МЕЖДУНАРОДНЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
ОТМЫВАНИЮ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ В.А. ЗУБКОВ, С.К. ОСИПОВ ОТ АВТОРОВ Настоящее учебное пособие "Международные стандарты в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма" является вторым из серии учебных пособий по финансовому мониторингу, которые послужат основой для подготовки профессиональных кадров и повышения квалификации сотрудников государственных органов, финансовых организаций и иных участников национальной системы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма Российской Федерации, а также других государств - членов Евразийской группы по типу ФАТФ.
В рамках данного учебного пособия детально раскрывается и анализируется весь спектр международных стандартов в сфере противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма от уголовно-правовых мер до общих условий и принципов международного сотрудничества в данной области. Именно выработка, обновление и соблюдение единых международных стандартов в такой жизненно важной области деятельности государства, как борьба с отмыванием денег и финансированием терроризма, способны обеспечить единообразие подходов разных стран и, в конечном итоге, достижение высоких результатов и общую эффективность подобной деятельности. Залогом победы над такими преступлениями, как отмывание денег и финансирование терроризма в глобальном масштабе, является объединение усилий всего мирового сообщества.
Цель настоящего учебного пособия заключается в формировании комплексных и системных знаний о международных стандартах противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма, что позволит повысить уровень интеграции международных стандартов в российское законодательство, а также правоприменительную практику. Помимо этого достижение указанной цели позволит поднять на новый уровень понимание основных тенденций развития международных стандартов в области противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма.
Подготовка и постоянное повышение квалификации специалистов, занятых в данной сфере, являются одним из основополагающих факторов обеспечения эффективности любой национальной системы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, а также соблюдения соответствующих международных стандартов.
Представленная работа усилит методическую базу высшей школы и будет способствовать повышению качественного уровня подготовки специалистов по дисциплине "Финансовый мониторинг". ВВЕДЕНИЕ Международные стандарты в сфере противодействия отмыванию
преступных доходов и финансированию терроризма Для формирования глобального международного фронта противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма ключевое значение имеет стандартизация подходов различных стран ко всем аспектам данной проблемы. Гармонизация национальных законодательств и институциональных механизмов на базе единых международных стандартов призвана обеспечить эффективное противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма на уровне каждой страны, а также полномасштабное международное сотрудничество в данной области.
В сфере противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма наиболее отчетливо проявляется современная тенденция международного права, заключающаяся в смещении акцентов с регулирования собственно межгосударственных отношений на согласование внутренних правовых режимов. Очевидно, что международное сотрудничество в данной области может развиваться только при условии единообразного подхода всех государств к решению таких вопросов внутреннего правового регулирования, как криминализация отмывания денег и финансирования терроризма, раскрытие профессиональной тайны финансовыми организациями и т.п.
В условиях глобализации экономических и криминальных процессов наличие общепринятых стандартов противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма крайне важно для защиты интересов как каждой отдельно взятой страны, так и международного сообщества в целом.
Общепризнанным кодексом правил и норм в сфере противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма считаются 40+9 рекомендаций ФАТФ, в которых сведены и по необходимости дополнены базовые положения основных международных правовых актов по данным вопросам. Рекомендации ФАТФ, являясь минимальными стандартами формирования национальной системы противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма, предоставляют странам определенную свободу в выборе конкретных форм их имплементации с учетом особенностей их правовых и финансовых систем.
Сорок рекомендаций ФАТФ подразделяются на следующие разделы:
A. Требования к национальной правовой системе в части установления уголовной ответственности за отмывание денег и финансирование терроризма, а также обеспечения конфискации соответствующего имущества (уголовно-правовые меры).
B. Меры, которые должны приниматься финансовыми учреждениями и определенными нефинансовыми предприятиями и профессиями для предупреждения отмывания денег и финансирования терроризма (превентивные меры).
C. Институциональные и другие меры, обеспечивающие формирование системы противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (институциональные меры).
D. Международное сотрудничество.
Такое деление представляется достаточно условным, поскольку многие рекомендации ФАТФ и связанные с ними стандарты могут быть отнесены сразу к нескольким разделам. Так, например, Рекомендации 23 - 25, связанные с регулированием и надзором, имеют непосредственное отношение не только к превентивным, но и институциональным мерам. Рекомендации 21 - 22, которые касаются применения санкций к странам, не соблюдающим Рекомендации ФАТФ, могут быть одновременно включены в разделы B, C и D.
Тем не менее для удобства изложения и изучения стандарты противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма будут представлены далее в соответствии с традиционной структурой Сорока рекомендаций ФАТФ.
Помимо текста самих 40 + 9 рекомендаций ФАТФ при подготовке учебного пособия использовались Пояснительные записки к ним и "Методология оценки" соответствия этим Рекомендациям, а также положения соответствующих Конвенций ООН, резолюций СБ ООН и актов иных международных органов. Глава 1. УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ Первым и главным шагом на пути создания национальной системы противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма в каждой стране является криминализация деяний, связанных с отмыванием денег и финансированием терроризма. Признание отмывания денег и финансирования терроризма уголовно наказуемыми деяниями (преступлениями) и установление соответствующих санкций за их совершение создают правовую основу для решения следующих задач:
- обеспечение деятельности правоохранительных органов по расследованию и уголовному преследованию лиц, занимающихся отмыванием денег и финансированием терроризма;
- установление режима превентивных мер, направленных на выявление финансовыми посредниками операций, возможно связанных с отмыванием денег или финансированием терроризма;
- принятие обеспечительных мер по выявлению и замораживанию преступных доходов и финансовых активов террористов в целях их последующей конфискации;
- развитие международного сотрудничества между правоохранительными, контрольными, надзорными и иными органами, задействованными в системе противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма.
Современные международные подходы к борьбе с организованной преступностью и терроризмом нацелены на лишение соответствующих видов преступной деятельности прибыльности и воспрепятствование доступу террористов к финансовым ресурсам. Поэтому законы о конфискации доходов от преступной деятельности и террористических активов независимо от источника их происхождения составляют основу эффективной системы противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма.
Процедура конфискации состоит из обеспечительных мер, включая замораживание и арест, и собственно конфискации (фактической) соответствующих денежных средств, иного имущества. § 1. Криминализация отмывания денег Состав преступления.
Согласно Рекомендации 1 все страны должны ввести уголовное преследование за отмывание денег на основе Конвенции ООН "О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ" 1988 г. (Венская конвенция) и Конвенции "Против транснациональной организованной преступности" 2000 г. (Палермская конвенция).
Хотя предмет Венской конвенции ограничен вопросами борьбы с незаконным оборотом наркотиков и в ней прямо не использован термин "отмывание денег", в Конвенции дается базовое описание состава таких преступлений. Наряду с криминализацией деяний, заключающихся в незаконном обороте наркотиков и предусмотренных подп. "a" п. 1 ст. 3 данной Конвенции, в соответствии с подп. "b" того же пункта в качестве преступлений должны также квалифицироваться следующие действия, когда они совершаются преднамеренно:
i) конверсия или перевод собственности, если известно, что такая собственность получена в результате любого правонарушения или правонарушений, признанных таковыми в соответствии с подп. "a" данного пункта, или в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях, в целях сокрытия или утаивания незаконного источника собственности или в целях оказания помощи любому лицу, участвующему в совершении такого правонарушения или правонарушений, с тем чтобы он мог уклониться от ответственности за свои действия;
ii) сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, подлинных прав в отношении собственности или ее принадлежности, если известно, что такая собственность получена в результате правонарушения или правонарушений, признанных таковыми в соответствии с подп. "а" данного пункта, или в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях.
Кроме того, подп. "c" п. 1 ст. 3 Венской конвенции предусмотрено, что с учетом конституционных положений и основных принципов правовой системы Стороны принимают меры для признания уголовно наказуемыми деяниями (преступлениями):
i) приобретение, владение или использование собственности, если в момент ее получения было известно, что такая собственность получена в результате правонарушения или правонарушений, признанных таковыми в соответствии с подп. "a" данного пункта, или в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях;
ii) публичное подстрекательство или побуждение других любыми средствами к совершению любого из правонарушений, признанных таковыми в соответствии с данной статьей, или к незаконному использованию наркотических средств или психотропных веществ;
iii) участие, причастность или вступление в преступный сговор с целью совершения любого правонарушения или правонарушений, признанных таковыми в соответствии с данной статьей, попытки совершить такое правонарушение или правонарушения, а также пособничество, подстрекательство, содействие или дача советов при их совершении.
Определение состава отмывания денег закреплено в п. 1 ст. 6 Палермской конвенции, которая предусматривает признание государствами-участниками в качестве уголовно наказуемых следующих деяний, когда они совершаются умышленно:
a) i) конверсию или перевод имущества, если известно, что такое имущество представляет собой доходы от преступлений в целях сокрытия или утаивания преступного источника этого имущества или в целях оказания помощи любому лицу, участвующему в совершении основного правонарушения, с тем чтобы оно могло уклониться от ответственности за свои деяния;
ii) сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, прав на имущество или его принадлежность, если известно, что такое имущество представляет собой доходы от преступлений;
b) при условии соблюдения основных принципов своей правовой системы:
i) приобретение, владение или использование имущества, если в момент его получения известно, что такое имущество представляет собой доходы от преступлений;
ii) участие, причастность или вступление в сговор с целью совершения любого из преступлений, признанных таковыми в соответствии с данной статьей, покушение на его совершение, а также пособничество, подстрекательство, содействие или дача советов при его совершении.
Криминализация деяний, описанных в подп. "a" п. 1 ст. 6 Палермской конвенции, обязательна для всех стран, а отнесение к преступлениям деяний, приведенных в подп. "b" того же пункта, зависит от особенностей национальной правовой системы. При этом понимается, что каждая страна обязана криминализовать и указанные деяния, если только это не противоречит основным принципам ее правовой системы.
Преемственность определению "отмывание доходов" сохраняется и в последующих международных правовых актах по данной тематике, включая Меридскую конвенцию ООН 2003 г. и Варшавскую конвенцию Совета Европы 2005 г.
Учитывая сложный состав рассматриваемого преступления, во избежание различных толкований при имплементации указанных положений международных конвенций в национальное законодательство странам целесообразно, по мере возможности, максимально точно следовать соответствующим формулировкам, принятым в международном праве.
Предшествующие (основные) правонарушения.
В соответствии со ст. 2 Палермской конвенции под "основным" (предшествующим) правонарушением понимается любое правонарушение, в результате которого получены доходы, в отношении которых могут быть совершены деяния, образующие состав такого преступления, как отмывание доходов.
Если Венская конвенция рассматривала в качестве предшествующих только правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков (п. 1 ст. 3), то Палермская конвенция предусматривает, что каждое государство-участник стремится применять п. 1 ст. 6 (см. выше) к самому широкому кругу основных правонарушений. При этом в число основных правонарушений включаются все тяжкие преступления (наказуемые лишением свободы на максимальный срок не менее четырех лет) и уголовно наказуемые деяния, признанные Палермской конвенцией преступлениями. В случае, когда национальное законодательство содержит перечень определенных основных правонарушений, в него должен включаться как минимум всеобъемлющий круг преступлений, связанных с деятельностью организованных преступных групп (подп. "a" и "b" п. 2 ст. 6).
Данное требование получило закрепление и дальнейшее развитие в действующей редакции Сорока рекомендаций ФАТФ, согласно 1-й из которых страны должны применять определение "отмывание денег" ко всем тяжким преступлениям, с тем чтобы отнести его к самому широкому кругу предшествующих правонарушений.
ФАТФ допускает использование различных методов отнесения правонарушений к предшествующим:
- включение всех правонарушений;
- установление определенного порога, связанного либо с категорией тяжких преступлений, либо с наказанием в виде лишения свободы, установленным за предшествующие преступления (пороговый метод);
- определение конкретного списка предшествующих правонарушений;
- сочетание указанных выше методов.
Если страны используют пороговый подход, то в состав предшествующих правонарушений должны как минимум включаться все те правонарушения, которые в соответствии с их национальным законодательством отнесены к категории тяжких преступлений, или правонарушения, наказуемые лишением свободы на максимальный срок более одного года (для стран, использующих минимальный срок, - все правонарушения, наказуемые лишением свободы на срок более шести месяцев).
При этом независимо от выбранного метода каждая страна должна обеспечить включение в число предшествующих правонарушений ряда правонарушений из каждой из определенных категорий правонарушений. Перечень таких "определенных категорий правонарушений" приведен в Словаре к Сорока рекомендациям:
1) участие в организованной преступной группе и рэкет;
2) терроризм, включая финансирование терроризма;
3) торговля людьми и незаконный ввоз или вывоз мигрантов;
4) сексуальная эксплуатация, включая сексуальную эксплуатацию детей;
5) незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ;
6) незаконный оборот оружия;
7) незаконный оборот украденных и иных товаров;
8) коррупция и взяточничество;
9) мошенничество;
10) фальшивомонетничество;
11) контрафакция и нарушение прав при изготовлении товаров;
12) экологические преступления;
13) убийства, нанесение тяжких телесных повреждений;
14) похищение людей, незаконное лишение свободы и захват заложников;
15) ограбление или кража;
16) контрабанда;
17) вымогательство;
18) подлог;
19) пиратство;
20) инсайдерские сделки и манипулирование рынком.
В Словаре дается также важное пояснение к данному перечню, согласно которому каждая страна, принимая решение о круге преступлений, рассматриваемых в качестве основных преступлений в каждой из перечисленных выше категорий, может руководствоваться своим внутренним законодательством при определении (описании) таких уголовно наказуемых деяний и характера любых элементов состава таких правонарушений, которые позволяют квалифицировать их в качестве тяжких преступлений.
Важным исключением из возможности действовать по собственному усмотрению, предоставляемой странам в отношении описания основных преступлений, является финансирование терроризма, требования по криминализации (описанию) которого довольно жестко установлены Специальными рекомендациями ФАТФ.
Цель указанной выше рекомендации - установление универсального перечня тяжких преступлений, признаваемых всеми странами в качестве предшествующих отмыванию денег. Очевидно, что для выполнения данной рекомендации недостаточно просто отнести к предшествующим преступлениям все составы, предусмотренные уголовным законодательством, если в данной стране не криминализованы отдельные деяния из указанного перечня. При этом все страны обязаны отнести к предшествующим правонарушениям "ряд", т.е. несколько правонарушений из каждой из 20 определенных категорий.
Понимается, что указанный перечень рассматривается как минимальный и все страны должны стремиться к его расширению, от чего в значительной степени зависят возможности развития международного сотрудничества в сфере ПОД/ФТ.
|