Методические рекомендации по подготовке обучающихся к государственной (итоговой) аттестации по иностранным языкам за курс основной школы


НазваниеМетодические рекомендации по подготовке обучающихся к государственной (итоговой) аттестации по иностранным языкам за курс основной школы
страница1/9
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Министерство образования и науки Саратовской области

ГАОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ ПО ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

ЗА КУРС ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ


Саратов – 2011

Авторы-составители: Афонина о.В, Квашнева Н.А.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ ПО ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ ЗА КУРС ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ.

Методические рекомендации. - Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО»,

2011 г., – 90 с.

В данном сборнике представлены обновленные методические рекомендации с учетом анализа результатов экзамена 2010 года, системой работы по устранению типичных ошибок и изменениями включенными в проект документов ГИА 2011. В приложениях даны дидактические материалы различных уровней сложности, которые используются для развития и совершенствования навыков, необходимые учащимся для успешной сдачи ГИА в 9 классах по иностранному языку.

Содержание

1.

Введение

4

2.

Качественные параметры итогов ГИА по районам г. Саратова и области

4

3.

Подготовка к ГИА

7

4.

Комментарии к оценке результатов выполнения экзаменационной работы

12

5.

Типичные ошибки и пути их преодоления

13

6.

Заключение

22

7.

Предложения

23

8.

Пособия по подготовке к ГИА

24

9.

Практический опыт учителей г. Саратова и области в подготовке учащихся к ГИА по иностранным языкам




Приложение 1.(английский язык)

27

Приложение 2.(немецкий язык)

37

Приложение 3.(французский язык)

71


Введение

Настоящие методические рекомендации разработаны с учетом опыта проведения письменного экзамена по иностранному языку в IX классах в новой форме в 2009–2010 учебном году и с учетом нормативных документов по итоговой аттестации в IX классах в 2010–2011 учебном году.

В методических рекомендациях представлены:

- аналитические материалы (итоги, проблемы, причины);

- изменения в проекте документов ГИА-9;

- система работы по устранению типичных ошибок.

- тренировочные упражнения из опыта работы учителей г.Саратова и области.

В 2010 году во второй раз проходила государственная (итоговая) аттестация обучающихся IX классов общеобразовательных учреждений Саратовской области, освоивших образовательные программы основного общего образования по иностранным языкам. Она проводилась в соответствии с законом, положением Министерства образования и науки Российской Федерации, приказом Министерства образования Саратовской области и другими федеральными, региональными нормативными актами, регламентирующими организацию и проведение Аттестации.

В течение учебного года были проведены обучающие курсы и семинары для экспертов и заместителей председателей подкомиссий.

На сайтах Министерства образования и СарИПКиПРО были выложены демонстрационные версии и методические рекомендации для подготовки учащихся к аттестации.

Репетиционные экзамены выявили типичные ошибки, допускаемые учащимися на экзамене. С учащимися, получившими неудовлетворительные отметки, была проведена интенсивная работа по коррекции ошибок в тех разделах, которые вызвали наибольшие затруднения.
Качественные параметры итогов ГИА по районам г. Саратова и области.

Аттестация позволила выявить целостную картину подготовки выпускников основной общеобразовательной школы по иностранному языку, их готовность к иноязычному общению в разных его формах.

Результаты государственной (итоговой) аттестации обучающихся 9 классов

общеобразовательных учреждений Саратовской области в 2010 году

Таблица 1.

п/п

Предмет

Всего сдавали

В т.ч. досрочно

В т.ч. в щадящем режиме

«5»

«4»

«3»

«2»

Средний балл

Число, получивших maх балл

% соотв.






Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%
















1.

АЯ

224

1

0

91

40,3

104

45,7

32

14,5

1

0,5

35,6

4

47,9

5,7

46,4

2.

НЯ

20

0

0

1

5

11

55

8

40

0

0

33,2

0

48,5

3

48,5

3.

ФЯ

7

0

0

1

16,7

4

66,6

1

16,7

0

0

36,5

0

83

0

17

Всего процедуру ГИА-9 по иностранному языку в 2010 году прошел 251 обучающийся. Из них

- за верное выполнение всех заданий итоговой работы 4 экзаменуемых получили 50 баллов;

- самые низкие баллы (21-22) за все задания экзаменационной работы получили – 7 экзаменуемых;

- не справились с заданиями контрольно-измерительных материалов – 4 экзаменуемых.

Таким образом,

- успеваемость составляет – 98%

- качество составляет – 84%

- средняя отметка в ГИА-9 по иностранным языкам за 2010 год – «4».

Первое, что необходимо отметить, не все районы приняли участие в ГИА, несмотря на то, что предмет стал занимать важное место в базисном учебном плане.

Второе, что нужно подчеркнуть, - недостаточный количественный охват учащихся в процедуре ГИА. Так, в прошедшей государственной итоговой аттестации по иностранным языкам принял участие 251 обучающийся. При сопоставлении данного числа участников ГИА-9 2010 года с числом участников ГИА-9 2009 года можно отметить снижение на 37,5% Объяснениями этому факту могут быть

как объективные причины:

- демографический кризис;

- результат реструктуризации российской школы в связи с переходом на 11-летнее образование;

так и субъективные причины:

- понижение мотивации к выбору экзамена по иностранному языку.

2011 год может существенно изменить динамику ГИА, т.к. количество учащихся, планирующих сдавать иностранный язык в качестве ГИА, существенно возросло.

Таблица 5.

№№

предмет

2009г.

2010 г.

2011


1.

АЯ

г.Саратов

365

г.Саратов

114

г.Саратов

574

область

192

область

110

область

431

итого

557

итого

224

итого

1005

2.

НЯ

г.Саратов

28

г.Саратов

3

г.Саратов

89

область

51

область

17

область

67

итого

79

итого

20

итого

156

3

ФЯ

г.Саратов

33

г.Саратов

7

г.Саратов

29













область

11













итого

40




ИТОГО 669

ИТОГО 251

ИТОГО 1201

.
Подготовка к Государственной итоговой аттестации

в 2010/2011 учебном году

Анализируя проблемы, возникшие в процессе проведения Аттестации, не следует забывать о специфике содержания обучения иностранному языку в основной школе, которая обусловлена способами и формами итоговой проверки девятиклассников.

Основными объектами итогового контроля являются:

Речевая компетенция. Она проверяется через умения:

-в говорении (в монологической и диалогической формах);

-в аудировании (понимание основного содержания прослушанного и выборочное понимание прослушанного);

-в чтении в двух его видах (понимание основного содержания прочитанного, полное понимание прочитанного);

-в письменной речи (написание личного письма).

Языковая компетенция. Она предполагает проверку лексических и грамматических знаний и навыков.

Социокультурная компетенция. Она проверяется опосредованно через содержание текстов для чтения и аудирования, насыщенных различными социокультурными фактами, а также через тематику устной и письменной речи. Важно при этом умение учащихся соблюдать нормы устной и письменной речи, принятые в странах изучаемого языка.

Проверив все перечисленные объекты контроля, мы можем составить представление об интегративной коммуникативной компетенции, которая и является целью обучения иностранному языку.

На содержательную часть экзамена влияет специфика учебного предмета «Иностранный язык», которая характеризуется:

-ярко выраженным личностно-ориентированным и деятельностным характером;

-направленностью на межличностное и межкультурное взаимодействие/общение;

-многоуровневым и многоцелевым характером учебного предмета, включающим различные виды речевой деятельности:

-интегративностью предметного содержания иноязычного общения, затрагивающего различные сферы деятельности людей и их речевого взаимодействия.

Совокупность заданий, включенных в письменную и устную части экзаменационной работы, обеспечивает охват основных коммуникативных умений учащихся и тематики, определенных федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования по иностранному языку.

Результаты экзамена выявили серьёзную проблему, стоящую перед основной школой, - проблему организации планомерной и постоянной работы, направленной на развитие интереса к учебному предмету, на повышение мотивации к его углубленному изучению на профильном уровне с ориентацией на определенную специализацию (профиль).

Исходя из этого, администрация школы должна осуществлять комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к новой форме экзамена в 9 классе. Такой подход способствует повышению эффективности и качества результатов экзамена. Под комплексным подходом мы понимаем целенаправленное сотрудничество администрации, классных руководителей, родителей и учителей-предметников.

Необходимо информировать учителей на производственных совещаниях:

- о нормативно-правовых документах по ГИА;

- о ходе подготовки к ГИА в школе, в районе и области;

Также необходимо включать в планы работы школьных методических объединений (ШМО) следующие вопросы:

- проведение пробных контрольных работ в форме ГИА, обсуждение их результатов;

- творческая презентация опыта по подготовке учащихся к ГИА (на методической или научной конференции в рамках школы, района);

- выработка совместных рекомендаций учителю-предметнику по стратегиям подготовки учащихся к ГИА (с учетом передовых педагогических технологий и психологических особенностей учащихся);

-следует направлять учителей на районные и областные семинары и курсы по вопросам ГИА.

На подготовительном этапе учитель-предметник должен:

- обратиться к нормативным документам, определяющим содержание и структуру обучения иностранному языку на этапе получения основного общего образования (федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования, примерные программы, программы общеобразовательных учреждений), с целью определения основных требований, предъявляемых к знаниям, умениям и навыкам выпускника основной школы.

На организационном этапе учитель-предметник должен:

-вести разъяснительную работу с родителями по направлениям:

  • родительские собрания;

  • информирование о процедуре ГИА, особенностях подготовки к тестовой форме сдачи экзаменов, информирование о ресурсах Интернет;

  • информирование о результатах пробного внутришкольного ГИА;

  • индивидуальное консультирование родителей (классные руководители, педагог-психолог).

  • вести разъяснительную работу с учащимися по направлениям:

- информационная работа в форме инструктажа учащихся:

- правила поведения на экзамене;

- правила заполнения бланков;

- ознакомление со структурой и содержанием экзаменационной работы, процедурой проведения экзамена;

- ознакомление с критериями оценки составных частей экзаменационной работы и примерной шкалой перевода баллов в оценки.

  • подготовить информационный стенд для учащихся:

- нормативные документы, бланки, правила заполнения бланков;

- ресурсы Интернет по вопросам ГИА;

- проведение занятий по тренировке заполнения бланков;

- пробные внутришкольные ГИА.
На содержательном этапе учитель-предметник должен

- выстроить подготовку к итоговой аттестации таким образом, чтобы рационально было использовано время в учебном году, выбирая для повторения и обобщения темы, которые вызывают затруднение у большинства учащихся класса;

- учесть типичные ошибки, допущенные выпускниками в ходе итоговой аттестации 2010 года;

- тренировать обучающихся в заполнении бланков ответов и внесения исправлений в них;

- выстроить схему контроля, используя упражнения, аналогичные заданиям экзаменационных материалов;

- проводить неоднократный мониторинг подготовки к экзамену в новой форме;

- изучить проект документов, подготовленных к проведению в 2011 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по иностранному языку обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования» и учесть изменения, которые внесены в спецификацию и контрольные измерительные материалы (в демонстрационных версиях).

Спецификация 2011года дополнена разделом «Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ», поясняющим отражение компетентстного подхода в преподавании иностранных языков в материале КИМ для проведения экзамена по иностранному языку среди выпускников 9 классов в новой форме.

Для определения уровня сформированности коммуникативной компетенции у выпускников основной школы в экзаменационной работе предусматривается две части (письменная и устная) и используются различные типы заданий на проверку коммуникативных умений и языковых навыков (задания множественного выбора, задания с кратким ответом (в том числе на установления соответствия), задания с развернутым ответом).

Совокупность представленных заданий позволяет оценить соответствие общего уровня иноязычной коммуникативной компетенции учащихся, достигнутого к концу обучения в основной школе, тому уровню, который определен стандартом основного общего образования по иностранному языку.

Кроме того, в «Спецификации… 2011 года» отражены изменения содержания экзаменационной работы по иностранному языку. Вместо 8 предлагаемых ранее заданий с выбором ответа из трех предложенных выпускники 9 классов в экзаменационных вариантах 2011 года должны выполнить 4 задания с выбором ответа из четырех предложенных и 4 задания с выбором ответа из трех предложенных. Остальные изменения в структуре и содержании КИМ отсутствует. При этом в разделе 1 (задания по аудированию) был изменён тип заданий А1–А4, которые предусматривают проверку умения понимать в прослушанном тексте запрашиваемую информацию. Вышеперечисленные задания в «Спецификации 2010 года» предусматривали проверку умения понимать в прослушанном тексте требуемую информацию. В соответствии с данными изменениями, экзаменуемым предлагается прослушать несложный текст (беседу, интервью) и ответить на вопросы, выбрав правильный ответ из трех предложенных. Данный тип заданий позволяет более точно оценить сформированность проверяемого коммуникативного умения.

При распределении заданий экзаменационной работы по уровням сложности изменено процентное соотношение максимального первичного балла за задания уровня 1и 2.

Таблица 6

Распределение заданий по уровням сложности 2010 г.

Уровень сложности


Количество заданий


Максимальный первичный балл


Процент максимального первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла (за всю работу)

Уровень 1

10

23

46%

Уровень 2

15

27

54%

Итого:

25

50

100%


Таблица 7

Распределение заданий по уровням сложности 2011г.

Уровень сложности


Количество заданий


Максимальный первичный балл


Процент максимального первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла (за всю работу)

Уровень 1

9

17

34%

Уровень 2

16

33

66%

Итого:

25

50

100%


В «Спецификации …2011 года» нашли отражения изменения в списке дополнительных материалов и оборудования на экзамене по иностранному языку, а именно – в данный список включены «проштампованные листы чистой бумаги, которые выдаются экзаменуемым для написания личного письма.

Наряду с этим, расширен раздел «Спецификации..2011», посвященный системе оценивания отдельных заданий и работы в целом за счет внесения пояснений к требованиям к владению иностранным языком выпускников 9 классов, набравших не ниже максимального балла на экзамене по иностранному языку (в новой форме).

Так, согласно «Спецификации… 2011», выпускники IX классов, набравшие не ниже минимального балла на экзамене по иностранному языку (в новой форме), должны продемонстрировать:

• понимание основного содержания прослушанного иноязычного текста;

• понимание основного содержания прочитанного иноязычного текста;

• владение элементарными лексико-грамматическими и орфографическими навыками;

• владение умением построить элементарное монологическое высказывание в соответствии с заданной темой.

Кроме того, в данной спецификации список специалистов, привлеченных для проведения экзамена, дополнен экспертами, оценивающими письменную часть экзамена (задания В1-В10, А1-А8).

Изменения в структуре и содержании КИМов по иностранным языкам 2011 года отсутствуют. При этом в разделе 1 (задания по аудированию) был изменён тип заданий А1–А4. Вместо предлагаемых в предыдущей версии заданий на соответствие приведенного утверждения содержанию текста, предлагаются задания в виде теста множественного выбора (выбрать правильное утверждение из трех предложенных вариантов), которые предусматривают проверку умения понимать в прослушанном тексте запрашиваемую информацию. Экзаменуемым предлагается прослушать несложный текст (беседу, интервью) и ответить на вопросы, выбрав правильный ответ из трех предложенных. Данный тип заданий позволяет более точно оценить сформированность проверяемого коммуникативного умения.

Кроме того, изменения коснулись критериев оценивания выполнения задания С1 (максимум увеличен до 12, вместо обязательных 8-ми баллов в демо-версии экзамена по немецкому языку 2010 года). Более подробно расписаны критерии решения коммуникативной задачи, оценки лексико-грамматического оформления письменного высказывания, а также его орфографии и пунктуации.

Критерии оценивания выполнения заданий С2 – С3 также изменились, в них максимально возможное количество баллов увеличилось с 12 до 18.
Комментарии к оценке результатов выполнения экзаменационной работы.

Далее представлены комментарии к оценке результатов выполнения экзаменационной работы по иностранным языкам.

Результаты выполнения заданий на максимальный % тестового балла

Таблица 6.

предмет

В1

5б.

А1- А4



В2

5б.

А5-А8



В3-В9

7б.

В10-В14



С1



С2

6б.

С3

6б.

АЯ

87%

84%

87%

70%

76%

75%

73%

78%

74%

НЯ

64%

47,5

72%

66%

67%

52%

63%

68%

65%

ФЯ

100%

50%

85%

64%

42%

60%

73%

85%

85%

Типичные ошибки и пути их преодоления.

Особое внимание следует обратить на затруднения, типичные ошибки и пути их преодоления при выполнении тестовых заданий по разделам экзаменационной работы.
Анализ результатов выполнения заданий контрольно-измерительных материалов по английскому языку
Раздела 1 (Аудирование)

- 100 % обучающихся с заданиями справились;

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Методические рекомендации по подготовке обучающихся к государственной (итоговой) аттестации по иностранным языкам за курс основной школы iconКалендарный план мероприятий по подготовке и проведению государственной...
Организация систематической работы школы по подготовке к государственной итоговой аттестации обучающихся 9 и 11 классов

Методические рекомендации по подготовке обучающихся к государственной (итоговой) аттестации по иностранным языкам за курс основной школы iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению государственной...
Особенности проведения огэ по русскому языку, иностранным языкам, химии, физике, информатике и информационно-коммуникационным технологиям...

Методические рекомендации по подготовке обучающихся к государственной (итоговой) аттестации по иностранным языкам за курс основной школы iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению государственной...
Особенности проведения огэ по русскому языку, иностранным языкам, химии, физике, информатике и информационно-коммуникационным технологиям...

Методические рекомендации по подготовке обучающихся к государственной (итоговой) аттестации по иностранным языкам за курс основной школы iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению государственной...
Особенности проведения огэ по русскому языку, иностранным языкам, химии, физике, информатике и информационно-коммуникационным технологиям...

Методические рекомендации по подготовке обучающихся к государственной (итоговой) аттестации по иностранным языкам за курс основной школы iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению государственной...
Приложение q особенности проведения огэ по русскому языку, иностранным языкам, химии, физике, информатике и информационно-коммуникационным...

Методические рекомендации по подготовке обучающихся к государственной (итоговой) аттестации по иностранным языкам за курс основной школы iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению государственной...
Приложение p особенности проведения огэ по русскому языку, иностранным языкам, химии, физике, информатике и информационно-коммуникационным...

Методические рекомендации по подготовке обучающихся к государственной (итоговой) аттестации по иностранным языкам за курс основной школы iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению государственной...
Приложение q особенности проведения огэ по русскому языку, иностранным языкам, химии, физике, информатике и информационно-коммуникационным...

Методические рекомендации по подготовке обучающихся к государственной (итоговой) аттестации по иностранным языкам за курс основной школы iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению государственной...
Приложение q особенности проведения огэ по русскому языку, иностранным языкам, химии, физике, информатике и информационно-коммуникационным...

Методические рекомендации по подготовке обучающихся к государственной (итоговой) аттестации по иностранным языкам за курс основной школы iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению государственной...
Приложение q особенности проведения огэ по русскому языку, иностранным языкам, химии, физике, информатике и информационно-коммуникационным...

Методические рекомендации по подготовке обучающихся к государственной (итоговой) аттестации по иностранным языкам за курс основной школы iconМетодические рекомендации по подготовке к гиа (в новой форме) по...
Иков основной школы, учащихся 9-х классов. В россии ее проводят с 2004 года. В 2009-м году в ней участвовали 74 края и области по...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск