновидности. 9.Когнитивная модель панической атаки. 10. Методы выявления автоматических мыслей. 11.Критическая оценка и модификация автоматических мыслей. 12.Опыты И. П. Павлова и их историческая роль в формировании бихевиоральной (поведенческой) терапии. Основатели бихевиоризма и бихевиоральной терапии. 13.Автоматические мысли. Их воздействие и феноменология. Их отличие от других видов клиентского материала. 14.Терапевтическая работа с релевантным (формирующим) опытом. Разновидности ресинтеза. 15.Основные группы сократических вопросов и сократический диалог как метод общения с клиентом. 16.Роль когнитивной концептуализации случая в работе с релевантным формирующим опытом. 17.Основные группы базовых убеждений. 18.Домашние задания на разных этапах работы в КБТ. 19.Промежуточные (компенсаторные) убеждения и компенсаторные стратегии поведения в теории А. Бека. Пример. 20.Дидактический компонент КБТ. 21.Методы выявление базовых и промежуточных убеждений. 22.Терапевтическая работа с дисфункциональными убеждениями. 23.Когнитивные искажения. . |
В качестве иллюстраций приводятся описания случаев из клинической практики. Книга адресована как специалистам, придерживающимся когнитивно-поведенческой... | Стивен М. Джонсон. Психотерапия характера. Методическое пособие для слушателей курса «Психотерапия». М.: Центр психологической культуры,... | ||
Определение С. Кратохвила : «Психотерапия представляет собой целенаправленное упорядочение нарушенной деятельности организма психологическими... | Зования является переход от «когнитивно-незатратного» варианта изучения дисциплины (с использованием шаблонов) к активизации процесса... | ||
В то же время я, как правило, даю студентам возможность самим ощутить себя членами группы. И мне нужна была книга, которая объединяла... | Современная психология, психотерапия и образование мало занимаются и заинтересованы таким качеством как воля. Поэтому, прежде чем... | ||
Редко бывает, чтобы врач или психолог, работник службы спасения или педагог не столкнулись в своей работе с необходимостью остановить... | Я 51 Лжец на кушетке / Пер с англ. М. Будыниной. — М.: Изд-во Эксмо, 2004. — 480 с. — (Практическая психотерапия) | ||
Контрольная группа идентична экспериментальной по возрасту и уровню образования. Участницы исследования набирались на отделении помощи... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |