Методические рекомендации по английскому языку
для студентов всех специальностей
Вводно - фонетический курс
2018 г.
Составил:
Преподаватель английского языка I квалификационной категории Терентюк Елена Анатольевна ГАПОУ СО «Сергинский многопрофильный техникум»
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………4
Органы речи и их работа ………………………………………....5
Английский алфавит………………………………………………8
Транскрипция ……………………………………………………..9
Правила чтения гласных………………………………………….11
Правила чтения согласных……………………………………….18
Основные особенности английского произношения…………..20
Ударение…………………………………………………………..22
Транслитерация…………………………………………………...25
Английская интонация…………………………………………...26
Тренировочные упражнения…………………………………….29
Приложения……………………………………………………….46
Упражнения……………………………………………………….54
Пояснительная запискаДанная методическая рекомендация по дисциплине «Английский язык» по разделу «Вводно - фонетический курс» разработана в соответствии с рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности или профессии среднего профессионального образования.
Методическая рекомендация содержит в себе основные фонетические упражнения, которые входят в учебный план дисциплины. Данные фонетические упражнения подобраны по определенному принципу, с целью охватить все правила чтения английских букв и буквосочетаний.
Учебное пособие помогает обучающимся:
Ориентироваться в фонетике английского языка;
Выполнять фонетические упражнения;
Совершенствовать устную и письменную речь;
Пополнять словарный запас.
Правильно читать слова на английском языке;
Учиться бегло читать на английском языке.
Методическая рекомендация включает в себя фонетические упражнения разных уровней сложности, а также подборку стихов, диалогов, скороговорок, рифмовок, пословиц и поговорок на английском языке, направленных на то, чтобы обучить студентов правильно и бегло читать на английском языке. В рекомендации 13 разделов, в каждом разделе подобраны устные задания и упражнения.
I hear and I forget,I see and I remember,I do and I understand.A Chinese sayingОрганы речи и их работаОвладение иностранным языком необходимо начинать с изучения фонетической системы данного языка. Фонетическая система русского и английского языков существенно отличаются, что создает определенные трудности при овладении английским произношением. Прежде всего, необходимо познакомиться с органами речи и их работой. Для того чтобы издать звук, человек использует органы, выполняющие и другие физиологические функции, например глотание, жевание, дыхание. Такие органы называют органами речи, или речевым аппаратом.
Nasal cavity – полость носа
Lips – губы
Teeth – зубы
Tongue – язык
Larynx and vocal folds – гортань и вокальные складки
Trachea – трахея
Hard palate – твёрдое нёбо
Soft palate – мягкое нёбо
Pharynx – глотка
Oesophagus – пищевод
Lungs – лёгкие
Органы речи - the Organs of SpeechActive:губы - the lips (upper, lower)
язык - the tongue
кончик языка - the tip
передняя часть - the blade
средняя часть - the front
задняя часть - the back
мягкое небо - the soft palate
маленький язычок - the uvula
голосовые связки - the vocal chords (folds)
Passive:зубы - the teeth
альвеолы (альвеолярная гряда) - the alveolar ridge
твердое небо - the hard palate
Традиционно в терминологическом аспекте выделяют полости:
I – the mouth (oral) cavity - ротовая полость
II – the nasal cavity – носовая полость
III – the pharynx - глотка
IV – the larynx – гортань
Речевой аппарат — это совокупность органов человека, необходимых для производства речи, т. е. участвующих в звукообразовании. Он включает в себя несколько групп. Первая группа — это дыхательные органы. Они обеспечивают проход воздушной струи (все звуки речи образуются только на выдохе): легкие, бронхи, трахея, диафрагма, межреберные мышцы. Легкие опираются на диафрагму — эластичную мышцу, которая в расслабленном состоянии имеет форму купола. Когда диафрагма и межреберные мышцы сокращаются, объем грудной клетки увеличивается и происходит вдох, а когда они расслабляются, происходит выдох. Вторая группа — это органы артикуляции, которые в свою очередь делятся на активные и пассивные. Активные органы речи подвижны, в то время как пассивные органы неподвижны и служат точной опоры для активных. Работа по образованию звука начинается в легких, хотя непосредственно артикуляция формируется только в гортани в области голосовых связок. Легкие являются началом образования звука, так как последний невозможен без струи выдыхаемого воздуха. Легкие расположены в грудной полости и, ограниченные ребрами, расширяются вверх. При дыхании заполняется лишь верхняя часть легких, при формировании звуков и при пении заполняется нижняя часть легких. Выдыхаемая струя воздуха из легких проходит бронхи и попадает в дыхательное горло. Верхняя часть дыхательного горла называется гортанью. В гортани расположены две мускульные эластичные подвижные складки — голосовые связки; пространство между ними называется голосовой щелью. При произнесении глухих согласных голосовые связки не напряжены и раздвинуты. Когда голосовые связки напряжены и сближены, а поток воздуха заставляет их вибрировать, возникает голос, или фонация, который мы слышим при произнесении гласных, сонантов или звонких согласных звуков. Полость, расположенная выше гортани, называется зевом, или глоткой. В глотку же выходит еще одна «трубка», по которой в желудок поступает пища. Данный орган называется пищевод. Из глотки струя воздуха может направиться в полость рта, если нёбо и маленький язычок подняты и закрывают проход в носовую полость, или в полость носа, если мягкое нёбо опущено. В зависимости от того, проходит ли воздух через полость рта или через полость носа, звуки делятся на ротовые и носовые. В полости рта важнейшим органом речи является язык. Поверхность языка называется спинкой языка и для удобства описания артикуляции звуков условно делится на следующие части: кончик языка, передняя часть, средняя часть и задняя часть. Верхней границей полости рта является нёбо — твердое и мягкое, заканчивающееся маленьким язычком. Непосредственно за верхними зубами у края твердого нёба расположены небольшие бугорки, называемые альвеолами. Помимо вышеупомянутых органов речи, следует назвать губы и зубы. Органы речи, принимающие участие в артикуляции подразделяются на активные — язык, губы, мягкое нёбо, маленький язычок, голосовые связки, и пассивные — зубы, альвеолы, твердое нёбо. При овладении иностранным языком необходимым условием является постоянная тренировка звуков вслух. Таким образом, тренируется так называемая артикуляционная база языка.
Артикуляционная база — это совокупность привычных для данного языка движений и положений произносительных органов. Артикуляционная база является специфичной для каждого языка.
Английский алфавитВ английском алфавите всего 26 букв, а в русском – целых 33. Алфавит английского языка основан на латинском алфавите.
Обычно одной согласной букве соответствует один звук, а вот букве X соответствует два звука – KS.
6 букв обозначают гласные звуки (монофтонги и дифтонги): «A», «E», «I», «O», «U», «Y». Буква «Y» обозначает как согласный, так и гласные звуки. 21 буква обозначают согласные звуки: «B», «C», «D», «F», «G», «H», «J», «K», «L», «M», «N», «P», «Q», «R», «S», «T», «V», «W», «X», «Y», «Z». Британское и американское произношение немного различаются. Это касается буквы Z – британский вариант – [zɛd] “зед”, американский – [zi:] “зи”.
Самые часто встречаемые буквы – это E и T (самое частое слово – the), а самые редкие буквы – Z и Q.
Знание этого позволило Шерлоку Холмсу расшифровать письмо, где каждая буква была заменена на значок.
В английском языке есть только 3 слова, в которых встречается буквосочетание UU: continuum, vacuum, residuum;
В английском алфавите есть только 4 слова, которые заканчиваются на «dous»: hazardous, horrendous, stupendous, tremendous;
A a
| [ei]
| эй
|
B b
| [bi:]
| би:
|
C c
| [si:]
| си:
|
D d
| [di:]
| ди:
|
E e
| [i:]
| и:
|
F f
| [ef]
| эф
|
G g
| [dʒi:]
| джи
|
H h
| [eitʃ]
| эйч
|
I i
| [ai]
| ай
|
J j
| [dʒei]
| джей
|
K k
| [kei]
| кей
|
L l
| [el]
| эл
|
M m
| [em]
| эм
|
N n
| [en]
| эн
|
O o
| [ou]
| оу
|
P p
| [pi]
| пи:
|
Q q
| [kju:]
| кью:
|
R r
| [a:]
| а
|
S s
| [es]
| эс
|
T t
| [ti:]
| ти:
|
U u
| [ju:]
| ю:
|
V v
| [vi:]
| ви:
|
W w
| ['dʌblju:]
| даблъю
|
X x
| [eks]
| экс
|
Y y
| [wai]
| уай
|
Z z
| [zed]
| зэд
|
ТранскрипцияТранскрипция – это система записи фонетического прочтения слов или звуков с помощью специальных символов, отличных от букв алфавита. Транскрипция приводится в квадратных скобках и подсказывает, как произносить слово. Рассмотрим в качестве примера русское слово «молоко». Оно читается совсем не так, как пишется. В английском алфавите действует тот же принцип: пишется одно, а читается другое. И кроме правил чтения, существует много исключений из правил. Например, буквосочетание [gh] в одних случаях не читается вообще: daughter, caught, brought ect. А в других случаях читается как звук [f]: tough, rough, enough. Транскрипция напрямую связана с правилами чтения. В английском языке не всё, что видится (буквосочетания), так и читается (как в русском и например).
Транскрипционные значки и их произношение Гласные звуки
| Согласные звуки
|
[ i: ] - долгий звук и (имя) [ ı ] - краткий звук и (игра) [ e ] - э в словах эти, экий [ æ ] - более открытый, чем э [ a: ] - долгий, глубокий а [ ɔ ] - краткий звук о (тот) [ ɔ: ] - долгий звук о [ u ] - краткий звук у [ u: ] - долгий звук у (ужас) [ ʌ ] - краткий гласный, приближающийся к русскому а в словах варить, бранить. Английский гласный почти всегда стоит под ударением. [ ə: ] - долгий гласный, напоминающий ё в слове Гёте [ ə ] - безударный гласный, слышится в не ударных слогах слов нужен, комнат [ eı ] - эй, как в слове шейка [ aı ] - ай [ ɔı ] - ой [ ıə ] - Иэ с ударением на и [ ou ] - Оу с ударением на о [ au ] - Ау с ударением на а [ uə ] - Уэ с ударением на у [ ɛə ] - Эа с ударением на Э
| [ p ] - п [ b ] - б [ m ] - м [ w ] - звук в, произнесённый одними губами (Уильямс) [ f ] - ф [ v] - в [ ɵ ] - поместите кончик языка между зубами и произнесите букву с [ ð ] - поместите кончик языка между зубами и произнесите букву з [ s ] - с [ z ] - з [ t ] - т, произнесённое не у зубов, а у дёсен [ d ] - д [ n ] - н [ l ] - л [ r ] - соответствует звуку р в слове жребий [ ʒ ] - мягкий русский звук ж в слове вожжи [ ʃ ] - мягкий русский звук ш [ ʤ ] - звонкий ч [ ʧ ] - ч [ k ] - к [ g ] - г [ ŋ ] - звук н, произнесённый задней частью языка [ h ] - звук х, произнесённый на выдохе [ j ] - й
|
Необходимо помнить, что спутниками транскрипции: