Учебно-методический комплекс профилактика наркотической зависимости у детей и подростков новосибирск 2010 Разработано по заказу Министерства социального развития


НазваниеУчебно-методический комплекс профилактика наркотической зависимости у детей и подростков новосибирск 2010 Разработано по заказу Министерства социального развития
страница1/37
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет педагогики и психологии детства

Кафедра общей и специальной психологии


учебно-методический комплекс
профилактика наркотической зависимости у детей и подростков

НОВОСИБИРСК 2010
Разработано по заказу Министерства социального развития Новосибирской области в целях реализации областной целевой программы «Комплексные меры профилактики наркомании в Новосибирской области на 2009 – 2013 годы»


Авторы-составители:

Волошина Татьяна Викторовна, к.пс.н., доцент, зав.кафедрой общей и специальной психологии

Шалонько Евгения Борисовна, к.пс.н., доцент кафедры общей и специальной психологии

Боровец Елена Николаевна, к.биол.н., доцент кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности

Пискун Ольга Юрьевна, старший преподаватель кафедры общей и специальной психологии

Дураченко Оксана Алексеевна, старший преподаватель кафедры общей и специальной психологии

Игнатенко Ольга Евгеньевна, старший преподаватель кафедры общей и специальной психологии


© Министерство социального развития Новосибирской области, 2010

© Новосибирский государственный

педагогический университет, 2010

Содержание

лекция 1. Наркомания как социальная проблема 7

лекция 2. О наркотиках 13

лекция 3. НАРКОЛОГИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ, СИМПТОМОКОМПЛЕКСЫ И СОСТОЯНИЯ 17

3.1 Характеристика наркологических симптомов 18

1. Формы потребления: 18

1) Эпизодическая форма потребления 18

2) Измененные (осложненные) формы потребления 18

2. Толерантность: 19

3. Защитные реакции (знаки): 20

Специфические защитные реакции: 20

Неспецифические защитные реакции: 21

4. Формы опьянения: 21

5. Патология влечения 22

1) Обсессивное (психическое) влечение 23

2) Компульсивное (физическое) влечение 23

6. Способность достижения состояния психического и/или физического комфорта в состоянии интоксикации. 25

1) Психический комфорт в состоянии интоксикации 25

2) Физический комфорт в состоянии интоксикации 25

7. Симптом дискомфорта вне состояния интоксикации 26

1) Симптом психического дискомфорта вне состояния интоксикации 26

2) Симптом физического дискомфорта вне состояния интоксикации 26

3.2 Наркологические синдромы 26

Опьянение 26

Психический компонент опьянения 27

Соматоневрологический компонент опьянения 31

Большой наркоманический синдром 34

Синдром измененной реактивности 34

Синдром зависимости 35

лекция 4. влияние наркотических веществ на организм и психическую сферу 38

4.1 Расстройства психической сферы и физиологических систем организма 38

Расстройства психической сферы 38

Прогрессирующая деменция 38

Психотические расстройства 39

Соматоневрологические нарушения 40

Влияние наркотических препаратов на нервную систему 40

Влияние наркотических препаратов на сердечнососудистую систему 42

Комплексное влияние наркотических веществ 45

4.2 Психологические и социальные последствия приема наркотиков 48

Психологические последствия потребления наркотиков 48

Социальные последствия наркомании 52

лекция 5. АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ детей и подростков и причины употребления психоактивных веществ 59

5.1 Аддиктивное поведение детей и подростков 59

Понятие аддиктивного поведения 59

Причины употребления психоактивных веществ подростками 63

Семейные факторы 65

Средовые факторы 79

Влияние отклонений в развитии психики ребенка на возникновение аддиктивного поведения 84

Личностные факторы 88

5.2 Мотивация употребления наркотических веществ 107

Атарактическая мотивация 108

Гедонистическая мотивация 109

Мотивация с гиперактивацией поведения 111

Субмиссивная мотивация 111

Псевдокультурная мотивация 112

Лекция 6. Механизмы и динамика злоупотребления психоактивными веществами в подростковом возрасте 113

6.1 Механизмы формирования наркотической зависимости 113

6.2 Динамика злоупотребления психоактивными веществами в подростковом возрасте 116

Этап первых проб. 117

Поисковый полинаркотизм. 118

Фоновый полинаркотизм. 120

Лекция 7. Общие принципы профилактики наркопотребления 123

модели профилактики: 125

Основные формы профилактики 126

Первичная, вторичная и третичная профилактика наркозависимости 127

Принципы профилактики наркозависимости 129

лекция 8. Первичная профилактика наркомании 135

8.1 Специфика первичной профилактики потребления наркотиков с учетом возрастных особенностей целевой аудитории 135

Дошкольный и младший школьный возраст 136

Ранний и средний подростковый возраст 138

8.2 Цели и стратегия первичной профилактики 142

Целями первичной профилактической деятельности 142

Стратегия первичной профилактики 142

8.3 Профилактическая работа с семьей 143

8.4 Профилактическая работа школы 145

Лекция 9. Профилактическая работа с детьми младшего школьного возраста 151

9.1 Оценка современной наркоситуации в детской популяции 151

9.2 Профилактика наркозависимости с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста 153

Лекция-практикум 10. формирование личностных ресурсов как профилактика наркомании в подростковом возрасте 159

10.1 Групповая психотерапия подростков с проблемным поведением 162

Первый информационно-практический блок 162

Тема 1. Объяснение проблемы 162

Тема 2. Организация групповой работы 164

Тема 3. Прояснение индивидуальных целей участников группы 166

Тема 4. Подготовка «проекта» групповой работы 167

Тема 5. Домашние задания 169

Второй информационно-практический блок. Цикл занятий 170

Занятие № 1. Знакомство 170

Занятие № 2. Доверие 173

Занятие № 3. Сплочённость 174

Занятие № 4. Собственные чувства 176

Занятие № 5. Мои границы 178

Занятие № 6. Осознание собственной агрессивности 179

Занятие № 8. Уверенность в себе 181

Занятие № 9. Собственная уникальность 182

Занятие №10. Обретение собственных целей 183

Третий информационно-практический блок. Медитативные техники, используемые в процессе групповой психотерапии подростков 185

Тема 1. Медитативная формула «Источник» 185

Тема 2. Медитативная формула «Храм Тишины» 186

Тема 3. Медитативная формула «Реставрация дома» 187

Тема 4. Медитативное упражнение «Образ желаемого» 188

10.2 Практикум по профилактике девиантного поведения в парадигме коррекции эмоционально-волевого и когнитивного развития учащихся младших и средних классов массовых школ и учащихся средних и старших классов коррекционных образовательных учреждений 190

Первый информационно-методический блок 191

Программа коррекционно-развивающих занятий 191

Содержание коррекционно-развивающего курса 199

Второй информационно-методический блок 203

Программа коррекционно-развивающих занятий 203

Содержание коррекционно-развивающего курса 206

Третий информационно-методический блок 211

Программа коррекционно-развивающих занятий 211

Содержание коррекционно-развивающего курса 214

Четвертый информационно-методический блок 221

Программа коррекционно-развивающих занятий 221

Содержание коррекционно-развивающего курса 224

Пятый информационно-методический блок 231

Программа коррекционно-развивающих занятий 231

Содержание коррекционно-развивающего курса 234

10.3 Практикум по первичной профилактике наркомании. Занятия с подростками 242

Первый информационно-методический блок 242

Тема 1. Видеоистоки программы 242

Тема 2. Ценность мультфильмов 246

Тема 3. Организация работы 248

Тема 4. Стратегические направления работы ведущего 251

Тема 5. Владение информацией о последствиях приёма наркотиков 252

Тема 6. Позиции взрослых и детей в процессе реализации программы 254

Тема 7. Методы, используемые для работы. 256

Тема 8. Малые группы 259

Тема 9. Ролевые игры как метод работы 261

Второй информационно-методический блок 263

Тема 1. Работа с мультфильмами 263

Тема 2. Трудный выбор 266

Тема 3. Что дальше? 270

Тема 4. Термометр душевного напряжения 272

Тема 5. Занятие с подростками по нежелательным и желаемым последствиям употребления наркотиков 275

Тема 6. Безопасность 280

Тема 7. Давление среды 283

Тема 8. Отношения с взрослыми. 286

Тема 9. Вина 288

Тема 10. ВИЧ/СПИД, инфекции в жизни подростка 291

Тема 11. Дружба 293

Тема 11.2. Занятие №2. Влияние. 296

Тема 11.3. Занятие №3. Доверие. 297

Тема 11.4. Занятие №4. Поддержка. 298

Тема 12. Легкие деньги 300

Тема 13. Насилие 306

Тема 13.1. Эпизод 2. 307

Тема 13.2. Эпизод 3. 308

Тема 14. Заключительное занятие. 309

Третий информационно-методический блок 312

Тема 1. «Равный — равному»: вовлечение в программу подростков 312

Тема 2. Виды программ "равный — равному " 313

Тема 3. Обучение равных равными 315

Тема 4. Подготовка ребят к самостоятельной работе 317

Четвертый информационно-методический блок 322

Стимульный материал к занятиям 322

Видеофильм 322

Лекция 11. Наркозависимость и неотложная помощь при передозировке 322

11.1 Стадии развития болезни 323

11.1 Неотложная помощь при передозировке 324

Список литературы 332

Приложения 346

Приложение 1. о концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде 346

Приложение 2. стратегия государственной антинаркотической политики российской федерации до 2020 года 385

Приложение 3. Сайты по наркологии, наркозависимости и профилактике наркомании 407
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37

Похожие:

Учебно-методический комплекс профилактика наркотической зависимости у детей и подростков новосибирск 2010 Разработано по заказу Министерства социального развития  iconУчебно-методический комплекс дисциплины «особенности и проблемы развития...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс профилактика наркотической зависимости у детей и подростков новосибирск 2010 Разработано по заказу Министерства социального развития  iconУчебно-методический комплекс Иностранный язык Направление подготовки...
Учебно-методический комплекс «Иностранный язык» предназначен для студентов 2-го и 3-его курсов биологического отделения факультета...

Учебно-методический комплекс профилактика наркотической зависимости у детей и подростков новосибирск 2010 Разработано по заказу Министерства социального развития  iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего...

Учебно-методический комплекс профилактика наркотической зависимости у детей и подростков новосибирск 2010 Разработано по заказу Министерства социального развития  iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Внешнеэкономическая деятельность»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс профилактика наркотической зависимости у детей и подростков новосибирск 2010 Разработано по заказу Министерства социального развития  iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Методология и проектирование...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс профилактика наркотической зависимости у детей и подростков новосибирск 2010 Разработано по заказу Министерства социального развития  iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Туризм, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 20. 01. 2006 г. №739гум/бак. Учебно-методический комплекс обсужден...

Учебно-методический комплекс профилактика наркотической зависимости у детей и подростков новосибирск 2010 Разработано по заказу Министерства социального развития  iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Учет на предприятиях малого бизнеса»
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований гос (фгос) впо, образовательного стандарта двфу (приказ Министерства...

Учебно-методический комплекс профилактика наркотической зависимости у детей и подростков новосибирск 2010 Разработано по заказу Министерства социального развития  iconУчебно-методический комплекс специальность: 030301. 65 (020400) Психология Калининград
Охрана окружающей среды: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Баркаева И. Л., Калининград, 2010

Учебно-методический комплекс профилактика наркотической зависимости у детей и подростков новосибирск 2010 Разработано по заказу Министерства социального развития  iconАннотация учебно-методический комплекса «правовая информатика» Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Учебно-методический комплекс профилактика наркотической зависимости у детей и подростков новосибирск 2010 Разработано по заказу Министерства социального развития  iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Деловой английский язык»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск