А. А. Широбокова О. В. Кривощекова


НазваниеА. А. Широбокова О. В. Кривощекова
страница1/10
ТипУчебное пособие
filling-form.ru > Договоры > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Иркутский государственный технический университет
А.А. Широбокова

О.В. Кривощекова

С.В. Уралова

Социальное проектирование

Часть I

Пособие по составлению заявок

на гранты

Учебное пособие


Иркутский государственный технический университет

2007

Рецензенты: начальник управления Губернатора Иркутской области по связям с общественностью и национальным отношениям Коженков С.А.


Широбокова А.А., Кривощекова О.В., Уралова С.В. Социальное проектирование. Часть I. Пособие по составлению заявок на гранты. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2007 – 116c.


Учебное пособие содержит практический опыт подготовки проектных заявок грантодателям, спонсорам, фондам и другим организациям, предоставляющим финансирование общественным и некоммерческим организациям, отдельным гражданам, инициативным группам граждан. Представленные в учебном пособии методические материалы содержат теоретические знания и практические рекомендации по подготовке заявок на финансирование потенциальным спонсорам. Учебное пособие является первой книгой из общей серии: социальное проектирование. Серия представлена четырьмя книгами.

Предназначена для органов власти, общественных и некоммерческих организаций, специалистов различных учреждений, преподавателей, студентов, слушателей курсов повышения квалификации, стажеров и всех, кто заинтересован в освоении опыта подготовки проектных заявок.

© Широбокова А.А.,

Уралова С.В.,

Кривощекова О.В., 2007

© Иркутский государственный

технический университет, 2007


Оглавление
Предисловие

Введение

Глава 1. Финансовая поддержка общественной активности

1.1. Почему возникла необходимость в получении навыков

написания проектов

1.2. Кто и как может обеспечить финансирование идей

1.3. Пять циклов управления проектом

1.4. Системы приема и рассмотрения заявок

1.5. Способы получения грантов

1.6. Почему и в каком случае доноры дают деньги

Глава 2. Базовые разделы заявки на финансирование

2.1. Общие рекомендации к написанию заявки

2.2. Описание организации

2.3. Обоснование необходимости выделения средств

2.4. Цели и задачи проекта

2.5. Методы и пути достижения цели

2.6. Бюджет проекта

2.7. Развитие проекта

2.8. Общее оформление проекта

2.9. Рекомендации по составлению резюме

2.10. Самооценка заявки

2.11. Что делать, если заявка отвергнута

2.12. Что делать после получения гранта

Глава 3. Образцы заявок на финансирование

3.1. Организация комплектования в регионах Северного Кавказа

и Поволжья

3.2. Возрождение села через активизацию граждан

4. Глоссарий

5. Библиографический список

Предисловие
Содержание учебного пособия учитывает многолетнюю практику авторов не только в подготовке и реализации социальных проектов. Учтена многолетняя практика консультирования и экспертизы проектных заявок, преподавания специальных курсов, проведения тренингов по проблемам социального проектирования членам местных сообществ, в учебных заведениях, на специализированных курсах, курсах повышения квалификации государственных и муниципальных служащих и т.д. В пособии также учтен опыт международных и Российских экспертов по социальному проектированию, изложенный в различных изданиях, представленный на конференциях, форумах и пр.

Социальное проектирование является новым инструментом социальной политики России, механизмом социального партнерства, участия местных сообществ в социально–экономическом развитии своих территорий, высокоэффективным инструментом решения социальных проблем. Напряженной работы, ясного видения цели, организованности и желания изменить жизнь к лучшему часто бывает недостаточно, чтобы воплотить идеи преобразования. Как правило, недостающим звеном является финансирование. Поэтому все шире внедряется практика социального проектирования в реальную жизнь территорий не только через систему международных и российских Фондов, корпораций и.т.д., но и через систему муниципальных, областных, региональных и общероссийских грантов, социальных заказов и пр. Именно для того, чтобы дать возможность гражданам, инициативным группам граждан, общественным и некоммерческим организациям получить доступ к этим источникам финансирования, авторы подготовили данное издание. Надеемся, что рекомендации, содержащиеся в этом пособии, помогут нашим читателям получить доступ к источникам финансирования, реализовать идеи и создадут для них новые возможности.

Авторы выражают искреннюю признательность администрации Губернатора Иркутской области и Общественной Палате РФ, обеспечивших финансирование издания. Мы также благодарны студентам кафедры социологии и социальной работы Иркутского государственного технического университета И. Фоминой и С. Ваниной, оказавшим содействие при подготовке этой книги к изданию.

Введение
Учебное пособие является первой книгой из общей серии: социальное проектирование. Она содержит сведения о том, что такое социальное проектирование, какую роль играет оно в современной социальной политике, как писать проекты. Вторая книга - «Экспертиза социальных проектов» - предназначена для тех, кто хочет получить опыт экспертной оценки социальных проектов. Третья - «Активные методы обучения. Пособие для тренеров» предназначена для подготовки тренеров по социальному проектированию. В ней содержатся общие материалы по активным методам обучения, организации и проведению тренингов, методические разработки для проведения тренингов по социальному проектированию. В четвертой книге «Социальное проектирование: практический опыт» содержится положительный практический опыт социального проектирования общественных и некоммерческих организаций, граждан, инициативных групп граждан Иркутской области. В ней представлены проекты, получившие поддержку из различных источников финансирования.

Вокруг так много замечательных идей и проектов, как же добиться того, чтобы было принято решение профинансировать именно Ваш проект, уважаемый читатель. В данной книге подробно описаны шаги достижения этой цели. В ней имеются советы по написанию заявок на гранты, представлена технология разработки проекта, даются советы по самооценке проекта, с рекомендациями действий в случае возникновения тех или иных ситуаций развития проектной работы. При этом учтены особенности подготовки проектов как для конкурса, объявленного грантодателем, так и для представления проекта без привязки к конкретной программе потенциального спонсора.

Даны в книге и образцы заявок на финансирование с комментариями разделов заявки одного из образцов. Он представлен международным проектом, реализованным в России. Второй образец представлен проектом, подготовленным в рамках конкурса грантов «Губернское собрание общественности Иркутской области» в 2006 году.

В конце книги представлены глоссарий и библиографический список, которые позволят глубже понять проблемы социального проектирования.

Глава 1. Финансовая поддержка общественной активности
1.1. Почему возникла необходимость в получении навыков написания проектов
Продолжающиеся второй десяток лет радикальные исторические преобразования в России, наряду с экономической и политической сферами, в корне изменили стратегию социальной политики. Мировой опыт и практика социальных преобразований России показали, что решить разнообразное и значительное количество социальных проблем только административными методами невозможно. С этих позиций новые стратегии опираются на вовлечение всех слоев населения, широкой общественности, бизнеса в решение социальных, экономических и гражданских проблем. Государство со своей стороны обеспечивает развитие и поддержку их инициатив, направленных на разработку эффективной социальной политики и ее практической реализации, как на государственном уровне, так и в каждом территориальном образовании. Это обеспечивает практическую реализацию фундаментального принципа управления: сократить административную дистанцию между органом, принимающим решение, и сферой действия этого решения, достигая, таким образом, точности фокусировки самого управленческого решения и оптимизации расходов по его исполнению.

Важнейшим элементом происходящих изменений является самоуправление, которое проходит сложный период становления и за которым закреплены функции, изменяющие монополию традиционной для России государственной власти. Суть изменений сводится к тому, что часть властных полномочий передается на местный уровень, местному сообществу, местным организациям, а фактически гражданскому обществу. Такой подход означает смену вектора социального развития от патерналистской модели к либеральной. Последняя опирается на широкое участие общества в решении социальных проблем.

Практически каждый из нас в отдельности или с группой единомышленников имеет много замечательных идей, призванных изменить жизнь вокруг нас к лучшему. С единомышленниками можно объединиться и создать некоммерческую организацию в одной из возможных организационно-правовых форм: общественной, религиозной, некоммерческого партнерства, автономной некоммерческой организации и т.д. Российское законодательство предполагает достаточное разнообразие этих организационно-правовых форм, совокупность которых представляет собой так называемый третий сектор. Его отличие от других секторов (государственного и коммерческого) заключается в том, что именно эти организации позволяют гражданам объединиться, стать юридическим лицом и выполнять различные социально значимые работы и услуги в интересах развития общества. Прибыль, которая может быть получена в результате такой деятельности, распределяется на уставные цели и задачи организации. Таким образом, основной целью деятельности некоммерческой организации является не извлечение прибыли, а реализация общественно-полезных функций. Для того чтобы стимулировать активность граждан в таком направлении деятельности, организациям некоммерческого сектора предоставляются определенные льготы и преференции (налоговые льготы, особые системы финансирования и пр.). Реализовать общественные инициативы могут и отдельные граждане или группа граждан, не образуя некоммерческой организации. В этом случае они действуют как физические лица или инициативные группы.

Все шире вовлекаются в решение социальных проблем коммерческие структуры, реализуя на практике идею социальной ответственности бизнеса.

Появление такого количества новых субъектов социальных преобразований не может ориентироваться на традиционную сметную систему распределения и перераспределения бюджетных и иных средств для финансирования. Более того, традиционные социальные учреждения, деятельность которых направлена на обеспечение гарантированных государством социальных услуг, также проходит сегодня стадию реформирования. Происходит переход от сметного финансирования к системе государственных/муниципальных заказов. Это означает замену планирования расходов по видам расходов на планирование социально-экономической результативности деятельности бюджетополучателей. Новая система финансирования распространяется как на конечных бюджетополучателей, так и на министерства, комитеты региональных администраций и муниципальные органы. В результате этого в конкурсах на лучшее предоставление общественных (социальных) услуг могут принимать участие государственные и муниципальные организации и учреждения, частные компании, некоммерческие организации, а в некоторых случаях и инициативные группы граждан. Таким образом, программно-целевое бюджетирование – качественно новая система бюджетного планирования, направленная на результат. В отличие от традиционной системы затратного бюджетирования, планирующего, сколько средств нужно потратить, программно-целевое бюджетирование ставит во главу угла планируемый общественный результат, который должен быть достигнут за счет потраченных средств. Именно поэтому особое значение приобретают такие понятия, как проект, проектная заявка, цели и задачи, ожидаемый результат, оценка достижения результата, стратегия (пути достижения конечного результата) и пр. Именно эти понятия формируют сегодня новый язык общения между держателями финансовых ресурсов (государство, региональные и муниципальные органы власти, бизнес-структуры, фонды и пр.) и теми, кто должен или хотел бы принять участие в решении общественных проблем за счет перераспределения этих финансов. Оформленный в заявку проект, направленный на достижение конкретного результата, является цивилизованным языком общения между партнерскими организациями, организациями исполнителями проекта и их спонсорами. На этот язык, язык «проектного» финансирования, переходят сегодня и бюджетные организаций, которые до настоящего времени находились на «сметном» финансировании. Иными словами, если например какому-либо бюджетному учреждению культуры (музею, библиотеке, театру) необходимо финансирование, оно может быть предоставлено из бюджета только под конкретный проект.

Таким образом, на социальном пространстве России появилось пять групп субъектов социальной политики – государственные, коммерческие, некоммерческие организации, отдельные граждане и инициативные группы граждан. Новые социальные стратегии активно поощряют взаимодействие между ними для решения различных проблем. Такое взаимодействие получило название «социальное партнерство» и предполагает множество разнообразных форм. За счет такого взаимодействия обеспечивается синергетический эффект от «сложения» разных ресурсов, выгодного каждому участнику социального партнерства, каждому сектору в целом и всему населению. Существуют разнообразные формы социального партнерства, среди которых важное место занимает финансирование идеи - прямое, договорное, конкурсное финансирование деятельности организаций и общественно полезных программ, целевое финансирование, поддержка в форме грантов и пр.

Для того чтобы финансирование стало возможным, идея должна быть понятной не только автору, но и потенциальному спонсору. Чтобы идея была понятна и организована к выполнению, она должна быть представлена в виде определенной последовательности шагов, выполняемых в конкретные сроки, с привлечением оптимальных средств и ресурсов, обеспечивающих эффективную реализацию задуманной идеи. Такие шаги эффективной реализации идеи называются проектом. Предлагаемые в проекте действия создают условия для качественного изменения деятельности организации или физических лиц в интересах конечных пользователей, целевых групп (тех, на кого направлена деятельность проекта) и всего общества.

Проект всегда направлен на решение проблемы, в которой оказались целевые группы, реальные и потенциальные пользователи, общественность. Проблема - противоречие между описанной (идеальной) ситуацией и реальностью. При этом важно иметь в виду, что проблема не ограничивается финансовыми трудностями участников проектаю.

Проект – это инструмент решения проблемы, определенная деятельность с определeнным сроком, бюджетом, механизмом реализации. У проекта всегда есть результат. Для исполнения проекта всегда есть квалифицированная и сплоченная команда.

Среди отличительных особенностей проекта можно выделить:

- наличие проблемы (потребности), для решения которой предпринимается какая-либо последовательная деятельность. При этом важно понимать, что проектная проблема, как правило, шире организационных проблем, которые рождаются внутри организации или группы физических лиц. Она относится к разряду социально-экономических или гражданских проблем, таких, как, например, проблемы доступа к информации, обеспечение равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин, снижение уровня бедности определенных социальных групп, необходимости развития определенных услуг и т.п.;

- четкие сроки начала и окончания работ;

- специально выделенные для осуществления проекта ресурсы;

- предсказуемые, определяемые до начала работ количественные и качественные результаты.

Именно наличие проекта позволяет перейти от идеи как таковой к ее конкретному воплощению, четко и ясно объяснить единомышленникам, инвесторам, обществу в целом, как и за счет чего произойдут изменения к лучшему.
1.2. Кто и как может обеспечить финансирование идей
Выше уже отмечалась стратегия новой социальной политики, ориентированной на включение общества в решение различных социально-экономических и гражданских проблем. Для эффективного развития этого подхода государственная политика направлена на формирование таких форм финансирования, как социальный заказ, государственный заказ, муниципальный заказ. Принимать участие в конкурсах на финансирование могут и некоммерческие организации. За счет этого реализуется еще один принцип новой социальной политики – разгосударствление социальной сферы. А это означает, что, объединившись с группой единомышленников и создав некоммерческую организацию, возможно принять участие в этих конкурсах и получить бюджетное финансирование на воплощение идеи.

Существуют и другие источники финансирования идей и проектов – это различные Фонды, крупные корпорации, коммерческие структуры, реализующие принципы социально-ответственного бизнеса, частные лица. Эти организации выделяют финансирование в форме грантов и называются грантодателями, донорами, спонсорами. Гранты – это целевые невозвратные средства, предоставляемые безвозмездно организациям, физическим лицам или инициативным группам в денежной или натуральной форме на общественно полезные или социальные цели с последующим отчетом об их использовании. В роли грантодателей выступают и государственные органы власти различных уровней. Вспомним президентские гранты, гранты Общественной Палаты РФ, гранты «Губернского собрания общественности Иркутской области» и пр.

Гранты распределяются грантодателем, как правило, на конкурсной основе, на основании заявки, подготавливаемой грантозаявителем в соответствии с условиями предоставления гранта, мандатом грантодателя. В качестве примера рассмотрим основные направления программы одного из известных Фондов и конкурса грантов «Губернское собрание общественности Иркутской области».

Фонд «Евразия» был основан в 1993 году. Миссия Фонда - содействие развитию демократических институтов и частного предпринимательства в двенадцати странах СНГ, в том числе в России. Миссия Фонда - Фонд «Евразия» исходит из убежденности в том, что общество достигает наибольших успехов, когда граждане принимают на себя ответственность за будущее экономическое и гражданское устройство своей страны. Программы Фонда были призваны способствовать развитию мировоззрения и практических навыков, необходимых для экономического и социального благополучия как самих граждан, так и общества в целом. В соответствии с миссией, Фонд «Евразия» исходил из того, что для укоренения и распространения демократических ценностей и принципов рыночной экономики необходимы эффективно функционирующие органы власти, общественные организации и коммерческие структуры. Поэтому Фонд вкладывал свои ресурсы в развитие организаций на местах, которые помогают гражданам стать активными участниками социальной и экономической жизни страны, одновременно стремясь установить прочные партнерские связи между этими организациями и их коллегами в других демократических государствах. С учетом сказанного, Фонд оказывал поддержку инновационным проектам, которые обладают потенциалом существенно способствовать достижению одной или нескольких из следующих целей:

- развитие частного предпринимательства. Цель: ускоренное развитие предпринимательства и рост числа частных предприятий. Основные направления программы предоставления грантов: улучшение практики ведения бизнеса; расширение доступа к финансовым ресурсам; уменьшение правовых и нормативных барьеров на пути развития бизнеса;

- государственное управление и местное самоуправление. Цель: более эффективные, отвечающие на нужды граждан и ответственные перед ними органы власти. Основные направления программы: повышение квалификации государственных служащих; совершенствование механизмов финансового управления органов власти на муниципальном и региональном уровне; законодательство и механизмы, способствующие эффективной работе местных органов власти;

- гражданское общество. Цель: активизация участия граждан в процессе принятия экономических, политических и социальных решений. Основные направления программы: более эффективные негосударственные (некоммерческие) организации и СМИ; усиление финансовой состоятельности некоммерческих организаций и СМИ; уменьшение барьеров на пути развития некоммерческих организаций и СМИ.

В каждом из вышеперечисленных программных направлений Фонд «Евразия» поддерживал проекты, направленные на подготовку кадров, развитие устойчивых финансовых механизмов, создание благоприятной правовой среды. Фонд отдавал предпочтение проектам, которые объединяют тематику нескольких программных направлений и предоставляют возможность обмена опытом и идеями с организациями из других регионов.

Конкурс грантов «Губернское собрание общественности Иркутской области» проводится с целью выявления и поддержки общественных инициатив, способствующих реализации социально-экономических реформ в Иркутской области, укреплению межсекторного взаимодействия и социального партнерства, созданию в соответствии с законодательством механизмов участия граждан в решении вопросов местного значения путем самоорганизации. Конкурс объявляется по различным номинациям. В 2006 году номинации были определены следующим образом: создание центров поддержки гражданской активности на базе библиотек; развитие общественной активности на территории Усть-Ордынского Бурятского автономного округа; поддержка общественно значимых проектов, направленных на развитие местных сообществ, развитие социального партнерства, а также касающихся любых аспектов жизни населения во всех сферах общественно полезной деятельности; поддержка проектов, направленных на популяризацию семейных ценностей, просветительскую деятельность по вопросам семьи и материнства, а также проектов, направленных на возрождение семейных ценностей.

При этом важно понять, что заявка на грант – это способ письменного выражения структуры и возможностей проекта, форма описания проекта, взаимоприемлемая для грантозаявителя и грантодателя. Основная цель подачи заявки на грант – привлечение средств для практического осуществления проекта. Основная цель проекта – внедрение замыслов и идей субъектами социальной политики. Грантодатель может предоставлять гранты как организациям, так и физическим лицам. При этом грантозаявителем могут быть различные субъекты социальной политики, в зависимости от условий объявленного конкурса. Так, например, финансовая поддержка в конкурсе грантов «Губернское собрание общественности Иркутской области» может быть оказана физическим или юридическим лицам (в организационно правовой форме общественных или некоммерческих организаций) на реализацию не более чем одного проекта.

В частном случае проект может быть представлен не одной заявкой, и даже разным грантодателям. Заявки могут быть представлены в различных форматах, соответствующих требованиям конкретного грантодателя, однако существует и общая схема подготовки разделов заявки на грант. При этом нужно иметь в виду, что каждый грантодатель имеет свои, специфические требования к оформлению заявки и ее составу по разделам.
1.3. Пять циклов управления проектом
Выше уже отмечалось, что проект всегда направлен на решение какой-либо проблемы. При этом очень важно иметь возможность в дальнейшем контролировать ход проекта и достижение запланированного эффекта. При разработке проекта любой грантозаявитель должен, как минимум:

- оценить исходную ситуацию, на изменение которой проект будет направлен;

- определить, какие изменения необходимо получить «на выходе», то есть после завершения проекта;

- разработать комплекс мероприятий, которые могли бы обеспечить такие изменения;

- сформировать систему отслеживания и оценки таких изменений. К сожалению, большинство грантозаявителей, как инициативные группы или физические лица, так и некоммерческие организации в России пока ограничивается разработкой комплекса мероприятий. Это связано в первую очередь с тем, что у некоммерческого сектора нет практики, методик, кадров и опыта оценки своей деятельности. Несомненно, серьезная оценка ситуации и разработка системы выходных индикаторов для оценки изменений требует серьезных ресурсов для больших проектов. Большие проекты, требующие серьезной оценки, представляют организации, как правило, с большим опытом работы. Однако и для небольшого проекта необходимо включение этих разделов в заявку.

В общем виде общая схема проекта и подготовки разделов заявки ориентирована на пять циклов управления:

1. Первый цикл управления начинается с идеи. Идея, как правило, формируется, когда возникает проблема и становится очевидным, что ее необходимо решить. По сути, деятельность субъекта социальной политики, общественная активность начинаются, когда приходит понимание, что ситуацию или обстоятельста, которые перестали устраивать, необходимо изменить к лучшему. Определение изменений, которые необходимо достичь для улучшения ситуации, представляет собой процесс формирования цели. Цель показывает, к каким изменениям стремится организатор проекта. Она определяет качественный итог (результат) проекта. Для достижения результата необходимо выполнить определенные задачи. Очень важно уметь разделять проблему и способы ее решения. Например: проблема – правовая безграмотность учащихся старших классов. Способ ее решения – повышение правового уровня педагогов, которые с ними работают за счет организации специализированных тренингов. При этом способ решения выявляется во втором цикле. Например, для данного случая были выявлены причины проблемы, которые заключались в следующем: школьники не имеют доступа к информации на эту тему; педагогов, работающих с ними по этим вопросам, также отличает низкий уровень правовой культуры; ни у кого из них нет ни практики, ни примеров отстаивания своих гражданских прав. В результате достаточно велико как число правонарушений среди школьников, так и нарушений прав школьников.

2. Для того чтобы эффективно управлять реализацией проекта, необходимо четко понимать проблему, которую требуется решить. Именно поэтому второй цикл управления связан с оценкой ситуации по проблеме. Оценка ситуации проводится до разработки проекта (заявки). Она позволяет глубже понять проблему и причины, которые ее вызывают. Именно поэтому оценку ситуации проводят на этапе анализа проблемы и разработки идеи ее решения. Самое главное на этом этапе – понять, откуда возможно получить информацию. Потенциальные источники информации о проблеме: официальные отчеты, СМИ, научные исследования в проблемной области, статистика, беседы со специалистами и пр. Оценка ситуации может быть организована с использованием глубинных исследований (социологических, маркетинговых и пр.), с использованием различных технологий (SWOT-анализ, анализ ресурсов и пр.), а может быть представлена в более простом варианте. Однако при любом подходе оценка ситуации должна быть представлена в ясной, понятной форме, с указанием оценочных характеристик, индикаторов текущего состояния ситуации.

3. Для того чтобы организовать решение проблемы, необходимо разработать четкий план действий, технологию (механизм) реализации решения. Этот цикл включает в себя серию тактических шагов, описание действий, которые позволяют достичь результата. При этом объясняется, кто и что будет делать, в какой последовательности, какие методы, инструменты и технологии использовать.

4. Четвертый цикл включает в себя все ресурсы, которые необходимы для реализации проекта (финансовые, человеческие, организацион- ные и пр.). В том числе и те, которые имеются у грантозаявителя, и те, которые предоставляются партнерами. В заявке ресурсы представлены в форме подробного бюджета проекта с указанием всех затрат на его реализацию. Многие грантодатели требуют составления отдельной сметы с обоснованием статей затрат на запрашиваемую от грантодателя сумму. Бюджет и смета должны быть финансово обоснованными, реалистичными, а планируемые затраты должны соответствовать деятельности проекта (например, если деятельность проекта направлена на проведение семинаров для педагогов по повышению правовой грамотности, в бюджете не может быть статьи «приобретение швейной машинки»).

5. Пятый цикл – оценка результатов и достигнутого эффекта. Для того чтобы оценить результат деятельности по проекту, разрабатывается система показателей (индикаторов), характеризующих изменения ситуации. Именно их предполагается достигнуть в результате решения проблемы. Таким образом, индикаторы (показатели эффективности деятельности по достижению изменений) – это некие критерии, при помощи которых возможно определить, хорошо ли выполнен (или выполняется) проект. При этом важно помнить, что индикаторы оценки ситуации и индикаторы результата – это могут быть одни и те же показатели, через которые определяется изменение ситуации в запланированном направлении действий решения проблемы. Например, эффективность проведения тренингов для педагогов можно измерить при помощи количества сниженных правонарушений среди учеников; количества педагогов, желающих пройти обучение; расширения доступа к информации и пр. При определении индикаторов необходимо заранее определить и убедительно доказать, какой результат по индикатору следует считать хорошим, обеспечивающим запланированные изменения. Так, например, если в проекте участвуют 10 школ, а в каждой школе по два преподавателя-правоведа, хорошим результатом можно считать, если не менее 18 педагогов пройдут обучение.

Более подробно подходы к формированию индикаторов, оценки ситуации, бюджетному планированию представлены на конкретных примерах в разделе 3 - «Образцы заявок на финансирование с комментариями».

При этом необходимо иметь в виду, что каждый из циклов может быть представлен несколькими разделами заявки. Так, например, по условиям конкурса грантов «Губернское собрание общественности Иркутской области» первый раздел проекта представлен вторым циклом управления и включает в себя описание проблемы, на решение которой направлен проект. Фактически этот раздел должен содержать оценку ситуации. Далее следует раздел, содержащий цели и задачи проекта, которые в соответствии со схемой представлены первым циклом управления. Третий цикл управления представлен в формате заявки двумя разделами - планом действий (описание хода реализации проекта) и календарным планом реализации проекта, в котором указываются основные мероприятия с указанием сроков их выполнения по месяцам со дня получения субсидии. Четвертый цикл управления – бюджет проекта, также представлен двумя разделами:

- бюджет проекта, в котором должны быть отражены основные статьи расходов с указанием средств, запрашиваемых из бюджета и привлеченных из иных источников;

- подробная смета проекта в пределах запрашиваемой суммы.

И наконец пятый цикл управления - оценка результатов и достигнутого эффекта - представлен также двумя разделами: ожидаемые результаты проекта (результаты проекта для целевой группы, населенного пункта, в котором реализуется проект); механизм оценки результатов.


    1. Системы приема и рассмотрения заявок


Существует два способа рассмотрения и присуждения заявок. Один из способов присуждения грантов основан на принципе «открытых дверей». Заявки на гранты рассматриваются по мере их поступления, временных ограничений по срокам приема заявок не существует. При таком подходе существуют два основных метода работы с грантозаявителями:

- первый метод предусматривает получение от всех потенциальных грантополучателей кратких (на 3-5 страниц) документов, в которых указаны цель деятельности, основные элементы программы, а также краткое описание структуры и возможностей организации. Такая документация передается младшему специалисту по экспертизе для предварительного просмотра, чтобы определить, насколько документ соответствует минимальным стандартам программы по грантам. Затем старшие эксперты принимают решение о том, запросить ли полную заявку от потенциального грантополучателя;

- второй метод основан на стратегии “активной выдачи грантов”. Организация-грантодатель назначает сотрудника для работы с одним или более потенциальными грантополучателями. С ними проводятся консультации, обучение, им оказывается техническая поддержка в разработке их заявок (предложений). Сотрудник также содействует повышению способности организаций осуществить предлагаемые виды деятельности. С помощью подобного “активного” процесса повышается качество заявки и организационного управления, что является частью системы выдачи грантов.

В дополнение к данной системе приема и рассмотрения заявок грантодатель может проводить специальные программы или конкурсы, в рамках которых финансируются группы проектов, объединенные одной или несколькими конкретными темами. Возможна также работа грантодателя лишь в режиме одного из способов. Так, например, Фонд «Евразия» работает по обеим из двух обозначенных систем. «Губернское собрание общественности Иркутской области» принимает заявки к рассмотрению лишь после объявления специального конкурса.
1.5. Способы получения грантов
Существуют два основных пути получения гранта:

- заявка на объявленный конкурс;

- самостоятельный поиск грантодателя.
Самостоятельный поиск грантодателя

Первым шагом на пути получения гранта должно стать тщательное исследование всех имеющихся источников финансирования и определений среди них тех, из которых наиболее вероятно получить средства под конкретный проект. Как в России, так и за рубежом имеется целый ряд таких ресурсов. Это и различные фонды, и крупные корпорации, и учебные заведения, и государственные органы. В целях проведения подобного исследования можно использовать личные контакты, книги, журналы, ресурсы Интернета, ресурсные центры территорий.

Если грантозаявитель ранее участвовал в программах обмена или получал какие-либо награды от той или иной организации, он наверняка соответствует требованиям, необходимым для включения в программу целевых грантов. Постоянно поддерживая связь с организаторами таких программ, у грантозаявителя есть вероятность, что они могут помочь в поиске средств для финансирования его новых проектов.

После того как проведено исследование источников финансирования, необходимо изложить идеи проекта в письменной форме, пользуясь включенными в данную книгу рекомендациями. Если же та донорская организация, в которую грантозавитель решил обратиться как к потенциальному спонсору, предлагает свои особые правила оформления заявок, необходимо следовать им! Настоящая книга содержит примеры по написанию заявок на гранты, которые соответствуют большинству рекомендаций различных фондов, корпораций, федеральных, региональных и муниципальных учреждений. Однако эти советы не заменяют конкретные инструкции каждой из таких донорских организаций.

Добиться финансирования нелегко, особенно в первый раз. Но зато потом перед грантозаявителем могут раскрыться двери других организаций, ведь при рассмотрении заявок многие отдают явное предпочтение тем, которые уже финансировались какими-либо другими источниками. Часто организации-доноры обмениваются информацией между собой и даже рекомендуют своим партнерам конкретных грантозаявителей.

Прежде чем приступить к изложению идеи в письменной форме, необходимо определиться с тем, кто будет их читать (т.е. кто потенциальный источник финансирования). Необходимо как можно больше узнать об этой организации. Каковы ее цели и задачи, какие области деятельности представ­ляют для нее наибольший интерес? Какие проекты эта организация уже финансировала в прошлом? Если ответы на эти вопросы известны, при написании заявки можно учитывать приоритеты потенциального спонсора.

В большинстве случаев неплохо предварительно поговорить с каким-нибудь сотрудником той организации, куда планируется представить заявку на грант. Возможно, следует договориться о встрече с представителем этой организации, чтобы обсудить конкретные требования, предъявляе­мые ею в отношении соискателей, и критерии оценки представленных проектов. Полученная в ходе таких встреч и бесед информация поможет лучше понять людей, работающих в этой организации, и облегчит составление заявки с учетом ее специфики.

Незадолго до подачи заявки целесообразно позвонить тому человеку, с которым грантозаявитель уже имел беседу, чтобы получить подтверждение, что документы направляются именно тому, кому нужно. Необходимо еще раз сверить адрес и правильное написание названия организации и имени сотрудника. Немного лишнего времени, затраченного на эти детали с самого начала, позволят избежать простых, но очень неприятных ошибок, а также будет способствовать формированию у представителей организа­ции-донора представления о грантозаявителе как о заинтересованном и высокопрофессиональном специалисте.

В том случае, если заявка представляется без предварительного объявления конкурса, необходимо выяснить, какова политика избранной организации-грантодателя в отношении подобных заявок и финансировала ли она аналогичные проекты. По всем неясным вопросам желательно получить предварительные консультации у сотрудников этой организации.
Заявка на объявленный конкурс
Участие в конкурсе грантов осуществляется путем подачи заявки – письменного обращения в адрес грантодателя в соответствии с положением конкурса, представленного определенным набором документов. Состав документов определяется грантодателем и может содержать в себе: положение о конкурсе, распорядительные документы, образцы, номинации конкурса и пр. Если заявка составлена в ответ на объявление того или иного конкурса, необходимо убедится, что при ее подготовке точно соблюдались конкретные инструкции по составлению заявки и в нее включены все необхо­димые элементы.

Знакомясь с объявлением о конкурсе, необходимо обратить внимание на следующую информацию:

- кто (организации или физические лица) могут принимать участие в конкурсе. В том случае, если это организации – то какие они по юридическому статусу, по сфере деятельности, по организационно–правовой форме;

- каков максимальный размер грантов, представляемых в рамках данного конкурса;

- общий грантовый фонд конкурса (тогда возможно будет приблизительно оценить конкурентосопособность);

- ограничения по оплате различных статей расходов;

- конечный срок подачи заявок;

- необходимо ли софинансирование проекта из других источников. Если да, то в каком размере (он всегда повышает качество проекта, но иногда требуется обязательно);

- требуется ли собственный вклад заявителя (он всегда повышает качество проекта, но иногда требуется обязательно);

- требуется ли партнер для реализации проекта. Это всегда делает проект более привлекательным для спонсора, но бывают случаи, когда наличие партнера требуется обязательно (например, конкурсы на развитие партнерства между организациями из одного региона, разных регионов, разных стран, разных секторов и пр.).

Целесообразно включать в текст заявки те же самые термины и выра­жения, которые использовались в объявлении о конкурсе. Если грантозаявитель говорит на одном языке с потенциальными спонсорами, у него больше шансов убедить их, что проект абсолютно точно соответствует их целям. В то же время следует избегать чрезмерной перегрузки заявки профессиональным жаргоном. Итак, не меняя главную цель собственной организации и существо деятельности, грантозаявитель должен составить заявку так, чтобы она максимальным образом оказалась привязанной к целям и задачам организации-донора.

Не следует предполагать, что представители потенциального спонсора уже знают об организации-заявителе и ее деятельности. Равным образом, не следует рассчитывать, что они хорошо знакомы с конкретными условиями, в которых живет и работает грантозаявитель, исторические традиции и текущее положение региона или города, историю той проблемы, которой грантозаявитель предполагает заниматься. Но и перегружать рассматривающих заявку экспертов чересчур подробными деталями тоже не надо. Необходимо быть кратким, убедительным и точным при подготовке заявки.
1.6. Почему и в каком случае доноры дают деньги
Обычно донорам необходимо, чтобы проект удовлетворял следующим критериям:

- согласие с миссией донора. Из заявки должно следовать, что грантозаявитель разделяет идеи, изложенные в мандате спонсора. Обычно все спонсоры имеют так называемый мандат, т.е. основные положения и/или заявления, в которых они декларируют основные направления своей спонсорской деятельности и виды деятельности, которые ими поддерживаются. По сути дела, грант есть форма сотрудничества, заключающаяся в том, что у грантодателя есть ресурсы, но не разработаны мероприятия и нет команды для претворения их в жизнь, а у грантозаявителя есть мероприятия и команда, но нет средств. Необходимо внимательно проанализировать, соответствуют ли идеи предлагаемого проекта идеям потенциального спонсора.

- необходимость в реализации проекта. Необходимо внимательно изучить проблему, прежде чем предлагать ее решение. А вдруг кто-то ее уже решил? Важно показать, что предлагаемый проект необыкновенно ценен как для организации-грантозаявителя, так и для сообщества, в котором реализуется деятельность потенциального грантополучателя. Для его реализации команде нужны ресурсы - необходимо указать их в количественных показателях. Не нужно описывать ситуацию, в которой работает организация или творческий коллектив, в категориях безысходности и экономической катастрофы. Не следует описывать проблему в слишком черных тонах. Спонсор подумает, что положение настолько безнадежно, что его вряд ли имеет смысл исправлять. Зачем вкладывать деньги в безнадежные ситуации?

-логичность. Заявка должна быть логичной и последовательной от начала до конца. Необходимо внимательно посмотрить, нет ли в заявке логических пробелов между поставленной целью, задачами и предложенными решениями поставленных задач.

- понимание проблемы и способов ее решения. Из заявки должно быть ясно, насколько грантозаявитель сумел выявить проблему. Насколько логично он доказал, что технология, предложенная в ней для ее решения, продумана и реальна к выполнению. В проекте должен быть разработан комплекс мероприятий, имеющих отношение только к заявленной проблеме и способам ее решения. Причем если способов решения несколько, то из них должны быть выбраны наименее затратные по времени и ресурсам. Если в проекте предлагаются устаревшие методы и используется устаревшая терминология, или, наоборот предлагаются якобы новейшие методы и используется профессиональный жаргон, проект вряд ли реалистичен.

- компетенция. Кроме оценки самого проекта, в тексте проекта должна ясно описываться профессиональная квалификация команды-исполнителя проекта и база, на которой проект будет осуществляться. Чаще всего это члены организации или ее волонтеры. Важно показать общий опыт работы организации в области заявляемого проекта, квалификацию проектной команды, опыт работы над проектами и опыт получения и управления грантами.

- затратность. Все деньги, запрашиваемые на выполнение проекта, должны быть обоснованы и строго соответствовать мероприятиям, разработанным и представленным в проекте. Если в заявке запланированы какие-то необычные затраты и/или превышены стандартные затраты, необходимо объяснить их.

- реалистичные цели и бюджет. Проект должен быть реалистичным во всех отношениях. Он не должен обещать золотых гор, не должен планировать того, чего грантозаявитель никогда не сможет сделать. Важно помнить: если грантозаявитель получит грант, заявка станет неотъемлемой частью контракта, который организация (инициативная группа) подпишет с донором, и в этом случае она будет просто обязана выполнить свой проект.

- возможность распространения опыта проекта в будущем или масштабность проекта;

- поддержка проекта. Поддержка проекта специалистами и коллегами, властью и местным сообществом. Для этого очень хороши письма поддержки, о которых речь пойдет ниже. Текст письма и форма поддержки проекта, а также публичная деятельность организации составляют тот компонент, который относится к затронутому выше пункту под названием «Компетенция», в которую входит и умение вступать в отношения с окружающим организацию сообществом, коллегами и властью, т.е. то, что называется Public Relations. Это более чем существенный момент при оценке проекта, поскольку благоприятная обстановка при осуществлении предложенного проекта спонсору интересна больше, чем обстоятельства, когда организации-исполнителю чинятся препятствия.

Зачастую доноры поддерживают следующие проекты:

-уже работающие интересные программы, которые могут стать лучше при вливании дополнительных средств;

- ряд разных программ, которые выиграют, если их объединить;

- инновационная программа, новая идея, предлагающая нестандартный, яркий подход к решению проблемы.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

А. А. Широбокова О. В. Кривощекова iconПрактический опыт иркутской области
Брюханова Н. Гл. 4 3; Волос Ю. Гл. 5 2; Дорофеева О. – Гл. 4 2; Кривощекова О. Гл. 2 2, Гл. 4 1, Гл. 5 1; Овчинникова К. –Гл. 5 4;...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск