Образования ленинградской области


НазваниеОбразования ленинградской области
страница1/24
ТипМонография
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


КОМИТЕТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

_________________________________________

Автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ленинградский государственный университет

имени. А.С.Пушкина»


СТАЖИРОВКА МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ КАК УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ

Монография

Санкт-Петербург

2014

УДК

ББК

Рецензенты: А. И. Жилина, доктор педагогических наук, профессор (Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина);
С. Ф. Касаткин, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник (ФГНУ ИПООВ РАО)

Полетаева Н.М., Родина Е.А., Сиялова И.А., Лукина Л.Е. и др. Стажировка молодых педагогов как условие становления профессиональной зрелости: монография. / Н.М. Полетаева и др. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2014. – 329 с.
ISBN
В монографии раскрываются вопросы личностно-профессионального развития педагога, этапы и закономерности, ключевые проблемы. Проблема рассматривается с позиций системно-синергетического подхода в единстве акмеологических и катаболических трендов развития социальных систем. Ключевое внимание уделено наиболее сложному периоду становления педагога – адаптационному, периоду «вхождения» в профессиональную деятельность в роли молодого специалиста и тем проблемам, которые мешают успешной профессиональной адаптации и движению по восходящей траектории личностно-профессионального развития. Обоснована значимость системной профессиональной поддержки педагога и раскрыты условия успешной адаптации молодого специалиста на базе стажировочных площадок. Представлен анализ опыта организации стажировки молодых педагогов для ДОУ и школы.

Предназначено для руководителей образовательных учреждений и специалистов, занимающихся проблемой повышения качества профессиональной деятельности педагогов. Может быть использована при подготовке и повышении квалификации обучающихся по специальности «Менеджмент организации» и «Менеджмент в образовании».
Печатается по решению редакционно-издательского совета

Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина в рамках государственного задания по организационно-методическому и информационному обеспечению деятельности образовательных и научных учреждений (код____________________).
ISBN
© Ленинградский государственный

университет (ЛГУ)
имени А. С. Пушкина, 2014

Содержание


Введение………………………………………………………………...

5

Глава 1. Закономерности личностно-профессионального развития педагога (Полетаева Н.М.; Родина Е.А.)

11

1.1. Закономерности становления профессиональной зрелости педагога …………………………………………………………….

11

1.2. Условия личностно-профессионального развития педагога ..

26

1.3. Готовность к инновационной деятельности как условие и результат становления профессиональной зрелости педагога

40

1.4. Проблемы профессиональной адаптации молодого педагога

56

1.5. Управление качеством профессиональной деятельности педагога в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования ……………………………………………………………...

64

Выводы по первой главе ……………………………………………...

90

Глава 2. Акмеологическая поддержка педагога в постдипломном образовании (Полетаева Н.М.; Родина Е.А.)

91

2.1. Акмеологический подход к моделированию профессиональной поддержки педагога …………..

91

2.2. Мотивация личностно-профессионального развития педагога ………………………………………………………………

104

2.3. Корпоративная акмеологическая поддержка педагога …….

119

2.4. Готовность молодого педагога к эффективному педагогическому взаимодействию …………………………..…………...

144

Выводы по второй главе ……………………………………………...

161

Глава 3. Молодой педагог как субъект повышения квалификации (Полетаева Н.М., Родина Е.А., Сиялова И.А., Лукина Л.Е.)

162

3.1. Стажировка молодых педагогов как условие успешной адаптации к профессиональной деятельности ……………..

162

3.2. Повышение квалификации молодых учителей в
университете ……………………………………………………....

174

3.3. Педагог-наставник как ключевая фигура в становлении профессиональной зрелости молодого педагога .…………..

195

3.4. Повышение квалификации молодых педагогов на базе районных стажировочных …………….………………………….

206

3.5. Социальное партнерство при работе с молодыми учителями начальных классов в образовательном учреждении непрерывного образования …………….……………………….

219

Выводы по третьей главе ………………………..…………………...

232

Заключение ………………..…………………………………..……….

233

Список литературы ………………..…………………………………

232

Приложения …………………………………………………………….

242

Введение
В современном обществе, ориентированном на личностный успех, с одной стороны усиливается потребность в специалистах, готовых к инновационной деятельности, к опережающему мышлению и творческой профессиональной самореализации, и с другой стороны снижается престижность педагогической профессии, призванной обеспечить становление профессионально зрелых специалистов, сформировать у обучаемых (воспитанников) интерес и готовность к качественной профессиональной деятельности.

Анкетирование студентов педагогических ВУЗов показывает, что большинство из них пришли обучаться не с целью освоить педагогическую профессию, а с целью просто получить диплом о высшем образовании.

Опрос студентов второго курса 2012/13 учебного года педагогических факультетов университета (153 чел.) показал, что сформированность желания работать учителем отмечается только у 8,9% опрошенных, 47,2% утверждают, что не планируют работать по профессии и большинство (48,9%) еще не определились с профессиональным выбором. Полученные результаты актуализируют проблему отсутствия профотбора на педагогические специальности и подмены цели профессионального образования – подготовка кадров для той или иной специальности, отрасли народного хозяйства – на цель получения высшего образования, как такового. Отсутствие желания работать педагогом снижает интерес к профильным учебным предметам – педагогика, педагогическая психология, методика преподавания. Большинство студентов (93%) пугает в профессии педагога низкая зарплата, низкий социальный статус (57%), а также некоторые студенты (14%) высказывают опасения по поводу затруднений в общении «с этими жестокими детьми». Данное негативное восприятие профессии, по которой студент осуществляет профессиональную подготовку, могло бы быть сглажено целенаправленным показом плюсов педагогической деятельности в процессе обучения и практики.

Позитивное отношение к профессии педагога характерно для людей старшего поколения, обучавшихся в «советской» школе, и падает у современной молодежи, хотя они и выбирают педагогические специальности для профессиональной подготовки, но чаще всего с надеждой на более легкий процесс обучения. Задача педагогов вуза помочь студентам снять страх перед педагогической деятельностью, помочь поверить в себя, показать пути профессиональной самореализации, создать позитивную установку на становление профессиональной зрелости. Студенты, ориентированные на педагогическую деятельность, и сомневающиеся высказывают потребность в помощи для успешного профессионального развития: тренинги педагогического общения (43%), индивидуальные консультации (36%), и выполнение в период обучения в ВУЗе роли педагога (21%). Полученные данные говорят о необходимости не только в период педагогической практики, но, уже начиная с первого курса, включать в процесс профессиональной подготовки систему личностно-профессионального сопровождения студентов, помогая каждому как индивиду, личности и будущему профессионалу.

Представления студентов об успешном человеке чаще всего не соответствуют профессии учителя, а феномен «успешный учитель» оценивается преимущественно как хороший профессионал, достигающий высоких результатов в обучении и любящий детей. Студенты первого курса, обучающиеся на педагогических факультетах, описывая образ успешного педагога, используют эпитеты: аккуратный, вежливый, приветливый, знающий, целеустремленный и т.п., что делает акцент на общечеловеческих качествах и указывает на потребность видеть в педагоге еще и хорошего человека. С точки зрения студентов первого курса, вчерашних школьников, успешный педагог еще и любимый, уважаемый детьми, коллегами.

Наиболее сложным и наиболее значимым для достижения профессионального успеха является этап адаптации, «входа» в профессию. В педагогической профессии остаются, как правило, люди, научающиеся получать удовольствие не только от результатов, но и от процесса педагогического общения, творчества. Если молодого педагога не испугают объективные трудности этого этапа, и он достаточно быстро сможет перейти на следующие уровни личностно-профессионального развития, научится получать удовольствие от творческой профессиональной самореализации и осознает (найдет) свою миссию как педагога, почувствует свою значимость, приобретет опыт успешной профессиональной деятельности и выделит свои сильные профессиональные качества, помогающие выработать индивидуальный стиль педагогической деятельности, то высока вероятность, что он останется в профессии, будет стремиться к профессиональной зрелости, и ощущать удовлетворенность собой как профессионалом.

Среди выпускников педагогических факультетов наблюдается тенденция избегания работы по специальности, а те, которые пришли, часто уходят в первый год работы.

В 2011/2012 учебном году в рамках опытно-экспериментальной работы специалистами ДОУ Красногвардейского района Санкт-Петербурга было проведено анкетирование молодых педагогов, впервые приступивших к работе в этом учебном году. Всего приступило к работе в районе 15 молодых специалистов. Опрошено – 11. Один молодой специалист ушел в декретный отпуск, трое уволились. Только один педагог не указал в своей анкете, что он испытывает трудности в работе. Остальные указали, что испытывают психологические трудности в общении с детьми (57%), сложности в общении с родителями (32%), что им недостаточно знаний по технологиям работы с детьми дошкольного возраста (23%), испытывают затруднения в методической работе (100%), 50% из них связывают трудности с отсутствием авторитета и опыта работы.

Все респонденты весьма средне оценивают свои знания современных нормативных документов, особенно это касается федеральных государственных требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования требований к аттестации педагогических работников (на 2 и 3 по 5-ти балльной шкале), 50% опрошенных считают, что необходимо сразу после окончания ВУЗа повышать квалификацию, что они нуждаются в тренингах педагогического общения и хотели бы пройти стажировку на рабочем месте. Наиболее удобными для себя они считают такие формы повышения квалификации, как КПК на базе районных ИМЦ, на базе своего ДОУ, на базе городских ресурсных центров, индивидуальные консультации и самообразование. Наиболее востребованной является педагогическая и методическая помощь более опытных педагогов, психологическая поддержка, забота о физическом и психическом здоровье. При этом они отмечают, что в учреждении им оказывают посильную помощь в адаптации к педагогической профессии, но она не носит системный характер и недостаточна для того, чтобы эффективно и быстро пройти начальный период становления профессиональной зрелости. На вопросы, могут ли они написать статью о педагогической деятельности, разработать методическую тему или создать инновационный продукт, участвовать в опытно-экспериментальной работе учреждения, все ответили отрицательно. Наиболее часто встречаются такие проблемы, как неумение управлять коллективом детей и сложности в общении с родителями воспитанников.

Опрос молодых педагогов ДОУ в 2013/2014 учебном году показал сохранение в целом обозначенных тенденций, однако они полностью проигнорировали такие формы повышения квалификации как дистанционное обучение и самообразование. При заполнении анкет была проявлена невнимательность: при выборе профессиональных трудностей работа с родителями не была отмечена, а при самостоятельной формулировке проблем у 25% опрошенных эта проблема отмечена. Опытно-экспериментальная работа по стажировке молодых педагогов ДОУ на базе ресурсных центров повысила процент желающих повышать свою квалификацию в передовых ОУ района.

Акмеология (от греч. akme – высшая степень чего-либо, буквально наука о вершинах) – совокупность наук, изучающих вершины в развитии отдельного человека и общности людей, а также условия их достижения (А.А. Деркач). Внутри этой совокупности четко выделилось направление, изучающее вершины и пути их достижения в профессиональной деятельности. Основная задача акмеологии профессиональной деятельности – разработка средств самосовершенствования и развития жизнедеятельности до высшего уровня профессионального мастерства, реализации творческого потенциала человека в различных видах профессиональной деятельности, в том числе в сфере управления, науки, образования. Прикладная задача акмеологии профессиональной деятельности сводится к поиску оптимальных механизмов профориентации и профотбора, разработке программ личностно-профессионального развития для всех этапов непрерывного образования, помощи в создании и реализации индивидуальных программ личностно-профессионального саморазвития, выявлению механизмов стимулирования процессов личностно-профессионального развития и определению сущности, структуры и критериев профессиональной зрелости специалистов, позволяющих осуществлять объективную аттестацию кадров.

Акмеология профессиональной деятельности изучает «профессиональный менталитет», как компонент профессионального сознания, выражающий систему ценностных ориентаций и профессионального самоопределения личности в социальном, правовом, политическом, историческом и профессиональном пространстве (А.А. Деркач). Ключевой задачей акмеологии является изучение условий, способствующих достижению профессиональной зрелости в той или иной сфере деятельности.

Профессиональная зрелость – интегративный показатель, включающий в себя совокупность личностно-профессиональных качеств, гарантирующих высокую результативность и качество профессиональной деятельности в настоящем и будущем. Профессиональная зрелость специалиста может быть представлена когнитивным, личностно-индивидным, деятельностным и результативным блоками. Когнитивный блок включает перечень знаний, необходимых для успеха в данной профессиональной деятельности. Личностно-индивидный блок представлен совокупностью характеристик профессионала как индивида и личности, включая профессионально необходимые и желательные качества: показатели здоровья, мотивации, способностей, ценностных установок и др. Профессиональная деятельность предполагает владение общечеловеческими умениями и навыками, и специфичными для профессии. Профессиональная зрелость специалиста как образ идеала, может включать в себя перечень общих для всех специальностей качеств и перечень специфичных, характерных только для данный профессии или профессиональной сферы, например, для педагога вообще и для воспитателя детского сада в частности.

Акмеология профессиональной деятельности изучает профессиональную зрелость отдельного специалиста и профессиональную зрелость трудового коллектива, внутренние и внешние условия их достижения. Профессиональное развитие, как отдельного человека, так и коллектива имеет общие закономерности, характерные для развития всех сложных биопсихосоциальных систем и специфичные. Поиск этих закономерностей не только серьезная научная проблема, но и практическая задача, направленная на повышение качества жизни, качества человеческих ресурсов и на повышение производительности труда.

Синергетический подход к проблеме профессионального развития человека позволяет выделить акмеологические (восходящий тренд) и катаболические (нисходящий тренд) этапы, определить их качественные характеристики, внутренние и внешние условия проявления. Профессионально зрелый специалист принимает на себя функцию верхнего аттрактора, опережающего свое время эталона в профессиональной деятельности, определяющего вектор развития отрасли и предприятия. Профессионально зрелый специалист не только имеет собственные продукты инновационной профессиональной деятельности, но и обучает других тому, как эти продукты использовать и получать, то есть выполняет роль наставника.

Профессионально зрелого специалиста может подготовить только профессионально зрелый педагог, готовый не только иметь свои личные профессиональные достижения, но и подготавливающий стремящихся к личностно-профессиональному развитию обучаемых и выполняющий роль наставника по отношению к молодым, менее опытным педагогам. Поэтому одним из организационных условий успешной адаптации молодых педагогов к профессиональной деятельности является наличие подготовленных наставников. В монографии описан опыт организации стажировки и подготовки наставников для молодых педагогов на базе районных стажировочных площадок с привлечением педагогов высшей школы.

Инициатором организации стажировки для молодых педагогов может выступать как районная образовательная система, так и областной ВУЗ или учреждение дополнительного профессионального образования, в любом случае, эффективность данной работы определяется наличием методического и кадрового обеспечения, качеством управления и в том числе, сетевого разноуровневого взаимодействия. Ключевыми задачами стажировки молодых педагогов являются:

  • адаптация к условиям профессиональной деятельности;

  • мотивация к личностно-профессиональному развитию;

  • вовлечение в инновационную деятельность;

  • освоение профессиональной документации;

  • выработка индивидуального стиля профессиональной деятельности на основе рефлексии своих личностных и индивидных особенностей;

  • составление программы личностно-профессионального развития.

Преимущество районных стажировочных площадок в адаптации молодых педагогов заключается в территориальной близости к рабочему месту, возможности посещать несколько стажировочных площадок в зависимости от направлений стажировки и координировать деятельность нескольких наставников.

Молодой педагог, как и любой другой специалист, должен ощутить заинтересованность профессиональной среды в его личностно-профессиональном развитии, видеть перспективы и механизмы достижения профессиональных вершин, осознать свою профессиональную миссию, принять на себя ответственность за результаты и процесс педагогической деятельности.

Педагог, научившийся получать удовольствие, радость от результатов и процесса своей профессиональной деятельности, скорее всего в профессии и будет стремиться к личностно-профессиональному развитию, поэтому стажировка молодого педагога – это механизм научения творческой самореализации в профессии, научения трудиться с удовольствием, на благо себе и людям.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

Похожие:

Образования ленинградской области iconИ среднего предпринимательства субсидий для возмещения части
Ленинградской области" государственной программы Ленинградской области "Стимулирование экономической активности Ленинградской области",...

Образования ленинградской области iconПравительство ленинградской области постановление
В целях реализации государственной программы Ленинградской области "Развитие сельского хозяйства Ленинградской области", утвержденной...

Образования ленинградской области iconПояснительная записка к отчёту об исполнении областного бюджета Ленинградской области
Ленинградской области в соответствии с Постановлением Правительства Ленинградской области от 27 декабря 2004г. №319 «Об утверждении...

Образования ленинградской области iconЛенинградской области приказ
«дорожной карты» по организации предоставления государственных и муниципальных услуг в Ленинградской области по принципу «одного...

Образования ленинградской области iconЛенинградской области постановление
Ленинградской области от 27 декабря 2013 года №526 «О компенсации родителям (законным представителям) части родительской платы за...

Образования ленинградской области iconПостановление от 11 ноября 2014 г. N 517 об утверждении порядка определения...
Ленинградской области" государственной программы Ленинградской области "Стимулирование экономической активности Ленинградской области",...

Образования ленинградской области iconПравительство ленинградской области постановление
В целях реализации областного закона Ленинградской области от 15 апреля 2015 года №38-оз «Об участии граждан в охране общественного...

Образования ленинградской области iconШашечный кодекс россии
Федерация шашек Ленинградской области", администрации муниципального образования "Тихвинский район Ленинградской области", комитета...

Образования ленинградской области iconПостановление от 12 ноября 2014 г. N 520 об утверждении порядка предоставления...
Ленинградской области" государственной программы Ленинградской области "Стимулирование экономической активности Ленинградской области",...

Образования ленинградской области iconМетодические рекомендации по формированию муниципальных заданий муниципальными...
«Город Выборг» Выборгского района Ленинградской области администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск