ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ»
Попиль В.А.
Дальневосточный федеральный университет
popil.va@dvfu.ru Отличительной чертой современного высшего образования является переход от «когнитивно-незатратного» варианта изучения дисциплины (с использованием шаблонов) к активизации процесса обучения. Больше внимания уделяется интеллектуальному развитию студента, его самоопределению в образовании и последующему выбору поля профессиональной самореализации.
Усиление профессиональной значимости учебных дисциплин позволяет повысить мотивацию их усвоения студентами [5]. Так, например, бакалавры направления «реклама и связи с общественностью» только на втором курсе полноценно «включаются» в процесс проектирования рекламного продукта. Наряду с дисциплинами, входящими в основную образовательную программу, они знакомятся с такими курсами как «разработка и технологии производства рекламного и PR-продукта», «брендинг территории» и «работа с текстами в рекламе и связях с общественностью», где на практических занятиях демонстрируют аналитические и творческие способности, необходимые специалистам в сфере рекламы и связей с общественностью.
Дисциплина «работа с текстами в рекламе и связях с общественностью», которая реализуется на 2 курсе в 3 и 4 семестрах очной формы обучения бакалавров по направлению «реклама и связи с общественностью», учит составлять и анализировать тексты журналистских и PR-жанров, тексты рекламы, дает основы анализа информации, необходимой для работы с публикациями. Особенностью курса является то, что на лекционную часть отводится 34 часа, а на практическую – 84 часа (семинаров больше почти в 2,5 раза), кроме того самостоятельная работа студентов составляет 98 часов. Следовательно, лекции в данном случае являются неким ориентиром каждого модуля: изучив представления теоретиков и практиков из различных научных областей (психологии, социологии, философии), а также профессионалов-рекламщиков и PR-щиков, в ходе семинарских занятий студенты, зачастую методом проб и ошибок, учатся проектировать собственный продукт, внося предложения в процесс создания текстов.
Автор-разработчик курса «работа с текстами в рекламе и связях с общественностью» (он же автор данной статьи), ассистент кафедры «рекламы и связей с общественностью» школы гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета, в учебно-методическом комплексе дисциплины предлагает все практические занятия (84 часа) разделить на два типа:
семинары, к которым студенты готовятся дома (то есть проверка домашнего задания),
и семинары-игры, где задания получаются и выполняются непосредственно на паре.
В данной статье будет рассмотрена только первая часть дисциплины «работа с текстами в рекламе и связях с общественностью», изучаемая в 3 семестре и посвященная работе с текстами в рекламе. Данная часть содержит 18 часов лекционных занятий и 36 часов практических занятий, 16 из которых автор отводит на проверку домашнего задания и 20 часов – на работу непосредственно на паре.
Два типа семинаров, которые выделяет автор-разработчик УМКД, имеют коренные различия. Так, «на дом» бакалавры получают задание что-то вспомнить или найти примеры:
проиллюстрировать на конкретном примере, как разработчики рекламных кампаний действуют «вне линии», используя одновременно ATL и BTL-коммуникации (2-3 торговых марки);
привести 3 примера рекламных обращений с анализом его структуры и использованных элементов (слоган, вступительная часть, информационный блок, справочные сведения, эхо-фраза);
привести по 3 примера удачных и неудачных заголовков рекламного обращения. Пояснить свою точку зрения;
привести 5 существующих примеров моделей заголовков в рекламе и 5 примеров моделей основного рекламного текста;
привести по одному примеру рекламных обращений, в которых использованы следующие приемы манипулирования: «вызывают чувства вины», «льстят», «вызываю жалость к себе или другим», «воздействуют на тщеславие», «воздействуют на конкретные интересы и потребности» и т.д.
Еще одним домашним заданием может быть проведение анализов:
с помощью модели SOSTAC написать план рекламной кампании для товара, услуги, организации или лидера общественного мнения;
провести SWOT-анализ кампуса ДВФУ. Предложить стратегию нивелирования слабых внутренних сторон и внешних угроз (W и T);
провести анализ двух рекламных текстов по моделям AIDA, DIBABA и DAGMAR (один текст рекламирует товар, второй – услугу). Объяснить отсутствие какого-либо элемента модели;
скачайте программу ВААЛ-мини (www.vaal.ru/prog/free.php). Ознакомьтесь с работой программы. Протестируйте 3 существующих названия товара, услуги или компании. Проведите анализ полученного результата.
И последнее домашнее задание, которое мы приведем в качестве примера, звучит так: «изучите» или «сделайте конспект статьи»:
изучите подборку «Лучшие фотографии месяца» (http://www.adme.ru/illustration-and-photography/luchshie-fotografii-mesyaca-555355/) [3]. Подумайте, какие товары или услуги могли бы представлять данные изображения;
сделайте конспект статьи «Реклама, сказки и архетипы» (http://www.advi.ru/archive/article.php3?pid=389) [6];
сделайте конспекты статей «Фирменный знак, логотип. Роль логотипа в рекламе. Выбор концепции фирменного знака» (http://www.logodesigner.ru/article/320.htm) [8];
сделать конспект статьи «Слоган: каким он не должен быть». (http://www.advertiser-school.ru/advertising-theory/slogan_how_it_should_not_be.html) [7].
Предложение таких заданий на домашнее выполнение связано с тем, что они занимают значительное время на аудиторном занятии, и проверка в таком случае, когда каждый студент выполняет задание, а потом предлагает свои идеи на суд согруппников, была бы невозможной.
Именно поэтому второй тип семинаров (семинары-игры) не содержит подобных заданий. В их основу заложено развитие творческих способностей и креативности:
заполните таблицу. Для каждого столбца возьмите разные существительные.
| Зрение
| Слух
| Обоняние
| Осязание
| Вкус
| Существительное
|
|
|
|
|
| Прилагательное, эпитет, причастие
|
|
|
|
|
| Например: зрение – модная рубашка, слух – звонкая капель, обоняние – ароматный кофе, осязание – шелковая кожа, вкус – сладкая груша.
Составьте синэстетические словосочетания на основе перекрестного соединения существительных и прилагательных таблицы. Например: шелковый кофе, модная кожа, звонкая груша… Предположите, какие товары или услуги может описывать данное словосочетание.
Предложите название для товаров или услуг с использованием греческих приставок и суффиксов: анти-, авто-, био-, пара-, поли-, теле-, син-, эко-, –граф, –метр, -скоп, –стат, –номия.
Подумайте, что могут обозначать следующие несуществующие слова. Опишите подробно этот предмет или явление: коммантроп, дарунька, тираноген, копаушки, прогнофизм, крестофон, тортограмма;
Подумайте, реклама какого товара может иметь следующий заголовок. Объясните свою точку зрения:
Почему в одиночестве человек порой чувствует себя менее одиноким?
Верно ли, что многие любят в себе то, что ненавидят в других?
Лучше быть предметом зависти или предметом сострадания?
Произведите контаминацию (смешение) пословиц или фразеологизмов с предложением товара или услуги (3 примера). Например: Любишь кататься – полезай в кузов (Toyota Tundra). Яйцо от курицы недалеко падает («Уссурийская птицефабрика»). Одна голова - хорошо, а два сапога – пара (сайт знакомств «Love planet») и т.д.
Конечно, это далеко не все задания, которые разработчик курса предлагает студентам. В данной статье мы рассмотрели только некоторые примеры заданий, развивающие бакалавров направления «рекламы и связей с общественностью» в профессиональной сфере и формирующие профессиональные компетенции: способность осуществлять под контролем профессиональные функции в области рекламы и связей с общественностью в государственных, общественных, коммерческих структурах, средствах массовой информации, в социальной сфере, сфере политики, экономики, производства, торговли, науки, культуры, спорта; владение знаниями и навыками работы в пресс-центрах, пресс-службах, в отделах печати, средствах массовой информации (СМИ), отделах по связям с общественностью, центрах общественных связей, отделах рекламы, в коммуникационных агентствах; способность под контролем планировать и осуществлять коммуникационные кампании и мероприятия; обладание базовыми навыками создания текстов и документов, используемых в сфере связей с общественностью и рекламы, владеет навыками литературного редактирования, копирайтинга и т.д.
Таким образом, основой становится деятельностный подход к обучению, когда процесс усвоения студентами знаний и умений осуществляется вместе с преподавателем в ходе целесообразной деятельности, являющейся моделью будущей профессиональной [2, 47-50]. Список литературы
Акимова, Г. Стань креативным: практическое пособие по развитию творческих способностей. – СПб.: «Ленинградское издательство», 2008. – 288 с.
Горшкова, О. О. Формирование современного специалиста с развитой познавательной активностью / О.О. Горшкова // Современные проблемы науки и образования. - 2007. – № 1. – С. 47-50.
Лучшие фотографии месяца [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL: http://www.adme.ru/illustration-and-photography/luchshie-fotografii-mesyaca-555355/
Малкова, Ю. В. Конструирование рекламных сюжетов / Ю. В. Малкова. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007 – 125 с.
Павлова, О. С. Развитие познавательной активности студентов-психологов в ходе изучения этнопсихологии. Режим доступа: http://www.fpo.ru/
Реклама, сказки и архетипы [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL: http://www.advi.ru/archive/article.php3?pid=389
Слоган: каким он не должен быть [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL: http://www.advertiser-school.ru/
Фирменный знак, логотип. Роль логотипа в рекламе. Выбор концепции фирменного знака [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL: http://www.logodesigner.ru/article/320.htm
|