Доклад на семинаре для депутатов представительных органов муниципальных образований и муниципальных служащих Мурманской области об изменениях регионального налогового законодательства


Скачать 103.71 Kb.
НазваниеДоклад на семинаре для депутатов представительных органов муниципальных образований и муниципальных служащих Мурманской области об изменениях регионального налогового законодательства
ТипДоклад
Доклад

на семинаре для депутатов представительных органов муниципальных образований и муниципальных служащих Мурманской области об изменениях регионального налогового законодательства
01.02.2017




Уважаемые участники семинара!
Первоначально я хотела бы пройтись по уже принятым в 2016 году решениям в части налогового регулирования, а потом, соответственно, к задачам в этом направлении на 2017 год.

Одно из самых ключевых и в то же время самых сложных решений – это переход на исчисление налога на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимости, а также физических лиц исходя из кадастровой стоимости.

Сложность принятия данного решения заключалась в необходимости соблюдения баланса интересов местных бюджетов и налоговой нагрузки на граждан. В связи с введением Минэкономразвития России в конце 2015 года коэффициента-дефлятора, применяемого к инвентаризационной стоимости имущества (в 2015 году коэффициент составил 1,147, в 2016 году – уже 1,329), нагрузка на население значительно увеличилась, соответственно и поступления в бюджеты муниципалитетов. При переходе на кадастр в первый год применения данного расчета налога за счет предусмотренных Налоговым кодексом РФ вычетов и понижающих коэффициентов возможны выпадающие доходы бюджетов муниципальных образований.

За вами остается право в дальнейшем регулировать ставками налога на имущество физических лиц налоговую нагрузку на население с учетом необходимости сохранения сбалансированности бюджетов муниципалитетов.

Для анализа размера налога необходимо использовать Аналитическое приложение «Анализ имущественных налогов», разработанное Управлением ФНС Росси по Мурманской области. Насколько мне известно, разъяснительная работа по применению данного информационного продукта проведена налоговыми инспекциями с муниципалитетами, и тем муниципальным образованиям, где была в этом необходимость, доступ к нему предоставлен.

Также хочу отметить следующее.

Налог на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости мы начнем уплачивать в конце 2018 года за 2017 год. Поэтому в течение этого периода целесообразно провести разъяснительную работу с населением об особенностях введения нового порядка исчисления налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости. Соответствующие рекомендации органам местного самоуправления даны по итогам заседания Межведомственной комиссии по обеспечению доходов бюджета Мурманской области под председательством первого заместителя Губернатора Мурманской области А.М. Тюкавина от 08.11.2016 в режиме ВКС с муниципалитетами.

Следующий важный момент.

В прошлом году принят Закон Мурманской области (от 21.11.2016 №2058-01-ЗМО «О внесении изменений в Закон Мурманской области «О налоге на имущество организаций»), предусматривающий введение кадастра для организаций в отношении объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания общей площадью свыше 500 кв. метров, а также нежилых помещений общей площадью свыше 500 кв. метров, предназначенных для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, и включенных в Перечень объектов, по которым налогооблагаемая база по налогу на имущество организаций рассчитывается исходя из кадастровой стоимости.

В то же время для налогоплательщиков, применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и (или) упрощенную систему налогообложения, в отношении таких объектов Законом установлены пониженные ставки налога на имущество организаций (в 2017 году - 0,3 процента, в 2018 году - 0,6 процента, в 2019 году - 1,0 процент, в 2020 году - 1,5 процента).

В связи с этим хочу обратить ваше внимание на то, что в случае если ставка налога на имущество физических лиц, установленная решением представительного органа муниципального образования в отношении объектов, включенных в Перечень, выше, чем предусмотренные в указанном Законе, данная категория налогоплательщиков может воспользоваться правом переоформления собственности с физического лица на юридическое лицо. Это в среднесрочной перспективе повлечет снижение поступлений местного бюджета по налогу на имущество физических лиц.

Поэтому в целях недопущения образования выпадающих доходов бюджета муниципального образования по налогу на имущество физических лиц, а также обеспечения единообразного подхода к налогообложению субъектов малого и среднего бизнеса, предлагаем в случае необходимости привести ставки по налогу на имущество физических лиц в отношении объектов, включенных в Перечень, в соответствие со ставками, установленными Законом Мурманской области. Данные рекомендации вам направлены Минэкономразвития Мурманской области письмом от 13.10.2016 № 04-03/3328-ЕТ.

Кроме того, хочу обратиться к специалистам органов местного самоуправления активнее участвовать в работе, направленной на вовлечение объектов недвижимого имущества в налоговый оборот. Это касается не только земельных участков.

В 2016 году в целях реализации отдельных положений Налогового кодекса РФ в части исчисления налога на имущество организаций в отношении отдельных объектов исходя из кадастровой стоимости также принят региональный Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них, расположенных на территории Мурманской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (утвержден Постановлением Правительства Мурманской области от 02.06.2016 № 266-ПП). В том числе по результатам мероприятий, предусмотренных Порядком, ежегодно будет формироваться вышеуказанный Перечень. Ряд мероприятий Порядка предусматривает участие муниципальной власти в данной работе.

Поэтому прошу оказывать всяческое содействие при подготовке информации об объектах, подлежащих включению в Перечень. Тем более, что в План мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Мурманской области на 2014-2018 годы (утвержден распоряжением Правительства Мурманской области от 16.12.2013 № 359-РП) включены целевые значения показателя «Количество объектов недвижимости, в отношение которых планируется проведение обследования в целях определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений», отражающие результативность работы межведомственных рабочих групп по обеспечению доходов муниципальных образований Мурманской области, созданных при органах местного самоуправления. На 2017 год значение показателя составляет 212 объектов по всем муниципальным образованиям Мурманской области.

Целевые значения данного показателя сформированы Министерством имущественных отношений Мурманской области в соответствии с предложениями администраций муниципальных образований по количеству объектов недвижимости, в отношении которых планируется проведение обследования в целях определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений (запрос Министерства имущественных отношений Мурманской области от 13.10.2016 № 19-04/4092-ОМ).

Нам представляется, что содействие увеличению поступлений налогов как местных, так и региональных, это наша общая задача, так как дополнительные доходы областного бюджета позволяют доводить дополнительные ассигнования в форме межбюджетных трансфертов муниципалитетам.
Также в конце прошлого года на региональном уровне принят ряд законодательных актов, направленных не только на развитие налогового потенциала Мурманской области, но и на его укрепление.

В их числе Закон Мурманской области (от 21.11.2016 № 2059-01-ЗМО «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Мурманской области о налогах»), разработанный в целях совершенствования нормативного правового регулирования в сфере региональных налогов и налоговых льгот на основании результатов проведенной оценки эффективности региональных налоговых льгот, предоставленных в 2015 году в соответствии с законами Мурманской области о налогах.

Данным Законом с 1 января 2017 года отменена льгота по налогу на имущество организаций для областных автономных и бюджетных учреждений.

Данное решение обусловлено проводимой реформой бюджетного сектора, которая направлена на повышение эффективности бюджетных расходов.

Сейчас отмена льготы для бюджетных и автономных учреждений – действительно актуальная, необходимая мера, учитывая новации в подходах к финансированию учреждений.

В настоящее время государству предоставлено право финансировать фактические затраты учреждений на оказание услуг, несмотря на то, что стоимость однотипных услуг по учреждением разнится. Уже осуществлен переход к расчету общей по всей сети учреждений себестоимости аналогичных услуг – она называется базовым нормативом затрат. Однако до 2019 г. сохраняется возможность дофинансировать учреждения в случае, если их затраты выше этой базовой величины. Причины более высоких затрат различны, но, как показывают наши аналитические исследования, наиболее существенно на увеличение себестоимости услуги влияет большая площадь помещения на единицу услуги. При этом не всегда обоснованно.

Таким образом, когда в 2019 г. возможность дофинансировать затраты учреждений свыше базовой величины уйдет (это уже определено в федеральном законодательстве), учреждения, в первую очередь, пойдут по пути оптимизации площади помещений, используемых для оказания услуг. Это естественным образом вызовет увеличение площади неиспользуемого имущества.

Ситуация осложняется тем, что с 2019 г. одновременно будет отменено бюджетное финансирование затрат на содержание неиспользуемых помещений. Учреждениям придется самостоятельно искать возможности его содержания либо избавляться от излишнего имущества.

Если сейчас не будут приняты действенные и оперативные меры для изменения ситуации с неиспользуемым имуществом учреждений, в 2019 г. мы столкнемся с неконтролируемым ростом кредиторской задолженности большинства подведомственных учреждений. Этими мерами являются повышение ответственности учреждений за тот имущественный комплекс, которым они распоряжаются, и реализация мероприятий по его оптимизации уже сейчас.

Помимо стимулирования повышения эффективности использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, перед нами стоит задача, поставленная Президентом РФ В.В. Путиным, принять региональные меры по созданию равных конкурентных условий деятельности государственных и частных организаций при оказании государственных услуг, предусмотренная также Стандартом развития конкуренции.
В текущем году работа по совершенствованию налогового регулирования будет продолжена. В первую очередь это касается расширения видов объектов недвижимости, в отношении которых налог на имущество организаций рассчитывается по кадастровой стоимости. Кадастр планируется распространить на административно-деловые центры, офисы; жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Также мы намерены осуществлять планомерную работу по дальнейшей оптимизации налоговых льгот. Запланирована подготовка проекта Закона Мурманской области, предусматривающего с 2018 года отмену льготы по налогу на имущество, предоставленной бюджетным, автономным и казенным учреждениям в отношении имущества, собственниками которого являются муниципальные образования Мурманской области.

Таким образом, органам местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области в течение 2017 года необходимо активизировать работу по оптимизации муниципального имущества.

В связи с этим, в первую очередь необходимо провести анализ эффективности использования имущества, который включает в себя в том числе оценку степени его вовлеченности в хозяйственный оборот, фактического полезного времени использования (загрузки), наличия излишнего недвижимого имущества, затрат на его содержание, а также оценку возможных мер по повышению эффективности его использования.

Методические подходы к проведению анализа, разработанные Министерством экономического развития Мурманской области, размещены на официальном сайте Министерства в разделе «Бюджетный сектор экономики», подраздел «Аналитические материалы»

(http://minec.gov-murman.ru/activities/sektor_byjet/sub02/).

Кроме того, считаем целесообразным проработать вопрос привлечения негосударственных организаций (коммерческие, СО НКО), а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования, к оказанию услуг в социальной сфере (образование, культура, спорт), в т.ч. с возможностью организации их работы на базе муниципальных учреждений.

В связи с планируемой отменой имущественной льготы для муниципальных учреждений хотелось бы обратить внимание еще на следующей момент.

В ходе проведения ежегодной оценки эффективности региональных налоговых льгот Министерством экономического развития Мурманской области установлено нарушение систематизации в выборе видов категорий получателей льгот по налогу на имущество организаций структурными подразделениями органов местного самоуправления.

Так, например, в одном случае, Управление финансов администрации ЗАТО г. Североморск при заполнении налоговой декларации по налогу на имущество организаций относит себя к категории получателей льготы, предусмотренной подпунктом «б» статьи 4 Закона Мурманской области о налоге на имущество организаций («бюджетные, автономные и казенные учреждения в отношении имущества, собственником которого являются муниципальные образования Мурманской области»). В то же время Управление финансов администрации Ковдорского района относит себя к категории получателей льготы, предусмотренной подпунктом «ж» статьи 4 Закона Мурманской области о налоге на имущество организаций («имущество органов местного самоуправления Мурманской области»).

При выборе правильной категории получателей льготы рекомендуем руководствоваться статьями 34 и 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в которых четко определено, какие органы составляют структуру органов местного самоуправления и структуру местной администрации.

Статья 34. Органы местного самоуправления

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Статья 37. Местная администрация

7. Местная администрация обладает правами юридического лица.

8. Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

Повторюсь: это особенно становится важным с учетом предполагаемого принятия решения об отмене льготы для муниципальных автономных, бюджетных и казенных учреждений, так как учреждения, входящие в структуру органов местного самоуправления, осуществившие неправильный выбор категории получателей льготы по налогу на имущество организаций, начиная с 2018 года, не смогут ей воспользоваться. Правильный выбор категории - подпункт «ж» статьи 4 Закона Мурманской области от 26.11.2003 № 446-01-ЗМО «О налоге на имущество организаций».
Прошу довести данную информацию до финансовых служб органов местного самоуправления.
Благодарю за внимание, готова ответить на вопросы.

Похожие:

Доклад на семинаре для депутатов представительных органов муниципальных образований и муниципальных служащих Мурманской области об изменениях регионального налогового законодательства iconНовосибирская область закон о выборах депутатов представительных органов
Закон в соответствии с нормами федерального законодательства регулирует отношения, связанные с назначением, подготовкой и проведением...

Доклад на семинаре для депутатов представительных органов муниципальных образований и муниципальных служащих Мурманской области об изменениях регионального налогового законодательства iconО порядке открытия, ведения и закрытия специальных избирательных...
В соответствии с частью 7 статьи 58 Закона Пермского края от 09. 11. 2009 №525-пк «О выборах депутатов представительных органов муниципальных...

Доклад на семинаре для депутатов представительных органов муниципальных образований и муниципальных служащих Мурманской области об изменениях регионального налогового законодательства iconЗакон о выборах депутатов представительных органов
Статья Правовая основа проведения выборов депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае

Доклад на семинаре для депутатов представительных органов муниципальных образований и муниципальных служащих Мурманской области об изменениях регионального налогового законодательства iconЗакон о выборах депутатов представительных органов
Статья Правовая основа проведения выборов депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае

Доклад на семинаре для депутатов представительных органов муниципальных образований и муниципальных служащих Мурманской области об изменениях регионального налогового законодательства iconРуководителей организаций телерадиовещания, периодических печатных...
Ьных органов муниципальных образований в Ростовской области», 18 сентября 2016 года состоятся выборы депутатов представительных органов...

Доклад на семинаре для депутатов представительных органов муниципальных образований и муниципальных служащих Мурманской области об изменениях регионального налогового законодательства iconПринятые меры, краткое содержание принятого решения, иных документов и результатов проверки
Российской Федерации, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации,...

Доклад на семинаре для депутатов представительных органов муниципальных образований и муниципальных служащих Мурманской области об изменениях регионального налогового законодательства iconПеречень и формы документов, представляемых инициаторами выдвижения...
В соответствии со статьями 29 31 Закона Томской области «О муниципальных выборах в Томской области» (далее по тексту Закон Томской...

Доклад на семинаре для депутатов представительных органов муниципальных образований и муниципальных служащих Мурманской области об изменениях регионального налогового законодательства iconХанты-мансийского автономного округа югры постановление
О порядке открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов для формирования избирательных фондов кандидатов, избирательных...

Доклад на семинаре для депутатов представительных органов муниципальных образований и муниципальных служащих Мурманской области об изменениях регионального налогового законодательства iconМетодические рекомендации по формированию, ведению и хранению личных...
Методические рекомендации предназначены для практического применения кадровыми подразделениями (специалистами по ведению кадрового...

Доклад на семинаре для депутатов представительных органов муниципальных образований и муниципальных служащих Мурманской области об изменениях регионального налогового законодательства iconНовосибирской области постановление
Руководствуясь пунктом 4 статьи 59 Закона Новосибирской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
filling-form.ru

разработчик сайта i-http.ru
Поиск